Безенгийские хроники

Пишет XaCe, 30.09.2009 16:22

Безенгийские хроники (Альпинизм)
Часть 1-я. Непройденный траверс. Из версии ХаСе.
Писано в среду, числа 15-го месяца июля 2009 года. Знаю точно, что в среду потому, что на утреннем сеансе связи Юрий Сергеевич Саратов на запрос «Траверса» о погоде («Траверс» - это наш позывной) сказал, что погода расходится с прогнозом, что такого не должно быть, но вроде бы в среду, т.е. сегодня, после 16-00 должно пойти на улучшение.

Вчера вышли с ночёвки на полке, пересекающей южный контрфорс главной вершины Дых-Тау в 4 утра. Ничто не предвещало…
Безенгийские хроники (Альпинизм)
Вру, предвещало. Не спалось, и ночь была подозрительно тёплой. Когда вышли на маршрут, небо было ещё чистое, но по горизонту уже начиналось движение туч серого цвета, что вовсе не внушало оптимизма.
Со всей нашей возможной скоростью (а скорость задавал Лёха с 2-я инструментами) мы траверснули в главный кулуар и начали подъём, сначала одновременно, а потом от станции к станции. Погода становилась всё хуже и хуже. На 10-й час работы нам уже было так нехорошо (мерзко, холодно, пока стоишь, не двигаясь, и ждёшь), что я уже молил: «Господи! Пошли нам через 4 верёвки, ну, ладно, через 5 хоть какую-нибудь площадку, чтобы поставиться». А ветер уже не давал нам слышать друг друга и периодически швырял в лицо горсти ледяной крупы. Вспоминал про Алика Изотова, ходившего с ребятами на Мижирги зимой в такую же гнусную погоду, и подбадривал себя: «Нам ещё грех жаловаться, - у нас нет такого жуткого мороза, как у них».
Из версии Ильющенко.12.07.09
К вечеру на хижину пришла тройка одесситов. Они на следующий день собирались на Шхару по маршруту Томашека. Хорошие ребята, мы отлично пообщались.
На следующий день пошли на подход под Дых. Раскисший снег, под верхом шлось тяжело. Встали на ночёвку под рыжими скалами, – отличная площадка. Ну, и наконец-то утром 14-го – на гору.
По кулуару поднимались на перемычку довольно быстро. Но когда дошли до верхней части кулуара, стала портиться погода. Сначала пошёл снег, потом спустился туман, – видимость стала меньше верёвки. На перемычку между главной и восточной Дых-Тау вылезли к 13-30. Поднялся очень сильный ветер. Решили становиться на ночёвку – ничего не видно. Возле большого камня сделали площадку. Пока ставили палатку, началась сильнейшая гроза. Хасе тряхануло. Деваться было некуда. Железо свесили на крюк и забились в палатку, чтобы не видеть того безобразия, что творилось снаружи. С обеих вершин Дых – грохот, сверкают молнии, снег и сильный ветер. Просидели остаток этого дня.
Из версии ХаСе 14.07.09
Молитва ли имела результат, или ещё что, но через ЧЕТЫРЕ верёвки мы добрались до седловины между главной и восточной вершинами ДЫХА. Вот она, вожделенная площадка, теперь нам ничего не страшно! Не страшно? Ой, ли? Треск разряда, - и мою руку отшвыривает от камня, переполненного статическим электричеством. Скорей, скорей, ставим палатку, всё равно нам деваться некуда, развешиваем всё железо вне палатки и ныряем в спасительное нутро нашей «Соло».
Безенгийские хроники (Альпинизм)
Час, пока трещат разряды, сидим и подпираем борта палатки, трясущейся под напором ветра. Боимся (а вдруг молния всё-таки нас отыщет), но на автомате совершаем необходимые телодвижения: готовим еду, забираемся в спальники. Когда мы, наконец, устаём бояться, гроза стихает. Готовимся ко сну, выпиваем по капле «джина».
Потом сон…
Из версии Ильющенко.15.07.09
На следующий день с утра погода такая же мерзкая – видимости нет. Один раз Хасе вылез из палатки отбросить снег с неё, т.к. пространство внутри уменьшилось почти в 2 раза. Весь день разлагаемся, едим. Под вечер начали развлекаться хоровым пением, было весело.
Из версии ХаСе 15.07.09
И вот мы сидим на седловине, неспешно тянется день, за тонким тентом - снег, снег, снег… Из которого надо выкапывать палатку…

Безенгийские хроники (Альпинизм)
Осваиваем пение «а капелла». При том, что у Лёхи медведь танцевал на ухе, нас это не смущает. Я и сам то не очень управляю своим голосом. Каждую связь жадно ловим новости: кто, где, какие прогнозы. По развлекательной ценности, где-то на уровне похода в кино. Лёха подал идею – писать мемуары. Вот, пишу…

На очередной связи слышим голос нашего нового друга из Одессы Вовчика Кривошеева. У них всё плохо (на ребре Томашека, Шхара). Палатку завалило, площадка – туши свет, и т.д. и т.п. Чтобы приободрить друзей, решаем на следующей связи спеть им песню, долго перебираем репертуар. Лёху осеняет, – «По рыбам, по звёздам проносит шаланду»… На очередную связь Вовчик не выходит. Ну и ладно, спели просто так.
Лёха предлагает назавтра при любом раскладе лезть на главную вершину и траверсировать на гребень мимо восточной. По любому, просто сидеть на 5-и тысячах неразумно, – продвижения нет, а силы всё равно теряешь.
Из версии Ильющенко.16.07.09
На следующее утро чуть-чуть развиднелось, я даже увидел дорогу до пика Пушкина. Оделись, вылезли из палатки, собрали рюкзаки. Однако погода была похожа на вчерашнюю, только ветер дул порывами. Решили сходить на главную Дых-Тау, а там посмотреть. Часа 2 лезли до вершины: 3 верёвки по достаточно простым скалам. В такую погоду лезть очень сложно. Спустились снова на перемычку, взяли рюкзаки и пошли к пику Пушкина, обходя восточную Дых-Тау слева по ходу. По описанию здесь идти 2-3 часа. Мы же двигались очень долго – видимость меньше 20 метров, и команд друг друга не слышно из-за ветра. Пришлось договориться о сигналах: когда двигаться, и сколько верёвки осталось. Идём траверсом по льду, который прикрыт сверху снегом. Лёд прошли. Вылезли на гребень. С него немного спустились, вышли на склон кулуара, ведущего к пику Пушкина. Поднялись по нему на гребень – уже 20-00. Стали искать место под палатку. Кое-как на скалах нашли, правда, не очень большое место, но палатку поставили. Погода к ночи испортилась ещё больше: к сильному ветру добавился и мороз.
Из версии ХаСе 16.07.09
Утро следующего дня. Раннее. Погода та же. Как я ненавижу по утрам готовиться к выходу…
Извиняйте, кстати, кто смотрит всю эту галерею «селфпортретов»: фотографировать вокруг было нечего, одна белая мгла, мы – единственные цветные пятнышки…
Короче, залезли мы на ДЫХ, спустились, подхватили рюкзаки, – и вперёд, на траверс. Долгий такой, аж до вечера. К вечеру опять выбрались на гребень, где-то в районе пика Пушкина. Втиснули палатку между каменюкой здоровой и карнизом. Что ж, жить можно, но не очень долго  Решаем, что на следующий день, если не будет улучшения, валим вниз.
Из версии Ильющенко.17.07.09
Утром посмотрели на погоду – то же самое, ветер, снежок. Прикинули, что делать, и решили спускаться. Четвёртый день, двигаться вперёд снова нельзя, - нет видимости, вещи отсырели и прогноз погоды неутешителен. Начали спуск по кулуару с пика Пушкина. После того, как сбросили высоту до 4500м, появилась видимость (облака были выше этой отметки). Идти стало легче – хоть видно, куда движемся. Потихоньку спустились по кулуару с небольшими приключениями: внизу слегка поплутали, и пришлось один раз дюльферять со скал. На подходе к хижине Серёга слегка подвернул ногу. Спустились с чувством, что сделали всё, что могли в данной ситуации. Ну и ладно, горы стояли и будут стоять, а у нас, я думаю, ещё будет шанс пройти этот траверс. На хижине вечером дождались спуска одесситов со Шхары. Им тоже пришлось спускаться, погода была такая же, как и у нас. Хорошо пообщались с одесситами, обменялись впечатлениями по горячим следам. Как всегда в таких ситуациях, всё было очень душевно.
Из версии ХаСе 17.07.09
Следующий день. Улучшения нет.
Вниз. Долго спускаемся по кулуару, и наконец-то выбираемся из плотного слоя облаков.
Безенгийские хроники (Альпинизм)
Уфф. Короткий получился траверс. А ДЫХ, то, ДЫХ! Согнал с себя букашек, и к вечеру, когда мы уже были недалеко от хижины, очистился от пелены-))

Вот так мы сходили траверс ДЫХ – и докуда получится-))

Безенгийские хроники.
Часть 2-я. Дежавю. Из версии ХаСе

Википедия – «Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтенной книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли о чем они, вы не можете вспомнить, что произойдет в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели это раньше».
Начиная с 9-го числа, когда на 16-ти часовой связи мы услышали, что на южном гребне Мижирги девушка сломала ногу, мы впали в состояние дежавю и до спуска с гребня Дыха (Пушкина) из него уже не выходили. Всё это уже было, было, было!!!
1999 год. Наши друзья лезут по ребру Томашека на Шхару и на вечерней связи передают, что кто-то кричит с гребня Джанги, просит помощи. Мы готовы были выйти на траверс безенгийской стены, но пошли в составе сводного отряда под руководством Виктора Журавлёва (Самара) снимать человека с гребня. (Парня с гребня сняли, второй - улетел, так и не нашли. Вышли на траверс через двое суток против намеченного. Ну, конечно, именно этих дней, как всегда в таких случаях, и не хватило. Просидели 2 дня под непогодой между Шота Руставели и Джанги и спустились, пройдя пол траверса)
Из версии Ильющенко.09.07.09
Вышли 9-го на австрийские, на этот раз дошли гораздо быстрее – 4-40. Самочувствие было отличное.
На хижине в 16-00 на сеансе связи узнали, что с тройкой москвичей во время восхождения на Зап. Мижирги по маршруту 5А произошёл несчастный случай. Кто-то сломал ногу. Место нахождения и состояние участников было непонятным. Мы ждали, что на связи в 19-00 что-нибудь прояснится, но связи с ними больше не было. В это время на австрийках был только отряд новичков из Севастополя под руководством Коли Шадрина. Мы с Хасе перекинулись несколькими словами и решили, что завтра нам придётся идти на Мижирги потому, что больше некому. Шадрин старше меня лет на 10. Правда, нашёлся в отряде один молодой инструктор из Саратова, которого мы решили взять с собой (Саша Баранов).
Из версии ХаСе 10.07.09
Вот и сейчас мы идём наверх, только Журавлёва уже нет -((. Идём втроём, третий – инструктор из Саратова Саша Баранов, которого оторвали от отделения и от молодой жены. Саша – молодожён, 2 недели всего после свадьбы, это его медовый месяц.
А что там случилось на южном гребне Мижирги, - абсолютно непонятно. После 16-ти часовой связи, на которой москвичи сообщили об аварии, как отрезало. На связь не выходят, - вот и думай, что хочешь.
Вышли с хижины в 4 утра, в 9? подошли к перемычке, и тут, слава Богу, глазастый Лёха углядел на гребне человека. Начинаем орать, устанавливаем, блин, голосовой контакт. «Как вы?», - кричим. Слышим в ответ: «Терпимо-о-о-о!». И после этого обрывок: «По пути подъёма-а-а!». Ну, понимаем мы, что по пути подъёма собираются спускаться. Странно, конечно, что не в кулуар, но на расстоянии в полкилометра тяжело без рации что-то обсуждать. Передаём на связи Саратову информацию, он тоже говорит, неправильно это, в кулуар надо.
Ладно, начинаем идти по гребню. Для Саши это 1-я 5А, максимальный опыт до этого – 4А, но держится молодцом. Маршрут – длиннющий разваленный гребень, сплошное живьё, по своей воле ни за что бы не пошёл. К полдевятого вечера выходим на площадку, пригодную для ночёвки, 2 верёвки от жандарма «палец». Все попытки установить голосовой контакт последние часы безуспешны. Что ж, пора останавливаться на ночёвку. Палатку, спальники не брали, догрузились только аптекой и шинами проволочными. Так что ночёвка у нас вполне романтическая была.

Как рассвело, продолжили рубиться дальше. И тут часика так в 2 пополудни нам передают по связи – а они спустились! Во, дела! Пока мы рубились по гребню, группа с пострадавшей спускалась по кулуару. Внизу потом уточняли – кричали нам: «спуск НЕ по пути подъёма!» Сплошное веселье. Ну, ничего, спустились, и ладно.
Из версии Ильющенко.10.07.09
10-го в 4-30 вышли на гору. Думали, что группа находится в первой трети маршрута. Взяли с собой горелку, продукты, тёплые вещи. Палатку брать не стали. Я надеялся в этот же день дойти до москвичей, а перегружаться не хотелось, – из-за этого темп движения упал бы сильно.
В 10-00, проходя под пиком Боровикова на перевал Селлы, услышали голоса. Присмотрелись и увидели на гребне Мижирги в верхней части фигуру человека. Между нами было более километра по прямой. Попытались вступить с ними в контакт. Нас услышали. На вопросы, как самочувствие и путь спуска, мы смогли разобрать: «терпимо» и «по пути подъёма». А потом мы узнали, что нам кричали «спуск не по пути подъёма»! Но такую сложную информацию на слух не принять.
Передал вниз по рации Шадрину то, что мы расслышали, и что идём по пути подъёма москвичей. На перевале попили чаю и в 13-00 начали движение по скалам.
Скалы разрушены. Всё валится. Идём в кошках, страхуемся. Первый идёт на всю верёвку, принимает второго, идёт дальше. Третий идёт по перилам. По перилам пришлось идти Саше Баранову.
В 20-30 стали становиться на ночёвку где-то выше жандарма «Палец». Нашли площадку, более или менее ровную. Сделали станцию, начали готовить ужин и устраиваться на ночь на своих карематах.
Ночь была звёздная, без палатки видно очень хорошо, поэтому могли полюбоваться переходами цвета при закате и восходе без всяких препятствий на высоте примерно 4600м.
Спасатели, подошедшие снизу, ночевали под горой, там же где и мы перед восхождением на пик Боровикова.
Утром встали ещё до рассвета и двинулись дальше. С утра было лезть тяжеловато, так как было холодно. Потихоньку разлазались. К 11 часам вылезли примерно к тому месту, на котором видели москвичей. Вылезли на гребень и связались со спасателями. От них узнали, что москвичи только что спустились по кулуару, причём сам процесс спуска спасатели не видели.
Проконсультировались со спасателями по поводу выхода кулуаров, которые с гребня плохо видно, и тоже повалили вниз. Сделали несколько дюльферов, и далее по кулуару. Я шёл сзади лазанием, Баранов страховал меня, а Хасе выбирал путь спуска.
К 19-00 спустились на хижину. Увидели пострадавших, пообщались. Света Орницан сказала, что когда я подходил к хижине, глаза у меня были злые – презлые. Наверное, были причины.

Из версии ХаСе 12.07.09
После таких бегов ещё день отходили на хижине. Я пытался у Лёхи закосить ещё день, предлагал спуститься в лагерь, кричал, что без глотка пива на траверс не пойду. Но все мои планы спутала жена Саши Баранова. Мало того, что она, едва завидев нас на спуске, выбежала встречать нас на край снежника, и первым делом бросилась на шею дорогого супруга! Так она ещё за время нашего отсутствия сгоняла Сашиных участников вниз за пивом! Ну, конечно, из этого пива и нам досталось глотнуть. Так что отмазка не сработала. И хорошо, что не сработала, задержись мы ещё на день, – и вообще не вышли бы из-за погоды на траверс.

Часть 3-я. Немного хронологии, предыстории, и о людях.
Из версии Ильющенко.

1. График.
27.06 15-00. Отъезд из Питера.
28.06
29.06 1-30. Нальчик.
15-00. Безенги.
30.06 Выход в тёплый угол и спуск.
01.07 Переход на Джанги-Кош.
02.07 Селла, 3Б.
03.07 Поход под п. Боровикова, ночёвка на осыпи.
04.07 Подъём по кулуару на перемычку между п. Боровикова и п. Пушкина, оставление заброски и ночёвка.
05.07 Спуск на Джанги –Кош и в лагерь
06,07,08.07 Дни отдыха.
09.07 Выход на австрийские ночёвки.
10,11.07 Спасаловка на Зап. Мижирги.
12.07 День отдыха на Джанги-Кош.
13.07 подход под Дых-Тау.
14.07 4-00. Выход на восхождение по кулуару.
13-30 Выход на перемычку между главной и восточной Дых-Тау. Видимость становится на полверёвки, ветер, снег, начинается гроза, становимся на ночёвку.
15.07 Днёвка на высоте 4980м (по моему альтиметру).
16.07 10-30. Вышли на Гл. Дых-Тау.
20-30. Встали на ночёвку под пиком Пушкина, видимость 20м.
17.07 Утром видимость 20м, начинаем спуск по кулуару.
18-00 – мы на Джанги-Коше.
18.07 Возвращение в лагерь.
19.07 Лагерь, завершаем дела.
20.07 5-15. Выезд из лагеря.
21.07 16-00. Москва.
22.07 6-30. Я дома.

Мысль о траверсе северного массива возникла у меня и Хасе в 2007 году после траверса Безенгийской стены. Захотелось вновь оказаться в белом безмолвии траверса, тем более, что на этом траверсе так редко бывают. – реплика Хасе: Чёрта с два у меня возникла такая мысль, это всё Лёха, как выпьет, так шашку наголо и, вперёд, на траверс!-)) Мысль эта была чисто Лёхина с подачи Вани Колотило :-)
27-го июня выезжаем из Питера на машине. Сразу после отъезда в возбуждении и предвкушении удовольствия. Поездка из Питера до Нальчика и до Безенгов на машине, конечно, не то же самое, что и на поезде. Приходится напрягаться. Видишь дорогу по- другому. Хорошо, что Серёга Мироненко (наш третий товарищ) ночью вёл, – доехали до Нальчика за 30 часов.
Отдали жадным работникам гаи в общей сложности 3800 рублей. Люди говорят, что это ещё ничего. К Безенгам у меня земля уже качалась под ногами, как у моряка.
В самом Нальчике было жарко, вкусный плов на базаре и пиво.
Сами Безенги встретили прохладой, знакомыми лицам: Али Хусеевич, Юрий Сергеевич, Адельби. Тут же приехали сборы из альпклуба «Штурм», где мы довольно долго состояли. Встали рядом, установили палатку в нижней части лагеря на поляне (ничего не поделаешь, кризис, и приходится экономить). Узнали у народа, много ли снега и в каком состоянии маршруты.
Следующий день оглядываемся вокруг, акклиматизируемся, общаемся с народом и готовимся к первому выходу. Куча дел, но всё равно здорово.
Встретили Свету Орницан, она здесь работает доктором, – мир тесен (Света наша, питерская, часто выезжает со штурмом).
График выходов решил сделать максимально жёстким, – хотелось быть готовым к траверсу пораньше, пока снега достаточно, а многие неприятные места более безопасны.
Вышли на австрийки 1-го числа, до хижины тащились с громадными рюкзаками более 8-и часов. Под конец перехода мне даже поплохело, мужики чуть-чуть меня разгрузили, и идти стало полегче. На хижине разместились, поели и спать. Были лёгкие признаки горняшки.
На следующий день сходили на Селлу 3Б. Было в меру тяжело, но акклиматизация проходила нормально.
3-го подошли под пик Боровикова. Днём идти было тяжело, снег на леднике был раскисший, и местами проваливались очень неслабо. Переночевали на морене. Утром на восхождение.
Шлось неплохо. Подъём по кулуару прошёл достаточно быстро и в меру безопасно. Наверху началась метель и небольшая непогода. Заложили заброску для траверса, приспустились с перемычки, нашли приличное место под скалой. Выровняли площадку, поставили палатку и разместились на ночёвку. Посидели, поговорили, поспали.
Следующий день – спуск вниз. Сначала до хижины, потом до альплагеря.
Здесь уже приехал Ваня Колотило - радостная встреча. Также в лагере оказался Серёга Бернацкий. Он здесь уже был более месяца со «школой».
На следующий день сходили в баню. По сравнению с 2007 годом баня стала значительно лучше, отдохнули хорошо. Вечером с тёплой компанией друзей завалились в бар. Три дня отдыха пролетели быстро. В третий день оформляли маршрутный лист для траверса Дых-Тау - Коштан-Тау. Пришлось несколько раз сходить к врачу, который не хотел выпускать из-за высокого давления.
(Не барометрического – нашего давления, нашего. Не могу молчать – шибко хорошо отдохнули-)) Так что Лёха, не кати на доктура :-) )
Часть 4-я. ФИНАЛ.
Из версии Ильющенко.

…. На следующий день после спуска с Пушкина двинулись в лагерь, не торопясь. Там общение с друзьями, на следующий день - сборы, баня. Вечером нам вручили значки №102 и 103 за все пятитысячники Безенгов. И отъезд. Эпопея этого года закончилась.
Из версии ХаСе.
Так что цель нашего выезда, если цель сформулировать словами одного моего товарища по альпинистской молодости, была полностью достигнута после нашей попытки траверса.
А слова у него были такие: самый-самый кайф в альпинизме – это забраться в дупло и обторчаться вчерняк.
Полноту эмоций мы ощутили, «обторчаться вчерняк» у нас более чем получилось :-).
Ну а то, что траверс получился сильно короткий, так есть старинная аргентинская пословица – «не всё скоту масленица» )).

Спасибо всем, кто помог нам в этой попытке траверса:
- Альплагерю «Безенги», за то, что он есть.
Безенгийские хроники (Альпинизм)

- Али Хусеевичу Анаеву – за то, что он делает лагерь таким.
- Юрию Сергеевичу Саратову – без его консультаций… Не знаю, куда бы мы дошли без его консультаций.

- Нашему другу Серёге Мироненко, который был нашей вспомогательной командой.
Безенгийские хроники (Альпинизм)

- Компании «Ред Фокс», которая любезно предоставила по супер цене необходимое снаряжение, а часть просто подарила.

Алексей Ильющенко (который справа) и Сергей Хаджинов.