Догоняя «Южный трип»

Пишет MarinaDB, 10.01.2013 12:43

В июне 2011 года мне довелось впервые сходить на Арарат. Любое личное приключение я сразу начинаю примерять к клубу и думаю, какую пользу это может принести родной организации. Вольно было бы предположить, что и в этом случае сразу стали возникать мысли о клубной программе.
Догоняя «Южный трип» (Альпинизм, клуб стремление краснодар, казбек, демавенд, арарат, эльбрус, альпинизм)

После августовского скалолазного лагеря в Норвегии в том же 2011 году, куда мы добирались на машинах (от Краснодара до Тромсе – 3500 км), хотелось также автомобильного путешествия. Только теперь в противоположную сторону. Сначала логично нарисовался маршрут до Сочи, там паромом до Трабзона и уже опять на машинах до Догубеязита под Арарат. Но привязка к парому, олимпийский Сочи и желание увидеть больше стран, вкупе с поступающими отовсюду доброжелательными отзывами о Грузии проложили другой маршрут, полностью по суше. Так появилась программа «Южный трип». Южный - и так понятно, а Трип потому, что путешествие автомобильное, а у большинства автоматических мобилей маршрут обозначается именно этим словом. Название простое и родилось само собой. И в начале была идея – 4 пятитысячника, 5 стран (Россия, Грузия, Армения, Иран, Турция – Демавенд, Арарат, Казбек, Эльбрус). Время реализации - июнь 2012 года. Но клуб «Стремление» в апреле остался без помещения, в новом затеяли грандиозный ремонт и строительство скалодромов, и все это растянулось на целое лето. Так уже удобно было бы отказаться от Трипа, столько проблем было вокруг, но жаждущие приключения люди не рассосались за лето, и уже было как-то неудобно, надо было что-то делать. Нехватка времени, а также ряд оргмоментов (виза, спецстраховка Карнет на машину) подсказали нам решение – уберем Иран из программы и вперед! 3 страны, 3 пятитысячника. Никаких виз, две недели, 3 машины, 11 искателей приключений. На том и порешили.

Договорились с турками. Из всех документов заранее надо было сделать только пермит на Арарат. Все остальное делалось на местах. Надо было решаться и назначать сроки. Мы ничего лучше не придумали, как 13-го сентября открыть клуб в новом помещении, а 14-го отправиться в путешествие. Вот, если б мне сказали, что можно с кучей недоделок и нерешенных вопросов на второй день работы бросить клуб и укатить, я бы, конечно, не поверил. Оля Расторгуева, которая осталась и за президента, и за строителя, и за завхоза, и слегка за старшего инструктора, тоже, наверное, не верила раньше, что сможет две недели продержаться. Но… у нас все получилось, и клуб не развалился. Краснодар тоже без нас не рухнул, и мир остался невредимым. А ведь мы не смотрели телевизор вообще! – черт знает что могло случиться без нашего контроля.
В путь отправились 11 человек. Территориально – Краснодарский край и Москва, по отношению к альпинизму – 3 профессионала (почти) и любители с новичками, по половому признаку – 4 женщины и 7 мужчин. Караван состоял из Форда Куга, Ситроена С5 и Актиона Сан Йонг.
Газ и продукты для восхождений закупили в Краснодаре, как будто ехали на Северный Полюс. И результатом нашей суперпредусмотрительности было то, что в Турции на Арарат мы шли с грузинскими лепешками, которые были свежими когда-то, а в Грузии на Казбек поднимались с турецким хлебом, очень вкусным, если он свежий.
Маршрут был следующий: Краснодар – МинВоды – Нальчик – Владикавказ – Верхний Ларс – Степанцминада (Казбеги) - Тбилиси – Вале – Догубеязит – Ван – Догубеязит – Вале – Степанцминда – Владикавказ – Терскол – Краснодар.

Выехали мы специально в ночь, чтобы в темноте без финансовых потерь проскочить Родину. Но утром мы были во Владикавказе, а там исключений из правил не бывает – пришлось несколько раз доставать бумажники. Потом был Верхний Ларс и переход границы с Грузией. Интересно и познавательно. 2 часа - у нас, 5 минут - у них. Строго и все серьезно – у нас, и «улыбнитесь, вы въезжаете в Грузию» - у них. И мы отправились знакомиться с новой страной. Несмотря на то, что это часть нашей бывшей страны, почти все из нашей группы в Грузии были впервые. Во многом еще чувствуется общее детство, но во многом уже и понимаешь, это другая страна. Это трудно понять, но они смогли сделать за несколько лет то, что у нас случится не скоро. В США полицейские не берут взятки. Так сколько лет тем самым США? А вот почему в Грузии полицейские не берут взятки? – приставал я к таксистам. Почему Грузия в феврале 2012 года отменила визы для Россиян, а российский МИД официально в апреле не рекомендовал российским гражданам посещать Грузию? Почему в Грузии бензин в 1,5 дороже, а такси в Тбилиси дешевле, чем в Краснодаре, не говоря уже про Москву? Почему в столице их государства в самом центре можно недорого поужинать, даже если совсем не знаешь нужных кафешек и ресторанов? Почему на трассе останавливаются незнакомые люди и говорят: «Добро пожаловать в Грузию! Приезжайте еще»? Это риторические вопросы, мы не смогли найти на них ответы.
Мы приехали в Тбилиси, поселились без труда в отель на въезде в город и отправились бродить по проспекту Руставели. Мы открывали для себя Грузию…
У нас был всего один вечер, но как говорится «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление», поэтому чтобы не случилось дальше с этой страной, первое впечатление от Грузии у нас уже не поменяется – очень доброжелательно, красиво, вкусно, безопасно…..
На следующий день мы выехали на шоссе, которое вело на запад к Черному морю, к Батуми. Проехали Боржоми и повернули на юг, к селению Вале. Там грузино-турецкая граница. У турков тоже все без проблем, но больше окошек и небольшого восточного беспорядка. Зато потом начались совсем другие пейзажи. Какие-то красные холмы-горы посреди этакой горной пустыни. Безлюдное относительно шоссе. Несколько небольших городов-селений. И потом показался он – Арарат. Нам предстояло объехать его с запада и подобраться с юга, через город Догубеязит. Там нас уже встречали наши турецкие партнеры.
Город, в общем-то, как и многие небольшие города на востоке, ничем не примечателен – пыльно, жарко, особой архитектуры нету, лавочки и проч. Но в центре есть небольшой оазис – этакий местный Арбат. Магазинчики, кафешки, газончики, цветы. Наш отель «Арарат» как раз оказался в начале этой улочки. Утром мы бегали в соседнюю лавочку за свежайшими булочками и сладостями к кофе, а завтракали на крыше отеля с видом на Арарат - это было так классно!
… В том году я жил за городом, в кемпинге у Мурата рядом с Исхак-Паши сараем. Живописное место, и вид на вечерний Догубеязит сверху чудесный. Но в этом году Мурат решил там сделать нечто вроде местного Диснейленда, и на газоне, на котором стояли палатки, появились разные электро- механические древние карусели, и стало очень некомфортно. Мы правильно приняли предложение Мустафы и поселились в центре города…
В первый же вечер мы решили поближе познакомиться с курдской кухней, и после дороги хотелось расслабиться и выпить чего-нибудь крепкого, крепленного или слегка разбавленного. Ребята нашли ресторанчик, а я прихватил с собой грузинского пива. Но мне вежливо объяснили, что своего спиртного у них нет, т.к. нет лицензии, и с собой приносить и распивать тоже нельзя. Я грустный и понурый понес свое пиво в гостиницу. Но когда я вернулся, то с удивлением увидел на нашем столе как грузинскую чачу, так и местные напитки, а стоявший невдалеке хозяин заведения добродушно улыбался во все свои 32 курдских зуба. Ребята, оказывается, уже обо всем договорились. Вдобавок из динамиков музыкального центра ресторана пели по очереди Бурановские бабушки и Та-Ту, и это был не наш диск.
На следующий день мы уехали на автобусе партнеров под Арарат. Много очень хороших обзоров и рассказов было сделано в интернете об этой горе. Вроде и не очень большая (5137м), но это, на мой взгляд, одна из тех гор, где надо побывать. Ее место в трагической истории целого народа придает ей особую значимость. Не альпинистскую, а общечеловеческую.
Восхождение на Арарат достаточно простое, и если с погодой все нормально, и акклиматизация проведена правильно, вы будете встречать рассвет на вершине. Из нашей группы только один из одиннадцати не успел справиться с горняшкой. Все остальные успешно поднялись на вершину. Было достаточно холодно, и я совсем не пожалел, что взял с собой тройные высотные ботинки.

После восхождения на Арарат мы спустились в Догубеязит. Приятно после холода оказаться в тепле и в номере с душем. На следующий день мы отправились на своих машинах на озеро Ван в одноименный город. Наша цель – остров Агтамар, на котором находится Церковь Святого Креста 10 века н.э. С берега на остров постоянно курсируют небольшие кораблики. Сама церковь поражает своей архитектурой и работой древних каменотесов. Из растительности на острове растут только деревца миндаля. Мы бродили, смотрели, фотографировали, думали о прошлом, собирали миндаль, купались. Вернулись на берег и отправились в Догубеязит. Хотели еще заехать в лабораторию местного универа, где выращивают кошек пароды Ван с разного цвета глазами, но уже не успели. Последний вечер в курдском ресторанчике, и наутро на север в Грузию.
Без лишних проблем пересекли границу и к вечеру приехали в дом грузина Василия, который помогал нам в наших передвижениях в Степанцминде и на Казбеке. Одна из трех машин должна была закончить свою программу и вернуться в Россию, но ребятам так понравился Тбилиси, что они решили еще на денек завернуть в столицу Грузии, а уже потом вернуться домой.

Мы наняли лошадь, на которую погрузили часть наших вещей, и выдвинулись на метеостанцию. После снегопада горы выглядели совсем по-зимнему. На метеостанции кроме смотрителя были парень с девушкой из Словении. Наши приключения на Казбеке состояли из двух частей. В первой части я не смог утром в темноте найти правильную дорогу и почти вся наша группа повернула обратно, а мы с Владо (словенец) и Мариной Андреевой подошли под вершину к 20-ти часам и без результата ушли вниз. А во второй части Алла Тузова, Макс Панков и Сергей Рудычев на следующий день успешно и резво сходили на вершину. Потом мы все спустились вниз, наелись, отмылись, споили молодую пару из Израиля («мочканем» Сереги Виноградова они наутро вспоминали с мучительным выражением на лице), накупили грузинского вина и отправились на Родину.

В Приэльбрусье все уже было по известной схеме. Правда, всегда интересно приехать в межсезонье, когда людей нет, гостиницы чистят перышки перед нашествием горнолыжников, в природе тоже какое-то затишье. В нашей группе тоже начались уже не альпинистские настроения. В общем, на Гору уже пошли четверо – Сергей Рудычев, Сергей Виноградов, Марина Андреева и я. Достаточно легко все поднялись на Западную и спустились вниз. Еще 600 км и мы в Краснодаре.
Так и закончился «Южный Трип». Нам очень понравилось. Эту программу мы решили сделать традиционной. Только уберем из нее Эльбрус. Т.к. программа больше рассчитана на начинающих восходителей, практика показала, что три пятитысячника для них тяжеловато. И еще мы добавили чуть больше дней на экскурсионную программу по Грузии и Турции. Там действительно есть много чего посмотреть. В 2013 году наш «Южный Трип» будет проходить 7-23 июня. Все наши путешествия являются частью клубной программы «Мир сквозь горы».

Олег Афанасьев, президент Краснодарского клуба альпинистов «Стремление»