Зимний Памир. Фотоальбом. Часть 1. Заходы по Пшарту и кольцо в хр. Музкол

Пишет SRomanenkov, 27.03.2011 23:24


Фотоотчет и комментарии по недавно завершившемуся путешествию в районе Восточного и Центрального Памира.



Еще в городе пришло понимание, что за 37 дней вместе с дорогой запланированный маршрут не пройти, но обманули сами себя, решили, что если постараться, то можно, так как даже 5 недель отпуска выбили с трудом. Поэтому для того, чтобы сэкономить время, заплатили по 5000 рублей с носа за перегруз в Домодедово. В итоге, из-за нелетной погоды в Душанбе, наш самолет посадили в Худжанте, и мы, добравшись до столицы Таджикистана только к обеду, вместо выезда к началу маршрута, отправились гулять по местным закусочным, так как на этой неделе оформить необходимые документы уже не успевали. После этой истории решили, что в Азии спешить никуда нельзя.

Оформив необходимые документы и разрешения, через 1.5 дня выехали в сторону Мургаба. Я на Памире впервые и был очень удивлен состоянием дороги такого значения. Встречались нерасчищенные каменные завалы, броды рек без всяких мостов. После Хорога выехали на Восточно-памирский тракт, зимой дорога открыта, по мере возможностей ее чистят. Но все равно водителям приходится не легко, на нашем пути был и разворот на льду на 180 градусов и вылет машины в кювет.

В Мургаб приехали поздно вечером. Остановились переночевать в доме мургабского киргиза.


У детишек в Мургабе интересные санки из арматуры


На следующий день на местном уазике забросились к началу маршрута по долине Восточного Пшарта. У киргизов там летний кош и они отлично знают местность, так что согласились завезти нас даже без дороги. Нас высадили в 5-ти километрах, не доезжая перевала Ак-Таш. С заброской очень повезло, так как, не считая первых километров, от перевала и до Сареза нужно было идти только на спуск.

Несмотря на небольшое количество снега, на Восточном Памире мы увидели шикарный район для лыжного туризма. Очень много красивых каньонов, наледей.

В верховьях Западного Пшарта

Наледь в верхнем каньоне Западного Пшарта


То, что зимой высота переносится хуже – это неправда. У нас не было сильной гипоксии, даже не смотря на то, что в первый день прошли перевал высотой 4300. Первые несколько ночей немного болела голова. Лучшей акклиматизации способствовало правильное питание, и 2-х дневный заезд в район через высокие перевалы. Нитка маршрута была спланирована таким образом, что, кроме этих дней, даже в районе пика Революции, никакой горняшки уже не было.




Зимой Восточный Памир замечателен своим сухим воздухом. На солнце снег не тает, а сразу испаряется. Нет необходимости даже сушить спальники. Для хорошей погоды в это время года здесь характерны температуры от -30 - -40 ночью до 0 градусов на солнце днем.

Греемся на солнышке


На третий день похода неожиданно заболел Миша, видимо привез инфекцию из Москвы. Сильный кашель, температура, сразу начал пить курс антибиотиков, так как высота большая, болезнь может развиваться быстро. Пока больной отлеживался в палатке, остальная часть группы челночила, занося часть груза вниз по долине. Именно в этот момент Дима высказал мысль, что если пошел в такой поход, то некуда спешить, и если нужны 50 дней для прохождения маршрута, будем ходить и 50 дней, с ним все согласились и больше мы уже никуда не бежали.


Обед. Готовим на печке



В долине Западного Пшарта первый раз увидели следы снежного барса.

Два параллельных следа


На 3-й день, остановившись на обед, заметили, что за два солнечных часа снега на склонах борта долины стало значительно меньше. Это нас сильно испугало, так как без снега и саночек нечего и думать, чтобы за раз унести на себе по 55 кг груза на человека. В итоге снега хватило, но по несколько раз за день приходилось бродить реку или перебираться через нее по снежным мостам.

Горы - зебры




На седьмой день путешествия мы оставили заброску продуктов в устье реки Сауксай и вышли на кольцо по хребту Музкол.

Ночевка в устье Сауксая

Пик Советских Офицеров


Начало кольцевого участка маршрута порадовало хорошей погодой и красивыми каньонами с водопадами почти в каждом притоке Сауксая.

Нижний каньон Сауксая

Летом, когда здесь пустыня, растение маскируется. Зимой - притягивает внимание.


Ледопад в устье ручья Южный


То что ледники на Памире растут является заблуждением. Ледник Южный, вытекающий из под перевала Советских Офицеров Центральный уменьшился в два раза по сравнению с генштабовской картой.

На морене ледника Южный

В центре пик Чат-Токой (5845)


На леднике Советских Офицеров первый раз в походе попробовали ходить на лыжах в связках. Связочная веревка снижает удовольствие от катухи на спусках, но безопасность прежде всего.

У тура перевала Советских Офицеров Центр. (5250 м)

Панорама с ледника Советских Офицеров



Спустившись в долину реки Бозбайтал, выкатились на огромную наледь (5 x 0.5 км). Благодаря небольшому уклону мне удалось проехать ее со средней скоростью 14 км/ч, и разогнаться до 26 км/ч.



По долине Бозбайтала до зоны кустиков спуститься так и не получилось, и чтобы как-то оправдать наличие печки на кольце, решили приготовить обед на кизяке и мусоре. В целом же, за маршрут 1.5 килограммовая печка сэкономила нам около 10 кг бензина, и принесла кучу уюта и тепла.



На участке подъема к перевалу Сауксай Вост. период хорошей погоды закончился, нам даже пришлось из-за сильного ветра устроить полудневку. С этого момента, и за исключением нескольких окон, погода не улучшалась еще 15 дней.

Ставим палатку на обед. Дует.


С перевала Сауксай Восточный хотели подняться на пик Советских Офицеров по новому маршруту (восточное ребро), даже протропили с вечера и просмотрели начало подъема, но сильная непогода заставила нас спускаться вниз и идти по пройденному группой Сергея Стрыгина маршруту.

Спустились с перевала Сауксай Вост. (5300) (в правом углу)


За три дня непогоды выпало около полуметра свежего снега. Приходилось тропить глубокую лыжню. Одев лавинные биперы, сняли их только в конце похода, не снимая, а иногда и не выключая их даже на ночь. С бортов долин начали сходить лавины. Перед ночевкой на леднике Каменный Дима резко скинув рюкзак, спровоцировал сход лавины в 500 метрах от нас. Приходилось быть очень осторожными.

На заднем плане пик Советских Офицеров


В день намеченного выхода на пик Советских Офицеров утром сильно дуло, сложно было даже выйти из палатки. К тому моменту мы уже израсходовали все положенные на кольцо дни. Подождали до 11 часов, после чего я оделся во все свои имеющиеся вещи, вышел из палатки, погулял минут 10, жить можно, с ног не сдувает, решили выходить на восхождение, тем более что видимость была неплохая.

Панорама с гребня пика Советских Офицеров (6233 м)



Техническая подготовка группы позволяла проходить довольно сложные участки в связках с попеременной или одновременной страховкой, провесили только 200 м перил на вершинную башню. Тура на вершине, к сожалению, не нашли.



Во время восхождения поморозили лица. Если руки и ноги всегда можно отмахать и согреть, то ветрозащитные маски мешали нормально дышать на высоте, приходилось постоянно их снимать.

На вершине



После восхождения за день скинули 2300 метров высоты, спустившись с перевала Сауксай Верхний(5800) до Западного Пшарта.




Водопадик на ручье Каменный


Спустившись к месту заброски, с удивлением обнаружили, что на высоте 3500 никаких снегопадов не было. Здесь снега стало еще меньше, наша старая лыжня то и дело пересекала островки гальки.

Пик Мургаб (5866)

Пока были на кольце почти весь снег внизу стаял

244
Комментарии:
8
Какая красота, спасибо, ребята, за труд и подаренную нам возможность полюбоваться зимним Памиром!

9
Спасибо. Интересно.
И просто здорово, что фотографии можно рассматривать в деталях при возможности большого расширения.
Фотографу - !!!

6
Это поход ПАМЯТИ ВИКТОРА НИКОЛАЕВА. 10 февраля 2011 г. был первый день, когда вы проснулись в горах одни. 10 февраля 1991 Виктора Николаева видели в последний раз.

Николаевские технологии у вас рулят - николаевская ассиметричная палатка с ЦК, коническая варочная печка, которая экономит 10 кг топлива. Может быть и саночки его конструкции?

Да и сама направленность - зимний лыжно-горный туризм с восхождениями на высокие горы. И даже ремейк с мощным усилением похода 1988 г., в котором он участвовал.

Ну всё так и ложится - нарочно не придумаешь.

3
Разработанное Виктором Николаевым снаряжение настолько надежно и одновременно просто устроено, что современных аналогов до сих пор нет. (порванная в конце маршрута палатка - это скорее наша недоработка, чем изъян в конструкции. в следующих частях отчета я подробнее напишу об этом)

2
А каковы размеры палатки и вес? Мы с такой же, на вид точь в точь уже две зимы ходили на Урал, но этой зимой нас было 6, а прошлой 8 челов, но восьмой постоянно дежурил у печки. Так вот, нам вшестером там места было предостаточно, а у Вас всего четверо и печка меньше. Места лишнего много было? Вещи (рюкзаки со снарягой) все на ночь снаружи оставляли или в палатке?
Мощнейший маршрут! Колоссально! После таких постов сразу хочется туда же и так же! Но, что-то удерживает, то-ли отсутствие дров на маршруте, то-ли отсутствия должной подготовки для такого маршрута, то-ли ещё чего....:)))


4
Отличные фотографии!

На третьем фото среди чайников спрятали ребенка. Греется наверное :)

3
Отличный маршрут и классные фото. Какие рекомендации тем, кто пойдет по вашим "следам"?

6
Зимой на Восточном Памире нет стабильности. Погода отличается от той, к которой привыкли здесь летом не в лучшую сторону, часты снегопады и пурги. Снег может выпасть за пару суток на полметра, а может и стаять совсем. Могут открыться реки, и тогда переправы через них создадут дополнительные трудности. Учитывая эти факторы, желательно планировать на маршруте больше запасных дней.
Рекомендуем брать больше спирта, высота не влияет на количество употребления, а зимой нужно как-то греться. У нас, как всегда, спирт кончился за неделю до конца похода.

3
Спасибо большое! Сергей, машину откапывали или выталкивали?

3
Прокопали колеи для выезда машины на дорогу до земли и вытолкали.

3
Маленькая поправка. Дорога до Хорога (кажется, от Тавильдары, а может, даже от Комсомолабада) - это тоже Памирский тракт. Только Западная часть. А от Хорога до Оша - Восточная.

2
Спасибо. Текст поправил.

1
Только по Западной части мы почти не ехали - зимой она закрыта и машины идут через Куляб.
Выход на основную трассу - в Дарвазе.

2
Спасибо! Есть чему полюбоваться, позавидовать и занести себе в план на далекое или не очень далекое будущее.
Только вопрос родился. Фотка №105330, вертикальная, там где "200 м перил на вершинную башню".
Почему перильная веревка находится ниже человека, т.е. человек выше веревки. Ведь, если сорвавшись, можно не только сильно кувыркнуться, зацепив ногами / кошками веревку, но и порезать ее зубьями?
Возможно, я не прав?
Или это для того, чтобы обойти каменный выступ выше него?

3
Человек идет по хорошим ступенькам, там тяжело сорваться, он и встегнут в веревку только усом самостраховки. Веревку же вешали как страховку в случае возможного схода снежного склона, докопавшись до льда и закрепив ее на бурах.

2
можно поинтересоваться на какую камеру/объектив съемка велась?

2
Фотоаппарат canon 450D, объектив стандартный 18-55

4
А как организовали электропитание/зарядку аккумуляторов? Мороз и 37 дней - не лучше условия...


3
Круто! Задумал - сделал, поздравляю! ))

3
Мощно! Красота. Жду последующие части!

4
завидую))) но я бы так не смогла!

3
Вопрос - фото "У тура перевала Советских Офицеров Центр. (5250 м)" и "Панорама с ледника Советских Офицеров"
на заднем плане справа это Что?
Спасибо.

3
Это вершина 5750. К западу от ледника Южный. Я не уверен, что кто-то поднимался на эту вершину, поэтому и названия нет.
Вот еще ее фото

2
"на которых никто не бывал" - да мысли вслух, а северная стеночка(та часть, которая в тени) кажется ничего или это только кажется?
но в google так и не нашел. Спасибо еще раз.


4
сергей спасибо за очень интересный рассказ и виды красивых гор.

2
ну ваще!!! так красиво и лица такие хорошие. спасибо за рассказ и фото. Мишаня, такая у тебя борода рыжая))

1
Я скажу, что это потрясающе! Ребят, знаете, сидя в душном офисе, и ковыряясь в старых фотках собственных походов по Сахалину, так приятно узнавать что-то новое. Спасибо Вам за Памир.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий