Огни без горы или На этот раз настоящие спасработы

Пишет Caravaner, 24.08.2014 23:18

Здравствуйте, друзья!

Я хочу рассказать вам ещё одну удивительную историю, которая случилась со мной и моими друзьями 16-17 августа этого года в Архызе. Оговорюсь: я излагаю только факты и кое-какие личные соображения, я не хочу разводить здесь флуд и срач. Просто есть такие вещи, о которых нельзя молчать. Я надеюсь, мы поняли друг друга, спасибо за Ваше терпение :)

Начну с того, что Детская секция Клуба «Планета» ежегодно устраивает в Архызе на поляне Ледовая Ферма учебно-тренировочные сборы. От года к году участников прибавляется, в этот раз количество спортсменов перевалило за 40, а общее количество людей за 70. Сами понимаете, масштаб для палаточных сборов немаленький. Итак, мы неделю проходили курс акклиматизации, проводили занятия по технике передвижения по горному рельефу и по спортивной туристской технике. Отдельно были прочитаны обзорные лекции по технике безопасности, медицине, а также проведено практическое занятие по спасательным и транспортировочным работам. Оно состоялось 14 августа. На следующий день группа спортсменов в составе 15 человек под моим руководством вышла на Софийские ночёвки с целью взойти на уже традиционную для нас в.Надежда 1Б к.т. Всё было здорово. Ничто не предвещало беды.

А беды я опасался. В прошлом году в ночь перед восхождением на эту же вершину 18 августа 2013 мы попали в «спасработы вхолостую» http://www.risk.ru/users/caravaner/199474/, когда на Софии ловили холодную ребята из Королёва. Это сейчас та история вспоминается с улыбкой, но тогда нам было вовсе не до шуток. И вот, возвращаясь снова на то же место, я невольно ждал какой-нибудь подлянки.

На ночёвках с нами стояли две группы – большая из Тулы и малая из Владимира, плюс одна палатка на Собачьих и две на Спартаковских ночёвках, чьих жильцов мы не видели. Мы выяснили, что Тула на следующий день уходит вниз, а Владимир через перевал Окно выдвигается к Восточному Софийскому леднику, так что с нами они не пересекаются. Когда начало темнеть, я просмотрел гребень Софии, огней не увидел и успокоился. Часов в девять мимо нашего лагеря прошёл дядя с нижних ночёвок, проводивший разведку для ледовых занятий. На этом события вечера закончились.
Утром 16 августа всё наше отделение двумя мобильными группами успешно взошло на в.Надежда по маршруту 1Б к.т. На вершине встретили ещё одну группу из 5 человек («отдыхающих»), один из которых был в сандалиях, а второй босиком. Но, несмотря на эксцентричность в одежде, ребята бодро прошли мимо нас и стали спускаться в обход осыпного кулуара по гребню, с ними был тот самый дядя, которого мы видели накануне. Мы тоже не стали засиживаться и начали спуск. Через час мы были уже на морене в устье кулуара, когда встретили этого человека: Сергея Алирзаева.

Огни без горы или На этот раз настоящие спасработы (Альпинизм, архыз, софия)

Несколько слов о Сергее. Он из Питера, но живёт и работает в Москве. Состоит в интеллектуальных кружках, торчит под идеями рационализма и прочей околофилософской ерундой. В общении человек сложный. Горной подготовки не имеет. Приехал в Архыз сам и стал рядом с нашим лагерем. Пару дней взрывал аудиторию мозголомными разговорами, но потом поутих и стал гулять по району с навигатором. Словом, не наш, но и не совсем чужой, что-то вроде достопримечательности поляны. Больше и сказать про него ничего не могу, так как не знаю.

Итак, идём мы к морене, а навстречу нам Сергей. Поздоровались, разошлись. Человеку под тридцатник, взрослый уже, на ногах хорошие кроссовки, одет в термо-комбинезон и ветрозащиту, с собой рюкзачок с водой и какими-то вещами. Снаряги никакой. Он просто вышел погулять. Мы предупредили его, чтобы он не слишком дерзил в горах, но он отмахнулся. Разошлись и забыли. Благо ещё много дел до вечера.

В районе 13 часов ушла Тула (Владимир ушёл ещё утром), в 14 часов мимо нас прошла группа «босых» восходителей, следом двинулись мы, на Собачьих и Спартаковских ночёвках уже никого не было. За нами оставался пустой район. Только после черничника, на спуске с водопадов, мы разминулись с группой из Москвы, которая шла наверх. Было почти 16 часов.
В своём лагере внизу мы вымылись, поели и сели за разбор восхождения в большой палатке-кают-компании, было около 19.30. разбор был в самом разгаре, когда снаружи нас начали звать. Голоса были нехорошие, были слышны слова «разбился», «парень», «вертолёт». Мы с начальником сборов Лыковой В.А. выбежали наружу и увидели мужчину из группы москвичей, с которой мы разошлись на спуске. «Алексей, группа горного клуба МАИ», представился он - «на Софии разбился человек, зовут Сергей, черепно-мозговая травма, многочисленные травмы головы, лицо такое, что мама не узнает, возможен перелом позвоночника, нетранспортабелен. С момента обнаружения прошло не менее 4 часов, с момента травмы – неизвестно, текущее состояние - неизвестно». Единственное, что узнали москвичи, - где Сергей стоит внизу, поэтому пришли к нам. Пока вызывали спасателей (вертолёт будет только утром, да и то при хорошей погоде, а спасотряд подойдёт к поляне часа через 2), мы собрали головную группу из 4 человек: мы с Гришей (опыт ночной беготни по ущелью Ак-Айры у нас уже был), наш друг и стажёр младшего отделения Саша и наш доктор Анна Борисовна. Мы шли с минимальным бивуачным снаряжением – ждать вертолёта. Как только все приготовления были окончены, мы с Алексеем выдвинулись наверх, взяв с собой рацию. Было 20.50 шестнадцатого августа 2014 года.

Поднялись быстро. В 23.00 уже были на Спартаковских ночёвках, где нас встретили злые пьяные егеря, которые ругались последними словами и спрашивали, не наш ли это «труп» (или «друг»?). Мы так этого и не поняли. Наш доктор осмотрела Сергея и сказала, что травмы не такие серьёзные,
как мы ожидали. Да, черепно-мозговая, и непонятно, открытая или закрытая (волосы и бинты мешают оценить тяжесть), да лицо разбито, но спина, вроде, цела. В этот момент Сергей порывисто сел и невнятно потребовал воды. Его успокоили, дали немного попить и уложили. Мы сообщили вниз о его состоянии, нам ответили, что спасатели уже идут, также идёт наш второй отряд из 5 человек, а ещё мы все общаемся на одной волне. В 23.50 спасатели в составе 10 человек вышли на ночёвки. Ребята были очень вежливы и приветливы, не ругались и не выказывали абсолютно никакого недовольства. В 00.00 поднялись наши ребята: Дмитрий, Галя, Артак и двое воронежцев, наши соседи по поляне. Спасатели ещё раз осмотрели пострадавшего и приняли решение спускать его немедленно. Ровно в 00.10 мы начали транспортировку.

Вы когда-нибудь носили акью? Даже лёгкая акья весит килограмм 10, а вместе с пострадавшим около 80. Добавьте к этому глухую тёмную ночь после тяжёлого дня и восхождения на гору и крутой спуск по траве, камням и рододендронам без тропы. Нет, тропа-то там кое-где есть, и даже хорошая, но над ней плывёт акья, а мы ломимся по склонам выше и ниже, стараясь не травмировать пострадавшего ещё больше. Смена на переноске – 6 человек, время – 5 минут (5 несёшь, 5 отдыхаешь), каждую смену ты меняешь сторону (чтобы отдыхали руки) и место (голова-туловище-ноги; голову нести труднее всего). Через полчаса у меня стала разламываться поясница, через час вся спина, а через полтора я просто перестал всё это замечать. Шёл как во сне, переставлял ноги, держал акью, когда кто-то оступался, сам оступался, кричал «СТОП!» и «КАМЕНЬ!», но не многим больше: мыслей почти не было, только донести свою смену, попить воды и снова схватиться за петельку для руки.

Над водопадами в черничнике мы встретили первого спасателя из Черкесска, он поил нас чаем. Сильно ниже, уже в зоне леса к нам вышел большой свежий отряд. Ребята снесли акью до моста, переправили на правый берег Ак-Айры и дотащили до своего УАЗика. Там Сергея положили в салон на сиденья, туда же закинули его вещи, которые наши друзья собрали внизу, в салон сели двое молодых ребят из МЧС – держать пострадавшего, потому что ноги его торчали из машины, и закрыть дверь не представлялось возможным. Попрощавшись с нами и оставив телефон, по которому можно узнать о состоянии «клиента», спасатели уехали на Таулу, где у моста их уже ждала карета скорой помощи. Это были их третьи спасработы за сутки. Ровно в 03.00 мы вернулись в лагерь, поели и легли спать. На следующий день нам предстояло объяснять детям, что произошло и почему это случилось.
У этой истории счастливый финал: Сергей благополучно доехал до Зеленчука, где ему была оказана квалифицированная помощь. Уехал, правда, в Гришином спальнике, в котором его несли. Отделался он малой кровью: закрытая черепно-мозговая, стёрта голова и лицо, возможно, травма носа, но не серьёзная, да ушиб поясницы. Ещё он потерял всю растительность на лице, включая свою шикарную бороду, но горевать об этом, думаю, мало кто станет. Через пару дней нашлась его мать, так что совсем скоро он вернётся домой и заживёт как прежде.

Хотя, надеюсь, сделает хоть какие-то выводы.

Что я хочу сказать по поводу всего этого. Парню повезло, и даже ПОВЕЗЛО. Это просто чудо, чёрт возьми! Счастливое стечение обстоятельств.

Во-первых, он выжил после падения и не получил критических травм (падал он то ли с языка Западного Софийского ледника, то ли с перевала Ак-Айры, сами понимаете, расспросить его подробно у нас не было возможности, но лететь там везде есть откуда)

Во-вторых, он не потерял сознание и даже смог замотать себе голову куском одежды (кровь из головы хлещет как из поросёнка, а если перед этим ещё тормозить ей вместо ледоруба… как нос-то на месте остался?!)

В-третьих, он смог доползти почти аж до собачьих ночёвок (это с подозрением на перемол позвоночника! Но в состоянии шока всякое бывает)

В-четвёртых, группа из МАИ вошла в СОВЕРШЕННО пустой район, где произошло ЧП

В-пятых, москвичи решили сделать разведку к леднику, хотя остановились на Спартаковских ночёвках, хотя прошли за день два перевала и одну вершину 1Б к.т.

В-шестых, ребята его заметили, потому что он был в светоотражающей одежде, оказали ему неотложную помощь и дотащили до своего лагеря

В-седьмых, Алексей быстро спустился вниз и развёл такой кипиш, что чуть не полполяны двинуло на спасы в помощь МЧСовцам. Если бы они вдесятером несли акью, тремя часами всё не ограничилось бы

И в-восьмых, транспортировка прошла гладко и быстро

Ну и неплохо, что в нашем лагере нашёлся лёгкий на подъём доктор с альпинистской подготовкой и четверо старших разрядников, имеющих представление о спасательных работах.

Мораль, или что я ещё хочу сказать.

Друзья, перед нами яркий пример человеческой самонадеянности и глупости. Пойти одному на гору, не имея представления о том, что такое эти горы и с чем их едят – глупость. Не взять с собой даже треккинговой палки, не говоря уже о ледорубе – глупость. Выйти на ледник или крутой снежник без кошек, в кроссовках – глупость. Решить, что ты настолько крут, что можешь ходить в горах один, не сказав никому, куда идёшь и не узнав, есть ли хотя бы одна дружественная группа в районе – глупость. Все глупости не перечислишь. В итоге мы имеем пострадавшего и новую ночную беготню вдоль русла Ак-Айры, только на этот раз уже по-серьёзному.

Когда я шёл наверх, я был абсолютно спокоен, хотя ожидал увидеть там кусок мяса в одежде. Пока идёшь, есть иллюзия, что ты решаешь проблему. Что происходило внизу в лагере, не знаю. Как к этому отнеслись мои спортсмены, как отреагировали дети. Ведь все видели Сергея на протяжении недели, он всегда был рядом, торчал у нашего костра, один раз даже увязался с нами на выход, но быстро отщепился и пошёл гулять сам. И тут такая новость, да ещё ничего толком-то и не известно. Наверху уже стало ясно, что жить он будет и можно вздохнуть с облегчением. Но. Эта ночь однозначно войдёт в число самых тяжёлых в моей жизни.

Спасибо ребятам, которые пошли с нами наверх. Они задали мне только один вопрос «мы собираемся?», и тут же всё было уже готово. Спасибо Дмитрию и Гале, которые приехали к нам отдохнуть на три дня, а встряли в историю. Спасибо моему тренеру и старшему товарищу Артаку, с которым мы на пару тащили носилки. Спасибо группе горного клуба МАИ, ребята, скорее всего вы спасли дураку жизнь. Спасибо всем спасателям, особенно головной группе, за ваше дружелюбие, за вашу скорость и за ваше терпение.
В заключение скажу, что хотя я не верю в мистику, на следующий год мы лучше сходим на другую гору, а то Надежда обрастает мрачными историями :) Друзья, дураков в горах очень много. Этого человека я не знаю. До того, как он разбился, я даже не знал его имени. Мы просто жили на одной поляне, пару раз поговорили, не поняли друг друга и всё. Лично для меня не понятно, как взрослый и, очевидно, неглупый, человек мог совершить настолько нелепый поступок как пойти на гору в одиночку. Но, видно, всё бывает. Мы не в ответе за чужую глупость (те ребята в шлёпанцах тоже нарушали технику безопасности, так же как и Сергей, но только ему не посчастливилось, а хотя нет, посчастливилось – пробитая башка малая цена за свою жизнь). Но, тем не менее, расхлёбывать чужие ошибки приходится нам. Надеюсь, оно того стоит. Не будьте равнодушными, откликайтесь на просьбы о помощи и, ради бога, если видите в горах фриков вроде Сергея, сообщайте об этом в базовый лагерь. Лучше перестраховаться.

Спасибо за внимание, друзья. У меня всё.

С уважением. Провоторов М.В.

Путь транспортирвки пострадавшего
Огни без горы или На этот раз настоящие спасработы (Альпинизм, архыз, софия)

Спасибо за повествование и что не остались равнодушны к чужой беде! но вот "я не хочу разводить здесь флуд и срач" , боюсь, не получится....

с чего быть срачу? упал, спасли, всё хорошо, дружба, жвачка

через недельку в эту тему загляните....

Спасибо за рассказ! С подобным разгильдяйством и самонадеянностью приходится сталкиваться все чаще и чаще. Непонятно, откуда это. Идут в горы не имея ни малейшего понятия, что это такое и с чем его едят. Иногда просто хочется обнять и плакать. И до соплей обидно, что из-за таких вот горевосходителей приходится рисковать жизнью тем, кто оказался случайно рядом, и спасателям.

"С подобным разгильдяйством и самонадеянностью приходится сталкиваться все чаще и чаще. Непонятно, откуда это."

Это от самомнения, что умнее всех, при отсутствии способности адекватно проанализировать критику и советы.

Да не, это последствия пропаганды Прав Человека в отрыве от пропаганды его обязанностей.

Показать комментарий

К несчастью, из разговора с этим человеком я понял, что выводы относительно своего поведения он делает редко.

Да, к несчастью, такие люди, я не конкретно этого парня, а вообще про такой тип людей, выводы не делают. Наоборот, если выжил, выкарабкался из того места, на котором обычно сидят, то потом наоборот, бахвалятся и думают, что совершили подвиг. И по барабану, что кто-то для того, чтобы ты жил, рискует жизнью. Никто не застрахован от НС, но свести вероятность до минимума, имея адекватную голову на плечах, можно

Конечно он всё понял и сделал выводы, и подумывает на следующий год погулять на Тянь-Шане))
Здесь его последние фотки, склон с которого он улетел и немного комментов о его видении данной ситуации.

А снежник-то крутенький и переходит в сыпуху тоже под крутым наклоном. Вполне мог отправиться в края вечного фотографирования на "быдлокамеру быдлодевайса".

+!!!

да...комментарии по ссылке огонь просто)) :
- "Я думал о том, как имеющимися у меня средствами сделать траекторию соскальзывания побезопаснее. Ничего придумать не сумел и отключился. Проснулся, собрал разодранные рюкзак и поясную сумку с частью вещей и пошёл к цивилизации по памяти."
- "что с тобой случилось-то? говорят что тебе трактор убирающий снег проехал по лицу пока ты спал в палатке"

Андрей Лебедев, а знаешь ли, кто тебя в подлиннике читает?
Сходи по ссылке - подивишься :)

гм... почитал. Выводов там я не увидел, но всё-таки есть надежда, что он их сделал: я бы сказал, что у человека, который на предложение шеститысячника отвечает "я слишком уебан и цивил", всё-таки с самокритикой не так уж плохо.

ТС, не переживайте, Вы и ребят молодцы. А "неприятную ситуацию" можно повернуть в другую сторону и посмотреть другими глазами, тогда Вы поймете, что все отлично...
Положительные моменты:
1) Насчет Сергея - он или поймет (если интеллект высокий) или убъется другим способом. Тут Вы ничего не можете изменить, это его жизнь.
2) Убедились, что Ваши друзья - надежные кремни, с которыми хоть куда.
3) Отработали занятие по спасработам в реальных условиях. Теперь, если что надо для себя, все готово, есть опыт.
4) Физически понапрягались - тоже очень полезно. Без экстренной необходимости так себя не напряжешь.
5) Дети волновались - вот и отлично, крепче запомнят. Надо еще усилить педагогический эффект - провести разбор, рассказать о травмах Сергея, какие правила нарушил, чего нельзя делать ни в коем случае и т.д. Считайте 40 детей получили прививку от безалаберности.
Видите, сколько хорошего получилось? Да и жизнь человеку спасли, это тоже большое достижение (для Вас в первую очередь).

Абсолютно верный взгляд на ситуацию. И планы выполнили и в спасах потренировались не на себе. Молодцы ребята! Лишь бы прививка подействовала.

Навеяло: как-то я с женою и дочкой с Белухи спускаемся. День ясный, но уже вторая половина. Мы спустились несколько веревок достаточно крутого ледово-снежного склона и приближались к плато, на котором стояла наша палатка. Вдруг на плато к нам по нашим следам по снегу идут двое в шортах, футболках и кроссовках и без рюкзаков. "Рерихнутые", которым надоело без дела медитировать на Аккемском озере, развлекаясь строительством египетских пирамид и других мегалитических сооружений.

-"Дайте нам вашу веревку, мы хотим на Гору успеть сбегать".
-"А почему вы так легко одеты и где ваша палатка?"
-" Да мы закаленные, а палатки у нас нет- она нам не нужна."
-" А как вы прошли перевал Делоне"?
- "Там чьи-то веревки весели, мы по ним и поднялись"
-"А вдруг их снимут?"
-"Да съедем как- нибудь!"
- "Нет, ребята, пулемет я вам не дам ("Белое солнце пустыни").

Они очень обиделись и пошли искать другие варианты. Ночь была холодной: мы мерзли в палатке в теплых спальниках.

Случай не редкий, когда поклонники философских и эзотерических учений, возомнившие себя всемогущими, не имея ни снаряжения, ни одежки, ни опыта шли на Гору. За откровениями, наверное. Хорошо, когда заканчивалось без НС.

Может это были всемогущие, а вы такую судьбоносную встречу прошляпили, посчитав их обычными неадекватами)

Дык я и сам задним умом подумал: "Наверное Учителя из Шамбалы наверх поперли!", а потом пораскинул: "Неа, Учителя - они умные должны быть, без кошек, бивака и страховки на ночь глядя на Гору не полезут!".

"О ты, Сущий!
Екклезиаст именует тебя Всемогущим, Книга Маккавеев - Творцом, Послание к ефесянам - Свободой, Барух - Необъятностью, Псалтирь - Мудростью и Истиной, Иоанн - Светом, Книга Царств - Господом, Исход называет тебя Провидением, Левит - Святостью, Ездра - Справедливостью, вселенная - Богом,
человек - Отцом, но Соломон дал тебе имя Милосердие, и это самое прекрасное из всех твоих имен"

Позволю провести аналогию с обычной жизнью. В том , что этот турист пошел один , без палок и возможно (не факт) без определенного опыта нет ничего удивительного или необычного. И тут не обязательно так сильно махать шашками и пытаться писать очевидное. Если переводить на жизнь есть многие очевидные вещи , которые просто необходимы для здоровья и жизни , которые основной массой игнорируется и это не считается чем-то из ряда вон выходящим. Например ездить при стегнутым за рулем , на мопеде ездить в каске , не садиться за руль пьяным , не курить , не злоупотреблять алкоголем , много не есть , следить за весом , регулярно заниматься физкультурой и тому подобное. Как недавно довольно круто обсуждалась одна тема - позвольте другим быть идиотами.

Полностью с Вами согласен! Об идиотах заботится сама природа. Много больнее, когда калечатся и гибнут подготовленные адекватные ребята в результате НС...

Читаю и вспоминаю анекдот про партбилет и про все то от чего надо отказаться ради него...... а накой хер тогда эта жизнь нужна.

Единственное замечание: попадая в горы, каждый как бы даёт расписку о "том, что ознакомлен с рисками и т.д. и т.п.". Это же потенциально опасная и совершенно НЕ обыденная среда. Так что выполнение техники безопасности здесь отнюдь не рутина. Не могу полностью согласиться с Вами

для кого то обыденная среда, для кого то нет, ...и потом там не было ни слова про горы, а про то от чего надо отказаться

нет-нет, это было адресовано hottabich "позволю провести аналогию с обычной жизнью..." :)

Про то, "от чего нужно отказаться", мне больше нравится другое:
Пить вредно, курить тоже вредно, а умирать здоровым жалко.

Повторю слова классика: "Если человек идиот, то это надолго". А общение матами в чате, это что, так модно сейчас или просто показатель уровня?

особенно это ясно почтав его коменты по ссылочке. А всем людям которые спасали - браво

Спасибо за повествовние, полезно знать - кого можно иногда повстречать в горах.

Хочу высказать Особую благодарность Алексею Дмитриеву, который бегал со Спартаковских ночевок на ледниковую ферму и обратно для вызова спасателей и помощи от Планеты!! И с которым мы больше часа вдвоём спускали это "полутело" с морены ледника Акайры до Спартаковских ночевок. А так же Марии и Владиславу Хван и Ольге Маркиной, которые оказывали первую помощь пострадавшему и приводили в чувство это тело до прихода группы поддержки и спасателей!
Руководитель группы ТК МАИ Геров Илья.

Привет! Вы молодцы! Четко сработали.

это тело, после оказания первой помощи. Почти оторван нос, сильное рассечение губ, огромная шишка на правом виске, множественные порезы головы, некоторые до кости. Сравните с первой фотографией. Не ходите в горы без подготовки и снаряжения!!!

Ну вроде нос не оторван.

Зато козлиная бородка куда-то пропала.

Просьба автору поста сделайте это фото заглавным к посту.

И ни слова благодарности своим спасителям. "Почти дошёл от подножья Веры до Спартаковских ночёвок, где встретил чуваков, которые помогли мне дойти до их лагеря, откуда меня затем утащили на носилках какая-то смесь спасателей и чуваков из клуба, с которым я ходил, во внедорожничек где-то к Ледниковой ферме, откуда я доехал до Архыза, где перегрузился в скорую." СУПЕРГЕРОЙ!!!!...

Не дошел бы до спартаковских. По морене просто полз без торпы. Словил бы холодную и утром только труп подобрали бы. Обидно, что из-за него на Софию не сходили ((. Сроки поджимали. А погода была.

Меня тоже покоробило вчера от рассказа этого неблагодарного чувака.

Спускали вдвоём тело целый час под руки.

По полной можно гордиться тем, что спасли человеческую жизнь (без скромности)!!! А на Софию, еще сходите, обязательно!!!!!

Всем участникам спасательных работ СПАСИБО!!!
Caravaner, интересный получился пост!
Для, меня, только начавшего ходить в горы, - очень поучительно...
Не хотелось бы из-за неопытности или самоуверенности создавать хорошим, сильным людям столько проблем...
И, конечно, присоединюсь в любой момент к спасательным (не приведи Господь) работам (если возьмут с собой старшие товарищи). Это Людьми для себя делается, а не для спасаемого тела. Кстати в данном случае в теле живёт "чужой" (ну, тоже дело вполне житейское...).

Судя по последним его фоткам https://meow.bnw.im/p/KFMFCA
упал он примерно отсюда см. DSCN0885
Эту фотку я делал на след. день. Нашли мы его значительно ниже.

Хорошее повествование, для кого то поучительное, но к сожалению в жизни мы не всегда мудрые, и не всегда это зависит от опыта. Сам помню пошел фотографировать на перевал Доломиты в пластиковых шлепках, если бы порхнул фотоаппарат вряд ли сохранил бы.