Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО)

Пишет Михаил Ситник, 12.01.2018 11:27

Передвижение на искусственных точках опоры (ИТО, Альпинизм, альпинизм, школа ито, горная школа)
На восхождении по скалам, крутому льду, а иногда - и крутому снегу (на фирновых сбросах, например), пройти свободным лазанием иногда не удается. На помощь приходят искусственные точки опоры - созданные на скале (льду или фирне) точки закрепления, цепляясь за которые можно метр за метром подниматься. Передвижение на ИТО раньше считалось принадлежностью маршрутов высшей (шестой у нас) категории сложности, мерилом мастерства альпиниста. На самом деле этому в общем-то (на уровне А1-А2) несложному искусству можно быстро обучить новичка, и это гораздо проще, чем научить его правильно лазать свободно сложные маршруты по скалам или льду. Поэтому у многих хороших скалолазов отношение к ИТО презрительное: "слесарня". Но и такой подход не справедлив: на уровне А2+ и выше передвижение на ИТО достойно уважения!

В нескольких статьях я попытаюсь дать представление о передвижении на ИТО различными способами: на стременах (в т.ч. импровизированных), на лесенках ("мягких" и "жестких"), на крюконогах с кольчатыми лесенками, на двух клифах от стремян на ногах. А также различных способах подтягивания и позиционирования лезущего на ИТО: "зальцугом", дейзиком, клифой одною или двумя, крюкопузом. Ну и с различными средствами создания ИТО: крючьями, якорями, фифами, закладками (включая регулируемые типа френдов или камалотов), скайхуками, камхуками, пломбами (копперхедами) и прочей дребеденью.

Об ИТО на льду и снегу пока говорить не будем: остановимся на скалах.

Еще: возможен вопрос- зачем знать так много способов, достаточно освоить крюконоги по кольчатым лесенкам в комплекте с якорями, и этого хватит. Но зачем брать, например, с собою крюконоги, если у вас на маршруте предвидится ИТО всего 5-10 м? Или: вы не пролезли участок свободно, но снаряжения для ИТО не взяли? И вообще, в разных странах у клаймеров разные традиции. Так в США и в Европе крюконоги популярности не нашли, и большинство лазает ИТО на лесенках или стременах. А вы, познакомившись, сможете сделать личный выбор.

Существует несколько подходов к оценке ИТО-лазания. Наиболее популярна сегодня американская "новая волна". В этой градации оценивается не сложность создания точек или сложность их использования (это субъективно и зависит от опыта скалолаза), а опасность в случае вырыва одной из точек, установленных опытным клаймером:

А1: Простое ИТО. Все точки абсолютно надёжны
А2: ИТО средней сложности. Надёжные точки, но их не так просто установить.
А2+: 10-метровое падение возможно с ненадёжных точек, но без риска для жизни.
А3: Непростое ИТО. Много ненадёжных точек подряд. Возможность срыва на 15-метров. Прохождение верёвки может занимать несколько часов
А3+: А3, но падение может вести к серьёзным последствиям
А4: Сложное ИТО. Возможен срыв на 30-метров с падением на полку. Продолжительные участки ненадёжных точек
А4+: Очень сложное ИТО, с ещё большим риском срыва. Каждая верёвка требует многочасовой работы.
А5: Экстремально сложное ИТО. Ни одна точка на всей длине верёвки не может удержать срыва.
А6: Лазание уровня А5, но и станции тоже не держат срыва. (Срыв одного ведёт к падению всей связки)


Само передвижение можно разбить на три этапа:
1. создание искусственной точки опоры;
2. её нагружение и подъем на ней максимально высоко;
3. вспомогательные операции - позиционирование (размещение в удобном положении) на точке с высвобождением обеих рук для создания новой точки;

Зачастую передвижение на ИТО состоит из нескольких циклически повторяющихся действий, например:
1. создать искусственную точку опоры
2. проверить её надежность
3. перенести на точку вес своего тела и подняться на точке как можно выше
4. расположиться, освободив руки (например, зацепившись крюкопузом)
5. осмотреть рельеф, принять решение по выбору новой точки и месту её создания
6. найти на себе необходимое снаряжение, снять его и приступить к созданию новой ИТО.

Эти действия повторяются циклически. Каждый такой цикл по времени может занимать от 2-3 мин (у опытного клаймера на А1-А2) до 5-10 мин (у неопытного на А1-А2 или опытного на А3-А3+).

Вывод первый: чем реже мы ставим точки (например, поймали вертикальную длинную трещину или щель), тем меньше циклов нам потребуется на её прохождение, тем быстрее мы будем двигаться. Поэтому, при возможности, надо работать с верхней ступеньки (кольца) лесенки, располагая точки не ближе 1-1,3 м. Это правило работает только на простом ИТО. Если это не длинная трещина, а сложный рельеф с ограниченными возможностями для создания ИТО, то точки ставятся, где для этого есть возможность.

Вывод второй: чтобы ускорить прохождение участка на ИТО необходимо сокращать время всех операций в цикле для сокращения времени самого цикла. Для этого важны и быстрый поиск необходимого снаряжения (развеска!), возможность его быстрого снятия и возврата на место, удобство пользования снаряжением (молотком, клифою и пр.) и , главное, работа ДВУМЯ руками, а не одной.

И так, учимся лазать на ИТО. Продолжение следует!

78


Комментарии:
2
Спасибо!

1
Спасибо! Ждём продолжения...

2
Михаил! Подорвешь сам себе клиентскую базу. Найдется полно желающих "обучаться" на твоих виртуальных лекциях. Дилетанты, они ж не понимают, что читая тексты-не научишься. А когда поймут (если успеют), что без цикла практических занятий в твоей школе ничего не будет, потеряешь кучу народу.

3
Таких бестолковых. учить не стоит! ))))

18
С сайта нашей Школы
Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.

В советском альпинизме разные поколения альпинистов вместе "варились" в одном клубе, в команды клубов входили альпинисты разных поколений. Опыт, традиции передавались от поколения к поколению автоматически.

В девяностые этот процесс прервался. Новое поколение росло "в безотцовщине", нарабатывая свой "сиротский" опыт самостоятельно. Этим в первую очередь я объясняю упадок нашего альпинизма в "нулевые" и его медленный подъем сейчас. Теперь, стремясь исправить эту беду, и успеть до нашего ухода передать свой опыт, мы создали Школу, я пишу эти статьи, часто вызывающие много споров.

Поэтому "подрыв клиентской базы"- это не про нас.

2
Спасибо, очень достойно.

4
Написано по делу. Буду ждать продолжения.

5
Спасибо Михаил. Поддерживаю! Не обращайте внимания на "капиталистическое жлобство"(главное извлечение выгоды. Мы тут вроде для другого собрались) - продолжайте, это нужно. Не все имели и имеют возможность пройти практическое обучение. Не все можно освоить практически. Некоторые способы преодоления сложностей подъема, при теоретической подготовке могут существенно помочь при возникновении практических сложностей- расширяют возможности на Горе. А нюансы возникают всегда - думаю нет смысла их тут перечислять. Так что все по делу(включая комментарий). Жду продолжения.

1
Михаил, а в истории альпинизма задокументировано прохождение маршрутов А5 и А6 категории сложности?
Описание выглядит слижком уж стремно, как русская рулетка))

0
Александр, есть маршруты с участками А5. С А6- не слышал, но если есть категория- кто-то найдет и участки с ней.

Вот пример станции "на соплях", работающей только вниз

0
Ой, Михаил! При срыве первого, страхующего подбросит, и вся эта станция до .... одного места. Дальше- оба висят на одной промежуточной точке, (а если это А4-5, то на сопле, типа скайхука, и то, если повезло, и он выдержал. ) И дальше что? Хорошо, если у одного из них, есть в сумочке на заднице аварийные пара шлямбуров и пробойник, а если нет? А если первый повырывал все промежутки и висит на "станции", то это даже лучше-есть варианты. (Ну, если, конечно, первый жив еще...).


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru