обновить

Кстати, Нашли глюк на сайте? Расскажите нам. Исправим.

Закрыть
регистрация
144


Начинается зимний сезон, значит мы скоро вновь начнем обсуждать все "прелести", связанные с данной темой. Предлагаю вашему вниманию выдержки из работы сотрудников Института исследования снежного покрова и лавин , Давос, Швейцария. В данной работе собираются и обрабатываются статистические данные по НС в лавинах, произошедших в период с 1980 по 2000г. в швейцарских Альпах.



сорри, но в этом графике небольшая ошибка в подписи - в первую колонку входят и ски-тур и альпинизм



"Из 729 полностью погребенных под лавиной людей самостоятельно откопались 44 чел (6%), 328 чел. (45%) были откопаны напарниками, 357чел. (49%) спасательными службами. При этом из тех, кто был откопан напарниками 232 чел. (71%) выжили. 96 чел (29%) били мертвы. Из тех, кто был откопан спасательными службами 293 чел (82%) были мертвы и только 64чел. (18%) выжили."

"Больше всего засыпанных лавиной людей было обнаружено по видимым частям тела или предметам оставшимся на поверхности. Следующим идет число людей найденных при помощи бипера. В то время как, число выживших в первой категории составляет 85%, число спасенных с помощью бипера выглядит отрезвляюще – 51%. Как показали исследования (Бруггер, 1997г.)., шансы на выживание у полностью засыпанных лавиной людей зависят от времени пребывания в лавине. Среднее время, за которое напарники находили засыпанного человека по видимым на поверхности частям тела, составляло в среднем 10мин. Однако же среднее время поиска с бипером составляло 20 мин. Очевиден факт, что шансы на выживание при помощи бипера, должны быть улучшены - время между попаданием в лавину и откапыванием должно быть существенно сокращено через оптимальную организацию поиска, быстрое установление места «погребения», точную локализацию и быстрое откапывание."

"Общее число тех, кто в последние 4-5 лет (имеется в виду конец 90х. прим. перевод.) был откопан напарниками, остается относительно постоянным. Однако число выживших возросло по сравнению с предыдущими 15 годами". Это объясняется тем, что временная граница поиска в эти годы всегда проходит ниже 25мин. А в последние 2 года в среднем даже около 10мин. Из этого можно заключить, что уровень подготовки (образования) пользователей биперами в последнее время существенно улучшился."


От себя добавлю только, что в общем статистика за последние годы существенно не изменилась, однако еще более возросло число людей, найденных напарниками при помощи биперов. Они связывают это с появлением высокоточных приборов нового поколения и возросшим уровнем подготовки пользователей биперами. Внушает оптимизм.

материал подготовлен Леной Калининой

руковод. "DAV-Club-Russland"
русская группа мюнхенской секции Немецкого альпийского общества

Считаете ли Вы, что бипер - обязательная часть экипировки для тех, кто выходит "за флажки"





Какое снаряжение достаточно для оптимальной организации поиска?





Мне не нужен бипер, потому, что я знаю, как избежать попадания в лавину



бипер можно заменить отражателем Recco, вшитым в мои штаны







Уже проголосовало: 117 человек Просмотр результатов
Если прочитанное заслуживает внимания, скажите автору
Кстати, это уже сделано 144 раза

Возможно в тему:



Комментарии:

Arsenicum 10:24 10.10.2008 ответить
+1
"Больше всего засыпанных лавиной людей было обнаружено по видимым частям тела или предметам оставшимся на поверхности. Следующим идет число людей найденных при помощи бипера. В то время как, число выживших в первой категории составляет 85%, число спасенных с помощью бипера выглядит отрезвляюще – 51%."

Оправданным выглядит массовое внедрение лавинных шаров...
SingleFox 11:20 10.10.2008 ответить
+4
неправильный вывод. оправданным выглядит регулярная практика в работе с бипером и щупом.
Razdolbay 12:32 10.10.2008 ответить
+1
Согласен, практика необходима. да и теоретическая подготовка по поиску человека в лавине должна быть хоть какая-то. Грустно смотреть когда 8 человек с биперами и щупами топчутся 20 минут толпой на пятачке 10*10 м... и хорошо если это только тренировка.
maxtreme 15:24 10.10.2008 ответить
+2
В ближайшее время вроде как планируется перевыпуск книги "Чувство снега" там мы постарались и сделали много дополнений, в частности большую главу по методу поиска,надеюсь будет интересно!
Книжка на стадии - вроде как.Надеюсь что получится выпустить к Горнолыжному салону,вполне возможно что она будет бесплатной.Но этот вопрос от меня не зависит.
И еще планируется серия лекций по лавинной безопасности,так как мы делали это в прошлом году!
paniKa 13:05 10.10.2008 ответить
0
в любом случае, все, что может помочь сокращению времени поиска, имхо, надо внедрять. И конечно, самый быстрый способ найти человека - это его увидеть. о чем статистика и говорит.
только взаимозаменяемых инструментов, увы, нет. как-только человек перескакивает в категорию полностью засыпанных без видимых на поверхности частей, скорейший поиск обеспечивает только бипер.
paniKa 13:01 10.10.2008 ответить
0
2 admin: а это только у меня проблема с кодировкой своих вариантов ответов? не читабельно :( хелп!
Razdolbay 13:04 10.10.2008 ответить
+1
+1. не читаются.
siroco 13:11 10.10.2008 ответить
+1
Спасибо!

А есть данные по с 2000 по 2008 год?
Было бы интересно взглянуть, т.к. все таки народ, как мне кажется, в целом в последнее время лучше экипирован и подкован знаниями..
paniKa 14:10 10.10.2008 ответить
+3
есть. По сути, существенно изменились следующие показатели: среди общего числа засыпанных возросло число фрирайдеров (популяризация делает свое дело), и расклад сил теперь примерно такой : 1.ски-туристы, 2.фрирайдеры, 3.альпинисты и т.д. Среди тех, кто был найден с помощью биперов, вырос процент выживших. Это связывают с тем, что после опубликования исследований в начале 2000х европейские альпклубы поняли, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих и стали массированно проводить разъяснительную работу среди своих членов и предлагать в программах регулярные тренинги по работе с лавинным снаряжением. Ну и появление более точных биперов последнего поколения, конечно свою позитивную роль сыграло.
Точных цифр, звиняйте, не помню :)
julyku 13:25 10.10.2008 ответить
+4
Лен, класс! Правда свежие данные были бы тоже интересно посмотреть. Выложишь как-нить?
paniKa 14:13 10.10.2008 ответить
0
ага, через месяцок :)
paniKa 13:53 10.10.2008 ответить
+3
Дополнительная информация к размышлению:

Торговая марка шведской фирмы RECCO - система поиска человека в лавине. Система состоит из пассивного отражателя и активного поискового прибора. (принцип радара) У отражателя отсутствует какое-либо энергопотребление, поэтому его без проблем можно «встроить» в одежду или снаряжение для горных видов спорта.

Для того, чтобы система заработала, спасательные службы должны быть оснащены активным поисковым прибором RECCO, посылающим радиосигнал, отражаемый рефлекторами в одежде человека.

После представления прибора в начале 90х у фирмы RECCO возникли сложности с выходом на рынок, в частности фирма Swatch вынуждена была отозвать свою модель с интегрированным рефлектором. Однако же производители одежды – прежде всего для горнолыжников (сноубордистов) - с удовольствием оснащают рефлекторами свою продукцию любой ценовой категории.
Большинство спасательных служб больших горнолыжных регионов Альп оснащены поисковыми приборами этой системы, но за пределами Альп или даже в небольших альпийских зонах катания, в большинстве своем таких приборов нет.

Самый существенный недостаток системы RECCO состоит в том, что необходимый для обнаружения поисковый прибор используется только спасательными службами. В случае, если у группы нет других поисковых средств, она вынуждена ждать подхода спасателей. А поскольку шансы на выживание в лавине зависят очевидно и от времени пребывания в ней, безопасность, обеспечиваемая системой RECCO, ставится под сомнение.

Прим. Перев. – достаточно взглянуть на статистику выживших при участии спасательных служб.(см.выше). Становится ясно, что в большем числе случаев система RECCO поможет точно определить лишь нахождение трупа. 
Если отталкиваться от вывода, что первые 10-15 мин являются решающими, даже в Шамонях, с их мощной спасательной службой, слабо представляю себе, чтобы они успели за это время получить сообщение, собрать группу, поднять вертак, долететь и раскопать. Если вообще была возможность связаться со спасателями…
maxtreme 15:30 10.10.2008 ответить
+7
Хочу добавить, что иногда при поиске сигнал отражается от различных приборов,фотоаппаратов,телефонов и т.д что вылетело из рюкзака или кармана,плюс некоторые типы горных пород тоже способны отражать сигнал...все это существенно запутывает поиски
evvale 20:19 10.10.2008 ответить
+1
Хочу заметить что поиск с бипером указывает квадрат в которм находится источник и много времени уходит на выяснение местонахождения источника в самом квадрате(ну с какой либо точностью). После того как сократили поиск до 5 метров начинается охота на лис=( кто знаком те намного быстрее локализуют источник по 3 БИПЕРАМ. Я это к тому что при поиске бипером надо быть серьезно подготовленным иначе эффект как показано в таблице.
maxtreme 20:44 10.10.2008 ответить
+2
Как мне кажется, иногда может и не быть - 3-ох биперов...И если минимальный сигнал на 5 метров, даже при средней плотности снега(что мало вероятно) 350-500 кг/м в кб. - сами понимаете какую нагрузку испытывает тело!Конечно и чудеса бывают и это не повод все просить и не искать.Но вот как искать - это очень важно.Надо не только знать методику поиска,но и все время стараться тренировать себя моделируя разные ситуации
paniKa 21:31 10.10.2008 ответить
0
Надо не только знать методику поиска,но и все время стараться тренировать себя моделируя разные ситуации

согласна на 100%. несмотря на то, что теоретические знания никуда не исчезают, практические навыки необходимые для быстрого поиска, к сожалению, выветриваются. в принципе, рекомендуется в начале каждого сезона устраивать "беготню" с откапыванием, чтобы опять руку набить.
paniKa 21:08 10.10.2008 ответить
+2
миф. не нужны никакие 3 бипера и никакая охота на лис не начинается! после окончания точного поиска (т.е. локализация в те самые 5 м.) начинается следующая фаза - точечный поиск, во время которого при помощи метода 3х крестов, при помощи ОДНОГО бипера определяется точное место для зондирования. у подготовленного человека эта фаза точечного поиска занимает не более 2-3х минут максимум.
я себя подготовленным человеком не считаю, но в указанное время укладываюсь.

честно говоря, не перестаю удивляться: существует абсолютно стандартная методика поиска с бипером. она 100 раз описана, обмусолена, на всех тематических сайтах не раз обсуждена. И все равно из раза в раз появляются такие странные комментарии. извините, я совсем не хочу Вас обижать, но меня поражает откуда берется эта мифология.
evvale 22:07 10.10.2008 ответить
+1
Уважаемый paniKa ВЫ нисколько не обидели. а мифология бертся из таких вот таблиц как приведены выше старндартные схемы доют стандартные резьльтаты
paniKa 22:31 10.10.2008 ответить
0
уважаемая evvale, Вы не совсем верно истолковали результаты таблиц: действительно, пока уровень образования среди юзеров был низок (например, они были не в состоянии на 5 метрах в течении пары-тройки минут определить место для зондирования) статистика показывала такие печальные результаты. Но это говорит лишь о том, что люди, экипировавшись снаряжением, зачастую просто не были знакомы с ПРАВИЛЬНОЙ методикой. но с конца 90х ситуация становится все лучше и лучше и именно благодаря обучению. одного бипера абсолютно достаточно для быстрого и оптимального поиска, главное знать как это делается.
Mako 22:48 10.10.2008 ответить
+2
Спасибо за статью... Купить бипер уже не проблема, только б научили им пользоваться)))
maxtreme 23:05 10.10.2008 ответить
+3
Я лично вижу одно приемлемое решиние, а именно создание в России - лавинных школ
Ice-age 15:06 11.10.2008 ответить
+3
Поддерживаю, просто биппер без курса обучения не сильно увеличит шансы на выживание. Одна лекция намного сильнее влияет на положительную статистику. Не говоря уж, о полноценном курсе. http://www.risk.ru/users/ice-age/3250/
paniKa 15:13 11.10.2008 ответить
0
дык, давайте делать. мы у себя - вы у себя. кому-то удобнее поучиться в Альпах, кому-то на Кавказе, а кому-то и в Москве
Ice-age 17:05 11.10.2008 ответить
+2
А расскажи про курсы в Европе. Хотя по-мойму и поднималась не раз тема. Все таки ещё раз хотел уточнить. Насколько они обязательны например для альпклубов. Сколько стоят? Является ли биппер и набор обязательным при зимних выходах, выездах? Ну и так далее..
paniKa 18:21 11.10.2008 ответить
0
может в личку? pani_ka собака inbox . ru
Mako 20:48 11.10.2008 ответить
+1
С удовольствием поучился бы в Москве... надеюсь в этом году будут курсы подобные этим http://www.risk.ru/users/chum/2442/ . Может есть какая информация уже?
maxtreme 21:30 11.10.2008 ответить
-1
Серия лекций планируется на эту осень-зиму, как и в прошлом году.Даты пока сказать не могу.Этим вроде как взялся заниматься Дима Чумичев( chum ), так что ждем от него новостей!
Mako 20:41 11.10.2008 ответить
+1
Это было бы отлично... Жаль у нас нет учебных лагерей-программ на подобие тех, которые устраивает, например, Ortovox у себя в Германии.
skipatrol 16:58 09.03.2009 ответить
0
Так нет больших проблем. Мы набираем группы на недельный курс в УМЦ "Цей" - разумеется, цейкие
инструкторы. Ребята дело свое знают замечательно, программа интересная, на собственной шкуре есть возможность попробовать массу потенциально опасных моментов, но без негативных последствий, получит теоретические знания и отработать все на практике.
Будут желаюшие - можно делать несколько групп в сезон - УМЦ весьма востребован :) В апреле, вероятно, пройдет так же недельный курс в Кировске - по мере набора группы. Курс включает 15 часов теории и 19 часов практики, и практическое экзаменационное занятие. Из курса исключены 4 часа по первой помощи пострадавшим(в пользу проведения занятий, которые нельзя провести, например, в Москве), ПП идет отдельным курсом (20 часов) по программе Межд. Фед. Лыжных Патрулей.
Если это не считать рекламой, то более полная ин-фа на нашем сайте - Лыжный Патруль
Лыжный Патруль - не посредник, от нашего участия в наборе групп стоимость курса не вырастает.
Michgan 15:10 11.10.2008 ответить
+2
Лавина дело опасное, так что все средства хороши,но самое главное осторожность, при выборе маршрута и детальное его изучение!Пришол увидел наследил не катит!Спасибо за статейку увлекательно!
arabidopsis 17:50 12.10.2008 ответить
0
Мораль простая - на спасателей надеяться не приходится, поэтому навыками поиска в лавинах обязаны владеть все участники потенциально опасного мероприятия.
Suchkov 08:55 17.10.2008 ответить
+1
Дорогая paniKa, спасибо за хороший материал… Еще меня заинтересовала информация maxtreme о «Чувстве снега» … Оченьно интересно… Как бы достать эту книгу? Напишите…
У меня есть на эту тему соображения, давно занимаюсь снегом и лавинами… В полевых условиях хорошо зарекомендовал себя сдвигомерный индентор, установленный на лыжной палке, который позволял мне на скитуровских маршрутах по Сахалину при необходимости быстро оценивать состояние снега на склонах без вскрытия шурфа. Может этот опыт пригодится другим?…. Удачи Вам и нам на снежных просторах…
maxtreme 10:31 17.10.2008 ответить
0
Вроде как книжка выйдет к концу октября, как вам ее передать.В осносном она расчитана на неспециалиста.Вот анонс:

Чувство снега.Руководство по оценке лавинной опасности.

До сих пор считается, что недостаток лавинной осведомленности – основная причина гибели людей. Появляется вопрос: почему жертвы лавин смотрели на явное подтверждение опасности, но не "видели" это? И почему другие жертвы видели и понимали знаки лавинной опасности, но игнорировали их?
Книга «Чувство снега» предназначена для альпинистов, лыжников, водителей снегоходов, лесничих, спасателей и всех прочих, кто путешествует или работает в лавиноопасных районах.
Лавины не случайны, они сходят по определенным причинам. Мы твердо уверены в том, что даже профессионалы могут ошибаться в оценке устойчивости снега по причине сложности факторов, которые определяют его стабильность.
Множества несчастных случаев можно избежать, научившись замечать признаки лавин и обобщать ключевые сведения.
Книга дает схему оценки лавинной опасности. Мы должны научиться думать, как поведет себя лавина в той или иной ситуации, чтобы оценить степень риска и принять правильное решение, основанное на собранных данных.
paniKa 14:04 17.10.2008 ответить
-1
а может быть и Вы тоже могли бы здесь что-то написать, поделится соображениями и практическими советами? было бы интересно почитать.

Есть что сказать? Зарегистрируйся и пиши!

Написать

Обсуждаемые темы:

Nor4 16:09 01.09.2010

Стартовал конкурс "Талисман Олимпийских Игр Сочи- 2014"

26 комментариев
skvoznik 07:42 02.09.2010

Станция RedFox 5300: День Рождения

84 комментария
robinsya 00:48 01.09.2010

Северное лицо Шивы...

37 комментариев
evst 09:49 02.09.2010

3 человека погибли на спуске с Победы.

21 комментарий
Patashnik 08:57 31.08.2010

Пёс -лучший друг альпиниста

93 комментария
magikanen 18:21 02.09.2010

Погиб Андрюха Байназаров

3 комментария
Mfkclimber 17:48 31.08.2010

Фестиваль Лаго-Наки 2010.

6 комментариев
Tiramisy 00:03 02.09.2010

Срыв на Белухе - нужна помощь пострадавшим!

13 комментариев
uzh 22:48 01.09.2010

Фашистский флаг на вершине Эльбруса

78 комментариев
shvets 03:57 29.08.2010

Наполним музыкой...?

15 комментариев
boffin 14:49 02.09.2010

Башха-ауз-Баши по З. Контрфорсу С. Гребня (3Б)

5 комментариев
wildCAT 16:27 02.09.2010

Заразное это дело – поиск менеджеров…

1 комментарий
Tom 18:43 17.12.2009

История одесского альпинизма в фотографиях из альбомов А.В.Блещунова.

9 комментариев
kirasan 03:36 31.08.2010

Ушба. Охота пуще неволи.

32 комментария
Leonidvas 13:27 02.09.2010

Ушба

1 комментарий
WildRain 20:55 20.08.2010

Умер Макс Розин

55 комментариев
aigleroyal 13:31 02.09.2010

Продам немного хорошей снаряги, недорого

3 комментария
nickua 01:48 02.09.2010

Фотографии Витторио Селла

11 комментариев
robinsya 12:42 02.09.2010

Тулаги-Гималаи-2010

2 комментария
MikRyzhov 14:36 25.08.2010

НОВЫЙ РУДНИК УНИЧТОЖАЕТ ХИБИНЫ

66 комментариев