Пишет Oležka, 02.08.2017 18:25

28-го июля, при восхождении на пик Селлы по Северной стене, погибла Лиза Горина. (Альпинизм)

Группа из трёх участников под руководством инструктора а/л "Безенги" Макарова, совершала восхождение на пик Селлы по Северной стене, по маршруту 3Б к.т. Работая на 3-м участке Северной стены, группа отклонилась от нитки маршрута и забрала левее, ближе к контрфорсу, к 12 часам, солнце осветило гребень, и с него начали сходить камни.
Примерно в 12:15 один из камней попал в голову Лизе.

Лиза поражала меня своей неиссякаемой энергией, везде, где она появлялась, всё кипело и бурлило, всегда громкая, весёлая и энергичная, она просто взрывала мир вокруг себя.
За день до трагедии, мы с группой сидели на стоянках Джанги, и сокрушались тому, что кто-то растащил нашу заброску, в результате у нас почти не было еды. Через час к нам подошла Лиза и принесла пол кастрюли риса с тушёнкой – кушайте ребята. Таким человеком она была, не могла пройти мимо чужой беды. В тот вечер я не мог и представить себе, что вижу её последний раз, просто был очень благодарен.

28-го июля, в 12:15, не стало маленького человечка с очень большим сердцем. Не стало нашей Лизы.

Эх, Лиза, Лиза...
Наказала нам 30го быть в лагере... А мы возьми, да не послушай...

Эх, ну как же так... Когда позвонили и сообщили, подумал, что ослышался. Несколько лет лазали на одном скалодроме...

Похороны прошли в Казани сегодня днем.

...

Девчонок всегда особенно жалко... Мои соболезнования...

Большая трагедия. Молодая очень красивая девушка. Вечная память......

RIP

...

Ох...(((( Мои соболезнования близким и родным!

Искренние соболезнования...

Очень жалко...

Как же так... Эх...

Самые искренние соболезнования...

Ужасно когда погибают такие юные полные жизни девушки.
Не стоят этого никакие категории и никакие паршивые разряды.
Кавказ обтаял очень сильно и стал гораздо камнеопасней.
Должны бы понимать это инструктора.

Мои соболезнования!

В Безенги давно пора уже некоторые маршруты закрывать для выпуска учебных отделений,
и этот в частности стал опасен уже лет десять назад...

Может я ошибаюсь, но мне кажется, на такие маршруты надо просто раньше выходить. Когда я была в Безенгах, мы вставали в 2.30, на маршрут выходили в 3.30, на вершине были в 9, а к 12 возвращались на бивак. Потому что когда солнце начинало сильно греть, лёд начинал таять и становилось опасно.

Не совсем так.
В 1978 г. Бланковский сотоварищи двигался прямо по центру снежно-ледового склона.
Под камни не лез.
На этой картинке - маршрут номер 167

А сейчас люди забирают сильно влево, так как по центру сложно стало.
Вот примерно так лезут, как на картинке. А может еще левее.
А там - камнеопасно, конечно.

Видим фото твоё -

За закатом закат.
Будет сниться в горах
Среди скал образ твой...

Соболезнования друзьям и родным Лизы...

Искренние соболезнования...

R.I.P.

Как жалко... Сколько таких же замечательных девочек потерял в горах... Нет, сказал неправильно... Не таких же - каждая из них уникальна, неповторима была... Горы жестоки, несправедливы...

... И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать!

Е. Евтушенко.

Соболезную. Светлая память. Мира душе твоей Лиза.

R.I.P.

Искренние соболезнования. Очень жаль.

Прошу прощения, кто в курсе, где жила Лиза ? И в рамках какого мерприятия произошёл НС ? Восхождение в составе группы от альплагеря или чьи-то сборы ? Спасибо.

В рамках альпмероприятия А/Л "Безенги" ходила группа.
Где Лиза жила, вы можете уточнить по второму сообщению в комментариях.

Спасибо. Но из второго сообщения, этого уточнить никак нельзя....Родом человек мог быть из Казани, а жить совершенно в ином месте. Потому и вопрос.

Скорбим, помним, таким людям как Лиза нельзя умирать, до сих пор не верится в это. Сколько добра в её сердце и энергии! Плачу... Кто ходит в горы: помните о родителях, близких, вы очень нужны! Лиза, нам тебя очень не хватает...

Пишу как участник восхождения.

Таймлайн событий:
3.00 – выход с Джанги-Кош
6.30 – подошли под маршрут
9.00 – связь; прошли 4 веревки.
12.00 – связь; прошли 8 веревок.
12.25-12.35 – работали на 9 веревке; гибель Лизы.
14.30 – подняли тело Лизы на 1 веревку и закрепили на склоне (см. красный пунктир).
15.00 – связь; тройка Олега обозначилась для оказания помощи.
16.30 – тройка Олега навесив 2.5 веревки перил по линии падения воды вышли в 15 м справа от нашей станции (см. зеленый цвет).
16.30-20.30 – подъем тела Лизы еще на 1 веревку (см. красный пунктир).
20.30 – Олегом принято решение уходить, закрепив тело Лизы на составной 120 м веревке с креплением на гребне.

По сути происшедшего…
Камни в 12.30 прилетели слева (см. синий цвет) под углом 45-60 градусов к вертикали. Это был рикошет от скал.
От первой пары камней мы с Лизой увернулись (на станции Лиза стояла справа от меня).
Вторая пара камней шла сразу следом. Я успел крикнуть: «Лиза! Еще камни».
Оба камня прошли кучно справа от меня и, видимо, один из них – по Лизе.
Как Лиза вела себя при падении камней не видел – во время камнепада я следил за склоном и камнями.
Предполагаю, что перед последними камнями она присела и наклонила голову – удар пришелся по затылочной части каски справа (в этом месте каска сильно деформирована).

По поводу замечания Олега, что группа уклонилась влево от нитки маршрута.
Если смотреть сверху - от места навешивания перил их тройкой, такое впечатление действительно возникает. Однако надо помнить, что продолжение этой вертикали (зеленый цвет на фото) по линии падения воды выводит на сбросы с вертикальным льдом. По описанию маршрута эти сбросы обходятся слева, что и было сделано.

на фото видно что совсем рядом с маршрутом все сплошь и густо пробивается сверху донизу.

или это только мне видно?

Мне вот тоже было видно.

Мне трудно что-то утверждать, потому что ходил Селлы по южному гребню и траверс Варшава-Селлы, да и то в далёком 83-ем. Но кажется, что маршрут Бланковского наиболее безопасен. Наверное, теперь стали "халявничать", выбирая наиболее простой, но не безопасный путь, а в условиях потепления это не лучший вариант.

Ходить-бродить по часу каждую верёвку некрутого льда на камнеопасном маршруте - вот и итог, к сожалению. Борьба за клеточки в очередной раз победила здравый смысл и реальную оценку силы отделения.

В 2011 году маршрут пробивался "кручеными" камнями, они прилетали именно сбоку. Но тогда это была "шрапнель" в полладони - синяки оставались, не смертельно. Но я тогда удивился такой нетрадиционной траектории. Если маршрут растаял настолько, как на фото... лучше на него не ходить.

Знать ты не знаешь, где ждут тебя беды
можешь погибнуть, оставив один, шаг до победы...

это лирика все
а здесь беда без очков видна, в глаза лезет

Почему не видели те, кто планировал выпускал и вел- не знаю.
Думаю, по инерции- раньше ж нормально было.
а то что год за годом все менялось в худшую сторону- не замечали- из за постепенности этого ухудшения.

По личным ощущениям - всем все равно. В том числе и большинству восходителей. Останется потом в лучшем случае от человека пост на риске, запись в табличке с НС на КСП и, если повезет, стальная табличка под маршрутом. Хорошо хоть никто не предлагал девушку вниз на ледник сбросить, как предлагалось группе Рижан двумя неделями раньше.
Пара зарисовок июля в Безенгах:
После спуска с Миссес сообщил в КСП, что неплохо бы к описанию приложить комментарий о камнепадоопасности нижнего скального острова на спуске (туда уводят буровые дюльферные петли). На что мне сказали: "Ну это же только сейчас начало сыпать".
База на просьбы по рации типа "нам по любому нужна 3А" больше трех групп на маршруты в теплом углу не выпускала.

Все всё видели. Но известно же - начнёшь себя жалеть - ... и вот итог.
Там же написано: группа отклонилась от нитки и ушла к контрофорсу.

Zahar
Всем не все равно. Но с другой стороны, а что можно сделать? Как и другие, знаю много случаев гибели и травм от камней, и когда отклонялись от маршрута, и когда не отклонялись, сам тоже когда-то попал под раздачу.
Альпинизм - спорт связанный с риском, камни - объективная опасность гор.
Да, надо предупреждать о возможной камнеопасности на участках, писать дополнения к описанию маршрута. Полностью закрывать маршруты мне кажется не нужно, группа сама делает выбор, разрабатывает тактику, и в этом имеет альпинистскую свободу.

Страхование экстремальных и активных видов спорта