Неудачный летний сезон 2013

Пишет ФанКав, 08.07.2013 16:45

Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

В этот раз всё начиналось как-то не совсем обычно….
Впервые в жизни я не чувствовал ажиотажа перед поездкой на Кавказ. Собирался в день отъезда без особого энтузиазма, удивляясь своему настрою.
Встретившись 2 июля на ж/д вокзале с напарником Дмитрием (на сайте Риск – hottabich), пошли брать такси до Теберды. На вокзале таксист сам нашёл нас, вместе с третьим пассажиром. Мы обрадовались, что на троих дорога выйдет дешевле, но предупредили, что по дороге надо будет заехать в Черкесск за погранпропусками.
Приключения начались с того, что приехав в Черкесск, мы узнали, что наши пропуска ещё не готовы, хотя данные я отсылал больше месяца назад в фирму, которая до этого нас никогда не подводила. Потеряв на получение пропусков почти три часа и выслушав от водителя многократные требования о повышении оплаты, мы поехали в Теберду, оставив в Черкесске заброску для последующей «пятёрки». Ещё в Черкесске я сказал Диме, что в этот раз поход начинается как-то не хорошо, так как ни разу до этого подобных проблем по пути в горы не было.
Доехав до Теберды в 14:15, расплатившись с таксистом, направились на перевал Таллабаши. Только начали подъём, как встретили егеря, который, разумеется, первым делом поинтересовался наличием пропуска в заповедник. Пожаловавшись ему на потерю времени в Черкесске, очаровав рассказом о любви к балкарскому и карачаевскому народу, мы добились того, что он пропустил нас. Сначала тропа шла серпантином по орографически правому склону ущелья, потом, выведя на выполаживание висячей долинки затерялась в высокой траве. Дальнейший подъём производили просто «в лоб» ломясь сквозь лес с буреломами, высокой травой и камнями. Все ручьи закончились перед началом перевального взлёта, на границе основной зоны леса, метров за 500 по высоте до перевала. Погода жаркая, душная, хотя вокруг уже всё заволокло тучами. Воды мы взяли лишь по 0,5 литра, что было опрометчиво. Перевальный взлёт оказался круче и протяжённее, чем я предполагал. В высокой траве местами попадались участки осыпи, на одной из которых Дмитрий поскользнулся, упал и немного поцарапал лицо. Я снова высказал мнение о том, что в этот раз поход не складывается….
Потратив неимоверно много сил, мы через пять часов достигаем перевальной седловины (хотя рассчитывали на 4-4,5 часа), поднявшись ровно на 1200 метров. Начался дождь.
Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Вместо перевальной шоколадки, выпив по паре глотков коньяка за взятие первого перевала маршрута, мы быстро начали спуск в долину Назалыкол. Спустились почти в районе брода. Перебродили реку, встали лагерем на травянистой поляне. До глубокой ночи говорили «за жизнь» под коньячок.
На следующий день чувствуя, что пройденный за вчерашние полдня перевал действует на организм не самым удачным образом, решаем не идти сегодня второй перевал, запланированный мной первоначально, а подняться в верховья долины и произвести разведку якобы имеющегося там возможного перевала 1А-1Б, указанного на карте Миши Голубева. Погода второй день пасмурная, временами дождь. Прошли в верховья долины, поставили лагерь у начала подъёма в ущелье предполагаемого «первопрохода».
Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Утром встали аж в 5:10. Быстро собравшись, пошли на штурм перевала. По травянисто-осыпному склону, после по осыпям со снежниками добрались до седловины.
Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Погода испортилась окончательно, пошёл дождь, налетел туман. Я успел посмотреть на спуск с перевала в соседнее ущелье…. М-да, очень узкий, крайне камнеопасный кулуарчик, крутой, протяжённый, выводящий на закрытый ледник, минимум 2А-2Б к.т. В туре, в проржавевшей банке нахожу записку:
Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Может кто узнает свою записку и прояснит ситуацию с перевалом?
Но, это явно не тот перевал, который должен находится севернее и соответствует 1Б к.т….
Выбора у нас не было, мы начали спуск по пути подъёма. Спустившись метров на 300, я остановился, чтобы посмотреть, далеко ли Дима. Оборачиваюсь и чувствую, что камень, лежащий на скальном выходе вылетает из-под правой ноги… Падение, боль, в голове сначала «ё…, на…, в…!!!», а после этого «только бы не перелом, только не перелом!!». Дмитрий, быстро спустившись, профессионально осмотрел голеностопный сустав и предположил, что перелома скорее всего нет. Его диагноз меня слегка ободрил, хотя ощущения были другими… Пять лет назад я точно так же поскользнулся в командировке и получил трещину в малой берцовой кости (кажись так она называется?). В этот раз ощущения были точно такими же. Теперь я понял, что предчувствия меня не обманули, о чём и сказал Дмитрию. Хирург сделал мне перевязку, и мы кое-как медленно спустились оставшиеся 600 метров до морены в долине Назалыкол. Поставили лагерь. После осмотра травмы решили, что завтра устроим днёвку, а потом решим, что делать.
Утром следующего дня Дмитрий сходил на перевал Назалыкол, чтобы сообщить руководителю «пятёрки», в которую я должен был идти сразу после этого похода о моей травме. Я весь день валялся в палатке. Погода была пасмурная, временами дождь, тоскливо.
На следующее утро, морально настроившись, как наши в 45-м на штурм Берлина, решили выходить по долине в Теберду.
Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Неудачный летний сезон 2013 (Горный туризм)

Медленно, но упорно с привалами доковыляли до кордона в долине Джемагат, где нас снова остановил егерь. Сначала попугал нас штрафом, но увидев мою травму, отпустил. Из Теберды Дима поехал на такси в Домбай, продолжать уже свой маршрут. Я почти сразу же сел на маршрутку до Невинномысска. Водитель любезно согласился остановиться и подождать меня у гостиницы Черкесск, пока я забирал заброску для «пятёрки», а потом довёз до ж/д вокзала. За что ему большое спасибо! На ж/д вокзале я без проблем обменял билет и поехал домой….
Вообще, у меня сложилось ощущение, что в этот раз Кавказ меня не принял…. Туда мы ехали с проблемами, на маршруте получил травму, зато обратно всё, как «по маслу». Бывает же…. Жаль, что оба летние маршрута у меня пропали.
Надеюсь, что хоть до осени травма заживёт и всё сложится с маршрутом в Архызе.

229


Комментарии:
10
Скорейшего выздоровления!
Вижу Вашу удачу в том, что напарником был опытный hotabich.
Хотя вдвоём идти было ИМХО рискованно.
ЗЫ: Может, Кавказ не принял потому что хватит тунеядствовать и пора начать работать? Для себя, для души ...

5
Спасибо. Я и он уже неоднократно ходили в одиночку по Кавказу. Я ходил маршруты посерьёзнее этого. Но, всё когда-то происходит в первый раз.
Лёжа в палатке на днёвке я впервые в жизни подумал: «а может послать куда подальше все эти походы и пойти на работу?». Но, потом вспомнил, что набрал в Архызский поход рекордное количество участников и решил отложить эти мысли до конца осени.

3
Выздоравливайте, этот 13 год воистину 13. Правда, и он не без плюсов.

8
Частыми походами перегрузил тело и психику.

3
Тело не перегрузилось. Дима-хирург не понимал удивляясь, как можно с такой травмой ноги сначала спуститься самостоятельно на 600 метров по крутому осыпному склону, а потом пройти за полдня 14 км из верховий долины до Теберды. Так что с телом всё отлично! А вот психологически что-то чуточку видимо уже устал....

4
Лёша, у всех по воле судьбы бывают травмы и прочие жизненные неурядицы. Куда от них денешься...
Иногда судьба подсказывает путь истинный. Может и на этот раз, отдохнёшь, подведёшь кое-какие итоги, подумаешь как жить дальше.
Вообщем не расстраивайся. Удачи тебе!

2
Спасибо. Я больше расстроился не за себя, а за то, что подвёл Диму и команду 5 к.с., где должен был быть замом руковода. Меня этим летом сразу аж в несколько "пятёрок" по Кавказу пригласили замом руковода, а тут такое...
Но, всё в будущем будет хорошо, пАлюбому!

>>> Меня этим летом сразу аж в несколько "пятёрок" по Кавказу пригласили

Сбивали с пути истинного! И Вы сбились.
Но, Кавказ Вам напомнил, о Вашем прынцыпе (не ходить пятерки).

А Вы скажите Кавказу, что каждый большой прынцып всегда имеет маленькое исключение. А некоторые - и не одно. Второе исключение понадобится для шестёрки. А следующие сложные походы будете ходить оправдываясь привычкой.

:)


3
Не расстраивайтесь! Лучше найдите плюсы в том, что с Вами был врач, что Вы смогли самостоятельно дойти до населенки, что то, что случилось - не самое страшное, что могло случится. Подлечите ногу, отдохнете морально, и горная болезнь тут же вернется. И Вам опять захочется в горы. Эта болезнь не лечится)))) Удачи и скорейшего выздоровления!

3
Да, не пустили на сей раз.
Лёш, ты ногу внимательно посмотри, если надо снимок и т.п. Как она сейчас?

3
Сегодня не успел, завтра снимок сделаю. И так всё видно, как и 5 лет назад. Щаз чуть лучше, чем вчера :)

>>> Спустившись метров на 300, я остановился, чтобы посмотреть, далеко ли Дима. Оборачиваюсь и чувствую, что камень, лежащий на скальном выходе вылетает из-под правой ноги

Сомневаюсь, что была остановка. Скорее, было намерение остановиться. А не закончив одно (остановиться) было начато другое (смотреть, далеко ли Дима). Последствие подтвердило принцип: нельзя делать одновременно два дела. В горах, при движении (особенно по средней осыпи), постановка ноги требует 100%-ного внимания.
Вроде все это знают. А превентивно напомнишь участнику - он обижается: да что я ...! Но, сколько было таких, которые отвлеклись только на миг; и в этот миг попались на недостатке внимания к постановке стопы.

Кроме наличия спутника - врача - есть ещё один плюс в произошедшем. "Цена за науку", как будто, не слишком высокая.

1
Разумеется, "цена за науку". Диме так и сказал "сам всегда участников учу не отвлекаться, а лоханулся". Только я уже остановился, но не посмотрел, что встал одной ногой на мокрый камень, лежащий на наклонной мокрой скале, а в общем всё верно.

6
Ох,Леша сочуствую! А вообще боялся открыть твою тему,думал что-то хуже будет!не пугай такими заголовками:) Так что считай еще повезло. Понятно,что теперь надо время на восстановление. С этим ничего не поделать. У меня тоже как видишь в этом году не сложилось с горами совсем. Но как мне сказали-подожди. Горы никуда не денутся! Так что давай выздоравливай! Все у нас впереди еще:)

2
Не бойся, Серёга, всё у нас будет хорошо! Ещё не раз сходим вместе ;) Спасибо.

3
Конечно!Только тебе теперь придется научить меня не жумарить, ни узлы вязать и дюльферить, а у жены отпрашиваться правильно))


2
Сочувствую, Алексей! Хорошо, что так удачно снялись с маршрута, не пришлось твоему напарнику за помощью идти. Дождемся завтрашнего результата рентгена, и, если твои опасения подтвердятся, не геройствуй, переживем отмену сентябрьского похода.

0
Спасибо. Не узнаю Вас по нику, но ни о какой отмене сентябрьского маршрута и речи быть не может. Это не геройство, а трезвый расчёт.

1
Блин, обидно!!! Восстанавливайся скорее!
p.s. я так понимаю у тебя планы на лето сильно подпортились? А у меня неожиданно образовался отпуск 12-25 августа и очень хочется на Кавказ, а больше никого найти не могу....

0
Подожди немного. Я тут програмку для себя разработал по максимально быстрому восстановлению. Если до конца июля сработает, то может и получится сходить небольшой простенький маршрут 1-2 к.с. по КЧР ;)

2
у меня как раз в планах теберда-джилысу через 15ЛП 50/50 1А-1Б.
вот как-то так
Теберда-р.Шумка-вершины чортов замок и чертова гора 1Б- пер.Шумка 1А- вершина 3552 1Б-р. Назалыкол- пер. Назлы-Рынжи (1Б)- озера Рынжи-теплое озеро на дауте- пер. Искровцев 1Б+пер. Дырявый 1Б-озеро уллукель- пер. уллукель зап1Б- т/б Глобус- р. Джалпаккол- пер. Беляева 1Б- кругозор мырды 1А- а/л узункол- пер Ю. доломиты 1А- пер. ТБ 1Б или пер. Переметный 1А- р. Чиринкол- р. Кубань- пер. Тешикауш 1А- р. Уллуозень- пер. Кольцевой 1А или пер. Машкова 1А- озеро- траверс до пер. Балк-Баши 1А- плато Ирахиксырт- Джилы-су... (при наличии времени и далее в Баксан)
основная идея- максимальное использование светового дня; раскладка 350-400гр; максимум перевалов 1Б, доступных при минимуме железа (веревка 20-30м, пара закладок и кошки).
Места то для тебя все пройденные и может не совсем интересны. Поэтому можно и на КБР посмотреть.


4
Скажу в потдержку, я тоже готовился к зимнему эльбрусу и 3 дня назад решил поиграть в баскетбол в итоге перелом ноги и я на скамейке запасных.
Так что держись чувак. Мне больше повезло меня в больницу доставили за 20 минут, недолго мучался :)))
Выше нос Барбос :))

1
Поддерживаю взаимно! ;) До зимнего Эльбруса ещё вагон времени, легко можно успеть подготовиться, восстановиться. Я в прошлый раз после аналогичного переломчика через 2 месяца вел группу на Ю.Урал, а через 3, 4 и 5 месяцев 3 похода на Кавказ! Так что всё у нас обоих будет покайфу! :) Несомненно.

1
С переломом за полгода восстановиться тяжело.
Но, наш человек такое смогет (или смогёт?)
Успехов вам обоим!

0
Ха, какие сурпризы от судьбы :) Но зимний Эльбрус может доставить хлопот больше, чем ломаная нога.

4
Лёша, немного про записку. Тот руковод, который проходил перевал в 98-ом - это Валерка Логинов. Наверное это был первопроход. Прочти в моей ленте "Вечер встречи горных туристов МАИ". На четвёртой и пятой фотографиях от конца, с полуседой бородой - это он - моет медаль для Андрюхи Лебедева. Это один из той наглой четвёрки "мотористов", которые в 73-ем пришли в турклуб МАИ. Сейчас он член Московской МКК. Если хочешь, пришлю его мобильный в личку. Захочешь позвонить - сошлёшься на меня. Поправляйся быстрее! Кстати о зимнем Эльбрусе?...

2
Спасибо, Никита! Это однозначно должен был быть первопроход, так как эти две группы явно ошиблись. По моему этот перевал идёт не в Даут, а в соседнюю долину Гаралыкол. Мы, кажись, цирк этого перевала видели из дол. Гаралыкол в походе М.Голубева 2011 года. Нам тогда однозначно показалось, что это не ниже 2А*-2Б. Но, я могу и ошибаться, конечно. Телефон или мэйл в личку скинуть можно, конечно. Или ему скинуть ссылку на эту тему, может он тут в теме и отпишется? Не, на зимний Эльбрус я никогда не собирался, слишком люблю комфорт ;)

2
Лёша, отлично написано, спасибо!
Как говорится, что Бог не делает, - всё к лучшему. Выздоравливай!
Какие твои годы.....

4
Спасибо, Александр! Удачного вам похода! К сожалению, без меня.... Кстати, прикол, щаз увидел, что карма у меня 777, так что с этого дня всё будет отлично :))

2
Ну, ничего! Зато больше времени сможете уделить консультированию людей на Риске. Очень многим это поможет! Так что во всем можно найти свои плюсы.

3
Скорейшего выздоровления!

3
удачного восстановления !

9
Леша, по моим наблюдениям, небольшие несчастья нередко спасают нас от больших.

Так что делай выводы, и выздоравливай.

3
Вот это в точку! Заметил уже на собственном опыте!

0
ох уж этот Кавказ, туда пропуск - сюда пропуск. жуть.

0
Цейское ущелье, часть Дигорского, в частности Суганский хребет - Северная Осетия, пропуска не надо. Только подходы к Суганам которые без пропуска более гиморные (не из долины реки Харес, а раньше надо в горы заходить, для некоторых случаев вообще вне Дигорского ущелья, ЕМНИП). Но у вас на авке вроде не лендровер, а снаряга, так что пройти сможете. Езжайте, народ там и там хороший. В Цее редко, но попадаются странные личности, это связано с турбизнесом и сильнее душащей жабой. Народ в Осетии несколько более гостеприимный, чем в КБР, бандитизма в ущельях не наблюдал, разве браконьерство.

3
Выздоравливайте! Один вопросик. Шли в кроссовках?

5
Народ, спасибо всем за переживания! Мне правда очень приятно :) Только что приехал из травмпункта. Снимок показал закрытый перелом лодыжки без смещения.
Для vladk1965: да, шёл в кроссовках, но прошлый раз поскользнулся в ботинках, разницы нет, результат абсолютно одинаковый.
Для xron: Саша, я думаю, что ты абсолютно прав ;)
Для kinosura: не так уж и страшно, что в некоторые места нужны пропуска, главное уметь по-человечески договариваться с егерями, типа "Вы карачаевец или балкарец? Ну, канэшна, кто ж ещё? О! Это же мои любымые народности на Кавказе! Самые гостеприимные и бескорыстные люди! Ай, зачэм так сказал?! Ладно, проходи, дарагой! Но, в следующий раз оформи, нэ палэнись". :)

2
Ничесе перелом все же! Не самый страшный,но не приятный все же!

5
Высокие борта ботинок не раз спасали мой голеностоп от неприятных подворачиваний и их последствий... Поправляйтесь.

3
Антон, ты совершенно прав, если бы это было подворачивание. Но, я упал всем своим весом с рюкзаком на этот сустав, а не подвернул ногу. Это большая разница, здесь уже никакие ботинки не могли бы помочь....

1
Аккуратнее с восстановлением! У меня был трёхлодыжечный перелом в апреле 88, в июле прошёл шестёрку на Памире. 20 лет спустя (после перелома пятки, спрыгнул неудачно на камушек) мне сказали "перелом был - да - а у вас одна лодыжка не срослась...) Так что всё-таки не сильно рвись ходить пока, лучше потерпеть немного...

1
Рваться не собираюсь, всё осторожно и по уму.

3
Алексей,скорейшего и надёжного,выздоравливания !
И осуществления планов !

5
У меня был перелом, голень, обе кости, закрытый, многооскольчатый, винтоообразный. В Ардоне поставили аппарат Илизарова. 2,5 месяца не нарастал мозоль. Потом мне принесли алтайское мумие, через две недели мозоль уже был. Сняли аппарат и я через три дня уехала в Крым на Малые горы, представителем команды. Пешком под стены ходила. А уже через три месяца каталась на лыжах.
Не бейте сильно за такой совет))))) Я пишу только то, через что сама прошла.

3
Тамара, Вы сильная женщина, молодец! У меня по сравнению с Вами ваще "комариный укус" ;) Про мумиё Вы совершенно верно написали. При прошлом переломчике его ел и сейчас начал. Продукты с кальцием (все молочные, кисломолочные) и начну с завтрашнего дня кальций Д3 есть. Вот и всё лечение. От гипса наотрез отказался, эластичным бинтом обхожусь. За месяц от этого переломчика и следа не останется ;)
Удачи и здоровья в горах, Тамара!

1
Как же так? Лучшее лечение - фиксация и отсутствие нагрузки... Кальций с продуктами - где-то в конце списка...


0
Чуть выше написал... Всё-таки - не слишком рано.

4
Спасибо, Алексей.
Фиксация нужна. Это уменьшит вероятность смещения. С другой стороны, если нет подвижности, то мозоль нарастает в разы дольше.
Я лежала в обычной районной больнице. Мне несказанно повезло, что в ближайшей не работал рентген и отвезли в Ардон. В этой больнице работали настоящие ВРАЧИ. Парни - ученики Илизарова. Они сами точили аппараты для каждого больного. Мне вначале не хотели, потому что я не местная и должна была уехать домой. Я пообещала людям, что верну аппарат(слово сдержала) и мне поставили его. На второй день после операции пришел мой док и заставил ходить. Вначале на костылях, нагружая поломанную ногу, потом с палочкой. К чему я всё это? Да к тому, что врачи заставляли всех ходить СРАЗУ же после операции.
В больнице пробыла месяц. Домой меня увезли с еще не сросшейся ногой. Аппарат снимали дома. Смотрели, как на инопланетное чудо. А я так приловчилась с аппаратом ходить, что даже аэробикой занималась, бегала трусцой. До скал дело не дошло. Меня отказались домашние туда везти)))))
То есть, кровь гонять нужно обязательно. И по возможности, сохранить подвижность сустава. После нарастания мозоля - разрабатывать сустав. Они так быстро теряют подвижность!
Выздоравливайте!


3
Не знаю, насколько это сопоставимо, но тоже после операции на мениске (колено) в мае месяце, где-то уже в июле ходил по Карпатам (с рюкзаком, естественно). :) Поправляйтесь!

2
"Вместо перевальной шоколадки, выпив по паре глотков коньяка за взятие первого перевала маршрута, мы быстро начали спуск в долину Назалыкол. Спустились почти в районе брода. Перебродили реку, встали лагерем на травянистой поляне. До глубокой ночи говорили «за жизнь» под коньячок."
Имхо, вы переоценили способность восстанавливаться после спиртного, да еще в наше время сомнительного, каким бы хорошим оно не казалось.
Мумие реально помогает, даже то, что продается в аптеке. В середине января, когда во время пробежки перебегала по зебре дорогу, сбил джип, не успевший вовремя затормозить. Были трещины в тазобедренном суставе, гипс не накладывали, но пришлось проваляться 3 недели на спине. Тайком от врачей стала еще в больнице принимать мумие и отказываться от некоторых лекарств. Через пару недель заменила мумие фитором на пару недель - при приеме мумие нужно делать перерыв.
Потом 1,5 месяца раскачки и в середине мая поход н/к по юго-восточному Крыму, маленьким горкам в хорошем темпе. После всего этого практически все как рукой сняло.

2
Алексей, привет! Желаю скорейшего выздоровления и снова отправиться в вызший поход ))

3
Спасибо, Стас! Очень раз буду видеть тебя в любом своём выЗшем походе! :)

2
Вот тот злополучный перевал, при спуске с которого я сломал ногу:

С этой стороны такой простенький, а с обратной обрыв.
Фото из моего одиночного прошлогоднего похода.

1
Зато какой красивый)

3
Алексей, поправляйтесь! И не жалейте ни о чем, кто знает, может быть, судьба таким образом вас бережет) Удачи на новых маршрутах!

5
Вообще сам факт перелома в совершенно безобидной ситуации может говорить о физическом либо моральном переутомлении.
Я бы на твоем месте постарался как следует проанализировать и найти причины.

3
Всё уже сразу было проанализировано. Написал же, что из-за упадка настроения ввиду напрягов до начала маршрута, невозможности сквозного прохождения разведанного перевала, трёхдневной плохой погоды и физической усталости (за первые полдня 1200 м набор + 500 м сброс, за второй 600 м набор, 9 км пройдено, в третий 900 м набор и сброс, с тяжёлыми рюкзаками, в которых еды на 15 дней), а главное, отвлёкся там, где нельзя было отвлекаться. Всё банально, Александр.

3
Выздоравливай.
Иногда полезно сбросить обороты:)

8
Пусть перелом сорвал сезон,
забуду скоро я о нём!
И в сентябре который раз
поеду снова на Кавказ!
Архыз осенний лицезреть
и вечерами песни петь.
пройдя дневной километраж
плюс перевалов пару аж!
На берегах озёр сидеть,
на гладь прохладную смотреть.
И растворяться в тишине.
Пока всё это лишь во сне.... :)

4
Как хорошо лежать в постели,
Мечтать о сказочных горах.
Мне на работе надоели.
Узоры балок в швеллерах.

Но как опять уехать в горы?
Работу бросить навсегда...
Всё это Братцы – разговоры,
Мы в плен попали в города.

1
Узоры балок в швеллерах.

Это - как? :-)
Может, наоборот?


6
Лежать в постели не по мне!
К горам готовлюсь я в квартире:
по семь подходов на турник
и отжимания, и гири.
Пусть не могу пока ходить
в лесу по много километров,
через неделю, может быть,
решу и эту я проблему!

Бросать работу навсегда
поверьте мне, совсем не стоит
У руководства на годок
лишь надо отпуск выбить, ВОТ! ;)))

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru