обновить

Кстати, Коментарии к постам можно оценивать. Web 2.0 всё-таки :-)

Закрыть
регистрация
166
Рубрики: Альпинизм


(3637 метров, район Архыза, подъем по Восточному гребню – 2А)

Взойти на зимнюю Софию стало нашей навязчивой идеей. После того, как год назад – в январе 2011 года – мы на нее не взошли. В этом году мы решили выбрать самый простой маршрут, лишь бы оказаться на вершине.

Наша команда – Рома, Юля, Стас (Стас – это я). Мы объединились с ребятами из Ставрополя и Москвы (9 человек «туристов» под руководством Шушика), которые тоже хотели на Софию. Вместе нам будет легче добираться и тропить снег.

2 января 2012 года





Из Ставрополя до Архыза доехали без приключений. На ночевку остановились рядом с памятником на поляне Таулу (высота - 1650 метров над уровнем моря). Конечно, можно было переночевать на турбазе «Таулу» в теплых домиках с буржуйками (300 руб./человека за ночь), но мы решили опробовать свою новую палатку «Ред Фокс Эксплорер».

3 января


В 10:00 вышли вверх по Софийскому ущелью.


Дорога хорошая, снега немного, но к обеду стали уставать. Не хватает акклиматизации, да и рюкзаки в начале похода очень тяжелые. Перед выездом я взвешивал свой рюкзак – 26 кг.

Скоро в глубине ущелья открылась наша цель – София!


К 14:00 дошли до коша – маленького холодного домика. Юля сильно устала, да и мне тяжело, только Рома прёт. Ладно, отдохнули, поели, набрались сил, пошли дальше.

София все ближе…


К 16:00 дошли до деревянного домика у входа в ущелье Ак-Айры (высота – 1900 метров). В нем и заночевали. Три палатки поставили прямо внутри.



Ночью в домике температура опускалась до -15С. Приходилось в палатке греться газовой лампой – незаменимая вещь зимой!

4 января


Затемно выдвинулись вверх по ущелью Ак-Айры. «Туристы» вышли раньше нас, но по следам мы их быстро догнали. Затем все вместе тропили снег в Ак-Айры, любуясь по дороге замерзшими водопадами.

К 12:00 попали в очень глубокий снег - по пояс. Группа встала. Пришлось расчищать снег лопатой – прокапывать траншею, чтобы пройти.

Поднялись выше и обнаружили, что снег уже не такой глубокий. Кое-где он превратился в фирн. Это хорошо. Но заметно похолодало и подул сильный ветер.

К 15:00 подошли под вершину Кисловодск и нам открылся Западно-Софийский ледник.

К 16:30 по заснеженным скалам кое-как поднялись на спартаковские ночевки (высота 2850 метров). Прямо перед ними возвышается пирамида Надежды.

За целый день мы дико устали. И почему-то решили, что Софии нам не видать, как и в прошлом году. Ведь до нее еще почти 1 км по вертикали!

Чтобы не уезжать с пустыми руками, решаем в ближайшие два дня сходить две горы: Надежда (1Б, 3349 метров) и Пятигорск (1Б, 3398 метров). Пойдем отдельными группами: мы втроем (Рома, Юля, я) и «туристы». С этим решением останавливаемся на ночевку.

В закатных лучах белым снегом сверкает хребет Абишира-Ахуба.

5 января


Мы опять проспали. Хотя зачем рано вставать? Пускай выйдет солнце, хоть немного потеплеет. К тому же Надежда рядом – как-нибудь сходим!

«Туристы» тем временем уже идут на перевал Кожухова, с которого гребень ведет на Пятигорск. У нас с ними связь по рации.

К 11:00 они перешли первый бергшрунд.

К 12:00 преодолели второй бергшрунд.

Через 4 часа после выхода из палаток наши «туристы» вышли на перевал Кожухова.

Там они кинули перила 50 метров и взобрались на Пятигорск. Молодцы, быстрые!

Благодаря прозрачному зимнему воздуху с Пятигорска им было отлично видно Черное Море. И даже дальний турецкий берег!

А мы вышли на Надежду поздно, в 10:30. Теплые вещи оставили в палатке, так как на солнце было жарко (я шел в термобелье и штормовке).

Надежда оказалась достаточно простой. Только немного боялись лавин. И еще в середине маршрута нам встретились крутые скалки, даже пришлось связаться веревкой, хотя точки страховки не закладывали.

К 13:00 выбрались на вершину.
Перед нами – громада Пшиша, а за ним – синее Черное Море!

Первый раз вижу Черное Море с вершины!!! Такое, оказывается, близкое!

С Надежды во всей красе видна башня Софии. Слева от нее, вдалеке – Эльбрус. Эх, София, София!

Обратный спуск к палаткам у нас с Юлей занял 1 час. Рома спустился еще быстрее.

И тут, на спуске, мы начинаем понимать, что зря отказались от Софии. Эти зимние горы не такие уж и страшные! Днем на солнце тепло, снег наверху плотный – почти не проваливается… Блин, надо было идти на Софию!!! Вот это мы олени!

И тут родилась идея. А давайте все-таки сходим на Софию! Ведь можно еще успеть до 9 января, несмотря на то, что день потеряли! Хотя, почему потеряли? Будем считать Надежду «разминочной» горой для акклиматизации. Рома с Юлей согласились без колебаний. Выпили в лагере коньяка за такое решение и, довольные, стали ждать возвращения группы с Пятигорска.

Через час подошли первые «туристы». Шушик и Оксана согласились идти завтра с нами на Софию.

6 января


Вот, блин, с утра – непогода. Ветер нагоняет тучи, наметает снег. Следы на Кожухова почти замело.

Шушик с Оксаной отказались от Софии, говорят, что непогода продлится несколько дней. Они решили со своей командой сходить на Надежду и спускаться вниз.

Мы же долго решаем – идти или не идти. В итоге все-таки снимаем палатку и втроем идем на Кожухова. При этом обещаем себе, что если погода ухудшится, то повернем назад…

Кожухова с севера оказался намного проще, чем мы думали. Просто тропим по снегу. Только перед верхним бергшрундом связываемся «полтинником». Здесь небольшой ледовый участок (5-7 метров, 45 градусов), проходим его на передних зубъях кошек. И вот мы на перевале!

Здесь дует сильный ветер, но можно спрятаться за скалы. Есть место под палатку, если расчистить снежный занос. Посидели 10 минут, отдохнули и пошли на другую сторону перевала.

Наконец-то мы увидели, что там с у Софии с Юга. Спуск с перевала вначале неплохой – широкая полка уходит вниз-влево.

Внизу в 150 метрах – снежник. Начали спуск. И тут мы поняли, почему нам не рекомендовали идти на Софию с Юга: снег крупнозернистый, как каша, сверху покрыт коркой и ссыпается со скал. То есть не держит… Дальше полка сузилась и нам стало страшно – можно улететь со скал вместе с таким непрочным снегом! Ну, с горем пополам, за час спустились на снежник. Отдыхаем….

Дальше траверс под «балдой» Софии по колено в снегу. А Рома тяжелый, кое-где он проваливался по пояс…

К 17:00 выходим на небольшое возвышение, вроде бы безопасное в смысле лавин. Ставим палатку.

Хотели еще протропить себе дорогу на завтра, а заодно просмотреть путь, но сил уже нет… Сегодня Ночь перед Рождеством. Рома жалуется, что забыл взять коньяк или спирт, отметить праздник. Я вполне серьезно прошу у Высшей Силы погоды.

7 января


В 6:30 звенит будильник. Выглядываем из палатки – звезды. Помогла Высшая Сила! Правда, иногда дуют сильные порывы ветра – но это перед рассветом.

Выходим на восхождение в 10:00. Сразу связались на случай лавины. Быстро пересекли снежный кулуар и начали подъем на Восточное ребро.

И вдруг видим – следы. Блин, нас кто-то опередил! Ну ладно, пойдем по следам, так проще.

Следы увели нас куда-то вправо...

По следам вышли на Восточный гребень – перед нами обрыв на Софийский ледник! Слева на гребне стоит жандарм. Лезть на него в лоб не хочется. Обходим жандарм слева по снегу. Потом вылезаем на Восточный гребень по скалам, засыпанным снегом. Хорошо, что у каждого из нас кошки. Без них было бы непросто!

И вот, наконец, пешеходная дорога к вершине!

Но тут я начинаю понимать, что это вовсе не вершина! Ведь перед поездкой я смотрел фотографии и примерно знаю, как она выглядит! Мои опасения подтверждает Рома: сверху он первым все увидел и кричит: «Там до вершины еще идти и идти!».

Когда мы с Юлей вышли на эту предвершину, то увидели узкий гребень, отделяющий нас от Вершины! Блин, да он здоровый! Метров двести… На фотках выглядел намного проще!

А дальше началась жесть! Мы ведь думали, что там 2А! А там: снежные карнизы, 70-градусные плиты, засыпанные снегом, скальный «забор», по обе стороны от которого обрывы. Влево – скальные отвесы, вправо – крутой снежный склон до самого Софийского ледника.


Короче, намаялись. Попеременно прошли 5 веревок, сделали 6 станций. Рома бил крючья, закладывал закладки, даже френд использовал! По сложности веревки можно сравнить с маршрутом на «Димитров-100» (3Азимний), пройденным нами в октябре.


На станциях очень мерзли ноги. Приходилось их отмахивать!

А время неумолимо бежит…. Темнеет в 18:00…

Наконец, в 16:00 выходим на вершину. Огляделись вокруг – красота!!!

Черное Море в закатных лучах – красно-оранжевое. В бухтах видны точки кораблей…

Вдалеке на Юго-Востоке – цепь очень далеких гор. И над ними возвышается одна покатая гора. Уже тогда мы поняли, что это Арарат (а ведь до него почти 500 км). Вот какой прозрачный воздух зимой!

(Примечание: более поздние исследования выявили, что, вероятно, это турецкая гора Карчхал высотой 3439 метров, находящаяся в 45 км к юго-востоку от Батуми и в 240 км от Софии)


Прямо перед нами – Каракая. За ней виден зуб Домбай-Ульгена и «лопата» Буульгена. А за всем этим великолепием – громада Эльбруса (до него 90 км)!

В другую сторону – Пшиш, перевал Наур – под нами.

Стоим, смотрим, радуемся. Только немного тревожно. Через 2 часа стемнеет, как бы не застрять тут! Ладно, пора идти назад.

Начало заметно холодать. До темноты «боролись» с острым гребнем.


В конце гребня дюльфернули на 10 метров. И все! Мы на предвершине! А оттуда уже пешком.

Решили не заморачиваться и идти прямо вниз по линии падения воды по снежному кулуару. Снег кое-где превратился в фирн. Немного крутовато, возможно лавиноопасно, но ничего, спустились благополучно. Хотя уже по темноте при свете фонариков и луны.

А внизу нашли свои следы и следы Мишки (да-да, это были медвежьи следы, которые нас запутали утром и увели вправо от маршрута!).

Еще 30 минут траверса – и мы в палатке!!! Наконец-то отдых! Варим борщ.

8 января


Утром обнаружили, что Рома поморозил пальцы: кончики больших пальцев на ногах у него почернели…

Обратная дорога по пути подъема была на удивление быстрой. К 12.00 поднялись на Кожухова. К 17.30 спустились в Софийское ущелье. В 20:30 были на поляне Таулу.

Заночевали на базе в теплых домиках. Еще и в бане попарились!

9 января


До Архыза (8 км) нас подкинул Мусса - хозяин базы «Таулу».
Далее маршрутка Архыз-Черкесск (180 рублей с человека, 2 часа).
Такси Черкесск – Ставрополь (300 рублей с человека, 2,5 часа).
Приключение закончилось.

Выводы и рекомендации:


1. Для 2А маршрут довольно тяжелый (например, перевал Кожухова – тоже 2А, но он намного легче).

2. Кошки очень помогают и на подходе и на маршруте.

3. Очень понравилась газовая лампа (+200% комфорта в палатке: тепло и вещи сохнут).

4. Зимой нужна мощная горелка, чтобы топить снег не 30 минут (как мы), а быстрее. Наш расход газа составил 4,5 баллона по 450 грамм на 3 человек за 6 дней (из них почти один баллон сожгла лампа).

5. Еду брали из расчета 900 граммов на человека в день. Мне показалось, что это многовато. Лично мне хватило бы 700 граммов в день.

6. Из снаряжения использовали 6 крючьев (в т.ч. швеллерных - 2, якорный – 1), 5 закладок, 1 френд среднего размера, 4 петли разного диаметра, 5 оттяжек.

7. Сотовой связи нет нигде выше поляны Таулу. Поэтому в случае ЧП рассчитывать надо только на себя!

8. Пограничников нигде не встретили.

PS: Спасибо ребятам из Ставрополя и Москвы, которые составили нам компанию со 2-го по 6-е января.
Если прочитанное заслуживает внимания, скажите автору
Кстати, это уже сделано 166 раз

Возможно в тему:



Комментарии:

Stavros 19:47 17.01.2012 ответить
0
Стас, молодцы!!! Поздравляю, от души!!! Только себя на фотках вообще не показал. Пусть не 3А, но все-таки - дожали. И, она, душенька, ведь - успокоилась.
OSV 19:48 17.01.2012 ответить
0
Спасибо, Жека. И правда, успокоилась)))
krok-m 22:54 17.01.2012 ответить
+7
Классные снимки с конкретным текстом - уважуха!
Вот только немного сомнений по поводу траншеи в снегу. Поперёк склона копаете. Не боялись, что поедет?
А так - натурально спасиблю на всё, что имею!
OSV 23:09 17.01.2012 ответить
old-vix 23:09 17.01.2012 ответить
+4
Спасибо за подробности и фотографии к ним!

+ 10

p.s. На счёт траншеи - тот же вопрос, что и у krok-m...
sprinter 23:30 17.01.2012 ответить
0
Класс! Места очень красивые!
Karzov 00:21 18.01.2012 ответить
+9
Интересно было читать, но боязно было за участников...
траншея поперек склона
"нам встретились крутые скалки, даже пришлось связаться веревкой, хотя точки страховки не закладывали."
"связываемся «полтинником». Здесь небольшой ледовый участок (5-7 метров, 45 градусов), проходим его на передних зубъях кошек."
"Выходим на восхождение в 10:00. Сразу связались на случай лавины"
Хочется пожелать всем ребятам долгой жизни "в горах", но для этого стоит, по-моему, примкнуть к альпклубу/турклубу и набраться знаний и опыта у старших товарищей.
OSV 01:04 18.01.2012 ответить
0
Спасибо, мы уже примкнули к альпклубу! С ним ходим скальные маршруты на Западном Кавказе, в основном летом.
А зимой - это так... Самодеятельность:) Но, одновременно, и подготовка к большим серьезным горам, на которые планируем подняться в ближайшие годы.
Karzov 01:11 18.01.2012 ответить
+2
Про вашу скальную подготовку понятно по тексту (особых проблем она вам не составила),но так же видно, что со снегом и со снегом, тем более зимой - вам стоит еще набраться опыта... в туризме вы этот опыт приобретете быстрее (если клуб ходячий, а руководитель достойный)
П.С. не воспринимайте за поучение, примите за добрый совет. Успехов.
Stavros 01:10 18.01.2012 ответить
Karzov 10:59 18.01.2012 ответить
+2
я так вижу по содержанию вам сказать нечего, перешли на личность?
Успехов вам в этом плавании.
п.с. минусов вам не кидал.
Stavros 11:26 18.01.2012 ответить
+1
Извиняюсь, Шеф, погорячился. Обидеть не хотел, сорри. Просто писали ведь уже, зачем одно и то же мусолить?
Karzov 09:57 19.01.2012 ответить
+1
Принято.
Karzov 01:10 18.01.2012 ответить
-1
ну туда.
OSV 01:31 18.01.2012 ответить
+3
нет-нет, критика правильная. Сам вижу, что снежной/ледовой подготовки нам не хватает... Вот и думаю - может попробовать что-то сходить в Домбае на праздники (23 февраля или 8 марта)? За 4 дня?
MG5642 11:19 18.01.2012 ответить
+2
Учтите, что с ~10 января там насыпало ого-го сколько снега. Мы вот по 13-е ходили, уже застали первый снегопадище. А там еще несколько дней очень сильно сыпало...
xron 13:31 18.01.2012 ответить
+6
Снег валит и валит, думаю, сейчас никакие хождения невозможны, по крайней мере для тех, кто жить хочет:)
Karzov 11:08 18.01.2012 ответить
+2
Везет вам, что есть возможность за 4 дня успеть походить в Домбае. Зависть белая. Такой "домашний" район - мечта.
part 09:06 18.01.2012 ответить
+3
С горой!

Кожухова сильно присыпало, в конце августа был "голый", и постоянно "летало" по правой части ледника
MG5642 11:22 18.01.2012 ответить
+2
Спасибо за детальный отчет. И за морские снимки отдельное спасибо!
u-DAV 11:33 18.01.2012 ответить
+1
...хороший отчет! Молодцы ребята!....набор еды желательно рассчитывать по калорийности, тогда можно оптимизировать ее вес...
MG5642 11:41 18.01.2012 ответить
0
Мы зимой на 600 граммах прошли, и то кашу по утрам не доедали.

А для топки снега хорош EtaPower или Jetboil. В них наплавил воды, и уже в основной котелок льешь.
Правда, джетбойловская горелка как-то странно себя повела, еле фурычила на полностью открученном регуляторе. Пришлось обычной горелкой греть джетбойловскую кастрюльку...
Год назад EtaPower фигачила будь здоров.
OSV 11:48 18.01.2012 ответить
+1
Я тоже очень хотел купить Джет Бойл, хотя и дорого.
НО! Вот недавно прочитал на Риске, что от него в закрытой палатке люди в обморок падают.
И вот теперь прямо не знаю - покупать или нет?
MG5642 12:09 18.01.2012 ответить
+1
Тоже только что просмотрел и ту печальную тему, в т.ч. про джетбойлы. Мы готовили на улице.
Еще там пишут, что супер-КПД у них. Может, у меня бракованный, но 1,5 литра воды кипятит раза в 3 медленнее, чем заявлено (не помню точно).
part 16:10 18.01.2012 ответить
0
у меня Джетбойл, полностью доволен, готовил и в палатке, просто с умом это надо делать. Любая горелка выжигает кислород.

Сейчас есть версия из титана, весит вообще копейки, 240 грамм, что ли
zeny 13:17 18.01.2012 ответить
0
интересно что с пальцами у парня?
OSV 14:26 18.01.2012 ответить
0
Рома до сих пор лечится. На работу он несколько дней не ходил. Пальцы распухли и ему было трудно ходить. Диагноз такой: обморожение болших пальцев 2-й степени. Во всем виноваты его старые дырявые ботинки...
bober 13:19 18.01.2012 ответить
+1
Хм... Это я слепой или народ идет через берг по глубокому снегу плотной группой без связки?
Неплохой у вас там собрался набор отважных людей....
xron 13:28 18.01.2012 ответить
0
ерез берг по глубокому снегу плотной группой без связки?
*******

да там берги больше символические... хотя осторожность конечно, не помешает, и связка нужна.
можно и в 40см дырку уйти:(

Молодцы ребята, что сходили.
Не совсем понял, зачем через Кожухова лезли- вроде на вост гребень можно и с этой стороны подойти под Софией, не?

еще там двойка есть кулуар с юга, выводит метрах в 100-150 восточней главной на гребень, не захотели?
Кулуар в снегу был?
bober 14:07 18.01.2012 ответить
0
У меня просто о Софии и окрестностях самые мерзкие впечатления по давнему майскому походу... Мы тогда Софийское седло еле-еле за 16 часов прошли, и все это время с Софии лавины фигачили... Впрочем, нам тогда еще повезло, группе из МГУ, через два дня шедшей там же - нет...
xron 15:49 18.01.2012 ответить
+2
меня просто о Софии и окрестностях самые мерзкие впечатления по давнему майскому походу.Мы тогда Софийское седло еле-еле за 16 часов прошли, и все это время с Софии лавины фигачили...
*****

вай... ну и причем тут София, май был снежный, только и всего.

Май есть май и лавины в мае реальная вещь, не все только это понимают.
part 16:13 18.01.2012 ответить
+2
Кстати, если хоть раз летом посмотреть тот берг, по открытому леднику, то желания ходить без связки там сразу должно уйти :-)
OSV 14:33 18.01.2012 ответить
0
Отважные люди на фотографии - это наши "туристы". Они принципиально не любят связываться)))
Мы же наоборот: Страховаться очень любим. Как раз перед этим бергом мы связались, но больше из-за крутизны склона и боязни ушуршать по нему вниз, а не из-за самого берга...
А вот на обратном пути и Рома и я в этот берг все-же провалились. По пояс. А заглянув в дырку, я увидел, что туда можно и с головой уйти
truba 18:50 20.01.2012 ответить
0
а второй бы точно зарубил связку? или все таки попеременно? тактику какую применяли?
OSV 00:04 21.01.2012 ответить
0
Думаю, что двое смогли бы остановить третьего. Склон там в среднем 45%. Шли одновременно.
MG5642 13:59 18.01.2012 ответить
+2
На восточный гребень прямо с севера? Там крутой ск-ос склон, и летом-то страшно вниз было смотреть.

А берги на Кожухова, которые рядом с седловиной во всяком случае, ого-го какие были в широкой части; хорошо, что обходимые.
OSV 14:43 18.01.2012 ответить
0
Перед походом мы читали описание маршрута на сайте Федерации альпинизма России. Там действительно пишут, что на Восточный гребень надо выходить именно с Севера - от Софийского ледника. Вроде там на склоне есть какая-то полочка. Но, будучи на гребне, мы смотрели вниз и удивлялись - как там пройти? Склон очень крутой, непонятно за что страховаться. Мое субъективное мнение - через Кожухова проще.
xron 15:52 18.01.2012 ответить
+1
А берги на Кожухова, которые рядом с седловиной во всяком случае, ого-го какие были в широкой части; хорошо, что обходимые.
******

ни разу не помню там больших бергов, только в самых старых описаниях читал.
Ну да год на год не приходится.

В любом случае надо со страховкой. тем более зимой.
part 16:15 18.01.2012 ответить
0
в этом году был, наблюдал лично, в конце августа. Обходился напряженно
xron 17:35 18.01.2012 ответить
0
В июне все обычно было.
korolar 00:08 14.03.2012 ответить
+2

Вот этот мостик нижнего берга под перевалом Кожухова мы шли по перилам. Как-то там не 40 см...
(август 2011)
xron 00:22 14.03.2012 ответить
0
Глобальное потепление рулит:)

В июне даже намека не было. Впрочем, июнь был сильно снежный, а в общем да, ледник опустился в ложе и соответственно порвался сильней.
OSV 12:54 14.03.2012 ответить
+1
Охренеть! Надо было там все-таки связанными ходить!
Рысся 14:01 18.01.2012 ответить
0
Спасибо за статью! Мы пока только мечтаем о Софии... (((
vovan519 14:43 18.01.2012 ответить
0
Молодцы.
Был на Софии в октябре 2011. Судя по фотографиям, от собачих ночевок снега было примерно столько же. Правда на леднике, перед Кожухова, трещины были еще не задуты и самая верхняя была от борта до борта. Но на вершине снега было больше.
Vikh 14:56 18.01.2012 ответить
+1
Молодцы ! Мы с другом по этому маршруту ходили летом 1992-го, и это была наша первая 2а. К слову сказать - с ночевки на южной стороне Софии мы видели мишку ! Он грациозно так бежал вниз по кулуару ! Спасибо за статью и фото, я как-будто бы снова побывал в этих местах !
xron 16:00 18.01.2012 ответить
+1
кстати есть вариант подхода чуть длинней но проще и с гораздо меньшим перепадом высоты.
Идешь через Акайры (не восточный,там взлет неприятно крутой и довольно высокий) а правую седловину ближе к Надежде , низкую, и оттуда простой траверс пешком вдоль гребня на Холодовского, далее вниз с перевала на ваш маршрут.
Обратно так же.

Оба перевала несложные и гораздо ниже Кожухова, метров на 400, и никаких бергшрундов.

Мишки тоже там бегают, видно, из Кизгычей ходят на разведку:)
melomanoff 16:19 18.01.2012 ответить
0
Спасибо огромное за отчёт! После прочтения закралась и разрастается идейка сходить в этот район на февральские праздники: 23-26. На Надежду, к примеру. Вы как, кстати, поднимались: с ледника Соловьёва или с перевала Ак-Айры по гребню?

Так что, если оголтелая идея всё же выльется в намеченный план, не возражаете, если ближе к датам выхода я напишу к Вам в "личку" вопросы по зимнему состоянию этого района и по предпочтительному маршруту зимой на Надежду или тот же Пятигорск?

П.С. У меня горелка Reactor MSR достаточно быстро топит снег, и соответственно экономит газ, но готовить в палатке на ней не советовал бы, так как принцип работы у нее схож с джетбойловским. Меня выручал большой тамбур в моей палатке, в непогоду всегда без проблем готовил на нем.
OSV 16:56 18.01.2012 ответить
0
Зеленый - путь подъема. Красный - путь спуска (спустились прямо вниз по снежному кулуару; вверх по нему не пошли, так как был сильно глубокий снег, было тяжело тропить и решили выйти на скалы).

В личку, конечно, пишите. Но только зимний опыт у меня небольшой:)
bober 17:02 18.01.2012 ответить
+3
спустились прямо вниз по снежному кулуару; вверх по нему не пошли, так как был сильно глубокий снег
****************
Блиииннн.....
Почитайте что-нибудь про лавины, а?
Я не в плане упрека, просто не хочется читать еще похоронные посты....
melomanoff 17:24 18.01.2012 ответить
+2
Спасибо.
Да, путь спуска у вас мягко говоря... рискованный. Слава Богу, что все обошлось!
Возможно простой путь подъема будет с севера, по леднику Соловьёва, но там достаточно крутой взлет в верхней части и если снега будет много, то скорее всего будет лавиноопасно.
Есть вроде бы маршрут с перевала Ак-Айры по гребню, но летом там перевал простреливается, зимой вроде бы должно быть безопасно.

В любом случае, еще раз спасибо за фото и информацию, своим постом вы закинули очень нужный "вирус" в мое сознание, который теперь будет зреть и вынашиваться, ожидая реализации :)

И не относитесь так легкомысленно к снежным склонам, пожалуйста. Не знаю, может быть у меня паранойя, но я даже у нас на Бештау, выходя зимой на прогулку, опасаюсь заснеженных склонов и коротеньких кулуаров. :)
xron 17:34 18.01.2012 ответить
+2
Есть вроде бы маршрут с перевала Ак-Айры по гребню
*******

есть, пешком идется, лучше с самой западной , ближней к Надежде седловины.

по заснеженным кулуарам в январе лазить очень плохая идея.
Можно ведь и доску спустить,легко, на том все и кончится.

Наши туристы в декабре на Столичном в лавину попадали... в декабре еще снега мало,только поэтому никто не погиб.
OSV 17:16 18.01.2012 ответить
+1
Может быть и рисковали ... Точно не знаю... Самую общую информацию про лавины мы прочитали. А это были практические занятия:)
bober 23:49 18.01.2012 ответить
+5
К счастью, не были...
granit 22:56 18.01.2012 ответить
0
Молодцы ребята, так держать!!! А кто знает когда проходит массовое восхождение на Бештау?
melomanoff 02:55 19.01.2012 ответить
0
помню по школьным годам: 23 февраля. Может сейчас по-другому, не знаю.
isn 13:18 19.01.2012 ответить
-1
Юбилейное восхождение на Бештау.
Бештау я люблю, но массовые восхождения в конце зимы...? - наверное, это из-за них тропа со стороны Железноводска
как траншея - зимой травяной покров, когда идут в слякоть легко повреждается.
luckyrok 19:46 19.01.2012 ответить
0
Ребят, как себя «Ред Фокс Эксплорер» показал? если можно поподробнее. спасибо
OSV 23:16 19.01.2012 ответить
+1
Палатка очень понравилась. Любовно называем ее "Рыжая лиса".
Очень теплая - из-за юбки, а может быть из-за материала. Достаточно просторная: втроем помещались нормально, хотя брали как двухместку. Относительно легкая: 3,2 кг. Стойки большого диаметра - должны быть прочные...

Поначалу немного напрягал маленький тамбур (у нас там помещалась только обувь, кошки, баллоны с горелкой, пакет с едой и немного снаряги. 3 рюкзака никогда бы не поместились). Но потом мы привыкли. Рюкзаки мы забирали внутрь палатки, клали их под ноги - так теплее. И, насколько я понимаю, маленький тамбур придает палатке бОльшую ветроустойчивость.

Минус: Утром в палатке много конденсата (на ночевке на 3150 он был в виде снега, который приходилось утром счищать перчаткой и выкидывать в тамбур). Снег был именно внутри палатки, на ее внутреннем слое (палатка двуслойная)! Хотя мы оставляли внутренний слой немного приоткрытым. Но, наверное, конденсат - это плата за теплоту палатки.

Да, еще минус, который надо отметить: на упаковке и в интернете указан вес: 2,9 кг. В реальности 3,2 кг. Триста грамм, мелочь, но все же...

Других минусов не заметили.
Купили за 8,2 тыс. рублей (со скидкой).

ВЫВОД: покупкой довольны, ставим палатке 5 с минусом и рекомендуем другим. А для условий зимней Софии - твердая пятерка из-за ее теплоты и ветроустойчивости.
boroda 01:52 20.01.2012 ответить
+2
2 OSV Интересно было почитать и посмотреть фото о зимнем Архызе.
Жаль только ходите вы на грани фола.Скажу одно-повезло.Первое,это то,что было мало снега.Иначе копать-не перекопать.Мороз -15,это для января нормально.Может быть и хуже.
То как вы копали тропу на Акайры-слов нет!Если бы снесло лавиной,а вы шли в 10-20 метрах от края обрыва,вытаяли только летом.
Опять же спуски по кулуарам...
Без связи и подстраховки ,с южной стороны,втроем.Рискуете очень сильно.
Берги на Кожухова летом очень даже серьезные,особенно в последние годы.Зимой подзасыпает,но риск "усвистать" есть.Могут быть полости.Хорошо что вязались.

На Пятигорск 1Б не с Кожухова а по СЗ контрфорсу.Хорошо виден на 19-м снимке с Надежды.

2 MG5642 На восточный гребень с севера хорошая полка.Длинная и пологая :-)Вот только летит на нее с гребня постоянно.А вот берги на Кожухова-да-аа!

Снимки восточного склона и еще кое-что можно глянуть здесь
А о маршрутах на Надежду писал на РИСКе.
OSV 10:46 20.01.2012 ответить
-3
No risk - no fun))
xron 13:13 20.01.2012 ответить
0
Привет, Сереж. чета не нашел в твоем описании 2а по кулуару с юга.
Или плохо смотрел?
Там кулуар выводит на гребень в ста метрах восточней вершины.

Камней не летало тогда.
на Кожухова были в июне. Берги в лоб прошли просто перешагнув, почти ничего небыло.
Правда. май-июнь были чертовски снежными.

Насчет копания склона согласен, дело хреновое.
Думаю, просто снег был декабрьский с хорошим сцеплением и доска еще не сформировалась.
boroda 21:17 20.01.2012 ответить
+1
Дело в том,что официально там только одна двойка с СВ Софийского ледника.



Но там постоянно летят камешки.Мелкие,но часто.На фото видны полосы выката.Особенно бьет в начале полки.Съемки август 2011.Мы прошли выше(зеленая линия.)Надеялись на меньший разгон камней :-) Все равно простреливало.Впечатление что ветер с юга срывает с гребня мелочь.
А это по поводу ни разу не помню там больших бергов, только в самых старых описаниях читал.
Берг под Кожухова в августе 2006.



Да,если снег лег на мокрое небольшим слоем и сразу прихватило морозом,то еще ничего.
Но я сходив раз в начале января на Магану,потерял всякий интерес к зимним восхождениям.Это тупая месиловка снега "по самую развилку" и выше :-( даже на лыжах.За неделю натропился по самое нехочу.
Хотя что-то в этом есть.:-)
йодолоМ 21:28 20.01.2012 ответить
+3
Эта двойка была первопройдена в сентябре, кажется, зимой и весной лавиноопасна ...раз в мае пытался, выше полки переметённый снег был как песок
boroda 21:57 20.01.2012 ответить
+1
И я о том ребятам писал.Они на южном спуске с Кожухова сами почуствовали.С восточного склона там летит.Думали в прошлом году пройти по "диретиссиме",но там под верхом очень рыхлое все.И перед вершиной нависает.Вот это и падает на стену периодически.



Пришлось передумать
Как по мне,безопаснее по 3А с Кожухова.Да и короче.А на перевале или по гребню и заночевать можно,если что.:-)Места под палатку имеются.Но это для романтиков, мечтающих встретить восход на вершине.;-)
xron 22:29 20.01.2012 ответить
+1
как по мне,безопаснее по 3А с Кожухова.
******

по заснеженному и замерзшему там напряжно.
В ноябре ходили наши, спускаться пришлось на юг по той самой гребневой двойке.
нахавались.
вниз по тройке по залитым льдом скалам не рискнули.

А по кулуару с юга я ходил в октябре ни единого камушка не упало. чисто все.

Хотя хз, все так быстро меняется на Кавказе не в лучшую сторону :(
boroda 23:27 20.01.2012 ответить
+2
по заснеженному и замерзшему там напряжно.

Для того и существуют крючья.:-)
Быстро и достаточно безопасно можно спуститься по кулуарам северной стены и дальше по "забору".



Там достаточно много выступов под петли.Сами петли хорошо видны когда идешь по полке от "забора" к западному гребню.Там и подниматься можно довольно неплохо.Слезали там несколько раз,когда нужно было спешно вниз.
А потом по "забору" и снежку на ледник и домой.Для хорошей группы не проблема.Главное найти место где свернуть с гребня.
xron 23:44 20.01.2012 ответить
+1
Интересная картинка.
мне кажется, на Кожухова все таки проще спускаться, чисто дюльферяешь по гребню, крючьев есть где надо и с пути не собьешься в непогоду.
В июне спускались с видимостью 20 метров. гребень выручал, не заблудишься.

А по стене без четких ориентиров все таки сложнее.
Какая там крутизна реально. можно спускаться лазанием или надо дюльферять?
Штурман 09:52 27.01.2012 ответить
+1
По какой-то из этих линий (дай Бог памяти - но, вроде бы, по зелёной) мы поднялись и спустились в апреле 92го - по снегу в три такта. Повезло со снегом, шлось хорошо. Надо бы в слайдах поискать..
xron 10:42 27.01.2012 ответить
+2
в апреле 92го - по снегу в три такта. Повезло со снегом, шлось хорошо
*****

Вы точно ничего не путаете? По скальной стене в три такта?
Там сплошь скалы, ни разу не видел, чтоб там снег лежал, тем более, в апреле.

Даже в самые снежные месяцы только слегка сверху присыпает.
Штурман 12:32 27.01.2012 ответить
+2
там "стена" эта лежит, на самом деле. и по зелёной линии прослеживается что-то вроде неглубокого кулуара. Мы поднялись около 9-00 на Пазарджик и решили пройти с него по "забору" до Софии. Ну и так дошли до вершины :). Весь путь от Пазарджика занял часов пять, если память не изменяет.. На первом фото примерно наметил маршрут, второе снято на вершине. К сожалению, толковых фото нет вообще, а из тех что есть отсканированы лишь несколько..


вот нашёл фото поновее, прошлогодний май
OSV 13:09 27.01.2012 ответить
0
Вот именно так мы пытались подняться в прошлом январе. Но не получилось. Мы прошли забор к 12:00. Еще часа два поднимались по указанному Вами кулуару. Поняли, что не успеем не только до вершины, но и до гребня.

Тогда шел снег и по кулуару каждые 10-15 минут сходили пылевые лавинки.
На спуске руководитель даже был сброшен одной из таких лавин! Но все обошлось. Он просто проехался по снегу 30 метров)))


Штурман 13:29 27.01.2012 ответить
+2
по такому снегу, конечно, соваться не стоило..
Штурман 12:50 27.01.2012 ответить
+1
не могу вот только вспомнить, в каком месте выходили на гребень. Но это было уже точно выше всех технических сложностей - тройку я ходил позже, 2 раза

в целом маршрут соотвествует 2А, но безопасно пройти его можно только при наличии слежавшегося снега. Летом можно было бы по скалам, но с косых полок будет сыпать
xron 14:14 27.01.2012 ответить
0
Теперь более менее понятно, по кулуару.
boroda 15:27 28.01.2012 ответить
+4
Думал тема умерла.:-) А тут такие воспоминания!Добавлю и от себя.Тем более что фото с вершины,с обломками параплана,заставило полезть в архив 92 года.
Шли мы по 3А ,не через Кожухова ,а как в описании,через кулуар(2).
Хорошо видны два кулуара по С. стене.Левый,который ближе к вершине,как по мне безопаснее.Более пологий и в некоторых местах модно спускаться пешком.



А на подходе пришлось побродить между трещинами.Это к мыслям насчет ни разу не помню там больших бергов, только в самых старых описаниях читал.Видимо мы уже в разряде старых.



А на вершине те самые трубы.:-)

Штурман 23:54 28.01.2012 ответить
+2
ну да, по левом у кулуару мы и ходили. А трубы, наверное, не от пара-, а от дельтаплана :)
Тройку, кстати, мы тоже ходим не с Кожухова, а с ближней к Софии перемычке
xron 02:51 29.01.2012 ответить
+3
Видимо мы уже в разряде старых.
*****
С этим над бороться.
Надо обкладываться девушками, говорят, помогает.:)

Будут лишние- высылай :)

Касаемо бергшрунда - удивительно как за короткое время меняется снежно-ледовая обстановка.
Сейчас отступление ледников очевидно и режет глаз.
Огромный бергшрунд на твоем фото под перевалом Кожухова напоминает о том, что все может измениться в любой момент.
И , может быть, глобальное потепление- просто очередной климатический цикл.
Штурман 10:54 29.01.2012 ответить
0
boroda, а записку в 92-м, случаем, не нашу сняли? :) вроде не так много народу тогда там ходило..
boroda 13:23 29.01.2012 ответить
+2
Дотошная жена перерыла архив и нашла: "Брикалов Артур г.Туапсе 09.08.92 12.55 поднялся по вост.гребню."
Так что не ваша.:-(
boroda 13:09 29.01.2012 ответить
+2
От привычки к летающим в последнее врем крыльям,на автомате написал "пара...".Действительно -дельтаплан.
Теперь через эту перемычку и ходить опасно.В 2008 такое вывалило.



А это съемка 2011.в начале августа мостик под склоном Софии стаял и ходить можо было только вправо вдоль скального острова на Кожухова.



Насчет девушек,мысль хорошая.Вот только...Жена не разрешает.;-)

Записку в 92 даже не помню чью сняли.Мы в том году за месяц хождений с женой всего пару групп встретили.Одну на Псыше и одну догнали на Кожухова,спускаясь с Софии.
xron 15:17 29.01.2012 ответить
+1
Насчет девушек,мысль хорошая.Вот только...Жена не разрешает.;-)
******
жены- они такие собственницы:)
Вот этот кулуар откуда вывалило, мне никогда не нравился:)

В июне поднимались возле островов
Штурман 00:41 30.01.2012 ответить
0
никогда не был в Архызе в августе.. глядя на фотки, что-то и желания не возникает.. самое лучшее время - июнь-июль, на мой вкус
xron 10:33 30.01.2012 ответить
+1
никогда не был в Архызе в августе.. глядя на фотки, что-то и желания не возникает.
****

да отлично там в августе.
Как и в сентябре, и в другие месяцы.
Иногда до НГ погода стоит.

А что не так на фотках?
Если про Кожухова, может, на фотках он и выглядит серьезно,
на деле так это простая 2а, все спокойно ногами и веревка- для поддержки штанов.
Есть 1 Б перевалы куда трудней и опасней.

Кстати в августе гораздо устойчивей погода в Архызе.
В июне может еще залепить снежку, мало не покажется.
MG5642 11:16 30.01.2012 ответить
+3
В последние годы везде на Кавказе снежнее и потому камнебезопаснее, да и трещины закрыты лучше - в июле. А погода непредсказуема, хотя, конечно, в августе жарче. Но оно нам надо - в жаре лето перезимовывать-то? :)
Имхо, лучше всего в июле что-то технически сложное, в сентябре-октябре - прогулки по золотой осени и озерам без айсбергов уже.
Штурман 12:07 30.01.2012 ответить
0
ага, и я о том же
Штурман 12:15 30.01.2012 ответить
+1
июньский архызский снежок как-то мне больше нравится, чем августовская жара и бесснежные сыпучие скалы...
xron 12:27 30.01.2012 ответить
0
больше нравится, чем августовская жара
***

это везде так.
глобальное потепление рулит
boroda 23:51 30.01.2012 ответить
+4
июньский архызский снежок как-то мне больше нравится, чем августовская жара и бесснежные сыпучие скалы...
Из серии "Так вот ты какое,глобальное потепление!"
Августовский Архыз 2009г.





MG5642 11:51 31.01.2012 ответить
0
Да, в 2009 конец июля - август были прямо осенними.
Штурман 18:55 31.01.2012 ответить
0
ну что ж, бывает.. :) а ещё говорили, что в августе погода устойчивая.. ;)
xron 19:16 31.01.2012 ответить
0
а ещё говорили, что в августе погода устойчивая.. ;)
****

никто не говорил, что АБСОЛЮТНО устойчивая:)

Мы намедни вы октябре нарвались на -17 ветер и снег по колено.
И вся Софийская долина была завалена снегом.
Все исчезло за несколько дней... и вернулась золотая осень...
йодолоМ 13:24 20.01.2012 ответить
+8
Не хватает большой подписи под побликацией:
НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТОТ ТРЮК БЕЗ ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ!

ИМХО, для совершения подобных зимних авантюрных восхождений стоит иметь опыт зимних восхождений в более безопасных и обжитых спасслужбами районах(нпр. та же Курмычи), уже не говоря о наличии избыточного летнего опыта.
xron 14:26 20.01.2012 ответить
+2
стоит иметь опыт зимних восхождений в более безопасных и обжитых спасслужбами районах
*****

Архыз- опасный и необжитый район? :)
Это интересное мнение.:)

Вообще то это район вдоль и поперек перехоженый, досконально известный, и до людей почти отовсюда близко, подходы совсем короткие.
Ну а для Ставропольчан и вовсе здесь каждый камушек родной.

Другой вопрос, что нужна связь и подстраховка.

Бум ждать когда Мегафон вышек понаставит:)
MG5642 17:25 20.01.2012 ответить
+4
Ну, за Кожуховым там такая глушь, тем более зимой.
xron 18:01 20.01.2012 ответить
+1
Зимой, особенно если присыпет, везде глушь...
йодолоМ 18:34 20.01.2012 ответить
+2
В данном случае с помощью было бы туговато...или рулит принцип "со мной то уж ничего не случится"?
Нет связи(на связь бежать почти до бывшего постапогранцов), нет отряда МЧС(вызывали ли бы с Домбая)...для первого опыта не очень. И весьма лавиноопасен зимой, печальный пример - Роман Горда(МС СССР по альпинизму).
xron 19:01 20.01.2012 ответить
+2
И весьма лавиноопасен зимой, печальный пример - Роман Горда(МС СССР по альпинизму).
*******

Горда не Роман а Руслан и погиб не зимой, а летом, на горе Пшиш.
Замерзли они, от переохлаждения погибли, лавины- непричем.

У некоторых- судьба такая...:(
boroda 20:34 20.01.2012 ответить
+1
Вообще то это район вдоль и поперек перехоженый, досконально известный, и до людей почти отовсюда близко, подходы совсем короткие.

Саша,вспомни сколько вы от озер до поста бежали.Как сработал "испорченный телефон" от вас через пограничников до МЧС и когда мы до вас добрались.Умножь это на зиму и снег и всего трое в группе.Один из участников девушка.Не хотел бы я там участвовать.
xron 23:37 20.01.2012 ответить
+1
Не хотел бы я там участвовать.
*****

а я хотел, звали, не срослось :)

Риск есть, да.
Я с Доком ( ты его должен помнить) на Урупе зимой был,и в каньоне заболел.Назад- 15 переправ и тропы по 45-50гр склонам в буреломе.

Если б не очухался сам, никакой вертолет бы не вытащил.Только взвод МЧС.
и что делать, не ходить- или для любой вылазки собирать группу 12 человек?

куды деваться то, жить то- надо? :)
truba 18:44 20.01.2012 ответить
+1
Свои пять копеек - лихо режете. Лопата хоть была с собой?
truba 19:06 20.01.2012 ответить
+1
жесткий троллинг, хе-хе *trolling_face*:
1) допустим при траверсе склона сошла доска и заднего участника связки утащило. Он утащил за собой переднего, лавинный вынос триста метров, не видно ни одного. Видно веревку.
2) на гребне срыв первого участника на всю длину судя по фото метров 25 будет. Второй страхует через базу.
3) на гребне на комсомольской страховке срыв первого участника. хотя комсомольской у вас не было
+ все то же самое в темноте.
vladk1965 21:56 20.01.2012 ответить
+3
Сперва позавидовал, Арарат видели... Потом понял что что то не так, посмотрел, горизонт с высоты 3000м на расстоянии 200 км, так что это облака, а карабли на 60 км это или радаром надо смотреть или горняшка попутала. А в остальном отличный поход, дай вам бог удачи!
PS.Тут где то лежит файлик "анализ несчастных случаев в горах" найдите, почитайте, отрезвляет.
OSV 23:14 20.01.2012 ответить
+3
***жесткий троллинг, хе-хе *trolling_face*:***

Отвечаю:
- лопата была до последней ночевки. На само восхождение ее не брали.
- то, что на лавиноопасных участках не надо связываться мне уже объяснили в клубе (это наша ошибка)
- на гребне мы нормально страховались (а мы это любим): на каждой веревке было 3-4 промежуточные точки. Станции были надежные: в основном петли на камнях.
- в случае срыва первого (да и не только первого - это же гребень) он бы пролетел от 2 до 15 метров. Если срыв на Север - то не страшно, там снежный склон (просто бы проехался по нему). А вот если на Юг - то можно было побиться об скалы (там почти вертикальный обрыв). Ну что делать? На то и альпинизм...

В случае травмы как-нибудь спустили бы пострадавшего/пострадавшую к палатке. А дальше, если травма серьезная, один человек остался бы с пострадавшим, а второй пошел бы за помощью. За 10 часов добежал бы до Таулу, вызывать спасателей...
НО! Чтобы до этого не доводить старались идти ОЧЕНЬ осторожно.

А что такое "комсомольская страховка"?

2 vladk1965: Смотрите, Эльбрус в хорошую погоду видно из Ставрополя (а до него 250 км. И моя квартира - 400 метров над уровнем моря).
Арарат - тоже пятитысячник, мы смотрели на него с большой высоты (3637м), до него было 450 км. Да он это был! Точно говорю!:) Ну какие облака, если видно гору! Просто у Юли фотик плохой, вот и не смогли нормально заснять...
truba 12:51 23.01.2012 ответить
0
Еще вопрос если связка идет по склону и таки попадает в лавину и одного участника затягивает, а у второго есть возможность удержаться и удержать сорвавшегося, какие его действия?

это касаемо комсомольской:
http://amidnsk.narod.ru/school/pic112.gif
вот меня все время интересовал вопрос что делать связке из двух если первый побился, крутой снежный склон, оба висят с разных сторон
OSV 00:30 21.01.2012 ответить
+2
Это наши снимки:


А вот вид Арарата с запада:

(с сайта http://www.kanch.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,0/func,detail/catid,32/id,1075/)

По-моему очень похоже. И очертания и огромные вертикальные разломы. И "гребешок" на вершине...
xron 11:22 21.01.2012 ответить
+1
Арарат, 99,9 %

Зимой очень чистый воздух, 500 км- не вопрос.
С моего балкона на 200км скалы Ленца бывало видно на Эльбрусе и морену северного БЛ.
Чуть ли не тропу. :)
ophthalmist 02:08 27.01.2012 ответить
+1
А с тропы вашего дома случайно не видно ?)
xron 10:46 27.01.2012 ответить
+1
с тропы вашего дома случайно не видно ?)
***

Не видел.:) Вообще сверху вниз почему то хуже видно, чем наоборот.
Лучшая видимость- по утрам в октябре.

Я, бывало, на первый урок в школе опаздывал, чтоб подняться на 5й этаж и посмотреть на ГКХ :)
Leb 13:00 21.01.2012 ответить
+9
Задача. Какова минимальная высота h двух вершин, отстоящих друг от друга на 400 км, достаточная для того, чтобы прямая, соединяющая их высшие точки, прошла над уровнем моря? Радиус Земли R считать равным 6000 км.

Решение.

R/(R+h) = cos (f), где f - угол половины дуги длиной 400 км.

h = R*(1-cos(f))/cos(f) ~ R*(1-cos(f)) = 2R*sin(f/2)*sin(f/2) ~ R*f*f/2.

f = 200/6000 = 1/30

h = 6000/1800 ~ 3.33 км

Ответ. Высота вершин должна быть не меньше 3330 м.
bederepreset 20:46 24.01.2012 ответить
+2
Не совсем корректная постановка задачи в контексте темы. Было введено предположение о том, что посередине дуги прямая проходит на уровне моря. Аккурат посередине между Араратом и Софией находится Эрушетский хребет высотою до 3000 м, который будет перегораживать вид на Арарат. Даже, если принять с большой долей консервативности среднюю высоту хребта равной 1500 м, то несложно определить, какой должна быть минимальная высота Арарата, чтобы его макушка была видна с Софии (3640 м), - 6010 м. Но Арарат много ниже. Т.е. либо ребята видели не Арарат, либо все-таки Арарат, но геометрическое объяснение тут не причем. Возможно, как ниже предположил isn, дело в преломлении лучей в верхних слоях атмосферы.
Leb 22:10 24.01.2012 ответить
+7
Я просто обратил внимание на модель, но не пытался её применять и, тем более, делать выводы.
Выводы на основании этой модели, как раз, делаете вы. :)

Чтобы применить эту модель, надо, прежде всего, подставить правильное расстояние от Софии до Арарата, а именно 484 км, и радиус Земли 6356,8 км.

f = 242/6357 = 0,038
h ~ R*f*f/2 = 4600 м

Поэтому, если это и Арарат, то это мираж Арарата.
Кстати, на фото виден и Малый Арарат высотой 3900, который уж никак не может быть виден с Софии.


А теперь проверим азимут.

Направление на Арарат лежит левее горы Ак-Шатыр (3434). А вершина на фото висит над перевалом Салынган, т.е. значительно правее. Значит, это не Арарат.

Так что же это такое?
Проведем линию на эту таинственную вершину.

На расстоянии 238 км обнаруживаем вершину в Турции высотой 3363 м с координатами:
41° 20.822'С и 41° 58.971'В

Линия на эту вершину проходит вдоль берега моря, вершину ничто не загораживает.

Проверим по модели.

f = 119 / 6357 = 0.0187
h ~ R*f*f/2 = 1114 м

Всё сходится!

Эта гора называется Карчхал. Высота по карте - 3438.9 м В северо-восточном и юго-восточных цирках имеются два маленьких ледника.
xron 22:48 24.01.2012 ответить
-1
Если на клетке с львом надпись "буйвол" не верь глазам своим. :))

лично я вижу на фото Арарат.
Безотносительно расчетов .
Это совершенно очевидно.

Возможно, радиус земли больше 6356,8 :)
Кстати расстояние как считали, приложив линейку к карте? :)

ЗЫ Эльбрус хорошо видно чуть ли не с Ростова.
С Ростова не знаю, а по крайней мере с полпути к Ставрополю точно.При том что высота там 100-много 200 над уровнем моря,

Расстояние получается примерно то же, что и с Софии до Арарата.

Ну а уж со Ставрополя в хорошую погоду- в деталях.
Leb 23:15 24.01.2012 ответить
+4
Прости, но это всё фигня.
Против азимута не попрёшь.
Ты же Эльбрус из Ставрополя, надеюсь, не на севере видишь?
Ты же видишь на картинках, как сильно отличается азимут Арарата от азимута вершины на фото.

Открой Гугл и убедись во всём сам.
Всё сделано по Google Earth с высокой точностью.

Для интересующихся: гора Карчхал находится в Турции в 43 км юго-восточнее Батуми.

Спасибо автору поста и bederepreset за мотив провести это замечательное маленькое исследование. :))
йодолоМ 23:41 24.01.2012 ответить
+2
Эльбрус хорошо видно чуть ли не с Ростова -... ведь Эльбрус и из Ростова видно здорово...
avals 07:47 25.01.2012 ответить
+2
а у меня такой вид по пути на работу...каждое утро...)

представляете-как мне трудно работать...
isn 09:33 25.01.2012 ответить
+1
Ну уж, каждое утро?!
Только в хорошую погоду.
Меня этот вид вдохновлял, когда ездил с Ромашки вниз на работу, или из Незлобной в Пятигорск.

Кстати, для спорщиков: посмотрите расстояние от Незлобной (Георгиевск) до Эльбруса (около 100 км),
может ли так выглядеть Эльбрус оттуда?! - очевидно, нет.

Это самый убедительный пример того, что имеем оптическое искажение - Эльбрус гораздо больше и выше,
чем должно бы быть.
Обвинять avals в фотомонтаже для меня бессмысленно, сам видел такое много-много раз.
xron 10:21 25.01.2012 ответить
0
avals, Откуда этот вид ?
avals 11:17 25.01.2012 ответить
0
пост гаи в конце Георгиевска-выезд на Пятигорск
xron 10:23 25.01.2012 ответить
0
йодолоМ, серьезно, видно или нет?

Я видел только где то на полпути к Ставрополю.
йодолоМ 18:03 25.01.2012 ответить
+1
Откуда же на полпути из Ростова в Ставрополь, с Павловской?или с Сальска? С Новочека только во сне, завидуя Славику (на фото выше)...но часто
xron 18:24 25.01.2012 ответить
0
Откуда же на полпути
*****

Да хз, помню что на автобусе по степи, где то с полпути.
Не по трассе Кавказ, а по той дороге что идет по степям восточней.

Сильно очень влияет чистота воздуха, вот с точки меж Ставрополем и Невинкой в хорошую погоду( ок 200км) осенью вообще детально ГКХ, смутно Казбек, хорошо видно скалы Ленца, даже можно различить морену северного БЛ.

А вот со стороны Горячего ключа ГКХ вообще практически не видно, несмотря на то, что очень близко- влажность воздуха высокая и всегда дымка.
bederepreset 23:19 24.01.2012 ответить
0
Уточненный расчет можно было и не приводить, тем более, что он дал более консервативную оценку. В этом случае любая горка высотою даже в 1000 м Арарат перекроет. Таинственная вершина в Турции высотою 3363 м по геометрии, действительно, проходит, но, если для некоторых совершенно очевидно, что это Арарат, то так даже интереснее: ребята видели мираж!
Leb 23:25 24.01.2012 ответить
+1
Да вряд ли. Расстояние до Карчхала маленькое. По очертаниям она тоже подходит. Азимут совпадает на 100 %
OSV 23:51 24.01.2012 ответить
+2
Офигеть!!! Не видел Ваших последних постов и сам занялся расследованием по азимуту.
Обнаружил, что азимут проходит между вершиной Чиганак и перевалом Салыннган.
Достроил в ГуглЕрс линию. Она прошла до середины озера Ван. Начертил ее на карте и тоже вышел
на вершину Карчал (у меня в атласе именно так - Карчал, 3600 м, 50 км на ЮЮВ от Батуми)!!!
Вот теперь ищу ее фото с северо-северо-запада...
Блин, ну так было похоже на фотку Арарата!
Но я еще не сдался и проверяю разные гипотезы))
Leb 00:06 25.01.2012 ответить
+2
Да, замечательно. :))


Кстати, судя по фоткам, там очень симпатичный райончик.


Много озер...
Leb 09:32 25.01.2012 ответить
+7


Гора Карчхал (3439), вид со стороны Софии. Вверху 3D-реконструкция по Google Earth, внизу фото с Софии.

bederepreset 10:09 25.01.2012 ответить
+2
Очень грамотно
xron 10:20 25.01.2012 ответить
0
Действительно похоже.
OSV 10:47 25.01.2012 ответить
+1
Уговорили, вношу изменения в текст
Vik-33 21:22 21.01.2012 ответить
+2
Спасибо вам ребята за красивые фотографии Софийского ущелья и горы Софии в зимний период. Бывали там весной,летом и золотой осенью, а вот зимой - не пришлось! Теперь увидели благодаря вам! Незабываемо! Спасибо!!!
takoy 18:02 22.01.2012 ответить
0
Молодцы! Я давно хочу на Софию сходить, а Вы это сделали зимой! А тому кто Вас критикует фраза-"Не ошибается тот, кто ничего не делает"
Спасибо за красивые фото!
takoy 18:03 22.01.2012 ответить
0
Стас, при случае расскажешь лично?
OSV 18:19 22.01.2012 ответить
0
Не вопрос!
vladk1965 15:31 23.01.2012 ответить
+1
Тоже хочется думать, что это Арарат, но обуревают сомнения. Если его и видно, над горизонтом он должен возвышаться не более чем на 1 км., как и Эльбрус. А так как он в 5 раз дальше, то должен казаться в 5 раз меньше а тут размеры вроде как сопоставимы, да и не на горизонте он а выше... буду рад, если я не прав..
isn 20:05 23.01.2012 ответить
0
Здесь уже А.Лебедев примерно объяснил, что Арарат будет виден,
кроме этого есть ещё эффект преломления лучей в верхних слоях атмосферы ,
за счёт которого объекты удалённые видятся выше и больше, чем должны бы по геометрии,
получается навроде того, что над наблюдателем расположено сферическое зеркало очень малой кривизны.
skierfan 14:59 24.01.2012 ответить
+2
Молодцы, поздравляю! В прошлом году, когда уходили с сырзавода, у меня были большие сомнения в возможности подняться на вершину по такому снегу. В этом году снега было меньше и восхождение удалось. 6-го января ходили в лыжную прогулку в ущелье Ак-Айры, видели ваши следы. Были сильные порывы ветра и мела позёмка, а под вершиной ветер был ещё сильнее... Рад, что зимнее восхождение удалось и все вернулись домой. Успехов вам и удачи!
OSV 17:13 24.01.2012 ответить
0
Спасибо. Вам тоже. И мы Ваши следы на спуске в Ак-Айры видели!
ophthalmist 02:14 27.01.2012 ответить
+1
Спасибо, расследование очень порадовало)))

Есть что сказать? Зарегистрируйся и пиши!

Написать

В закладки:


Обсуждаемые темы:

Dimon-Coyote 23:26 25.05.2012

Первый хайлайн на Маттерхорне

8 комментариев
Tom 15:12 25.05.2012

Бизнес-план (конспективный) создания фирмы "Эверестовский кислородопровод".

13 комментариев
lalena 07:45 25.05.2012

Эверест 2012: ужасы перильного альпинизма

63 комментария
blondie 04:08 19.04.2009

"Междуболтие" - новый маршрут на Мердвень(Уарч)-Кая. No bolts

10 комментариев
гоген 18:43 23.05.2012

Впервые совершена посадка вингсьюта без раскрытия купола парашюта.

68 комментариев
Veterok 11:19 18.05.2007

МАЕвское Двоеборье 27 мая - Положение

8 комментариев
Kostal 12:20 24.05.2012

Израильтянин не дошел 300 метров до вершины Эвереста, чтобы спасти турецкого альпиниста

53 комментария
stets 12:52 24.05.2012

А такой альпинизм нам нужен?

16 комментариев
Alex55 00:44 17.05.2012

Нужен ли нам такой альпинизм? - 2

56 комментариев
robinsya 18:24 25.05.2012

Интервью Риск.ру: Адильби Ахкубеков и Азнаур Аккаев о Безенги

6 комментариев
tamarius 13:20 25.05.2012

История одного полёта

16 комментариев
tashkan 17:28 24.05.2012

Отзыв на камы Rock Empire моделей Axel и MicroComet

23 комментария
Irina Morozova 08:10 23.05.2012

Еще один тест от Zion Women Climbing Fest

20 комментариев
pHoB 17:35 24.05.2012

Наконец-то я могу сказать: "Я зашел на Эверест". (Интервью)

12 комментариев
FanKav 08:53 12.05.2012

Майская прогулка по Приэльбрусью 2012

53 комментария
mixa 17:04 18.05.2012

Фомин Александр, НС на Башне 5 мая. Светлая память…

52 комментария
billy 15:20 25.05.2012

Курсы инструкторов-методистов: 17 кандидатов из 8-ми регионов России!

6 комментариев
Alex55 14:52 23.05.2012

Нужен ли нам такой альпинизм? - 3. Итоги голосования: 67% - против !

38 комментариев
magna 14:30 25.05.2012

Третий, уфимский. Болдерфест памяти Егора Пенигина

5 комментариев
leonov 20:54 28.03.2012

Ерыдаг летом. Приглашаем.

6 комментариев