Канченджанга 1979 год

Пишет jaga, 03.08.2010 16:06

Канченджанга.8589 метров, третья по высоте гора в мире. Ее название означает в переводе «Пять священных снеговых сокровищ». Характерный треугольный пик Канченджанги возвышается всего в 120 километрах от Эвереста, но «старший брат» Эверест буквально осажен альпинистами всего мира, а Канченджанга почти полностью обойдена их вниманием.
До экспедиции трех британцев и француза в 1979 году вершина была взята только дважды. Точнее, почти взята, ибо местные религиозные традиции требуют, чтобы самая высшая точка горы оставалась неприкосновенной.
Участник экспедиции 1979 года Питер Бордман рассказывает о тяжелом, напряженном восхождении. Фотографии сделаны другими британскими участниками той же экспедиции Дугом Скоттом и Джо Таскером.

Неприкосновенная вершина

Человек никогда не ступал на вершину Канченджанги – из уважения к сиккимским богам, которые, как говорят, там обитают. Каждый раз при восхождении на вершину – сначала английской группы альпинистов во главе с Чарльзом Эвансом в 1955 году, потом группы из Индии в 1977, и наконец нас с Дугом Скоттом и Джо Таскером в 1979 – подъем заканчивался на скальной площадке в нескольких метрах от пика, так и оставшегося нетронутым.
Канченджанга расположена в самых дальних Гималаях: чтобы добраться до ее подошвы, нужно шагать из долины восемнадцать дней. Целью британской экспедиции 1979 года было первое восхождение с северо – запада, по ледниковому склону Канченджанги. У нас за плечами было, в общей сложности, больше двадцати гималайских походов. В 1975 году Дуг и я понимались на Эверест, а Джо успел побывать на 7071- метровой вершине Дунагири.
Мы решили не пользоваться кислородными аппаратами, подниматься без радио и обойтись помощью всего двух проводников - шерп, которые сопровождали нас на нижних склонах. Понятно, мы все очень беспокоились: как-то будем себя чувствовать, взобравшись выше 8500 метров без кислородных масок? Опасались головокружений, боялись, что начнет двоиться в глазах, что появятся галлюцинации; что кислородное голодание нарушит работу мозга и ослабит самоконтроль. Дуг Скотт - он изучает буддизм и недавно стал вегетарианцем - был убежден, что успех восхождения определяется духовным состоянием и соответствующей диетой. Он обложился несколькими тяжелыми томами, в том числе «Тибетской Книгой мертвых» и стал потчевать нас обильными угощениями из бобов.
Северо-западный склон Канченджанги перегораживают сомкнутые ряды громадных, шумных и опасных ледяных утесов. Мы двигались вначале как сквозь строй, либо прямо под утесами, либо между ними и ледяными утесами Пика Близнецов, пока не добрались до 1000-метрового подъема к Северной седловине.
Западный подъем к седловине -это скалы вперемежку со льдом. Две недели ушли у нас только на то, чтобы закрепить снасть,- мешали камнепады и переменчивая погода, остававшаяся капризной до конца экспедиции. Когда мы поднялись на Северную седловину, Джо Таскер вдруг почувствовал резкую головную боль и вынужден был вернуться вниз: итак первую попытку взять вершину мы сделали без него. По нашим картам вершина Канченджанги была теперь на 1520 метров выше и отстояла от нас чуть больше, чем на три с половиной километра.
Канченджанга 1979 год (Альпинизм, питер бордман, дуг скотт, джо таскер)

Северный гребень Канченджанги - должно быть, одно из самых ветреных мест в мире. Но ветер с Эвереста наносит хороший снежный покров, удобный для восхождения. Мы трое - французский участник восхождения Жорж Беттембург, Дуг и я - добрались по гребню до высоты 7440 метров без особых трудностей.
Проработав пять часов, мы вырубили великолепный грот. Он должен был служить нам базой для взятия «Сахарной головы» крутого 180-метрового препятствия из каменных глыб и снега.
Целый день карабкались мы по неустойчивому снежному откосу, над которым возвышалась почти отвесная скала - еще самый легкий контрфорс «Сахарной головы». Перед нами лежала Большая Каменистая терраса, и сквозь вихри, сквозь налетавшие на нас клочья облаков проглядывал треугольный пик Канченджанги.
Канченджанга 1979 год (Альпинизм, питер бордман, дуг скотт, джо таскер)

Четвертого мая мы двинулись к вершине. На высоте 7800 метров наши легкие работали лихорадочно. Западный ветер бил порывами поперек Большой Каменистой террасы - скорость ветра иногда превышала 110 километров в час. Мы часто падали на колени, гнули головы к земле, давая себе малые передышки от бешеных залпов ледяной крупы. Мы понимали: чтобы пережить следующую ночь, нужно было где-то найти убежище от ветра. Поэтому нашей целью стала маленькая седловина на северном гребне, на высоте 7925 метров. Там надеялись мы отыскать укрытие.

Порывы ветра усиливались. Нас буквально сдувало по гребню, нас больно били разряды статического электричества. Перевалив через гребень, мы три часа слабыми руками вырубали площадку во льду, достаточную по размерам для нашей маленькой палатки. Согрели немного супу и легли отдыхать, прислушиваясь к ветру, бесновавшемуся над гребнем.
В час тридцать ночи - я запомнил по часам - ветер переменился. Палатку трясло. Мне было тепло и удобно - так хотелось, чтобы ветер улегся и можно было бы спать дальше. Но к половине третьего мы уже проснулись всерьез и зажгли фонари. Палатка трещала и полоскалась под ветром, пропуская мерзлый снег со всех сторон - а от нее зависела жизнь. Потом обломился центральный шест, и началась борьба.
Онемевшими пальцами мы вцепились в шест. Нельзя было допустить, чтобы зазубренные концы изорвали ткань. Мы по очереди надели ботинки и альпийские кошки. Мы выкрикивали друг другу короткие команды, борясь за жизнь. Только в глазах наших был ужас, только глаза выдавали мысль, что, наверно, это конец. Ветер достиг ураганной силы, отрывая куски палаточной ткани, - нас стало сдувать с площадки. Мы вывернулись из палатки - и ветер мгновенно сорвал ее и унес, а с нею и рюкзак Жоржа. Через летящие облака пробивался рассвет. Крупные обломки скал, вырванные из гребня, проносились мимо нас вихрем, словно метеориты.
Только с третьей попытки удалось нам перевалить обратно через гребень. Мы брели, спотыкаясь, в полусне, поперек Большой Каменистой террасы, борясь с желанием упасть и уснуть. Мы почти ничего не видели - так обледенели наши лица.
После трехдневного отдыха в базовом лагере мы опять поднялись в снеговой грот. Решили сделать безостановочный, ночной и дневной 1200-метровый бросок к вершине. На этот раз шли все четверо - головные боли у Джо полностью прекратились. Тринадцатого мая в 5.30 вечера мы вышли на штурм вершины во второй раз. Худшую ночь трудно было выбрать. Когда стемнело, погода нахмурилась, стали собираться многослойные тучи. Мы-то надеялись воспользоваться светом полной луны, но она скоро исчезла за снежными вихрями. Все же мы думали, что вскоре прояснится, и продвигались, мигая головными фонарями. Во время этого ночного перехода было ощущение, что наша группа многочисленнее, чем на самом деле. Я шел последним, а все равно казалось, будто за мной есть еще люди.
Канченджанга 1979 год (Альпинизм, питер бордман, дуг скотт, джо таскер)

Около полуночи, на высоте более 7900 метров, Жорж и я потеряли в снежной буре остальных. Мы отыскали бергшрунд - защищенную от ветра борозду под скалой - и устроились ждать рассвета. Потеряв нас из виду, Дуг и Джо соорудили импровизированное укрытие из ледяных глыб. В четыре часа утра мы все «нашлись» и решили оставить попытку.
Остаток дня мы пытались отдыхать в снеговой пещере под «Сахарной головой» - измученные, мрачные, почти в полном молчании. Языки еле ворочались, мысли блуждали. Силы явно покидали нас. Снаружи сеялся и шипел снег. Но следующее утро открылось вдруг таким голубым и спокойным, что мы стали обсуждать, а не выйти ли нам немедленно на новую попытку. Жорж, не доверяя погоде и опасаясь повторения шторма, решил в попытке не участвовать и в одиночку спустился в базовый лагерь.
Джо, Дуг и я поднялись снова в бергшрунд, где устроились на ночь и относительно неплохо поспали. В восемь утра 16 мая начали подъем на треугольный пик. Поднявшись по двум лощинам, мы достигли подножия 400-метрового снегового откоса, который вел к маленькой расщелине на западном ребре. Взбираясь по откосу, мы постепенно обретали спокойствие и уверенность. Сосуды в мозгу не лопались от высоты, кровь в ногах не застывала сгустками, легкие не спадались, сердце не колотилось сверх меры: за шесть недель пребывания на горе мы отлично акклиматизировались!
Подъем на откос занял почти шесть часов. Когда мы вышли на западное ребро, нас приветствовало ослепительное солнце. До вершины оставалось 150 метров - час неспешного, с усилием и одышкой, восхождения. Нахлынуло сказочное ощущение чуда. Большой Уступ южного склона то появлялся под нами, то исчезал в несущихся облаках. Могучие ребристые горы простирались к западу под опускающимся солнцем. Над Сиккимом клубились тучи в виде гигантских наковален.
Мы достигли скальной площадки метра на два пониже вершины. Мы улыбались, от радости, которая шла из глубин души. Было пять часов вечера - и ни ветерка. Невесть откуда появилась крупная черная птица наподобие вороны, хлопнула крыльями у нас над головами и исчезла. Небо, скалы и лед окрасилась в глубокий пурпур. Мы начали спуск - и заклубились, затанцевали, подбираясь к нам поближе, штормовые облака с Эвереста и Макалу.
Неприкосновенная вершина оставалась нетронутой.

