горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях

Пишет Adilur, 20.06.2017 21:48

Всем привет!
Хочу поделится методикой обслуживания и прочистки горелки Optimus Nova которая была разработана и использована нашей командой во время горного похода по Турции (Аладагар)
горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Панорамма с перевала Аксу-Едигель (1Б, 3390). Прямо по гребню уходят волчьи следы

Ослепительно белый снег, горы, гостеприимные пастухи и строители, и бензин с которым пришлось мирится весь поход



Приключения с бензином начались после его покупки на заправке возле населенного пункта Чукурбаг.
Для похода было закуплено 12.5 л 95-го бензина
горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Бензин светло-желтого цвета, запах нехарактерный. Вероятно примеси серы и мазута. Вообщем плохо очищен.


Начиная с 3-го дня стандартные методы прочистки горелки магнитным ключем перестали помогать, горелки пыхали, тухли и не хотели готовить. При этом голодные товарищи ждали сигнала на прием пищи. В итоге каждая готовка на горелке Optimus Nova сопровождалась полной прочисткой горелки с полным ее разбором.


В процессе был разработан и обкатан ниже описанный алгоритм прочистки горелки

Перед тем как начать, привожу общий вид горелки и насоса и список деталей. Названия деталей и алгоритм «неофициальный», ногами просьба не пинать.

Итак горелка в сборе с насосом:
горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)

Фото 2. Горелка Optimus nova и насос для топлива


Список частей показанных на Фото 2:
• Гайка ручки регулировки топлива (1)
• Гайка шланга подачи топлива (2)
• Пламерассекатель (3)
• Чашка, формирующая пламя (4)
• Гайка штока насоса (5)
• Гайка с пазом для крепления топливного фильтра (6)

Запомнили? Разбираем :)


Начнем с насоса. Насос необходимо обслуживать в следующих случаях:
1 – до похода. Периодически необходимо разбирать и смазывать кожаную манжетку, т.к она пересыхает. Я делаю раз в 3 месяца во время хранения перед походом и после похода.
2 – В походе если:
• Не создается давление: накачивая примерно 10-15 раз накачивая насос и после выкручивая его с топливной бутылки вы не слышите звук спускаемого воздуха с топливом ИЛИ после накачивания вы не чувствуете сопротивление давления на ручке насоса
• Давление создается но топливо не идет или идет плохо (может быть несколько причин, одна из них забитый топливный фильтр)


горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)


Фото 3. Топливный насос с извлеченным штоком

1. Части на штока насоса Фото 3:
• Гайка штока насоса (5)
• Гайка с пазом под топливный фильтр (6)
• Кожаная манжетка (7)


Если не создается давление необходимо:
1) Снять насос с бутылки
2) Выкрутить гайку штока насоса (5)
3) Вынуть шток
4) Нанести минеральное масло (я использую для швейных машин) на кожаную манжетку (несколько капель) и пальцами распределить по всей манжете
5) Убедится что манжетка еще живая. Через некоторое время после использования она изнашивается, появляются прорезы в районе крепления. Тогда ее необходимо заменить на новую манжетку.


горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Фото 4. Кожаная манжетка насоса и ее крепление


Для замены манжетки необходимо зафиксировать шток (я использую кусок ткани и плоскогубцы) , снять гайку (9) и шайбу (10), снять манжетку (7), установить новую манжетку, смазать ее минеральным маслом и после поставить шайбу и закрутить зайку. Для этой гайки в мультитуле есть подходящий ключ.


Если проблема связана с подачей топлива
Необходимо проверить топливный фильтр. Для этого выкручиваем гайку с пазом под топливный фильтр (6).
Если вы видите что фильтр черный необходимо его почистить или заменить. Для этого спичкой извлеките фильтр и удалите часть фильтра (порядка миллиметра) ножом с нужной стороны. Если же фильтр закончился извлеките его и поставьте пустую гайку с пазом под топливный фильтр на место. Горелка работает и без него и фильтр (по информации производителя) предназначен для грубой очистки от песка и прочей гадости.

