Мультитопливные горелки. Обзор

Пишет homohomeni, 23.05.2008 12:53

Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)




Предисловие
Изначально я планировал сделать тест на живучесть горелок в условиях, приближенных к условиям экспедиции. Я взял с собой в Абхазию три горелки разных производителей с целью помучить их местным топливом и посмотреть, какие проблемы будут доставлять мне мультитопливные друзья, и насколько эти проблемы будет легко решить. Перед поездкой я распечатал себе статью Артема Оганова «Жидкотопливная правда». Однако то ли условия были не достаточно жесткими, то ли я нашел единственную абхазскую заправку с нормальным бензином, но глобальных проблем не было. По сему, статья превратилась из теста в обзор. Что ж, в институте меня учили, что отрицательный результат – тоже результат.
Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)


Итак, у в Абхазию со мной путешествовали следующие горелки: MSR WhisperLite international – горелка, конструкция которой не меняется уже 20 лет, одна из самых надежных в мире по отзывам пользователей; Primus MultiFuel EX – горелка с принципиально новой системой подогрева горючего и очистки топливной магистрали; и третья горелка – Kovea Booster +1, самая бюджетная из мультитопливных на российском рынке.

Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)


В течение 7 дней я использовал все горелки одинаково: кипятил одинаковое количество воды, использовал бензин АИ-76, купленный на обычной заправке в Абхазии, каждый день я разбирал и собирал топливные магистрали, т.к. начитался в форумах историй о внезапной гибели горелок.
Мои субъективные впечатления от пользования горелками:
MSR WhisperLite international
Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

Понравилась:
Простотой конструкции. Разбирается полностью при помощи обычных пассатиж и отвертки.
Самая легкая из представленных горелок
Система соединения насоса и шланга горелки – оно не резьбовое, и отсоединить одно от другого очень быстро и просто. Тросик топливной магистрали длинный – проходит и через змеевик, и через шланг.
Система Shaker Jet – очень понравилось, что для прочистки форсунки требуются считанные секунды, после этого горелку не надо снова разогревать. В некоторых случаях ее даже не надо гасить.

Не понравилось:
Вытаскивать и засовывать обратно трос из топливной магистрали очень сложно, несмотря на отсутствие серьезного закоксовывания. Возможно, эта процедура выполняется проще со специальным инструментом MSR, но его у меня не было.

Primus MultiFuel EX.
Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

Понравилась:
Возможность работы на газу
Прямая топливная магистраль с жестким элементом для прочистки. Вынимание и засовывание вообще не вызывает проблем.

Не понравилось:
Нельзя разобрать полностью без штатного инструмента. При этом мультиинструментов два: один для штатного обслуживания, другой – для полного разбора горелки
Чтобы разобрать топливную магистраль, приходится откручивать шланг. Резьба в этом месте очень мелкая, и легко повреждается.
Прочистка форсунки – достаточно трудоемкий процесс: надо дождаться остывания горелки, потом снять рассекатель, прочистить форсунку при помощи мультиинструмента, одеть рассекатель. После этого горелку надо разводить снова.

Kovea Booster +1
Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

Мультитопливные горелки. Обзор (msr, primus, kovea)

В спецификации горелки написано, что она рассчитана на использование либо газа, либо White Gas, то есть специального очищенного бензина. Поэтому именно от этой горелки я ждал подвоха. Однако серьезных проблем мне она не доставила.
Понравилось:
Возможность работы на газу
Самая компактная горелка. И удобная сумочка, в нее, правда, не влезает топливный насос
Цена
Не понравилось:
Чаще чем у других засорялась форсунка. При этом процедура прочистки идентична Примусу
Массивный корпус горелки контрастирует с хиленьким змеевиком и очень гибким и тонким шлангом. Зачем экономить вес на важных деталях и делать чрезмерно прочными второстепенные?

По совету Артема Оганова я подверг горелки такому испытанию. Они были на 10 минут погружены в воду (и горелка, и насос). После этого я пытался их завести. Ни одна горелка не запустилась. После разбора все горелки пришли в рабочее состояние.

Как показали мои изыскания, имитация условий экспедиции не заменит опыта использования снаряжения в настоящей экспедиции. Изыскания в области мультитопливных горелок будут продолжены – дам их в поход группе горников. Надеюсь, их опыт окажется более информативным.
Коллеги, кто имеет более обширный опыт общения с мультитопливными горелками, пишите комментарии, думаю, всем будет интересно.

Благодарности: Большое спасибо компаниям, предоставившим горелки для теста: Альпайн-Трейд, Петропримус и Активэра
Также огромное спасибо магазину Ледниковый Период и лично Шурупу и Артему Оганову за консультации и помощь в переговорах с дистрибьюторами горелок.

114


Комментарии:
4
Хотел бы поделиться своим опытом использования KOVEA Booster+1. Пользовал при минус 30, Полярный Урал, в течение 2 недель, на калоше, две горелки. Засорений не было. Иногда клапан на насосе подмерзает, т.к. в любом топливе несколько процентов воды все же есть. Стопроцентно лечилось откручиванием и более сильным прикручиванием по новой. Клапан регулируемый и с ним можно немного поиграть. Прогрев ни разу не занял больше 30 секунд.
Как человек, продающий эти самые горелки, могу сказать, что проблема засорения форсунки решается раз и навсегда удалением дополнительного фильтра из этой форсунки. Это можно это сделать уже при покупке.

1
Примусовский мультифуел очень удачен, там если что и может умереть, так только насос и шланг.
Но у него рассекатели теряются (у нас иногда при транспортировке случайно отцеплялись, не знаю уж как), нужно осторожно с ними.

1
+1 У меня их два. Считаю самой лучшей горелкой. Она у меня работала на бензине цвета букв никнэйма на Риске. Если засореятся, то лечится это быстро. Из штатного инструмента выкинул ихний мульти тул, заменив иглой и разводным ключом. Штатный очень портил гайки.

3
Личное мнение о старом Primus MultiFuel со змеевиком и новом Primus MultiFuel EX.

о первом - чистить его не сложно было и проблема с вытаскиванием проволоки была всего один раз когда около месяца не интенсивного использования (суммарно около 20 часов наверное) не вытаскивалась проволока при помощи стандартного ухвата в универсальном ключе из комплекта (пассатижи помогли), с тех пор проволоку обычно 1-2 раза за неделю использования профилактически вынимаю протираю и обратно.
Только что-то часто форсунку надо чистить последнее время, чуть ли не перед каждым использованием - спасает проволочка, так как проволочка из комплекта давно сломалась.

Тут хочу сделать замечание, что запасной кусок проволоки диаметром подходящим для чистки форсунки и длинной см 10-15 иметь лучше всегда с собой, мало ли что.

Про обновленную версию. На прошлой неделе, на природе, пробовал на зуб совсем новую. Работа горелки понравилась. Не согласен с тем, что надо снимать рассекатель для чистки форсунки - инструментом, что идет в комплекте все чиститься и так, сбоку от рассекателя просовывается и прочищается форсунка, и не надо ждать остывания, главное от струи топлива глаза беречь.
Я тоже разобрал ее полностью и не понимаю, зачем может это потребоваться в ближайшее время сделать вновь, разве что форсунки менять. Так как та трубка, которая идет к аккумулятору тепла, не сильно греется в процессе работы и ничего там закоксовываться не должно (хотя может это и не так - время покажет), тем более появился фильтрующий элемент на входе в топл. магистраль, где к ней привинчивается шланг от насоса.
Штифт идущий внутри этой трубки предназначен для тонкой регулировки мощности, так как на этой горелке по сравнению с предыдущей версией стало 2 регулятора мощности: первый как и раньше на насосе, а второй на самой горелке он уже регулирует газообразное топливо. Мне этот ход инженеров понравился, появилась возможность тонкой регулировки мощности, чего у меня не получалось на старой с одним регулятором около насоса так как он регулировал подачу жидкого топлива (при работе от жидкого топлива естественно).
Про минус за резьбу и шлицы гаек соглашусь, надо быть очень аккуратным - очень мягкий металл (похоже на медь или ее сплав).
Плюс по сравнению со старой были сделаны некоторые улучшения: топливозаборный шланг теперь не пластиковый и фильтр-сеточка с него теперь не спадает (и не теряется). Эргономика повысилась немного. Вобщем приятный эволюционный продукт вышел. В июле обе возьму в Киргизию. :)

Еще большой плюс этой горелке за идущие в комплекте ветрозащитный экран - при первом опробовании был оценен в реальных условиях (постоянный ветер с порывами до 10м/с примерно). В итоге колодезная вода в кане на 4 литра (или 5? :)) за 24-25 минут закипела, защита была просто обернута вокруг горелки с каном, без подгонки к котелку, а при повторе с новой водой из колодца в условиях штиля тоже с защитой - быстрее всего минут на 5 вышло.

Про плюсы в горелке МСР то что она легко разбирается пассатижами и отверткой. Вроде и Примусы тоже полностью разбираются на раз инструментом идущим в комплекте. Разве МСР не предоставляет подобный инструмент?

PS
Моя старая горелка Примус осень, зиму и весну пролежала в шкафчике на улице и все медные детальки позеленели - открутить некоторые из них сразу не получилось но прокаливание и WD-40 выручили. Больше наверное ее так бросать не буду.

PPS
Мне показались не безынтересными роли про горелки и их использование на сайте Примуса

Ролик 1

Ролик 2

0
Штифт идущий внутри этой трубки предназначен для тонкой регулировки мощности, так как на этой горелке по сравнению с предыдущей версией стало 2 регулятора мощности: первый как и раньше на насосе, а второй на самой горелке он уже регулирует газообразное топливо.

У вас не MFS Ex, а OmniFuel

0
посмотрите на фото в сборе там в месте, где на OMNI регулятор, ничего нет это именно EX. http://www.primus.se/primus/Products/product_sheet.asp?ItemId=363
обратити внимание это именно EX
http://www.primus.se/primus/Products/product_sheet.asp?ItemId=34156
а это OMNI

0
Да Да извиниюсь, ошибся :) Все что я там написал про примуса относилось к старой и обновленной Омнифил.

2
Спвсибо за полезный обзор. Хочу добавить пару слов про Primus Omni Fuel Titan и Gravity. Эти горелки самые легкие у Primus с высокой производительностью. Gravyty, по моим субъективным оценкам, самая производительная и безшумная из серии Primus. В последних моделях Gravity усилена вся механическая часть, можно ставить на огонь емкости более 5 литров и ножки не гнутся. Устанавливать нужно на твердое основание, чтобы горелка не садилась на донышко, где расположен подсос воздуха. Primus Omni Fuel Titan за счет вентиля тонкой регулировки обеспечивает высокую стабильность при минимальной выходной мощности.

2
Господа! Все зависит от качества топлива. Если не на 100%, то на 90%.
Поход команды Созвездие на Чукотку позволяет сделать такой неутешительный вывод. И горелки тут не виноваты. У нас было 3 MFS и 1 Omni. Ежедневные и ежечасные муки с прочисткой! Одновременно 4 никогда не работали! По крайней мере одна всегда находилась на обслуживании.
Заканчивали поход (43 дня) на последней полумертвой горелке.
В конечном итоге три умерли навсегда! Попытки раскоксовать топливный тракт ни к чему не привели. Не помогло даже средство для раскоксовывания залегших поршней ДВС.
Спасибо чукотскому бензину...

До этого со своей MFS-кой я горя не знал. На керосине керосинит даже лучше.
Кстати, 40-дневный поход Созвездия пройден на авиационном керосине без намеков на засорение. Чистота топлива - залог здоровья горелок! :-)

Кстати, о прочности... Подумаешь, "емкости более 5 литров и ножки не гнутся"
4 года назад на Кавказе, когда умерли все Шмели, на одном лишь MFS я варил обед на 13 человек. Ведро! Сварил. Долго только, час примерно. Но все были накормлены.

0
Сейчас две недели юзал Primus MFS EX на Домбае.
Выводы неутешительные.
Primus MFS EX несовершенна. Даже с поправкой на повышенный процент ослиной мочи в черкесском бензине, требуется частая (ежедневная) прочистка топливной магистрали. Для горелки, позиционирующейся как экспедиционная, это совсем не есть гуд.
Какая будет лучше - не знаю. По сути своей и устройству MSR XGK Expedition аналогична в-общем то. О других конкурентах не осведомлен.
Буду думать над усовершенствованием конструкции имеющейся Primus MFS EX.

0
В мае на Эльбрусе пользовался Primus MFS EX. Так вот, при низких температурах изначально прогретая на газу горелка при работе на бензине постепенно остывает и работать перестает! Термометра не было, по ощущениям -10-15. Т.е. теплопроводности латуни для предпрогрева не хватало! А вот прежняя модель с тросиком в трубке безотказно работала на бензине и в -25. И за 3 года работы на бензине и керосине чистил её лишь один раз.

0
Странно. У нас при морозах до 30-35 OmniFuel работала без проблем, так же как и MFS (старой конструкции с трубкой). До тех пор, пока не засорилась в итоге.
А латунная чашка, насколько я понимаю, идентична у OmniFuel и Primus MFS EX. Теплопроводность одна и та же, различаются они только наличием узла тонкой регулировки у OmniFuel.

0
Это OmniFuel после 4 лет эксплуатации, проблем с закоксовыванием не было, эксплуатировал в основном на "галоше" и газе. Пробовал кормить растворителем Уайт - спирт и 646 (другого топлива под рукой не было), 92 - м бензином примус работал без проблем. Коррозия "звезды" топливной чашки явление не приятное, но думаю что проработает агрегат ещё долго.

0
Я счастливый владелец старой Primus MultiFuel. Никаких серьезныхпроблем, и пока ниразу не чистил.
Но, вот какое замечание... Недавно готовили на двух горелках, MFS и Omni. В какой-то момент подмерзший газ в моей MFS перестал гореть, даже прогрев трубки не помог, потухла, и все. Перецепили баллон на разогретую Omni — вуаля, заработало! Не знаю, что и думать...

1
Имхо, самое лучшее топливо для жидкотопливных горелок - растворитель (646, уатспирит, Р-4)

1) легко достать
2) высокая калорийность топлива (быстро закипает вода, высокая температура горения)
3) не засоряется ничего. а если где-то засорилось, то самоочищается
4) половина промальпов добывают его "на шару"

0
Скажите в чем плюс перед самодельными?
Я вот юзаю переделаную плитку совдепии, над горелкой идет трубка, работает на всем кроме воды... (еслиб горела то можно манты делать :) )
надо могу выкинуть фото
состоит из горелки, пары припаяных на ОЛОВО ножек, которые регулируются в зависимости от площади поставленой на нее кострюли (устойчивость)
и трубки над горелкой, ну и топливопровод с игло

0
скажите в чем разница от самодельных?
у меня есть самодельный примус, сделан из какой то плитки газовой, времен совдепии, ни жиклеров нифига нет, видел аналог 1 раз на авито продавали в комплекте с 2 балонами пропановыми, по 1 литру каждый как я понял.
могу выложить фото уже переделаной, использую с 85 года не 1 ремонта, разве что грязная, ДА воняет, таскаю в таперверовской посудине :) (герметичный пластик)
сделана из горелки, от какой то газовой плитки, сделана трубка с одной стороны горелки, греется от работы примуса, топливопровод, игла от капельнецы (видать тоже совдепия) и какой то хрени, похожей на открывалку, от горелки надевающейся на газовый баллончик (обрубленой с 2 сторон, это кран подачи).
закипает 3 литровый котелок (походный продолговатый) если есть ветрозащита ((коремат)пенка) Салярка - 5-8 минут, спирт - 6-7 минут, газ - 6-8 минут, бензин - 4-5 минут, уайт спирит - 4-6 минут.
чистилась 1 раз палочкой от дерева в 1998 году :) примус с 1987 года! Проблема возникла в казахстане, с их поганым ГСМ, недавно вроде ходили все нормально (щас не хожу, даю попользоваться друзьям примусологам) но в 90х там было не "айс" вес всей конструкции вместе с подставкой (регулирется по ширине котелка для устойчивости) на электронных весах 600грамм, на бытовых около 550-650 непонять как трехнеш их...
какой интересно иностранец превзойдет такую горелку???
схема проще некуда

P/S Ходили на Тресколье ХМАО предлагали за нее 47000 рублей, не продал! и щас не продам, хоть и здоровье не позволяет уже ходить так далеко.
все размеры пожалуйста, приезжайте снимайте, она мне дорога как память о пережитом...
Примусы шмель тоже отличный вариант для страховки всегда был как минимум один, но они подъ.....т в самый неподходящий момент особенно из за топлива, которое не пойми где какого качества...

0
Не все могут сделать. А картинку покажите. Интересно.

0
Все лирика, фотки давай!

0
Сорвал резьбу латунного вентиля с красной бирочкой, что регулирует подачу топлива в горелку MSR.
Если у кого-то есть сломанный насос (с уцелевшим вентилем) - приеду с подарками и заберу.
Тел. +7 903 5970066
LJ, VK, ICQ: gril_avp

0
горелка MSR WhisperLite International,в месте между змеевиком и форсункой есть соединение,трубка входит в трубку,то ли завальцованное то ли пропаянное. внешняя часть начала обшелушиваться, как фольга. причем с большой прогрессией. было ли у кого такое,вопрос?

0
вот несколько фото:

куплена в альпиндустрии города краснодара в прошлом году в ноябре месяце. эксплуатация 2-3 раза в неделю.
является ли данный дефект гарантийным? и куда обратиться? чек к сожалению не сохранился,т.к. в нем кроме горелки было еще несколько товаров. но фирменная упаковка есть.

0
С фото не совсем понятно, может просто нагар отваливается? А если смущает блестящий вид трубки - то пламя восстановительное, если нагар то..
Чем топите?

0
в том то и дело,что не нагар. топлю голошей и 92 с лукойла.
соединение там трубка в трубке,я так понимаю завальцованное. так вот внешняя трубка полностью то ли выгорела то ли окислилась. эксплуатация частая но в штатном режиме. раз в день перед ней чищу тросик и форсунку. если корозия будет продолжаться- форсунка просто отвалиться как показано на фотке стрелочками

0
ура!!! шланг на замену пришел!!!
альпиндустрия города Краснодара пошла на встречу, и в лице Гаврюшенко Дарьи и всех с кем я имел честь вести переписку, хочу выразить огромную благодарность!!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru