Про Матчу (Памиро-Алай)

Пишет EvgenySmirnov, 11.01.2012 12:46

С этого поста выкладываю записки по Матче от 2008 года.

01 августа 2008.
Позади — бессонная ночь в самолете и нервотрепка с посадкой в строжайшем цейтноте, мы приземляемся в Ташкенте. За бортом — непривычно желтое небо, 4-50 утра и (всего-лишь!) плюс 28. Узбекские пограничники не отличаются любовью к ближнему, посему на 300 пассажиров — всего одно окно паспортного контроля, в зале по случаю ремонта душно и жарко, в очереди плачут дети. Наконец все оформлено, зал прилета, улица, восьмой час утра и нас встречают люди, которые повезут до границы. Не теряя времени покидаем город.





Дорога — кошмарный сон на липком от пота неудобном сиденье. Наконец оказываемся в каком-то селении в сорока километрах от Ойбека. Почему — непонятно, ведь именно там с восьми утра на таджикской стороне ждет машина. Зато здесь можно поменять деньги, наш руководитель Николай исчезает на полчаса и возвращается с упаковкой бутылок минералки в одной руке и огромным пакетом винограда в другой. Разворачиваемся и едем в Ойбек.
Пограничный пункт перестраивается, а границу нужно переходить пешком. Нагруженные рюкзаками и огромным количеством всевозможных пакетиков и мешочков встаем в общую очередь. Многие наслышаны о зверствах узбекских пограничников, нам же на собственном опыте пришлось в этом убедиться: декларировать нужно все, и даже сумма в пять евро, не указанная в декларации, есть предмет конфискации. Вообще же из опыта общения с узбекской таможней лично у меня создалось впечатление, что разного рода штрафы и конфискации — серьезная статья национального дохода. Вот они, наследники Железного Тимура...

нейтральная полоса в Ойбеке.


Наконец, потеряв на таможне два с половиной часа, мы в Таджикистане. Страна эта воспринимается как край всеобщей радости и веселья, несмотря на потрясающую нищету: зарплата в тысячу рублей считается здесь весьма достойной... Веселый таджикский пограничник с парой дынь под мышкой исчезает в казарме, а мы, пройдя за пару минут пограничный контроль, мчимся по бескрайней пустыне.
Вокруг — тот самый пейзаж, с многочисленных снимков Таджикистана и Афганистана: бескрайние пески, тающие в пыльном мареве далекие холмы, переходящие на горизонте в невысокие горы. Пыль и песок. Вдоль арыков — полосы зелени, местами — поля с пожухлой кукурузой. И снова пыль. Мелькают небольшие селения, от горизонта до горизонта тянутся водоводы — бетонные желоба на столбах.
Худжант. Ленинабад. Александрия Эсхата, восточная столица великого завоевателя. Бетонные заборы и рынок с убогим ассортиментом, на котором мы, похоже, единственные покупатели. Чайхана на берегу Сырдарьи: покрытые клеенкой столы в тени деревьев и стулья с отломанными спинками. Здесь подают замечательный кок-чай, шашлык по 20 руб. и дают посмотреть на затмение сквозь закопченное стеклышко. Веранда ресторана по соседству, оформленная в стиле 90-х плакатами Marlboro и Coca-Cola, пустует. Местный туалет поражает не только ценой, но и качеством бумаги: смотанная в рулон стружка...
Заправляемся. Все местные ездят на газу — так дешевле, да и бензин продается только с рук в стеклянных банках. В Исфаре закупаем десяток литров этого самого бензина, весьма качественного, к слову, и снова мчимся на юг. Вдоль дорог — многочисленные продавцы арбузов и дынь, только вместо стульев здесь широченные кровати, а неспешный бизнес часто ведется всей семьей. Сидеть становится совсем невыносимо, и наконец мы въезжаем в живописную долину, окруженную хребтами под три тысячи. Почти приехали.
Уже в сумерках мы добираемся до Баткена, где нас с полудня дожидается Манун с пропусками в киргизскую погранзону. Сцепление нашей Газели окончательно выходит из строя, а дорога, как назло, становится все круче и круче. В здешних местах полно анклавов — таджикских или узбекских кишлаков на киргизской территории, а потому приходится переезжать многочисленные границы. Возле Баткена проезжаем совершено замечательный пост: возле шлагбаума на широченной кровати лежит женщина средних лет. Приподнявшись она спрашивает с какого поста мы заехали, и успокоенная ответом снова ложится отдыхать. С киргизами немного сложнее — чтобы не досматривали вещи приходится выложить пару сотен. Едем дальше.
В полной темноте на проселочной дороге наталкиваемся на таджикский пост, как потом выясняется — нелегальный, они так деньги зарабатывают. Собирают паспорта и сообщают, что все задержаны за незаконное пересечение границы. Манун на пару с Алимом (водителем) ожесточенно с ними спорят. Тем временем нас ставят под стволы, а к месту конфликта подъезжает главный на потертом мерседесе. После двадцатиминутных препирательств обнаруживается, что брат Мануна — большой друг начальника этого «поста», а потому мы снова на легальном положении и продолжаем путь. На одном из перекрестков в пятистах метрах от этих погранцов совершено замечательная картина: положив ногу на ногу под лампой безмятежно дремлет мальчик. Красота.
В двенадцатом часу мы наконец в Ворухе, точнее в его киргизской части — Ак-Сае. Молодые гостеприимные хозяева, традиционные комнаты без мебели, устеленные венгерскими коврами (свои, ручной работы — свернуты на сундуках), чай из пиал и крепкий сон. Да, теперь я знаю откуда тот резкий запах, витавший во многих селениях: туалет.

Закат над Ак-Саем.


Продолжение

40


Комментарии:
0
Спасибо. Об этом стоит писать.
Кстати, если ехать в Фаны - проблемы с таджиками в любом случае где-то да найдутся? Псевдопост удивил...

0
Единственный относительно беспроблемный путь заезда и выезда в Матчу - не пересекая границ. Либо с Зеравшана, либо с юга. Таджико-киргизские и тем более границы с узбекамив этом районе - большой источник геморроя для групп.

0
Насчет Зеравшана вы, наверное, правы, но у нас несколько иные задачи тогда были. Кстати, поход тогда конкретно перекраивать пришлось. И не по вине погранцов :)

0
Мне кажется проблемы создают не таджикские погранцы, а узбекские. Узбеки и досматривают тщательнее, типа наркотрафик из Афганистана в Узбекистан через Таджикистон проходит.

-1
как правило да

0
"Вообще же из опыта общения с узбекской таможней лично у меня создалось впечатление, что разного рода штрафы и конфискации — серьезная статья национального дохода. Вот они, наследники Железного Тимура..." - Совершенно правильно. И НЕ ТОЛЬКО национального. Нас, двух пенсионеров на легковушке, на таможенном посту Узбекистан - Казахстан, "мурыжили" сутки. От того что мы принципиально отказались платить мзду за скорость проверки и оформление документов. С Казахстанской стороны, все было оформлено буквально за сорок минут....

1
очень интересный пост.
а погранцы все хороши, и узбеки и киргизы и казахи..

-1
Последние три года ежегодно езжу в велопоходы по Ср. Азии - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Намотано по этим странам более 3000км, пройдено не мешьше полутора десятков местных погранпереходов - проблем ни с пограничниками, ни с милицией не разу не было. Потому разговоры о поборах со стороны представителей местных властей считаю сильно преувеличенными. Неповезти и попасть на уродов каждый может, но это скорее исключение чем правило - обычно вся процедура прохождения границы и общения с милицией сводится к разговорам где были и что видели.

1
имхо самый зловредные пограничники из тех погран-постов где регулярно циркулируют туристы-альпинисты. В мало популярных местах человек с рюкзаком и велосипедом скорее рассматривается как диковинка а не как средство зарабатывания денег.

0
Согласен. Но, одно дело велосипед... А когда нарвешься на таких уродов, даже в виде исключения, настроение отшибает по полной....

0
Учтите пожалуйста, что все это было в Исфаринском районе, а точнее - в районе Варуха, где и без того регулярная напряженка - киргизы с таджиками каждый клочок земли делят и стычки бывают иногда по нескольку в месяц. С узбеками - чисто потому, что не читая их законов понадеялись на то, что до 10К$ не декларируется.

0
У нас в ту поездку было 3 инцидента с погранцами Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Во всех случаях хотели либо денег, либо помешать соседям.

0
Спасибо огромное! Теперь хоть буду знать, как происходит это сейчас. В 76 и 78-мом все было несколько по другому. Билет от Канибадама до Исфары стоил 85 копеек и 20 копеек за багаж. После долгих переговоров проезд нам обошелся в 65 копеек на нос вместе с рюкзаком, правда ПАЗик, в котором нас везли был без кондиционера.В Исфаре чайханщика любезно предложил, чтобы мальчик сбегал на почту и отнес телеграмму на почту, о том,что мы вышли на маршрут, и принес нам квитанцию. Мы не отказались. Заодно он предложил нам обменять по курсу ММВБ 0,5 литра спирта на 10 литров бензина, и мы опять не смогли перед этим предложением устоять. От Исфары до Воруха опять ехали в ПАЗике, и опять без кондиционера (ох уж эти азиаты, их бы в русскую баню). На беду попался несговорчивый узбекокиргизотаджик, и заплатили ему еще по 70 копеек. В результате на дорогу от Канибадама до Воруха затратили 5 часов (правда с учетом возлежания в Исфаринской чайхане), но в 9 утра мы уже вышли на маршрут. Но если бы вы видели, как нас встречали и провожали на обратном пути в кишлаке Ворух. Алла Пугачева отдыхает. Создалось впечатление, что встречают если не как Леню Брежнева, то уж по крайней мере как председателя совхоза. До сих пор остались слайды, могу отцифровать и послать их в личку. Но народ тогда был исключительно дружелюбный. И это отношение к нам вызывало адекватную реакцию. Мы высылали им фотографии, батарейки для транзисторов и прочую ерунду, которой в их кишлаках днем с огнем не сыщешь. Вспоминаю Бориса Евсеевича Гельфгата. В любом кишлаке ему были рады - он что обещал, то выполнял.

-1
Да, в кишлаках и кошах все по-прежнему. Кормят всем, что есть. Ишаков даром предлагают. Даже погранцы верхних таджикских застав Зеравшана, проверяя документы, все время твердят, что мы можем ходить, как хотим, и как они нас уважают.
Но КРАЙНЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ, чтобы количество "неофициальных переходов границы наверху" было четным. И все-таки Ворух сейчас - не самое удобное место старта. Даже если заезжать из Худжанда.

0
Сейчас все тоже хорошо, народ дружелюбен, на выходе нас с большим интересом встречали. Но погранцы!И азиатское разгильдяйство

0
Простым людям, что у нас что у них, нечего делить между собой. (Разве что цепи). Там то-же что и у нас - поборы снизу вверх. Коррупция - и их проблема. Радует одно, что и там и у нас есть те, кому *За державу обидно*. А в горах - на редкость дружелюбный народ живет. Всегда готовый поделиться тем что тебе нужно и что у него есть. С 1966 года, не знаю такого случая чтобы из палатки что-то "увели". Говорю это с полной уверенностью. Сам родился в Ферганской долине, и в Альпинизме с 16 лет.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru