Приэльбрусье. Деньги вместо безопасности и комфорта.

Пишет Gleb-rostov, 21.02.2011 20:11

Приэльбрусье, до февраля 2011 я считал этот район самым безопасным для отдыха туристов на Кавказе.
Безусловно, трагические события кардинально изменили мое мнение, да и не только мое.
Теперь трижды подумаешь, чтобы вести людей на отдых...
Долгое время я молча созерцал на происходящее, но вот в январе 2011 решил написать письмо в Администрацию КБР.
Предлагаю Вашему вниманию переписку с Министерством спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики.
Приэльбрусье. Деньги вместо безопасности и комфорта. (Путешествия)




Письмо от 11 января 2011 года. Полная версия статьи опубликованна на сайте: www.planeta-rostov.ru

Наше правительство решило выделить деньги на строительство и развитие новых горнолыжных курортов: в Архызе, Адыгеи, Осетии, где-то еще. Хотят сделать наши горы привлекательными и современными.
Приэльбрусье – один из самых популярных районов горного отдыха. Ежегодно сюда приезжают тысячи человек, которые хотят увидеть величественность и красоту высочайший горы России.
Оценить точное количество туристов очень сложно, но даже по самым скромным предположениям это больше 500 тысяч туристо/дней. То что происходит здесь не может не вызывать возмущения у нормального человека. Речь в моем письме пойдет о зимнем отдыхе, потому что летний заслуживает отдельного описания.
Можно долго говорить о достоинствах и недостатках курорта, но нельзя закрывать глаза на самое главное: трассы для катания, канатки и безопасность.
С декабря (а может и раньше) в Приэльбрусье висят объявления о закрытии трасс для катания в связи с малым количеством снега. Это правда не мешает кататься тысячам людей. Никто их не останавливает. Это же деньги…
Каждый день со склонов увозят пострадавших в больницу Тырныауза (45 км): вывихи, переломы, травмы связок. Ежедневно от 2 до 4 человек (это по моим предположениям). В районе катания нет ни больницы, ни трампункта. Это же деньги…
Трассы. Точнее в Приэльбрусье трассы есть только на рекламных проспектах и макетах, а в реальности это направление движения, потому что огороженных трасс здесь нет. За состоянием и безопасностью склонов никто не следит.
В этом году снега совсем мало – купили снежные пушки, теперь трасса от Крузозора – это борьба с ледовым желобом и объезжание камней. А ратраки, как обычно возят клиентов. Это же деньги…
Про очереди на канатку, бугель, хамство, дороговизну и другие сопутствющие вещи я не буду.
Просто во всем мире – горнолыжный курорт – это уровень и качество трасс, безопасность катания и уровень инфраструктуры. А у нас это выживание в сложных условиях.
Как человек, который бывает в Приэльбрусье очень часто, прошу обратить внимание, что сделать для начала нужно не так много:
Создать трампункт в Азау.
1. Выделить 2 ратрака для подготовки склонов.
2. Найти 10 человек, которые будут смотреть за качеством склонов и ограждать трассы, работать инструктором-спасателем (можно по сменам).
3. Сделать информационные плакаты об особенностях безопасного катания и информационный центр.
4. Оградить зоны катания новичков и совершенствующихся лыжников.

Бюджет этих преобразований не более 10 млн. рублей – думаю, прибыль канатки за 2-3 дня в высокий сезон.
Все эти деньги вернуться с лихвой, в мире нет горнолыжных курортов, которые являются дотационными.

А какую прибыль интересно приносит Приэльбрусье нашему государству? Сомневаюсь.

А прежде чем создавать новое, может стоит привести в порядок старое?

Кататься все же хочется в своей стране.


[b]Вот такой ответ я получил 22 февраля. Письмо датированно 15.02.2011.[/b]

[i]Министерство спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики рассмотрело Ваше обращение, поступившее в адрес Федерального агентства по туризму.
По существу вопроса сообщаем:
Горнолыжная трасса на склоне г.Эльбрус является сертифицированной и соответствует всем требованиям безопасности, информационного обеспечения, сложности, доступу к соответствующему участку. Подтверждением этому является чемпионат России по горнолыжному спорту, который прошел в Приэльбрусье в конце марта 2010 года. По отзывам участников и судейского корпуса горнолыжная трасса на г.Эльбрус является одной из лучших в России.

Контроль за состоянием горнолыжной трассы на склоне г. Эльбрус осуществляет ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья». В его структуре находится подразделение по обслуживанию горнолыжных трасс в количестве 12 человек, которое в круглосуточном режиме выполняет работы по подготовке трассы. Зимний сезон нынешнего года оказался под угрозой срыва из-за практически полного отсутствия снега. Несмотря на это, в течение месяца непрерывно ведутся работы по искусственному оснежению горнолыжных трасс с помощью 4 снежных пушек и 10 снежных ружей. Практически каждую ночь работают ратраки. Ежедневно осуществляется проверка состояния ограждений спасателями и рабочими по трассе. Туристы и отдыхающие информируются по громкоговорящей связи о погодно-климатических условиях в районе катания.

На сегодняшний день созданы все условия для комфортного и безопасного катания лыжников и сноубордистов. Необходимо отметить, что дорогостоящие работы по поддержанию функционирования трассы не прекращаются в течение всего горнолыжного сезона.
В штатном режиме функционируют две очереди гондольной канатной дороги на г. Эльбрус, маятниковая канатная дорога «Азау»-«Мир». На г.Чегет работают однокресельная и двухкресельная канатные дороги.

В части, касающейся обеспечения безопасности катания, необходимо отметить что на г. Элььбрус и г. Чегет осуществляется постоянное дежурство Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС России. В структуре ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» действует спасательная служба в количестве 33 человека, прошедшие аттестацию, а также два медика для оказания первой помощи. Кроме того постоянно дежурят машины для транспортировки пострадавших в с.п. Терскол, расположенного в 1,5 км от поляны Азау. В Терсколе Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики на базе «УАО»-«Центр активного отдыха»-«Терскол» для обслуживания туристов функционируют кабинеты ультразвуковой диагностики, стоматологической и травматологической помощи. При необходимости осуществляется доставка пострадавших в больницу г. Тырнауз.
Вместе с тем, необходимо отметить, что горнолыжных трасс для катания в Приэльбрусье недостаточно. В соответствии с этим, подготовлена проектно-сметная документация по строительству новых горнолыжных трасс на г.Эльбрус и прорабатывается вопрос о включении данного проекта на 2012 год в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы». Кроме того, обустройство зон активного отдыха в Кабардино-Балкарской Республике будет являться приоритетом при решении вопросов реализации мероприятий по созданию туристского кластера Северо-Кавказского Федерального округа.[/i]

Заместитель министра Ю. Улаков

Вот так то вот. Трассы сертифицированны, люди работают... Жаль, но получается, что мы этого не замечаем:

[b]П. 1.: Горнолыжная трасса является сертифицированной… и т.д.[/b]
С каких пор трассе не имеющая ограждений, указателей «трасса» с указанием сложности (цвета) и имеющая выходы открытых камней и бетонных конструкций является сертифицированной.
Я не говорю о трассе для Чемпионата России. Здесь все было на уровне. Я говорю о трассах на которых каждый день катаюсь. По-моему в 2007 или 2008 году трасса от Кругозора до Азау имела ограждение. Но это был единичный случай.
[b]П2. Непрерывно работы по оснежнению не ведутся, это не секрет.[/b] Был в декабре-январе этого сезона в Приэльбрусье – днем работающих пушек не видел ни разу. Возможно они работают ночью, но это все же не непрерывно.
(Коллеги приехали из Буковеля (Украина). Там нет естественного снега совсем, но это не мешает кататься на склонах более чем 5000 человек.)
А по вопросу ограждений – если палочки на трассе – это ограждения то, в таком случае они должны быть во всех местах где есть камни, а не выборочно. Хотя мне кажется, что ограждение должно быть несколько другим.
[b]П3. К сожалению, возможно, из-за моей некомпетентности я не понимаю, в чем заключаются дорогостоящие работы по поддержанию функционирования трассы. [/b]Если это работа ратраков то, извините, Приэльбрусье, это, пожалуй, единственное место, где основной задачей ратраков является возить клиентов и таким образом зарабатывать деньги. А если это иные операции то они хорошо законспирированы.
[b]П4. [/b]Летом я оказывал помощь в транспортировке туриста из Литвы, который на биваке упал и получил травму внутренних органов, предположительно перелом ребер. Спасатель на Приюте 11 сказал, чтобы мы его самостоятельно спускали вниз (на раткаке, спасибо водителю, которых согласился нам помочь). От бочек до Мира его пришлось спускать на канатке (однокресельной), т.к. другого способа спуска травмированного человека не было. К креслу его пришлось привязывать – штормовками, больше нечем было. За это время к нам подошли два молодых человека, которые представились спасателем и спасателем-врачом, но были без отличительной одежды и от них немного пахло алкоголем. Возможно, они были не на службе, а просто отдыхали. В любом случае, спасибо за помощь, но при всем уважении, транспортировка пострадавшего на курорте – это работа спасателей, а не отдыхающих и друзей. И не потому что я отказываюсь от этого, а потому что профессионал сделает это профессионально.

