Опасности Эльбруса: >> 1 страница текста! <<

Пишет laska3, 03.03.2016 17:43

Опасности Эльбруса: >> 1 страница текста! << (Горный туризм)
1. На высоте от 3500 м (предпоследняя станция канатной дороги и выше) вам обязательно необходимы солнцезащитные очки против ультрафиолета и хороший солнцезащитный крем (SPF 30-50).
2. Если вы собираетесь находиться на горе полчаса или дольше, имейте при себе тёплую одежду (джемпер, ветровка, шапка) на случай ухудшения погодных условий. Желательно приезжать на Эльбрус в утреннее время, после обеда нередка плохая видимость.
3. Два места для безопасных прогулок на Эльбрусе от верхней станции канатной дороги (Гарабаши, 3800 м). Первое – это сравнительно небольшая площадка рядом с самой станцией. Передвигаться нужно по каменистому грунту, а не по снегу/льду. Второе безопасное место – промежуток между «скалами спасателей» (4050-4350 м), где расположены так называемый «Приют» и пост МЧС.

Доставит вас туда транспорт, наиболее разумный вариант проезда – на так называемом ратраке.

4. Рекомендации по безопасным прогулкам в районе «скал спасателей». Между скалами вероятность проваливания под лёд минимальна, поэтому на этом участке можно прогуляться в течение часа-двух. Прогулки на высоте желательно совершать при хорошей погоде и хорошем свежем прогнозе (см. сайт snowforecast.com). Обычно ратрак подвозит пассажиров на 4050 м, максимальная высота скал около 4350 м – это и есть ваша тропа длиной около километра. При прогулке нужно стараться не попадать в промоины от ручьев, также нельзя покидать зону скал. В случае ухудшения погоды нужно, во-первых, сохранять ориентиры, для этого выберите ближайшую к вам каменную гряду «Скал спасателей», подойдите ближе к ней, чтобы не потерять её из виду. Во-вторых, прекратите подъем и начинайте спуск вдоль каменной гряды до ближайшего здания (это будет либо «приют», справа при спуске, либо вагончики МЧС, слева). Передвижение непосредственно по камням безопаснее с точки зрения ориентирования, но подвижные камни могут привести к травме при неудачном шаге, поэтому торопиться не нужно. Чтобы сразу после возвращения покинуть «Скалы спасателей», нужно заранее побеседовать с водителем транспорта. Не пытайтесь срочно самостоятельно покинуть «Приют» пешком, даже если вы опаздываете куда-либо. На «Приюте» и в МЧС есть люди, которые вам посоветуют, как безопаснее вернуться к «бочкам». Указанные прогулки не следует совершать, если с вами есть дети до 10 лет, пожилые люди, а также у кого-либо плохая физическая форма или он страдает заболеваниями, прежде всего, сердечно-сосудистой системы. Желательно заранее посоветоваться с врачом перед посещением Эльбруса.
5. Почему не следует гулять по льдам Эльбруса самостоятельно? Все снежно-ледовые поля там содержат трещины, присыпанные снегом. Трещины нередко скрыты от глаз, они могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с многоэтажку. Последствия падения туда – почти всегда травмы, инвалидность, смерть. Негативные факторы: заклинивание при падении, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Значительно увеличивает шанс попадания в трещину ограничение видимости, случающееся при смене погоды.
6. Почему нельзя пытаться сразу зайти выше 4350 м: во-первых, маршрут в горах идётся раз в 5-10 дольше, чем кажется. Из-за отсутствия многодневной высотной тренировки проявит себя «горная болезнь» на фоне недостатка кислорода - ограничение внимания, сосредоточенности, самоконтроля, человек переходит от эйфории к стадии упадка сил, позже может развиться обострение с изменениями в мозгу и лёгких, требующее срочных реанимационных мероприятий для спасения жизни. На маршруте случаются: падение с тропы с травмами, проваливние в трещины, обморожения/замерзание и т.д. Статистика гибели в среднем 10 человек в год. Если есть желание подняться выше 4350 м - ищите гида и обращайтесь к нему.

p.s. Речь шла об Эльбрусе летом для массового автобусного туриста с любопытством к горам.
************************************

Более подробно ниже:

Экстремальный маршрут по летнему Эльбрусу в облегченном варианте.

Вы можете самостоятельно достичь высоты 4300-4400 м н.у.м. Маршрут начинается от станции канатной дороги «бочки» 3800 м. У вас должна быть теплая одежда, хотя бы кофта и куртка-ветровка. Для людей, которые в горах в первый раз и не собираются ночевать, целесообразно совершить поездку от бочек до следующей точки - «приют» (высота 4100 м) на снегоходе или ратраке, чтобы не терять драгоценного времени. По пути пешком на «приют», как и на любом участке закрытого ледника Эльбруса, можно также упасть в трещины, прячущиеся под снегом (см. подробнее ниже, пункт А). «Приют» расположен на одном из двух параллельных каменных гряд, известных, как «Скалы спасателей», между которыми лед имеет меньше опасных разломов. В случае хорошей погоды вы можете прогуляться вверх до конца каменной гряды (4300-4400 м), но не проваливайтесь в русла ледяных речек. Ни в коем случае не уходите за пределы маршрута - т.е. от «Скал спасателей», в том числе с целью отправления естественных надобностей (см. ниже проблемы ориентирования в непогоду, пункт Б). В случае ухудшения погоды обязательно приступайте к возвращению, для этого выберите ближайшую к вам каменную гряду «Скал спасателей», вдоль которой спускайтесь до ближайшего здания (это будет либо «приют», справа при спуске, либо вагончики МЧС, слева). Передвижение непосредственно по камням безопаснее с точки зрения ориентирования, а также отсутствия ледовых сюрпризов, но подвижные камни могут привести к травме при неудачном шаге, и в любом случае торопиться не нужно - весь путь не больше километра. Вместо уезжающего транспорта возможны другие варианты, главное - не потеряться и не испортить себе здоровье. Не пытайтесь срочно самостоятельно покинуть «Приют», даже если вы опаздываете куда-либо. Если ваше самочувствие ухудшается, постарайтесь заночевать уже внизу. На «Приюте» и в МЧС есть люди, которые вам посоветуют, как безопаснее вернуться к «бочкам». Ознакомьтесь подробнее с предостережениями для данного маршрута.

А. Трещины в леднике (начинаются через 150м от «бочек» и расположены далее по маршруту, присутствуют в большом количестве при сходе вбок с натоптанной тропы). Трещины бывают открытые и закрытые «снежными мостиками», они могут быть произвольного профиля, шириной до нескольких метров и глубиной с небоскреб. Коварство закрытых трещин состоит и в их незаметности, ведь мало того, что снежные мосты могут непредсказуемо обрушиться при нагружении, еще и неясно, когда ты находишься на мосту. Снежные мосты крепче утром и слабее вечером после прогрева. Последствия попаданий в трещины – почти всегда травмы, реже инвалидность, смерть. Негативные факторы: рельеф трещины, невозможность покинуть трещину при травме, а также без снаряжения, низкие температуры, утопление в ряде случаев. Панацеи против трещин нет никакой, их могут пересекать ратраки и чуть с меньшей гарантией - снегоходы на скорости. Очень желательно пользоваться услугами водителей. Немного о пути между «Приютом» и «бочками». Если сезон такой, что снега много и даже ратраки не обрушивают мосты, хождение по тропе не приравнивается к самоубийству. Теперь о том, чего не следует делать. Ходить без компании опытных альпинистов/туристов, а также, если оторвались от группы, ходить без четко видимого маршрута. С резким усилием ступая на мост, или задерживаясь на нем, вы повышаете шанс его обрушения под вами. При недооценке ширины закрытой трещины прыжок через нее может привести к сильному и резкому нагружению моста. Переходить трещины в произвольном месте - значит, стать первым тестером снежного моста на этом участке, запостите селфи в Инстаграм до совершения этого подвига. Дырявить мост палкой с целью проверки его прочности не нужно, если перед вами только что прошел человек, а если не прошел - тоже малоинформативно, поскольку вы априори недостаточно опытны, чтобы ставить диагнозы мостам. Категорически избегайте хождения вдалеке от людей, при несчастном случае вам не будет вовремя (а то и вообще) оказана помощь. Альпинисты стараются прокладывать тропы по наименее опасному пути, поэтому при произвольном сходе с тропы обычно чаще попадаются трещины, состояние мостов через них не поддается оценке. Пересечение моста по проложенной тропе вырабатывает его ресурс и, хотя мост уже был многократно апробирован и доказал свою надежность, рано или поздно он разрушается. Над головой человека, в которой прочно угнездилась идея переходов зоны трещин без компании, вне проложенных троп, в малоснежный сезон, и он не боится делать это после обеда, вьется черный ворон.

Б. Внезапная смена погоды и потеря ориентации из-за нее или смены времени суток, после чего вы приходите к трещинам (см. выше) или обрывам. Покинуть зону надежного ориентирования – станцию канатной дороги «бочки», после которой начинается закрытый ледник, или каменную гряду, на которой расположен «приют» - создать себе высокий шанс форс-мажорной ситуации, поскольку в горах погода меняется порой очень быстро. Видимость может упасть до метра достаточно надолго. Свежий прогноз погоды, например, с сайта snowforecast.com, стоит изучить до выхода на маршрут. Спутниковые навигаторы в смартфонах недостаточно надежны для такого передвижения, а переходить трещины без свидетелей вашего возможного падения крайне нежелательно даже находясь на маршруте. Есть опасность замерзания при смене погоды, почитайте, что такое обморожения, какие у них признаки, какие последствия; температура может упасть ниже нуля на часы, а на солнце по ощущениям временами можно гулять в майке. В сильную метель ориентирование невозможно. Недопустимо, чтобы вас застала непогода даже на маршруте между «бочками» и «приютом», а тем более за концом «Скал спасателей» или сбоку от них, куда не следует заходить ни в коем случае. Надежное ориентирование при движении вдоль камней «Скал спасателей» по приезду туда на транспорте позволит вам не потеряться. Утром погода, как правило, лучше, чем в послеобеденное время, но бывает и обратное. 10-30 минут - типичное время радикального изменения погодных условий в горах, а застревает непогода в горах и на полдня и на несколько суток. Вот так сказочные красоты гор исчезают, подобно миражам, уступая место ловушкам снежно-ледовой пустыни.

В. Солнечный свет сделает вашу кожу облезлой, а ваши глаза ослепшими. Требуются специальные солнцезащитные очки и хороший солнечный крем (SPF 30-50).

Г. Кажущаяся близость объектов при хорошей видимости - опасная иллюзия гор, позволяющая влипнуть в любые ситуации. На Эльбрусе умножайте предполагаемое время прохождения дистанции в 5-10 раз, и это вне форс-мажорных обстоятельств.

Д. Воздействие кислородного голодания на ваш организм, но за пару часов с вами на высоте около 4000 м без особых нагрузок вряд ли что-то серьезное случится. Ниже о ней сказано подробнее.

Для любопытных: далее, после вашего маршрута, есть путь до Косой полки - тропы на седло Эльбруса. До начала Косой новичку прогуляться можно, опасности те же – трещины и непогода, но там вероятность попасть в несчастный случай куда сильнее. Маршрут будет граничить с обрывом и зоной трещин без четких разделительных маркеров и надежных ориентиров. Таким образом, нельзя безопасно подняться и спуститься, не имея с собой профессионального GPS навигатора, теплой одежды, хотя бы одной ночевки для высотной адаптации организма, обсуждения маршрута с альпинистами на месте и обязательной регистрации в «вагончиках» МЧС. Косая полка выводит на седло Эльбруса и его две вершины, куда самостоятельно вообще идти не следует. От непогоды, ступив на Косую, не скроешься по причине необходимости уверенно преодолеть ту же Косую и более высоко расположенные уже пройденные наверх трудные участки в обратном порядке, но в очень неудобных или даже труднопреодолимых (при сильном ветре, например) условиях. Появляются две новых опасности. Для организма – «горная болезнь» на фоне недостатка кислорода, проявляющаяся как ограничение внимания, сосредоточенности, самоконтроля, человек переходит от эйфории к стадии упадка сил, позднее может развиться обострение с изменениями в мозгу и легких, требующее срочных реанимационных мероприятий для спасения жизни. Вторая опасность – более жесткий рельеф, на нем случаются: срывы с травмами и возможным попаданием в очень глубокие трещины, потеря тропы, обморожение/ замерзание, обострение развития горной болезни, особенно при запирании на седле в непогоду, моральная слабость, отравление вулканическими газами, реже удар молнии и лавины. Исход любого несчастного случая наверху ведет, как правило, к потере способности к самостоятельному передвижению. На Эльбрусе в год гибнет в среднем 10 человек. Возможность оказания экстренной помощи сотрудниками МЧС вне правильного маршрута ниже Косой ограничена трудностями обнаружения пострадавшего и его доставки вниз.

Опасности Эльбруса: >> 1 страница текста! << (Горный туризм)
Рис.1. Загар на Эльбрусе в течение полутора часов, эйфория и снежная слепота.

Опасности Эльбруса: >> 1 страница текста! << (Горный туризм)
Рис.2. Схема передвижения на маршруте. Зеленым отмечен относительно безопасный пешеходный участок между двумя рядами каменной гряды, там можно свернуть себе шею, провалиться в промоину ручья, но проваливания в очень глубокую трещину можно не опасаться.

19


Комментарии:
3
Схема маршрута, маньякам-покорителям она может не понравиться:
elb222

-6
Показать комментарий

6
Вот тут народ проголосовал за то, чтобы делиться базовым набором упоминаний опасностей с новичками в горах. Меня лично достала тема эльбрусосрача и я решил на его примере написать о том, куда может заехать на ратраке случайный человек за деньги и что из этого может выйти, если это сделать: а) по-человечески, б) по-идиотски. Вас смутило название (оно временное) или содержание? Пишите по содержанию какие-то претензии, буду внимать. Я гуляю в горах 7 лет, и на роль собирателя информации по безопасности в отношении летнего участка ниже 5000 м на классике вполне, на мой взгляд, гожусь. Бывал на седле Эльбруса в пургу. Если хотите меряться достоинствами, создавайте свой пост обо мне, развитого эльбрусосрача в каментах допускать не буду. Вы для меня старший товарищ, где-то 2-3 разряд по альпинизму, в рангах ГТ не соображаю. Спасибо за внимание к моему посту. Всего хорошего.

0
Как вы писали в одном из комментариев, этот текст был задуман, чтобы заставить меня уйти с Риска. Как вы писали в другой раз, особенно возмущает актив Риска то, что я здесь публикую информацию об очередном разделе перечня перевалов, поскольку актив видит в этом имитацию работы.
Хорошо, давайте торговаться. Например, я могу прекратить эти публикации, если вы уберете этот текст и не будете его публиковать вновь.

0
entv, если я писал, что человека может сбить машиной, из этого не следует делать вывод, что машина поехала сбивать человека. И не ерничайте, первого, кто возразит против ваших архиполезных публикаций по перевалам, я пошлю куда Риск не запретит.


0
Я так и не увидел ответа на вопросы про то, кто такие в вашем понятии "новички", для которых вы выложили это "произведение". Если вы не соображаете, что такое ГТ, то как можете писать рекомендации для тех, кто имеет опыт горных походов? КМС по ТГТ (техника горного туризма, если не знаете), прослушавший полный курс лекций по горному рельефу, лавинной опасности, горной болезни и т.д., прошедший 10 горных походов 1 к.с., это тоже новичок, которому нужны ваши рекомендации?
Одно дело, это ваши коменты в чьих-то темах и совсем другое, это ваша отдельная тема с рекомендациями. Надеюсь, разница ясна?


4
Fankav-а СОТНИ человек просят совета об Эльбрусе)) После этой фантазии можно было не читать его комментарий и уж тем более не отвечать)) Что Вас так задело?)
и все равно, несмотря на Вашу статью будет работать правило: чем больше самоубийц - тем меньше самоубийц. Чем больше времени прошло со времени последнего НС (громкого, о котором все узнали), тем больше расслабляются вновь идущие, тем выше вероятность нового. Все бесполезно. Цикл.


0
Ну да, я вообще мечтатель с точки зрения Баранова, ведь только его могут спрашивать про Эльбрус ;) И он, несомненно, знает и видит тех, кто меня спрашивает. Очередной "знаток" меня :))


2
А как тренироваться? Ну может быть бег, плавание, что еще? в каких пропорциях?

1
Шутите )))) я не могу никого ничему учить, лишь выложил обобщения собственного понимания, куда надо тыкаться. У меня знакомый профессор пурговал в 10 минутах от станции канатки "бочек", так его накрыло, и рук своих не видел. Не стал суетиться, не замерз - повезло, в трещины не забрел. Но факт, что ратраки на 5000 людей завозят. Как не сглупить, поехав наверх? Не знаю. Но попытался набросать предупреждение. Его я нагло оформил как совет гулять туда всем, но это как раз предмет правок и обсуждений. И еще, вам не надоели тупые эльбрусосрачи? После прочтения моего текста становится ясно, в каких вопросах имеются пробелы. Вот, собственно, и все.

p.s. в 1997 слышал, как сверху спустили с инфарктом мастера спорта, велосипедного, что ли.

6
Да такое ощущение, что самолюбие некоторых товарищей задевает ваша тема, типа никто кроме них тут не может давать никаких рекомендаций по Эльбрусу. Либо переживают, что меньше народу станет коммерческими услугами их фирм пользоваться.

Такое ощущение что Эльбрус, стал напрочь коммерческой горой и самим туда ни ни, только с гидами!


1
Почему именно июль-август? А почему не июнь-август?

2
Этот участок я не посещал в июне и информацию про него в июне не собирал. Прям с первого июня можно ставить, если брать усредненные данные? Там с трещинами на маршрутике чудес нет? Мосты прочные уже, как правило? А то через открытые трещины перешагивать я бы новичкам не посоветовал. Внезапности падения вроде как меньше, но... страшно, могут дернуться.

-6
Показать комментарий

1
больно били,
***
Неверно. Никите Степанову тоже в горах при подъеме на 7000-к битьем угрожали какие-то альпинеры. Но он на маршрут сходил таки и барсом стал. Если человек не кинул другого и горняхой не страдает, то такое поведение - поведение гопников, и гоп-культура как раз имеет корни в советских временах. Изволь уметь языком ворочать, а руки прибереги для полезного.

0
Спасработы - это потеря личного времени, и срыв мероприятия из-за дурости и невежества "горевосходителя".
***
Вот уж про личное время во времена СССР да еще и не на Памире, а на классике Эльбруса, я бы так не торопился. Из разряда "кому-то помешали в баре за соседним столиком". Сейчас - согласен, отпуска в два раза короче, неравенство зарплат да безработица угрожает некоторым.

1
Спасибо, laska3.
Для новичков и, положа руку на сердце, не-профи - полезная информация.

Далеко не все имеют гида (да-да, "6 дней и вы стали покорителем Эльбруса за 20тр").
Зря, мэтры, бодаетесь между собой (по моему, скромному мнению). Ваши клиенты от Вас не уйдут, и что важно - другие живы останутся.

ps: кроме Эльбруса, столько красот там...

0
кроме Эльбруса, столько красот там...
****
Это же ВИЗОВ для восходятла. Таак, где там памятник погибшим альпинистам, забыл уже? Напишу в своем тексте туда сходить, думаю, не помешает. А может не напишу, чтоб обязательно сходить, ну а где памятник - пожалуй, вставлю.

1
Дело не в наличии/отсутствии гида, а в уровне собственного опыта, а начинать свою "карьеру" альпиниста с Эльбруса - с большой вероятностью погубить ее (а то и себя).
На Эльбрус надо приходить на том уровне опыта, при котором подобные статьи не требуются.

1
"На Эльбрус надо приходить на том уровне опыта, при котором подобные статьи не требуются"

...не требуются так же ратраки, неопытные и нечистоплотные гиды и тд и тп.
а реалии другие - кто только не прется наверх, в силу разных причин.

статейка для собирающегося на гору чайника (он даже не "начинающий альпинист", Боже упаси) полезная. Опыт она не заменит, но хоть какие-то штрихи к портрету Горы..


3
Очень много букв, мало кто до конца дочитает если в таком виде повесить на склонах
В свое время американская конституция на 11 приюте висела, локаничнее была.

0
Грешен, батюшка) Скажите, какие пункты поурезать для составления стендов. Я так думаю больше страницы тамошние мамкины восходители не осилят, сколько видов-с, и пэтэушницы в бикини фоткаются, зачем на бумажку смотреть.

0
Я бы сказал - "больше абзаца", так оно жизненнее. Поэтому - в виде тезисов, вряд ли есть иной вариант.


0
В начале плаката
- для всех кто поднялся на подъемнике стоит знать что от последней канатки до вершины не менее 10 часов подъема, а не 2 часа. Если к 13 дня Вы не на вершине, то идите вниз.
- для самодеятельных груп настоятельно рекомендуется зарегестрироваться в МЧС, (тел)
этим вы окажите уважение к людям которые Вас спасают и возможно поможете себе.
- даже если вы решили подняться только к 11 Приюту, вы можете получить не желательные приключения в виде плохой погоды, потери ориентации если опустятся облака, раскисшего снега, трещин если собъетесь с тропы, снежной слепоты при отсутствия правильных очков и тп

Можно добавить лирики еще по опасности, до Пастухова, выходы за скальные грядки, трупосборники и тд


3
bQR82_PLb4k
laska3 - забейте! на Riske каждый второй "Эльбрусовед"! Пишите, делитесь своими мыслями, перенимайте опыт (практический) только от светлых и мудрых людей и будет Вам счастье!

1
Всеми своими не буду, а за поддержку этого поста спасибо. Все же какую-то ниточку между профессионалами и чайниками надо протянуть. Хотя бы тоненькую, чтобы порвалась на неопасной высоте от асфальта, если кто по ней сдуру полезет.

2
В общем и целом статейка толковая (но многабукаф... не каждый до конца дочитает даже здесь), без явных пробелов но и без конкретики ( что для памятки вполне нормально).
ИМХО основной минус (если его так можно назвать) один - если для человека, приехавшего на Эльбрус (пусть и не с целью подняться на вершину) эта статья нова и актуальна - гора для него избыточно опасна по определению. И по хорошему ему на горе делать нечего. Однако, если человек злоупорно хочет подвергать себя опасностям, не имея достаточного опыта для их купирования, такая памятка безусловно лучше, чем ее отсутствие, и в этом ее плюс.

2
если человек злоупорно хочет подвергать себя опасностям, не имея достаточного опыта для их купирования
***
Ага. Вы до этого забывали про другой тип людей, у вас кажется с осторожностью все нормально, и то не факт, что не научены горьким или просто суровым опытом. Даже уточно - статья еще и для здоровых на голову новичков, куда просто можно гулять без гидов и в каких условиях (я видимо поправлю для них высоту на 4400, макс. Пастухова). И для тех из того контингента, кого упомянули вы, но кто еще немного пока в своем уме и способен понимать прочитанное. В сумме набежит больше 1 человека в год.

1
Я бы однозначно добавил выделенное жирным предупреждение, что все "прогулки" по Эльбрусу на любой высоте начиная от Бочек разумны только при хорошей погоде, наличие на горе тумана, снега, метели, грозы и иже с ними - однозначная игра в русскую рулетку (для новичка). Даже если непогода только собирается или намечается. Еще бы добавил необходимость максимально плотного мониторинга прогноза погоды (благо айфончики ныне есть у всех, а связь в районе Приюта какая-никакая имеется).

А опыт - штука неизбежная и абсолютно необходимая, и он у меня есть. Но огромная разница между набором опыта самостоятельно, на свой страх и риск (дело даже не в том что дольше), и с грамотными наставниками, которые не дадут совершить фатальную ошибку, а если даже она совершена, с большой вероятностью не дадут скопытиться.

статья еще и для здоровых на голову новичков
Формулировка не совсем верная. Я бы сказал - для пока еще непуганых новичков, которые не наткнулись на горе на артефакт типа "зеленых ботинок". Торчащие изо льда кости очень отрезвляют, знаете ли...


0
в 70 года когда был триумф австрийской горнолыжной школы в мире, ее привел к успеху школьный учитель, которые совсем не был спортсменом в этом виде спорта
laska3 даже еще не замахнулся на роль старшего тренера по альпинизму

1
А я уже придумал, как разбить маршрут.
1. Для чайничков-кофейничков. Дефиле от Приюта до верха скал спасателей и обратно на ратрак) макс высота 4300-4400, неплохо. Кошки не нужны. ВБОК НЕ СВАЛИШЬ.
2. Для продвинутых. Несколько дней на Приюте, одолеваем Пастухова. Навигация или вешки ЖЕЛЕЗНО. Кошки не обязательны. Главное не промахнуться мимо, так что постепенно знакомимся с местностью и что на ней навигатор показывает.
3. Для маньяков. Одолеваем со временем начало Косой. Учимся гулять по склону, неплохо это делать в кошках. Выше - зона срыва, инструкции заканчиваются, идут чисто предупреждения и советы проводника себе искать, сейчас лишний червонец у каждого в лопатнике есть, а без бабла там делать нечего, сломаешь ногу - твой поезд/самолет все равно убудут без тебя. Ниже - навигация ЖЕЛЕЗНО.
4. Если пришел к трещинам - старайся той же дорогой назад уйти. Так как на твоем пути трещин нет. А если они начались - появятся и еще.

Вот так мне спокойнее стало.

1
В принципе вариант. Только для п. 3 кошки ИМХО обязательны. Особенно если всё-таки учиться гулять по склону, а не подняться (с трудом) раз в жизни, прифигеть и поскорее свалить вниз. В принципе уровень безопасности (при нормальной погоде, температуре и видимости) достаточный в пределах радиуса приезда ратрака или снегохода( и наличия в телефоне забитых номеров МЧСников ратратчиков, etc - возможно их есть смысл включить в инфостенд), а также более-менее устойчивой связи. Причём все условия должны, по понятным причинам, соблюдаться одновременно. И людям которые хотят "прогуляться" по горе это есть смысл учитывать.


1
По спутнику если смотреть, дорога с Пастухова вниз неплохо утрамбована ратраками.
При отсутствии видимости, ориентиров и навигации это наверное самый жизненный вариант. ратрак к обрыву никак не поедет. Однако следует считать такую и подобную ситуацию однозначным форс-мажором - со всеми вытекающими.
А чтобы использовать скалы как ориентир, надо достаточно хорошо их представлять, что для человека, первый раз попавшего на гору маловероятно (только если погода была отличной и память фотографическая, но таких исчезающе мало). А дорога есть дорога, под ногами и мозгов особо много не требует.

1
Я бы волновался, а для новичков важно не пропустить шоковый момент, но и не зацикливаться на форс-мажоре, а просто не глупить и двигаться помаленьку, с Пастухова как раз скорее придешь, и они могут держаться правее, тогда как с Косой можно свалить в обе стороны, вот посему этот пункт для маньяков.

1
Ласка искренни старался , но не выходит каменный цветок, Данила-Мастер, не выходит.
Стенд по сути уже есть, камень с табличками выше старого приюта. Раньше рядом с ГАИ обязательно был стенд с фотографиями искореженных автомобилей. Может быть такие стенды надо поставить, с краткой аннотаций, что и как случилось. И внимание привлечет и торкнет. Фото можно взять не реальные, чтобы не было проблем с родственниками.

1
Я сразу рассчитывал, что вторая версия долго не проживет. Зато ясно стало, как что писать надо. Делить по квалификациям новоприбывших и одновременно по 4400, 4700, 5000. Все четко! Просто народ видит, что информации уже много, она в целом не такая уж и дурная, и помогает бескорыстно. Сам лучше вижу недостатки своей писанины. А в тишине такого не пообсуждаешь, там любая бумажка будет супер, если отупеть как следует.

1
Хорошая статья. Мне, как новичку, очень полезно, несмотря на море перечитанной информации. Всё это уже знаю, но вот так в одном месте собрано пожалуй впервые.
Сама идея отличная - повышение безопасности. Теперь как её реализовать? Донести до сознания потенциальных "клиентов".
А значит необходимо довести текст до ума в плане краткости изложения.
Выполнить его тезисно (возможно с указанием ссылок на более развёрнутые статьи).
По возможности на уровне стендов-плакатов на открытом воздухе в местах наиболее проходимых туристами, на пунктах канатных дорог.
В виде небольших агит-листовок формата А5. Листовки можно разложить в кафе,гостиницах, кассах. По сбору средств на эти мероприятия думаю проблем не возникнет. Например напечатать 50-100 листовок и заламинировать их могу взять на себя. На весну есть планы, буду в Приэльбрусье не один раз.

1
возможно с указанием ссылок на более развёрнутые статьи
***
Тут возникает законный контраргумент о подмене обучения альпинизму листовками со ссылками от Бог знает кого, так что нужны статьи по безопасности именно. Если найдете, скидывайте ссылки в эту ленту каментов.

3
Один мой коллега, инструктор альпинизма из Пятигорска, ходит на Эльбрус с компасом. Весь путь разбит на участки по шагам и азимуту. Работает без осечек лет тридцать!

1
Он знает правила интегрирования, это матанализ в действии - построить верную кривую из кусочков с разным наклоном. К тому же не столь сильно подвержен падениям и еще меньше панике.

2
Я придумал несколько простых правил для новичков на основе своего собственного туристического (а не альпинисткого) опыта (не имеющего отношения к Эльбрусу). Как раз в формате вашей инструкции.

1. Если после подъема на какую-то точку на горе (пусть даже 2000 м) вам в голову пришла какая-то "классная идея!" - это означает, что у вас началась горная болезнь и вам необходимо акклиматизироваться, остановившись на 1-2 ночи прямо на этом месте (либо на месте окончания грунтовой дороги или четко очерченной тропы, если вы идете по грунтовке или такой тропе).
2. Если после подъема на какую-то точку на горе (пусть даже 2000 м) вы решили поменять планы маршрута в сторону удлинения или усложнения - это означает, что у вас началась горная болезнь и вам необходимо акклиматизироваться, остановившись прямо сейчас на 1-2 ночи. А потом подумать еще раз.
3. Не ходить по пятам наверх за людьми, которых вы не знаете лично до подъема и чей опыт вы не знаете. Если конечно, это не гиды.
4. Если при подъеме или спуске у вас возникли сомнения в плане выбора дальнейшего направления движения, то самое правильное решение - это остановиться прямо там же и ждать появления других людей. Если надвигается буря и падает температура, то оставаться на месте при сомнениях - это еще более правильное решение. У вас с собою заранее должно быть снаряжение, позволяющее переждать эту ситуацию вплоть до 1-2 суток (?).
5. Спуск - это очень часто сложнее или намного сложнее чем подъем. Поэтому если подъем на пределе ваших возможностей, то спуститься вы скорее всего сами точно не сможете.
6. В целом всегда будьте готовы выбросить все свое снаряжение и вернуться обратно без него. Все зависимости от того, сколько сот или тысяч долларов оно стоит. Рассматривайте снаряжение исключительно как расходные материалы.
7. Если вы не эксперт в плане навигации, то GPS и компас для вас могут быть абсолютно бесполезны в случае возникновения сложной ситуации. Вне зависимости от стоимости устройства.

Это все разумно с вашей точки зрения?

0
Я бы с 3,4,6,7 не стал сходу соглашаться. Снаряга просто пригодится. Лучше все же разграничить сферы компетенции - слабым новичкам до Пастухов. Тем кто посильнее до Косой, там сложнее в непогоду. Также в моем описании маршрут проходится легко ногами. Выше Пастухова просто крутовато немного. GPS может помочь. Просто при плохом приеме трещины могут оказаться совсем рядом, тут не в навигации дело, а в требуемой точности. Далее по п.4, я когда топал на Гору аж спальник потащил. Но спальник легкий был. Сидеть ниже Косой можно только на Пастухова, там и палатку можно поставить, но не сразу. Но посетителю горы проще будет с Пастухова двинуть-таки вниз, со спальником он тоже померзнет, а в ветер палатку не поставишь. Выше Косой мы рекомендации не составляем, у народа не только знаний, у них навыков передвижения нет, туда лучше в группе, и в группе кто-то должен рулить, и не просто зашедший n раз. Пережидать непогоду на седле, если вы осилили мой текст, крайне рисково для здоровья. Гидовские услуги стоят дешевле этой снаряги, которую вы предложили выкинуть. Если снаряга дорогая, подарите тем, кто спасет, чего ценностями разбрасываться?))) По п.3 - ну гиды идут наверх. Зачем мне за ними? У них свой темп, когда они вниз пойдут тоже вопрос большой. По п.1,2 согласен с принципом, но ИМХО преувеличение. В горах энтузиазм нормален. В самолете вас чудить не тянет? Там откачивают воздух до эквивалентной высоты 2500. Думаю, с 3000 начнет башка болеть, если долго находиться и подняться с ниже чем 2000, а с 3500-4000 немножко крыша чуть подвижнее станет. Если запариваться, то становишься раздражительнее. И то у кого как, +/- 1000 м, но чтоб 2000 это я сомневаюсь. У горняхи есть объективные признаки, погуглите на Риске, поле зрения сужается, все такое. Мы это обсасывали старательно. Бывают уникумы с аналогом белой горячки. Глючат, пускаются в насилие. Почитайте Месснера, как он по Эвересту гулял без кислорода и общался с девочкой. Кстати душевная история.

если подъем на пределе ваших возможностей, то спуститься вы скорее всего сами точно не сможете.
***
Тут есть условие, когда сбрасываешь высоту, телу делается легче. Но все зависит от прочих факторов, мог себя уже просто на подъеме задолбать, мышцы забить, голова приболит.

Я даже прямо скажу. За немного более приличные деньги есть очень простой пятитысячник. Не Казбек, а Демовенд в Иране. Мне сами иранцы, заползающие на Казбек, поведали. Высота та же, что и у Эльбруса. Говорили "Demovend easy". Но там на одном английском не прокатишься. У меня возможно в планах.

Нормальный ответ или меня заразили вирусом возражений?

0
Ответ очень хороший. Спасибо.


0
Эльбрус не терпит инструкций.Опыт и только.Заходили и в кедах,и на одной ноге,и со штангой.И был популярный маршрут по ледовым полям вокруг Эльбруса.Ехать,пробовать и никого не слушать.

0
Я больше о том, что в моей бумажонке оказалась "лазейка" для людей, которым Гора нафиг не нужна и силенок на нее нет, зайти дальше той точки, с которой легко можно будет спуститься вниз. К тому же, часть текста сгодится тем, кто приехал на Бочки погулять. Я клянусь, в августе 1997 не видел ни единой трещины на своем пути вообще. Теперь мою бумажку разбиваю на несколько участков, приходите посмотрите, если помогать не хочется.

0
Перетасовал текст, переписал процентов 10! Теперь для новичков совсем минимум информации, но ограничения маршрута сильнее.

0
А на мой взгляд, очень толковая статья! Не считая мелких шероховатостей, весьма полезна. Не ругайте пианиста, лучше помогите.

0
Спасибо за добрые слова, выкладывайте, какие шероховатости цепанули глаз сильнее. Русский я сам потом выправлю. Как вы считаете, статью оставить целиком или разбить на две - для совсем мимопроходящих, чтобы просто побывать на однодневной экскурсии и для тех, кто приехал с ночевкой и не с одной. Во втором случае можно будет проработать с меньшими стеснениями варианты маршрутика (или в непогоду маршрутища), при этом оставить лаконичное и запоминаемое нечто для совсем чайникообразных (хотя я как раз такой и в первый день запер на Пастухова без горняхи совсем, кроме ну очень легкой эйфории, имел 3-4 ночевки до этого на 2000, не был спортсменом, но по нынешним меркам это не норма, я сам так не делаю и, по-любому, на горе лучше иметь не одну ночевку, чтобы как-то больше познать себя в горных условиях).

0
Лучше разбить на 2 части.

0
Спасибо, а мне так жалко этот текст)))) но людей жальче. Особенно не читателей, а тех, кто попробует что-то сделать, используя мою писанину. Видимо, через несколько дней приступлю к операции по разделению сиамских близнецов.

0
Удачи.

0
Не стал ждать! Сделал первый шаг к листовке. Смотрите все начало поста, советуйте, что удалить, что добавить.

В следующем посте будут сразу два маршрута - для нормальных (скалы Пастухова), для маньяков (начало Косой) и "изюминка" для камикадзе (ночевка на Пастухова, что с моей точки зрения уже подвиг).

0
Наверное, не будет лишним в самом начале дать предупреждение, что Эльбрус в части выше канаток (а пешком, выше Азау) для подготовленного человека не представляет сложности. А неподготовленным лучше вообще не соваться. В частности, на любом участке могут встретиться непродолжительные крутые места. На этих же участках может попасться пару метров льда под снегом. И падение обеспечено с непредсказуемыми последствиями.
Конечно, это сразу превратит памятку для новичков в неизвестно что. Но, мы хотим уберечь людей от опасностей или побаловаться с клавиатурой?
Может дать четыре совета?
1. Не ходить по Эльбрусу в одиночку.
2. Научится ходить по снегу - грамотно топтать ступени, как вверх, так и вниз.
3. Научиться ходить в кошках, чувствовать себя уверенно на рельефе до 30 градусов.
4. Научиться работать с веревкой и научиться вытаскивать себя и товарища из трещин.
Хотя бы это, и восхождение на Эльбрус может из борьбы за жизнь превратиться в приятную прогулку.

И еще - я там вверху заметил спорное утверждение, которое никто не опроверг
*Спуск - это очень часто сложнее или намного сложнее чем подъем.*
Рельеф на спуске и на подъеме никак не меняется. Он остался таким же.
А вниз идти помогает притяжение.
Поэтому, конечно, спуск всегда легче чем подъем.
Соответственно, все это справедливо для тех, кто умеет ходить (и лазать) как вверх, так и вниз.
А если не умеет ходить ни вверх, ни вниз, то никакие утверждения не верны.

0
И еще - я там вверху заметил спорное утверждение

Утверждение на мой взгляд не спорное, просто применимо не ко всем. В данной конкретной ситуации - ИМХО вполне и вот почему:
Целевая аудитория - новички. Новички по определению не умеют оптимизировать силы на подъеме (а часто и рассчитывать силы вообще), поэтому большая часть их будет потрачена на подъем, без разницы, куда дойдут. На спуск они пойдут ушатаными... со всеми вытекающими. Плюс рефлекторное расслабление - цель-то достигнута - назад идём. Плюс на спуске с Эльбруса вероятность плохой погоды в целом выше. Всё это, наложившись друг на друга может дать очень серьезный эффект.

А статья явно улучшается. Но наверное надо всё-таки разделить - для прогулочников (совсем) и для новичков, но более-менее соображающих.

0
Перечитали? ))) я ее уже разделил ночью, просто в конце прилепилось описание вершины, и всех тех дел, надо еще сократить, но со всеми ключевыми словами об ужасах горы в непогоду, и упорядочить, чтоб нубы запомнили, накой на вершинку им бы да не сбегать за пару часиков. Так-то у меня уже реальных две странички ненапряжных особо для совсеем новичков. Вторую статью скоро выложу отдельным постом, и идеология там будет более дискуссионная. Типа можно ли новичку с требованиями к физухе, бывавшему в горах, искать высотного опыта на Эльбрусе? И ответ будет ниже Косой полки да, но аккуратно. Затем два маршрута, для просто нубов - Пастухова и для маньяков - 5000 м, ночевки на Пастухова.


0
спуск всегда легче чем подъем.
***
Согласен, весь фокус в ограничении скорости с целью уменьшения соударений и достижения требуемой точности маршрута спуска. Кстати, не весь текст из комментариев целиком с такими формулировками переползет в рекомендации. Сейчас у меня написано просто:

От сильной непогоды, ступив на Косую, не скроешься по причине необходимости уверенно преодолеть ту же Косую и более высоко расположенные уже пройденные наверх трудные участки в обратном порядке, но в очень неудобных или даже труднопреодолимых условиях.

в разделе "для любопытных". Но в этой статье, которую я ночью сократил радикально, остались две рекомендации:

1. Приезжай и уезжай лучше на ратраке, ходи, защищая лицо и глаза от солнца, тело от замерзания.
2. Безопасный маршрут позволяет достичь 4300-4400 просто прогулявшись между 2 рядами скал спасателей, ПОКА РЯДОМ СБОКУ ПЕРЕД НАМИ КАМНИ, которые и в пургу нас не подведут как ориентиры.

Остальное вытаскивается в следующую статью.

С вытаскиванием из трещин - согласен. Да! Но давайте подумаем, где народ может потренироваться и как? Это отдельная статья будет, я разок в жизни на Риске видел годный ролик. Самозадержание на склоне, как раз около Приюта, тренировать хоть как-то можно, с Севера я знаю вообще офигенное место на 3500, но с юга ниже Косой никто особо не улетит, если на зад не сядет, а выше - пусть акклиматизированных ребят гид подучит, а то приползут, научатся, а наверху дадут дурака на всю катушку. Также вы знаете и сами тут написали, что альпинизм - искусство дозировать силы. Если в горном туризме ты можешь позволить устроить себе паузу, в альпинизме паузы уже такие... не для кого попало. На седле я бы пауз новичкам советовать не стал.

Пока у меня идеи 2: быть там, где относительно легкая эвакуация.
а) подъем до начала Косой;
б) пожить на Пастухова со спусками вниз - совсем для гигантов. Высотная ночевка, притом разок на 4700, потом разок на 4800, чего еще новичку нужно?

Одному на гору идти не следует, компания на месте наберется Бог знает какая, вот зачем выше косой кому-то идти советовать. Там поймает свободного гида, сторгуется и сходит, когда уже на Пастухах спит и аклем как у Бэтмена.

1
Не вдаваясь в подробности лингвистики, я бы все-таки сделал акцент на том, что не сам спуск сложнее (что неверно), а просто элементарно может кончиться батарейка в организме. Это да.

0
Вторая часть, с рекомендациями для продвинутых новичков, имеющих опыт хождения в горах не один год, она уже у меня висела в каментах и в этой статье, будет перенесена в ближайшее время в отдельный пост.

-1
Не утерпел.
http://www.risk.ru/qa/207388

0
Поправил пункт про трещины. Прошу критиков обругивать меня конкретно, к черту равнодушие и молчаливые минуса.

2
Не обращайте внимания на минуса. Полезное дело делаете.

0
Спасибо.

1
Нормально написано. Хочется что-то добавить или убрать пиши. Хаять и выставлять себя знатоком это фуфло. У нас в Домбае после постройки ККД на 3200 желающих пройти по гребню Муссы появилось немеренно в трусах и майке. Им такая памятка необходима- читать естественно не будут. Но хотя бы родственники долбить не будут а вы не предупредили. Обязательно сделаю стенд.

0
И сделайте, много левого народу, я сам так на Эльбрусе оказался на 4700, погулять зашел.

0
Для района Домбая вам придется добавить еще остальные опасности - камнепады и проч. На Эльбрусе за несколько часов я насчитал 4 1/2 опасности с юга для посетителей скал спасателей.

1
Изображение 287
Изображение 292
Трещина около Бочек.

0
17 марта в магазине Спортмарафон буду читать лекцию об Эльбрусе, можно будет вживую обсудить насущные кому-то вопросы.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru