Российские альпинисты: «Я Вова. Хенде хох. Гитлер капут»

Пишет Avestiec, 19.06.2012 01:52

Российские альпинисты: «Я Вова. Хенде хох. Гитлер капут» (Альпинизм)
Наткнулся на весьма занимательный перевод статьи из немецкого "Der Spiegel" о российских альпинистах. Весьма рекомендую - растягивает рот в довольной улыбке)

"Они купаются в озере при температуре минус 15 градусов, поднимаются с незатейливым снаряжением на самые труднодоступные вершины: с российскими экстремалами альпинисты из других стран могут пройти по самым невероятным маршрутам. Объяснение в любви в адрес настоящих героев гор.

Впервые я встретился с русскими альпинистами, когда мне было 17 лет, и я работал неделю или две в приюте на леднике Leschauxhuette. Шел снег, когда четыре бородатые личности в удивительно старых одеждах, с огромными рюкзаками и с золотыми зубами во рту поднялись на этот ледник. Им не советовали при плохой погоде подниматься по северной стене горы Гранд-Жорасс (Jorasse), но, конечно же, безрезультатно.

В первый день далеко пройти им не удалось, и мы думали, что они вернутся. На второй день они поднимались еще медленнее, и мы чуть было не вызвали вертолет. На третий день – тогда опять пошел снег – мы считали, что они погибли. Но затем ночью мы в какой-то момент увидели бивуачные огни на вершине. До этого я совершенно не имел представления о том, что можно подниматься так медленно и при таких плохих погодных условиях, но, тем не менее, получать удовольствие.

С тех пор прошло много лет. За это время я поднимался с русскими по новым маршрутам, разбивал с ними бесчисленное количество лагерей, замерзал и страдал, пил и танцевал, поднимался на вершины и чуть было не лишился жизни. Я выучил русский язык и женился на русской. И ни секунды об этом не пожалел.

Своего первого партнера по восхождению я встретил во Фрайбурге. Тогда я прогуливал занятия в университете, а он – языковые курсы. Специальной площадки для тренировки по скалолазанию вполне хватило для начала кооперации. «You – climbing? I – climbing. We climbing!» - я был немало удивлен, когда Миша достал доходящие до колен и сплетенные им самим оттяжки (страховка, с помощью которой канат прикрепляется к скале – обычно она снабжена двумя карабинами, соединенными с петлей – примечание редакции журнала Der Spiegel), свитые вручную закладки, огромную, сделанную из пухового одеяла куртку и альпинистские ботинки, которые я в лучшем случае мог идентифицировать как домашние тапочки, и со всем этим он поднялся на восьмой уровень.

Присутствовавший при этом еще один шваб со значком горного спасателя обратил наше внимание на явные недостатки по части безопасности. Комментарий Миши: «You – Mounting Police? I – Mischa from Russia!» (Ты – горная полиция? Я - Миша из России!).

Голые мужчины на парковке

Да, русские – другие, совершенно другие. Особенно те, кто постарше и принадлежит к поколению, сформировавшемуся еще в советское время. Альпинизм для них – это не спорт, а «obras schisni». Поэтому часто можно услышать такие слова: «Если работа мешает тебе при восхождении, бросай работать!»

Зимой 2006 года я пригласил моих друзей из сибирского Красноярска в Альпы. Я знал, что мои друзья из «страны вечнозеленых томатов» впервые встретились при температуре минус 50 градусов в горах Кодара, что они являются умелыми покорителями больших стен (big wall), а также опытными специалистами по зимним условиям. Первое, что они сделали, было купание для закаливания в озере Тунерзе (Thuner See) – при температуре минул 15 градусов.

Присутствовавшие там на тренировке подледные водолазы из полиции от удивления чуть не захлебнулись, а некоторые автолюбители почти заехали в озеро, когда увидели на парковке голых мужчин, пытавшихся высохнуть с помощью джоггинга.

После 14 совместных горных лагерей, мои друзья при очень плохих погодных условиях выбрали исключительной сложный маршрут по северной стене горы Эйгер (Eiger), который до сих пор остается самым прямым. По глупости они использовали радиопередатчики, работавшие на частоте швейцарской полиции. В результате состоялся такой диалог: «Привет, это швейцарская полиция. Вы не имеете права использовать это радио в Швейцарии. Отключите его немедленно!» (Hello, this is Swiss Police. You are not allowed to use this radio in Switzerland! Shut it down now!) Что делать? Никто не говорит по-английски, Вова в отчаянии пытается вспомнить иностранных несколько слов, которые запомнились ему преимущественно из фильмов о войне.

"Hallo! Ich Vova. Ich Eiger. Hände hoch - Hitler kaputt!"

В тот же год мы совершили восхождение по северной стене пика Погребецкого на Тянь-Шане. Сложнейший маршрут на высоте свыше 6000 метров. По нему часто пытались пройти, по никому это не удавалось. Нашим капитаном был Михалицин. Он был таким толстым, что я поначалу принял его за нашего повара. Но его живот оказался потом нашим спасением. Михалицин пять дней подряд таскал на себе смертельно тяжелые рюкзаки, разбивал лагеря, и почти не употреблял никакой пищи.

Он мог бы стать настоящим полярным исследователем. В то время как дома все усердно тренировались и занимались скалолазанием, он ел и пил – это его способ тренировки. Говорят, что он в течение многих лет вообще не видел лета. Как только в Сибири становилось тепло, он собирал свои вещи и исчезал в районах ледяных вершин, а возвращался только осенью, когда уже падал первый снег.

Необычная команда

Ключом к успеху этой группы из Красноярска всегда был командный дух. Ее члены много тренировались, поддерживали таланты, пробуждали стремление к большему. Снаряжение было простое, но подходящее. Они спали вчетвером или впятером в палатке, которую по немецким законам нельзя было бы продавать и как двухместную. Первый залезал в палатку и от недостатка места поджимал колени, а остальные тесно подстраивались к нему как в пазле. Настоящая теплота, при 400 граммах палаточного веса на человека. Недостаток: когда у одного члена команды начиналась судорога и ему надо было перевернуться, все вынуждены были делать то же самое.

Когда нужно было установить гамак на скале (специальное приспособление, которое крепится к отвесной скале и используется в качестве ночного лагеря – примечание редакции журнала Der Spiegel), они использовали один на четверых. Модель марки «сделано самим» прикреплялась к стене, а затем ее снимали тащили дальше. Я много раз спал на такой платформе, в том числе в 2008 году вместе с тремя альпинистами из Челябинска во время состоявшего из 42-х «веревок» восхождения по большой стене в Каравшине. Странная команда: специалист по ракетам дальнего радиуса действия, морской рыбак и я – сельский учитель из Швабии.

Прежде всего меня поразил Женя Дмитриенко. Я никогда не встречал человека, который бы так хорошо совершал восхождения и был бы так мало известен. Я не знаю, как часто он устраивал бивуак на стене – вероятно, сотни раз. У него на счету много первых, а также зимних восхождений – Стена Троллей, Аксу, Ерыдаг, Эйгер, Башни Транго, Латок. Его еще называют «человеком семи оттяжек». По его мнению, большее количество страховок – это «для спортивного скалолазания, а не для альпинистов», и соответствующая пустота заметна на его ремне. Его «якоря» применяются по всей России, и он даже изобрел надувную платформу, в которой вообще нет металлических частей. Он живет в Ростове-на-Дону, где тренирует молодых альпинистов.

Можно было бы еще долго рассказывать. Например, о Глебе Соколове, о Хан Тенгри, о Захарове, о южной стене пика «Коммунизм», о Шабалине, о северной стене Эвереста, о Ручкине и Жанну. О том, как Архипов без маски на высоте 8300 метров в течение нескольких часов играл в карты и выиграл у «тех, кто пользовался кислородными аппаратами». Или о Хрищатом, который прошел по самому поразительному траверсу в мире – 74 километра от Хан Тенгри до Пика Победы. Может быть, расскажу об этом в другой раз.

Железный занавес исчез 20 лет назад, однако барьеры между двумя альпинистскими мирами все еще остаются. Наш взгляд все время обращен на Запад, и мы мало знаем о том, что происходит на другой стороне, мало знаем о людях и маршрутах в прошлом, а также в настоящем. Может быть, сейчас настало время открыть глаза.

И направиться именно туда. Ведь никто из нас еще не смог повторить великие маршруты 80-х годов".

Улыбнуло :)

Пусть боятся!

Душевно!
И всё правда

Так было,так есть.Любой западный альпинист,узнав что ты - фром Раша,радостно удивляется и спешит пожать тебе руку...

Молодца!

*«obras schisni»*
+500

А меня гордость распирает! Знай наших!

Да уж! Велика сила духа русских (читай славянских, советских) людей. И велика гордость от таких рассказов о их похождениях и достижениях.

позитив!!!

Когда Витя Николаев в 89-ом под Хан-Тенгри в МАЛе плыл стометровку в ледниковом озере, размолачивая кулаками перед собой ледяную корку, образовавшуюся за ночь, иностранцы глядели на него с ужасом и крутили пальцами у виска, типа "Рашен крези".

Это правда!...

Роберт жгет ! и сам он -классный парень и альпинист.

В 1991-м после успешного восхождения на пик Ленина мы заслуженно дневали в 1-м лагере на одноименном леднике. Весь МАЛ откармливал нас зарубежными дилекатесами! С одной стороны из уважения - мы в сумасшедшем темпе(после месяца похода 6 к.с. по С.-В.Памиру) поднялись на вершину со стороны Малой Саукдары и в таком же темпе спустились по классике ч/з Раздельную. С другой стороны из .. сострадания, видя в каком самодельном снаряжении, мы этот поход, прошли!! Поэтому наши отцы и войну выиграли!!!

******

чуш :)
выиграли потому что было отличное вооружение и шмотки- русские танки, американские паровозы и самолеты, прицелы и сапоги, студебеккеры и пенницилин.

а не потому что лохи и голодранцы.:)

Pablo "Поэтому наши отцы и войну выиграли!!!" А теперь живут как в каменном веке. Фото взято на сайте: photographer.ru
Один из победителей.

Валер, а вы вообще альпинист? Просто странно - люди тут обсуждают одно, вы настырно так пихаете другое... Весьма странно..

Один из победителей.

возможно, это просто дауншифтер.
который ненавидит гламурную Маскву.:)

Показать комментарий

Выставил русских полными идиотами
*****
Вы про Адвоката? :)
Эт точно, набил карманы и свалил:)

Статья очень веселая и доброжелательная, невозможно читать без улыбки, спасибо автору.

Собственно с чего вы решили, что здесь кто-то кого-то выставил идиотами и при чем тут коммунистическая идеология?
Догоним и перегоним - сдается мне, для профессионального альпинизма это вполне нормальная формула. Но если судить по вашим словам, то получается Лино Лачеделли, Акилле Компаньони, Морак, Вилленпарт и многие другие - тоже были подвержены коммунистической идеологии? :)

Прочитав статью и комментарии, полные гордости за русских, сделал такой вывод, если кого-то обидел - прошу прощения.

Молодца, Роберт! Адабрям. Автор - Чемпион России 2007 года в высотном классе. Знает, что пишет.(для всех сумливающихся патриотов).

Хорошая статья, спасибо!

опять помощь пришла с запада, или почти с запада))))
предлагаю тему поддержать - кому есть чего рассказать о своих
друзьях - не скромничайте, а то опоздаете

Ну - в статье с одной стороны очень правдоподобно описаны ситуации, особенно со снаряжением - и сама так ходила, и видела... :)
С другой стороны - например, буквально пару месяцев назад пришось объяснять одному из американских коллег, что пользоваться ГуглЕрз при планировании маршрута - часто облегчает задачу :)

отличная статья!!!!регулярно в Америке слышим от местных" крейзи рашен"(правда у них и своих "Крейзи "хватает)но мы дня них вечная загадка...не могут просчитать нас, а на счет фотографии русской глубинки-так в том же "ред ривер"в кентаки,такая разруха и нищета..когда первый раз увидел.глазам не поверил.

Чудесная статья. Порадовала, поулыбался... Valeras, ну не стоит сюда мешать политику. Причин не самой нашей благостной жизни - миллион и плюс еще одна. )) Здесь речь о другом. Мы все-таки немного другие, "crazy " с точки зрения многих, но это наша жизнь, и мы делаем красивые вещи ...

Какой-то странный,ненастоящий немец, ведь что русскому хорошо,для немца-смерть! Наверно всё дело в русской жене...

Этот немец - ходил забойщиком с сильнейшими русскими командами... только это не афишировалось... это очень крутой немец, поверьте.

Наверно всё дело в русской жене...
***

русские жены они такие ;)

ведь что русскому хорошо,для немца-смерть!
****

На самом деле вздорная поговорка.
Немцев испокон веку на Руси было много, и в русской жизни они принимали самое активное участие.
Не говоря уж о большинстве русских царей,
которые были самыми чистопородными немцами и определили облик наших обоих столиц.

Немцы-это русские,только им не повезло,язык забыли и говорят на всякой тарабаньщине.)))

"Человек семи оттяжек" - это точно про камикадзе)) в точку))

Команда красноярцев в сумасшедшем стиле прошла все главные стены Альп зимой - где рассказано об этом?
Ладно, ладно - не в сумасшедшем: в красноярском!

Частично здесь, Михаил Семенович

Текст вдохновляет неравнодушием рассказчика к нашему (и советскому в первую очередь) альпинизму.

Как-то даже грудь выпячивается :-)))

Спасибо за настроение и забавные примеры из исторического позитива!

отлично повеселила статья!)

Читая эти строки, испытываешь гордость за своих соотечественников!

Главный акцент автора тут на личной силе духа и командном начале, но так же и про " чудовищно медленно" и про ужасное снаряжение - есть чем гордится, но и есть что подтягивать. Сейчас снаряжение подтянули, а вот с остальным....

Спасибо автору! И смешно, и грустно, и.... в горы хочется.

Дядя Миша, решайся. Южный ждет!

"Модель марки «сделано самим»..."

Это супер!!!

есть еще фирма "сам-шил"

Фраза "Хенде хох" напомнила один случай.
Как то, в 90-е, мы принимали у себя в Крыму группу английских альпинистов. Был такой "безвалютный обмен" между клубами. Размещались в пансионате "Кастрополь". После восхождений, конечно, расслаблялись, благо англичане ничем не отличаются от нас в умении погулять...
Как то утром приходит горничная и говорит: "Заберите своего немца. Он вчера вечером приполз... не мог вспомнить, в каком номере живет, ну я его у себя на диванчике положила"
Я говорю - у нас нет немцев, наверное не наш.
На всякий случай иду смотрю - точно, наш Джонни.
"А почему немец?" - спрашиваю горничную.
"А потому что я английский в школе учила. Когда он при... , я его спрашиваю: Ду ю спик инглиш?
А он головой мотает и отвечает: "НИХТ ФЕРШТЕЙН!"
До сих пор не знаю, почему он так ответил???

Паш, улыбнуло))))))

украинская горничная, крым, вино: что еще нужно для счастья англичанина:)

Рассказ понравился. А вот что за рыба на фото? Очень уж аппетитная она, поэтому вызывает интерес.

Возможно маринка - в Фанских озерах которой косяки

Да крупновата для маринки))

В середине семидесятых годов, группа немецких альпинистов совершала восхождения в района а.л. "Дугоба". Сопровождающим к ним был приставлен Анатолий Никитич Семенов, или просто Сенечка. Когда их программа закончилась, Сенечка провожал их в Ферганском аэропорту. И вот объявляют посадку в самолет. И Сенечка им говорит: - Ну что, друзья мои, пора.... На что они ему хором ответили: - Я я, попистофали....
Анатолий Никитич был известным альпинистом не только в Узбекистане. К сожалению, (16.02.12) ушёл из жизни Заслуженный альпинист СССР, Рекордсмен СССР и Снежный барс - Семёнов Анатолий Никитич. В своё время он был Начальником КСП а.л. "Дугоба". .....

Эх, как хорошо узнать, что "я,я, попестофалли" живет не без участия моего именитого земляка))) В каких только вариациях не слышала я это выражение, самое топовое - "Хеликоптер нихт, попестофали" - наш лозунг))
статья очень позитивная, спасибо автору!
и как же приятно, что на Риске, наконец, не череда некрологов, ттт,ттт, чтоб не сглазить.

О небеса! Какая божественная статья!!!!

Хорошо написано!.Как в песне...

> Архипов без маски на высоте 8300 метров в течение нескольких часов играл в карты и выиграл у «тех, кто пользовался кислородными аппаратами»

Вызывает уважение способность этого человека к концентрации.

немцы нам ближе всех по духу и по миропознанию...