[b]Уважаемый Ю.Улаков![/b]
Я не думаю, что Вы не в курсе ситуации в Приэльбрусье. Я просто хочу отметить, что главное в работе это не количество, а качество. Безусловно, органами власти Республики ведется работа по развитию курорта, но пока она очень далека от своего завершения. К сожалению, вынужден констатировать, что самые плохие (по подготовке трасс) условия катания в этом году были в Приэльбрусье.
В заключение, никогда не слышал о громкоговорящей связи в Приэльбрусье. И самое главное, я люблю Приэльбрусье, потому что всегда считал его самым развитым районом на Кавказе, где можно отдохнуть и летом и зимой. Очень хочется, чтобы этот регион, несмотря на трагические события февраля 2011 года, остался привлекательным для туристов. Но для этого необходимо, чтобы было качество, а не количество.

155


Комментарии:
1
кстати неделю назад видел ограждения и знаки на трассах. раньше не замечал :)

может это ваше письмо подействовало?

13
когда, наконец, вы прекратите "бороться" с окружающей средой и будете просто отдыхать за собственные деньги где нибудь в другом, более гостеприимном, месте, у этих уродов уменьшится "бабло на кармане", кроме которого они ни чего не замечают, они МОЖЕТ быть что нибудь сделают.

Бить рублем!
Вся Европа для Вас!

7
Тут в другом дело.
Для очень многих удобно поехать на 2-3 дня в приэльбрусье. Домбай и Терскол в зоне досягаемости дня пути(включая поиск жилья) от Ростова и ближе (Ставрополь, Краснодар и тд). И ещё - отдых где-то в Европе - это всегда больше чем просто катание - и поэтому всё-равно требует чуть-больших денег. Уже не всегда поедишь на машине - другие правила, другие люди.

16
Для жителей Ростова и ближе - реальная потеря. А для Питера-Москвы удобнее, безопаснее раз на неделю-две в Альпы съездить. И быстрее.
Средний по меркам Австрии курорт (Зерфаус, например) может поднять на подъемниках до 70000 чел/час. И таких курортов - море. На любой вкус и цвет.
Ребенка поставить на лыжи? Нет проблем! 200евро на 5 дней с утра до вечера, с питанием, инструкторы уверенно ставят ребенка так, что он с удовольствием потом катается с родителем по красной трассе. Пока дитё в школе, родители свободны.
Аренда лыж? свежая подборка моделей.
Дороговизна подъемников? Огромные зоны катания по единому абонементу примерно за 30 евро в день. Катание без очередей, как правило.
Жить в Альпах можно разнообразно - вариантов море, и дешево, и нормально. и безопасно.

Конечно, было бы здорово иметь на Кавказе оборудованные горнолыжные курорты, чтобы с разных стран туда люди ездили. Но я не представляю себе, сколько теперь времени и усилий нужно потратить чтобы Кавказ снова стал привлекательным.
Грустно.


0
Кроме горнолыжки, там есть еще Гора. Для нее неважны подъемники. Скажите, где есть еще один Эльбрус и мы может быть поедем туда. Я другого не знаю.

14
Тут как то вывешивали кино про Чегет в непогоду. Непогода впечатления не произвела - я в других условиях редко катаюсь, а вот что произвело впечателние - это убогая медленная двукреселка, похоже та же и единственная на склоне как и 20 лет назад, и рассуждения что кататься можно хочешь по буграм (!) а хочешь по целине.
И это вы называете горнолыжный курорт?? И это убожество вы сравниваете с Европой? Где поделитесь секретом там, в Европе, такое?

2

Зато виды то, виды....

4

В другую сторону еще круче виды

6
Полностью поддерживаю автора публикации! Можно, конечно, и в Европу ездить кататься на лыжах-досках, купаться в египтах, работать в США...а на фиг тогда мы в России живём?

6
Любителям всех расстрелять и свергнуть, мыслями обращаюсь.
Даже простое любопытство и общение с местными жителями, а не профессиональный анализ, показывает, что любые революции приносят зло простым людям. И только путь нудной, времязатратной борьбы с помощью жалоб, кляуз, напоминаний и т.п. мирных действий принесёт успех. Но не скоро. И лень отстаивать свои права у властей.
Сейчас новая иллюстрация на тему - что даст революция простым людям - разворачивается в арабском мире. Смотрю, мотаю на ус, кому выгодно, кому стало лучше.
Спасибо всем, кто не только жалобно стонет и ругмя ругает у себя на кухне/в ЖЖ, но и ДЕЛАЕТ, как автор.

1
Во многом согласен.

4
Лет 10 назад был на слуху проект сделать Терскол курортной зоной.Для этого переселить жителей из этой зоны в поселок Эльбрус.Рабочие места сохраняются и даже многократно увеличиваются,вахтовый и прочий режим работы.Большинство западных курортов именно так устроены.Балкарцы отказались.Теперь всю землю раскупили и навести там порядок трудно.Реальнее начать осваивать северные склоны Эльбруса со стороны Кисловодска и ввести мораторий на продажу земли в этом районе.Только конкуренция будет улучшать сервис.Предложить Евросоюзу этот кусок,будет горнолыжный рай.Балкарцы за свои деньги проложат асфальт из Тырнауза до Джалысу и будут туда ездить на работу.

11
Реальнее начать осваивать северные склоны Эльбруса со стороны Кисловодска

С одной стороны это хорошая идея - проще сделать курорт с нуля, чем разгрести гадюшник на юге. А с другой стороны, Джилысу - это последний почти нетронутый уголок Приэльбрусья. Там ЕЩЕ не берут денег за въезд, за палатки, за купание в источниках, за пермит. Пока там немного народа, который идет на Гору. Склоны чище. Северный приют уютен. Пока у Севера много преимуществ перед Югом.

А Глебу спасибо! Хоть один человек что-то сделал для изменения ситуации...

3
Предложить Евросоюзу этот кусок,будет горнолыжный рай.Балкарцы за свои деньги проложат асфальт из Тырнауза до Джалысу и будут туда ездить на работу.

Аляску уже отдали штатам попользоваться ненадолго. в ту же кучу калининградская обл., Курилы и т.п.
Можно всю Россию в аренду сдать, тогда точно рай наступит. Для кого только.

а по поводу северных склонов. там пока хотя бы природа ещё не загажена. построят дорогу, сразу всё засрут. (это кто-то тут уже говорил теми же словами)

6
Спасатель на Приюте 11 сказал, чтобы мы его самостоятельно спускали вниз (на раткаке, спасибо водителю, которых согласился нам помочь).

Почти, как у нас было. Летом 2007 года было дело. Ночью у жены на Приюте 11 началась резкая боль в животе. Спасатели, к которым мы обратились, только руками развели: "Ничем помочь не можем!" Помогли два доктора, которы по случаю оказались рядом. Вкололи обезболивающее. Хоть передвигаться смогла самостоятельно. Водитель ратрака, поднявшего на Приют людей и ПОРОЖНЯКОМ отправляющегося обратно, конечно, согласился помочь, но только за деньги!!! Дальше спускались вдвоем. Никто не помогал. Внизу боли прекратились. Рецедив случился через полгода - аппендицит!!
Вот так-то. Думается мне, случись наверху перетонит, не преведи господи, так же пришлось бы расчитывать только на себя самих!
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!

-16
Показать комментарий

10
Вы скорее всего не были на курортах например в Австрии. После того как вы сообщили о происшествии спасателям, вас близко к спасательным работам не допустят сами спасатели. Это их профессиональная работа и они за нее отвечают. И честно говоря сам наблюдал с восхищением за их профессиональными действиями, начиная от оценки состояния пострадавшего и кончая выдергивания его со склона между высочайшими елями с помощью вертолета.

0
Попробую объяснить. Такое понятие межличностных отношений как дружба подразумевает негласное принятие на себя некоторых обязательств и ответсвенности за друга. Например, по оказанию взаимопомощи. Иначе - это просто случайное знакомсвто или приятельские отношения. И такие отношения не зависят от наличия или отсутствия каких-либо факторов а ля наличия квалифицированной спасслужбы.
Человек, назвающий себя другом, должен быть таковым и в австрии и в приэльбрусье.

2
http://www.vedomosti.ru/politics/video/94_894

Как раз в тему-спокойно и аргументированно,правда Камчатка немного далеко

4
Мне кажется, пытаться сравнивать горнолыжные курорты Кавказа с Европой не корректно.
Там только протяженность трасс 200-600 километров на одну зону катания, 20-40 ретраков каждую ночь трассы утюжат. Да и внетрассового катания хватает. Подъемников тьма и все работают не зависимо от загрузки. Уровень медицинской помощи высочайший (пришлось обращаться).
У нас курорты небольшие, сервис с местной спецификой, а цены почти как в Австрии. Если сравнивать цена-качество, то у нас должно быть раз этак в пять дешевле, но судя по ответу из министерства Кабардино-Балкарии, в воображении чиновников Приэльбрусье это почти Куршавель :))
Я думаю, нормальные горнолыжные курорты у нас появятся, когда на ВАЗе начнут мерседесы делать.
И хороший курорт мог бы получиться в Архызе, там есть отличные склоны и площадки для строительства, но если начнут работы, всю природу убьют. Так что пока по Кавказу лучше пешком ходить, если конечно стрелять перестанут.

6
Надо просто честно признаться что горнолыжных курортов на Кавказе нет и никогда не было. На уровне бугеля в овраге под Икшей там курорты. Хотя горы имеются, не Икша в этом смымле. Но горнолыжный курорт - это немного другое

5

За границей такой романтики нет.

10
Друзья, спасибо за Ваши мнения.
Безусловно, горнолыжный курорт за границей - это не Россия.
И нет необходимости брать эталонные курорты Франции, Италии или Австрии.
Можно взять и бюджетные курорты Болгарии, Словакии, Турции или Украины. Лучше и гораздо везде.
Человек, попадающий на эти курорты после Кавказа первые дни не понимает, куда он попал. Нет очередей, нет хамства и т.д.
Бывая в Приэльбрусье по 10-15 раз в год, не понаслышке знаю сложности и проблемы этого района.
И всегда их принимал такими, понимая что это Кавказ и здесь свой менталитет.
А возмущает меня то, что уже существуют программы строительства новых Курортов: Адыгея, Архыз, Северный Эльбрус, Мамисон, Чечня, тоже Приэльбрусье.
Так зачем строить новое, причем не за деньги инвесторов, а за государственные, если не можем привести в порядок то, что есть.
А то как же построим канатку где-нибудь в "n-ом" месте, а её "ломать" будут каждый год (как в Приэльбрусье, ведь это уже вторая серьезная авария за 2 года, в прошлом году первая очередь "сломалась").
В заключение, Кавказ, как район рекреации всегда был интересен, в основном, Югу России. И удар по нему - это прежде всего удар по тем кто живет в Краснодарском Крае, Ставрополье, Ростовской и Волгоградской областях, а самое главное это удар по тем что живет и работает в Приэльбрусье.
А заграница - это, конечно, хорошо, только это все-таки заграница...

1

Довелось побывать на презентации далеких перспектив. Азау весной 2009. Воз и ныне там.

1
Уважаемый товарищ VLASOFF! Очень у Вас горнолыжники замученные какие-то получились на фото! Очень интересно узнать, в настоящий момент тоже приходится пробивать себе дорогу к вагончику на второй очереди канатки (ст. Кругозор) задней окантовкой лыж или всё сейчас решается более цивилизованно?

1
Полагаю в настоящий момент пусто, к сожалению...

2
Ещё раз посмотрел на прилагаемое фото тов.VLASOFF и стало почему-то очень грустно. Куда , блин деньги, которые якобы вкладываются в развитие горнолыжной отрасли деваются? Похоже, что эти стены штукатурили лет 40 назад! Это ведь тоже лицо нашей Великой Родины. Сколько иностранцев прошло через эти мрачные коридоры! И что они по возращению домой рассказывают о нашем хвалёном гостеприимстве!

1
Куда , блин деньги, которые якобы вкладываются в развитие горнолыжной отрасли деваются?
****

в Домбай езжайте, там штукатурка не обваливается:)
Там физиономия Великой Родины при макиже:))

3
Почитайте, в тему. Ссылка от друзей из Нальчика.

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/021/01.html

1
всё это очень грустно...

1
Езжу туда и туда . Это разные вещи и сравнивать их не корректно. По деньгам, Кавказ, конечно дешевле

-1
Ещё одна альтернатива - Красная поляна.

Дороже Приэльбрусья. но и более цивильНО!


2
Ещё одна альтернатива - Красная поляна.

не всех интересуют горные лыжи и сноуборды, хотя согласен, что походить можно и там.

3
Согласен, Красная Поляна - отличная альтернатива не только приэльбрусью, но и Европе. Я катался в приэльбрусье, Шергеше, Чембулаке, Байкальске, Трехгорном, Абзаково, Шамони и в этом году впервые съездил в Поляну. Там у меня сразу возник вопрос: Зачем я ездил на Эльбрус с Чегетом? Считаю, что Поляна достойная алтернатива приэльбрусью, да чуть дороже, но и дешевле Европы, а сервис там сейчас вполне на уровне: нет там никаких очередей, все трассы ухожены, огромные возможности для внетрассового катания, а если посмотреть на план развития той же Розы-Хутора или Карусели, то и вообще можно забыть про Эльбрус с Чегетом вместе.
Так же можно добавить удобство дороги - а/п в 30 минутах езды, нормальное отношение местных жителей, вместо КБРовских сотрудников, которые постоянно "своих" без очереди пропускают на глазах у всех и т.д. В общем я туда точно не поеду, по крайней мере до тех пор, пока там не наведут порядок.

1
Горные виды (любые) всегда были и будут не дешовым развлечением Самый экономный вариант приезжать в Альпы компанией на минивэне и жить не на станции а в долине это в 4раза дешевле до подъемников 30-40 мин и питаться не в ресторанах а самим готовить если конешно цель покататься а не потусоваться-это разные вещи Если привести к общему знаменателю соотношение цен и качества............

1
На склонах приэльбрусья твориться форменый беспредел.Там не думают о проблемах отдыхающих.У каждого подъёмника свой хозяин ,который утром ,просыпаясь -не думает как совершить подвиг,а одна мысль терзает его :как за один день обеспечить себе обеспеченную старость.Хотя о МЧСовцах у меня самые лучшие воспоминания.Ну и конечно же нельзя не сказать обслуживающему персоналу гостиниц-огромное спасибо за человеческое отношение к гостям.

2
В Приэльбрусье застройка "отелями" бездумна и небезопасна (вспомните сходы лавин с Когутаев на поляну под Чегетом). Темпы развития района, если можно так сказать, практически никакие. Надо было отдать французам в концессию Эльбрус, когда они просили в советское время, то сейчас бы был горнолыжный КУРОРТ! А сейчас все по-прежнему - во главе угла "баблосы" и не для вложения. Плюс к этому ждут федеральные средства для распила. И пилить будут долго и еще просить. Будем в вечной стройке...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru