Архызский марафон

Пишет Leb, 03.12.2008 09:00

Архызский марафон (Альпинизм, абшира-ахуба, агур, перевал федосеева, перевал архыз, кяфар)

Продолжу тему о милых прогулочных походах, за которые не то что золотого ледоруба, но даже и титанового карабина никто не даст. Однако такие походы способны принести радость большому числу людей и очень спортивных и не очень.

Этот маршрутик я называю "Архызским марафоном" не только за длину дистанции (по карте 33 км, а с учетом извилин тропы 33 * 1,2 ~ 40 км), но еще и потому, что его можно пройти (или пробежать) за один день. Маршрут включает два перевала 1А к.с., суммарный набор высоты 2600 м.

Осенью 2002 года я прошел его в одиночку на трех сникерсах за 11 часов, а участники мультигонок его пробегут, наверное, за 5-6 часов.

В июне 2004 года я снова прошел этот маршрут, но уже вдвоем с девятилетним сыном и за четыре дня. Но в этот раз мы к марафончику кое-что еще добавили…

Нитка марафона такова: пос. Архыз (1450) - водопад Баритовый - пер. Архыз (3000,1А) - рад. вершина Джумараклы-тебе (3180) - пр. исток р. Кяфар-Агур - урочище Кумбыж (2030) - центр. исток р. Кяфар-Агур - пер. Федосеева (2880,1А*) - р.Архыз - пос. Архыз.

Вот туристская карта района Архыз.

Чтобы привязать её в Ози-эксплорере, надо красные точки с флажками сопоставить с их координатами из таблички на левом краю карты. Координаты точек я взял из Google Earth.

А вот и сам маршрут.

20 октября 2002 г. в 7 час. 25 мин. с тремя сникерсами в кармане я перелез через забор огорода моего "хозяина" и оказался на берегу Баритового ручья. Чуть выше первой развилки ручьёв тропа круто сворачивает направо в лес. Там она совершает зигзаг и снова возвращается к Баритовому ручью. Еще немного вдоль ручья - и вы у Баритового водопада. К водопаду я подошел в 8 час.25 мин.

Вот он какой, Баритовый водопад (июнь 2004).

На другой стороне ручья от подножия водопада поднимается серпантин. Двигаясь то по тропе, то по траве, срезая петли серпантина, мне удалось к 9 час. 00 мин. подняться на кошевое место - заросшую крапивой поляну. В 20 метрах ниже поляны из родника начинается ручей. На поляне можно разместить лагерь из нескольких палаток.

Чуть выше крапивной поляны по ходу влево уходит мощная овечья тропа. Она огибает склоны распадка и поднимается на плечо травянистого ребра, которое спускается от группы скальных останцев на водоразделе хребта Абшира-Ахуба. С плеча я поднялся по ребру до скального жандарма, перед которым вышел на траверс склона по ходу влево и вверх, ориентируясь на маячивший впереди сарай.

Сарай оказался без крыши - это всё, что осталось от ретранслятора. От сарая до водораздела хребта Абшира-Ахуба каких-нибудь 20-25 метров. К сараю я подошёл в 9 ч. 55 мин. Высота 2820.

Дул очень сильный ветер. Виднелись Эльбрус, вершины Узункола, Домбай-Ульген, Кара-Кая, София, Пшиш, Аманауз. Я максимально утеплился, съел первый сникерс и по широкому пологому гребню направился к подножию южной вершины Джумараклы-тебе (~3150). Главная вершина (3180) чуть севернее. Южнее массива Джумараклы-тебе расположено широкое седло перевала Архыз (3000), а ещё южнее - пик Пионер, который хорошо виден из посёлка Архыз. Чтобы получше ознакомиться с местностью, я решил подняться на Джумараклы-тебе (3180).

Вид с гребня около сарая на пики Пионер, перевал Архыз и Джумараклы-тебе (октябрь 2002).

Путь к южной вершине идёт по осыпи. Справа по ходу восточное ребро горы. Я поднимался по склону вдоль ребра и вскоре обнаружил еле заметную тропку. Заход на южную вершину осуществляется в обход скалы слева. К главной вершине ведёт гребень с жандармами. Все они легко обходятся слева (с запада). Между южной и главной вершинами хорошая тропа. К туру я подошёл в 11 ч. 00 мин. На вершине провёл 20 мин.

Осенний вид с Джумараклы-тебе на запад (октябрь 2002).

Спуск с седловины перевала Архыз проходит сначала по осыпи, затем по травянистым склонам. Внизу озеро. Спускаться с вершины на седловину я не стал. Вернувшись по гребню на 50 метров, я прямо с вершины сиганул по осыпям к озеру. Скоро осыпь закончилась. Лавируя по травянистым склонам и выбирая путь в обход крутых участков и скальных сбросов, к 12 ч. 00 мин. я вышел на берег озера, из которого вытекает правый исток реки Кяфар-Агур.

Вид с западного склона перевала Архыз на озеро (июнь 2004).

Оприходовав на берегу второй сникерс, я помчался вниз по коровьей тропе. Долина широкая с плоским дном. Благодаря этому, я временами переходил на бег. Вообще-то бег я себе мог позволить лишь на очень ровной тропе. Селений на северных склонах хребта Абшира-Ахуба нет на протяжении десятков километров. Стоило сломать ногу, и мои обглоданные волками останки туристы обнаружат только в июле следующего года.

Приблизившись к слиянию правого и центрального истоков реки Кяфар-Агур, я перешёл на левый берег и траверсом, без набора высоты завернул к поляне у слияния центрального и левого истоков. На поляне был в 13 ч. 00 мин. Здесь по орографически правому берегу шла мощная коровья тропа. В какой то момент она завернула на склон и начала круто подниматься по берёзовому лесу среди зарослей рододендронов. Вскоре я потерял тропу, но не надолго. Лес быстро кончился, и на лугу тропа сразу нашлась.

Дно долины центрального истока реки Кяфар-Агур завалено огромными камнями. Идти неудобно, поэтому я перешёл речку и стал подниматься по склону её орографически левого берега. Впереди над долиной нависала скала. Её можно обойти и слева и справа.

На фото показан более простой обход скалы по ходу справа (июнь 2004).

Седловина по ходу справа мне показалась более высокой, и я выбрал левый путь. Сначала поднимался по осыпям и простым скалам, затем был вынужден выйти на протяжённый снежник. Снег оказался очень плотным и скользким. Ступени ботинками не вырубались. У меня была только палка, и я почувствовал себя очень неуютно. Пришлось вернуться в рандклюфт между скалами и снежником. Здесь я изрядно "покорячился" - осыпь под склоном была крутой и мелкой. Наконец, удалось выйти на плоскую верхнюю часть снежника. Ещё 20 метров несложного подъёма и я вышел к первому (маленькому) озеру. Конечно, я ошибся, надо было обходить скалу справа. Это только кажется, что правый путь выше. Около озера я оказался в 14 ч. 30 мин.

Нижнее (Малое) Агурское озеро (июнь, 2004).

Здесь я распрощался с последним сникерсом и отправился дальше по плоской заваленной камнями травянистой долине ко второму (большому) озеру - Агур. Это озеро я обошёл слева по пологому восточному берегу.

Озеро Агур, за ним Малое Агурское озеро, вид со склона перевала Федосеева (октябрь, 2002).

Долину замыкала внушительная вершина. У её основания угадывалось нечто вроде маленького ледничка. По ходу справа от ледника имелась морена. В её кармане (между мореной и склоном) сухое русло ручья. Оно заворачивало по ходу вправо под седловину перевала Федосеева, который расположен справа (западнее) описанной вершины.

За озером начался подъём сначала по крупной осыпи, затем по орографически левому склону кармана морены, и, наконец, по дну кармана. Завернув направо, я попал на моренное поле у основания взлёта на перевал. Взлёт короткий 50-70 м. Поднимался на левую (восточную) часть седловины. Ближе к седловине я наткнулся на тропу, которая траверсом осыпного склона вывела меня на перевал. У тура был в 15 ч. 45 мин. Высота 2880.

Скалы к западу от перевала Федосеева (октябрь, 2002).

Дул сильный ветер. Я не стал задерживаться на перевале и по набитой в осыпи тропе спустился на юг на большую травянистую полку. Здесь тропа раздваивалась. Я пошёл по левой, испещрённой следами скота, и снова ошибся. Тропа быстро терялась. Тогда я начал спускаться прямо по склону, пересекая бесчисленные овечьи тропы, которые шли, как обычно, траверсом и были для меня бесполезны. Чтобы не вылететь на сбросы, я уклонился влево. Затем нашёл кулуар, который просматривался до конца, и по нему спустился к лесу. В этом месте в кулуаре уже журчал мощный ручей. Полоса леса у ручья была тонкой (всего 150-200 м.), и я надеялся, что мне удастся без особых проблем продраться на обширную поляну ниже леса. На карте она называется Лунной.

Вид с Лунной поляны на перевал Федосеева (июнь, 2004).

Между летовкой и дорогой, которая шла вдоль нижнего края поляны, паслось большое стадо быков.
На дороге я очутился в 17 ч. 25 мин. Она шла вдоль реки Архыз к реке Псыш и далее в поселок Архыз. Путь по ней не требует описания. Отшагав 13 километров, я в полной темноте вошёл в Архыз. В 19 ч. 30 мин. я переступил порог дома.

В июне 2004 года я повторил этот маршрут вдвоем с моим девятилетним сыном Виталиком. К маршруту мы добавили радиальный выход через перевалы Северный Агур и Мылгвал к самому большому озеру Архызского района - Кяфар. Вспомнив об автономности северных склонов хребта Абшира-Ахуба, я прихватил с собой в поход спутниковый телефон.

Июнь 2004. Лиловым добавлена радиалка на озеро Кяфар. Зелеными кружками отмечены три наших ночевки.

Вот как описал Виталик этот поход в своем школьном сочинении.

"… Почти месяц мы провели вдвоём с дедушкой, пока не приехал папа. С папой мы пошли в многодневный поход в Урупский район на зелёные озёра. Мы вышли после обеда и в первый же день поднялись на склон хребта Абшира-Ахуба.

Вид со склона хребта Абшира-Ахуба на Архыз.

Там выше красивого Баритового водопада есть кошевое место. Это ровная площадка, которая заросла крапивой. Пастухов там не было, и мы поставили палатку, чтобы переночевать. Потом мы готовили ужин. Сначала сходили вниз по крапивному обрыву к роднику за водой. Потом папа зажёг газовую горелку и начал варить мясную кашу. После чая мы долго любовались на закат.

Ночью и утром шёл дождь. Когда он кончился, я с папой снова пошел вверх. Папа всё время шёл впереди и не велел мне сходить с его следов. В густой траве там могут быть змеи. Поэтому папа шёл первым и шуршал по траве своими большими горными ботинками. Ярко светило солнце, и от него с травы поднимался пар. Клочки пара соединялись. Так я увидел, как образуются облака.

Вот, как образуются облака.

На вершине хребта Абшира-Ахуба дул сильный ветер. Мы поднялись на перевал Архыз, а после отдыха спустились озеру. Потом мы пошли по ущелью вниз к реке Кяфар-Агур. Здесь у реки стояла кошара, и паслись коровы и яки. Папа боялся, что на нас нападут незнакомые собаки. Поэтому он заранее перенёс меня через речку, и мы пошли в обход кошары в вечернем тумане. Скоро лес кончился, мы вышли из тумана и оказались на берегу реки с огромными камнями. Здесь мы поставили палатку и заночевали.

Ночевка в долине центрального истока реки Кяфар-Агур (июнь, 2004).

На следующее утро мы прошли мимо Агурского озера и поднялись на Агурский перевал. За перевалом открылась долина с четырьмя озёрами. Нижнее самое большое было с островом из скалы.

Нижнее озеро левого истока реки Кяфар-Агур (июнь, 2004)

А верхнее озеро синело прямо на снегу. Мы спустились к нижнему озеру, поставили палатку и пообедали. Потом закрыли палатку и без вещей только с фотоаппаратами отправились через перевал Мылгвал к большому Кяфарскому озеру. На перевале увидели одинокого тура. Охотники мне потом рассказали в Архызе, что где-то рядом было стадо, и это был дозорный тур.

Спуск с перевала был крутым и вёл прямо в небольшое круглое озеро с тёмно-синей водой и ледяными берегами. Папа очень боялся, что мы подскользнёмся и уедем по снегу прямо в воду этого озера. Поэтому он ледорубом вырубал большие удобные ступеньки.

Озеро у основания западного склона перевала Мылгвал (июнь, 2004)

За озером начались луга, и там ещё было красивое озеро с зелёными берегами.

Но мы очень спешили и прошли мимо, чтобы успеть увидеть озеро Кяфар. Наконец мы его увидели. Кяфар это самое большое озеро в районе Архыза.

Озеро Кяфар (июнь, 2004)

Вернувшись к палатке, мы разогрели чаю, перекусили, и я повёл папу на верхнее озеро в снежных берегах. Папа идти очень не хотел, но я сказал, что нельзя портить программу. Потому что в программе мы должны побывать на всех озёрах на нашем пути.

Верхнее озеро долины левого истока реки Кяфар-Агур. Папа очень не хотел на него идти… (июнь, 2004)

На следующий день мы снова поднялись на перевал Агур и с него перешли на перевал Федосеева. На юг открылся вид на Главный Кавказский хребет и на хребет Габулу, где я ходил с дедушкой в прошлом году. Там мы видели орлиную свадьбу. Два орла бегали друг за другом по скалам, распустив крылья. А потом они улетели.

Спуск с перевала Федосеева был очень крутой и без тропы. Вот только посередине среди скал была маленькая очень крутая тропка. А в остальных местах на траве все тропы шли вдоль склона на одной высоте, потому что так гуляют овцы. А мы спускались поперёк этих троп прямо вниз. В одном месте что-то заблестело в траве и пшикнуло. Наверное, это была змея. Я на эту дырку в земле наступил ботинком, чтобы змея не высовывалась, и убежал вниз.

В самом низу на Лунной поляне мы пообедали. Потом пошли по дороге в Архыз, потом ехали на телеге и на грузовике. Весь этот поход длился четыре дня…"

И в заключение несколько технических фото к рассказу Виталика о радиалке через перевалы Северный Агур и Мылгвал к озеру Кяфар.

Вид от озера Малый (нижний) Агур на перевалы Федосеева (1), Агур (2) и Северный Агур (3) (июнь, 2004).

Вид с запада на перевалы Северный Агур (3) и Агур (2) (июнь, 2004).

Вид с перевала Северный Агур на долину левого истока реки Кяфар-Агур и на перевал Мылгвал (4) (июнь, 2004)

Западный склон перевала Мылгвал (июнь, 2004)

Вид с перевала Федосеева на север на перевалы Агур (2), Северный Агур (3) и на озеро Агур (июнь, 2004).

P.S. Несмотря на тот кайф, который я получил от походов 2002 и 2004 года, я категорически не рекомендую ходить в горах в одиночку и, тем более, вдвоем с маленьким ребенком. Это опасно. Ведь никто не застрахован, поломал бы ногу - вот Виталик вокруг меня бы попрыгал!

А я, всё-таки, сломал ногу в том году, как раз через месяц, но уже на Китайском Памире.

Вот как закончил Виталик свое сочинение.

"… В конце лета в Архыз приехали мои родители, но папа был уже со сломанной ногой. Папа никуда не ходил, а только играл с Батыром в шахматы и чистил грибы. Грибов приносили очень много, особенно мама - большие рюкзаки. Она уходила гулять на большую высоту, где кончается лес, и начинаются альпийские луга. Там на лугах рядом с кривыми маленькими берёзками водились целые стаи белых грибов или подосиновиков. А я ходил в свои походы с Османом и дедушкой.

Кроме озёр около Архыза имеется много водопадов. До каждого из них можно прогуляться за один день. Я был на Баритовом водопаде, на Казачьем водопаде, на водопадах Чигордали и на Софийских водопадах. Несколько раз я работал экскурсоводом и водил отдыхающих нашей турбазы на Баритовый и на Казачий водопады.

Софийские водопады.

Однажды вечером начался ливень с грозой. Через два часа вода в бурной реке начала подниматься. Она затопила огороды и потекла через нашу турбазу. Потом обвалился кусок берега с соснами и с электрическими столбами. Столбом чуть не убило папу, который на костылях пошёл смотреть на наводнение.

Папа на костылях пришел смотреть на наводнение (август, 2004).

Мост затопило. У нас не было даже чистой воды, и мы были совсем оторваны от Архыза.

На следующее утро моста между нашей турбазой и посёлком Архыз уже не было. Осталась только его одна половина. Дыра была забита деревьями, и люди переходили по ним, чтобы попасть в Архыз. Мы тоже так перешли, когда ходили в магазин за хлебом и за молоком.

Только через три дня дырку закрыли огромными бревнами. Днём на этих брёвнах грелись целые стаи наездников со страшными длинными жалами. Я их боялся. Ещё через неделю мы уехали домой. В Москву я привёз три килограмма минералов - кварца, барита, яшмы и неизвестных мне красивых кристаллов…"