Немного снега в преддверии жаркого лета Арарат на лыжах

Пишет Koshelenko, 02.06.2010 16:36

Немного снега в преддверии жаркого лета Арарат на лыжах (Альпинизм, сообщество любителей ски-тура, май, турция, восхождение, лыжи)

Живопись питается деталью,
Но моя задача - жертвуя мазком,
Выиграть во времени.
А Время не нуждается ни в ком.
М. Щербаков

Мы стоим на вершине в преддверии жаркого лета
Наши мысли летят далеко впереди
Это как бы этап, промежуток, момент вдохновения,
что послужит началам иного пути...

Как в прошлом году обещали, мы поднялись на вершину, когда то что должен сделать сбывается, чувствуешь удовлетворение. По прогнозу, который мы брали на snow-forecast.com мороз в районе вершины Арарат Большой был около 27-30. Яркое солнце, веселый ветер, искрящийся снег, долины с приклеенными к горизонту облаками; неплохой день, должен запомниться надолго. Вся наша тактика была построена под этот прогноз и мы не обманулись.

В прошлом году на 1 мая мы с Константином увязали в снегу и блуждали в тумане, в прошлом году мы были пешком. На сей раз на наших ногах были лыжи. И это давало определенное преимущество. И еще нас было четверо. В нашу компанию в этом году органично влились два горовосходителя из Сочи: Олень (Леха Букинич был в моей группе на С. стене Эвереста) и Сергей Шмигельский (любитель потратить деньги в горах). Итак момент истины наступил и можно было переходить к более веселому этапу нашего приключения - спуску с Арарата. Для этого все мои друзья затащили на эту гору тяжелые, длинные и широкие лыжи К2, я один пользовался облегченными Хаган.
Перед стартом.

Хорошее приключение всегда состоит из нескольких этапов. Они как бы задают тон главному событию. О первом этапе я уже писал в статье "Белый Арарат". В феврале этого года мы встретились с Константином в Красной Поляне на закрытии моей фотовыставки в "Шале Поляна" и выработали план действий.
Для начала нужно было приобрести ски-тур снаряжение. Ни один из нас не имел опыта в ски-альпинизме, поэтому пришлось надеяться на советы друзей.
Столкнувшись со скудостью выбора, мы конечно приобрели два комплекта, но не совсем то что хотели.
В конце марта я все же решил попробовать что такое ски-тур и в компании трех друзей из Сочи сходил на гору Табунную в Красной поляне. После чего наша команда на Арарат увеличилась до 4 человек. Леша и Сергей захотели поучаствовать в будущем приключении, и мы с Костей не возражали.
В этом году наш проект стартовал на неделю позже, чем в прошлом. Сергей и Леха добирались в Турцию на пароме, Константин и я более традиционно - авиатранспортом.
Арарат.

1 мая вечером мы все встретились в отеле Тахран в Догубайязите. Наш агент Зафер поспешил нас "порадовать", дескать погоды нет, наводнение только схлынуло, все, кто до нас пытались взойти на гору, вернулись не солоно хлебавши. Его слова подтверждал непрерывный дождь.
Но мы полагали, что окно для восхождения все равно будет, главное - правильно выстроить наши действия.
План был простой: день заброски на 2700 м., день акклиматизации, ночевка на 3800 м. и вершина - всего четыре дня. Важно было чтобы на восхождение пришелся хоть недолгий просвет в непогоде. Прогноз обещал такой на 7 мая.

Сделав необходимые закупки, мы посетили "Ноев Ковчег" и воронку от метеорита на Турецко-Иранской границе. Это два довольно интересных местных артефакта, кроме исторического памятника - крепости Исхак-Паши.
4 мая стартовали.
Палатки ставили под литавры грома и барабанную дробь крупы. Вновь запах грозового снега и ощущение азарта от предстоящего приключения.
В этот раз наш лагерь стал чуть выше чем в прошлом году, отсюда начинался снежный склон полный таинственного тумана.
Иногда проглядывала вершина и уходящие к ней ухабы и склоны.
Путь в первый лагерь.
Снег и туман.

Утром мы встали на лыжи и пошли на акклиматизацию, в тумане было нелегко определиться с направлением, но в итоге мы вышли к месту нашего будущего лагеря на 3800 м. Построив площадки и оставив небольшую заброску, съехали на 2900 м. Рано легли и спали глубоким сном праведников.
Лагерь 1.

Утром пришли портеры (услуги гида и портеров входят в пакет услуг, который продается вместе с пермитом на восхождение) и гид повел их с нашими рюкзаками наверх, была надежда что они все же дойдут куда следует, поскольку по соседству с нами начала работать большая группа австро-швейцарцев (15 человек) и у них была целая армия носильщиков. Мы скользили вверх не спеша, время от времени пересекаясь со ски-альпинистами из Европы и всматриваясь в туман в поисках наших рюкзаков. Достигнув нужного места мы принялись улучшать площадки, таскать камни, строить столы, рюкзаков все не было.

Периодически снизу раздавались гортанные крики, мы посматривали на копошение внизу, на плече гребня под нами строился лагерь наших попутчиков. Кричал скорей всего наш гид, вероятно, наши рюкзаки тоже были там. Пришлось спуститься почти на 200 метров по высоте, сказать пару ласковых нашему гиду и под одобрительные возгласы австрийцев взбежать вновь к своим площадкам. К вечеру распогодилось, похоже прогноз собирался сбыться, люди под нами пристегнули лыжи и отправились вверх на акклиматизацию. Путь был один - мимо нашего лагеря, Сергей с Константином соблазняли их лимоном и коньяком, и не все смогли устоять.
Их компания собиралась выходить в 3 ночи, мы же решили, что выйдем после того, как они разбудят нас своим шарканьем.
Встреча с австрийцами.
Вечерний досуг.

Ночь была очень холодной, даже библер весь обмерз изнутри, в 4-45 с рассветом мы двинулись к нашей цели. Тень от вершины затаилась в долине.

Ветер, мороз и снег, путь вверх, что еще нужно человеку для того чтобы чувствовать себя принимающим вызов...
На плече западного гребня мы встретили спускающихся австрийцев, до вершины оставалось немного... Труднее всего пришлось Сергею - существенную часть пути он нес лыжи на себе, поскольку на крутых местах они у него плохо держали. Но после выхода на гребень склон стал положе, и в 11-15 мы все собрались на вершине.

Вероятно, наша группа была первой из России, кто поднялся и съехал с Арарата на лыжах, у Константина так это был вообще первый в жизни ски-тур. Спуск 5000 до 4200 прошел нелегко из-за неоднородного перемороженного снега на довольно крутых участках, двое из нас немного потянули связки, но зато ниже 2-го лагеря на 3800 можно было расписаться любым почерком, склон отогрелся и пребывал в идеальном состоянии. Вечером мы поднимали тосты в облюбованном нами еще в прошлом году ресторанчике в Догубайязите, так приключение становится историей и очередным этапом к чему то большему, инш Алла.