Вот, что удалось пройти.

Пишет Leb, 30.08.2010 10:43

Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


На главную страницу отчета.

Вернувшись из Архыза, где моя семья спасалась от московского смога и нестерпимой жары, я тут же нарисовал в Google Earth пройденный в июле маршрут по Китайскому Каракоруму. Мне хотелось это сделать как можно скорее, пока не позабыты мелкие подробности и детали. Ведь треками в Google Earth можно изобразить проход в ледопаде между разломами, облаз каньона по борту реки и многое другое. Именно с такой степенью точности я стремился выполнить эту работу.
И вот, что получилось.

По ЭТОЙ ССЫЛКЕ загружен файл с раскрашенными разными цветами треками дневных переходов. Если кликнуть по нему мышью, то он загрузится в программе Google Earth.

"Приближаясь к Земле" и увеличивая, тем самым, изображение, вы сможете с подробностями разглядеть наш путь. Вот один из фрагментов. На этой картинке хорошо видно, как мы обходили разломы на леднике Сингхи.
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Кстати, при подготовке этой экспедиции я впервые в своей практике применил технологию планирования маршрута прямо в Google Earth. Эта технология подразумевает прорисовку в Google Earth желаемого пути в обход разломов на ледниках и иных препятствий с последующим переносом его на карту в GPS-приемнике. Это оказалось очень удобным, особенно при прохождении ледопадов. Крупные разломы на ледниках стационарны, и проходы между ними на изображениях в Google Earth соответствуют наиболее простому и оптимальному пути на реальном рельефе.

Итак, вооружившись Google Earth, вы в состоянии теперь виртуально пройти вслед за нами весь поход, любуясь гугловскими 3D-панорамами. Тем более, что на район Китайского Каракорума выложены высокоточные космические снимки. Однако, даже они не отражают всех деталей и сильно упрощают рельеф. Вот, например, такой картинке из Гугла
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)

соответствует такое реальное фото
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)

Это восточный склон перевала 6350 между верхними цирками восточной и главной ветвей ледника Гашербрум. По гугловской картинке можно подумать, что перевал "идется пешком". А по фотке видно, что лезть через перевал с рюкзаками придется по перилам (3 веревки перил).

Все эти нарисованные в Google Earth дневные треки можно обсчитать и получить в результате вот ТАКУЮ ТАБЛИЦУ - календарный график похода.

Из таблицы следует, что за 36 дней мы фактически протопали ножками 388 км, а длина маршрута без учета повторно пройденного пути - 326 км.

Для тех, кто не имеет под рукою на своем компе программы Google Earth, приведем кусочек карты с нанесенным маршрутом. Кстати, поставить у себя официальную бесплатную версию Google Earth очень просто - наберите в поисковике "Планета Земля" и загрузите с сайта выложенную там легальную бесплатную версию.

Итак карта:
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


1-й этап - это шестидневный заход в район до ледника Гашербрум, который осуществлялся с караваном из 4-х верблюдов. Вообще-то для захода достаточно пять дней. Просто во второй день мы сидели в палатке, пережидая дождь.

2-й этап - это кольцо по ледникам Урдок и Гашербрум. Тут была просто какая то выставка восьмитысячников! Хидден пик (8080), Гашербрум 2 (8034), Гашербрум 3 (7946), Гашербрум 4 (7932), Броуд пик (8051). И всё рядом, можно рукой потрогать.

3-й этап - это выход на юго-восток, посещение верховий ледника Сингхи, переход через перевал 5240 в долину Зуг-Шаксмгама и возвращение в долину Шаксгама через перевал 5710.

4-й этап - это выход из района к дороге, который осуществлялся по пути захода в район и отличался от запланированного финала похода, см. ЗДЕСЬ. Проведенная 3 июля (на 5-й день похода) разведка каньона северного истока Кулчинтубулаксу показала его чудовищную трудность. Этот каньон либо непроходим, либо требует для преодоления 2-3-х дней. Запланированный шестидневный финал как раз и начинался с этого каньона. Как то очень не хотелось подвергать себя опасностям в конце похода, да и времени уже было мало. Но, честно говоря, результаты разведки были настолько впечатляющими, что решение об отказе от запланированного финала было принято сразу после разведки (уже вечером 3 июля). Кстати начинается этот каньон пещерой, из которой вырывается река. Мы эту пещеру облезли и увидели дальше такую ж...

Всего мы в походе перебродили Шаксгам 6 раз. Эти броды помечены на карте сиреневыми кружками и подписаны "br N", где N - номер брода.

Броды 1 и 2 (преодоление прижима реки к скалам правого берега) мы прошли без верблюдов (с веревочной страховкой) 3 июля 2010 г. Надо заметить, что 1 июля 2006 года такой самостоятельный брод (без верблюдов) в этом месте был невозможен. Так что в разные годы по разному...

Очевидно, что в середине июля и в августе эти броды без верблюдов вообще никогда не проходимы. Да и на верблюдах идти их опасно. 29 июля на биваке в оазисе Кулчинтубулак мы встретили караван из 30 верблюдов, который поднимался по Шаксгаму чтобы забрать итальянскую экспедицию на Хидден пик. Знакомый погонщик продемонстрировал нам мокрую одежду - на одном из бродов (1 или 2) его верблюд поплыл...

Этак, можно не только утонуть! Можно, ведь, и фотики утопить! Поэтому на обратном пути мы даже не попросились перевезти нас вброд, а ведь караван остановился на бивак прямо рядом с нами - в оазисе Кулчинтубулак. Мы просто обошли этот прижим через открытый в 2006 году перевал Прижимный (4730) - см. на карте зеленый трек (а в Google Earth он красный).

Брод 3 мы переехали 4 июля верхом на верблюдах.

Выше ледника Гашербрум оказаться на верблюдах можно разве что в мае, летом они не пройдут по реке между языком ледника Гашербрум и скалами противоположного берега. Поэтому

Броды 4 и 5 (преодоление прижима реки к скалам левого берега) мы прошли без верблюдов 14 июля. В броде 5 завалило одного участника. Он был уже на "трамвае", поэтому мы его легко подтащили к отмели вблизи нужного берега. В августе или в конце июля эти броды могут оказаться очень проблематичными, поэтому мы затащили за 5-й брод резиновую лодку и закопали её под камнем на левом берегу. Мало ли, вдруг, кто-либо заболеет, и надо будет уходить по долине вниз.

Брод 6 мы преодолели 23 июля. Река выше ледника Сингхи уже подвержена суточному изменению уровня воды, поэтому утренний брод здесь возможен, наверно, даже в августе.

Самые протяженные и сложные каньоны подчеркнуты на карте оранжевыми линиями и отмечены оранжевыми цифрами 1 и 2.

1 - восхитительный каньон Зуг-Шаксгама. Число бродов (по колено и выше) - не счесть (десятки, десятки...). Часто приходилось идти залитые водой коридоры между скал. Хорошо, что по течению - против течения было бы значительно труднее.

2 - неожиданно трудный каньон Кулчинтубулаксу. Река не многоводная, но в каньоне узкая и поэтому глубокая и с очень быстрым течением. После обеда реку невозможно перейти вброд. Поэтому каньон шли утром. Большая его часть завалена огромными валунами. Река бурлит между ними, низвергается водопадами. Приходится лазать по скалам (по валунам), облезать их по крутым конгломератным склонам, слезать с камней в воду и сразу начинать брод, часто по "развилку", который может закончится, например, протискиванием в узкую щель между валунами. Куча вот таких прибамбасов!

Ну перевалы - это как всегда...

А вот восьмитысячники, конечно, хороши!

Хидден пик (8080), северная стена.
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Гашербрум-2 (8034)
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Броуд пик (8051)
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Гашербрум-4 (7932)
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Броуд пик Северный (8011)
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


В центре - Хидден пик (8080), справа - ребро швейцарской экспедиции (2006) на Восточный Гашербрум (7758)
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Лес Кальгаспоров на леднике Сингхи
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Да и шеститысячники там тоже хороши!

Озеро на высоте 5200, за ним пик 6771
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


По долине левого притока Зуг-Шаксгама. Впереди пик 6952.
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Вид назад. Пик 6630
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Пик 6824
Вот, что удалось пройти. (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, китайский каракорум, каракорум, маи)


Особую гордость экспедиции составляют:

1) Дни 19-24, когда мы были первыми людьми, посетившими верховья ледника Сингхи.
2) Дни 25-27, когда мы были первыми людьми, посетившими верховья Зуг-Шаксмгама. С максимальным достижением Мэйсона (1926) мы поравнялись на 28-й день. Он дошел с севера до правого притока Зуг-Шаксгама, который спускается на северо-запад с ледника пика 6952.

В заключение хочу предостеречь любителей гор и напомнить об огромной ответственности, которую возлагают на себя команды, действующие в этом районе. Китайцы не предоставят вертолета ни при каком несчастном случае, отсутствие вертолета гарантировано. Для спуска с ледника Сингхи и выхода к людям группы здоровых людей, оснащенных (как мы) лодкой, потребуется около 10 дней. Те же 10 дней нужны и для выхода из верховий Зуг-Шаксгама. Эвакуация из других мест - больше недели. Если лодки нет, то ожидание каравана верблюдов увеличивает эти сроки в полтора-два раза ! А если в группе НС - то вообще пипец !

Поэтому мне там было ОЧЕНЬ СТРАШНО.

Как выразился Леша Воробьев, в такие места и в такие походы следует выпускать людей, по крайней мере, с двумя памирскими шестерками. И я с ним согласен.

Наш главный фотограф еще не приступил к обработке фотографий - катается, небось, на серфе на своем Плещеевом озере. Я лишь поделился своими фотками из той скудной коллекции, которую урывками удалось собрать между съемками видео.

Поэтому самые интересные фотки еще впереди.

*********************

Переход
на главную страницу отчета.

270


Комментарии:
5
Браво!

4
присоединяюсь! восхищен.

3
Даже те фото, которые выложены - здоровские!

4
супер!! ждем фотографий от главного фотографа, но и эти тоже - классные!!!
очень нравится фотография с озером на 5200...

3
Я тоже с вожделением жду ваниных фотографий...

2
Скажите, Leb, а если нужно пересечь такой ледник с кальгаспорами поперек, это вообще выполнимо?


2
Думаю, что нет. Особенно учитывая, что высота этих кальгаспоров достигает 20 метров и более. Хотя, может, в будущем найдутся экстремалы, которые поставят такую специальную задачу и перейдут-таки подобный ледник за неделю-другую.

3

ваша фото

вот так же можно их всех провесить:)
провести соревнования ... техника преодоления кальгаспор!


5
Сильно!

4
Спасибо. Заслуживает всяческого уважения.

3
!!! Браво !!! Просто нет слов, потрясающе! Вот бывают же невероятные люди!!

2
Шляпу не снимаю, потому что не ношу.
С возвращением!
Столько внимания уделено бродам,
догадываюсь, что неспроста? -
Похоже достали крепко?

2
Информация о бродах - это самая ценная информация. Я специально привязываю эти броды еще и к датам. Знание Шаксгама, его повадок, умение прогнозировать его преодолимость - ключевая информация, которая "развязывает руки", дает возможность правильно планировать как само мероприятие, так и аварийные выходы.

3
Андрей, рад твоему новому маршруту!
Поздравляю тебя и парней с удачным прохождением!

1
Спасибо, Виктор!

2
Как всегда очень интересно. Спасибо!

2
Да, супер, нет слов, вот это поход !!!
Андрей, с нетерпением ждём новых фото!
Команде пламенный привет!

1
!!!!!!!!

2
Ура! Молодцы, что вернулись!

0
))))
После постов о Памире прошлого года чувствовалось "отсутствие наличия" желания ещё что-нибудь подобное сочинить--как, вообщем-то, обычно и чувствуется после хорошего спортивного похода.
А тут вишь новая нитка. Это вы отдышались-таки с того раза или просто сейчас не столько спортивный уклон, сколько исследовательский, погулять для души?

3
Вот первые слова ОТЧЕТА о Памирском марафоне 2009 г.

"В начале был каракорумский проект. Отточенный за два года до мелочей и нереализованный в 2008 году из-за олимпиады в Китае, он дожидался лета 2009 года. Но разразился финансовый кризис, и спонсоры прижали свои кошельки. Влезать в сложнейший проект, располагая только личными деньгами, было слишком опасно. Проект требовал выложиться под завязку, при этом в любой момент, хоть за неделю до отлета, могли возникнуть непредвиденные трудности, для преодоления которых потребуются дополнительные вложения на несколько тысяч долларов, такое уже случалось.

И мы развернулись. "Президент призывает жить скромно", - объявил я в феврале на собрании команды, - "А не поехать ли нам на бадахшанский Памир?" На внутреннем Памире, в отличие от Заалайского хребта, я не был с 1999 года. А ребята, за исключением Алексея Воробьева, вообще там никогда не были..."

Идея идти в Каракорум была первичной. На Памир в 2009 г. мы изначально не собирались и поехали как в вынужденный запасной вариант. Однако поход 2009 года потребовал от всех очень много сил физических и духовных, поэтому многие в 2010 г. остались дома. Из 8 человек команды Памирского марафона в Каракорум пошли только трое.

Да и то на ограниченный срок. Для Китайского Каракорума требуется много времени. Подъезды-отъезды 5-6 дней + заход с караваном и выход из района 9-10 дней. Итого: 15 дней только на прелюдию к походу. Поэтому в 2010 году пришлось резать идеи 2008-2009 гг. и поджимать всё под отведенные 45 дней. Сначала были куплены билеты, а потом уже разработан под заданные сроки маршрут.

Вот так было.

0
КРУТО ! МОЛОДЦЫ, Андрей, вы СУПИР! можно я в следующий раз с вами пойду;)?

2
Нужно! :))

0
Ну, вот, у меня сложилось впечатление, что вы (или Вы) всё-таки не находились.)))
У меня вот такой вопрос возник--ещё раньше, когда про марафон читал, теперь он может на каком-то контрасте будет.
Я так долго в горах не был и вот интересно--не надоедает столько времени быть в одной обстановке? Ну, может, "надоедает" не лучшим образом подходит. Но вот после 20 дней меня начинало одолевать однообразие: черное да белое--снег да скалы. А тут просто чума со сроками. В этом плане как чувствуется такая длительность похода?

1
Когда 2006 году мы под северо-западным ребром К2 встретились с чехами, то они нам сообщили, что их экспедиция (на К2) рассчитана на 70 дней.

Вот это срок! В таких походах я не бывал!

Ну а если серьезнее, то так. Мне нравится жить в горах, 40 дней для меня пролетают незаметно. А по поводу однообразия, то как раз в моих силах спланировать мероприятие так, чтобы оно было разнообразным.

1
от скуки помогают водка, красные парики, и мыльные пузыри ;)


0
очень тяжело, просто от того что долго, и кажется, что ничего, ничего больше не надо только домой всем живыми здоровыми, ну собственно это мы и делаем обычно под конец похода, просто идём домой самым коротким маршрутом :) Это наверное так же как если у марафонца спросить охота ли ему бежать тридцать девятый километр так же как порой с утра хочется пробежать километр - другой разминки...
вот бегут марафонцы и думают на 39 - м. км эх блин, не в кайф, не моё это :) не побегу, плюют, разворачиваются и идут обратно :)))

1
Ну, экспедиция и поход--всё-таки разные вещи. За это время в нижнем лагере такого можно наворотить, что любую тоску разгонишь)))
Известно, что в походе каждый день только ложка одинаковая. Скучно не бывает--если только запурговать, да и то... А вот тоскливо ))) Про то и спрашивал.
На выходах-то понятно, там уже "домой, ..., домой!". А вот именно после третьей, четвёртой недели.
Когда "Мне нравится жить в горах", то понятно. Я думал--может, просто привыкаешь потихоньку или какие-то ещё внутренние подходы. Аудиокниги--это уже что-то не то. Я тоже брал, но просто, чтоб досуг разнообразить, в непогодь особенно.

4
Набросаю несколько пунктов.

1) Нравится жить в горах. Ощущаю, что в походах (в экспедициях) я живу с бОльшим качеством жизни, чем в перерывах между ними. Это, конечно, индивидуальная особенность, но именно люди с такой особенностью более адекватны для подобных мероприятий.

2) Любовь к природе и к разнообразию ландшафтов. Это не дает скучать в походе, но одновременно с этим делает скучными восхождения на вершины в осадном стиле. Все наши восхождения на вершины только в альпийском стиле и чаще всего в траверсах.

3) Люди - главное, горы и амбиции - второстепенное. Интересны должны быть люди, и это в первую очередь, а горы - это декорация, но фоне которой люди проявляются. Поэтому хорошие (интересные и сильные) походы получаются, когда команда состоит из интересных людей. Интересные люди не дают скучать. Интересные и добрые люди, которых любишь, стимулируют артистические компоненты натуры руководителя дарить людям радость через преодоление интересных препятствий. Лучшим походом в моей жизни в этом смысле является поход 2007 года с восхождением на Конгур. Это было восхитительное времяпрепровождение! Очень жаль, что всё так трагически закончилось...

1
Хреново вышло, но не думаю, что раскаивается в том, что в горы ходил. Ну, так случилось...
А люди--это и правда, наверное, самое главное. Есть поговорка, что с опытом взгляд на походы изменяется с того, что сходить, на то, куда сходить, а потом чувствуешь, что главное ведь--с кем ходить.
Ладно, не буду рассусоливать... ))). Удачи!

0
Согласен со всеми пунктами,первый,это вообще диагноз...А еще отношение к страху,оно,отношение,раскрывает не только индивидуальные качества,но и позволяет участникам осознать единство душ,не только устремлений и желаний...,позволяя реализовывать,казалось, несбыточные мечты!Удачи!

0
круто!

0
Всегда соглашался с мнением, высказанным мне в 70-е годы, когда переходил из горного туризма в альпинизм, что в г. туризме увидишь больше красот. Еще раз ПРАВДА. Молодцы!!!!

0
Подскажите, кто вас поддерживал с китайской стороны? В смысле какая турфирма принимала и оформляла разрешения? Сами недавно оттуда, сильно затрепали китайцы нас на чек-постах, а в некоторые места так пробиться и не удалось... Там приграничная зона, удивительно просто, что вы так легко и долго там гуляли :)

0
Власти Синцзяня очень напряженно относятся к русской аутдор-активности после гибели в 2007 году на реке Юрункаш 4-х участников сплава под руководством Сергея Черника. 2007 год был объявлен в Китае годом России, думаю, что претензии по затратам на масштабные поисково-спасательные работы китайцы тогда так и не предъявили (хотя, может, я и не в курсе). Эти работы были инициированы на самом высшем уровне, чуть ли не по просьбе Путина. Шумиха вокруг этого и в Китае и в России была огромной.

Всю эту историю 3-х летней давности в Синцзяне помнят. Например, наш гид посоветовал тщательно спрятать резиновую лодку, чтобы пограничники не подумали о нас как о сплавщиках по Шаксгаму. Видимо армию та история очень достала...

В результате событий 2007 г. и еще одного инцидента, мы лишились туроператора, с которым дружили и работали с 2000 г.

Одна из задач экспедиции - отработка взаимодействия с новым туроператором, изучение того, как он торгуется, какие цены в результате возникают, как он выполняет принятые на себя обязательства. Это большая работа.

Китайский Каракорум - это такой район, где погибнуть - нак нефига делать! Вертолетов нет принципиально. Даже перелом ноги в условиях чудовищной автономности может привести за пару недель к летальному исходу.

Поэтому у меня рука не поднимается раскрывать нашего туроператора...

На самом деле любой надежный туроператор в Синцзяне обеспечит вам посещение этого района. Если он сам не имеет связей, чтобы получить пропуск в погранзону, то он обратиться за этим к нашему. Они все друг друга знают. Просто вопрос цены, с посредником работать дороже.

Не обижайтесь :-)

0
Про туроператора - это я так понимаю про Zhang Hong (Саша) и "потерявшуюся" группу Чхетиани?
Вот уж кого жалко в результате всей этой истории, так это Сашу. Разговаривал с ним и его другом в апреле в Урумчи - печально все... Органы так и не дают ему покоя. И, соответственно, никаких перспектив работать самостоятельно...


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru