Фотоотчёт о походе по Кавказу, с восхождением на Эльбрус

Пишет Афонин Михаил, 09.11.2013 19:18

Это был декабрь 2012 года, и пятеро молодых (и не очень) людей задумали куда-нибудь
сходить, чтоб, так сказать, «оставить в жизни след и память»… И вот, 6 месяцев суеты, сборов, консультаций позади, маршрут переделан 5 раз, но всё же утверждён, группа собрана, хоть и не в первоначальном составе.
Нитка маршрута:
Фотоотчёт о походе по Кавказу, с восхождением на Эльбрус (Альпинизм, горный поход, июль 2013)

Это путешествие началось на железнодорожном вокзале города Орла, откуда мы отправились на поезде до Невинномысска. Далее был очень насыщенный день, переезды на электричке, автобусе, газели, граница, пропуска и наконец, 15.07.13 мы в Узунколе.

В этот день было решено пройти как можно больше в сторону пер. Южные Доломиты, (по плану до озёр) и встать там на ночёвку. Здесь же произошел и первый форс-мажор: вторая наша группа, в составе двух очаровательных барышень и очень харизматичного мужчины осталась в альплагере на сутки, в ожидании пропусков из-за проблем с оформлением. Мы, пожелав им удачи, отправились по маршруту.
Долина реки Кичкеникол

Идём на подъём!

До озёр дойти в этот день не получилось, сказалась общая усталость после дороги, и отсутствие акклиматизации.

Утром мы выдвинусь дальше, на сегодня у нас был пер.Южные Доломиты и спуск с него на плато «Аэродром». Но это были планы… До озёр мы дошли сравнительно быстро, там и встали на обед: мы те, которые слева. Справа скалолазы, которые там стены лазали. Кстати, если кто из них здесь есть, спасибо огромное за информационную помощь, и консультацию по маршруту. Очень нас выручили.

Там же мы ещё кое с кем познакомились
Козы было две, и как сказали скалолазы, они не боялись людей и подходили за едой почти к палаткам.
Здесь обнаружилось 3-е озеро, вода в нём уже далеко не голубая.
Далее был подъём на перевал, физически было довольно тяжело, сказывался вес рюкзаков.
Последние метры

На гребне мы сделали несколько фото, и начали спуск

И здесь мы совершили первую серьёзную ошибку. На гребне перевала мы были примерно в 19-00, и приняли решение сегодня во что бы то ни стало спуститься на плато. Спуск был долгим, трудным, но несмотря на время, мы продолжали идти.
примерно 20-30, а плато ещё далеко.

Тут, как это обычно бывает, резко стемнело. Мы посовещались и решили идти дальше. Тоесть спускаться в темноте, с фонарями с незнакомого перевала. Идея была прямо скажу, не очень, но вариантов особо не было, встать там на ночь было негде. Спускались следующим образом: группа стоит, двое снимают рюкзаки и с фонарями идут вперёд на 70-100 метров, ища путь, потом возвращаются, и все вместе идут дальше. И так до плато. Последние 300 метров представляли собой спуск по мокрым камням, при уклоне 50-60°. К сожалению, фотографий того великолепного вечера нет. На плато мы оказались в 00-30, поужинали и легли спать, решив завтра устроить полуднёвку.
Утром мы вышли из палатки, и у нас создалось ощущение что нас телепортировали:

Мы посушили вещи, позагорали, поели и двинулись в путь. Впереди был спуск в долину и выход под перевал Нефтяник. Но это по плану, а как возможно вы уже поняли, дорогие читатели, планы нашей команды сбывались далеко не всегда…
Течение реки Чунгурджар

Привал, кушаем чернику

Дойдя до Кошей, мы обнаружили отличный мост через эту реку, который представлял собой ствол сосны. Решив не рисковать, (если это выражение применимо к нашему отряду), мы сделали веревочную переправу. Которая, впрочем, не получилась и переползать пришлось всем по бревну.
В процессе

Заночевали мы вот в этом комфортабельном домике

На следующие утро мы решили обходить пер.Нефтяник долинами, т.к. мы не знали как до него дойти и где он вообще находится. Из средств ориентирования была карта-хребтовка 1973 года, компас и фотографии перевала и подходов. Облака сидели плотно, 200-300 метров над долиной, закрывая пики и перевалы, и было абсолютно не понятно, как до него идти.
Встреченные пограничники подтвердили наши опасения, сказав что в последние время там «молоко» и камнепады.

Это был дооолгий день. Вначале мы промахнулись с мостами и ушли по правую сторону от реки

В результате, потеряв 2 часа, мы всё же нашли путь на тот берег и продолжили идти. Погода после 12 часов окончательно испортилась, и пошел дождь, под которым мы пообедали рядом с переправой через Кубань, и продолжили путь на Ворошиловские коши.
Лагерь разбили прямо напротив погранзаставы

Погода была, прям скажем нелётная, дождь, плохая видимость из-за низких облаков. Все вещи были мокрые, вечер провели в спорах «делать нам завтра днёвку или идти дальше?»
Победил второй вариант, и утром мы решили за этот день выйти под пер.Хотютау. Получив у пограничников инструкции «как пройти к перевалу», мы двинулись в путь
Лошадки. И совершенно без пастухов! Живут же люди..

Увидев этот разлом и серпантин рядом с ним, мы решили, что это точно не путь к Хотютау и двинулись дальше по долине.

Вот это уже начало вызывать подозрения…

Оказалось, что мы как обычно «прошляпили» дорогу, и вышли почти к границе с Грузией. Хотя удалось сделать вот такой кадр

Повернув обратно, мы потеряли 3 часа в сумме и решили встать возле ущелья. На завтрашний день была назначена полуднёвка дабы посушить вещи перед перевалом и выходом на ледник. Надежда на хорошую погоду умирает последней.
Надежды оправдались! Сушим всё, что может сохнуть.
Позагорав..

и приняв освежающие ванны в горной реке
Мы двинулись к перевалу… хотя стоп! Я забыл главное!
это Суслик. Его можно назвать символом нашей команды.
Крупным планом.
Итак, мы двинулись дальше, "брать" Хотютау
Западное плечо Эльбруса

Последние 100 метров

Таким образом, мы оказались на гребне пер. Хотютау. Как оказалось впоследствии, у этого перевала два плеча, северное и южное, по плану нам нужно было идти через северное, но как обычно, мы пришли не туда. Заночевали прямо на гребне, благо там было уже пару готовых мест под палатки. Ночью мне было не очень хорошо, сказался большой перепад высот, пульс 90-100, мутило, стук сердца не давал уснуть. Но утром стало лучше, никого из команды не «срубила» горняшка, мы сделали несколько фото

Позавтракали и начали спускаться.
Впереди был переход по ледникам Большой и Малый Азау и выход на приют 11. Но это по плану..
Далее, встретив нашу второю группу

мы вышли на ледник Малый Азау, преодолев сыпуху,
так как по ледопаду решили не идти.
И вот здесь начались проблемы. Во- первых, погода ухудшилась, начал накрапывать дождик. Во-вторых, оказалось, что пройти к приюту нельзя, ледник закрыт. Думаю, самое время представить людей из нашей Команды, итак:

Слева на право:
1. Валентин. Фотограф, идейный лидер
2. Кирилл, второй фотограф
3. Олег, человек – позитив
4. Михаил, то есть я, самый молодой член группы.
5. Денис, казначей группы.
Фотографировал Командир второго отряда, Максим, он же главенствовал над девчонками.
Перепрыгивая через трещины и страхуя друг друга, наши дружные отряды выбирались с ледника. Это оказалось непросто, потому что подойти к земле оказалось возможным только на 300м ниже Бочек, и было примерно 20-00.
Заночевали еще ниже, недалеко от подъёмника-кресел
На следующий день мы выдвинулись в сторону приюта 11 и встали лагерем выше него, с левой стороны, сразу после вагончиков
наши 3 крайние левые палатки.
Остаток дня мы отдыхали, на завтра был назначен акклиматизационный выход до косой полки.
Акклиматизация:
Дошли чуть выше Пастухова и решили повернуть обратно. Погода была отличная, признаков горняшки не было не у кого.
К вечеру погода испортилась, началась метель. Это продолжалось ещё сутки, так что восхождение решили перенести на день.

Восхождение.

Встали в 00-30. Поели, оделись, собрались. Погода была отличной, решили выходить. В районе Пастухова у меня начали замерзать пальцы на ногах. Ещё через 200 я понял, что придётся повернуть, т.к. пальцев я уже не чувствовал. Остальные продолжили путь
Здесь следует сделать отступление, т.к. виды на ГКХ во время восхода солнца – это нечто.
На вершине

Взошли из нашей группы не все, но это не беда – всё приключение стоило того, чтобы в нём участвовать
Потом были сборы, спуск в Терскол и газель до Пятигорска. В запасе у нас ещё оставалось двое суток, которые мы провели, гуляя по этому прекрасному курортному городу. Потом был поезд, сутки в пути, и мы дома!

P.s. Прошу строго не судить, это первый мой отчёт, равно как и первый поход такого плана.
И хотя немного жаль, что не удалось побывать на вершине, это бесценный опыт и отличное начало (надеюсь) горных походов и восхождений.

спасибо за виртуальное путешествие по любимым местам!

Надеюсь, в следующем походе Вы посерьезнее отнесетесь к подготовке. Район хоженый-перехоженый, фото и описаний полно. Даже не очень опытным туристам неприлично иметь здесь такие проблемы с ориентированием.

Веселое восхождение :) а вчем был обут что ноги замерзли? А ребята в чем обуты?

я был в билливилли 790. У ребят были лёва циведале, ля спортива транго эс, кайланд контакт дуал, зимние меррели (модель не помню).

Ты был в армейских сапогах? А это уже экстрим ;)))

За фотографии спасибо! А кто придумал выходить в 00-30? При летнем восхождении на Эльбрус нельзя тратить более 14 часов (9 часов на подъём и 5 на спуск). В противном случае лучше не ходить. Поэтому выходить можно и в 7 утра, а в девять и солнце начинает пригревать. Если погода бы стабильно после обеда портилась, то ранний выход оправдан. А вообще погода на Эльбрусе непредсказуема. Может быть абсолютно ясное небо, а через час начнётся кошмар (наблюдал такое в 79-ом на седле в 10 утра).

logina21 Да там весь поход был экстримом... Ботинки удобные, на самом деле, легкие, водонипроницаемые за счёт гортекса, но для гор немного не то. Щас вот в раздумьях что приобрести на замену.

NikitaStepanov Вышли мы в районе 2-00, встали в 0-30, насчет девяти или семи утра согласен, мысль была, но переживал на счёт ног. Жизнь еще впереди, когда-нибудь повторю попытку :-)

Спасибо за отчетик, но к планированию подошли явно слабо. Вы ночевали на озере Доломиты, а на перевале оказались только в 7 вечера. Там ходу-то от озера до перевала час максимум. Зачем надо было в шесть вечера, когда солнце уже садится, идти на перевал?! Ну и склоны на спуске в 50-60 градусов из серии "у страха глаза велики".

На доломитах они обедали, а не ночевали. И в самом начале похода, при недостаточной акклиматизации вряд ли за час могли дойти.

Показалось на снимке, что у них уже палатки стоят, вот и подумал... бывает.

Не спорю, планирование было никакое. Мы из за этого, собственно, на второй день придумали девиз команды - "на месте разберёмся". Зато сколько опыта и ощущений...

смотрите, что бы в другой раз "на месте разберемся"не превратился в "навсегда останемся".

Стоял рядом с вами на приюте 11, в тот же день ходил и на вершину. Да, было очень холодно и сильный ветер выше седловины.
Спасибо за напоминание об этих днях!

Спасибо, было приятно читать про те края и вспомнить свой первый поход как руководителя.

П.С.
"Справа скалолазы, которые там стены лазали" - повеселили. В следующий раз называйте их альпинистами, думаю им будет приятно. (улыбка)

Такие "походы" можно и нужно ходить более Качественно, а значит и более безопасно! Наверняка в вашем городе есть секции горного туризма, альпинизма и скалолазания, которые проводят Школы для начинающих. Начните с учебы и вам станет гораздо интереснее ходить в Горы! Однозначно!! За фото и возможность вспомнить молодость спасибо! Доломиты, только Северные водил в 1983 году. Тогда и в кошмарном сне не могло присниться, что в этих благодатных краях будет проходить граница! И мы там будем иностранцами, как в 2005-м, когда через заставу шли к перевалу Фильтр/Замок/Буревестник(3А, 3600м) в Кичкинекольской подкове(его хорошо видно на вашей 2-й фотографии)..

Первый блин комом, зато впечатлений у участников этого похода - на всю жизнь! Слава Богу, что всё обошлось. За фотоотчёт спасибо.

Очень красивые места, радуют виды.