Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик)

Пишет katty, 13.11.2009 16:21

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Фото Алексея Тарасова. Российские парапланеристы открыли для себя Бир (Индия) относительно недавно. Массовые заезды начались примерно 4 года назад и популярность Бира все возрастает. Еще бы - у нас сезона нет, уехать от слякоти в теплые (и недорогие) края, полетать в горах. Тем более, если не боишься индийской специфики. И российских пилотов в Индии становилось все больше и больше. Но, видимо, серьезность летного места была недооценена. В этом году на парапланерном форуме появилось много сообщений из Бира о наших парапланеристах, упавших в горах в труднодоступных местах. Два человека пропали (одного нашли и спасли, один до сих пор не найден). Один человек погиб на спасработах. Что происходит? Алексей Тарасов пишет непосредственно с места событий


Бир: холодный душ для собирающихся

Друзья! Я в Бире пока что разбираюсь плохо, но то, что я здесь наблюдаю, повергает в шок. Причём этот шок связан не столько с крутизной места (хотя с ней тут всё в порядке), сколько с отношением русских пилотов к тому, что тут можно, а что -- не очень.

Про спасработы.

Случай 1. Падение пилота примерно в 5 км от старта на хребет на высоте старта. Спасработы -- примерно сутки, задействовано около 20 человек.
Случай 2. Падение пилота примерно в 10 км от старта на высоте примерно 3000. Спасработы -- несколько суток, задействованы спасатели, носильщики, альпинисты, тандем, которым пострадавшего в конце концов свезли в долину.
Случай 3. Падение пилота примерно в 20 км от старта на высоте примерно 3200. Спасработы продолжаются уже 4 суток, перспективы туманные. Рельеф требует альпинистских навыков для передвижения по нему. Сейчас вся надежда на вертолёт.

Это я к тому, что даже падение рядом со стартом сразу выливается в большие проблемы. А уж если вдали от старта -- то всё совсем плохо. Что характерно, все описанные случаи произошли с русскими пилотами, у иностранцев за это же время не было ни единой проблемы.

Про полёты.

У Бира в России сложилась устойчивая репутация "простого мягкого места, чтобы летать стольники с возвращением". Эту репутацию мне придётся с большим сожалением поломать. Конечно, представления о мягкости у каждого пилота свои. Но в моём личном понимании погода в Бире достаточно жёсткая для того, чтобы создавать проблемы типичным пилотам выходного дня. Мощные сложения здесь случаются почти у всех, галстуки -- тоже не редкость. И все эти весёлые приключения, как правило, происходят на малой высоте над ни разу не дружелюбным рельефом.

Кстати о рельефе. Точнее, о высоте над ним. Специфика Бира -- постоянные полёты на удалении 0-200 метров от рельефа. Ноль -- это действительно ноль. Пилоты буквально бегают бегом по ёлкам и скальникам. Набрать над рельефом большую высоту и удерживать её обычно не получается, это особенность Бира. Более того -- развить здесь высокую скорость на маршруте можно только постоянно прижимаясь к рельефу. А падать на рельеф здесь ой как нежелательно. Получается, что почти весь маршрут здесь проходится с постоянным высоким риском.

Подробнее про рельеф. Нижняя треть (высоты примерно до 2500) -- крутые склоны, покрытые плотным лесом, почти джунглями. Есть хищное зверьё, которое не прочь полакомиться человечиной. Рельеф сильно изрезан, рации и сотовая связь даже внизу работают не ахти, площадок, пригодных для относительно безопасной посадки, очень мало. Средняя треть (2500-3500) -- довольно крутые склоны с большими камнями, иногда осыпями. Изрезанность сохраняется, безопасно сесть на такой рельеф практически нереально. Верхняя треть (3500 и выше) -- голые скальные стены альпинистской категории примерно до 5б, удалённые от долины на 10-15 километров. Жёсткость погоды при удалении в горы существенно растёт, имея около старта рваные потоки +3...+4, в горах обычно получаешь +6...+10. Ещё раз напомню, что такие потоки приходится крутить, порой практически бегая бегом по скальникам.

Про старты. Очень небольшие, круто уходящие ступенями вниз. Ветер на старте, как правило, отсутствует или очень слабый встречный в порывах. Ошибка на старте чревата падением вниз по рельефу.

Про посадки. Самые простые (в долине) -- мелко нарезанные рисовые чеки, часто с водой и грязью. Очень много бессистемно проложенных проводов на высоте 0-10 метров. Выше в горах -- см. про рельеф. Внизу ветра, как правило нет, а перелёт на 5-10 метров чреват столкновением с каменным ограждением чека, а это почти гарантированные переломы.

Про спасработы. После многочисленных проблем с русскими индусы практически сняли с себя ответственность за спасы. Каждый официально летающий здесь русский подписывает документ про полное осознание рисков и отсутствие претензий к принимающей стороне. При возникновении проблем спасработы проводятся силами самих пилотов. Единого руководства спасами здесь нет, каждая группа (а их здесь много) -- за себя. Хороших альпинистов здесь раз-два и обчёлся, так что эффективость таких "спасов" вполне понятна. В самом лучшем случае спасы продолжаются где-то сутки, в худшем -- получается, как с Ашуровым.

И, наконец, про русское отношение к полётам. Невооружённым взглядом видно, что большая часть приехавших сюда русских приехала отдохнуть, а заодно и полетать. "Отдохнуть" -- это ром, травка, постоянные тусовки и недосып. Что ж, каждый делает свой выбор сам, но это именно выбор. Или "отдых по-индийски", или относительно безопасные полёты по-индийски. Одно с другим не совмещается никак. А при попытках совмещать начинаются проблемы. Совсем плохо то, что многие пилоты едут не в составе групп, руководимых опытными профи, а стихийно, тусовочно, сами по себе.

Выводы.

1. Сейчас русские в Бире полностью дискредитированы. С точки зрения индийцев, тибетцев, иностранных пилотов русские -- это постоянный источник проблем. Из-за русских постоянно вводятся ограничения на полёты. Русские постоянно падают и гибнут. Русские плохо стартуют, занимая место на крошечных местных стартах. Мне стыдно, что ситуация такова, но в наших силах её изменить.

2. Огромное несоответствие ожидаемого действительному. Любители едут сюда за отдыхом и простыми полётами -- а получают конкретный экстрим.

3. Самое неприятное. Непонимание того, насколько экстремальны полёты в Бире. И устойчивое, упорное, фатальное нежелание это понять.

Рекомендации.

1. Квалификация. Не ниже уверенного 2 разряда. Как минимум -- надёжный навык старта с ограниченной площадки в штиль и посадка в штиль с точностью не хуже 20 метров. Индусы думают ввести для приезжающих русских практические экзамены на учебной горке, и я их понимаю.

2. Группа. Ехать только в организованной группе под руководством хорошего инструктора, имеющего опыт организации полётов и спасов на месте. Ехать самостоятельно или любительской группой не рекомендую даже при хорошем опыте полётов.

3. Снаряга. Многие здесь возят с собой верёвки и железо -- не вижу в них большого смысла, если только пилот не имеет основательного альпинистского опыта. Деревья здесь не особо высокие, а в случае посадки/падения на здешние скальники неальпинисту верёвка не особо поможет. Намного важнее вот что:

- мобильный телефон с большим временем работы от аккумулятора. Сотовая связь иногда работает даже в верхних ярусах рельефа, а спасработы здесь долгие. Модные GPS-коммуникаторы, съедающие батарейку за день, здесь не катят.
- 5-ваттная рация с хорошей антенной. Заряжать каждый день!
- хорошая гарнитура с кнопкой PTT, позволяющей одновременно пилотировать и общаться.
- хороший удобный GPS (желательно -- два). Запасные батарейки или аккумуляторы брать с собой в каждый полёт!
- тёплая одежда. В Бире ночью температура опускается примерно до нуля, в горах сейчас на высоте больше 2500 лежит снег. В полёт брать с собой одежду обязательно! Можно взять тонкую накидку из металлизированного лавсана -- очень маленькая и лёгкая, она неплохо греет.
- в каждый полёт обязательно брать с собой 1-2 литра питьевой воды и сухпай в расчёте на сутки автонома.
- зажигалка, фонарик.

4. Отношение к полётам. Весь Бир -- это одна большая "ноу-фолл-зона". Падать здесь нельзя. Совсем. Вероятность того, что вас спасут даже при относительно простой травме недалеко от старта, здесь отнюдь не 100%. Вероятность успешных спасов при отлёте от старта больше чем на 10 км в любую сторону -- не нуль, но где-то близко. Вероятность успешных спасов при улёте в высокие горы -- практически нулевая. Об этом надо помнить каждую секунду каждого полёта.

5. Полёты здесь -- это спортивная работа. Которая требует соответствующего режима жизни. Есть желание пить-курить-тусить -- классно. Есть желание летать -- тоже классно. Но если вы едете в Бир ради полётов -- то обо всём остальном лучше забыть. А если забывать не хочется -- просто не берите с собой параплан, целее будете.

Желаю всем успехов и здравомыслия во всём.

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)

Бир. Статья Алексея Тарасова (Теоретик, Воздух, индия, параплан)


обсуждение на форуме paraplan.ru
раздел Безопасность paraplan.ru

80


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru