Пик Блока за 20 часов. Как это было.

Пишет Nefedov Sergey, 30.08.2011 14:35

25 июля 2011 мы сходили на эту вершину (5239 м.) по "Петриченко" (5Б или 6b+) за 20 часов нон-стоп с ночевок 3900 до вершины и обратно полностью свободным лазанием и онсайт.

Маршрут прекрасно подходит для акклиматизационных мероприятий. Надеюсь, описание будет полезно будущим восходителям.

Стена блока из базового лагеря под в.Аксу. На нас смотрит стена с маршрутом Максимени и Валиева (верхняя стена). Перед ней, ближе к нам (как бы наложилась), стена Блока западного, на нее тоже есть маршрут или два

В ущелье Лейляк две самые привлекательные вершины - Аксу и Блок. И если Аксу - безусловно доминирующая, притягивающая взгляд стена, то Блок торчит себе где-то высоко и слева в ущелье и как-бы никого и не трогает. Любит уединение так сказать.

Сама стена Блока начинается выше почти на километр, чем стена Аксу, и идти под нее гораздо дольше. И, как оказалось, нрав у нее еще тот! Когда была непогода, то Аксу выглядела еще терпимо, а вот Блока оказался в самом эпицентре атмосферных событий. И так было всегда в период нашего там пребывания. Блок первый оказывался в тучах, снегом там заметало все стены, и исчезал он гораздо позже чем с Аксу.

Вывод: стена, где идут маршруты Максимени и Валиева, в хорошую погоду - рай для высокогорного лазания. Долго освещается солнцем. В безветрие нижнаяя часть превращается в духовку. Зато в плохую - ад.
Стена, где идет Ефимова, почти не освещается солнцем и в непогоду вся покрывается снегом, который долго сходит.

Делаем заброску, первый выход к 3900. Андрей Нефедов. 18.07.2011 Справа вдалеке - пик Блока

Профиль маршрута с севера

Между заброской и восхождением мы сходили на Малый Искандер 4500, по скальной 5А. Это было 21.07. После дня отдыха в долине мы подошли в лагерь 3900, чтобы на следующее утро выйти на восхождение. Но на подходе нам шлось не очень, отсутствовало чувство "легкости в ногах". Пока обустраивали лагерь, бывало присядешь, поешь что-нибудь, а когда встаешь, то голова кружится. Не восстановились, решили мы. А так как лезть мы собрались из лагеря в лагерь, то в таком состоянии это было бы чревато уже круглосуточным приключением. Мы решили еще один день отдохнуть. Чтобы организм не закисал от лежания в палатке, мы сходили под стену (на 4350) и забросили в палатку обрабатывающих Максименю москвичей скальное снаряжение и перекус. Разведали путь по леднику, пока светло.

В двери палатки - Блок. Путь не близкий. Сергей Нефедов

Отдых пошел на пользу. Подъем в 4.30 утра. Пьем подогретую до теплого состояния воду, одеваемся и выходим ровно в 5.00 Завтракать будем потом, организм все равно еще не готов к приему пищи спросонья, в это время он обычно спит. Зачем его мучить еще и перевариванием? Подъема в горку и так достаточно.

Путь до палатки москвичей занял у нас 1 час 25 минут. Вначале это пологий, заваленный сверху щебенкой ледник с трещинами, потом участок частично закрытых трещин, потом крутой снежный взлет, и плоское плато под стеной. Две трети времени идем в кошках, холодно, снег замерз. Днем можно много пройти без кошек, но можно и в трещину провалиться. В период с 6.25 до 6.55 мы одеваем обвязки, разматываем веревки, перепаковываем рюкзаки. Съедаем по 10 куражинок. Курагов. Кураг. Едим курагу в количестве 10 штук каждый.

Начинается ледовая часть маршрута. Идем не связываясь, каждый волочит за собой по снегу веревку. Одна основная, вторая - половинка 8.5 мм для спуска. Берг проходится легко, по надежной пробке - мосту. От того места на фото, где снежный склон обретает справа скальную стенку и наш путь вверх становится "кулуаром", мы проходим еще метров 60 вверх и коннектимся в связку. Выше - выходы льда и мы уже очень высоко, чтобы падать. Я лезу первым, кручу иногда буры, идем по всем правилам - со станциями каждые 60 метров. Всего такого лазания осталось около 200 метров, 3.5 веревки. Икроножные мышцы на ногах начали отключаться, дахалка тоже. Хватает на 10 шагов, дальше нужен отдых несколько секунд. Льда мы столько никогда не ходили. Ну что я могу сказать? Такая крутизна и протяженность - очень скучно. Конечно, нужно включать в подготовительные мероприятия бег, лыжи, плавание, а не только лазать по скалам. Вылезаем на перемычку в 10.30. Итого 3.5 часа на ледовую часть. Все это время лезли и шли в пуховках, ноги в ботинках и руки в перчатках сильно мерзли. Мы мечтали добраться до перемычки, где с южной стороны брезжили лучи солнца. На небе ни облачка.

У нас под Блока был только объектив Фиш-ай (рыбий глаз), и простых человеческих фотографий для составления этого описания у нас просто нет. Спасибо alpfederation.ru за то, что перевели старые отчеты в электронный вид. Фотографии взяты там.

Но не тут то было. Может это какой-то атмосферный эффект, кажется я даже читал но забыл, когда солце светит, и вроде даже руками можно лезть, но холод собачий. Очень холодно. И морозом вроде на назовешь, и ветер не то чтобы сильный. Оставляем на перемычке второй рюкзак, ледовые инструменты, кошки, ботинки, треть запасов воды (на спуске выпьем, зачем через вершину тащить), буры. У нас остается две веревки - тонкая тянется сзади за вторым, скальное снаряжение развешено на лидере, в рюкзаке у второго перекус, вода, спусковые петли. Фотоаппарат мы не брали, но как же я жалел, что забыли ГоуПро!

Дальше первым лезет Андрей. Стартуем с перемычки в 11.00 Условно мартрут Петриченко можно разделить на три части - ледовая, скальная и простой гребень. Сложная скальная часть довольно короткая. Но ужасов из старинных описаний мы начитались. Хорошо, что давно уже им не верим.

Вид на скальную часть с перемычки 4850.

Красный пунктир - эта линия нарисована в старом отчете. Мы лезли от желтой станции к другой желтой, потом право траверс.

Желтым обозначены наши станции. Первая станция- к ней подлаз всего метров 15-20. Зато удобно и без перегибов веревки проходится следующий участок по прекрасной трещине сложностью 6б. Вторая станция висячая. Отсюда лезем вверх прямо, пока не попадаем на наклонную большую полку с 2-3 старыми крючьями слева в стене. Не долезая до этой полки - станции, пока лезешь, справа видна еще одна станция, от которой еще правее и вверх уходят старые шлямбура. Какой-то итошный ход, возможно, тот самый, что показан на картинках выше. Так вот. Станция, что видна чуть правее пока лезешь, это ваша будущая спусковая станция. Итошный ход не возбуждает ни разу, и лезть нужно вверх!!!

От верхней станции траверс вправо, в трех метрах от станции будет старый скальный крюк забит, от него еще правее. Равновесный ход, и после того, как лидер достигнет вертикальных трещин и начнет лезть вверх, ему лучше не класть точек, настолько высоко, насколько хватит храбрости. Иначе второй если упадет полетит большим маятником. Или, что проще, используйте вторую веревку для организации верхней страховки за две веревки, одна из которых, не прощелкнутая в точки, будет гарантом безопасности.

Следующая станция имеет шлямбур - спит. От нее 20 метров пешком по полке к основанию жандарма "Сыр". Кто был на Индюке, меня поймет. Очень похоже. Камень изъеден большими промоинами или геологическими процессами, один в один - огромная головка сыра. Облезаем жандарм слева, вначале на карачках ползком (по другому никак), потом по вертикальной щели на площадку - полку, очень удобную для ночевки. Многие так и делают - ночуют на спуске, или на подъеме. Здесь мы в 15.00
Сложная часть закончилась, 4 полные веревки и два подлаза по 20 метров.

Судя по профилю стены, надеемся на упрощение дальнешего пути. Оставляем тонкую веревку, всю воду (попьем на спуске, зачем тащить через вершину), и лезем дальше. На всех станциях мы одеваем теплые Сиверовские носки, и стараемся наступать на веревку, чтобы ноги не холодило. Пуховку мы так и не снимали!!! Вы когда-нибудь лазали в "термобелье, полар, виндблок, мембранная куртка, пуховка - 5 слоев" по скалам 6б+ со своими точками, и чтобы не потеть? Мы тоже нет, до этого дня.

Но реальность оказалась жестче чем мы думали. Сыр от простого гребня отделяла стенка высотой всего метров 15, но с довольно сложным лазанием. Первые метры ничего не заложить, но они самые сложные. А стартуешь ты с соседнего камня большого, как бы сшагиваешь на ту стенку, и сразу оказываешья на высоте метров 5. Падать очень опасно. Другого пути мы не увидели, ни справа, ни слева. Так что вот, имейте ввиду.

Впереди нас ждали почти 2 часа одновременного по большей части лазания и на вершину мы вышли в 16.55 Там был тур и записка Г.Кочеткова. Недалеко виднелся более высокий острый жандарм, а мы были на большом плоском камне. Смутно заподозрили, что основная вершина может быть там, но интереса туда идти не проявили. Через пять минут начали спуск, все равно ни фотоаппарата, ни пищи чревоугоднической у нас собой не было. Как и записки своей и ручки.

Какая яркая фотография после всей этой черно-белой ретро-эстетики, не правда ли?

Сколько мы спускались до воды и второй веревки я не помню. Почти все также лазанием, пару раз дюльфернули по 30 метров. Внимание!!! Для тех, кто захочет использовать Петриченко как спусковой маршрут с больших стенных восхождений по Блока. Не надо этого делать!!!!! Спуск до сложной части гребня - это не последовательность дюльферов. Гребень кривой для этого, маршрут идет сбоку - припеку, и дюльферять там будет архи- сложно и муторно с большим грузом. Там гораздо проще слезть, чем сдюльферять.

У ночевочной площадки попили воды, ее даже солнцем подогрело. Дальше 3 или 4 дюльфера - и мы на перемычке в 20.17. Одеваемся, и начинаем спуск.

Ночной спуск. Дюльфера с перемычки идут от станции к станции, что расположены на самой стене Блока. На отщепы накинуты какие-то петли. Мы сами насобирали наверху старых, и здесь ими же усилили другие старые петли. В одном месте стена гладкая, станции нет, пришлось делать ее на бурах. Потом с нижней страховкой эти 60 метров слезать. Уже после двух дюльферов с перемычки мы были в полной темноте. Было безветрено и тихо, только наши шуршания выдавали признаки жизни в этой высокогорной морозилке. Когда стало поположе и больше снега, полезли вниз лазанием, одновременно. У палатки были в 23.00, потом блуждали по леднику, тут и там натыкаясь на ледовые сбросы. Москвичи протоптали новую тропу, возможно, мы на нее попали, и заблудились. Гуляли вверх и вниз почти целый час, как вы понимаете, занятие при наших обстоятельствах весьма лишнее, но верную тропу все же нашли. В 00.50 были дома и бухнулись спать.

Фото явно на следующий день после какого-то из восхождений, может даже после этого..?.. Присутствуют следы глубокого удовлетворения. Сергей Нефедов

Выражаю не менее глубокую признательность нашим спонсорам: