Трек в Наар. Хуш келибсиз.

Пишет Tom, 14.06.2011 13:32

Первые ворота в Наар

"Да я в ледовых трещинах чаще оправлялся, чем вы в сортирах!"
Фарамаз

И только я блаженно, укрывшись спальником, захрустел костями на полатях, как лодж весьма ощутимо содрогнулся.
«Дава упал с лестницы» – первая, совершенно дикая мысль, пришедшая мне в голову.

Но, поскольку, после толчка, крика не последовало, а упав со второго этажа, Дава явно не мог замолчать навеки, я выполз из состояния блаженства на балкон лоджи.

По двору бестолково бегали непальцы, во всей деревне вспыхнули фонарики и начался суетливый ор.
По лестнице, совершенно здоровый, но испуганный, бежал Дава с криком - "Землетрясение!"

Дава. Видно, кто в треке хозяин...

-«Так вот, как оно теперь будет…» - сонно подумал я, оценил конструкцию крыши над головой и, решив, что до смерти не завалит, лег и попытался вновь погрузиться в состояние отрешенности.

Но крики за окном и воспоминания об Одесском землетрясении спугнули подкрадывающуюся нирвану. И тогда я тупо уснул с уходящей в сон мыслью –« Не, не Фукусима к счастью....»

Селение Наар до землетрясения

Это было в Нааре, вечером 2 мая, на высоте 4100 м.

В Наар мы весело пришли из Кьянга, предварительно прогулявшись в Пу.

Селение Пу

Вначале было весело от спуска вниз (правда, мысль о том, что мы бездарно теряем высоту, периодически возникала).

Мы шли по той же тропе, где прошли пару дней назад, но изменившиеся ракурсы видов на окружающие вершины создавали иллюзию, что всю эту красоту мы видим впервые.

Да и знакомые три спуска-подъема к месту преодоления рек, на обратном пути, дались легче, чем при подъеме по неизвестной тропе.

Подойдя к развилке на Наар, мы ушли вправо, к виднеющемуся на другом склоне ущелья монастырю. Судя по виду реки, напоминавшей сверху маленький ручеек, потерять нам по высоте предстояло изрядно.

Монастырь

Тропа пошла вниз по совершенно диким конгломератным склонам. Кое - где, было даже немного страшновато.

Лабиринт конгломератных останцев, мостики из прогнивших веток, вырубленные в породе тропы - опасно, но очень экзотично.
Сфотографировать это было сложно, и глазами-то всю эту круговерть можно было обозреть, только крутя головой, никакой объектив этого чуда природы запечатлеть не мог.

Тропа в Наар

"Я не мало по свету хаживал" :-)), но такой тропы никогда не встречал. Только ради этого места стоит сходить в Наар.

А потом оказалось, что до дна ущелья спускаться не надо. Метрах в пятистах над рекой когда-то, просто каким-то чудом, был построен мост. И сторожевая башня при нем.

Мост в Наар

И башня при нем

Мост еще в проходимом состоянии, но, на всякий случай, рядом построили резервный стандартный мост на тросах, чем резко усилили безопасность, но почти свели на нет риск и романтику перехода над бездонным ущельем. (Ущелье так причудливо извивается склонами вниз, что дна реально и не видно).

Наарские мосты

Бездонная пропасть

А потом, как водиться, наступил закон сохранения высоты, и все, что было радостно потеряно, пришлось радостно (а чего, собственно, грустить) набирать по крутой, но достаточно обустроенной тропе в Наар.

Заход в Пу положительно аукался в организмах, и мы достаточно быстро пришли в Наар, пройдя пару живописных арок-ворот и массу симпатичных ступ.

Вторые ворота в Наар

На подходе к Наару

Попытки подвигнуть портеров пройти еще три часа к лагерю под перевалом, положительного отклика не получили, и мы остановились в Нааре, где каждый занялся своим любимым времяпрепровождением.

Кладоискатели бродили по деревне с металлодетектором , но улов, к удивлению, был не богат. Это, видимо, вызвано столь же не богатым бытом местного населения. У них попросту нечему из карманов вываливаться.

Носители чистого и светлого прошлись с братательной миссией по местам обитания аборигенов, раздавая детям конфеты и шарики, взамен на разрешение вытереть сопли и умыть одариваемых.

Не чуждые коммерции ударились в шопинг, килограммами скупая копеечную здесь ярсагумбу, подогреваемые мыслью о том, что в Китае кило стоит, якобы 5000 доларей. Представляю себе своих друзей, из-под полы торгующих ярсагумбой на площади Тяньаньмэнь в Пекине:-))

Ярсагумба (Кордицепс)

«No vegetarian» попытались организовать охоту на кур, в очередной раз уяснив для себя, что в Непале есть деревни, где запрещено убивать живность.

Я, одновременно пытался въехать в стиль и ритмику написания книги Алессандро Барикко "Шелк" и объяснить милой девушке, как можно не мыться пятый день кряду.

Отвлеченный семантическими изысканиями и попыткой представить, как этот прекрасный роман звучит на итальянском, который я один раз слышал в Доломитах, я не слишком контролировал диалог с девушкой, в результате наш разговор прозвучал примерно так-

Девушка – «Томчик, нельзя ли каким-то образом в этом забытом Богом месте принять душ. А то пятый день без горячей воды, как-то…»

Я – (одновременно внимательно изучая 59-ю главу книги, понимая, что после душа девушка может, как Федя Конюхов в Антарктиде, простыть и доставить мне массу проблем, вместо радости общения , и где-то еще, параллельно, мысленно коротко и грубо ответив – группа Лебедева месяц не моется и здоровее всех нас) на самом деле вежливо произношу –

«Берешь влажные салфетки, обтираешь свое прекрасное тело и становишься такой чистой и благоухающей, что тебя можно будет даже облизывать (извините, Барикко навеял…)

Девушка (почему-то возмущенная тем, что я не отрываю глаз от книги) – «И сколько, по твоему, для этой процедуры, мне салфеток понадобиться?»

Я (не учуяв подвоха и плавая в языковых изысканиях) – «Дюжину на твою изящную фигурку будет достаточно…»

Девушка (подловив таки меня, расслабленного) – «Томчик, если ты засунешь всего одну салфетку себе в рот, ты сможешь меня облизывать с тем же успехом для себя, при этом сэкономив 11 салфеток, а я тебя просто умоляю, ну организуй мне, пожалуйста, душ, у меня голова пять дней не мыта…»

Тут я, наконец, оторвался от книги, задумчиво посмотрел на изрядно запыленную и разъяренную от неустроенной жизни девушку, вспомнил эпизод из фильма «Обыкновенное чудо» и заорал – «Дава, организуй, пожалуйста, ведро кипятка . Кизяка не жалеть!»

Вот такие вот разнообразные времяпрепровождения группы в Нааре.

Утром, неспешно, прошагали часа три к штурмовому (звучит-то как) лагерю Кангла Педи (да и произносится классно).

Выходная калитка из Наара

Тропа к Кангла Педи

Стандарт – домик для портеров, места для палаток, вода.

Лагерь Кангла Педи

И тут случилось непредвиденное. Но давно зреющее. Друзья попросили у меня карту трека. Почти секретную, т.к. неоднократно убедившись в мудром высказывании о знаниях, приумножающих скорбь, я не старался особенно ставить всех в известность о предстоящих нам трудностях перемещения. А вдруг их и не будет вовсе, зачем себя зря стращать?

Быстро сжевать такую огромную карту я не мог и пришлось выложить ее для всеобщего замусоливания загрубевшими в треке пальцами.

Секретная карта

Я еще надеялся, в душе, что народ не будет особо вчитываться в сумерках в мелкий шрифт на неродном языке.

Да, жаль, что карта была не на китайском, а английский как-то все уже и понимают.

Не жалея зрения, мои друзья нависли над долго скрываемой от них картой и, в свете керосиновой лампы, прояснили для себя следующее -

1.- Место лагеря есть ареал обитания снежных леопардов.

2.- Перевал называется KANGLA BHANJYANG. Поскольку второе слово внятно не произносилось , постановили называть перевал просто Кангла. Заодно выяснили, что его высота 5306 м.

3. – На спуске с перевала нас ожидали скальные стены и сумасшедшая тропа, вперемешку с красивыми видами.

4. – И, самое неприятное. Кирилл, наиболее дотошный и хорошо разбирающийся в нюансах не нашего языка, внимательно посмотрел сквозь свои и мои очки мне в глаза и спросил - «Вот тут написано, что перевал проходим только с июля по сентябрь, а до июля еще два месяца. И где мы собираемся их коротать?»

Кирилл спросил...

Но я-то этой надписью еще в Одессе через лупу был ошарашен. И был готов к ответу.
Поэтому не стал удивленно и растерянно спрашивать – «И где это написано? Да это полная глупость, чья-то идиотская шутка…»

Нет, твердо и уверенно (исполняя "Заповедь" Киплинга), который писал – «Останься честен, говоря с толпой») произнес – «Да, перевал открывается только в июле. Для ишаков. А для таких одаренных групп, как наша (на мою беду знающую английский, мысленно добавил я) перевал проходим круглогодично.
О как.

Как писал Старый младенец в "Трех телегах", преодолев перевал Канга на яке -

Николай Рерих. "Лао Цзе"

"Не важно, что ты сказал, главное, как ты это произнес".

А я произнес так, что ни у кого не осталось и тени сомнения в нашей способности пройти перевал.
Ну, почти ни у кого.
Я, лично, сомневался.

И я всю ночь борол свои сомнения, подначивая себя ключевой фразой Бильдера из рассказа Александра Грина "Капитан Дюк" – «Никогда в жизни капитан Дюк не осмелится пройти на своей "Марианне" между Вардом и Зурбаганом в проливе Кассет с полным грузом».

Единственно, где я дал слабину, так это позволил Даве уговорить меня выйти утром не в 4, как мне хотелось, а в 6 утра.

Никогда, друзья мои, никогда не поддавайтесь на такие уговоры шерпов. Помните, что они ходят пошустрее нашего и, главное, они на своем далбате значительно легче нас, отягощенных плохо переваренной козлятиной.

В 6 утра рассвело,

и мы двинулись по долине к перевалу. Долина довольно быстро кончилась и уперлась паршивенькой и без этого тропой в скальные выходы, густо пересыпанные снегом.

Снега становилось все больше и та самая, июльская тропа, вскоре исчезла в глубоких сугробах. Уже часам к десяти, сидя в снегу по развилку, я всячески вспоминал предательского Даву, себя слабохарактерного и виденные в одном из окон Пу снегоступы.

Июльская тропа

Поддавшийся на уговоры

Окно в Пу

Ползком, перекатываясь и используя лыжные палки как слеги на болоте, я добрался до перевала.
Конечно, самое обидное было в том, что шерпы шли рядом и, ничуть не проваливаясь, со злорадным сочувствием наблюдали за моими телодвижениями.

«Жрать надо меньше» - в очередной раз проклял я свое чревоугодие и, абсолютно логично, отдал свой рюкзак Пасангу. Что совершенно не испортило ему настроения и ничуть не повлияло на мою осадку.

У Андрея была идея фикс (кстати, кто такой этот Фикс?) выпить на перевале бутылку всенепременно шампанского.

Но первые, взошедшие (или, как сейчас модно говорить «покорившие») на перевал не могли дождаться замыкающих по причине конкретного дубаря, отсутствия места для распивания благородных напитков (ананасы разложить негде было) и страстного желания свалить вниз.

Перевал Кангла

Поэтому, распивание шампанского произошло 9 Мая на другом перевале.

А сейчас, каждый норовил побыстрее проскочить это наиболее низкое, доступное и безопасное для перехода место в гребне горного хребта.

Причем, в определении доступности и безопасности, особенно на первых ста метрах спуска, где, по большому счету, не мешало бы и веревку навесить, я бы воздержался.

Спуск с перевала

Но, придерживаясь высказывания Андрея Миронова – «А жить так хочется, как каждому из вас…», а не перильной веревки, все, в основном благополучно, вышли на осыпные склоны, потом на бесконечную морену и, в результате, «коленками назад», добрались до Навала.

После спуска с перевала

Один портер, правда, поскользнувшись, сбросил поклажу (что, как вы знаете, делается одним гордым вскидыванием головы), что, возможно, спасло его организм от травмирования, а два других, вдохновленные дурным примером и, не ожидая проскальзывания, избавились от баулов, которые просвистели по снегу до скал метров 200.

В результате, все, что могло в этих баулах подвергнуться деструкции, было разбито, сломано, раздавлено и расплющено.
Это, к слову, к дискуссии о поведении портеров в экстремальной ситуации.

В Навале всего один приличный лодж, «Кайлас», который даже не смог вместить всю нашу группу.

Селение Навал

В Навале

Главная площадь селения Навал

Отель Кайлас

Ресторан отеля "Кайлас"

Пришлось мне жить кое - где.
Зато, будучи отделенный от белого шума разговоров, я, наконец, дочитал презентованную мне Ларисой книгу Л.Улицкой "Зеленый шатер".
Отлично. Рекомендую.

Спуск в Навал с перевала довольно продолговатый и противный. На осыпях сильно побил ботинки, мембрана, верно, точно накрылась. Круто, пыльно, безотрадно.

Радуют только красивые виды разных Чулей (Западной, Центральной, Восточной и Дальней). Треккинговые шеститысячники, надо бы, кстати, собраться с духом…

Скорее всего, это не Чули...

Из Нарвала прекрасный вид на взлетную полосу в Умде, что расслабляет и навевает мысли о Покхаре, русалках озера Фева и бурлеске в ресторане «Голодный глаз».

Вид на аэропорт Умде

Прочь, прочь пораженческие мысли, у нас еще все впереди. Думали мы.

На следующий день перекочевали в Мананг, практически, в цивилизацию, с выпечкой, стейками яка и холодным душем в одноименном с яками отеле.

Где я и простыл.

В Мананге день отдохнули, зализывая потертости и глотая антибиотики, и каждый принял для себя нелегкие решения. Умные и разные.

О чем расскажу позже, если Муза посетит. Или, скорее, наконец уйдет и даст мне работать.

В репортаже использованы фотографии В.Лобанова, И.Савченко и В.Томчика.