Пишет Tom, 24.01.2009 02:13

Ама Даблам

Рассказ славного испанского парня Санти Падроса о его восхождениях на Ама Даблам. С прологом и эпилогом. (Альпинизм, гималаи, франческо фацци, петер томко, свободный тибет 2065)

Фото П.Чочиа
Прохождение этого маршрута на Ама Даблам отметили все ведущие альпсайты мира.
На сайте РИСКа это было здесь
Но когда я прочитал описание восхождения устами Санти (Сантьяго) Падроса, я решил рассказать об Ама Даблам, Гималайском Маттерхорне, чуть больше.

ПРОЛОГ

«Свободный Тибет 2065»

Испанец Санти Падрос и итальянец Франческо Фацци, повторив нижнюю часть маршрута японцев 1985 года, совершили восхождение по Западной стене, возможно, впервые по этому маршруту, сложностью V+, 80о и М5+, и протяженностью 1500 м.

Франческо(слева) и Санти.

Рассказывает Санти Падрос.

Мы приземляемся в Непале как раз с наступлением Нового года по непальскому календарю, 2065-го! После выполнения классических «катмандушных» формальностей, 14-го апреля прибываем в адреналиновый аэропорт Лукла. Через четыре дня мы в базовом лагере Ама Даблам; 4 600 метров и дух захватывает…

Потом поднимаемся в старый базовый лагерь на 5 200, и оттуда на 5 500 сделать заброску, немного расслабить икры и сменить носки, которые уже немного промокли.
Следующая яростная атака. Одну ночь на 5 500 м, следующую на 5 900 м, в фантастическом "орлином гнезде" Л 2. Там я поменял напарника на словака Петера Томко, с которым через семь часов мы взошли на вершину по классическому маршруту , наслаждаясь солнечным днем. Три часа неуверенного продвижения по перильным веревкам, в надежде, что они выдержат, и опять в Л 2. Все лишние вещи и тревожные мысли были оставлены нами в БЛ.

Начало

Маршрут №1 - японский 1980 г.
Маршрут №2 - "Свободный Тибет 2065"
Маршрут №3 - японский 1985 г.

Через два дня после осмотра всех стен Ама Даблам, мы - мой партнер по связке, итальянец Франческо Фацци, и я, решаем восходить по Западной стене. Кажется, что между Японским маршрутом 85-го на западе и Японским 80-го на северо-западе можно проложить новый маршрут. Верхний бастион Даблама представляется не тронутым, итак, мы прокладываем воображаемую линию по выбранному маршруту, чтобы убедиться в этом.

30 апреля покидаем базовый лагерь. Мы взяли с собой легкую палатку, легкие спальники и провизии на четыре дня. Разбиваем первый лагерь на 5 350, в БЛ у Западной стены, защищенном от камнепадов и обвалов льда большим гранитным блоком. 1 мая проходим первую часть маршрута, почти совпадающую с Японским маршрутом 1985-го, затем мы уходим влево на серак, чтобы переночевать. Одиннадцать часов подъема по комбинированным скалам проходят без особых трудностей, но на высоте лазание усложняется. Поднимаемся по участкам разной сложности V/V+.

За ночь выпадает 15 см свежего снега и до самого утра держится температура -15 С; солнце не согревает нас до 11 часов. Достижение вершины стоит нам еще одного напряженного дня. Высота, снег и плохая погода не способствуют быстрому продвижению. Вначале проходим 300 метров по скалам, следующие 300 м поднимаемся по трем микстовым участкам и потом еще пять участков, покрытых снегом и льдом. В тот же день, 2 мая, в 5 часов вечера вместе с заходящим солнцем прибываем на вершину Даблама, где падаем от усталости в наши мешки в малюсенькой палатке под впечатлением от присутствия соседа - Эвереста.

Санти на вершине Ама Даблам.

Мы уверенны в том, что мы не повторили Японский маршрут 85-го, и в том, что мы не повторили какой-либо другой маршрут, пройденный по верхнему Западному бастиону, и мы считаем, что это вариант первопрохождения: «Свободный Тибет 2065»
(1 500м, V+, 800, М5+).

Маршрут "Свободный Тибет 2065"

Рассказ Санти Падроса.

Мы, Санти (Сантьяго) Падрос и Франческо Фацци прошли новый, относительно безопасный маршрут. Линия нашего восхождения, по Западной стене Ама Даблам, в начале совпадает с Японским маршрутом 85-го, но с середины стены мы идем собственным путем по снегу, льду и комбинированным скалам. В общем 1 500 м. V+, 80град. и М5+ пройдено в поддержку свободы для Тибета в 2065 г. Это не значит, что до свободы надо ждать еще более 50-ти лет, просто в Тибете нынче уже наступил 2065 год!

Ама Даблам из Пангбоче.

Фото П.Чочиа

Мне не нравиться, когда мне советуют, что я должен делать. Меня не останавливают увещевания. Я сначала живу, а потом задумываюсь: или в этот раз было наоборот? – что, впрочем, не имеет значения. Закончились обсуждения и появилось желание определить пределы своих возможностей в Новом свете под названием Гималаи. Тогда мы еще не знали, что собирались войти в историю. Угнетающее впечатление от страны под названием Китай, стало причиной для того, чтобы поддержать народ Тибета маршрутом под названием, которое звучит и будет звучать - «Свободный Тибет»!

По прилете не помню ничего, кроме толпы бегущих поприветствовать нас людей при выходе из аэропорта Трибхувана (Катманду). Позади вздымается огромное облако пыли, ветер и угрожающе серое небо (да, да, такое, которое пугает французов). Через две минуты на наши головы обрушивается неистовый ураган, приветствующей нас враждебной стихии в прекрасной столице. Такси, с безукоризненной точностью доставило нас в гостиницу, где нам сообщили о наступающем праздновании встречи Нового года, к которой той ночью готовился город.
Итак, затащив баулы в номер, мы пошли праздновать с миллионами остальных непальцев наступление 2065 года! Благодаря этому, мы легли спать достаточно поздно…

Аэропорт Лукла.

Фото П.Чочиа

4.30 ночи, что за привычка просыпаться раньше времени! В 7 вылетает наш самолет до Луклы. Наконец, цель начинает приближаться. В Лукле нас встречает Анджело, который будет нашим проводником до базового лагеря. Четыре дня «треккинга» отделяют нас от БЛ Ама Даблам, вершины высотой 6 850 м. Итак, мы продвигаемся от Луклы к Пакде, от Пакде к Намче, от Намче к Пангбоче... И день отдыха, который мы посвящаем походу на осмотр северной стены Ама Даблам.

На пятый день мы прибываем в отличный базовый лагерь. Нас трое, и повар с помощником. Включая «душевую», в базовом лагере выстроилось шесть палаток. Вот так дела! Мда.. А это ведь планировалась легкая экспедиция. И тут нас добило известие: базовый лагерь, который всегда был на 5 200 м, в этот раз расположился на 4 600. Мы не добрали 600 м. Нужно было разместиться немного выше, чтобы лучше акклиматизироваться. По крайней мере, там была вода. На следующий день идем к бывшему базовому лагерю. Там ночуем, чтобы на следующий день подняться в лагерь на 5 500 м, где оставляем заброску и возвращаемся на базу. Там Франческо накачивается антибиотиками от расстройства желудка.

Отдых в БЛ.

Обмен парами

Мы делим лагерь с «командой», которую составляют Игорь и Петер (Словакия). Петер просится присоединиться к нам, если его спутник не сможет акклиматизироваться при втором выходе на высоту, и мы дружески принимаем его в команду. Прекрасный день отдыха и приведения себя в порядок предваряет ожидающиеся проблемы. Собираемся. Я отправляюсь в путь, чтобы переночевать на 5 500 м, а мои спутники, Ашлид и Франческо, поднимаются на следующий день. Ашлид приходит с расстроенным желудком. Черт побери! Хорошо, обратно на базу за антибиотиками, в то время, как Франческо отправляется к Л1. О, да, это прекрасное место, полное дерьма, оставленного другими экспедициями. Черт побери, позорная реклама коммерческого альпинизма.

Итак, восстановившись, собираемся на 5 500 м и отправляемся к Л2. В Л1 к нам присоединяется Петер, покинутый Игорем, который так и не акклиматизировался, и он становится моим напарником на отрезке восхождения по классическому маршруту.

Мой новый напарник, Петер Томко.

Ужасная усталость овладела нами на подходе к Л2. Три часа мы движемся по неустойчивым блокам, путаясь в "забытых" кусках перильных веревок. Поднимаемся на знаменитую Желтую Башню. Сложность лазания - 6А на высоте 5 800 м, где нашими телами и разумом все сильнее овладевает сила притяжения. Закрепленные перила умоляют нашу гордость от преодоления сложного подъема. Это мое первое восхождение по стене, увитой гирляндами перил. Порочный стиль, который я не одобряю.

Участок подъема в Л2.

23 апреля. Мы неторопливо встаем, не строя больших планов. После девяти мы с Петером выходим, как будто бы в лавочку за хлебом. Мы собираемся немного разведать маршрут, чтобы можно было совершить рывок на следующий день. И какой сюрприз! В 4 часа дня мы стоим на вершине, перевыполнив все планы! Ура, отличное настроение, еще одна гора в кармане. И опять расстраиваемся из-за количества мусора на маршруте: веревки, крючья, болты, еще веревки, и, если бы не эти печальные "украшения" маршрута, его можно было бы назвать фантастическим с точки зрения альпинизма. Сделав фотографию на вершине, начинаем спускаться, надеясь, что нам посчастливилось выбрать правильные веревки для дюльферов. Через три часа приземляемся в Л2, где нас тепло встречают выздоровевшие и повеселевшие Ашлид и Франческо.

Это был лучший подарок

На следующий день наступает очередь Ашлида и Франческо, в то время, как я прекрасным солнечным утром болтаю с Петером в Л2. Мы прощаемся около 10:00 добрыми словами: "Это был лучший подарок к моему 50-му дню рождения", - сказал мой новый друг, когда начал спуск с вершины. Остальную часть дня я расслабляюсь в Л2, наблюдая за восхождением моих партнеров.

"Орлиное гнездо", Лагерь 2 на Желтой башне.

Вечереет, 7 часов, Ашлид и Франческо, спустившись на 150 метров с вершины, приземляются на Серой Башне, где разбивают лагерь. Их накрывают сумерки, и усталые, они останавливаются на ночевку, так как предпочитают спускаться в дневное время. На следующий день мы осуществляем еще один долгий спуск в Базовый лагерь. Итак, мы снова встречаемся на базе с желанием совершить первопрохождение. Ээх, сложный выбор! Южная стена представляет собой вертикальный каменный карьер, который беспрерывно сыпет, северная - это «коллекция Снежной королевы», полная неустойчивых сераков, на северо-западной стене уже пройдено два маршрута. Западная стена кажется самым разумным выбором, на ней хоть и есть несколько пройденных маршрутов, но там, кажется, просматривается красивая линия с возможностью первопрохождения и местами для биваков.

30 апреля: рано утром (ну ладно, может и не очень рано), завтракаем и пакуем вещи в рюкзаки. К полудню покидаем основной БЛ и отправляемся по направлению к Западному БЛ. Добираемся до 5 350 опять уставшие, такое впечатление, что мы и не акклиматизировались вовсе. Направляемся в БЛ, проходя по подножью ледника, к большому блоку, который защитит нас от смерти при падении сераков или камнепадов, но не спасет нас, если сам грохнется на нашу палатку.

БЛ под Западной стеной.

1 мая: час ночи, как бы не так! 3 часа ночи, блок остается неподвижным, в отличие от нас. В этот момент начинаются наши блуждания по леднику через лабиринт трещин, пока мы не оказываемся у начала кулуара. Продолжаем идти в темноте, немного замешкавшись, т.к. не уверены, куда идти - направо или налево. Ждем 15 минут и первые лучи солнца указывают направление.

Солнце, указующее путь.

Немного набираем высоту, рассвет застает нас на первом скальном поясе. V+ на рассвете, тяжелое лазание по холодной стене, вместо кофе в постель, прекрасное начало дня. Иду первым несколько длинных участков, достаточно прохладно. 7 часов утра и пока не было теплее, чем -10С. Легкий ветерок поддерживает нас в тонусе. Продолжаем движение, натянув пуховки, т.к. ленивое солнце не доходит до этого участка стены раньше 10.30 утра. Бррр… Ну, наконец-то немного потеплело.

Франческо в нижней части маршрута.

Лагерь на сераке

Пересекаем еще один скальный пояс перед тем, как начать длиннющий траверс влево (тут японцы пошли направо).

Очаровательный скальный пояс.

Санти на траверсе.

Этот веселенький траверс состоит из трех участков по 50 м по узким переходам по натечному льду и участкам из непрочного снега, где угроза падения вероятнее, чем на остальных частях маршрута.

Подход к ночевке.

Потом мы входим в кулуар, который приводит нас к подходящему для лагеря месту. Фу! Наконец-то мы добираемся до более или менее ровной части серака, где собираемся переночевать. 2 часа дня, гора вдохновляет нас своей безумной красотой.

Вершинная часть Ама Даблам.

Фото П.Чочиа
Почти час времени отнимает у нас процедура поиска более или менее ровной площадки для установки палатки. После этого начинается приятный процесс восполнения жидкости и согревания, но с моим легким 800 граммовым мешком особенно-то не взопреешь.

Задумываюсь о происходящем. После сегодняшнего подъема, мне не совсем ясно, куда двигаться дальше. Но сейчас я не могу анализировать. Я устал, точнее, я обессилен, мозг атрофируется и не хочет думать ни о чем. Переполненный сомнениями, вырубаюсь. Просыпаюсь через час, Франческо уже натопил 2 литра воды, и я начинаю пить возвращающий к жизни чай. 6 часов вечера, наслаждаемся заработанным ужином и планируем следующий день. Франческо предлагает вставать в 3, чтобы выходить в 5 с первыми лучами солнца. Я соглашаюсь.

Утренняя свежесть

Начало второго дня.

3 часа. Еще ночь. По крайней мере, поспал больше, чем ожидал. Завтракаем яйцами с ветчиной, натуральным апельсиновым соком, кофе со свежим молоком, ммм...оказывается, ночь оставила приятный и симпатичный 15-ти сантиметровый ковер из свежего снега. Сегодня, кроме высоты, нужно будет бороться со скалами, льдом и еще топтать снег. Ура, мы чемпионы, е, е, е!. В 4.57 утра, заканчиваю закреплять первую веревку.

Микст.

Вхожу в желоб, откуда начинает замечательно поддувать свежим снегом, в то время, как -15С помогают сохранять нашу молодость. Преодолеваем почти 300 м. по высоте, сначала двигаясь по ледяному желобу, затем по смеси снега и льда, потом по одной из знаменитый верхушек гималайских грибов, чтобы закончить подъем по комбинированным скалам и найти более или менее подходящее место, чтобы наладить надежную станцию.

По грибы!

Фу! Очень холодно. Сегодня я надел всю одежду, но стоя на станции клацаю зубами. Мы находимся на высоте 6 500 – 6 600 м, если верить часам, тоже наполовину замерзшим. Осталось не много, три отрезка снега, льда, скал и М5+.

Высота притягивает нас, солнце показывается за одной из наивысших вершин группы Даблам. 11 часов. От вершины нас отделяют 200 м. Да, Да! Уже скоро! Начинается снег?

Ледовые поля.

Проходим три участка по льду, рассеченному желобами, пока не доходим до бесконечных ледовых полей. Навешиваем веревку, вытянувшуюся на 60 м, и мне кажется, что я поднимаюсь и тяну за собой грузовик. Останавливаюсь через каждые три шага и глотаю кислород из этого разреженного воздуха. Кажется, что солнце хочет попрощаться с нами до того, как вернется на следующий день.

До вершины - рукой подать!

В связке доходим до вершины, дымка рассеивается и Эверест, среди остальных исполинов приветствует нас на первом плане. У нас есть время сфотографировать нашу команду «Свободный Тибет», которому мы посвящаем наше восхождение, перед тем, как сморенные крайней усталостью устанавливаем палатку. Мы сделали это!

Мы это сделали!!!

3 мая: будильника нет, но он и не нужен. Просыпаюсь с 2-х часов ночи, чтобы согреть ноги. Солнце начинает согревать восточную сторону палатки, которая, кажется промороженной насквозь, и начинает по капле отдавать свое утреннее тепло. Выталкиваю сонного Франческо из кокона. Проснуться на вершине Ама Даблам это больше, чем подарок. Спокойно завтракаем, в то время как небо начинает затягиваться. Что ж, нужно собираться и спускаться отсюда, неправда ли? Франческо жалуется на ухудшение зрения, возможно, из-за высоты, возможно, из-за усталости. И, наконец, в 9.30 утра, начинаем адреналиновый спуск.

Бивак на вершине.

Крючья и Сникерсы

Иду впереди, проверяя старые перильные веревки, закрепленные корейскими петлями на крючьях, которыми изрешечены скалы. Снова начинается снегопад. Франческо движется медленно! Жду и помогаю ему дойти до Л3, где мы выпиваем немного чая и уничтожаем последний сникерс.

Продолжаем путь до Л2. Франческо уже лучше. Снегопад успокаивается, преподнеся нам покрывало из 30 см свежего снега. Ожидается занимательный спуск с Л2 до Л1. Веревки еще видны, но склон превратился в загадку: куда ступать и что после этого произойдет непонятно, такая вот изощренная пытка на последок.

Веревки еще не засыпало

Прибываем на ночлег в БЛ, донельзя вымотанные, пробившись сквозь туман и снегопад, но удовлетворенные тем, что благополучно спустились, удовлетворенные нашим восхождением, удовлетворенные сознанием того, что мы те, кто мы есть, обретенным новым гималайским опытом, удовлетворенные сознанием того, что еще вернемся…

Эпилог. Или Бонус. Тем, кто добрался до конца повествования и воспылал желанием взойти на Ама Даблам.

Карта-схема района.

Несколько выдержек из этого замечательного путеводителя.

Кроки района

Южный склон.

Южная стена.

Верхняя часть Южной стены.

Западный склон.

"Классика" по Юго-Западному ребру.

Западная стена.

Западный склон

Массив Ама Даблам с Запада

Ама Даблам с Запада.

Северо-Западный склон.

Северо-Восточная стена.

Фуффф... Очень надеюсь, что ничего не перепутал. Если что, потом исправлю, поздно уже, не соображаю. Маршруты не обозначал, т.к. путеводитель 1993 г. и к сегодняшнему дню добавилось много новых маршрутов. Кому будет очень надо, напишите мне и я постараюсь выслать то, что вам интересно.
В заключение, супербонус.
Ама Даблам. Фото Ланько В. Спасибо ему!(Расширьте фото, не пожалеете!)

Остальный фотки собраны в Инете, в основном сделаны Санти и Франческо.