Ретро. Адишская авария 1989 года.

Пишет Leb, 19.06.2009 00:35

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)

20 лет назад 14.07.1989 на 13-й день похода участник нашей команды рухнул вместе с расколовшимся на сегменты арочным мостом на дно ледового разлома. Как следствие - перелом коленной чашечки. Она разбилась на 3 части. Затем три дня спасательных работ в сложнейшем ледопаде СССР, наконец, выход к людям...


Команда у нас была молодая, растущая. За плечами единственная памирская "пятёрка" 88-го года, которая была моим первым сложным руководством. После Памира всем захотелось побольше "техники", и мы устремились на Центральный Кавказ. Настрой в подобных коллективах зачастую такой - захапать всё, что позволяет МКК, и непременно выполнить.

В походе участвовали Миша Гущин, Вадик Попов, Витя Дубинин, Сережа Ткачёв, известный под псевдонимом "Шиншилла" Миша Коломейчук, Володя Качалов и мой Учитель по горному туризму - руководитель моей первой памирской "пятёрки" (1981) МС Геннадий Лысенко. Четверо последних по завершению этого похода распрощались со спортивным туризмом.

После акклиматизационного колечка и, в общем-то, несложного, но красивого траверса Ляльвер-Гестола мы очутились на Катынском плато - самом высоком плато Кавказа. Впереди наша первая изюминка - Адишский ледопад!

Идеологом включения ледопада в нитку маршрута был Шиншилла. "Да что там Кхумбу? Вот наши Адиши - это да!!!" - примерно такая фраза маститого "гималайца", раскопанная Мишкой в какой-то книге, будоражила наши мозги.

Миша Коломейчук (Шиншилла)
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


12.07 после 50-метрового дюльфера мы вошли в ледопад. Пересечь его к левому борту, как рекомендовали отчёты, нам не удалось. Слева громоздился мощный крупноблочный ледопад - хаотическое нагромождение многометровых кубиков.

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Проще шлось по центру. Здесь в желобке трещины смыкались, тут было нечто вроде дорожки. Но и простоты особой не было - широкие мосты, переползания на коленках…

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


К вечеру мы достигли мощного сброса. Я попросил Гущина подстраховать и подошёл к его краю. Меня чуть не стошнило - подо мной пустота. Я стоял на уступе, нависающем над 150-метровом обрывом! Далеко внизу простиралось белое от разбитых вдребезги сераков снежное поле.

Вадик Попов
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Тогда мы завернули налево и прошлись вдоль разлома. Тут сброс пониже, хватит и одной верёвки. Спустившиеся ребята с замиранием сердца следили за мной - я шел последним и проводил первые полевые испытания капронового платка - "парашютика". Это изобретение мы приготовили как раз для Адишского ледопада, для спусков с фирновых откосов.

13.07 мы весьма быстро подошли к финальному разлому, под которым начиналась последняя 3-я сверху ступень ледопада. Выглядела она абсолютно непроходимо - этакий панцирь из чешуек чистого льда, разделённых широкими трещинами.

"Непроходимая" третья ступень ледопада.
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Под сбросом, над которым мы стояли, зиял котёл - огромный разлом, месиво льда. То там, то здесь со дна котла поднимались клыки острых ледяных башен. Вершина самой высокой башни была вровень с нами. Её высота достигала 60-ти метров, за свой наклон она тут же получила прозвище Пизанской (она рухнула в ночь с 14.07 на 15.07 с катастрофическим грохотом).

Единственная возможность продолжить спуск - уйти по котлу вправо до большой фирновой бляхи, с которой просматривался выход на скалы правого борта ледника. После двух верёвок дюльфера мы спустились на дно котла.

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Сначала мы оказались в довольно узкой щели. Стены её были не то, что бы изо льда, а скорее из "ледового конгломерата" - спекшихся ледовых фрагментов. Было ясно, что с таких стен постоянно сыпет. Я попросил участников не задерживаться и "пробежаться" по дну разлома до "безопасного" ледяного пупыря. Он возвышался в 50-ти метрах справа, и уже не в узком месте.

Гена Лысенко
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Сейчас не помню, последней или предпоследней была пара Попов - Коломейчук. Слово "пробежаться" они поняли буквально! Сначала на пупырь прибежал Вадим, а за ним Мишка. Было действительно страшно, может, поэтому они и бежали. Мишка сходу врезался в нашу компанию, по инерции проскочил ещё на два шага и ухнул по шею в какую-то полость.

"Пизанская башня"
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Всё, что произошло дальше, стоит в глазах до сих пор - удивлённое лицо Шиншиллы и полутораметровый серак слева, который медленно-медленно начал заваливаться на неподозревающую об опасности голову. Затем отчаянный прыжок Гущина, всем телом и прямо в глыбу. Глыба отклонилась, и они вместе рухнули за Шиншиллу, зацепив льдом по его кошке. Все офигели. Когда ребята отряхнулись, дежурный раздал курагу и шоколад. Начался перекус.

Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Шиншилла жаловался, что кошку придётся чинить. Обвал глыбы и чудесное избавление от смерти было явным предупреждением. Но мы не восприняли этого. Вечером мы достигли скал Тетнульда. В центре опасного кулуара под защитой скального выхода откопали площадки и встали на ночлег.

Миша Гущин
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


14.07. Сначала мы спускались по забитому лавиной карману между скалами Тетнульда и ледником. Потом лафа прекратилась - всё под ногами уходило куда-то в пропасть, поэтому мы вылезли на скалы правого борта.

Ледопад нас достал! Внизу, буквально рядом расстилались альпийские луга Сванетии. Ох, какие там цветы! Под ногами, что-то типа козьей тропы.

"Если прошли козы, пройдём и мы", - воскликнул я и двинулся по тропе. Через 20 метров я уткнулся в огромное орлиное гнездо на уступе над 200-метровом обрывом. Именно в этот момент я впервые подумал - а суждено ли спуститься?

Перекус в "Орлином гнезде"
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Ребята всё прочли по моему лицу. Мы молча, чуть ли не свесив с обрыва ноги, пожевали кураги, потом вернулись поближе к леднику и нашли спуск по скалам (две верёвки дюльфера) в карман ледника.

Авария случилась ближе к обеду. В этот момент я шёл последним и продёргивал верёвки. Неожиданно услышал грохот, крики... Лица ребят исказило отчаяние: - "Шиншилла провалился!".

По лицам понял, что конец. Я побежал, каким то чудом, с удивительной лёгкостью, спустился в разлом и нашёл Мишу. Слава Богу, он жив! Сверху кинули две петли для полиспаста. Всё происходило так быстро, как никогда. Минуты через три-четыре мы были на перегибе семиметрового отвеса. Здесь уже лежала пуховка, разложены шприцы… Мишке вкололи, сняли шок, наложили шину. Потом вкололи какие-то наркотики на посошок и потащили к первому этапу чудовищной эпопеи, подробности которой я уже помню смутно.

Дубинин Витя
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Первым этапом стала навесная переправа через 30 метровый разлом…

Мы тогда так рассудили. Спасатели нам не помогут. Вертолёту ни то, что сесть, даже зависнуть негде. Ну а что сделают люди? Они, спасатели, такие же, как мы и в "троешном-Б" ледопаде летать не могут. Всё будет происходить в том же темпе, может чуточку быстрее. Зато потеря времени на спуск до людей и на их подъём близка к неделе. Поэтому мы обязаны всё сделать сами.

Сережа Ткачев
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Мы работали непрерывно с утра до поздних сумерек, не обедали, иногда не ужинали, днём, кажется, даже не пили. Помню, чудовищную сухость во рту. Первую ночь мы провели на наклонной травянистой полке. На ней валялись ошмётки выбитого дёрна. Мы поковыряли ледорубами страшную находку и начали моститься, всё равно деться некуда. Шиншиллу завернули в палатку, а сами уселись под открытым небом, повиснув на крючьевой страховке. Полка была весьма крута. Слава Богу, что никого не убило, и ночь была тёплой! Была ли вторая ночь? Не помню…

Андрей Лебедев
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


15.07 или 16.07. Весь день прошёл в скальных дюльферах и на травянистых склонах. Кстати, дюльферы Мишке давались легче. Там нога у него свободно болталась, тормозухой управлял он сам. Мы только сажали его на дюльфер, а снизу снимали. Гораздо хуже давались 40-градусные травянистые склоны. Шиншилла не мог упираться ногой даже под наркозом. Поэтому двое спускали его под руки. И вся эта гроздь спускалась по верёвке, закреплённой на трёх вбитых клювами в дёрн ледорубах. Такую штучку мы тогда придумали - вбивали в дёрн три ледоруба, темляк каждого оборачивали вокруг древка, чтоб под нагрузкой оно прижималось, а потом все темляки связывали.

Наклонных склонов становилось всё больше, и к вечеру мы очутились в кармане морены Адишского ледника. Качалов и Гущин побежали ночевать вниз, задача их - привести утром лошадь.

Качалов Володя
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


16.07 или 17.07. Утром вернулись Володя и Миша, с ними была лошадь и два свана. Вадим вколол Шиншилле что-то на посошок и он отрубился.

"Я улетаю…, я лечу…", - шептал он, уткнувшись лицом в траву. "Что видишь?" - спросил я, вспоминая знаменитый ответ Князя (*) на Корженеве. "Звёзды…", - получил я тот же самый знаменитый ответ. "Вадим, что с ним?", - спрашиваю доктора. "Да устал он, наверное. Я вколол всё, как всегда, а сегодня он расслабился, вот и получилась такая реакция".

Тут вдруг раздался душераздирающий звериный крик! Потом ещё один. Сваны в ужасе вытаращили глаза. "Миша, Миша, что с тобой?" "Я лечу…, мне хорошо…." (**).

Потом он смог подняться, мы посадили его на лошадь. Через 10 минут он её облевал. Потом начал хулиганить, пытаться слезть с лошади: - "Мне её жалко!" Так мы и шли вниз по ущелью, пока не проголосовали вертолёт. Да, именно так, проголосовали. Прямо как в рекламном клипе. Вертолёт летит, а мы машем снизу рубашками и орём.

Отлет в Кутаиси.
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Тогда вертолёт сел. Он был из природоохранной службы. Мишка к тому времени пришёл в себя. С ним загрузились Вадим Попов и Серёга Ткачёв, и они вместе умотали в Кутаиси. Вечером они вылетели в Москву. Потом была операция в Пушкино со штырями в коленке из полублагородного металла. Потом Мишка научился делать пистолетики, ходил Галдор, Эльбрус, кажется, Ушбу. Внизу во всех таких выходах его поджидали жена и дети. Вот только в спортивные походы он больше не ходил.

Картинка из Гугла: Тетнульд и Адишский ледопад.
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


А теперь об ошибках. Страховка была надёжной через ледобур, крюк выдержал. Страховал Виктор Дубинин - напарник Мишки по бесчисленным крымским вылазкам, человек опытный и выдержанный, как удав. Лучше него никто бы не застраховал. Так в чём же дело? А дело в том, что верёвка была подцеплена кусками падающего льда, и столь сильный рывок Виктор просто не выдержал. Шиншилла упал под рюкзаком вместе с обломками льда на дно семиметрового разлома. Авария произошла, когда раскололся на сегменты, как автомобильное стекло, ледовый мост через трещину. Таких мостов мы прошли в этом ледопаде тысячу! Поэтому обвинять Шиншиллу в выборе неправильного пути - просто глупо.

Авария случилась где-то здесь:
Ретро. Адишская авария 1989 года. (Альпинизм, спасательные работы, адишский ледопад)


Так в чём же ошибка? А в том, что нужно было вообще не ходить этот ледопад. В то лето я понял, что запреты МКК - дело вторичное. Главное - это собственные запреты. И если хочешь ходить долго-долго, то некоторые маршруты на вершины или перевалы нужно из своей практики просто исключить.

P.S. После похода я ещё раз посмотрел отчёты. Фотографии ледопада на них были не столь злыми. Получается, что мы залезли в него после подвижки.

Примечания:

(*) Князь - это Андрей Куракин. История, как он заполучил отёк мозга на пике Корженевской, была очень популярной в ТК МАИ в 80-е годы.

(**) По словам Шиншиллы, который с удовольствием прочитал эту статью, он летал на обычном туристском коврике. Сначала он облетел весь цирк Адишского ледника и даже залетел за Лакуцу на ледник Халде. Потом он вернулся и решил внимательнее рассмотреть то место в ледопаде, где он грохнулся. Однако, подлетая к злополучному месту, коврик стал трепыхаться и терять устойчивость, поэтому Шиншилла решил не рисковать и вернуться в лагерь.

256


Комментарии:
3
Потрясающе..Спасибо!

1
Андрух,спасибо...только так мы понимаем - кто мы в этой жизни!

2
Молодец Миша Гущин, вовремя среагировал при падении серака, а то история могла быть еще трагичней.

2
Молодцы ребята ....не растерялись...не дрогнули...не сдались...
Результат - человек жив....
Всем бы так....

3
класс серия ретро рассказов -- побольше :)
спасибо

1
+...

3
Спасибо!
Здорово!

1
Страхотна история!!!

1
+++

2
Завидую вашему рисковому прохождению. Пострадавшему - особый респект, держался.
Ну а про вертолет - это вообще Госпожа Удача!
Уроки - да, необходимо учесть всем.
Спасибо за рассказ!

13
Я сам себе не позавидовал бы. Серьезная травма у друга + тяжелейшие спасы - чему тут завидовать?

Но я благодарен Судьбе за этот случай.
Есть такое словосочетание "Период бури и натиска". Оно применяется к творчеству Иоганна Брамса, был у него "Период бури и натиска". И это характерно для многих. И у Сергея Прокофьева был в творчестве такой период. Короче, молодости характерна дерзость и некоторая неуравновешенность...

Так вот, я благодарен Судьбе, что вышел из "периода бури и натиска" без трупа, а только с переломом коленной чашечки.

Просьба к молодым руководителям и молодым командам, не забывайте про свойство человеческой натуры, про "период бури и натиска". Желаю всем выходить из него без страшных потерь.

2
История похожая на триллер. В горах конечно многое меняется, но в 1976 г. примерно в это же время сезона мы спустились с Катынского плато на морену за один день. Ледник не самый сложный на Кавказе, но все зависит от выбора маршрута движения по нему. По-видимому, наш вариант спуска по левому краю ледника был оптимальным.

1
Просто прошла подвижка ледника. Со многими ледниками такое случается. Это нередкое явление. И обстановка в ледопаде после подвижки сильно меняется.

Мы знали по отчетам, что надо спускаться вдоль левого борта, но не могли к нему пробиться. К левому борту с Катынского плато в 1989 г. выхода не было.

Там в статье есть поскриптум:
"... P.S. После похода я ещё раз посмотрел отчёты. Фотографии ледопада на них были не столь злыми. Получается, что мы залезли в него после подвижки..."

1
Катынское плато достаточно протяженное. Если идти с Гестолы, то понятно желание свалиться вниз правым краем л. Адиш. Оптимальный путь спуска лежит в восточной части плато ближе к Катыну. Как показывает опыт, верхняя часть любого ледника (за исключением пульсирующих) меняется не существенно. Адиш насколько мне известно не относиться к пульсирующим... Сама по себе идея прохождения ледника разными маршрутами (как и вершин), конечно имеет право на существование. Вопрос только в степени риска.

1
1). Мы как раз и начали в восточной части. В верхней части мы шли по желобу близко от скал южного отрога Катына. Возможно, мы шли по описанию из вашего отчета. Сейчас уже трудно вспомнить откуда брали описание.

В статье написано:

"...12.07 после 50-метрового дюльфера мы вошли в ледопад. Пересечь его к левому борту, как рекомендовали отчёты, нам не удалось. Слева громоздился мощный крупноблочный ледопад - хаотическое нагромождение многометровых кубиков..."

Этот ледопад выходил из другой более восточной камеры.

Может надо было сразу завернуть к пер. Оставшихся дома и из верхнего цирка восточной камеры начать спуск вдоль левого борта... Сейчас уже трудно всё вспомнить. Но вот такие картинки, как третье фото сверху, выглядели неприятно... То-ли есть там узкий удобный для спуска рандклюфт, то ли "сераки об скалы трутся"...

Поэтому, может, мы и не прилагали достаточных усилий, чтобы пробиться через эти кубики. А по центру шлось.. Вот туда и поперлись на свою беду.

Потом мне в течение нескольких лет иной раз снился этот ледопад, и часто снилось, как я иду его на подъем. При этом всё реально так во сне вычислялось. Пройти его на подъем можно и по правому борту. И прошел бы, уже зная все эти нюансы, где там по скалам обойти.

2). Значит он всё-таки пульсирующий, потому что мы сравнили свои фотографии с вашими или с чьими то еще.

1
"...третье фото сверху...". В действительности за ним скрывается рандклюфт, по которому мы и прошли. Сложные места обходились по скальным полкам. Финальный скальный сброс потребовал только двух веревок.

Любой большой и крутой ледник конечно движется и довольно шустро. На сложных ледопадах (Адиш, Ужбинский), как правило, мы придерживались того или иного края, которые оказывались более проходимыми. При этом конечно учитывались опасности камнепадов.

Полагаю, что выбор оптимального маршрута определятся тремя компонентами: опытом, интуицией и удачей - на Кавказе удача была с нами. В других горах бывало и по другому...

0
Да, конечно.

И опыт у меня был тогда небольшой. Первое руководство таким сложным походом (за год до этого в 1988 было первое руководство пятеркой). Я поздно начал заниматься туризмом. Первое руководство 3 кс в 1986 в 30 лет.

0
Спасибо ребята! Мы учавствовали в спасаловке, очень знакомо. В 88 был на Кавказе в ВИП делали. Еще раз огроиное спасибо за рассказ. ТОлько тогда и понимаешь смысл жизнив этом мире. Здоровье всем.

0
Андрей, огромное спасибо за статью. И отдельное спасибо за физиомордию молодого Вадика Попова. Мы с ним были в значках в Домбае-86 в одном отделении. Представьте себе, молодой, высокий, бородатый и неженатый доктор... Болящие и страждущие альпинисты лучшей половины человечества у нас в комнате не переводились... Если будете его видеть- привет от Женьки из Домбая.
ПС то, что у Вас в тогда группе был хороший практикующий доктор- это тоже замечательно. потому как без оного многие проблемы бы резко осложнились.

кстати, интересное наблюдение: из нашего тогдашнего отделения значков продолжили ходить в горы 4 человека: все трое мужиков и Галка Зарубина, а вот у нашего инструктора через пуру лет было ЧП- умер от переохлаждения участник на двойке в том же Домбае :-((

1
Интересно как!
Передам привет.

А Вадик стал выдающимся хирургом, доктором наук, уникальные операции делает. И не только уникальные, помогая всем страждущим..

1
:-)) Похоже что мы "паслись" в одних местах.

2
Женька, привет.
Не ожидал, вот это да. Случайно обнаружил тебя. Как ты? Как сложилась твоя жизнь. Мне очень интересно с тобой пообщаться.
Помню Домбай и наше прекрасное отделение, а вот инструктора не помню. Помню Галку Зарубину, По моему у нее муж тоже был альпинист..
Напиши, если сможешь. Попов Вадик.

0
Настоящие мужики! Спасибо за рассказ-тормошит воспоминания... Всем успехов, здоровья и бодрости духа!

1
класс! и напугали и насмешили! Особенно этим: "Потом он смог подняться, мы посадили его на лошадь. Через 10 минут он её облевал. Потом начал хулиганить, пытаться слезть с лошади: - "Мне её жалко!" Так мы и шли вниз по ущелью, пока не проголосовали вертолёт. Да, именно так, проголосовали. Прямо как в рекламном клипе. Вертолёт летит, а мы машем снизу рубашками и орём".

А мы 8 января этого года решили сходить пешком с перевала Угвири в д. Адиши. По Юго-Западному ребру Тетнульди поднялись до 2800. На лыжах и сноубордах. Хорошо прокатилисбь. Ледник видели. Красивый и страшный. В след. году на Юго-Западном ребре Тетнульди будет стоят канатная дорога. До высоты 3800. И в этом прекрасном месте будет горно-лыжный курорта.

Дереввню Адиши люди сначала покинули. Но теперь возвращаются. Ремонтируют сввои дома и открывают там гестхаузы для туристовв.

Туристов там видимо-невидимо летом. Которые треккинг ходят. Но местные жители кажый раз меня спрашивают: "Когда русские альпиниссты придут? С ними хоть поговорить по-русски можно! Не то что с этими израильтянами, голландцами и американцами!"

Когда уже русские альпинисты придут?

0
Спасибо за новости о Сванетии. Когда-то я очень любил те края.
А у вас нет ли современной фотки Адишского ледопада?
Если есть, то выложите её здесь. Интересно вспомнить.

В тот раз с этими спасами такой ажиотаж был, что фоток после ЧП уже никто не делал. Поэтому фотки снизу на ледопад у меня нет. :(

5
Андрюша, Спасибо тебе большое за очерк. Случайно на него натолкнулся. Прочитал и вспомнил будто это было вчера... У человеке есть в жизни кусочки в которых как бы концентрируется время. Эти дни на ледопаде были жизнью как бы за гранью обычной жизни. Человек после этого меняется... Было тяжело, но я не жалею, что мы это прошли. Все вспоминается как во сне. Помню что было какое то отупление и безразличие к опасности. Помню это орлиное гнездо. Помни как в замедленном фильме саму аварию в ярких красках, а вот действительно был ли второй день после аварии. Не могу вспомнить. Может быть найду свой дневник, там все было записано. Второй такой кусочек моей жизни был на ребре пика Ревюлюции. Когда мы ночевали на ледовом гребне. И утро. И обвал в кулуаре. И этот траверс перед выходом на плато. И восхождение на пик Революции. Хорошо помню что это было 9 августа. Когда мы выходили к лагерю на плато после восхождения слезы сами катились. Потом еще было много еще чего и были восхождения на 7000, но таких дней уже не было..
Спасибо еще раз Андрюша. Вадик Попов по прозвищу "доктор"

0
Спасибо Вадик!
Очень растрогал...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru