Пишет гоген, 20.05.2012 10:59

Распрощавшись с Нью-Йорком, а так же кучей старых и новых друзей я отправился на запад, сначала в Жиллетт, штат Вайоминг, а на следующий день в Хюллет. Вайоминг встретил меня полупустым залом периферийного аэропорта и штормовым предупреждением. Последние прилетевшие покидали зал, а когда по радио проинформировали про приближающийся торнадо аэропорт опустел окончательно. Я бродил вокруг чучела бизона, индейца, ейной кобылы и офигевал от перспективы встретить «природный катаклизм» в полном одиночестве. От потолка отражалось эхо моих шагов.

Чучела индейца и его еды

Когда надо мной заскрежетала крыша я все-же опечалившись подумал о глупости подобной драмы. Немецкий турист найден под обломками вайомингского аэропорта. Звучит, как минимум, глупо. Менее глупо было предположение о невозможности прибытия лёхиного рейса. Но время прошло, гром отгремел, торнадо прошел где-то далеко и самолет из Денвера приземлился по расписанию.

Чертовщина на "Чертовой башне"
Обещали торнадо, а показали обычную грозу

Поселились в отеле, поехали поесть. Вообще надо сказать, что Жиллетт самый, что ни на есть американский город из увиденных мной за все время поездок в США. Эдакая американская глушь. Как и положено в глуши все рестораны были закрыты. Часы показывали 9 вечера, но в провинциальной Америке это уже глубокая ночь. В «бюргеркинге» воняло, в «пицца-хат» стулья стояли ножками вверх на столах и только «сабвэй» порадовал нас горячими сандвичами. Хотя, что значит порадовал? Ночью мучился изжогой

Вайоминг очень симпатичный штат. Просторы поражают. На сколько хватало взгляд - сизые поля, плоские холмы и меандры живописных речек. Пока наблюдал эту постораль пролетело полтора часа и мы прибыли к месту назначения — «United States National Monument Devils Tower». Поистине удивительное зрелище, очень пологие увалы, коровки там, ранчо всякие. И совершенно без предупреждения, из всего этого благополучия торчит сюрреалистичное скальное изваяние!

Чертовщина на "Чертовой башне"

Чем ближе мы подъезжали, тем величественней становилась башня. Удивительные структуры покрывали ее стены. Базальтовые колонны придавали плоскостям рифлёный характер и это очень красиво смотрелось. По приданию индейцев из племени Киова, который называют башню Mateo Tepee (жилище медведя Гризли), у этого монолита очень необычная история происхождения.

Легенда: когда-то, давным давно здесь было индейское поселение. Однажды семь индейских девочек пошли играть в лесу на опушке, совсем не далеко от поселения. Но их увидели медведи и погнались за девочками. Девочки побежали к людям, но медведи нагнали их очень быстро. Девочки попытались спастись на не большом скальном уступе и стали его заклинать: «Дорогая скала, пожалей нас! Дорогая скала — спаси нам жизнь!» Скала услышала заклинания и начала расти вверх. Медведи в ярости бросались на скалу, но не могли ничего сделать. И только их когти оставляли на стенах скалы глубокие следы, видимые и поныне. А семь девочек и по сей день можно видеть в вышине неба; семь звезд на небосклоне — Плеяды! (по другой версии на скале спрятались преследуемые медведем охотники, после того как гризли ушел в лес охотников на землю спустили кондоры).

Я не уверен, что медведи в этих местах водятся, что касается Плеяд, то могу уверить вас — они ярко светят на ночном небе Вайоминга и по сей день. Воздух здесь так чист и прозрачен, как в редких местах в которых мне доводилось побывать. Но сейчас не об этом, через полтора часа после выезда из Жиллетта мы уже паковали на парковке наши рюкзаки. Нашей целью был классический маршрут на башню — «Durrance» 5.7 Великолепная линия была проложена в 1938 году Джеком Дьюррансом.

Чертовщина на "Чертовой башне"

Маршрут проходит по системе каминов, трещин и переходит из одного угла в соседний, следуя линии «наименьшего сопротивления». Лазанье приятное, практически всегда можно очень надежно организовать страховку на закладухах и на камах. Если вы не умеете лазить оффвизы и трещины так, как это делают американцы, то будете страдать, так как это делали мы. По моему «европейскому разумению» ключевые участки тянули на нашу 6а+, а то и сложнее. Причем со своими точками, короче — жуть жуткая!

Если по веревкам, то впечатление у меня следующее: 1°- мы ее обошли. Во первых было понятно, что вышедших раньше нас не обогнать на маршруте, можно только зайти «сбоку», что мы и сделали. Во вторых первая веревка проходит по своеобразной чаше, в которую валятся камни со многих машрутов и стоять там подолгу и тупить просто не безопасно. Ну и в третьих, зачем лазить по «беговухе» если можно зайти по простым плитам сбоку?

Начало второй веревки - джамминг

2° веревка проходит по наклонной колонне, которая прислонилась к основной стене и может, по словам геологов, в любой момент обрушиться вниз. Говорят достаточно веса альпиниста, что бы инициировать это событие. Учитывая вес моей не маленькой тушки — вполне можно было опасаться за свою целостность и за целостность «United States National Monument». Хорошо, что об этом обстоятельстве я узнал после прохождения маршрута.

Чертовщина на "Чертовой башне"
Лёха на второй веревке маршрута

Следующая, 3° веревка, является ключевой на маршруте. В антикварном гайдбуке она оценена как 5.6. Если перевести это на UIAA то получится IV+ (!!!). На Mountainproject ее оценили уже в 5.7+. Сегодня в ресторане, в котором мы поужинали великолепным мяском, тётушка бывшая альпинистка рассказала нам, что многие не местные альпинисты считают ее 5.10. Но нам пофиг, нам на ней было хорошо, особенно когда мы собрались на станции над ней!

Третья веревка маршрута

Кстати, эти терзания между UIAA, американской шкалой и французской шкалой не новы. Каждый, приезжающий из Европы, лазун конфронтирует с этой проблематикой. Если это не стенное лазанье, то европейцам оно дается очень тяжело и линейный перевод из американской в знакомую европейскую «трудность» даст вам совершенно железобетонный повод для фрустрации. Мой совет — не запаривайтесь. Если вам хорошо, значит вы лезете правильную трудность. Если вам плохо, но вы лезете дальше — вы герой. Если же вы понимаете, что сейчас убьетесь, но лезете все равно дальше, то вас ждет «премия Дарвина»

3° веревка

Четвертая и пятые веревки проходят по более простым отколам и их весьма легко спрямить. Мы этого не делали, поскольку боялись всяких не удобных углов и трения через перегибы. Но как показала практика, используя двойную веревку вы можете все эти неприятности избежать. Но как говорится, лучше перестраховаться, чем играть потом в «бурлаков на Волге»

3°веревка

Шестая веревка выводит уже на вершину. На ней очень приятное лазанье, правда есть пара не приятных, хоть и коротких оффвизов. В верхней части сопливый траверс, но прямо после его окончания маршрут выводит на вершину, с которой открывается феноменальный вид на окружающую Девилс Тауэр прерию.

Лёха лидирует на 5° веревке

Вершина совершенно феноменальная. Вершинные фотографии выглядят по настоящему сюрно! Можно подумать, что вы находитесь на проплешине посреди зеленых пастбищах. Вглядываясь в фотографию хочется задать вопрос: «Зачем этому хлеборобу каска и альпинистское снаряжение?» В общем наслаждайтесь сами.

Я на горе

Чертовщина на "Чертовой башне"
Лёха у "вершинного креста"

Вот так вот нахрапом мы прошли свой первый маршрут на башню. Наслаждаться панорамой у нас не вышло. Начал накрапывать дождь и мы сочли за лучшее начать спуск. От вершины в сторону пробитого дюльфера нас привели несколько туров. Дюльфер пробит, но не стоить пропускать станции, даже если они попадаются всего лишь на половине спуска. Продергивание веревок могут стать большой проблемой. Особенности строения этих колонн таковы, что свободный конец продергиваемой веревки может очень легко влезть в трещину между ними и заклиниться создав вам массу новых впечатлений.

Мы спустились достаточно быстро. Дождь накрапывал на линзу моего фотоаппарата, но это не помешало мне вытаскивать его при любой возможности. Даже на половине спуска я сбрасывал руки и щелкал, щелкал и щелкал… Горы фотографического мусора. Я вообще не понимаю кому вообще нужны эти все мои бесконечные JPGи…

Чертовщина на "Чертовой башне"

Вечером мы отведали великолепный салун Poderosa Bar, давно я не был в столь аутентично организованном месте. Веселая тетушка, кормившая нас мясом, как раз и рассказала нам про оценку маршрута в 5.10. Поверьте, аппетит у нас после таких рассказов только улучшился. Может она для этого нам и рассказывала столь «вкусные» подробности?

На следующий день мы решили залезть какую-нибудь 5.7, а потом и 5.8. Первой целью мы выбрали «El Cracko Diablo» 5.8. Первая веревка на нем оценена в 5.7, вторая в 5.8. Пока я лез первую веревку все было хорошо. Правда Лёха узнал у соседней связки про какую-то жгучую ядовитую траву, типа волдыри от нее по всему телу. Поэтому продвигаясь вверх я готов был броситься в сторону от любой зелени.

Маршруты на башне идут по параллельным колоннам, точнее по щелям между ними. Можно переговариваться с соседями, это развлекает.

Чем выше по щели тем страшнее. Начинаешь вываливаться, а если пытаешься вклиниться в щель, то выскальзываешь как промасленный оладий со сковородки. Правда у меня на этом питче вышла «призовая игра». Нашел камалот, фиолетовый ’5. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Кстати он просто валялся в щели, а я так греб к нему, надеясь, что это чей-то застрявший девайс…

Чертовщина на "Чертовой башне"

Вид второй веревки произвел на меня неизгладимое впечатление. Нависающий оффвиз. Мамочка дорогая, как же часто я вспоминал тебя, когда представлял себя в этом ужасе изнутри. Пока Лёха лез ко мне, я перманентно представлял себе как вываливаюсь из него. Особенно четко представлялось, как я пытаюсь всунуть в него кам в верхней части. Пока Алексей до меня долез я спекся и сказал, что мне надо обязательно поучиться лазить оффвизы внизу, с верхней страховкой. Жалко, что на Девилс Тауэре таких возможностей не оказалось.

Дюльфернув вниз мы перешли на 50 метров влево. Там находился еще один интересный маршрут в нашей категории. «Bon Homme Variation». Сложность 5.8, причем ключ не щелевой. Так и оказалось. Правда под ключом меня прибил очередной оффвиз, но его я с воем и матом как то пролез. Ключ оказался 4-метровым траверсом. В 5 метрах над последней надежной точкой и всего на 2 сопливых закладках. Я там долго думал. Долго. Очень долго. В конце концов пролез его.

Завтра с утра мы двинемся дальше. Нас ждут удивительные башни Cathedral Spires в южной Дакоте. Потом поедем к «американскому чуду света» Mountain Rushmore со знаменитыми головами президентов — отцов нации. Там, кстати, то-же можно полазить. Ну не прям по головам, хотя это было бы круто, а рядом по скалам, 3-4-веревочные маршруты.

Чертовщина на "Чертовой башне"

Но все это будет завтра или послезавтра. А пока я сижу в отеле, попиваю сказочный виски (приобщила меня таки жена к этому благородному напитку) и пишу для вас эти строки. Надеюсь я не зря провел последние 3 часа и вам понравилось мое повествование. В общем, как говорится в любимой передаче, оставайтесь с нами…

Ваш гоген

ПРОДОЛЖЕНИЕ С "БЛЭК ХИЛС"