Не помогло? поехали чистить дальше.

Снимаем пламерассекатель. Тут хочу обратить внимаение что часто снимая и одевая его можно сломать ему лапку (ее приходится подгибать). Поэтому я снимаю вместе с чашкой. Получаем доступ к форсунке (фото 5)


горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)

• Фото 5. Горелка без пламерассекателя и чашки, формирующей пламя

С помощью нижней части мультитула выкручиваем форсунку и извлекаем ее.
После необходимо извлечь иглу прочистки. Если топливо плохое на боковых сторонах иглы образуется нагар и игла уже не выполняет функцию прочистки (не подскакивает от магнита) и нагар блокирует подачу топлива.
Итак пробуем провести магнитом мултитула под горелкой. Если игла остается на месте берем спичку, и за верхнюю часть крепления иглы (12) расшатываем и проворачиваем ее в гнезде. У нас этого хватало чтобы ее извлечь
горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)Топливная форсунка (11) и игла для прочистки форсунки (12,13)

После того как у вас есть игла и форсунка необходимо вручную их прочистить.. С помощью ножа счищаем аккуратно нагар с боковой стороны иглы (9).
далее иглой вручную снизу и сверху чистим форсунку.

Далее, с помощью мультитула выкручиваем гайку ручки подачи топлива. После этого выкручиваем ручку. На конце ручки регулировки топлива с 2-х сторон находится резьба с других двух ее нет

горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Фото 6. Конец ручки подачи топлива с резьбой

Ножом чистим стороны где нет резьбы

Последним шагом прочистки горелки у нас шло использование самодельного инструмента.


горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Фото 8. Самодельный инструмент из булавки для прочистки отверстия подачи топлива внутри горелки

Часть горелки куда заходит ручка топлива с резьбой заканчивается небольшим отверстием, через которое и осуществляется подача топлива в горелку.
Это отверстие находится примерно посредине радиуса где расположена игла для прочистки.

горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях (Горный туризм)
Фото 8. Инструмент в отверстии для подачи топлива

Инструментом, необходимо его нащупать и насколько раз острым концом его прочистить

после извлечения инструмента необходимо все собрать обратно:
1) вставляем ручку подачи топлива и закручиваем гайку
2) вставляем иглу обратно (бросаем и подравниваем спичкой)
3) закручиваем форсунку
4) устанавливаем пламерассекатель (и чашку если вы ее снимали)

Вот и все. Запускаем и радуемся вместе с товарищами горячей едой :)
Всем удачных походов !

13


Комментарии:
2
Все "прелести" очистки горелки начались, конечно, с применения чужеземного бензина непонятного качества.
Отдавая себе отчёт в том, что провоз во многих видах транспорта легковоспламеняемых веществ запрещён, тем не менее хочу обратить внимание на топливо "Нефрас" или бензин "Калоша", выгорание которого происходит полностью и без выделения остатков горения, засоряющих бензопровод и форсунки. Наверняка рекомендуемая для походных бензогорелок и примусов "Калоша" известна многим, но может быть, для кого-то это окажется полезной дополнительной информацией.
Безотказных кухонных устройств всем, приятного аппетита и успешных походов!

2
Про калошу я давно в курсе. Только вот про то что она есть в Турции - не слышали.

0
Надо Эрдогану намекнуть, пусть закупает в России и чтоб не выпендривался!

1
Вообще в Турции при выборе бензина для горелки действуют те же самые законы что и везде:
Выбирать заправки крупных сетей (Шелл, ВР, Лукойл, Апет и пр.) Из имеющихся бензинов выбирать наиболее низкооктановый, как имеющий наименьшее количество присадок. Хотя у вас возможно просто не было выбора.
Спасибо за подробный материал и фото.

0
Если честно - протупили. На будующее сделали тот-же вывод, и еще покупать в более крупных населенных пунктах. На этой заправке был выбор газ, дизель и 95-й - тот что на картинке.

1
А почему не газ? В Турции с этим проблем вроде нет...

0
достать газ сложно, нужно заранее заказывать. Еще одна особенность - поход вроде как и майский а температуры низкие, т.е нужно газ зимний искать что еще сложнее.
Кроме того недостаток газа - это вес пустых газовых балонов плюс после выхода в населенку их необходимо утилизировать (в самолет с ними точно не пустят).
С бензином проще.

1
Из личного опыта. Примерно одна чайная ложка чистящей присадки к топливу для карбюраторных двигателей на бутылку со второй фотографии существенно облегчала жизнь.

0
спасибо, попробуем. Если можно напишите какую Вы использовали и какой был эффект

0
Эффект заключался в том, что примус Coleman за, наверное, лет 5, ни разу не попросил себя почистить, хотя кормили его не фирменным топливом Coleman и даже не прозрачной, как слеза , "Калошей", а жидкостью с северокавказских заправок, правда носящих гордые имена, бренды, так сказать. А вот название присадки, к сожалению, не помню. Но есть подозрение, что все они работают примерно одинаково.


0
Подтверждаю, использование присадки для двигателей против закоксовывания существенно улучшает ситуацию. Но были разные случаи: иногда отлично, иногда все-таки были проблемы.
Но один раз, сейчас в мае в Грузии, получилось очень странно. Примерно на 5 день бензин в одной из бутылок потемнел и в нем появился темный осадок, такие мелкие мерзкие хлопья, как растворенный торф, чем дальше, тем больше. В последующие дни в нескольких других бутылках появился аналогичный осадок, в разных бутылках в разное время, не было зависимости от того лежала ли бутылка в тени или на солнце, на снегу или в рюкзаке и т.д. Готовить на этом не пробовали.
Была гипотеза, что дело в низкокачественной присадке: в этот раз купили какую-то подешевле.

0
Похоже высокое содержание смол и вся эта красота выпала в осадок. Автомобилисты на форумах на похожее жалуются. Насколько я понял выпадает даже без присадки.


0
12,5 литров бензина - это примерно 9 кг веса! Куда столько?))))

0
12 человек, 12 дней, из них только 4 дня было с водой жидкой остальное - снег топили.
Около 2 л. оставили в конце похода. Повезло, я думал не хватит. Остаток бензина связан с тем что несколько раз готовили на дровах.
А именно:
- ужин перед подъемом на пер. Карасай
- обед в ур. Кантрыныры (рабочие строящие тоннель напоили и накормили)
- в каньоне Тахтаджик чай на обед
- после выхода из каньона Тахтаджик в обратную сторону ужин на дровах
- там-же завтрак на дровах

0
Фухх....))) на 12 человек конечно проще. Я думал Вас 4-5 было...

0
М-да... MSR XGK EX будет поудобнее для плохого бензина. По опыту готовки на киргизском бензине по 3 недели:
1. насосы обслуживаются дома, до и после выезда.
2. раз в день вынуть тросик, вытереть его туалетной бумагой, прочистить им топливную трубку и еще раз вытереть.
3. раз в два-три дня снять рассекатель, форсунку и иголку, выполнить пункт 2, вытряхнуть все лишнее, собрать обратно.
Все.

0
читал что в этих горелках троссик залипает от кокса и вытянуть его потом то еще удовольствие. Правда или нет?

0
Если регулярно вытаскивать, то не залипает. Если очень плохой бензин или долго не обслуживать, то может залипнуть. Но вообще - самая простая в обслуживании горелка из бензиновых, плюсую.


1
Фишка в том, что не надо давать ему залипнуть. Вытаскивать раз в несколько дней на калоше или раз в день на плохом топливе. В комплекте с горелкой идет ключик, которым это очень легко делается.


0
Спасибо, бензин проверяйте, лучше здесь потерять время.

0
Удивлен, что в 21 веке в дорогой горелке кожаная манжета, это одно из самых неприятных воспоминаниях о "шмелях" ))

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru