Байки с Махиндры

Пишет pokemon, 08.08.2009 21:09

Байки с Махиндры (Альпинизм, гималаи, махиндра)

Скоро мы поедем в Китай покорять вершину Сы Гунян – самое время написать, наконец, хоть что-нибудь о нашей прошлогодней поездки в Индию :) Не хочется утомлять читателя повествовательным стилем, вместо этого расскажу несколько забавных историй, которые запомнились и которые уже много раз рассказывал устно...

Про тазики

Эта милейшая история приключилась при вылете из Шереметьево. Там на досмотре используются пластиковые тазики, куда народ складывает одежду и обувь для последующего просвечивания рентгеном. Наши орлы – Сошников и Король – спросили у тетки на досмотре: «Хорошие тазики! Можно мы их с собой заберем?» - а тетка возьми да ответь: «Да ради Бога! У нас их много». Шутки шутками, но два тазика были реально взяты в самолет и в итоге доставлены в базовый лагерь, где использовались для готовки, стирки и мытья посуды...

Про пермит

Если вкратце, то пермита (разрешения) на восхождение у нас не было. То есть на вершине мы были нелегально :) Дело даже не в том, что пермит стоит денег, а в том, что оформление пермита на нехоженную вершину в Индии – офигенный геморрой. Заявка должна пройти хренову тучу бюрократических инстанций, все это занимает три месяца, и при этом результат не гарантирован! Замечу мимоходом, что за три месяца до поездки состав экспедиции еще не был определен окончательно...
Зато мы знали, что в этот район все ездят без пермитов. Ну и мы, ясное дело, решили сделать также – а чем мы хуже? А теперь – внимание! За неделю да вылета (а уже куплены билеты, все уже договорено и утрясено) наш индийский друг-турагент говорит мне по телефону: «Там на въезде в долину Индийская альпфедерация поставила пост, где они проверяют пермиты. Если у проходящей группы пермита нет, а альпснаряжение есть, они его изымают» - типа, заберете на обратном пути - «А как они узнают, есть у нас снаряжение или нет?» - «А они шмонают». Я тихо охреневаю – вся экспедиция на грани срыва! Мы с индусом обдумываем всякие пожарные варианты, типа, провезти снарягу через пост втихую с местными, или оформить пермит на какую-нибудь левую вершину, или найти посредника, который договорится о взятке... Через три дня он звонит мне и говорит, что пост вроде-бы сняли – что-то там пошло у них криво. Информация пришла через третьи руки – там телефонной связи нет, так что ехали мы туда реально стремаясь, готовясь к худшему – а деваться нам все равно уже некуда! Но поста действительно не было, и все обошлось. Правда, в одной их соседних экспедиций был офицер связи, который пытался качать права, но это совсем другая история...
Кстати, раз пошла такая пьянка, не могу не порекомендовать нашего турагента – это Каушал Дезай, супер-мега-экстра-обалденный чувак, сам реальный альпинист, если хотите поехать в Индию в горы, связывайтесь с ним, не пожалеете!!! Вот его сайт: http://www.above14000ft.com

Про состегнутый спальник

Хит сезона!!! Если вкратце, то история – о том, как мы спали втроем в состегнутом спальнике ВАЛЕТОМ! Дело было так. Мы с Сошниковым оторвались, то есть ушли на стену с ночевкой и намерением не спускаться вниз, пока не покорим вершину. Король с Влазневым должны были подойти на следующий день. Когда мы с Саней вылезли на нашу полку, были уже сумерки, мы были замерзшие, а полка не плоская ни фига, там снежный склон градусов 45, причем не особо толстый, а под ним такой же скальный склон. Там нельзя было просто склон срыть, надо было вылепливать часть площадки из снега. А у нас были одни рукавицы на двоих. Мы заколебались все это сооружать, реально долго делали. И вот, легли мы наконец в палатку, еле живые, спим уже, как вдруг: кашель на расстоянии метров ста! Поясняю: от нас до земли метров триста минимум! Я охренел не на шутку – толи у меня глюки, толи это снежный человек! Через десять минут кашель уже поблизости – я понимаю, что, видимо, это Король – у него был бронхит, и кашлял он так, что просто кровь стыла в жилах. Короче, еще через пять минут Король - возле нашей палатки. Оказывается, они с Влазневым решили не дожидаться утра и пойти в отрыв в ночь – герои, блин. При этом палатка и спальники были у Влазнева, а сам он сильно отставал – у него началась простуда, но отказаться от восхождения он не мог – он же Влазнев! Мы с Королем быстренько вылепили из снега площадку под вторую палатку – просто снежная крепость получилась! Но: Влазнева даже еще не слышно! А мороз – градусов 10 примерно. И высота – 5500. Пересидеть хотя бы полчаса в такой дубак просто нереально. Надо быстрее в палатку и в спальник. А у нас – два спальника на троих. Наши с Сошниковым спальники – хвала Аллаху! – состегиваются. Но тут выясняется, что в нашу крутую мембранную палатку от Black Diamond трое мужиков могут лечь только боком – палатка реально двухместная. Решение было гениальным в своей простоте: там, где состегивается низ спальников, молнии застегнуть не до конца, чтобы тот, кто ляжет посередине, мог туда просунуть голову, тогда мы сможем лечь валетом. Решили, что средним будет Король. А теперь – внимание, вопрос! – где будут ноги Короля? Правильный ответ – прямо перед носом у нас с Сошниковым. Для тех, кто еще не понял, объясняю: носки, в которых человек неделю работал, обувшись в альпинистские ботинки и на морозе, обладают, ну, в общем, характерным запахом. Так вот, я честно попытался заснуть. Пытался минут десять наверное. Но это было нереально даже для меня, при том что я человек не особо чувствительный (кто знает – тот подтвердит). В итоге я отрыл где-то полиэтиленовый пакет, надел его на ноги Короля, сверху положил какую-то поларку, и на все это положил свою голову. Так и спал, обнимая ноги Короля. Вот такая вот альпинистская идиллия... А Влазнев пришел только в четыре утра.

Про погоду

Немного о нашем неимоверном героизме :) Когда мы приехали в долину, погода была отличная почти две недели подряд. Была непогода, но каждый раз по одному дню, не больше. Мы решили, что здесь всегда так. Надо сказать, что подход из базового лагеря под стену - 12 км в длину и почти полтора км набор высоты. Высота БЛ - 5200, то есть подход под стену - это как с Бочек на седло Эльбруса, только с неслабым грузом. Поэтому хорошую погоду мы растратили на перетаскивание грузов под стену. Потом погода изменилась зеркально - один день погоды на несколько непогоды. А мы по привычке ждали, когда погода установится надолго. В итоге стало понятно, что погоды не будет, а времени на восхождение совсем впритык. Тогда мы решили работать каждый день, в любую погоду. И тут нам мало не показалось. Поскольку каждый день был мороз и снегопад, а рельеф там экстремально сложный, были дни, когда удавалось пройти всего одну веревку. Было очень холодно, по ночам в палатке было -5. В какой-то момент стало казаться, что мы просто физически не успеваем пройти стену. Мы выжимали из себя все, что могли. Работали просто с остервенением. Король, я помню, как-то ночью лез соло. Уже рассчитали день, когда надо поворачивать назад, чтобы успеть в Дели на самолет. В итоге все же успели.
На самом деле, в некотором смысле нам повезло, что была непогода. Наш маршрут идет по полкам, а на них куча живых камней. Их прикрыло снегом, и они не падали. А когда в последний день вышло солнце, и все стало таять, я просто ужаснулся, глядя на вытаивающие камни. Они вообще на волоске все висели, прямо над нами. Мы когда спускались, я шел первым и делал спусковые станции на шлямбурах. В какой-то момент я услышал над собой шум, и понял, что щас полетит просто конкретно. А я вишу на отвесной стеночке. А веревка надо мной лежит на перегибе. Если ее перешибет, я вообще ни за что удержаться не смогу - у меня между ног баул с железом и 3 веревки. Я стал судоржно думать, чем бы заложиться, чтобы пристраховаться к стене. В итоге я заложил шант - а больше не было ничего под рукой (шант, кто не знает – железочка такая квадратненькая). И тут пошли камни, сразу много, жуткий залп. Вообще-то все произошло секунды за три, мгновенно. Потом я узнал, что Диме Влазневу в голову камень попал, а в палатке насчиталось дыр семь где-то. А шант я потом молотком выковыривал – вот ведь засунул со страху...

Про беременную овцу

Немного брутальная история... По дороге в базовый лагерь мы проходили через овечьи стада, которые мирно паслись в долине. Поскольку свежее мясо несоизмеримо лучше консервированного, мы решили прикупить пару овечек, чтобы зарезать и съесть при случае. Наш проводник выбирал для нас самые упитанные экземпляры. В итоге мы взяли барана и довольно крупную овцу. Вы не поверите, но треккинг оказался для них нелегким делом – под конец дня нам пришлось тащить их на себе. Барана мы порешили сразу, как только пришли в базовый лагерь. Его мяса нам хватило дней на десять примерно. Овечку же мы оставили на «после горы». Каково же было мое разочарование, когда, спустясь с горы, я обнаружил, что овечку подарили гиду соседней экспедиции! За то время, которое мы были на горе, наши наблюдатели в базовом лагере поставили ей диагноз «беременность» - вот, блин, гинекологи-любители! Впрочем, это объясняло «упитанность» овечки... В общем, наши гуманисты решили, что резать беременную овцу – бесчеловечно. А небеременную резать – это нормально, да? К счастью, мы нереально быстро свалили из базлага вниз, поскольку некоторые члены экспедиции были не вполне здоровы и надо было сбрасывать высоту с реактивной скоростью. Так что мясо нам есть все равно было бы некогда. Зато стеб на тему «кто обрюхатил овцу» стал одной из любимых шуток экспедиции...

Про офицера связи

По индийским законам любая иностранная альпинистская экспедиция должна иметь в своем составе так называемого офицера связи, то есть представителя индийской альпфедерации (Indian Mountaineering Foundation), который должен следить, грубо говоря, как бы чего не вышло. То есть, фактически, вставлять палки в колеса. При этом он должен быть равноправным членом экспедиции, то есть ему надо предоставить жилье, еду, и полный комплект снаряжения наравне с другими. Как правило, люди, выполняющие функции офицера связи, не имеют ни опыта альпинизма, ни желания его приобретать, а вместо снаряжения берут деньгами.
Характерный факт: корейская экспедиция задержалась на подходах на два дня из-за того, что у офицера связи началась горняшка. Он два дня от нее отходил.
Мне, если честно, было его жалко. Хотя бы потому, что, пока мы были на горе, он плакался Ксюше, что ему уже 30, а он все еще девственник. Вообще, оригинальный способ ухаживать за девушкой :) Но дело не в этом. Дело в том, что в прошлом году в долине Мияр, где мы имели честь быть, было шесть экспедиций. И только у одной – корейской – был офицер связи. В результате вся наша нелегальная тусовка его тихо ненавидела - формально он мог нас засадить в тюрьму. Нетрудно догадаться, что силы были неравны – один против кучи народа! А места кругом дикие, тайга – закон, медведь – прокурор... Поэтому несчастный офицер связи ходил по стеночке и боялся слово сказать.
Основной состав команды увидел офицера связи только один раз – когда мы валили из долины вниз. Проходя мимо мы зашли к корейцам попрощаться, а он вышел к нам и сказал: «Я знаю, что вы были на вершине без пермита. Это нехорошо». Гриша Кочетков сказал ему на это: «I does not speak English», и мы расстались с ним навсегда.

Про корейцев

Когда в долину поднялись итальянцы – огромная экспедиция, где у каждого участника была отдельная палатка! – они нам сообщили о том, что на нас надвигаются корейцы. Большая корейская экспедиция поднимается в долину, чтобы, ни много ни мало, покорить Махиндру по юго-восточной стене, то есть фактически они целились на тот же маршрут, что и мы! При этом в отличие от нас у корейцев есть а) пермит на Махиндру и б) офицер связи. То есть они могли не просто составить нам конкуренцию, а вообще помешать восхождению. Это нас подстегнуло к тому, чтобы ускориться. К нашему счастью, корейцы все делали ну очень медленно и основательно. Кроме базового лагеря под стеной они поставили промежуточный на полпути. К тому же, их было безумно много, то есть человек пятнадцать альпинистов – и все на один маршрут! Нам было прикольно наблюдать за ними со стены – их передовой лагерь было прекрасно видно. Мы, если честно, боялись, что они нас облезут - мы же выбрали САМЫЙ трудный путь по стене :) Американцы на соседнюю вершину Махиндры поднялись за 2 дня! Но, к счастью, корейцы оказались реальными тормозами. В итоге, они подошли под стену на разведку в тот самый день, когда мы дюльферяли! Я спускался первым и встретился с ними под стеной. Они мне сказали, что хотели лезть примерно по нашей нитке. Представляете себе их разочарование! Ты едешь хрен знает куда, чтобы совершить первовосхождение, делаешь кучу подготовительной работы, про деньги я уже молчу, подходишь под маршрут с решимостью биться до конца, и тут своими глазами видишь, как другие убивают твою мечту! Жаль, конечно. Они были отличные ребята. Угощали нас жэнь-шенем. Они так и не сходили ничего :( Сумели пройти только две веревки. Для них это был слишком сложный рельеф и слишком плохая погода. А меж тем это была сборная сильнейшего альпклуба Кореи! Вот так мы показали всем, что русская школа альпинизма кое-чего все-таки стоит, несмотря на критику отдельных западных коллег...

Про мотоциклы

После восхождения у нас осталось несколько непотраченных резервных дней, и мы зависли в Манали. Манали – это столица долины Куллу, а долина Куллу – это, если выразиться образно, Индийская Швейцария. Не зря Рерих и махатма Ганди тусовались именно там. В Манали обалденная захипованная интернациональная тусовка. Чувствуешь себя гражданином мира, что я лично обожаю. Среди прочих развлечений Манали мы открыли для себя прокат мотоциклов. Стоит сущие копейки, а сколько удовольствия! Король с Сошниковым устраивали лихие ночные заезды по городу. Однажды они, заблудившись в хитросплетении местных дорог заехали в какой-то индуистский храм. Главным впечатлением стал нереальный кумар внутри – абсолютно голые мужики-йоги курят немыслимых размеров косяки. Такая вот местная экзотика!
Но это все фигня по сравнению с тем, как мы ездили на мотоциклах в Нагар. Нагар – это историческая столица королевства Куллу, где стоит королевский дворец, а также дом-музей Рериха. Надо сказать, что места просто немыслимо красивые, очень пышная зелень, огромные лиственницы, и впечатляющие масштабы горной долины. Правда, с утра моросил дождик. Мы приехали в Нагар изрядно подмокшие.
Главное впечатление от дома Рериха – умел мужик жить! Я бы так не отказался... Двухэтажный деревянный домик комнат эдак по пять на каждом этаже, скромная, но со вкусом обстановка, в гараже – Шевроле, который даже сейчас смотрится очень внушительно. Но главное – это вид из окон и с балкона! Дом стоит на склоне долины на высоте метров пятьсот от ее дна. Вид – как с птичьего полета! И, кстати, всего метров триста до королевского дворца – неплохое выбрал место :) Кстати, в Нагаре Рерих проводил лето. Зимой он жил в своем втором доме в Бангалоре, у моря. Если добавить к этому, что на жизнь он зарабатывал одновременной работой на советскую, германскую и американскую разведки, а на досуге рисовал и размышлял на философско-религиозные темы, то станет до боли понятно, что жизнь удалась... Кстати, его картин в музее совсем немного. Но те, что есть, просто гениальные – не могу подобрать другого слова.
Королевский дворец не выглядит роскошным, но он весьма своеобразен. Он построен из каменной кладки без раствора. Кладка периодически скрепляется деревянными балками. Удивительно, что такое здание имеет целых три этажа и стоит уже пятьсот лет...
Но главное приключение ждало нас по дороге назад (а это 30 км). Моросящий дождик превратился к этому моменту в ливень. Я ехал пассажиром с Саней Сошниковым, и у меня не было шлема. Так вот, удары капель дождя в лицо на скорости были такими сильными, что приходилось зажмуриваться, иначе просто невыносимо больно бьет по глазам. А дорога там весьма разухабистая, так что это был забавный аттракцион – по кочкам на мотоцикле с закрытыми глазами. Но это еще не все. На полпути мотоцикл Короля заглох и отказался заводиться. Было уже темно, было весьма прохладно – плюс 10 примерно, был ливень, а мы пытались подручными средствами починить мотоцикл. Все телефоны, что у нас были, сели. Без шуток, это было экстремально. К счастью, поломка произошла в какой-то деревушке, к нам вскоре подошли местные, предложили помощь, и мы переместились в некий гараж неподалеку. Попытка починки результатов не дала, и мы, взяв у местных ребят телефон, позвонили чувакам, которые дали нам эти байки (в смысле, мотоциклы) в аренду. Через полчаса они приехали за нами на машине и эвакуировали нас.
Байки с Махиндры (Альпинизм, гималаи, махиндра)

Бонус-трэк (на правах рекламы)

Легкий стриптиз на пути из базового лагеря в цивилизацию. Девушки! Поехали с нами в Тибет наблюдателями (смотри ссылку) – вы проведете незабываемый месяц с горячими парнями :)

Наш спонсор - компания Mountech (сеть магазинов "День Сурка")