Автор: Николай Дроботенко.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

О лавине в Карпатах, неделю назад снесшей со склона двух человек, я узнал из теле- и интернет-новостей. Информация была скудной: «район села Пилипец»... «лавина»... «поиски продолжаются»... «нашли»... «один – жив, с переломами ног»... «второй – погиб». Но я отчётливо сознавал, что это – вершина айсберга.
Меня же интересовало всё – где, как, при каких обстоятельствах. Поэтому, выдержав паузу в пару дней, я позвонил своему давнему другу, одному из опытнейших спасателей Закарпатья, человеку с незаурядным альпинистским опытом в горах Кавказа, Памира и прочих, вплоть до Перуанских Анд – Жене Чизмару. У меня не было ни тени сомнения, что именно он будет брошен на поиск (поэтому я и выдержал паузу перед звонком – чтобы не отвлекать). Так оно и произошло. Теперь я представляю полную картину событий.

Суббота, 12 января. В этот день Женя как раз дежурил на станции Пилипецкого горнолыжного подъёмника. Погода была не лучшей – на Боржавском хребте туман, ветер. Но на склоне было приемлемо - катающихся было много.
Около двух часов дня к спасателям обратились взволнованные сноубордисты с информацией о ЧП. Они получили СМС от своего друга. Смысл из СМС вытекал следующий – не взирая на туман, два человека со сноубордами пошли вверх от канатки на вершину горы Гемба. На спуске попали в лавину. У приславшего СМС сломаны ноги. Находится в зоне леса. Где – неизвестно. Что со вторым – не знает. Ждёт помощи. Всё. И группа вышла на поиск.

Обследована вершина Гембы, площадь которой сопоставима с площадью футбольного поля. Видимость – метров 20. Вероятность определить направление спуска бордеров либо увидеть сверху лавинный конус свелась к нулю. Тут же принимается решение спуститься обратно, к лесу, и траверсом прочесать всю его границу влево и вправо от Гембы. Это – километры пересечённой местности. Но если лавина достигла зоны леса (а это следовало из СМС), на неё можно будет наткнуться даже в тумане. Однако несколько часов пахоты по «пересечёнке» результата не дал – лавины не было. И тут пришло понимание худшего развития событий – бордеры съехали на противоположную сторону Боржавского хребта. В дикое, никем не посещаемое ущелье. От верховьев которого до ближайшего села – километров двадцать по буреломам.
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)

И стало ясно, что нужно заказывать машину, объезжать Боржавский хребет (порядка 90 километров), и пробиваться к лавине с противоположной стороны хребта.
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)

Восьмой час вечера. Полная темень. Подготовка к выезду, который назначен на утро. К Жене обращаются друзья попавших в лавину – они рвутся сейчас, ночью, перевалить напрямую через хребет и попробовать найти пострадавших. В полной темноте и тумане это - затея без шансов. Так подсказывал разум. Более того – риск самим влететь в лавину возрастает в разы. Но аргумент парней был единственным и не бьющимся никакими доводами – пострадавший до утра может и не дожить.
Профессиональным долгом спасателя в такой ситуации было бы сказать «Я вам запрещаю». И любой чиновник от МЧС произнес бы именно это. Но у Жени у самого гибли в горах друзья. И на месте этих ребят он поступил бы точь-в-точь как они. В результате – группа была жёстко проинструктирована о мерах безопасности, и Женя лично попросил канатчиков специально включить кресельный подъёмник, чтобы сэкономить ребятам время и силы при забросе на Гембу (за что, конечно же, получил жуткий «втык» по телефону от МЧС-овского начальства).

... Парни вернулись обратно ночью. Чуда не произошло. Перевалить хребет в темноте и тумане им не удалось.

Наутро Евгений, в качестве руководителя группы из восьми человек, был заброшен машиной в село Березники, на юг от Боржавского хребта. От места, куда смогла пробиться машина, предстояло пройти километров семнадцать-восемнадцать по буреломам, с несколькими переправами через реки. Снег – по пояс. В снегоступах – по колено. И всё это – с набором высоты.
Скитуровские лыжи с камусом – у одного Жени. Лыжная палка входила в снег по рукоять – это отражено на снимках, которые делались для отчёта.
Часа через четыре такого движения выбивается из сил один из спасателей. Его оставляют в лесу, снабдив рацией и всем необходимым для «холодной ночёвки». Носилки, которые до этого тянули с собой – также оставлены. Они тормозят движение, и уже очевидно, что через буковый подлесок, через который приходится продираться, протащить носилки с пострадавшим будет нереально. Сейчас главное – поскорее его найти.

Оставшись всемером, спасатели поднялись к границе леса часам к четырём дня. Запаса светлого времени оставался час максимум. В складках рельефа обзор хребта – минимален. Женя оставляет всех отдохнуть, а сам поднимается на лыжах на один из отрогов, чтобы сверху открылась взору хоть какая-то часть гребня Боржавы. И, поднявшись, он видит четыре лавины. Одна – далеко слева, практически у горы Великий Верх. Но так далеко сноубордисты уйти не могли.
Ещё две лавины – уже в районе Гембы. Но они не дошли до леса. И последняя, просматривающаяся за перегибами, с внушительной линией отрыва от гребня метров в 300, таки уходит в лес.
Свист ветра. Где-то внизу – шум деревьев. И тут Женино ухо улавливает едва различимый звук, не характерный природному шуму. Темнеет. Но нужно стоять, напряженно вслушиваясь – не послышалось ли?.. И вновь - звук... Это таки – едва доносящийся издалека крик! Быстро – вниз. Всем - подъём, и – к лавине. Ещё час траверса по бурелому. Тело лавины. И в надвинувшихся уже сумерках спасатели находят лежащего на лавине молодого парня - Диму.

Он пролежал на снегу около 28 часов. Рядом – несколько смятый лавиной термос. Содержимое - выпито. Это то, что вложило свою мизерную, но всё же крупицу в выживание Димы при температуре, опускавшейся ночью до -10 градусов.

Дима выпивает почти залпом весь чай из Жениного термоса. И тут нужно знать Женю (сделаю отступление). Не взирая на дикую жажду при нечеловеческой пахоте в течение многих часов, он за весь день не сделал ни единого глотка из своего термоса. Именно потому, что чай мог пригодиться пострадавшему... если тот ещё будет жив... Вот чай и пригодился...

Возвращаясь к Диме. Он адекватен. Отвечает почти связно. Да, периодически кричал в надежде, что кто-то из горнолыжников или бордеров его услышит... Т.е. Дима так и не понял, что в тумане съехал в ущелье, в которое бордеры по своей воле не спускаются никогда.

Осмотр. Переломы ног очевидны даже при беглой пальпации. Под Димой кровь, но не много. Т.е. переломы открытые, но артерии не задеты. Сноуборд сорван – трещотки креплений вырвало с мясом. Но именно борд до отрыва, как вертящийся в лавине пропеллер, и привёл к закручиванию и множественным переломам ног (врачи в дальнейшем насчитают их порядка двенадцати).

Уколы противошокового, обезболивающего, наложение шин, и всё – полная темень.

И тут я сделаю ещё одно отступление сплошь в сослагательных наклонениях:
- если БЫ спасатели не оставили носилки на полпути, и из-за буреломов и глубокого снега шли чуть медленнее;
- если БЫ они вышли к кромке леса в ином месте - чуть дальше от сошедшей лавины;
- если БЫ Женя влез не на «этот» отрог, а на другой, с которого из-за перегибов рельефа не увидел лавину и не услышал бы едва уловимый голос;
- если БЫ Дима вовремя не закричал...
... вторую ночь на снегу с открытыми переломами он бы уже не перенёс.
Целый ряд случайных факторов сложились в счастливый для Димы пазл. И помощь к нему подоспела как раз к исходу светового дня.

Далее - работа при налобных фонарях. Из двух Жениных лыж и шести пар снегоступов связываются носилки, к которым привязывают Диму. Теперь, всемером, нужно отпахать обратно с нагруженными носилками те же семнадцать километров, увязая в снегу уже без снегоступов.

Сразу принято решение спускаться по ручью, в который ушла часть лавины – здесь пока меньше завалов. И буквально через пятьсот метров транспортировки луч фонаря одного из спасателей отражается от поверхности снега несколько неестественно. «Дядя Женя – там щось блищить...». Это был выступающий на поверхность крохотный элемент ботинка второго пострадавшего, полностью скрытого под поверхностью снега.
Это был один шанс из тысячи – при транспортировке одного пострадавшего наткнуться на второго. Именно в нужную точку упал луч фонаря... Именно там блеснуло. И если бы не вновь сложившийся пазл случайностей – поиск второго пострадавшего с помощью лавинных зондов мог бы затянуться на долгие дни. А в худшем случае – до весны.

Раскопки. Второй пострадавший – Максим, был, к сожалению, мёртв.Причём без шансов на выживание изначально. По всей видимости, его сильно ударило о дерево с сучьями. В районе брюшной полости просматривались открытые раны. Дыхательные пути были забиты снегом – т.е. Максим после остановки лавины уже не дышал. Смерть наступила мгновенно.

Отметив местонахождение Максима маркерами на деревьях, спасатели продолжили путь вниз, транспортируя Диму. Часы показывали около восьми вечера.

Транспортировка по буреломному ущелью ночью включала в себя весь набор природных преград. Спуск с заснеженных валунов с помощью верёвки перемежался проваливанием в реку, которую нужно было преодолеть пять или шесть раз. В одном из мест Женя провалился по грудь в снег, ощутив под ногами ручей. Опереться – не на что. Выдернуть ноги быстро – исключено. И пластиковые скитуровские ботинки наполнились водой полностью. Вылез, вылил из внешних ботинок воду, натянул на ноги насквозь пропитанные ледяной водой «внутренники», и пошёл тащить Диму дальше.

Силы таяли. Но снизу, получив информацию о нахождении Димы, навстречу спасателям вышла группа лесников. К полуночи они, забрав оставленного на полпути спасателя с носилками, подошли к транспортировочной группе. Это была почти победа. Свежие мужики сменили полностью выжатых, пашущих уже более четырнадцати часов кряду, спасателей. Транспортировка до поджидающей внизу машины заняла ещё четыре часа – до четырёх утра.

На машине Дима со спасателями был отвезен в Сваляву. Местные врачи резонно заметили, что с такой политравмой и подозрением на обморожения пострадавшего нужно срочно везти в стационар Ужгорода. Куда Дима и был тут же отправлен. Спасателям же были предоставлены места в местной гостинице – для отдыха.

Мечтой было разуться и высушить обувь. Но, войдя в номер, Женя почуял неладное. Прикоснулся к батарее – холодная. В общем – температура в «отеле» была ненамного выше забортной. Постояльцы получали электрические конвекторы (без вентилятора), экземпляр которого и был вручен Жене. Идея высушить одежду и обувь потерпела фиаско.

И тут поступила новая вводная. На мобильный позвонило МЧС-овское начальство, и всепонимающим голосом всё же попросило Женю с утра сопроводить группу свежих спасателей к месту нахождения погибшего. Он лишь спросил: «Когда выход?». «В семь утра» - прозвучал ответ. На часах было полшестого. Через полтора часа нужно было выйти и вновь проделать путь по снегам и завалам – опять семнадцать километров вверх и семнадцать вниз. Что и было сделано.
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)


Моему другу, Железному Человеку - Жене Чизмару, в этом году исполнится 61 (шестьдесят один) год.
Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)




ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"Опыт - сын ошибок трудных".

После лавины на Боржаве недельной давности (о коей я писал в первой части), и которая унесла жизнь одного и нанесла множественные переломы второму сноубордисту, у меня возникла мысль озвучить несколько рекомендаций для тех, кто катается зимой на лыжах и бордах в районе села Пилипец.

Несколько раз я себя одёргивал. Во-первых, рекомендаций по безопасности в горах писано уже великое множество. Читай – не хочу. Но главное, что меня останавливало – это осведомлённость об абсолютно наплевательском отношении определённой категории молодых фрирайдеров к каким бы то ни было рекомендациям. Друзья мне подбрасывали год-два назад Интернет-ссылки на отзывы бахвалящихся сноубордистов, срывавших в ущелье Гембы маленькие лавинки, чтобы на них «покататься». Другие кичились тем, что содрали с верхней станции Пилипецкой канатки табличку «Осторожно – лавиноопасная зона!», затащили её на снежный карниз в верховьях ущелья, и весело через неё прыгали, чтобы выложить фото в И-нет. Так вот сейчас, после закончившейся трагедией лавины, я бы этих «героев» безоговорочно направил постоять у больничной койки лежащего с множественными винтовыми переломами ног (одна из которых частично уже ампутирована) Димы Беляева. Пусть Дима расскажет им свои ощущения. Это – лучший способ вправки мозгов. Погибший же Максим Пономаренко дать свой совет не сможет уже никому.

Почему я всё же решил взять на себя ответственность изложить собственные рекомендации?

Это случилось ровно девятнадцать лет назад – в январе 1994 года. Место действия – тот же район горы Гемба. Никакого горнолыжного курорта окрест не было и в помине. Это с 2007 года (с постройкой подъёмников) село Пилипец превратилось в Мекку украинского фрирайда (за неимением других «мекк»). А тогда на месте нынешнего «Гранд-отеля» стояли полуразрушенные коровники полумёртвой фермы.

Мы добирались на лыжах до заброшенной в верховьях ущелья «избушки лесника» (хоть она имеет совершенно иную историю, но это сейчас значения не имеет). В ней – жили. Наше «комьюнити» состояло из, занимавшихся ещё при Союзе альпинизмом, друзей. Которые правдами и неправдами приобрели первые в Украине ски-туровские комплекты, позволявшие на лыжах идти вверх и осуществлять полноценный горнолыжный спуск вниз. В начале 90-х людей, занимавшихся ски-туром, в Украине насчитывались единицы. А модное ныне слово «фрирайд» не употреблял и вовсе никто из нас.

Это был рядовой выезд «поскитурить» на уикенд. Обкатывали ущелья втроём – Женя Чизмар (о котором я писал в первой части) – житель Мукачево, Сережа Ляхимец - киевлянин, и житель Киева - автор этих строк. Прекрасно откатав в пятницу и субботу, в воскресенье - 30 января 1994 года, после обеда в избушке, мы провели Женю вниз – ему пора было возвращаться в Мукачево. И пошли с Серёгой наверх - сделать последний в этот день спуск. Через два часа после Жениного ухода нас накрыла лавина.

Лавина сошла в соседнем от «избы лесника» ущелье. В него практически не добираются нынешние фрирайдеры – может оно и к лучшему. Но мы тогда были там. Я видел, как мощнейший снежный экспресс ударил Сергея в спину, подбросил в воздух и подмял под себя. Через секунду лавина врезалась в меня. Максимум что я успел сделать – это прыгнуть ей навстречу и вверх, чтобы постараться оказаться как можно выше в пластах снега, а не быть подмятым внизу. Далее ничего уже не поддавалось контролю – полёт в теле лавины, которая накрыла меня с головой; кульбиты и сальто в несущейся толще снега; инстинктивные попытки в полёте отгребать снег от лица и... остановка.

Я не знаю, что меня спасло. Лыжные палки оторвало от рук – сработали предохранители в рукоятях (не многие производители выпускают палки с предохранителями, но тогда я был снаряжен именно таковыми). Это дало свободу рук. Сработали и скитуровские крепления, отщелкнув ботинки от лыж. Но главное – меня как бильярдный шар выбросило на дно долины, в котором лавина растеклась до глубины в метр-полтора. Надо мной, лежащим горизонтально лицом вверх, снега было сантиметров десять, причём лицо оказалось на поверхности. Отплевавшись от снега, я выбрался, откопав ноги, за которыми раскопал привязанные к ногам страховочными стропами лыжи.

Всё. Надвигающиеся сумерки, свист ветра, полное одиночество, и под ногами – огромный лавинный конус, уходящий одним из своих ответвлений в глубокий каньон.

С тех пор я знаю, что такое истошно орать: «Серёга!!» в надежде услышать хоть звук. А в ответ слышать только свист ветра.

Я знаю, что такое бегать по огромной лавине, протыкая и разбивая снег лыжей по «классике» поиска - у кустов, в местах перегибов, сознавая, что если я не вытащу Серёгу за первые двадцать минут – он задохнётся....
Я знаю, что такое через четыре часа лихорадочного бесплодного поиска, в полной темени – после восьми вечера, сесть на снег и понять: «Всё...»

Я знаю, что такое под грузом этого «всё», выжатому в хлам, напарываясь на ветки деревьев, проваливаясь в снег, вслепую валить вниз через густой лес за помощью. Мобильной связи тогда не было и в помине.
Я знаю, что такое ввалиться в первую же хату в селе Пилипец в десять вечера и услышать, что телефонной связи в селе нет вообще. А ближайший телефон – на станции Воловец, до которой 18 километров пешком – никакой транспорт ночью в то время туда не ходил.
Я знаю, что такое в пластиковых ботинках идти по дороге на Воловец. И на полпути к Воловцу, уже за полночь, ввалиться в одиноко стоящую тогда у обочины гостиницу «Смерічка» в поисках телефона. И встретить там (что было одним шансом из тысячи) друзей – Виктора Грищенко и Лёшу Гончарова, которые как раз «выгуливали» по Карпатам компанию французских альпийских гидов из Шамони. Для друзей это был шок. Но именно они вместе с французами с наступлением рассвета первыми и включились в поисковые работы. После чего подключились и спасатели, собиравшие лавинные зонды по всему Закарпатью. Одним из первых примчался из Мукачево Женя Чизмар, в то время ещё и не помышлявший работать в спасслужбе. На нём не было лица. Впрочем, лиц не было на нас обоих – ведь ещё вчера мы катались втроём...

Я знаю, что такое ходить по лавине в шеренге с лавинным зондом. И знаю – что такое откопать своего друга с глубины двух метров. Его унесло и впрессовало в каньон. Указанная впоследствии причина смерти - асфиксия. Время до наступления, по словам эксперта – минут десять. И у меня не было шансов его спасти.

Я знаю, что такое вчетвером ехать в микроавтобусе из Воловца в Киев. Впереди – водитель и я. Сзади – открытый гроб с Серёгой, и рядом – прилетевший из Киева его отец, заботливо поправляющий подушечку под Серёгиной головой на ухабах. На это невозможно было смотреть без слёз.

Я знаю, что такое предстать пред глазами всех родственников погибшего. В первую очередь – мамы. И посмотреть ей в глаза. Никто не предъявлял мне претензий – Боже упаси. Скорее даже берегли от лишних расспросов. Серёжины родители – прекрасные люди. Все понимали всё. Но в воздухе витал вопрос, который никто мне не задал и задать не мог априори. Но я его чувствовал. Почему из двоих попавших в лавину погиб ИМЕННО ИХ СЫН?? Не чужой, а именно – их?? Безусловно – лучшим исходом было бы чудесное спасение обоих. Но если судьба распорядилась забрать одного из двух – то почему именно ИХ ребёнка??
Груз этого незаданного вопроса давил на меня и на похоронах (на которых присутствовало огромное количество друзей и родственников), и на поминках. Я – выжил. Серёга – нет. По вискам стучала крамольная мысль – лучше бы меня лавина прихлопнула вместе с ним. Так было бы проще. И понятнее всем. И ещё долгие годы я винил себя в том, что не уберёг друга. Хоть он и сам был альпинистом с не меньшим чем у меня опытом – КМС с почётным титулом «Снежный барс». Но всё равно – я был обязан его уберечь.

А теперь пришло время дать ответ на изначальный вопрос – почему я всё же решил дать свои рекомендации неограниченному кругу лиц.

Я не хочу, чтобы кто-нибудь ещё испытал на себе обе описанные мной ипостаси – стоять у гроба под взглядами чужих родственников, и уж тем более - лежать перед своими в гробу.



Лавина на Боржаве, январь 2013 (Бэккантри/Фрирайд, женя чизмар, боржава, пилипец, карпаты, снег, безопасность)



ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Рекомендации занимающимся фрирайдом на участке Боржавского хребта от вершины Магура (минуя Гембу) до вершины Великий Верх - между сёлами Пилипец и Подобовец.

Пять правил, не имеющих исключений.

1. Первое. Запомнить отныне и на всю оставшуюся жизнь слово СЕВЕР. Вбить его на уровень подсознания и не забывать никогда. Попав в критическую ситуацию, будучи накрытым туманом, нужно ехать, идти либо ползти только в СЕВЕРНОМ направлении. Именно на север от Боржавы (с несущественными вариациями – СЗ или СВ) уходят все традиционные для катания гребни и склоны. Именно с севера от хребта находятся сёла Пилипец и Подобовец. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не спускаться на ЮГ. Там – двадцать километров буреломов до ближайшей цивилизации.

2. Второе, вытекающее из первого. Купить компас. Вложить его в карман рюкзака/штанов/куртки, и вынимать его только на время стирки вещей.

3. Третье. В лексиконе фрирайдера, как у лётчика, должен закрепиться термин «нелётная погода». И тот и другой за ошибки расплачиваются одинаково - жизнью. Если на Боржаве стоит туман, дует ветер (а ветер зачастую таков, что поднятая за темляк лыжная палка трепещет параллельно земле) – не нужно туда соваться. В такие периоды нужно не отрываться высоко вверх от леса, контролируя его постоянно в поле видимости. Влево-вправо от подъёмников в зоне леса можно найти достаточно вариантов для спуска, пережидая плохую погоду.

4. Четвёртое. Если выход на хребет осуществлён в приемлемых метеоусловиях, а уже там «накрыло», нужно забыть о красоте спуска. В таких случаях следует воспользоваться слэнговым словом «линять». Нужно «линять» от опасности уйти на юг, от опасности в тумане влететь в лавину либо получить травму. Вас ждёт в жизни ещё много красивых спусков, а единственный спуск в тумане может оказаться фатальным. Поэтому его следует произвести самым безопасным, а не самым красивым образом.

5. Пятое. Ретируясь, нужно стараться двигаться по гребням, а не по чашам и кулуарам. И двигаться по линиям воображаемого течения воды, а не подрезать склон выписываемыми зигзагами. В Карпатах гребни в массе своей представляют собой огромные поля, и определить в тумане – склон это уже, или ещё гребень, порой сложно. Но данное правило - общее, фундаментальное, и его нужно знать. Движение по гребням и по линии течения воды принципиально снижает риск самому сорвать лавину. Если есть ощущение, что склон под ногами «дышит» и издаёт странные звуки (в предлавинном состоянии склон может «ухать»), значит нужно снять лыжи, борд, и аккуратно, не выписывая зигзагов, «линять» строго вниз.

Указанным пяти правилам крайне рекомендуется следовать неукоснительно.

Следующий пункт, который я выношу отдельно, и на котором настаиваю безапелляционно. Каждый фрирайдер (а также альпинист, турист, путешественник, etc.) ОБЯЗАН приобрести GPS-навигатор. Обязан не мне. А самому себе. Речь идёт не о гламурном коммуникаторе с функцией GPS, который «сядет» за два часа на морозе. А о специализированном ударопрочном и пылевлагозащищённом приборе. Однако GPS-навигатор – не панацея. И расслаблять не должен ни в коем случае. Он может потерять спутники. Может их не поймать. Может просто отказаться работать. Поэтому компас нужно иметь ОБЯЗАТЕЛЬНО, не взирая на GPS. Если же навигатор работает – он облегчает задачу ориентирования на порядок. По записанному своему треку можно вернуться в начальную точку маршрута хоть в тумане, хоть в кромешной тьме. А если бы лежащий на лавине неделю назад Дима Беляев передал СМС-ом не просто информацию о случившемся со словами «где нахожусь – неизвестно», а считанные с GPS свои координаты, спасатели пришли бы к нему раньше почти на сутки.

И ещё один важнейший элемент снаряжения, имеющий вес всего 50-60 граммов и обязательный к наличию, называется спасательное покрывало (спасательное одеяло). Это маленький пакетик с тонкой прочной металлизированной плёнкой, позволяющей максимально сохранить тепло тела в критических ситуациях. Приобретать - в outdoor-магазинах (либо искать в Интернете). Если бы пострадавший Дима завернулся в подобное одеяло, 28 часов на снегу он провел бы со значительно меньшими страданиями и уроном для организма, имея шанс избежать обморожений.

Теперь - к "джентльменскому набору" фрирайдера, списком.
Каждый фрирайдер должен иметь с собой:
- мобильный телефон
- компас
- спички
- фонарь
- коробку петард
- сильнодействующее обезболивающее
- спасательное покрывало (спасательное одеяло)
- GPS-навигатор с парой запасных батарей.
Это – обязательный минимум.

Фрирайдеры, относящиеся к своему хобби серьёзно, дополнительно имеют с собой:

- лавинную лопату
- лавинный зонд (щуп)
- лавинный датчик («бипер»)
- портативные рации
- карту района (либо загруженную в GPS, либо в бумажном виде).

Некоторые берут термос, шоколад, маленькую «седушку» из куска карремата, запасные перчатки (если одну вдруг унесёт ветром) и прочее. Но я считаю эти позиции уже личным выбором каждого.

Кроме того, до выезда на фрирайд нужно внимательно изучить специальную литературу об опасностях гор вообще и лавинной опасности в частности. Как минимум – вбить в Гугл поиск по словам «лавинная безопасность», «всё о лавинах» и иным словосочетаниям, содержащим слово «лавина». Хотя лучше пройти специализированный курс обучения.

По поводу мобильной связи есть одно принципиальное замечание. С юга от Боржавского хребта (куда ни в коем случае НЕ следует спускаться) есть связь только через оператора Киевстар. И то – с проблемами. С севера (со стороны подъёмников), вплоть до гребня, присутствует связь как КС, так и МТС.

На этом, в первом приближении – всё. Однако я не упомянул, оставив его напоследок, ещё один пункт – главный. Этот главный пункт содержит инструмент, без которого не сработает ни одна из вышеуказанных рекомендаций. И этот главный инструмент, который должен быть всегда с собой обязательно – собственная голова. Которая в нужный момент должна принять оптимальное, правильное решение. Тогда и риски будут сведены к минимуму.

Вот теперь - действительно всё.

Публикуется с разрешения автора

547


Комментарии:
14
Спасибо за эту статью, очень поучительно!

18
Это автору СПАСИБО!

5
На счет "главного" инструмента - как раз им-то мало кто пользуется... к сожалению и я в том числе.
Но такова природа человека и с эти ни чего не сделаеш!

3
человек же система саморегулирующаяся, если инструментом не пользоваться, он за ненадобностью отрафируется ;)

17
Очень нужную статью написал Николай Дроботенко. Спасибо!

20
Спасибо
Уважение таким спасателям...

24
Спасибо. Спасатели - мужчины!

7
Спасибо автору.

Есть небольшое замечание. Возможно стоит употребить более правильный термин "линия падения воды" вместо "линия воображаемого течения воды". Потому как второе это вроде как место куда как раз идти не стоит.

4
спасибо за публикацию!

4
Спасибо огромное.

12
Спасибо! Читать это просто невозможно! Спасибо спасателям за их неимоверно тяжелый труд!
Почитать бы это лихим парням фрирайдерам!

3
Прекрасная статья!

5
Спасибо! На одном дыхании... Сердце щемило... Список необходимого скопировала. Для восхождений докупить одеяло, флешфаеры, биперы... Сыновьям-сноубордистам весь список распечатать крупно - на стенку. Пусть не пригодится, но будет.

9
Отличная статья ,её нужно вписать в азбуку фрирайдеров,если такая будет.Сам попадал в лавину,работаю гидом хели-ски в Узбекистане.

13
Огромное спасибо Николаю Дроботенко за нужную и красиво написанную статью.
Её надо поместить в "Золотую Книгу Риска"!

5
СПАСИБО !

4
Спасибо за статью (и написавшему и опубликовавшему)! Как говорится "написано сердцем"! Так же и читается.

0
Статья пронзительная и нужная.
Вот только 5-ый пункт из "Рекомендаций занимающимся фрирайдом..." в той своей части, где предписывается лыжи/доску снять - несколько обескуражил.

8
Одно дело барахтаться в лавине самому и совсем другое с "якорем" на ногах - это, как говорят в Одессе: две большие разницы. Тем более, что в лавине ноги в бараний рог согнёт, а после остановки снять лыжи или борд самому будет уже невозможно. Я думаю, что автор именно это имел в виду.

4
А мне показалась, что идея в том, что на лыжах/доске вниз по линии течения воды не поедешь - придется ехать дугами, следовательно, подрезать. А со снятыми "снарядами" можно топать прямо вниз.

0
Действительно спорная рекомендация. Насколько я знаю (надо искать ссылки, заслуживающие доверия, поэтому такая осторожная формулировка) умелый лыжник "грузит" склон существенно меньше, чем пешеход без лыж, т.е. сорвать лавину БЕЗ лыж даже легче.

9
>>>лыжи/доску снять - несколько обескуражил

Очень правильный совет - снять и спускаться ногами по линии падения воды не подрезая склон или по гребню. На гребне особо не покатаешь там как правило снег сдут и камни и не всегда он до самого низа в нужном направлении, а по склону, по линии падения воды, сложно управляемо съехать по незнакомому склону - слишком быстро набираешь скорость - и опять же возможны камни, наддувы и пр.

1
По гребню на Боржаве очень даже съехать можно. На таком гребне и лавина сойти ПО гребню может.

3
Именно так и проходят в лыжных походах лавиноопасные перевалы: снимают лыжи, засовывают их в рюкзак, расстегивают поясник, снимают палки с темляков - и вниз по одному по линии падения воды (таким образом будет минимальная нагрузка на склон) с включенными биперами или выпущенными лав/лентами и наблюдателями снизу и сверху. Дистанцию между спускающимися - в зависимости от ситуации. Но бывало и динной в весь склон делали. Опять же для минимизации нагрузки.

1
Понимаете, спорно все это. Если вы сумеете СЪЕХАТЬ (без падений!) по линии падения воды на лыжах, то нагрузка на склон будет еще меньше. Т.е. какой фактор более важный - прямолинейность спуска или площадь вашей ступни/лыжи - в этом вопрос. Я склонен считать, что площать более критичный параметр и при возможности лучше топать на лыжах.


4
В походах - с мешком килограмм на тридцать и на бескидах с тросиковым крепежом - да, конечно. Я пытался с перевалов в своё время типа телемарком спускаться - пародия получалась.
Но в данном случае меня смутила именно рекомендация сознательно отказаться от пилотирования лавиноопасного склона на лыжах/доске в пользу спуска пешком по линии падения воды - развивая при этом гораздо большее удельное давление на снег, и лишив себя возможности уехать от лавины, ежели таковая пойдёт прямо из-под ног.


4
Большое вам спасибо за такую статью!!
Читая последние строки,до рекомендаций,комок к горлу подкатил((
Как же часто мы беззаботно относимся к своей жизни..

7
Спасибо!. Десять лет, а болит... как я Вас понимаю. Говорят время лечит, но ни в этих случаях. Потерять друга, которому жить да жить.. очень тяжело.

9
книга "Охотники за лавинами" М.Отуотер:"...люди грубо нарушали один или несколько основных правил поведения в горах: не ходи один, сообщи кому-нибудь о своем выходе, проверь погоду, удостоверься в безопасности от лавин, будь правильно снаряжен, держись общей группы и имей мужество вернуться. Этот список можно продолжать еще долго. Здесь просто приведены некоторые мысли о поисково-спасательных работах. Людям следовало бы прислушаться к мнению профессионала, который выходил на спасательные работы независимо от того, кто оказался в опасности и почему, так как это было частью его обязанностей..."
Прошло более 50лет и как это актуально до сих пор...

4
Спасибо за статью и за то что вы делаете!

7
Спасибо!
Написано жестко, но справедливо.

Спасатели - настоящие мужики!

"И тут поступила новая вводная. На мобильный позвонило МЧС-овское начальство, и всепонимающим голосом всё же попросило Женю с утра сопроводить группу свежих спасателей к месту нахождения погибшего."
Что за спешка, когда уже торопиться некуда, почему людей надо загонять?

5
Отдельное спасибо за детальный разбор, редко кто такие вещи публикует. В основном, дело заканчивается некрологом, к сожалению.

4
Очень познавательная статья, спасибо автору!

3
Чудесная статья, обязательно покажу товарищами, пусть поучатся!
Спасибо!

22
Спасибо Николаю за статью, спасибо ТС за то, что выложил ее тут.
Столько человек пострадало за такой короткий промежуток времени на ОДНОЙ горе, в одном районе. Ничто и никого ничему не учит. Жуть берет. Этот район знаю прекрасно, часто там хожу, в том числе зимой.

В прошлом году, когда стояли на промежуточном финише фрирайдеров, разговаривали с Женей Чизмаром. Он пальцем показывал, где самопроизвольно сходят лавины. Мы с мужем смотрели друг на друга круглыми глазами. Мы ходили по тем склонам! Зная район, зная, что такое лавина, но даже не подозревая по чём мы ходим! Там же все ходят! Вот она, человеческая надежда на авось.

После этого разговора я вынесла мозг всем знакомым, кто ходит в тот район. Спасибо Жене. И вот такая полезная статья.
Там же, на тех же стартах фрирайдеров, говорили на Гембе со спасателями. Ребята жаловались на условия работы, на отсутствие снаряжения, на маленькие зарплаты, на нехватку квалифицированных спасателей. Больно всё это было слушать.
А ведь люди идут и спасают, рискуя жизнью, здоровьем. Спасибо им огромное!

Есть просьба, если тут кто-то из спасателей, работающих в районе Боржавы, читает мой коммент, отпишитесь в личку. Дам наши номера телефонов. В случае НС, есть несколько человек, готовых выехать на помощь. Несколько альпинистов 2 разряд - КМС, в том числе, с жетонами спасателей. Ехать нам 2 часа. Может и наша помощь пригодиться

2
Столько человек пострадало за такой короткий промежуток времени на ОДНОЙ горе,
********
Посмотрел на фото- вам там пушка бы очень не помешала.
Таакие склоны...

4
Саша, ты про что? Кому мы на фиг нужны со своими проблемами. Ты бы слышал, что говорили спасатели про спасфонд и снаряжение, которое им выдают! Какие пушки?


1
Утром прочла вот это www.alpine.in.ua/index.php?section=news_art&id=1373

13
Уотер писал, что если раз в 4 года не случается катастроф, то предприниматели начинают верить что лавин не существует. У нас тоже все "герои" думают что Боржава маленькая, а лавины детские, очень круто на них покататься.
Низкий поклон спасателям, которые выполняют эту работу. в 2010 один из них погиб, спасая таких же. Погиб из за отсутствия банального лавинного снаряжения.

3
Тогда за неделю 10 человек в районе погибло. И один срыв с карнизом, что закончился благополучно.

2
Здесь много упоминается Отуотер. Сегодня начала читать.

0
Есть-ли крепления сноуборда, которые раскрываются при определённых нагрузках, как и на горных лыжах ?

0
Может быть крепления step in,они менее утойчивы к нагрузкам,но тоже сами по себе не отстегнутся.

5
в сноуборде пока это невозможно. Если отстегиваться как в лыжах, то должны обе ноги одномоментно. Такого пока никто не смог сделать -придумать
Почему?
ну представь себе , что произойдет, если ты кувыркаешься, а у тебя отстегнулась одна нога?
вот потому-то.. ..
потому нам бордерам надо четко осознавать, что у нас (в отличие от лыжников) еще меньше шанса остаться целыми в лавине.

1
Это точно!Этона обычном подготовленном склоне кувыркнулся пару раз,встал и покатился дальше,а уж в лавине закрутит ноги винтом((

5
Сам попал в лавину на Петросе в 2010 году. Борд реально тянет вниз, пытаешься выгребать - не получается - затягивает в глубину. Это поначалу, потом начинается мясорубка - кувыркаешься, не знаешь где верх, где низ и уже бултыхаться нет смысла, тупо ждешь конца. Несмотря на жесткое крепление ног, каким-то образом выкрутило и поломало берцовую. Хотя лыжнику, который рядом летел, "повезло" не намного больше. Крепы-то у него отстегнулись, но каким-то макаром ему руку в трех местах поламало. Лавина - это такая штука - с ней не поборешься...

20
Вот это Спасатели. Особенно штрих про термос - просто нет слов. Снимаю шляпу

22
Надо же, в 61 год - и столько энергии:
Женя оставляет всех отдохнуть, а сам поднимается на лыжах на один из отрогов, чтобы сверху открылась взору хоть какая-то часть гребня Боржавы.
Вот что делают Горы с хорошими людьми!

13
вот что делают хорошие люди с горами )

26
здоровья и долголетия Жене Чизмару и другим спасателям, пусть меньше у них будет работ

5
Спасибо! Очень полезная статья.

7
Спасибо.
Кстати, внизу в цирке, который на последнем фото, есть мемориальная табличка Сергею Ляхимцу, "Cнежному Барсу" про которого упоминается в статье.

1
это не тот цырк, а следующий. ближе к вв.

0
Да, спасибо.
Действительно цирк с табличной находится под ВВ.

1
щас там тоже ведутсья спас работы , только ищут уже Грищенка :-(

0
Инфа разная ходит. Слышала, что они пошли на снегоступах. Есть более подробная информация?

1
19 января..Я так хочу верить в Чудо!

1
на скитурах пошли 19.01. Хочетсья чуда

3
Если не сложно. напишите, пожалуйста, в личку, что известно о маршруте, куда пошли, во сколько вышли. Буду там. Я знаю, куда часто ходил Грищенко. Мы там встречались. Буду в воскресенье там. А вдруг....

-7
Показать комментарий

2
Спасибо за статью!!!
Слава спасателям!!!
Надеюсь что МЧС найдет способы отблагодарить таких людей!!!

0
извините был в горах, мелочей всех не знаю

1
Ну вот и все:
http://fakty.ictv.ua/ru/index/read-news/id/1468160

1
:( печально...

1
Да , очень жаль :-(

11
Вернулись с Боржавы. Собиралась я идти в сторону Великого Верха от Шипитского водопада. Почему то казалось, что именно там нужно искать. Возле водопада встретили мужчину, который нашел снаряжение ребят. Расссказал, где. Именно туда я и собиралась. Пошли наверх, думали подойти к тому месту, а вдруг найдем. Но не смогли пробиться. Нас было трое и собака. Видимость там нулевая. Снег, туман, ветер. Поднялись выше линии леса, дальше ничего не видно. Пришлось спуститься. Внизу в поселке встретили спасателей. Разговаривали с Женей Чизмаром. Помощь пока им не нужна. Людей хватает. Вот пару фоток сегодняшней Боржавы
Очень прошу, заклинаю. Не ходите в тот район по непогоде. Там огромные поля. Даже если вы знаете район, все равно, в плохую видимость можно запросто выскочить не в тот кулуар и выйти на карнизы. Берегите себя
И дай Бог удачи спасателям





1
в том году был в этом районе весной. Обломанная ветка с телеграфный столб была заброшена на дерево на высоту более 3-4 метров. Представте какие там лавины.

2
Увы, чуда не произошло. От нас ушли Люди с Большой буквы и Горы, сцуко, жестоки, не пощадили. Как же так, Виктор, Иванович, почему?

2
На первом фото Дроботенко ниже затененого пятна, в нижней части ложбинки, в конце снежного обвала я нашел лыжу , очки, компас и палки Вити Грищенко... Микулич и Черевко( двое) затем там-же нашли ребят... Витя был в 1982г. капитаном нашей на чемпионате Союза в снежно-ледовом классе ( первом) на в. Мижирги, где мы были первыми - гл. судья В. Ружевский, который обещал нам коньяк, если выйдем из часа на маршруте школы - мы прошли за 54 мин...

1
Тоесть в том же ущелье что и Ляхимец?

1
да...
фото в единственный солнечный( седьмой) день поисков ребят...

1
знаю мы тоже там были , в суботу искали в районе ВВ. :-(

12
Прочел все на одном дыхании. Пока читал хорошо забытое старое дало о себе знать, по телу пошла мелкая дрожь...

Прочитав все я просто не мог никак не отреагировать, ведь несколько лет тому назад, катаясь именно на этой горе, я очутился в лавине. Все как в статье, поднявшись на креселке до вершины мы пошли дальше по хребту, у нас не было цели одалеть гору, хотели всего лишь спустится по нетронутому склону в ущелье. Кто бы мог подумать, что этот снимок вполне мог быть последним в моей жизни http://500px.com/photo/25896

Спуск, я был первый, на мне рюкзак, в нем термос и фотоаппарат, которым я периодически снимал ребят, то и дело был то первым то последним. Не успев много проехать, как заприметил не ладное, снег уплывал из под доски, в смятении я стремительно начал съезжать в сторону, но первая волна снега, сошедшая из под меня, потянула за собой большую массу сверху, которая успешно подхватив меня понесла в низ. Удар пришелся в ноги, была бы волна больше, почувствовал бы спиной. Все длилось наверное не более 5 минут, но за это время я успел отстегнуть всего лишь один стреп, думал отстегнув доску, которая работала словно парус, остановлюсь, ведь я пока сверху снежного потока. Плотно сбитый снег нес меня вниз и с каждой секундой подбирался все ближе к лицу. От давления снега на грудь стало тяжело дышать, но количество адреналина в крови не позволило просто нестись в низ. До полной остановки я боролся с наплывами снега в области лица. Осознал что дело плохо, прикинул что если засыпет, то будь я лицом вниз, есть надежда что под капюшоном будет небольшой запас воздуха, а так уж как получится. Стоит ли говорить, что шансов перевернуться, с пристегнутой доской, лежа на спине, с рюкзаком - никаких.

Мне крупно повезло, полагаю что рюкзак который сыграл роль спасательного жилета, некой воздушной подушки - спас мне жизнь позволив остаться "наплаву". Дальше остановка, а потом паника, в голове пролетают мысли: "Где ребята? Что с ними? " "А если снова волна?" Казалось что новая волна адреналина заполнила мою кровь с новой силой. Кое как откопался, стал отползать в сторону, вроди даже доску бросил. Подняв голову увидел вверху сидящих ребят, поднял руку с поднятым большим пальцем вверх, показав что я в порядке. Не смог я полностью отойти и после того как ко мне спустились ребята, то как они спускались у меня не закрепился в памяти вообще. В мандраже и внезапно опустившемся толи тумане толи снежной метели пришлось спускаться в низ к лесу, там где стоит домик. А дальше к лесу, мимо ручья, к водопаду Шепот и в колыбу... Стоит отметить, что погода была чудесной, см. ссылку на фото.
В колыбе за соседним столиком услышали слова: "А видели там какие то ребята, пошли дальше на гору..."

Все позади, можно облегченно вздохнуть, но мандраж возобновляется даже сейчас.
По месту могу сказать, что касательно схемы, в моем случае это произошло в области кулуара, вроди правее от него, если стоять лицом к склону.

От себя скажу, что мне несказанно повезло, повезло остаться на верху, повезло что снесло меня не на деревья. Не стоит сомневаться что маленькая лавина - это не лавина, и тем более думать что ее посилам одалеть.
Берегите себя

0
Очень впечатляет!

1

Здесь, напротив Ляхимца...

1
карниз обвалился с правой части( верху я видел его остаток) , обломки лежали до низа начала основного кулуара, где я нашел снаряжение вити, а затем ребята нашли их...

1

Ляхимец

1
у Вас случайно нет фото с табличкой без людей и в лучшем качестве

1
RIP...

1
Вопрос специалистам.Если у Димы телефон работал,можно ли было по нему определить координаты его местонахождения?

2
"Если у Димы телефон работал,можно ли было по нему определить координаты его местонахождения?"

При работающем - да, но с очень большой погрешность. Это только в кино всё красиво...

2
Сам принцип я не знаю, но точность зависит от количества базовых станций, которые способен принять телефон, в городе их будет несколько, а за городом только одна. Это будут приблизительные координаты, в поиске они не помогут - плюс минус километры. Для точного определения координат нужно другое устройство - GPS-трекер, который по запросу передает свое местоположение по каналу GSM.

1
кстати, на многих вещах есть "Recco" на сколько оно действительно у нас!?


1
Принципов определения координат существует достаточно много. Какой из них может быть реализован в той ситуации нам не ведомо.

"GPS-трекер, который по запросу передает свое местоположение по каналу GSM."

Сужествуют телефоны со встроенной функциеей GPS. С таким телефоном местоположение определяется довольно точно. Ребяткам, играющим в такие игры, не вредно бы обзавестись подобными девайсами.

0
А можно поподробнее о таких телефонах? Одного GPS в телефоне не достаточно - нужно, что это было автоматической функцией устройства. По любому трекер будет дешевле и надежней.

0
"А можно поподробнее о таких телефонах?"

Например, вот этот:
http://www.gdemoi.ru/gps-monitoring/s7.php

«Каждые 5, 30 или 60 минут (настраивается пользователем) телефон определяет местонахождение по GPS и передает координаты на серверы системы ГДЕ МОИ. Наблюдать за передвижением на карте можно с компьютера и мобильного телефона»

Есть также тревожная кнопка «SOS»


16
Автор статьи, Николай Дроботенко, попросил меня от своего имени выложить этот текст:
До тех пор, пока не будут похоронены Виктор Иванович Грищенко и Витя Багмет, хотелось хранить молчание. Но поток откровенного вранья, которое разносят СМИ и официальные лица, достиг критической массы. Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стало заявление главы пресс-службы Закарпатского областного УМЧС Натальи Батыр, которая изрекла следующее: «Поисковая группа обнаружила место схода лавины, она, кстати, была довольно большой - около километра (она могла сойти лишь от крика)».
Я не хочу комментировать подобные перлы и прочую ерунду, которую подхватывают и тиражируют СМИ. Но факт её насаждения и закрепления в сознании людей понуждает дать информацию об истинном положении дел.
Позавчера, 27 января, не взирая на непогоду, впервые за время поисков, до самых верховий ущелья (в котором когда-то погиб Сергей Ляхимец) дошёл Саша Толстоусов – м.с. по альпинизму и друг пропавших. Там он обнаружил обломки снежного карниза. На поверхности снега – лыжу, лыжные палки, очки и компас Виктора Грищенко. Оповестив обследовавшую соседнее ущелье группу друзей, забрав очки и компас, Саша спустился вниз. Через некоторое время на скитурах к месту находки подошли Саша Микулич, Юра Черевко и его брат – Костя Черевко. За полчаса они нашли и откопали обоих. Витя Багмет лежал на глубине 0.5 метра. Виктор Иванович – на глубине в метр. Расстояние между погибшими – около двух метров. Тела лежали в узком желобе, дающем начало ручью, приводящему к Шипотскому водопаду. Транспортировка тел была произведена на следующие сутки силами отряда МЧС с Женей Чизмаром во главе.
Ни о какой лавине, а уж тем более масштабной, речь не идёт вообще. Именно поэтому её следы и не могли обнаружить в течение многих дней поиска.
Восстанавливая картину происшедшего, сошлись на следующем. Уже возвращаясь домой, ориентируясь по компасу, двойка в тумане вышла на снежный карниз (очевидно, вследствие плохой видимости, не видя его границ). Далее – отрыв карниза и скольжение вместе с ним вниз. По роковому стечению обстоятельств, внизу оказался не выкат, а наполненный глубоким снегом желоб. В который и затянуло обоих. Сверху накрыло обломками рассыпавшегося карниза и слегка «потянувшегося» за этими обломками снега. Всё.
Это не лавина. Это плохая видимость, заступ за линию отрыва карниза (в тумане шли друг за другом вплотную), и фатальный срыв с паденим в узкий желоб.
Сегодня, 29 января, машина с телами погибших после окончания всех юридических процедур должна выехать из Межигорья в Киев.

4
R.I.P

3
Светлая память...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru