Исповедь молодого руководителя

Пишет Kinosura, 15.09.2009 17:51

Не бывает обычных походов, как и не бывает стандартных групп. Для каждого поход такого уровня становится эмоциональным всплеском, который накрывает все сферы деятельности человека. Поход захватывает и кидает в бездну эмоций, хороших и плохих, сильных и слабых. Да многие пишут про Фанские горы в которые позвал их Визбор, как это красиво звучит, но мотивы для того чтоб приехать сюда у каждого свои.
Исповедь молодого руководителя (Альпинизм, фаны, памиро-алай, киносура, фанские горы)

Памиро-Алай… Глеб, а где это? Памир, это слово бьется во многих сердцах любителей гор. Это же Азия, Таджикистан, да сюда ездили всем союзом. И нам сюда надо!? Но как привыкли мы загонять себя в рамки своих предков. Кавказ, Памир, Кавказ. И надо так, только четко скажи, ты турист или альпинист? Ну, есть другие районы, за те 6000 грн которые ушли на поход можно слетать, с успехом, в тот же Непал. Но мы идем проторенной тропой, так интересно, так надо и так будет.

Не кривя душой, скажу, что притронутся к слову «Фаны» хотелось вот уже года три. Русский Кавказ стал не для украинцев, подождем. Ох, тут не просто все. Сколько надо ехать из Ташкента, две страны. Вот прикинули бюджет – нормально. Но деньги это только важный инструмент. Главное это хорошая компания. Каждый день мы сидим в интернете. Я не на работе, я на Чимтарге, на Замке. Все забито отчетами, фото, видео. В этот раз поручив заниматься организацией трансфертов и документов Алене, подготовкой официальной документации и сборам справок Насте, я смог посвятить себя полностью подготовки к самим горам. Маршрут, треки ,точки, фото, описания, расчеты, прикидки, консультации, подбор снаряжения, тренировки команды. Как легко подумать, «да что там не ясно, все ходили» и просто остановится. Так нельзя. Так скучно.

Постепенно перечитывая отчеты и пересматривая фото замечаю за собой странную вещь. Вроде я уже в этих горах был, да еще и не раз. Вот слева от Парандаса торчит Замок, в вот в этом прогибе скрыта долина Казнока. Жутковато, интернет ворует у меня первые эмоции от района. Но это стоило того – по приезду в лагерь, при разговоре с местным МС по альпинизму, меня пару раз переспросили откуда я всего столько знаю. И точно ли я тут первый раз. Ну и конечно в живую все по другому.

Сутки дороги, Таджикская граница. И снова машины. И вот я в свете луны сижу на камне и считаю звезды над пиком Адамташ. Завтра решили выходить на маршрут. Это хорошо, значит все в норме. Все думают что готовы. Не длинный опыт организации высокогорного отдыха дал мне одно из любимых правил построения маршрута. Отдыхать в первые дни пребывания на высоте. Отлично если группа один день отдаст просто на прогулку и освоение в горах. Но первое кольцо через перевалы Лаудан- Аллаудин, почти без снаряжения, обещало быть не сложным.

08 августа. Выход 08:50. 2600м. Первые шаги вверх, и мы несем с собой овощи, как приятно покушать свежих помидоров на перевале. Идти не просто. Набираем высоту, для профилактики всем известной болезни, начинаем разбавлять смесь Сиротинина из лимонной кислоты, витамина С с глюкозой. Все идут ровно, и к 13:20 мы на ложном Лаудане – это травенистое плечо нисходящее с вершины Аллаудин. От него движемся траверсом, отличная тропа выводит нас в 14.25 на перевал Лаудан. Снимаем Питерскую
(клуб Технолог) записку.

На перевале ветрено и красиво. Решаем никуда не спешить, погода не гонит нас вниз. Тут мы крайний раз выходим на связь с таким далеким Киевом. Ушли, вернемся, ждите. Ниже по ходу обедаем, все же идем по треку Завьялова. Отличная группа и хороший отчет, мы приняли их за эталон.В 15 становимся пить чай и уже в 16:30 мы сбегаем по пыльной тропе в долину. Тропа не требует ориентирования. В 17:40 становимся на верхнем куликалонском озере.

Куликолонские озера, впрочем как и аллаудинские – оплот горной коммерции, тут можно купить все, только цены высоки (60 грн лепешка). Обилие ишаков, иностранных туристов и больших лагерей. Суета. Но небольшой группе, очень реально найти укромный, красивый уголок, не ленитесь, тут такие есть. Высота 2800. Как говорится заходи высоко – ночуй низко. Я решаю завтра не двигаться дальше, озера и вершина, акклиматизируемся.

09 августа. По очереди гуляем, ходим в разведку аллаудинского перевала. Это оказывается не лишним, тропа хорошая. Но так же она и хороша на Адамташ, можно промахнутся.Обходим большое куликолонское озеро и поднимаемся на гору Уреч. Хорошая обзорная гора. Она жандармом стоит над долиной лагеря Артуч. Немного гребневого лазанья – это поможет нам завтра на гребне «Борцов за мир»

10 августа. Выходим в 5:50 в сторону перевала Аллаудин и к 8:10 мы на 3380м. здесь остается половина группы. Я с Борисом, Аленой и Людой выхожу к началу восточного гребня «Борцов за мир» после всех подходов и прятанья трековых палок в 11:00 начинаем движение. Описание сильно барахлит, указания по обходу жандармов слева оказывает нам дурную услугу. Мы облазим весьма техничный жандарм по кругу и спускаемся на тропу которая ведет уже к началу маршрута. Двигаемся справа от гребня, тропа требует пристраховывать друг друга – падать есть куда. Идем осторожно не спешим. Участками попадается лазанье, как вверх так и в бок и в низ, для организации эффективной страховки применяем весь арсенал снаряжения и смекалки. Но организация точек занимает много времени, я забиваю около 8 крюков. Часто использую тонкие швеллера и топорики. Участок не сложного лазанья выводит к спусковой петле – идем правильно. Далее по гребню – страхуемся за выступы, страховка хорошая, просто страшно. Подходим под большой жандарм, я советуюсь с группой о возможном возврате. Группа желая найти спуск не по пути подъема рвется идти до вершины – идем. Не найдя альтернативы, я приспускаюсь влево и делаю станцию на двух крюках, место мало – подвисаем. Далее верх и влево через небольшое нависание ухожу со стены в простой осыпной кулуар. По нему выхожу до хорошего выступа. Принимаю людей. Далее по гребню одновременно проходим до вершины на которую надо немного подлезть.
На вершине мы около 14:30. Снимаем записку, опять Питер. Ребята с инструктором, были тут полтора часа назад. Они шли по 3А. Отдыхаем, собираемся на спуск. Задача не проста – учитывая 50м на 4 человека. Быстро по ребру, не найдя тропы в обход кидаем дюльфер на расходной. Весьма уставшими выходим к знакомым тропам. Только около 18:00 выходим к своим.Приходится торопится – решаем все же сегодня дойти в лагерь, сборы и вот в 19:00 мы на пер.Алаудин, уже темнеет. По хорошей, но пыльной тропе сбегаем за час к аллаудинским озерам и далее в лагерь. Длинный день закончен.

11 августа. День ишака. Да мы готовы нагрузить на себя все, мы уходим в горы и тянем за собой заброску, снаряжение, тянем почти все. В лагерь мы уже придем только 22, через 11 дней. Но группа требует отдыха, и мы не спешим, нам сегодня только до мутных озер, пускай и высоко зато по тропе. Раскидываем продукты – пакуем, навешиваем, запихиваем. В 15:00 караван из 8 перегруженных ишачков двинул вверх. Жарко, мы ползем, смотрим озера. «Чай сюда.. пиво тут. Заходи брат» сложно проходить эти крики. Проходим мелкое озеро Пиала. По дороге на мутные вообще нечего особо смотреть. Долго топчем. И только в 20:30 мы приходим на место. Воду из озера я прошу пока не пить, но после заверения местного пожилого инструктора, мы уверываем в экологичность мути и хлещем всей группой (без последствий). Первая петля прошла отлично, и теперь для успеха основного витка надо заложить заброску на перевал Казнок. Сегодня опять устали как черти.

12 августа. Желающих отнести заброску как-то сильно много. Я доволен, значит группа в ритме. Выходим 11.00. С право на лево пересекаем крутой снежник, еще утро и приходится бить ступени. Далее по морене вправо ориентируясь на «Фанский Матерхорн» - в. Змея. Оставляя справа квадрат вершины кирпич выходим в цирк перевалов Мазалат и Казнок восточный. Подход на 50 процентов снег на 50 крупная морена. Перевальный взлет довольно крутой но короткий. Идем на три такта 45-50 градусный снег с выходами сыпухи. Выходим на седловину которая находится как бы в плече вершины Змея. Спускаемся на седловину западного Казнока, и еще западнее, зарываем заброску почти на самом перевале. Тут стоит заметить практичность данного решения. Плюсы очевидны. Животных на 4000 почти нет, людей мало. Работа по закладыванию и забору разделена по времени, и не так утомительна, как скажем полный перенос заброски через перевал. Главное результат – 100% сохранность заброшенного.Были и небольшие промахи. В заброске не было заложена часть аптечки, не были разделены сухие овощи, не было оставлено крючьев, расходки. Там был только бензин и еда.

Спускаемся по пути подъема но на этот раз выбираем спуск по сыпухе что позволяет очень легко съехать вниз. По возврату в лагерь начинаем готовится на завтра, а завтра надо сходить на Замок. Замок – это та вершина на которую я хотел, 5000, лед, снег, отличные виды сверху. Сама громадина Замка – сурова и не преступна. Ледопад кажется не проходимым и вертикальным, эта вершина зовет каждого, кто видел ее крутые стены.

13 августа. Утром выходим на Замок в 4:20. Еще темно, идем по приборам, тропа идет по сыпухе. Не спеша огибаем Фагитор. К 6-7 выходим на снег, тут есть возможность двигаться по сыпухе, но для экономии сил и для разминки я решаю двигаться, по еще схваченному утренним морозом снегу. Группа садится одевать кошки, когда внезапно, мимо меня проносится камень. Откуда??! Еще камень – попадает Гале по ноге. Множество камней движется по снегу, на котором нет следов камнепадов. Быстро одеваем кошки, каски и уходим в строну. Как оказывается позже, камни кидало утренним ветром – бывает. Мы начинаем движение по основному леднику, пересекая его с лева на право. Идем в кошках. Нигде не вешаем перила. Осторожно проходим снежный мост и вот мы на седловине и далее на вершине в 11:10! Справа Ганза, прямо Бодхона, а вот парочка – Энергия с Чимтаргой. Обедаем. На спуске закручиваем два промежуточных бура, но перила не вешаем. К 15:00 спускаемся в лагерь. На спуске камнепадов нет, идем много по снегу, глиссируя на ногах.

14 августа. Отдыхаем после горы и ледолазим на леднике Двуязычный. До хорошего льда час ходьбы от озер вверх по реке. Пересекаем реку под бараньими лбами, далее подъем по лбам до начала льда. Навещиваем две веревки, лазим, крутим, рубим, ходим.

15 августа. Сегодня мы отрываемся – уходим на основное кольцо. В семь утра начинаем подниматся с 3500 м, а сегодня надо ночевать на 4800 м – на перевале Чимтарга. Переходим уже знакомую реку, далее по осыпи выходим на уступок, и огибаем скальный жандарм, путь логичен. Мы все выше, открываем для себя новые горизонты, отлично виден путь на Замок, вот уже мы выше хребта за которым прячется зеленая долина Казнока. Снег заканчивается и два перехода мы лезем по более крутой сыпухе, которая как бы справа огибает очередную ступеньку подъема, закладывая очередной виток громадного серпантина. Выходим к хорошим стоянкам, тут обедаем, если бы не было планов идти Энергию – ночевка тут была бы очень логична. К 15:40 выходим на перевал. На перевале стоит группа поляков, они только что спустились с Энергии. Жалуются на лед которым залиты скалы. Ночуем на восточном склоне перевала. Тут меньше ветра, но тоже много. С вечера готовим развеску, веревки, кошки. Всю ночь штормит, то и дело я ставлю новые растяжки.

16 августа. Утром погода портится – идет снег. О попытке пойти на Энергию не приходится и говорить. В 8.30 начинаем спуск. На спуске теряем тропу которая должна, и идет правым бортом, спускаемся слева, снег, сыпуха, довольно круто. Не находя тропы, вешаем перила по разрушенным скалам 40-70 градусов 50м и забираем вправо – выходим на тропу. Временами идет снег, холодно. Поляки ошибаются за нами в след, но глядя на нас, выходят все же на нужную тропу более логично. Они далее идут на пер. Мирали и оттуда Чимтаргу. Мы скромно проходим далее и вниз к Большому Алло. Проходи по дороге еще одно интересное озеро и длинные завалы. В 16:10 становимся на берегу. Красота и малолюдность просто поражают – самые приятные стоянки за поход. КРАСОТА. Видна долина куда завтра лежит наш путь. Мы отдыхаем, разбавляем и загораем.

17 августа. В девять начинаем двигаться по тропе которая нависает над озером, за переход проходим озеро, слева виден крупный водопад. Весь день не спеша поднимаемся по долине. Ближе к обеду упираемся в большой каменный завал, который как бы отделяет высокогорную зону от зеленой долины, предупреждая – дальше будет холодно. К 16:00 становимся на небольшом озере, мимо нас пробегает группа с перевала Двойной, как оказалось позже группа из Томска. Я долго хожу в разведку под Юбилейный, прицеливаюсь. Увидев, что вся щель в снегу сильно задумываюсь, ведь я рассчитывал что перевал скальный. Концепция меняется, но не сильно. Одно ясно, тут надо быть пораньше.

18 августа. Перевал Юбилейный. Выходим в 6:00, еще очень холодно огромная луна висит над долиной, к 8:20 мы уже под перевальным взлетом. Я развешиваюсь, готовлюсь. Ребята почти полностью, разгружают мой рюкзак. По отчетам Севастополя планирую три веревки. Начинаю движение с веревкой от начала снега. Справа нахожу хороший, но не до конца забитый крюк, далее надежный выступ. Двигаюсь по плотному снегу под скалами, страхуюсь за выступы, вторая станция на спусковой петле (дублирую своей петелькой). В ожидании Алены, которая занималась моей страховкой вырубываю лопаткой ледоруба площадку на станции, это согревает. Крайняя веревка взбадривает – тут круто и лед. Закручиваю бур, далее закладываюсь за огромный белый камень, еще бур и я на перевале. Тут светит солнце и тепло, я радуюсь как ребенок. ( Вся моя страховка была обеспечена 9,1 мм Биаль Джокер, бурами Блэк даймонд, и фирмой Оранта. Отличный ход и малая масса веревки позволяет просто получать удовольствие от лазанья и страховки. Для крутого льда-снега у нас были тяпки petzl aztareks)

В 11:00 я на верху, к 12:20 выходит Вадик, который замыкал, со всем барахлом. Светит солнце и мы все довольны своим перевалом, записки не найдено, кроме таблички «Севастополь» под перевалом никаких следов людей. Начинаем спуск по очень пологому снегу, продвигаясь в мало хоженую долину. Долина не простая и на спуске требует внимательного выбора маршрута. Я ошибаюсь, и мы начинаем спуск траверсируя крутой снежный склон, когда смысл траверса теряется, вешаем перила в одну веревку и спускаемся на ледорубном кресте. Оставив в качестве горизонтального ледоруба свой инструмент, мы сталкиваемся с проблемой нездергивания. В итоге втроем рвем темляк второго ледоруба, но инструмент остается на верху. Приходится вновь покорять снего-лед и спускаться. Теряем время. Лавируя по сыпухе, спускаемся к слиянию рек к 18:00. Тут и ночуем на зеленой травке.

Сегодня 19 августа, нам пора идти за заброской, подходим по долине 1,5 км до начала подъема на пер.Казнок, Промахнутся тропой тут довольно просто. Я прошу сходить за заброской Борю, Вадика и Вову. Сам решаю немного отдохнуть. Замотался. В течении трех часов мы отдыхаем на теплом солнце, перепаковываем рюкзаки, делаем всякие полезные мелочи. Ну вот пришла еда. Да ее действительно много. И снова рюкзак тяжело одевать на спину. Варим обед. Считаем и оставляем не нужный бензин. Далее проходим по долине к месту слияния рек Казнок и Яшмовая. «Нам туда. Это что нам вон туда?» Подъем выглядит не просто. С бараньих лбов круто обрывается вниз вода, справа и слева осыпь, справа еще видны куски снега. В группе начинаются сомнительные настроения. Давайте пойдем на Искандеркуль, и так далее. Я ухожу разведать подход и расстраиваюсь еще больше. Вечером мы поедаем шпроты и снова бесконечно разговариваем о истории, о шелковом пути и Тамерлане.

20 августа. Выходим в восемь, пересекаем реку и правым бортом начинаем подниматься по сыпухе к перевалу Зеленоград. Склон сам диктует тропу, идем под скалами. Они нависают и тут безопасно – по голове камнем не получишь, зато улететь можно на раз. Склон действительно крутой, камни то и дело вылетают из под ног. Идем в касках плотной группой, склон не дает расслабится. Стараемся отдыхать, так часто как это удается. Некоторые привалы получаются спонтанные, сидим или стоим. Вся группа кашляет и хрипит – это от дорожной пыли. Но сегодня мы ночуем там где пыли нет- на льду. Постепенно я стараюсь увести группу от скал влево, и мы поднимаемся далее по центру осыпи, выходим на снег. 150 м идем траверсом в кошках в три такта. Выходим к началу ледника, тут мы долго сидим. Впереди идет плавный набор по закрытому леднику, идем в связках. Как и было сказано в описании перевала не видно до последнего. К 16:00 выходим на пологий ледник, на котором можно ночевать. Долго топчем площадки, ставим палатки. Пока не стемнело и есть вода идем на ее поиски. Через 200 метров находим ледовый ручей. И плоский камень на котором мы будем готовить. Отсюда хорошо просматривается седло нашего перевала. Выглядит все довольно просто.

Светит солнце которое катится к закату, и у нас в лагере пока тепло, все фотографируются и загорают в ожидании холода. Тяжелее всего Люси, ее килограммовый спальник обещает ей "теплую ночь". Я снова сплю тревожно, ночью выглядываю на улицу. Миллионы звезд, далеких планет и космический холод. Полез назад, снова читаю описания, смотрю фото. Думаю о спуске.

21 августа. Утром стараемся выйти раньше. Холодно и людей получается выманить из палатки только горячей едой. Пока готовится чай мы прыгаем и бегаем, танцуем. Это согревает. Но рюкзак на спине греет лучше, в 07:20 мы выходим дальше. За переход добираемся до перевального взлета. Решаю не идти под скалами. Обходим небольшое озеро справа по простому ледопаду. Движемся одновременно, иногда крутим буры. Выходим на 30 градусный лед. Начинаю все чаще крутить буры. Планирую станцию на большом камне. Успеваю встать на него двумя ногами. После чего следует сильный рывок и вся наша связка повисает на одной из точек. О самозадержании тут речи не идет, слишком быстро. Срыв произошел по причине проскальзывания кошки одной из участниц. Отсюда можно сделать вывод – все беды от женщин. Первая станция на льду. Далее две веревки по снегу, 40-50 градусов. От второй станции можно идти без веревки по сыпухе, но я выбираю снег. Выхожу на седло – тут ветрено.11:00 Мне не хватает трех метров, и я наращиваю перила петлями зацепленными за надежный выступ в середине седловины.

За мной подходит Алена, мы раскапываем тур и пишем свою записку. Перед нами тут были год назад туристы из МАИ, проходя траверс с Малой Ганзы они тоже спускались в строну р.Сурхоб. Не дожидаясь остальных начинаю организовывать спуск. Решаю полностью доверится льду. Делаю станцию на двух бурах. Приходит Вадик с веревками и на первый спуск навешиваем параллельные перила отправляя сразу по два человека. Алена работает первой на спуске, я ухожу последним на буре самосбросе. Первые 4 веревки идут под скалами с поворотом в лево. По ходу попадаются расходные петли.Заканчиваются скалы. Далее крутизна снега немного уменьшается. И одна связка из чтырех человек сходит с одновременной страховкой, я вещаю еще две веревки на ледорубе для остальных. И сам спускаюсь с нижней страховкой. Далее выходим на осыпь с элементами тропы, и к 16:00 мы внизу.

Осматриваем новый цирк, прямо перед нами перевал Зард, видны спуски с Кальгаспорного и с Гусева-Мухина. Далее движемся вниз по долине, по снегу. Все сильно устали, Настя постоянно падает. Все спотыкаются. Через 1,5 - 2 часа выходим к площадкам. Сегодня у нас крайний вечер, когда мы все вместе еще в горах. Вова открывает свою заначку, и мы все наслаждаемся приятным вкусом Хеннеси из Киевского Дюти фри. Много разговоров, смеха, улыбок. И я уже начинаю грустить, понимая что это финал встречи с горами. Финал этого феномена который мы называем горный поход. И только теперь можно понять как мы были счастливы в тот вечер.