P.S. Данную статью случайно нашел в одной из книг,а была вырвана давным давно из журнала "Англия"
Кстати Питер Бордман и Джо Таскер пропали 17 мая 1982 на Эвересте на самой вершине.

Спасибо.

Не на самой.
В 1992 году четыре спортсмена из Алма-Аты ездили на Эверест с японцами - Хрищатый, Сувига, Моисеев, Дедий.
Шли они по непройденному тогда восточному гребню, который в итоге выходит на классический маршрут с севера, на гребень северо-восточный.
Так вот как раз там, на этом гребне, в районе пинекола (скальная пила на 8000-8300), было найдено тело одного из этих английских парней и снежная пещера с вещами и дневниками.
Насколько я помню, к Хрищатому приезжал кто-то от Бонингтона, за дневниками.
Фотографии были такие... впечатляющие... - ярко-красная, вся в лейблах и нашивках куртка, и черные руки-голова.
Мумия.
Там птиц-то нет уже...
Наши прошли весь восточный гребень, до стыка с северо-восточным, и тут японцы сделали финт ушами - один погиб, другой круто поморозился.
Спасы, финиш.
Спускались уже через Норд Кол, то есть гребень таки прошли.

В году так 96-98 смотрел фильм и там Дуг Скотт вроде как утверждал что их видели недалеко от вершины...но утверждать не буду,а за подробности большое спасибо....

Первое прохождение гребня - японцы в 1995 году.

Этот гребень считался традиционно английским - не соврать бы, но около десяти попыток англичане там делали.
По неписаной этике тех лет туда никто не совался, пока дело не сделано.
И только когда погибла штурмовая связка Бордман-Таскер, англичане отказались от дальнейших попыток.
В книге Хрищатого описана эта поездка, а по рассказам Валеры и Володи Сувиги помню - все было готово, основные трудности пройдены, и тут на последнем выходе японцы играют в героизм, проигрывают, надо их вытаскивать.
Времени на повторный выход не будет - пермит заканчивается.
Когда поднялись на 8200 (это два дня очень сильно бегом), то одного уже не было - только жюмар на перилах, второй уже две ночи живет на улице, между лагерями, жизни в нем - десяток процентов.
Он уже сбрендил, кормит их снегом, и так далее.
Выводят его на спуск к Северному Седлу.
Володя Сувига говорил - нам, с нашей акклемухой, оставалось там 4-5 часов до вершины.
Но их у нас уже не было.
А на спуске с них взяли деньги за использование перил и вручили каждому, даже японцу, несколько килограммов "полезного" груза - тоже в счет оплаты.

Гога, спасибо за ссылку.

впечатляет

Так что, до сих пор, вершина остается нетронутой?

Эта статья и эти фото были опубликованы в журнале "Англия", мне тетя специально номер подарила. Тогда это было в диковинку - малыми группами в Гималаи, поэтому произвело большое впечатление.

Спасибо я правда не помню какой журнал был,поправлю.

Очень интересно!!!! Спасибо!!! =)

Спасибо! Старые фото обладают некой непревзойденной душевностью.

воля к победе впечатляет!

не то слово впечатляет!! Завораживает, супер!!

Хочу на Канченджангу. Как туда попасть?

И рюкзак со стены будет снят...
Это значит - меня бесполезно искать)))

Том, напишите пож-ста статью о Канче.. а? У Вас это получится очень интересно и познавательно...

Я давно об этом Вадима Свириденко прошу. Это карта из книги, что я у него брал. Вадим организовывал и руководил удачной экспедицией на Канченджангу.
Надо еще надавить...

пойду в магазин за терпением:))

Какое фантастическое желание достичь цели! Самообладание и настойчивость! Необыкновенные ребята...
А как можно понять, что "гора не пускает" или просто погодные условия ухудшились? Как отличить? В статье есть моменты, что похоже гора не пускает...или просто так показалось...
Может надо было отступить на время. Или помолиться перед восхождением, чтобы пустила?...

Сначала погодные условия просто ухудшаются. Затем, когда они (погодные условия) ухудшаются ещё сильнее может возникнуть этакое ощущение того, что гора, ну вроде как, не пускает. Здесь нужно прислушаться к ощущениям, и начать проще всего с самого себя. Но! Если опыта нет, то лучше не сильно заморачиваться, а прислушаться к мнениям (ощущениям) более опытных товарищей. Естественно при наличии таковых. Ощущение того, что гора тебя не пускает, как правило, очень сильное, и вопросов, после его появления, даже к более опытным товарищам, уже не возникает. Кто-то возьмёт, после этого утверждения, да и откроет Америку- "Блин! Да это же страх!" И будет абсолютно прав. Нужно только научиться различать отступление, как результат анализа сложившейся на горе ситуации, от спасения жизни потому, что "гора не пускает".

Был не так давно на Riske пост о спокойных Карпатах. Там гора (не помню как ее имя) так трепала народ. Несколько попыток и все неудачные, а потом навалил такой туман, что хоть навпомацки. Пришлось уйти. Сделали вывод, что гора "не пустила".