West Face of Edgar - послевкусие

Пишет belousov, 22.11.2011 22:18

Наконец то мы вернулись. Живы здоровы, и на том спасибо. Надо бы для порядку восстановить цепочку событий поездки.

Но сначала немного спасибов:

Отдельным абзацем выражаю благодарность Ирине Новиковой, представителю компании Salewa, за предоставленную одежду и снаряжение. Одежда выше всякой похвалы. Особо хотелось бы упомянуть палатки. Мы использовали под базовый лагерь палатку Mirage V Premium и высотную однослойную палатку XPD Altitude. Базовая палатка оказалась просторной: вмещала 4-х человек с вещами и в ней было где устроить кают-компанию. Ветра были умеренные, палатка вполне с ними справлялась. Стоять можно во весь рост не пригибаясь. Это большой плюс. Легкая однослойная палатка весом 2 кг (если выложить лишние колышки) гораздо просторнее чем ее одноклассник Bibler Eldorado (присутствовал у нас второй палаткой). Несомненные плюсы по сравнению с библером в зимних условиях - весь конденсат стряхивается со стенок (неприятно, но как показала практика - гораздо более практично). После ночи - достаточно вытряхнуть палатку. Библер же обмерзает настолько что вес его увеличивается раза в два, я не говорю уже об объеме. При низких температурах его не удается высушить.

Mirage V Premium

XPD Altitude

Обувь для участников предоставил Михаил Ярин, представитель компании AKU в России. AKU Spider GTX. Ботинки показали себя отлично. Ногу держат, при длительном лазании по рельефу нога почти не чувствует дискомфорта. Кошки держатся как надо, не слетают, рант достаточного размера. Шнуровка удобная, с промежуточной фиксацией. Не натирали. Были сомнения по поводу оранжевых узорчиков на ботинке - думали, поотлетают. Ничего - все целы невредимы. Одели мы их еще на подходе к БЛ, так как было снежно и слякотно. Ну, один слой есть один слой - на морозе использовали бахилы. Ботинки отличные, для восхождений на высоты до 5500-6000 метров с несильным минусом за бортом. Я лично положил их в свою копилку и буду пользовать зимой для лазания по ледовым каскадам.

Автор в ботах AKU Spider GTX

Наш давний друг Андрей Варваркин (KRUKONOGI.COM) выдал нам жмень клювов и якорей. Клювы для Petzl Nomic и Petzl Quark. Якоря различных размеров - хорошо шли в глухие трещины, коими изобилуют стены Эдгара и Гроссвенора. Клювы мягкие, хорошо затачиваются напильником. Нареканий нет.

Новиков пробует на зуб KRUKONOGI.COM

Не могу не сказать большое “ку” Сучковой Ксюхе, которая виртуозно проводила переговоры с принимающей стороной, и то, что мы сэкономили кучу денег - целиком и полностью ее заслуга!

Это не Ксюха, это китайская еда!

Совсем коротенько о питании. Высотная еда у нас в основном состояла из продукции Гала-Гала. Впервые пользовался - доволен. Основной рацион - гречка. По утрам бывал творог. Очень хорошо шли компоты - бодяжили чай и местную водку.

Денег нету

Денег к поездке удалось накопить в буквальном смысле - впритык. Поэтому все расходы старались минимизировать. Экономили во всем, кроме, как мне показалось, алкоголя. Жили в Ченгду в номере без удобств, из Ченгду добирались до Кандинга на рейсовом автобусе, что так же было значительно дешевле, и что самое главное, вполне сносно. Повара не взяли, готовили в БЛ сами. Офицер связи от нас сбежал в соседний лагерь где и питался. Офицера выторговали со знанием английского, чтобы не брать переводчика, что тоже положительно сказалось на бюджете. Кстати он умело опрокидывал за воротник и договориться с ним по всяким организационным вопросам не представляло труда.

Наш офицер связи Пэн

Соседи

Еще вылетая из Москвы узнаю, что в непосредственной близости от нас должны базироваться американцы. Мы почему то сразу представили блондинистых американок с большим бюстом, и постоянно “визуализируя” торопились с ними встретиться. На подходах стали выясняться детали. Наши американки на троих набрали 14 лошадок, тогда как мы впятером с офицером уплотнились на 8. И вот он, долгожданный день встречи! Навстречу нам, щурясь на ярком солнце, высунулись из палатки три бородатые физиономии... Джеф, Крис и Роберт.

Крис, Роберт и Джеф - парни из Монтаны

На некотором отдалении от нашей русско-американской дружбы расположился большой китайский лагерь, населенный 3-мя китайцами. Девушка оператор и 2 клаймбера. Правда на момент нашего прибытия они уже лезли на Дзядзе, так что познакомиться с ними нам предстояло позднее.

На подходах зима

Баз лаг

В этом году БЛ расположился на уютной полянке размером с небольшой аэродром, на высоте 4300 м. Есть большие камни для боулдеринга. Дни отдыха можно совмещать со скалолазанием. Из-за моренного гребня выглядывает Дзиадзе и Гроссвенор. Солнце в 9 утра как по расписанию. Речка с чистой водой. Короче, в бытовом плане и по уюту - практически 5 звезд.

Утром в БЛ

Тепло и уютно!

Как мы хотели

Эдгар довольно далеко от БЛ. Путь туда лежит через единственный доступный проход на плато - перевал 5700. Слева Дзиадзе, справа Гроссвенор. Мы хотели провесить перилами, если это будет необходимо, взлет на перевал, занести туда снарягу с продуктами, акклиматизироваться на склонах Гроссвенора, и после чего отдохнуть и выдвинуться под Эдгар, до которого по плато еще километров 5 месить снег по развилку. Просчитались, не взяли снегоступы. Хоть американцы их и называют slow shoes - тем не менее, они бы сильно ускорили наше продвижение под стену.

Эдгар с перевала

Первый выход

Димка и бескрайние морены

Ден

Он начался с недовольства нашего младшего состава. Не понравился день отдыха после прихода в БЛ. В тот день мы решили немного прогуляться, загрузились веревками и выдвиулись на 4800 - это где то пол дороги до перевала. Мы с Шурой оставили веревки на морене на отметке 4800, а Ден с Димой повернули после 4600 вниз. На следующий день выходим под перевал, но Ден с Димой уперлись, голова мол болит, устали. “Хотим отдыхать”.
Так мы и пошли с Шурой вдвоем. Доперлись к обеду где то до 4900. Устали. До перевала еще далеко. Переночевали в еще девственной салеве, и на следующий день поползли дальше. Часа через два на самом неуютном месте ледника обнаружили китайскую палатку с операторшей, которая на радостях выскочила в маечке, но потом спохватившись напялила пуховку. Тычет вверх, рассказывает что ее друзья сегодня вылезли на вершину Дзиадзе. Ночевали где то сидя. При ближайшем осмотре Дзиадзе - не такая она и крутая. Поболтали с девочкой и поползли дальше. Худо бедно, часам к 5 вечера доползли под перевал. Выбрали место поспокойнее, с одной стороны сераки висят, с другой вообще километр скало-снего-льда - мало ли что шмякнется. Откопали площадку, поставились, залезли. Ждем Диму. Димка бросил Дена отдыхать в БЛ и за день поднялся к нам под перевал. Вот она - сила отдыха (или духа).

Дзядзе 6542 м, ЮЗ стена

Северная стена Гроссвенора 6372 м

Перевал, проход на плато

Димка притащил свой планшетник и показывал кино! За ночь палатку слегка завалило снегом. Кроме того снег проник во все вентиляционные отверстия. А особенно в потолочные. Под потолком у нас висела полочка сетчатая для мелочевки типа фонариков с очками. С утра это был сугроб, который вынесли в тамбур и там и оставили.

Палатка под перевалом

За ночь немного намело

С утра холодно. Одевшись потропили по развилку к взлету перевала. Просматривалось два варианта, либо слева либо справа. Слева чуть длиннее, но видно до конца, а справа как то не все просматривалось. Так что полезли слева. Крутой снег сменился фирном. Потом пошел ледок. веревок через 8 вылезли на перевал. Сверху дуло с такой силой, что не долго думая, размотали 160 имеющихся метров перильной веревки и слиняли вниз. Дополнили это дело еще и нашей 60-кой.

Левый вариант

Правый вариант

Лезем по левому варианту

Димка к тому времени вылез из палатки, укрепил, откопал, построил стенки. Вообщем, по хозяйству. Попили чайку, собрались и пошли вниз. Кстати, пока нас не было - китайцы сдюльферяли по правому варианту перевального взлета. Димка угостил их чаем и они ушли.

Китайцы

Где то на пол пути встретили Дена. Медленно и печально Ден восходил в сторону перевала. Но завидев нас, тут же потерял всю решительность и бросив рюкзак под камнем повернул в БЛ.

Так закончился вполне успешный 1-ый выход.

Праздник живота

По вечерам концерты

Второй выход

В следующий раз мы хотели залезть с лагерем на перевал и попытаться набрать высоту по северному гребню Гроссвенора. Ден решил выйти заранее за день чтобы дойти до палатки под перевалом. Слегка поплутав по леднику и переночевав без палатки на леднике, к вечеру второго дня он таки дошел.

Бодренько

Мы же, загрузившись едой и снарягой, потопали наверх. Без приключений добрались под перевал где и встретили Дена. На утро Ден решил что с него пока хватит и пошел вниз, а мы втроем полезли на перевал. День был теплый, без ветра и было хорошо! Омрачил один момент, помню. Когда я добрался до перильной веревки, а точнее до нашей 60-ки, то обнаружил ее перебитой. Так мы остались без веревки. Да, кстати, кроме всего прочего мы решили перевесить перила на правый кулуар, так как он выглядел короче, и народ говорил что он не сложный и не крутой. По этой причине, мы за собой вытянули все веревки.

Перила на перевал

Лагерь

На перевале дуло. Штырлиц закрыл форточку и дуло исчезло. Ну то есть мы приспустились в сторону плато, там было поспокойнее. Из застругов соорудили стеночку, поставили библер и завалились спать. С утра, снова ясно и холодно. Собрались и налегке полезли по гребню. Гребень одно название - просто очень крутой фирн. Под верхом кроме как на три такта, уже и не полезешь. Часа через 3 вылезли на 6100. Халява закончилась, начались проблемы. Жандарм, по которому надо лазать, гребень типа яйцерезка, нас трое и за жандармом не видать чего дальше.

Гроссвенор - гребень на 6100

Шура на гребне

Я сразу пошел вниз, Дима еще помучал Шуру на предмет того чтобы облезть жандарм, но за час они пролезли только 50 метров горизонтального гребня, позагибали пальцы, посчитали шансы ночевки и так же свалили вниз. Не задерживаясь на перевале, собрались и пошли в БЛ. По идее ночевка на 5650 есть, подъем на 6100 присутствует. Можно считать акклиматизацию завершенной.

Валим вниз

Единствено, что осталось еще - перевесить веревки на правую сторону в кулуар. Ну это мы сделали быстро. Итого, имеем одну палатку под перевалом, одну на перевале, и снаряга тоже частично там, частично тут.

Попытка

Пока ковырялись на Гроссвеноре, Шура слышал голоса американцев, которые дюльферяли после вершины на плато. На следующий день они вернулись, уставшие, но с вершиной. С погодой им повезло. 3 дня была погода, немного холодно, но без снега.

А тем временем в БЛ выпал снег. Два дня отдыха пролетело незаметно. Заметно было только то, что похолодало, и теперь по вечерам начинал идти снег. Утром ясно, после обеда снежит.

Активный отдых

По утрам зима

Настало время выходить, собрали недостающую снарягу, еды, как мне казалось на 8 дней, и пошли. Я с Шурой с намерением вылезти в тот же день на перевал, а Димка с Деном, с намерением быть вечером под перевалом.

Первый сюрприз ждал нас на перилах. Их как то перетерло, так что они висели на двух жилах. А Шура жумарил с отрывом ног. Там хоть и метров 10, но лететь есть куда. Перепугался, меня напугал, так что я аж выщелкнулся из перил и залез просто с инструментами.
Ну дальше вроде все пошло гладко. Вылезли наверх, там палатка, чай, ужин и теплый спальник. А с утра солнце должно быть чуть ли не в 8 утра, так что впереди сплошной позитиф.

Лагерь на перевале

Нам туда!

Но с утра почему то дул ветер, и небо было в какой то дымке, так что появившееся солнце не грело, и мы вылезли из палатки только в 11, а вышли дальше только к 12. Отойдя от лагеря метров 100, попали в облако, и солнце больше в этот день не видели. Шел снег, и мы почти в слепую, потихоньку тропили в сторону Эдгара. Где то через часик я попал ногой в дыру. Связались. Дальше стало совсем как то темно, и ничего не видно. Да и снег усилился. Появилось сомнение, стоит ли двигаться дальше, так как под стеной не ясно где вставать и откуда нас может застигнуть сюрприз в виде лавины. Поэтому выбрали место поровнее и начали ставить палатку. Пока растягивали, Шура проткнул снег и чуть не уронил лыжную палку в трещину. Мда... Красавцы, встали прям на снежном мостике. Оттащили чуть в сторонку, уже не утаптывая, растянули и залезли.

В этот день Ден с Димкой взлетели на перевал. Без приключений. На завтра планируют восхождение.

Следующий день солнышко. Как же приятно. Собрались, пошли. Отошли метров 100. Шура по шейку провалился в дыру. Ругается. Темп замедлился. Идем как по минному полю. Но тут как по закону подлости. Я вышел тропить, ни разу не провалился, Шура еще несколько раз находил дыры и мы их перескакивали. Совсем под стену решили не залазить, а встали на ровном, слева под плечом отходящим от гребня. Подальше от склонов. И не зря. Кое где наши следы покрылись следами ледовых обвалов.

Следы

Трещины! Страаашно!!!

Димка с Деном вышли на маршрут, но пройдя по стене метров 200, погрязли в раскисшем снегу. Решили, что вышли поздновато. Подумали, что неплохо бы перетащить лагерь поближе и выйти затем пораньше.

Ложимся спать, решаем, что спим под одним спальником, чтобы второй не отсырел. Сухой спальник с собой на гору. Думаем смотреть по погоде, если в 5 утра чисто - собираемся и лезем. Проснулись в 5 - Шура выглянул, поморщился и говорит что как то не очень. Решаем поставить на 6 будильник и еще раз проверить. В 6 как то не проснулись, в 7 облака разогнало, Шура подскочил, мол давай собираемся, выходим. Ну сказано, сделано.

Стена поближе. Кружочком отметил до куда мы успели добраться!

В 8:30 начинаем тропить под маршрут. Где то часа полтора уходит на то чтобы подойти. В 10 утра перелезаем бергшрунд и начинаем одновременно двигаться вверх. Часа за 2 проходим 300 метров перепада, лавируя по фирну между скал. Кое где встречается лед. Разок даже вкрутили бур.

Дальше угол стены увеличивается и мы подходим под ключ. Две веревки попеременного лазания по льду 55-60 градусов. Приводят под участок, где толщина льда не превышает 2-3 сантиметров, при этом крутизна больше 60. Бур не вкрутить. Метров через 100 стена немного должна лечь и льда должно стать побольше.

Начало ключа

Но в запарке мы и не заметили как начал идти снег. Час назад а может и два. Опомнились, когда на станции нас закопала первая пылевая лавинка. И тут началось. 5 минут перерыва и снежное облако вновь и вновь нас накрывает. Шура спутал лед с камнем и мы лишились одного молотка. Теперь 3 инструмента. Шура балансирует на фронтпойтах, пытаясь завернуть самый короткий бур в корку льда. Стоит, пережидая пока снежная река чуть утихнет. Вот и бур улетел вниз - выколол линзу. Мне начинает казаться, что какое то хреновое день рождение у меня. Где блин подарок!? А впереди вместо подарка начинает маячить холодная, так как с такой скоростью мы далеко не улезем. Лавины не дают разогнаться. Причем, комфортно отсидеться негде. Мы находимся в русле. По нему течет снег, и по бокам скалы типа бараньих лбов. При просмотре стены снизу мы не нашли мест для ночевок.

Блин, а можно вот так же только без снега а?!

Ну все... кранты - хотя может на фото это и не видно...

Вот такие невеселые мысли посетили меня в этот момент. Очередной снежный натиск вынудил меня крикнуть Шуре чтоб спускался. Сейчас нам здесь делать больше нечего. На этом закончилась наша попытка. Сдюльферяв пару веревок начали спуск одновременно. Снег засыпал весь рельеф и иной раз наступая в снежную пудру скребли кошками по скале. Худо бедно - спустились. Шуре опять не повезло - провалился в берг. Идем вниз, снега намело снова по развилку кое где. Спустилось облако, идет снег. Нихрена не видно. “Идеальная погода для восхождения”. Потихонечку идем вниз. Вспоминаю прошлый год, чтоб как то вспомнить направление. В конце концов глаза устали от постоянного всматривания в белую мглу. Остановились подождать, но тут на секунду стало светлее и Шура увидел где то далеко справа желтую точку - наш Библер.

А тем временем Ден и Дима перенесли лагерь под стену, откопали площадку и готовились к выходу.

На утро, солнышко, но сил на вторую попытку сразу не наскрести. Нужен отдых, да и посушиться бы не мешало. Все перчатки вчера были мокрые и сейчас это куски льда в углу палатки! Делаем ревизию продуктов. Сухарей не осталось, печенье йок, сахара тоже почти нету, осталась гречка на пару-тройку дней. Позагибали пальцы, собрались и пошли вниз. Честно признаться, настроение паршивое. Идем, а солнце жарит. Сейчас бы лезть и лезть. Часов через 5 набежало облако, задул ветер и не дойдя до перевала, встали на бивуак.

Тут с нами произошел забавный случай, благодаря которому мы чуть не померли. Сидим в палатке, топим снег, никого не трогаем. Шура возится с джетбойлом, я читаю смс. И тут буквы как поплывут... Я думал, может попу отсидел, дай ка пересяду. Поднялся, а голова как завертится. Отдал Шуре телефон, сижу соображаю. А сам ртом как рыба воздух хватаю. И тут до меня медленно доходит, что это пистон. Дышим пропано-бутановой смесью. Скорей дверь настеж! Сидим дышим. А легче все не становится. Вобще подурнело основательно. Еще пару минут и сознания лишились бы. Так и сидели час. Вдыхали кислород глядя в одну точку. Ночью потом голова трещала и мутило. К утру полегчало, но к джетбойлу теперь стали относиться как то с опаской.

Вкуусно!

Ден на маршруте

Этот день принес нам кучу беспокойства по поводу Димы и Дена. С утра они полезли снова на Гроссвенор. После 12-ти часовой связи они куда то пропали, на стене мы их не видели, так как облако и снег. В 3 часа связь пропустили мы (как потом выяснилось, они тоже), в 6 они не вышли. Мы прослушивали их и в 7 и в 8 и в 9, но бесполезно.

Гроссвенор - Восточная стена

Ночевали парни на вершине - в маленькой норе

Утром, пока завтракали, размышляли че делать. В 9 утра довольный Димкин голос сообщил, что они спускаются с вершины Гроссвенора, что он вчера в штанину уронил рацию случайно, и потерял ее там. Нашел с утра когда шнуровал ботинки. Мы тогда выдохнули, и пошли вниз в БЛ. На этом закончилась наша попытка залезть на западную стену Эдгара.

На следующий день Денис с Димкой тоже вернулись в БЛ, причем Ден умудрился под перевалом оставить рюкзак, полный снаряги.

И снова вниз...

Под Гроссвенором

Спустившись в БЛ, 2 дня предавались отъеданию и отдыху. На следующий день после спуска шел снег. Я с трудом передвигался по лагерной поляне. Мышцы на ногах деревянные. На следующий день я более менее ожил, и готов был обсуждать дальнейшие планы. Времени у нас оставалось на короткий 3-х дневный выход. День подойти, день лезть и день спускаться. Запросили прогноз - назавтра к вечеру снег, потом с утра немного снега и 3 дня погоды.

Идем под Гроссвенор под Западную стену

Гроссвенор - Западная стена.

А по ночам в БЛ -15!

Посовещавшись, решили лезть на Гроссвенор по центральному кулуару. 7 ноября, к обеду собрались и пошли. За 5 часов подошли под стену. Крайних пару-тройку часов шли под непрекращающимся снегопадом. Поставили палатку, залезли. Собственно так и не вылезли ни разу. Всю ночь снег, утром снег, днем снег. Только вечером, после 6, начало растягивать. Но к тому времени мы уже махнули на это мероприятие рукой и с утра собирались вниз.

Ночью стукнул такой морозец, что с утра, пока собирали палатку, замерзли конкретно. Сложно сказать, но под 30-ть точно было. У Шуры ноги отошли только в БЛ. У меня в основном мерзли руки, но на солнце они быстро отогрелись.

Ночь

А Денис в полном одиночестве ходил за рюкзаком. Как же мы ему не завидовали!

Всем спасибо за внимание, за то что переживали пока нас не было, желали удачи и ждали свежих вестей.

А теперь все это тащить вниз! Хорошо что мы не лошади!

PS:
Экспедиция была проведена при содействии ФАиС г. Москвы.