Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал.

Пишет fedor, 07.02.2009 16:09

Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)




При спасработах подручными средствами ресурсы снаряжения чаще всего ограничены.
Поэтому очень важно умение использовать минимальное количество снаряжения с максимальной эффективностью.
Подручные спусковые (тормозные) системы должны отвечать следующим основным требованиям:
● Использовать минимум снаряжения без потери надежности
● Быстро и просто собираться и разбираться
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Легко блокироваться и разблокироваться под нагрузкой.
● Работать с веревками разных диаметров

Ниже приведены наиболее оптимальные тормозные системы.

I. Узел УИАА. Рис.1, 2.

На рис.1 Показан один из способов вязки узла УИАА.

Рис. 1
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 2
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Узел УИАА – это самое простое, надежное и универсальное спусковое и страховочное устройство.

Его плюсы:
● Используется только один карабин
● Работает на веревках любых диаметров
● Работает на двойной веревке
● Быстро и просто собирается и разбирается
● Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска (см. рис.2)
● Позволяет регулировать усилие торможения по ходу спуска путем изменения угла подачи веревки в карабин.
● Работает в обе стороны – при необходимости перейти от спуска к подъему
не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и
переходит в положение верхней страховки.

Недостатки/Минусы:

● Крутит веревку.
● Позволяет надежно спускать только одного человека.
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.

Важно!
Для надежного спуска двух человек (пострадавшего и сопровождающего)
усилия торможения узла УИАА недостаточно!

Адекватные системы для спуска двух человек показаны ниже.
Использовать карабины без муфты для работы с узлом УИАА опасно!
Веревка может выстегнуться из карабина!


Практические советы:
Эффект подкручивания веревки может быть существенным образом снижен применением правильной техники работы с узлом УИАА:
● Важно выдавать веревку через узел, не протравливая её через руки, а плавно
перебирая руками, так как делают при подъема флага.
● Входящая и исходящая из узла части веревки должны находиться в одной плоскости.


II. «Усиленный» (Полуторный) узел УИАА. Рис. 3 – 5

Рис. 3
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 4
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 5
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Плюсы:
«Усиленный» (Полуторный) узел УИАА обладает всеми перечисленными выше положительными качествами обычного узла УИАА.
А также:
● Позволяет одному спасателю надежно спускать двух человек
● Существенно меньше обычного узла УИАА крутит веревку
● Хорошо работает на тонких веревках.

Недостатки/Минусы:
● Все-таки подкручивает веревку.
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.
● Практически не работает на двойной веревке. Только на самых тонких.

Практические советы:
● При полной нагрузке узел принимает форму, показанную на рисунке 5А.
На работе узла это никак не сказывается.
● Выдавать веревку надо так же, как при работе с обычным узлом УИАА.
● При работе с жесткой или замерзшей веревкой и необходимости уменьшения
трения можно завязать узел на двух карабинах, как показано на рис. 7Б


III. Узел Двойной УИАА. Рис. 6-7.

Рис. 6
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 7
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Плюсы:

● Узел двойной УИАА позволяет легко спускать очень тяжелые грузы.
С его помощью один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).
● Узел особенно удобен при работе при работе с тонкими и скользкими
веревками.
● В отличие от обычного узла УИАА практически не крутит веревку!

Недостатки/Минусы:
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с
муфтой.
● Хорошо работает только в спусковом положении. Достаточно сложно
переворачивается в положение верхней страховки и создает слишком большое
трение.
● Не работает на двойной веревке (узел слишком громоздкий)
● Сложен для запоминания

Практические советы:
● Двойной УИАА оптимально работает при больших нагрузках. Поэтому узел
идеально подходит для спуска двух человек на отвесе.
● При работе с жесткой веревкой, а также на пологих участках или с небольшим
грузом, трение в узле может быть слишком большим. В таких случаях для
уменьшения трения можно завязывать узел на двух карабинах рис.7Б.
Либо использовать полуторный УИАА.

IV. Тормозная система методом «Удлинения станции». Рис. 8-10

Для организации этой системы используются 2-3 карабина, страховочное устройство и оттяжка.

Рис.8
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 9
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 10
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Плюсы:
● Система работает практически со всеми основными типами страховочно -
спусковых устройств и карабинов, применяемых в альпинизме.
● Работает на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
● Работает с веревками разных диаметров
● Не крутит веревку при работе со страховочными устройствами типа Реверсо и его аналогов - рис. 8
● Просто и быстро собирается и разбирается
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
нагрузкой одним спасателем – рис. 8б - 8В.

Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется больше снаряжения – 2-3карабина и
страховочно-спусковое устройство.
● При работе с тонкими или скользкими веревками в схемах, показанных на
рис. 8-9, может быть недостаточно усилия торможения для надежного спуска двух
человек.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● Подкручивает веревку при работе с восьмеркой.

Практические советы:
● Для экономии карабинов оттяжка может крепится к станции
полусхватывющим узлом.
● Вместо оттяжки можно использовать основную веревку рис. 9В.
Для экономии карабинов веревка также можно закрепить на станции узлом.
● При необходимости повысить усилие торможение, это можно сделать при
помощи дополнительного перегибающего карабина, как показано на рис. 10.
● Для еще большего торможения можно снова пропустить веревку в карабин на
станции.
!Важно! При использовании данной системы возможно большое трение
спусковой веревки об удлиняющую оттяжку.
Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и
Spectra – это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления –
всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).



V. Карабинный тормоз. Рис. 11-12.

Рис. 11
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)


Рис. 12
Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал. (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства)



Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме.

Плюсы:
● Работают на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
● Работают с веревками разных диаметров
● Не крутят веревку.
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
нагрузкой одним спасателем.

Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения –
как минимум 3-4 карабина.
● Сложно и долго собирается и разбирается (по сравнению с предыдущими
способами)
● Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с
проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так
как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго спасателя.

Практические советы:
● Желательно использовать карабины одинаковой формы
● Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны.
● Одинарный тормоз (рис.11А,Б,В и 12 Е,Ж) годиться только для спуска одного
человека.
● Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – рис. 12Г – 12Д

232


Комментарии:
1
Спасибо, лично для меня очень полезная информация.

0
Спасибо большое! Редкий случай качественного и исчерпывающего описания.
P.S. Если не сложно, добавьте, пожалуйста этот материал в сообщество "Безопасность в горах".

-6
Показать комментарий

3
Допустим. Назовите другой тормозной узел, обеспечивающий хорошее трение и при этом вяжущийся с использованием одного-двух карабинов.

P.S. >По хорошему, после одного спуска на этом узле веревку нужно списывать!
Голословное утверждение. Узел УИАА (Italian hitch, HMS(Halbmastwurfsicherung), Munter hitch) является стандартным тормозным узлом в большинстве альпинистских школ мира. Рекомендуется к использованию при отсутствии специализированного страховочно-спускового устройства. Во многих школах страховка через "мюнтер" считается более предпочтительной, чем страховка через "восьмерку" (но менее предпочтительной, чем через "стакан").

-4
ну и что? мне кажется что карабинный блок тормоз гораздо предпочтительней. колчичество карабинов? если у вас всего один два карабина то вы вообще там?

и пожалуйста ссылки про предпочтительность в студию, иначе как то немножко голословно получается?


0
тогда получаеться я уже год со списанной верёвкой лазую - по моему это перебор насчет одного раза=)

1
Такое решение используется тогда, когда нужно пострадавшего СРОЧНО спускать вниз и ничего, кроме того снаряжения, которое указано, нет под рукой. Понятное дело, что когда речь идет о спуске пострадавшего, никаких вопросов о дальнейшей судьбе веревки большинству спасателей даже в голову не приходит в этот период.

1
Спасибо, познавательно!

-2
Народ действительно стало интересно, я просто частенько пользуюсь этим узлом для спуска. Может я уже потэнцальный трупик со своею верёвочкой)))..он действительно верьё так портит

3
Вообще, обычно к нормальным веревкам идет инструкция по проверке ее пригодности. Проинспектируйте веревку, если есть повреждения оплетки или сердцевины - выкинуть.

Но в любом случае регулярное использование "мюнтера" для спуска нежелательно (для страховки - можно). Пользуйтесь спусковухами, их сейчас множество, стоят они в общем то недорого и весят совсем немного.

0
?

0
Да не спускавуха это полюбому всегда...)

0
Очень инетерсно, спасибо! Многое для себя подчеркнул!

1
Спасибо. Очень позновательная статья. Информация никогда не бывает лишней. А о сбережении веревок, думаю не стоит думать т. к. речь идет о тормозных системах для спуска ПОСТРОДАВШЕГО! Еще раз спасибо.

0
Не только очень интересно и полезно, но и очень качественно подготовлены иллюстрации. Раз посмотришь и все понятно сразу. Спасибо

1
Познавательно, наглядно. Спасибо.
Только один момент, УИАА хорошо, плавно без рывков работает только на мягких верёвках. На жестких, обледенелых веревках, спуск идет рывками, а кручение создает бороду которая мешает при наращивании. Я за карабинный тормоз, который также позволяет работать с двойной верёвкой.

0
Рассмотрев Рис.8 и Рис.10, а также рис. 9 А и Б, хочу отметить, что страховочное устройство REVERSO используется не по инструкции. Имеется в ввиду, что нагружаемый конец веревки выведен со стороны устройства предназначенного для удержания конца страхующим, а в свою очередь, со стороны REVERSO являющейся "грузовой" выведен удерживаемый конец веревки.
Если короче, то веревку в REVERSO надо продеть в противоположном направлении или другими словами установить REVERSO в системе так чтобы "малое ушко" устройства было направлено в левую сторону для рис.9 и рис.10, а для рис.8 в правую.

В связи с обнаруженным фактом хочу поинтересоваться у автора статьи, не является ли ошибкой такое положение вещей?

Вот! :)

3
Reverso работает в обе стороны, так что никакого нарушения нет. Единственное, что в изображенном варианте оно больше изнашивается, но при этом и выше трение в устройстве. Кстати, в инструкции к первой версии реверсо были изображены оба способа.

4
Спасибо, Single Fox, вы совершенно правильно ответили.
Реверсо позволяет создавать две степени торможения и в первой инструкции так и было показано. На моих рисунках как раз показана первая версия Реверсо, которая до сих пор исправно работает.
В конечном счете выбор способа закладки веревки зависит от ситуации и остается за пользователем.
Кстати, дополнительное торможение бывает необходимо и при спуске по тонким веревкам, так что я нередко пользуюсь Реверсо в таком положении для дюльфера.
А износ устройства - это нормальное явление, за которым просто надо следить и вовремя менять на новое.

0
Спасибо! Чем больше способов откладывается в голове, тем легче работать при ситуациях.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru