Вот такие "мелочи"...

Пишет Murat, 08.02.2011 07:30

В комментах к рассказу МКК сказала: "Фу!.." уважаемого old-vix была высказана здравая идея: начать публичный анализ тех ошибок, которые в горах если и не привели, то запросто могли закончиться ЧП или НС. Мои «пять копеек» в это благое дело – свежесозданное сообщество «Разбор полетов».

Милости прошу! А для затравки – старинная и, к счастью, благополучно завершившаяся история. Это тот случай (думаю - нередкий), когда причиной послужили не грубые ошибки, и не фатальное пренебрежение правилами. Череда незначительных - если брать по-отдельности - промахов, про которые при другом раскладе никто бы не то, что не вспомнил – даже бы не задумался. Итак…

Давний 90й год, горная 5ка, спуск с пер. Шхельдинский (3А), дюльферяем по льду. Для спуска последнего припасли специальный самодельный ледобур-самовыверт.

Для справки: самовыверт – это дюралевая трубка с резьбой, как у стандартного для того времени ледобура, но без режущих зубьев. И вместо уха приварен дюралевый же шкив диаметров сантиметров 20 с дыркой для фиксации репшнура. Техника простая: сей девайс вкручивается в дырку от ледобура, под шкив накидывается двойная, на одном плече которой вяжется схватывающий. Свободный конец репшнура наматывается на шкив. Спускаешься по двойной с самостраховкой. На нижней станции снимаешь самостраховочный схватывающий, тянешь за нужный конец двойной, репшнур крутит шкив, ледобур выкручивается, и вся конструкция благополучно приезжает на нижнюю станцию. Это быстрее, чем сверлить проушины, и дешевле, чем оставлять по ледобуру на каждой станции (не забывайте – на дворе 90й год со всеми сопутствующими).

Последним спускается командир. Доехали от седловины до скального островка посередь ледового склона. Ниже ледник раздваивается - направо ледопад, налево тот склон, куда нам надо. Погода - супер: солнце, тепло, ни облачка! Сели перекусить, в это время командир еще снимает предпоследнюю веревку. Греемся, любуемся на пейзажи, режем колбасу, жуем курагу. Вдруг сзади-сверху (со спускового склона) - легкий шорох, потом "..мать-мать-мать.." Успеваем вскочить, обернуться, разглядеть летящий вниз клубок веревок с командиром в центре, подумать "п…ц...отцу двоих детей..." и понять, что активно сделать ничего невозможно - только стоять и смотреть. Про себя отмечаю, что едет на спине, ноги вниз по склону и ступнями к небу - чтоб кошками не цепляться. Со всей набранной за 40 м скольжения по льду скоростью Володя вылетает на островок. Далее следует кульбит через голову на 540 градусов, и командир остается лежать мордой вниз в 1 (одном!) метре от того края островка, что над ледопадом. Блиииин...

Подбегаем (со всей прытью, которую допускают кошки на скалах), поднимаем: жив, а главное - практически здоров!! Всех потерь - разбитые очки, ободранные кулаки и шикарная дыра 15х15 см в правой ягодице. Т.е. более всего пострадала та самая точка, которой командир затормозил при первой встрече с камнями. Как наждаком проехали - исчезли все слои одежды и верхний слой кожи. Остальное же - спину прикрыл рюкзак, голову - каска, кувыркался грамотно - сгруппировавшись ("полетали бы с мое с мотоцикла" - сказал потом). Ладно, теперь моя работа – докторская. Наложил заплату на ж..пу, дал таблетку успокаивающую чтоб не колбасило после стресса. ("Ты чё мне за хрень скормил? Я чуть не уснул на второй веревке!" – но это уже вечером, на Аристовых.) И подюльферяли дальше.

Теперь - самое интересное: разбор полетов (вернее - полета). Что же произошло? А очень просто! Дюльфернул первый - завернул бур, закрепил нижний конец дюльферной веревки. Потом завернул второй бур рядом (справа) - встал на самостраховку. Приехал второй, завернул самостраховочный бур СПРАВА от первого. Приехал третий, принес веревку, вкрутил самостраховочный бур СПРАВА от первых двух, а еще ПРАВЕЕ - бур, на который повесил нижнюю дюльферную веревку до скального острова.
Вот такие "мелочи"... (Альпинизм, пер. шхельдинский, спуск последнего, ошибки, чп)

Пока командир наверху организовывал дюльфер по двойной с самовывертом, все участники (и я в т.ч.) ушли вниз, забрав свои самостраховочные ледобуры. В результате остались 2 бура на одной высоте, но в полутора метрах друг от друга по горизонтали: на левом закреплен нижний конец верхней двойной дюльферной, на правом - верхний конец нижней. Командир приезжает (по двойной, со схватывющим), отцепляет нижний конец двойной дюльферной от бура и пытается дотянуться до нижней дюльферной (которая в 1,5 метрах). Кошка соскальзывает, самостраховочный схватывающий дергает веревки (неравномерно!), самовыверт самовыворачивается... Полетели...
Вот такие "мелочи"...

PS Про этот перевал old-vix, оказывается, уже рассказывал
PPS Когда-то и я эту историю, вроде бы где-то выкладывал. Но давно это было...
PPPS Картинки вставляются, все ОК. :)

123


Комментарии:
0
Может действительно глюк, картинки у меня тоже не вставляются, ни при каких обстоятельствах ....

2
При подъеме и при спуске обе веревки (вверх-вниз)закреплены на промежуточной станции.Фактически,связаны между собой.Классика.А для самовыверта можно использовать обычный ледобур,только со свободной "серьгой".

1
Ну а серьга то свободная зачем? :)
Лишние детали - ненадежность конструкции ;-)

2
Ага, нормально на обычном буре можно самовыверт сделать.
катушки, серьга это лишнее

1
Теперь все должно заработать, проверяйте! : )

0
Я обычно использую комбинацию ледобур+самосброс. Надежнее намного. Кусок стропы наматывается на ледобур(или катушку) и крепится к самосбросу, самосброс - за ухо ледобура (важно, чтобы оно не вращалось свободно). После сброса веревки самосброс выкручивает бур (подлетает метров до полутора) - и всё! Где-то на маунтин я даже фотки конструкции выкладывал.

0
У нас на этом перевале другой прикол был. При спуске в сторону Чалаата, когда крутяк заканчиваетс трещина была. Сдергиваем последний дюльфер, а он никак не сдергивается. Пришлось автору самосброса лезть обратно. Зацепилась оплетка основной веревки за тросик и мы ее на метр содрали с дуру. Сдернули дюльфер. На радостях затоптали в снегу вспомогательную веревку, но обнаружили это далеко, на Чатынском плато. :)

3
Может не совсем по теме, но...
В.И. (олд-викс) нашёл очень удачную форму общения по вопросам безопасности, Вы организовали новое сообщество -
всё казалось бы замечательно, но как потом найти эту информацию, количество сообществ уже огромное?
Может поднять вопрос, чтобы структурировать сообщества, одно основное по теме, например "Безопасность" и подразделы (Разбор полётов,...)?

2
Такая вот "мелочь" - потеря самостраховки на крутом ледовом склоне.

3
Добавил простую схему - чтобы уж совсем зримо представить.
Отвечаю сразу и Вам, и на пост ХаСе, и на пост dijur выше по ветке.
Была череда относительно малозначительных ошибок:
1. когда пришел 3й с веревкой, навесили в стороне, а не рядом с точкой закрепления. Почему? Скорее всего, чтобы не мешать спуску 4го. А что веревки далеко друг от друга - об этом не подумали.
2. Когда командир пришел на станцию, то не встал на самостраховку на бур, а остался на схватывающем на двойной. Т.е. формально потери самостраховки не было. Схватывающий, кстати, так и остался на двойной - Володя за этот репик весь клубок из 2х веревок вместе с самовывертов "привез" вниз, мы его потом из них выпутывали и отстегивали.
3. Метр-полтора - собственно не так и далеко, два шага в бок переступить - 40 метровый маятник вполне позволяет, без напряга. Нужно было только освободить нижний конец двойной. Что Володя и сделал - отстегнул нижний узел от бура, бур выкрутил. Узел не развязывал - это мы тоже видели потом.
4. Техника - и ледовая, и скальная - у командира была на оч. хор. уровне, два шага траверсом на кошках - это "тьфу!" А то что кошка проскользнула на льду - как сам Володя потом объяснил - при прочих равных тоже не критично. Что, ни у кого никогда не случалось?
5. Почему бур самовывернулся? Не знаю, и никто уже не узнает. Могу только предположить. Я уже писал, что у самовыверта не было зубьев (бессмысленно, он же дюралевый). Поэтому его вгоняли в уже пробуренную скважину, и вкругивался-выкручивался он очень легко. Веревки в то времы были еще те! дубовее не придумаешь. Как спусковая крутит веревки - полагаю, никому рассказывать не надо. Могу легко представить, что через спусковую веревки проходили неравномерно и чуть подвыкрутили бур, пока Володя 40 м ехал. А потом он, когда кошка проскользнула, инстинктивно рукой за веревку схватился и нагрузил именно ту, которую не нужно было.
Но эти ошибки в результате кумулировали в срыв. Именно на это я и хотел обратить внимание все историей.
Почему все эти ошибки? Торопились. Т.к. ниже был камнеопасный склон, экспозиция западная, по-любому надо было проскакивать, пока на нагрелся на солце (которое в тот день пекло крепко). Тоже ошибка.
Всем удачи!

4
Причин срыва две.
Субъективная. Надо было дюльфернуть до ледобура, встать на самостраховку, сдёрнуть самовыкрутку, сходить на схватывающем за ледобуром 1,5 метра, потом мастерить следующий спуск. На самостраховку участник не встал и нарисованная Вами схема не размазывает его вину за НС на всю группу.
Объективная: "Погода - супер: солнце, тепло". Нарезанная во льду резьба расстаяла после закручивания тёплой дюралевой самовыкрутки. Он мог выскочить, выкрутившись наполовину. Именно по причине опасности расстаивания резьбы в тёплую погоду следует закручивать ледобур, предназначенный для самовыкручивания, за минуту-две до спуска и не в старое отверстие.


4
Как-то непонятна картина происшедшего - если самостраховочный схватывающий навязан на двойной верёвке (а он ДОЛЖЕН быть навязан на двойную), то при срыве очень маловероятно что схватывающий настолько неравномерно дернет за одну из верёвок, да так, что самовыверт вылетит... ??

0
Хорошо, что все остались живы попробую присоединиться.
1. спусковая веревка командира не была связана с нижней спусковой т.е. дюльферной хотя бы на локальный крюк.
2. как точно был привязан схватывающий на двойной веревке, или одинарной?
3. да, очень большое расстояние между точками 1,5м. но он должен сделать маятник и встать на самостраховку после спуска?
4. самовыверт ледобур был уже использован перед спуском другими участниками? или командир перекрутил его на другое место? или все спускались на обычных ледобурах. По схеме он использовал точку крепления "Б".
5. внизу концы веревок не были связаны и не закреплены во время спуска? От произвольного перемещения концов, да же если и связан схватывающий узел он не сможет держать равносильно обе веревки ( они уже были использованны на спуске, т.е стали мокрыми и растянуты и еще закручены, это свойство при спуске на схватывающем узле крутить веревки.
6. Было ли произвольное хватание или нагрузки при срыве со склона не за две веревки, а за первую что попалась под руки? и узел был свободен?
7. командир не стал на самостраховку, или как унас говорили на штопор.
Спасибо за внимание.
PS. попробую выложить фото снаряжения с которым ходили.
Лекзыр, Ласхедар, Шхельдинский ходил. Хороший маршрут.

2
1. нет
2. на двойной
3. написал выше
4. нет, все кроме последнего спускались на одинарной, закрепленной на буре. под самосброс обычно сверлили новую дырку. выше написал - очень был легкий ход на выверт
5. связаны и закреплены во время спуска; связаны и НЕ закреплены во время маятника. крутил и схват, и спусковое.
6. написал выше - точно сказать нельзя, но возможно
7. нет - написал выше

Да, это был, наверное, мой самый спортивный поход. Целиком нитка выглядела так: дол. АдырСу-рад.на пер.Местийский(заброска)-пер.Грановского 2А-пер.Ласхедар 2Б-пер.Тот 3А-рад.на пер.Местийский(за заброской)-пер.ДолаКора2А*+пер.Шхельдинский 3А-пер.Средний 2Б-пер. Бечо 1Б-Терскол. Весь маршрут прошли с одной полудневкой (за заброской). На конец был еще запланирован Эльбрус через Ачкерьякол, но уже сил не осталось. Наелись. Правда, после 3х дней отдыха в МинВодах, я еще в альплагерь поехал, бройлером. Молодой был, здоровый :)

5
Странно.Никто не говорит о том ,что должна была быть блокировка через станцию двух перил.Первый спустился.Сделал станцию.С ЭТОЙ же станции происходит дюльфер.Сделай станцию на двух ледобурах и каждый приходящий вниз на эту станцию становится на самостраховку.И с этой же станции уходит вниз.И все.И не надо каждому крутить свой ледобур-самостраховку.А в случае (рассматриваемом) самовыкрута верхнего ледобура-нижний конец дюльферной веревки закреплен на нижней станции. Блокировка двух ледобуров очень много выдержит.И уж последний спускающийся организует самовыверт.
Так почему не блокировались спусковые веревки?Ответьте?Это ведь классика.

1
Сразу скажу: не может не радовать, что постинг достиг поставленной цели - началось продуктивное обсуждение ошибок. За что искреннее спасибо!
Во-вторых, становится понятно, что требуется больше деталей. Тут сложнее, поскольку прошло уже больше 20ти лет, и хотя тот день накрепко врезался в память - абсолютно все нюансы я вспомнить не смогу. Попробую добавить те факты, которые представляются существенными (с моей точки зрения, ессессно).
1. Состав команды 5 чел. Для 3х - это первая 5ка (я в том числе). У командира - 5ки и 6ки (в основном Кавказ), Виталик (напарник командира) годом раньше был в 5ке на Памире это точно (но неудачной - сошли из-за травмы), были у него еще 5ки - не помню (он с другой командой ходил).
2. На 5 человек 3 веревки по 40 м.
3. От седловины до "острова", по-воспоминаниям, 3 веревки.

Попробую восстановить схему спуска.
Наверху закреплена двойная (первая от седловины). Ниже - перильная. Командир - наверху, 2 чел на первой станции (верхней промежуточной), 2 чел. на второй (нижней промежуточной).
Командир спускается, двойную сдергивают, одну веревку 1й участник уносит вниз, чтобы быстро навесить 3ю перильную и разгрузить 2ю станцию.
Сразу же вслед за ним уходит и 2й участник, тянет оставшуюся веревку, чтобы быстро организовать следующий спуск по двойной.
На нижней промежуточной станции 3 чел., и уже подходит 4й.
Вопрос: если втроем-вчетвером встать на одну станцию (сколько там сблокированных буров - уже не так важно), то реально ли работать? Имеется ввиду, одновременно уходить вниз по перилам, и крепить верхнюю двойную. У нас как-то не принято было делать самостраховки по 5 метров.

Это единственное объяснение тому, почему каждый стоял на самострахе на собственном буре. И, естественно, не оправдание тому, как была закреплена 3я перилина. И тут напрашивается мысль об элементарной нехватке опыта - именно у тех троих, собравшихся на нижней станции ("ударная" командирская связка была еще наверху и торопила нас освободить станцию).

Да, по прошествии 20 лет нашли ключевую ошибку... бывает.

1
У Вас много слов и неумение вычленить главное.

1
Из объяснительной начспасу: "Мне группа закрутила второй ледобур далеко от первого, рядом с которым я находился. Поэтому я не встал в первый ледобур на самостраховку, подскользнулся, вырвал верхнюю самовыкрутку и улетел вниз".

0
Именно по этой причине: ***Состав команды 5 чел. Для 3х - это первая 5ка (я в том числе). У командира - 5ки и 6ки (в основном Кавказ), Виталик (напарник командира) годом раньше был в 5ке на Памире это точно (но неудачной - сошли из-за травмы), были у него еще 5ки - не помню (он с другой командой ходил)... И тут напрашивается мысль об элементарной нехватке опыта - именно у тех троих, собравшихся на нижней станции*** я и не пытаюсь пока водить походы высших категорий.... Беда некоторых спортивных команд именно в этом (имхо), что не успевают набраться реального горного опта, а сразу форсированными методами рвутся к максимуму, типа "тридцатипроцентниками" после 1 к.с. в 3 к.с., потом сразу в 5 к.с., а где мастерство, навыки, умение??? Мне тоже, честно говоря странно читать, как это люди в 5 к.с. (пусть и 20 лет назад) такими вот рядками на станциях выстраивались? Или просто техника такая раньше была?

0
Мурат, а кто у вас был руководителем? Кого-то из участников я знаю? Можно в личку

1
Обычно на спуске так и делается все перильные веревки блокируются, сколько бы их не было. И так, же организовывается станция для приема людей или перещелкивания на другую перильную веревку. И организовывается страховка. только последнему приходится делать все самому и он должен быть самым опытным на данном рельефе. Шхельдинский очень хороший перевал, особенно спуск в ущ. Шхельда по льду. ( Это отступление)
Кавказ 88г. Башиль ВИП

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru