Проникновение человека в горы

Пишет Irina Morozova, 23.05.2013 10:14

Интервью с одним из высотных судей Red Fox Elbrus Race Сергеем Егориным


О мероприятии Red Fox Elbrus Race можно говорить много – об участниках, организаторах. рекордах. Но самое великое дело, делается высотными судьями – это установка вешек на классическом маршруте на Эльбрус, благодаря которым потом пусть и не все лето, но достаточно долго массовые восходители могут безопасно ходить и благополучно спускаться живыми и здоровыми.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)

Сергей Егорин. Фото: Кирилл Корабельников



Маркировка маршрутов, нужны ли перила на Эвересте, вешки на Эльбрусе – для альпинистского мира это немного двоякий вопрос, так как напрямую затрагивает чистоту стиля горовосхождений.
Об этом мы и пообщались с Сергеем Егориным, одним из высотных судей Red Fox Elbrus Race, во время установки этих самых вешек.

Сергей Егорин, Мастер спорта по альпинизму, Спасатель международного класса, инструктор 1 категории. В настоящее время Начальник ПСП в МЧС России во Владикавказе, работает периодически тренером на жетоне «Спасение в горах», участвует в судействе Чемпионатов по альпинизму, в Red Fox Elbrus Race воторой год принимает участие в качестве высотного судьи.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)

На вершине Джайлыка. Фото: Ирина Морозова


Сергей, сейчас существует спорное отношение к установке вешек. С одной стороны они ставятся для участников фестиваля, с другой – потом остаются. Ты считаешь это правильно, что потом остаются вешки и люди по ним ходят, или же, наоборот, это получается не чистый стиль восхождения, потому что человек потом не полагается на себя, а идет по маркированной тропе.

Я считаю, что вешки – это безопасность, потому что за время своей работы в МЧС неоднократно таскал замерзших и с седловины и с вершины Эльбруса. Люди замерзали, оставались на склонах, потому что терялись в тумане и не знали куда идти. Забывали GPS, или не брали с собой компас. Если бы стояли вешки, то эти люди остались живы. Сейчас мы тут сидим, видимость отличная, но когда туман, идет снег, очень большая вероятность заблудиться. И несколько раз выше скал Пастухова, и даже на уровне скал Пастухова, в трещинах находили замерзших людей, которые могли бы спуститься даже из последних сил опять же если бы были вешки. Да, возможно, это кого-то коробит то, что на горе остается мусор, но главное – это безопасность. Я думаю, что Эльбрус залижет все эти раны, которые мы ему наносим, заметет снегом, но зато все будут живы и здоровы. Ни одна соринка на склонах Эльбруса не стоит человеческой жизни.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)

Установка вешек на Эльбрусе. Слева: Сергей Егорин, справа: Андрей Грушенков. Фото: Ирина Морозова



Но невозможно же промаркировать все альпинистские маршруты. Почему ты считаешь, что на Эльбрусе это необходимо?


Потому что здесь видимая легкодоступность горы приводит народ в заблуждение. Людям кажется, что это двоечка. Сойдя с канатки, они видят, что вот он – Эльбрус, вот эти человечки, которые на него карабкаются. И им кажется – все это близко, легкодоступно; особенно, когда они ходят на акклиматизацию в хорошую погоду. И в день восхождения они не берут с собой ни компас, ни GPS, ни какие-то другие средства навигации. Но когда садится туман, то на этих склонах ты потерян, не знаешь куда идти, а здесь, фактически, только одна нитка маршрута, позволяющая пройти, чтобы не попасть на сбросы ледника Гарабаши или на сбросы ледника Малый Азау. Поэтому я считаю, что на Эльбрусе это востребовано. Например, в Альпах, можно ориентироваться по крючьям, там маршруты пробиты анкерами. На том же самом Маттерхорне через каждые 20-25 метров пробиты анкера и можно спускаться по ним, вплоть до того, что на классическом маршруте со стороны Италии можно ориентироваться не по вешкам, а по исцарапанным кошками скалам. При этом они не тревожатся, что это нарушение экологии. Это проникновение человека в горы. Если мы хотим, чтобы люди ходили безопасно, необходимо чем-то жертвовать.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)

Промаркированный путь на Эльбрус. Фото: Антон Кашевник


То есть ты считаешь, что маршруты должны быть двух типов – одни чистые, для чистого стиля и для тех, кто серьезно хочет заниматься альпинизмом, а другие – оборудованные вешками, крючьями, еще чем-то, для тех, кто хочет просто, грубо говоря, поиграть в альпинизм.

Да, да! И для массового альпинизма, для того, что мы сейчас делаем на фестивале, мы должны максимально обеспечить безопасность. Здесь должны быть вешки, судьи, термоса с чаем, чуть ли не песни и пляски, и ансамбль имени Александрова на вершине, даже если я утрирую. А кто хочет заниматься спортивным альпинизмом, пускай идет на тот же Эльбрус с Севера, с Запада, с Юго-Запада, есть шестерочные стены на западное плечо Эльбруса, есть 3Б по северо-западному ребру. Если они хотят быть на горе один на один, то пускай идут от полутора тысяч метров, не поднимаются на канатках, не поднимаются на ратраке на 4500 и будут наедине с природой, один на один с горой и кушают всю эту романтику по полной программе. Но я считаю, это больше для спортивных людей, для спортивного альпинизма. А у нас здесь фестиваль, поэтому надо все сделать максимально безопасно, чтобы не дай Бог никто не заблудился, чтобы не было травм, и чтобы наш фестиваль не был омрачен никаким несчастным случаем.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)

Взгляд на Эльбрус с вершины Джайлыка, на которую нет ни одного промаркированного маршрута.
Фото: Ирина Морозова



Получается основная задача судейской бригады заключатся в том, чтобы в фестивале могли безопасно участвовать не только профессиональные альпинисты, но и все желающие – скайрайннеры, легкоатлеты, или просто новички, которые в первый раз приехали в горы и захотели подняться на Эльбрус?


Фактически, да. Помимо того, что мы здесь судьи и нажимаем кнопку на секундомере, отсекаем победителей и сообщаем по рации кто добежал, кто сошел с дистанции, наша вторая функция, а я считаю, что в какой-то момент она является даже основной – это обеспечение безопасности. Не дай Бог, какой-то внештатный случай и мы, судьи, тут же становимся спасателями. Все мы альпинисты, не раз ходили на восхождения, есть так же и штатные спасатели, думаю, в любой момент каждый из нас поможет спустить человека, если это придется.

Проникновение человека в горы (Альпинизм, сергей егорин, red fox elbrus race 2013, эльбрус)



Комментарий от Ирины Морозовой.
К счастью, в этом году на фестивале Red Fox Elbrus Race был единственный случай, когда спасателям пришлось поработать – это одного из пришедших последними участников при спуске с вершины накрыла сильная горняшка. И надо сказать, что спасатели Эльбрусского ПСО очень оперативно сработали – сначала взяли его под ручки на "косой", а потом просто прокатили на пенке вниз по склону.

Отдельно хочу сказать, что в своих интервью многие участники, которые не рубились за первые места, и для которых оновная цель была подняться на Эльбрус, на вопрос, почему они решили сделать это в рамках фестиваля Red Fox Elbrus Race, ведь просто подняться на Эльбрус можно и самим в любое время, ответили: "Потому что тут обеспечивается безопасность – стоят вешки, дежурят судьи, есть подстраховка".

172


Комментарии:
8

-ансамбль имени Александрова на вершине


в этом году на вершине выступал ансамбль под дирижированием Александра Яковенко под аккомпанемент Вики Клименко, Максута Жумаева, Виктора Бобка.

10
Теоретически вешки, конечно, нарушают чистоту стиля.
Но практически, когда мы спускались с Эльбруса на юг в 86-м в сильную пургу после захода с севера и в какой-то момент вдруг выскочили на вешки, оставшиеся от эльбрусиады, никто по этому поводу не возмущался и не жалел, что они есть. :)
Скорее всего, мы бы и без них спустились, группа была сильная и с хорошей акклиматизацией, но все равно как-то сразу стало спокойнее на душе, только благодарны были тем, кто поставил.

8
В первых числах марта 1980г, на зимних сборах команды "ЦСФиС" (а/л Джайлык) для подготовки к участию в чемпионате СССР, мы накануне, при выходе на акклиматизацию, сами себе навесили вертикальные перила на льду выше Пастухова. А на перила еще понавязали пустых консервных банок - чтобы они дребездели на ветру и нам на обратном пути в непогоду не проскочить поворот с Косой полки к Приюту-11. Куда там! Когда утром добрались до седловины, уже разгулялся такой атас, что хоть бы ноги унести. Мороз и ветер - день чудесный! Видимость такая, что связчика еле видно, а руки заняты, так цветные сопли намерзли аж до уха и дальше. Похоже, мы свои дребездящие перила на спуске проскочили выше, тк ушлепали аж в Ирики. Какие там ЖэПээСы! Ориентацию потеряли до такой степени, что некоторые на полном серьезе утверждали, вроде мы уже обошли Эльбрус по кругу и вот счас упремся в Кюкю. В итоге 19 часов на кошках по бутылочному льду и ночевка на снежной плюхе незнамо-где, 11 чел в памирке - прям выносной филиал Приюта-11... Вышли к Баксанской дороге на другой день.
Слава Богу, в этот раз обошлось без жмуров и маникюров с педикюрами, а дело очень даже к этому шло. Вот тебе и двойка-А, как раз для мастеров с кандидатами!
В те славные годы о маркировке тропы не было и речи. Сейчас, полагаю, маркировка классического пути на Эльбрус безусловно необходима.
PS: на в.Джайлык бывал много-много раз. Спасибо за снимки на вершине!

2
Хотел вставить фото с тех сборов, но сколько ни тыкал в загрузки, получается только вот что:
Ошибка: Вы забыли написать свой комментарий!
Чет я не въеду, как фотки вставляются тут?

3
Посмотрите размер вашего фото. Может выдаваться ошибка, если фото больше, чем 1.5 Мб. Тогда его надо уменьшить в какой-нибудь программе, позволяющей это сделать.
Или можете отправить мне на почту: irina@ullutau.ru и я вставлю.
Судя по вашему рассказу, там у вас уникальные снимки

1
Пишете свой комментарий. Далее нажимаете на фото. Выбираете папку где оно хранится у вас на компе или флешке. Вставляете. Только фото должно быть в формате JPG и весить не более 0,3 Мбт. По-моему так. Кстати, ещё, если Инет слабенький, то вероятны всякие сбои.

5
Разобрался сам. Не, тут фокус был покруче:
окно "Загрузка картинки" воспроизводится не полностью и видна только кнопочка "Выберите файл", причем без полос прокрутки справа и внизу. И если только догадаешься его (окно) за правый уголок растянуть - тогда уже появляется и желанная кнопочка "Вставить картинку". Вставляю:

Команда МСМК Игоря Хацкевича (он по центру, с важными бамагами) зимой 1980г перед выходом от станции Мир к Приюту-11. Можете оценить снаряжение, в чем тогда ходили команды уровня Чемпионата Союза. Подробности - на дежавю-сайте альплагеря Джайлык - djailyk.ru.

2
Думал над фразой- "Ни одна человеческая жизнь не стоит соринки на склонах Эльбруса." Как то выпадает из контекста. Но мысль интересная!

5
Человек просто неудачно выразился, явно хотел сказать обратное. Бывает! :)

6
Правильно поправили..
Спасибо!
Это всё последствия интервью на 5000 :)

6
вешки безусловно нужны на классике.
А маркированные маршруты бывают - двойка на Архимеда в Безенгах, или двойка на Кальпер в Цее. Там, правда, череп с костями был нарисован, чтобы показать, куда не надо идти.
Особо впечатлительным участницам этот череп везде чудился, тем более, что шли в туманную погоду.

5
Лично от себя благодарю тех, кто в этом году расставлял вешки на Косой полке и ледовых полях к скалам Пастухова в рамках фестиваля Red Fox Elbrus Race 2013. (В том числе Вас Ирина, Антона и тех чьи имена я не знаю).

05 мая 2013 два очень опытных гида вывели 5 своих клиентов и две группы "страдальцев" из Ставрополя и Уфы с седловины Эльбруса.
Во второй половине дня облачность снизу поднялась до уровня вершин Эльбруса. Выпало примерно 20-30 см свежего снега. Поэтому тропа исчезла из виду.
Видны были лишь свежеустановленные вешки. Даже в таких условиях наш спуск был очень не прост. Как я понял со слов гида, нам повезло что выпавший снег не скользил по бутылочному льду. Подробности попробую изложить в своей статье.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru