Что делать со скальными мародерами?

Пишет Irina Morozova, 21.09.2010 11:30

Ну что, повернемся другим лицом Морозовой. Даже Warning в этот раз писать не буду, чтобы не убежал от разгневаннного лица "богини" никто.
Я как многоликий... кто там в мифологии, у которого много лиц, которыми он поворачивается к аудитории - романтическое, техническое, проповедническое и карающее. Похоже надо пентаграмки придумать, чтобы сразу помечать все свои разные посты.


Что делать со скальными мародерами? (Альпинизм, мародерство, станции, лагонаки)



Так вот. Пока вчера выкладывала про маршруты в Адырсу, вспомнила про перфоратор и захотелось взять в руки базуку. И долбануть по тем, кто снимает станции с пробитых скалолазных маршрутов.

Лагонаки. Прямо перед соревнованиями выясняется, что у части станций наверху свинчены уши и цепи. Это хорошо, что Кравченко подошел к своему фестивалю ответственно и ночью перед утренним стартом пошел проверять все станции и маршруты. Поэтому смог обнаружить отсутствие станций. И пришлось ему повесить вместо них по старинке обычные петли из основной веревки с верхних деревьев.
А если массив на котором нет деревьев? Что делать организаторам?

А если люди просто приедут потом полазать не в рамках какого-то фестиваля или соревнований? Берут гайд, подходят к маршруту, лезут и бац... а там одни болты в скале наверху. Хорошо если приспустятся до нижней оттяжки или до верху долезут, как мне пришлось вылезти на самый верх на Багире, на которой как раз была скручена станция.

Господа, те, кто это делает, вы не подумали о безопасности тех, кто полезет после вас, скручивая себе на память ухо или цепь?

Я не верю, что это делают эти толстопузики с фотоаппаратами на брюхе, приезжающие на экскурсию или поесть шашлыки. Они даже по сыпухе-то спуститься толком не могут, куда уж им зависнуть над 15-метровой скалой и дотянуться, чтобы в метре от перегиба скрутить ключом гайки.
Это делают свои же. Учитывая что мы на более удаленных от цивилизации маршрутах не однократно тоже сталкивались с подобным. Просто это все как-то по мелочам было. А тут принимает уже масштабы.


Выходы, которые я вижу


1. Ставить на клей анкера с большим кольцом, как в Альпах, а не вешать станции на шлямбурах на цепи (но упирается в закупку из Европы этого оборудования)

2. Со стороны ФАР возможно предпринять шаги в госструктурах о введении закона о защите скалолазных объектов, как находятся под защитой памятники архитектуры или нац.парки и пр. То есть чтобы были таблички, запрещающие скручивать шлямбура, как запрещено жечь костры, ломать деревья. За нарушение при поимке - штраф.


Ну а пока появится государственная защищенность, я Мише просто посоветовала решить по старинке. Поставить видеокамеры, благо там куча щелей, куда их можно заныкать в скале. Поймать потом тех, кто это делает, и подвесить на скалу вместо станции. Пусть повисит так часок и поработает живой станцией – глядишь больше не захочется мародерствовать. В древности за воровство руку отрубали и был очень действенный способ. Лучше современной демократии.

205


Комментарии:
2
Какой то стыдливый мародер.

0
А мародеры все стыдливо делают свое грязное дело по ночам в темноте

-4
Спускаясь в этом году с Далара, по станциям пробитым перед Фестивалем в 2008 году, с грустью наблюдал свернутые кем-то рапиды. ;-(

1
Вот и я про тоже Леш. Давай ФАР попрбует предпринять какие-то шаги в этом направлении, поскольку она сейчас активно развивает и пробивает скаллазные районы в горах. Жалко просто труда и усилий ребят. И каждый раз перекручивать и перебивать это маразм.

Я понимаю что на Даларе ничего не сделаешь. Но на скалолазных объектах можно найти способы борьбы с этим.

1
Наверное это делают культурные люди.

Видел что красочку уже подновляли на станциях, старая 2 года не выдержала.

3
Таблички - хорошая идея, особено если подкрепить законом. (В нац парке это,вероятно, можно сделать).
Их тырить по ночам не будут? -(
Грустно все это... "Где лажу, там и гажу... "

0
Лиан, таблички должны быть подкреплены законом и соответсвующими административно-уголовными санкциями. Иначе они не будут эффективны.

6
"Законы и административно-уголовные санкции" это распоследний фактор, который в этой стране останавливает людей. Что, по-твоему, ментам захочется ехать куда-то на скалы смотреть кто где железочку за 10 баксов украл? Так "мародеры" вместе с железочкой и камеру из щели выковыряют и помашут в нее на прощание.

Надо решать вопрос проще, и вклеиваемые шлямбура - и есть простой путь.


1
На джантугановском камне в Адыл-су свернуты все уши на шлямбурах там, где можно "с ног" достать. Я думаю, местная детвора развлекается...

12
Коль зашла речь о видеокамерах наблюдения за станциями, я тоже пофантазирую. Станции соревновательных трасс подключить к мощным электрошокерам, заныканным в щелях и отключаемым дистанционно диспетчером маршрутов по предварительной заявке. Маршруты снабдить предостерегающими надписями краской.

-4
То очень патриотично,
главное в победителях всегда будут хозяева трасс и те, кто с ними дружит,
ну, как минимум с этими диспетчерами.
Остальным ну просто не светит.

10
Таблички, закон и видеокамеры - это, возможно, хорошо, но вклеенные крюки - гораздо лучше. И не надо для этого ничего особенного в Европе закупать, все в наших строительных магазинах можно найти. Серега Дашкевич с Андреем Карасевым при поддержке Олега Шипилова только за это лето, наверное, тысячу таких крюков вклеили на наших скалах.

3
Насколько эти крюки из строительных магазинов надежны и не начнут вылетать через какое-то время под нагрузкой? И на них ведь должно быть кольцо для дюльфера.
Просто на еропейское оборудование есть специальные сертификаты.
А пробьем мы скалы нашими строительными крюками, потом что-то вывалится, человек угробится и начнется судебное разбирательство, что те кто пробивал поставили не сертифицировнное для данного использования оборудование.

-2
У Чехова, кажется, есть рассказ "Злоумышленник", как мужики повадились болты на грузила для рыбалки с железной дороги скручивать.
Решение идентичное:
1. Назначить ответственных с обязанностями регулярного осмотра трасс.
2. Обеспечить приемлемую цену, наличие и доступность того самого снаряжения.
Вплоть до того, чтобы выдавать участникам "бесплатно".

Любая вещь из конструкционной стали (кроме нерж и супер-спец) укладывается в себестоимость до 100 р/кг с головой,
если подойти планово (по-социалистически), собрать заявки со всех - определить годовую потребность (думаю, там будут тонны),
то затем устроить открытый аукцион, найдётся кто сделает дешевле 100 р/кг.
Вот ФАР и могло бы это сделать, а заодно помочь с сертификацией.

2
А консультировались у подготовщиков трасс вроде Лехи Целищева или у тех, кто уже много скалолазных районов пробил:
в той же Гуамке (Шемулинкин, Целищев, Шаферов), Треугольном (Целищев, Шемулинкин), Кисловодске (Африн и ко), на Урале (Кленов, Дашкевич), в Казахстане (Кленов), в Крыму (Ковалев, Ваденмеер)?

думаю, что проблема со станциями уже решена - без заказа каждому индивидуально из Европы крюков. Как и многие другие проблемы...

-1
Маша, очень многие сейчас пробивают массивы Вентовским или Петцелевским оборудованием для этого.

9
Проблему решает каждый по-своему...
Сначала, на эмоциях, не хотел развивать район, раз такое отношение.
но быстро прошло, и , уже на духе противоречия, мы решили продолжить работу.
Да, будем сбивать резьбу, вклеивать, и т.п.
Цель поста-то не поиск решений, как мне кажется, а обращение внимания на проблему. Не техническую, а моральную, в первую очередь...

3
Миш, поверь, НЕ СТОЯТ эти люди обращения на них твоего или Ириного внимания и этим постом их ничему не научишь (ИМХО)... Так.. опубликовать как крик души - да...
Легче найти спонсора - Венто, Петцл, AQ и т.п. и сделать крюки..
Тем самым вычеркнуть проблему из своей души, это легче чем переучить.

4
Спонсоры...


Венто с весны обещались...
Потом забил и за 4 рабочих дня, за две недели до Феста сами купили хард и пробили 16 линий.
А могло быть 40, как обещали в Венто. Причем я не просил, сами связались и потом прокатили.

6
Таблички, законы, все это не настолько сильно, как просто КУЛЬТУРА. Если человек захочет что-то стырить и привык к тому, что это можно сделать, то сколько камер не вешай, он это сделает...
Важно просто человеческое понятие о том что есть вещи, которые можно делать, и которые делать нельзя. В Альпах полно всего навешано, в том числе и цепи на сложных участках троп, где проходят тысячи людей, и никому в голову не придет что-то сломать (не важно вклеено там, вкручено, или прибито). Вон те же домики для ночлега без охраны стоят открытые - никто оттуда ничего не тырит, мало того еще и деньги сами (без надсмотра !) платят - в спец. ящик на стене, нет наличных - взял фактуру, из дома заплатил. Все просто, и самое удивительное, что это работает.

2
Чем сильнее в человеке внутренняя культура, тем меньше он нуждается в законах и ограничениях.
В Альпах давно уже все совсем не так как у нас. И даже Правил никаких нет по альпинизму, как у нас, и при этом бьются там гораздо меньше и нарушают технику безопасности тоже меньше. И мусор в горах не бросают, там ни одного фантика не найдешь, а у нас мусорка в горах.
У нас долго не будет такой культуры, как в Европе, мы еще только-только из феодального строя выходим.

4
Ирин,

все это грустно, но этому явлению можно противостоять только пользуясь, как об этом уже написал Михаил Деви, клееными крючьями. Понятно, что для их установки необходимо иметь соответствуюшую квалификацию и навыки. При их установке, как ты правильно заметила, можно накосячить и тогда дву-компонентный клей не застынет. Примеры тому есть. Поэтому лучше морочиться правильным выбором харда, а не идеями о цепях и рваной печени...

По поводу мародерства, в Арко, как я уже где то рассказывал, в 90-ых годах скручивали уши на первых шлямбурах. Выследили, поймали двух "восточно-еврпейцев", одному сломали руку (нечайно). Пару лет, вроде, все было спокойно. Потом опять началось. Теперь во многих местах все на "кавноксах" и это правльно, это гуууууддддддд....

-1
Грустно все это просто Гог. Что помимо того, чтобы думать как сделать грамотно и клкссно хорошие маршруты, технически безопасные, нужно еще и заморачиваться как сделать так, чтобы их не развинтили.
И еще грустно, что большая часть тех кто спрятавшись под анонимными никами плюет тут друг в друга грязью, доказывая какие они сами молодцы, потом так же спрятавшись как воришки в темноте пакостят и в горах.

1
Вот мне не понятна мотивация тех кто это делает:
1.Предположим на метал:
по трудоемкости получения 1 кг этот способ вряд ли может быть экономически выгоден. Тем более, что у нас в стране нет районов, где 100 маршрутов. Обычно 10-20.
2.Скалолазы:
Но не понятно перед кем выпендреж. Кому из понимающих расскажи дадут в зубы. А не понимающим рассказывать бесполезно. Типа, смотри, я целых 2 гайки скрутить смог:).

Вот вопрос, что заставляет снимать станции?

1
или может это хитрые любители trad'а:)

3
хитрые любители трэда могут рядом найти кучу трэдовых маршрутов и вариантов :)
да и трэд лазить можно и на пробитых маршрутах - просто не используй стационарные крючья, а клади в щели свои точки.

тут просто совковый менталитет срабатыват - мелочь, а упереть. даже ухо свинтить и себе в карман положить и потом где-то у себя завинтить.
в советские времена даже существовало такое расхожее понятие, что если ты ничего не можешь упереть с работы, то это плохая работа. хоть гвозди, но надо протащить через проходную.
вот этот менталитет до сих пор у нас

3
Может им в хозйстве надо. Козу там привязать к станции или еще как...

1
Скорее всего на чермет скручивают,тем более если сверху дотянуться можно. Хочется верить)))

2
За это лето скрутили в общ. сложности 16 станций.
2 из них можно достать сверху. Остальные только с веревок, уж поверьте. Да, не хочется в это верить, но это "свои"...


1
Ну либо я не правильно представляю цену за чернмет, либо там станции сделаны из якорных цепей(предварительно стыренных в порту):)

4
Материальной выгоды точно что нет. Ну шлямбура с ног могут действительно дети местные ради прикола свинчивать, но вот остальное..
Может снимают станции те, кто считает что на скалах всякие железяки это лишнее? Есть же много людей, считающих что надо и что однозначно хорошо бурить в скалах перфом дыры, ставить шлямбура, кольца и т.д. Почему тогда не быть примерно таким же людям, которые считают что это однозначно неправильно и которые это железо снимают(шифруясь чтоб например в репу не дали)? Конечно не факт что это так, но просто другой логики не могу придумать...

2
Такие люди теоретически могут быть только среди скалолазной публики. Прочие ламеры примечательны тем что даже уткнувшись носом шлямбуров на скале не видят. Жизненный такой факт


-1
А расклепывать шпильку не помогает?
Хотя клееные шлямбура лучше, конечно.

2
ЭЭЭЭ Игорь - вот расклепывать, надпиливать и обрезать болты нельзя - понятно, что в России всем все равно, но в нормальных местах это запрещено и в случаее разрушения автор сядет - так, что выход один - только клеить

-1
Не надо расклепывать, надо замазывать гайку краской.

2
В Арко ходил мультипитч, все гайки на шлямбурах были приварены к уху и болту


-1
Отвечу сразу всем: Коле (Чапаю) Маше (Ветерок) и т.д.

Проблема-то не в том как решить технически. Любую задачу можно решить техническими способами. И эту тоже. И я об этом написала в первом пункте.

Проблема-то глубже гораздо. Если ничего не предпринимать, а молча смиряться со всем, то мы так и будем вклеивать анкера, вбетонировать скамейки в парке и создавать масштабные операции по вывозу мусора.

Кстати, о мусоре. Года три-четыре назад Володя Терентьев устроил за свой счет акцию по очиске Адырсу от мусора. Напечатал майки, привез значки. За принесенный вниз маленький мешок мусора выдавался значек, за большой мешок майка. В общем за лето были многие ночевки и маршруты очишены. И что вы думаете? когда акция закончилась после этого в августе я пошла на Гарваш и там на леднике валялись уже свежие пустые пластиковые бутылки.

Вот в чем проблема-то. Что надо ломать сознание и менталитет в первую очередь.

В Альпах и Европе ведь тоже не сразу к такой культуре пришли. И у них насколько я знаю были оччень большие штрафы. Например, какжется в Германии за безбилетный проезд штраф был эквавалентен 200 евро (пусть меня поправят если я ошиблась).
Думаю, что если бы штраф за свинченную станцию у нас тоже был бы 200 баксов, то менты бы там просто целый лагерь бы разбили, в надежде поймать рыбку :))

4
40 евро. Проездной на месяц в Мюнхене - 60 евро. У меня знакомые студенты создали фонд взаимопомощи. Каждый скидывается в месяц по 20ке и ездит без билета, если ловят штраф платят из фонда. Больше половины народа за месяц никогда не ловят - так и живут ;)

0
:))) ну, я вообще проездной в первый раз увидела, когда мне его на фирме стали оплачивать :))))

10
то менты бы там просто целый лагерь бы разбили, в надежде поймать рыбку :))

А особо ретивые начнут гайки в карманы подбрасывать и на основании этого арeстовывать :)

0
Не все можно расклепать. 12-миллиметровый болт Petzl такой процедуре не поддался... Клеить.
Законы не помогут. Вы же все переходите дорогу в неположенных для этого местах, вот и они будут также, со спокойным сердцем, свинчивать то, что с таким трудом в свое время достали и завинтили вы... Это менталитет нации, то есть нас с вами...

5
Поддерживаю з раза:
- клеить - готовы поставить по себестоимости оборудование,
- сломать руку - тоже без проблем, кому?
- спонсорство - можно обсудить.

-2
1.Будем клеить.
2.Сломаем, как поймаем:)
3. Спонсорство-вряд ли, см. выше-Васильев из Венто САМ предложил, в итоге за 2 недели до Фестиваля, поняв, что ни ...рена не дождусь, пошел покупать по магазинам и пробивать... Обожглись уже...


0
По поводу спонсорства, тем более касательно клея, то я его приму с большим удовольствием для своих "Скал Юга" на Индюке. У нас в этом году с клеем боооольшущие проблемы были. В общем, с радостью примем. Олег Афанасьев подтвердит :-)


1
Вася, родной, поймаешь, не ломай обе. Оставь остальным.....
Клеить, расклепывать.... Мочить надо гадов.

4
Разруха в головах ...

0
Полностью поддерживаю идею про вешать. Только вношу техническую поправку - вешать за шею. Через час можно снимать,, а можно и не снимать.

В Тайланде клеят какие то проушины из корабельных источников - может там поискать? Могут быть подешевле

-1
Вот Венто клеенные.Без гаек.

А в Крыму таких анкеров...

Надо у своих спросить,может не придется по европам искать.

-1
Не могу найти на сайте Венто такого клеевого болта... Или здесь только ухо от них? уточните, плиз

-1
Лех, мне кажется это проушина венто на чьем-то болте понтовом.

1
http://www.hilti.ru/holru/modules/prcat/prca_navigation.jsp?OID=-17171&fview=1

0
А, да-да-да, Макс Нечитайло мне рассказывал даже технологию работы с этой штуковиной хилтовской в прошлом году. Саша спасибо за ссылку.

Миша, посмотри пож. Если интересно, то я буду в воскресенье в МСК у Макса и подробно распрошу снова. Он мне даже как-то цены считал на все это. Надо только вспомнить или заново узнать.

0
Вряд ли полимерные анкера предназначены выдерживать рывковые нагрузки на срез. Их изобрели для строительных конструкций, в которых характерны статические нагрузки.


0
Решение есть только одно - химия, как на станциях, так и на промежуточных точках!
Вопрос только в том - кто её будет клеить, и согласен ли он её клеить? Гораздно быстрее и проще ставить механнику (раза в 3 !!!). Да и не везде с химией оправданно (потолки, очень большие нависания, траверсы...).
А проблема эта, похоже везде! А не только у вас, в России! ,,Человек,, он везде похожий...(((
Красить гайки, сбивать резьбу, ставить на клей для резьб...и т.д. и т.п. - все это не вариант! поспрашивайте у профессионалов - проблемы возникнут потом! Гарантирую! Мы у себя это уже прошли...

-1
Да знаем, проблемы начнуться при ремонте, таскать болгарки, срезать...
Я перехожу на сильно нависающие участки, клеить не вариант...

-1
Касьянов на Индюке (камень "Парус" напротив Сочинских стоянок) обклеил все вплоть до потолков. Впрочем, это ж Касьянов :-)

2
У нас удаленный район, и ждать, пока застынет -- накладно, а сверлить временные клиновые для позиционирования уже перебор с точки зрения этики, и так скалы блестят, как елка...

-1
Да надор, час же уши то очень дорогие! Венто вон и по 70 рублев вроде делает)))
А тут мородерствовать, я бы потом в попу зашлямбурил бы чтонибудь им!

0
Когда-то колеса к автомобилям крепились болтами с хитрыми блокировками. Для того, чтобы ключом обычным невозможно было снять. А хозяин легко снимал. Это полумера, но процентов 90 мародеров бы остановило. Только самые упертые бы остались.
А вообще, я за то, чтобы ходить с жменей ушей и ключиком в кармане. Правда, дырочки увидеть на маршруте нереально!

1
А вообще, я за то, чтобы ходить с жменей ушей и ключиком в кармане. + ; А. Чепрастов(Скальный клуб, Ростов/Д) успешно клеет черные скобы под два отверстия - с каждого крюка можно спуститься, и эстетика (незаметны издалека). И нетравматично при срыве... и бюджетно

2
Такие штуки менее надежны, в них не выдерживается стандарт минимального расстояния между отверстиями, и паутинка микро-трещин от каждого отверстия соединяется с системой трещин другого. В итоге общая прочность значительно уменьшается. Подробнее - здесь


1
Господа скалолазы, конечно обидно, что ВАШ труд кто-то свинтил, но вы засрали своими ШЛЯМБУРАМИ многие многие скалы,
и почему вы считаете, что только вы правы.
По моему необходитмо защищать скалы от ВАС, как памятники природы,
Можно согласиться когда маршрут пробит на каких-то очень дальних скалах.
Но когда ВАШИМ ЖЕЛЕЗОМ ПРОБИТЫ все близлежащие скальные массивы - ЭТО НЕДОПУСТИМО!!!
И правы некоторые здесь написавшие, что от ВАС уже необходимо забираться в такие дебри,

Но главное, что мы приезжаем, чистим массив, организовываем свои тренировки и соревнования, а следом приходят "славные борзые ребята" и прямо заявляют - Нам денег заплатили , что бы мы здесь набили маршрутов.
Эти кто денег заплатили, уже купили скалу, и являются её владельцами?????
И завтра и к скале не подойти будет, огородят, мол частная собственность?????

Я понимаю, что эти "скалолазы" в настоящие горы ни когда не пойдут.
В телевизоре они их видали, а все что доступно на автомобиле, пробьют железом,
и будут верищать, мол наш труд не уважают,
Природа - да плевать мы на неё хотели.
Озера уже покупают, когда же появиться частная скала????

Я считаю, что необходимо в принципе прекратить пробивать маршруты на скалах Карельского перешейка.
стройте искуственные "скалодромы", а точней лазайте по щитам.
а на реальных массивах допустимо набивка только верхних станций , для обеспечения страховки.

Лазайте ребята не по долбленкам, а по тем скалам, что вам дала природа - мать ВАША.

0
Это все очень замечательно относительно законов и табличек на их основе... Но увы пока до сих пор еще в этой стране плюют на таблички и законы... И это кого-то конечно остановит возможно, но увы и ведь правда ловить их некому и отслеживать...
Обидно в данной ситуации, что тут возможно это действительно дело рук "своих"...

А вот относительно того что тут некоторые писали про то что "дырявить" скалы не есть гуд - тут уж не обессудьте, но в той же европе есть такие вещи как маршруты виа-феррата где не то что шлямбура, а целые лестнице в горе пробиты из металлическиз скоб... просто у нас это пока не распространено... У нас люди больше стараются полагаться на себя в "прохождении гор"... но то дано не всем, а в европе культурный туризм в горах для желающих развит лучше чем у нас... У нас это пока доступно профессионалам и энтузиастам. И слава богу, вот только обывателей в горах и не хватает! Тогда не то что надписи... снятое снаряжение со скал... изредка мусор... - тогда горы превратятся в помойку! Потому как и законов толком нет и/или нету должного контроля над их соблюдением... ведь в европе и за то что люди мусорят в неположеных местах - штрафуют и не открутишься, а у нас и более тяжелые нарушения остаются безнаказанными... да и в народе порой нету чувства прекрасного и соблюдения порядка!

А вот относительно того, что необходима некая более надежная и перманентная система крепления к скале разного рода "железа" - это в точку с учетом вышеизложенным моментов, как и то что не лишним было бы действительно иметь в наличии человека или службу по контролю не только присутствия на трассах необходимых железок, но и по контролю за их надежностью, ведь порой встречаются в скалах откровенно старые шлямбура, которые того гляди могут и вылететь, хотя это скорее на не популярных и заброшеных по тем или иным причинам маршрутах...

0
А вот интересный такой момент пришел в голову, который в данной дескуссий был обойден вниманием.
M.I.Rise вот вы стараетесь для скалолазов, дырявите стенки, устанавливаете шлямбура, а потом говорите:
"Ребята, мы тут оборудовали хороший скалолазный маршрут, накрутили точек страховки, приходите и пользуйтесь!".

Берете ли вы на себя какую-либо ответственность за установленные точки страховки, за их качество, надежность? Я думаю, что нет.

Но наверняка найдуться обыватели, думающие по-другому. Придут, полазают, вырвут точечку, кто-нибудь е***еся и подаст в суд. Повод найдется, и статья.
Что-ниудь типа некачественно оказанной услуги и т.п. Не знаю, не подкован, но допускаю что такое возможно.

-1
1 /Это добровольная некоммерческая деятельность. не направленная на извлечение прибыли, т.е. не услуга.
2. дИскуссия

-2
Вычислять таких надо, чтобы потом самим хуже не было

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru