Зимний Памир. Фотоальбом. Часть 3. Через горы Центрального Памира

Пишет SRomanenkov, 04.04.2011 16:40

У тура пика Революции
Зимний Памир. Фотоальбом. Часть 3. Через горы Центрального Памира (Путешествия, ледник грум-гржимайло, абдукагор, ледник федченко, пик революции, лыжный туризм, маи)

На 26 день маршрута начали подъем к ледникам Центрального Памира. К тому моменту стало понятно, что если хотим пройти маршрут, в горах придется задержаться, и на работу мы опоздаем. Для выхода на ледник Грум-Гржимайло вместо долины Хавраздары выбрали долину реки Хабарвив-Хац, пытаясь сэкономить время.

Слияние Гудары и Мургаба. Прямо - долина Мургаба, налево - Гудары, направо - Бартанга

Низовья долины Хабарвив-Хаца труднопроходимы даже летом. Зимой же, когда все возможные тропы засыпаны снегом, нам пришлось лазать по конгломерату, пересекать огромное количество промоин, переправляться через реку. Пару раз, набрав 200 метров по высоте, упершись в непроходимую промоину, вынуждены были спускаться обратно к реке.

Ледник Башурвдара

С выходом в горы Центрального Памира постепенно изменился климат. Снег уже не испарялся, а таял, вещи намокли. Уровень снега под ногами все выше и выше, перед ледником Башурвдара началась глубокая тропежка.

Подъем к перевалу Оптимальный

На ледник Грум-Гржимайло решили выходить через перевалы Оптимальный и Бартанг. Зимой техники меньше. Летом сложность представляет огромный берг под взлетом перевала Бартанг, зимой он почти полностью засыпан. На перевал провесили всего 100 м перил, все остальное прошли в связках.

Панорама с перевала Оптимальный. Слева пик Советских Альпинистов (6366 м)

Перевал Челябинцев

Панорама ледника Башурвдара. По центру перевал Оптимальный

Подъем на перевал Бартанг

На леднике Грум-Гржимайло постоянно дует ветер. Снега почти нет, под ногами твердый наст, свежий снег сдувает, зимой его даже меньше чем летом.

Панорама с перевала Бартанг

Погода испортилась. Пурга. Дует сильный встречный ветер, видимости нет, идем по GPS. Через два перехода встали на обед, подождать улучшения погоды. Идти можно, но на сильно разорванном леднике в пургу тяжело сосредоточится на страховке, решили не рисковать.

На леднике Грум-Гржимайло

Регулярно созваниваемся с Андреем Лебедевым, он обещает через два дня улучшение погоды. Нужно постараться до этого времени вылезти на плато Революции.
На следующий день утром развиднелось, но чуть позже снова сильно задуло. Успели подойти только под взлет перевала Вертикаль.
Тяжелый в психологическом плане момент. В хорошую погоду слабо верится, а подниматься на 6300 в пургу тяжело. К этому моменту на работу опаздываем уже больше чем на неделю, продукты заканчиваются (изначально брали на 35 дней, а ходили 40). Но с другой стороны, все понимают, что если сейчас на вершину не сходим, в следующий раз попадем зимой сюда не раньше, чем лет через десять. Решили, что если погоды не будет, поворачиваем в сторону дома.

Нижний взлет (по центру) выводит на плато Вертикаль. Верхний (чуть левее) - на плато Революции

Панорама верховий ледника Грум-Гржимайло. Слева виден пик Холодная стена

Погода улучшилась на день раньше прогноза. Оставляем внизу заброску продуктов и лыжи, выходим наверх. На взлете перевала Вертикаль снега не много, лавинной опасности, которой опасались при подготовке, нет и в помине, в верхней части голый лед. Лед жестковат, половина буров не крутится.
С плато Вертикаль поднимаемся на плато Революции. На этом участке сыпучий снег, все станции на ледорубах, до льда не докопаться. Всего провесили 400 м перил.

Вылезаем на плато Вертикаль. Зимой здесь - лед

Вид на пики России, Коммунизма, Корженевской

В день восхождения погода идеальная. Безветренно и солнце. Вокруг шикарные виды, легко узнаются пики Коммунизма, Корженевской, Ленина, Советских Офицеров, Маркса. Высота почти не ощущается. На купол главной вершины по льду провесили 50 м перил. Опасаясь карнизов и боясь подойти к краю купола, вершину проскочили метров на 300, что позволило нам полюбоваться пиком 26 Бакинских Комиссаров. Сняли записку группы Дмитрия Мансурова из Казани. Наконец-то на вершину пика Революции поднялся кто-то кроме Маевских туристов.

Начало подъема на пик Революции. На плато правее пика Грина видна наша палатка

На вершине пика Революции (6974 м). На горизонте виден пик Ленина

Пик 26 Бакинских комиссаров (6842 м)

Панорама верховий ледника Федченко. Прямо - пик Коммунизма, справа - пик Ленина

Спуск с купола Главной вершины. Справа Центральная вершина пика Революции

Обходим берги на спуске

пик Коммунизма (7495 м)

Ночью погода снова ухудшилась, сильно задуло. Ветром сломало пополам лыжную палку на цк и обломком порвало купол палатки. Палатку зашили, попили чайку и легли досыпать.

Утром пурга, метет. Но нужно спускаться, времени пурговать уже нет, высота большая – 6300, да и страшно с цк из палок на таком ветру. Собираемся и выходим. Перила начинаются через 15 м от места нашей ночевки. Видимость низкая, на ветру ничего не слышно, поэтому сигнализируем о том, что перила свободны или готовы – волной по веревке. Последний спускается на 3 такта, так быстрее.
На спуске нашли ледовый инструмент Petzl, забитый в склон, со спусковой петлей, который подарили Игорю, у него день рождения. Видимо, кому-то тоже было не просто.

Спуск с плато Революции

На участке спуска с плато Вертикаль оставляем два бура, не хочется возиться с барабаном на таком ветру. Очень страдаем из-за отсутствия 3-й веревки, приходится на станциях собираться вчетвером. Еще перед подъемом на плато Революции подумывали оттуда сразу уйти вниз на ледник Федченко, но двух веревок для этого мало, нечем сдергивать перила.

Спуск с плато перевала Вертикаль

Спустившись на ледник, забираем заброску и в полном молоке идем по GPS до поворота к перевалу Зимовщиков. После вершины силы экономить больше не нужно, начали половинить раскладку.

Во время ночевки на леднике, под перевалом Зимовщиков, у нас второй раз порвало палатку. Ураганным ветром выбило цк из ниши в куполе, который тут же порвало в нескольких местах, купол увязали, поставили низкий цк, тут же порвали палатку еще в 2-3 местах. Ткань старая не держит нагрузки. После этого положили цк, опустили купол шатра и отлично переночевали как в мешке. К утру только немного замело снегом.
При выборе палатки имела место наша оплошность. Мы не рассчитывали на такие ветра на Памире, все-таки это не какой-нибудь Полярный Урал с его постоянными пургами. Испугавшись конденсата, взяли большой, старый, 9-ти местный шатер с дышащей крышей, вместо 6-ти местного варианта Николаевской палатки, сшитой для лета из непромокаемой ткани. В итоге ткань не выдержала нагрузки и начала рваться.

Перед перевалом Зимовщиков мне довелось провалиться на 10 метров в трещину. Обвалился мост, но сильного рывка не было. Мишу, который находился со мной в связке, втащило по льду вверх по склону, пока он не зарубился на снегу. Таковы особенности хождения в связках на лыжах, когда под рукой нет ледоруба, позволяющего зарубиться там, где упал. Обычно для задержания упавшего достаточно упасть с тяжелым рюкзаком на снег, но встречаются участки, где снег сдут ветром. Пока вылезали из трещины, ветром унесло рюкзак, но к счастью его удалось быстро найти.

После прохождения перевала Зимовщиков заночевали в широком берге, где не дует и можно немного подремонтировать палатку.

Утром из двух вариантов, идти вниз по леднику Витковского или переваливать через перевал Омара Хайяма на ледник Федченко, остался только первый. С трудом видно даже напарника по связке. Ориентируемся по спутникам.
Через некоторое время подошли к ледопаду ледника Витковского. Погода только ухудшилась, отдельные порывы бокового ветра сбивают с ног. Дима идет впереди, у него высокоразвитое чутье на трещины, никто другой взять на себя ответственность в такую погоду не решился бы. Остальные идут за ним, видя только кончики своих лыж и стараясь держать связочную веревку натянутой. Каждые 15 минут с лица сдираешь намерзшую корку льда, смерзаются ресницы на глазах.
Ледопад прошли. На ровном дует еще сильней. Чтобы не поморозиться решили окапываться. Но беда в том, что ниже ледопада все трещины забиты и задуты, некуда спрятаться. Остановились в кармане бокового притока ледника Витковского. Как-то растянули платку, кроме оттяжек, еще и основной веревкой. Спать легли в капроне, чтобы если совсем порвет палатку, можно было собраться и пойти. Ночью, несмотря на то, что надели всю одежду и залезли в двойные спальники, из-за холода никто не заснул.

Утром ясно. Потрясающие виды. Мешают только двойные ботинки с бахилами, по ощущениям, примерзшие к ступне ноги. Попытки отогреть ноги движением и отмахиванием ничего не дают. Быстрее собираемся и выходим на встречу солнцу.

Пики Крыленко (6373 м) и Королева (6236 м)

Слева - ледопад ледника Витковского, по центру - пик Фиккера, справа - слияние с ледником Федченко

Съезжаем с ледяного склона

Спускаемся до ледника Федченко. Размеры потрясают. Открываются виды на Язгулемский хребет и пик Революции.

Ледник Федченко. Видны автоматические метеостанции. Прямо - перевал Абдукагор

Посреди ледника лежит замерзшая утка. Как в холодильнеке

По центру - пик Высокая Стена (6301 м)

Верховья ледника Федченко. Пики Революции и 26 Бакинских комиссаров

До спуска вниз, в долину, остался всего один перевал – Абдукагор. Веревок здесь вешать не нужно. Но стекающий вниз ледник-ледопад зимой представляет серьезное препятствие. Многочисленные трещины закрыты снежными, отлично проваливающимися мостами. Слой снега больше метра. Чтобы обнаружить трещину, первому приходится втыкать лыжную палку почти по рукоятку. Без лыж здесь вообще не пройти, даже в снегоступах риск провалиться заметно выше.

Выравниваем место под палатку в трещине на перевале Абдукагор

У нас провалились Игорь и Миша. Игорь при этом потерял лыжу, палку, и мешок с печкой и ремнабором из санок. Спустившись на дно трещины, палку нашли, лыжа и мешок пропали. За 15 минут соорудили снегоступ из саночек и кошки и пошли дальше. Более неприятна потеря печки, бензина осталось только на ближайший ужин, но с другой стороны и готовить уже нечего, разве что чайку попить.

Обратите внимание на лыжи

Памирские вулканы

Игорь на санко-лыжах от нас почти не отстает. Говорит, в детстве много катался на скейте, это помогает. Не удобно только при траверсах крутых фирновых склонов, где мы держимся на кантах.

Спуск по ручью вдоль ледника Абдукагор. Лавиноопасно

Неприятное место, есть свежие конуса. Дима стоит на засыпанной дороге. Направо - ледник Медвежий.

Дойдя до моста через реку Абдукагор, поняли, что поход окончен. Осталось 12 км по ровной долине до кишлака Поймазар, куда за нами должна приехать машина.

Меня, как немного мультиспортсмена, разгрузили и отправили вперед, договориться о ночлеге, пока еще весь кишлак не уснул. Зимой дороги здесь нет, она перебита гигантскими лавинными конусами, проще идти напрямик по долине. Ребятам, пришедшие через час-полтора после меня, помогала огромная и яркая луна (из новостей мы узнали что в эту ночь самая близкая к земле луна за последние 20 лет), фонари были не нужны.

Долина реки Ванч

Утром за нами пришла машина. Ничего не заплатив представителям нацпарка, уехали в Душанбе. Закончили маршрут как раз к празднику – Наврузу.

Спасибо за рассказ!Фото просто замечательные!

невероятно красиво!

Cнимки!!! - почти каждый развернул,
формы, цвет чистоты... обалдеть.
Панорамы - насколько хватает взляд и больше никого нет - одни в огромном бело-голубом мире.
Царство Снежной Королевы!!!

Фантастические фотографии !!!
Хочется смотреть и смотреть, а потом встать и пойти в горы Памира!
Конечно, сидя компьютером - рассуждать легко и просто, но всегда интереснее пройти такой суровый маршрут. Спасибо Оогромное за доставленную напряжённость и радость

Грандиозно!

Феерично!
Какая же красота!
Снимки превосходные.

Ну и поход неповторимый. Лет 20-30 рекорд простоит, а потом война за нефть и газ, и будет уже не до рекордов. Поэтому навечно :)

Это вам не зимний восьмитысячник :)

Ну вот, как это всё осознать? Группа шла практически без отдыха. Дневок я пока не обнаружил. Ну, может были 1 - 2 дня, Сергей уточнит. Итак, 40 дней на морозе, каждый день физуха, напряг. То непогода, то прижимы, то пик Советских Офицеров 6233, то купание в Мургабе с рюкзаком, то перевалы по 5400-5500, то хрен знает что.

И вот так 40 дней.

А по пути зимнее восхождение на 7000 с провеской 400 метров перил.
Это ведь не пик Ленина, где ходят пешком.

Вот у меня подборочка статей про зимний пик Ленина, чтобы оценить экстрим:

статья 1

статья 2

статья 3

А здесь экстрим на порядок выше, а учитывая, что пик Революции - лишь 3-х дневный эпизод 40-дневного мероприятия, то вообще офигеть!

Вот почему я думаю, что вряд ли это удастся повторить.

Чтобы это дело оценить, у одних шкала давно кончилась,
у других вообще такого прибора нет.

Сергей очень скромно делится, приходится догадываться по фразам:
"через каждые 15 минут приходится отскребать лёд с лица",
"с утра ноги примёрзли к бахиллам, тряска не помогает, приходится идти",
"потеряли печку, да и готовить на ней уже нечего".

Думаю, ребята сами ещё толком ничего не осознали,
2 недели всего прошло,
а мы и подавно.

Спасибо.
Для отчета постарался припомнить и включить в него самые напряженные моменты, чтобы не думали что мы там совсем расслаблялись ))

Дневок действительно не было, несколько раз оставались ночевать после обеда из-за неходовой погоды.

Замечательный поход!
Такое останется на всю жизнь.

А я каждый раз ,видя палатку на фотографии, напрягался.:)
Как же чертовски должен парусить такой сарай,и счастье, что порвалась только в самом конце!!

Показать комментарий

Кажется, это уже становится любимым маевским развлечением :-). Сорвалась у нас как-то лыжная 6-ка, осталось нас четверо. Ну и решили сходить в четверочку на Полярный, чтобы сезон не пропадал. В группе было двое маевцев - они попросили у кого-то один из маевских шатров. Маленький, на 5-6 человек. Надежный, ветроустойчивый. Хозяин его нам принес только к поезду. И вскользь предупредил при посадке, что шатер вообще хороший, но в предыдущем походе его пополам порвало. Мол, мы зашили, но вы там поосторожнее :-). Как же мы стремались весь поход! Тундра все-таки. Иглу строили, в полупещеру его ставили и т.д. Благо весь поход был 2 недели с хвостиком.

Спасибо.
Напишу немного в защиту палатки.
Палатку взяли не оптимальную, об этом писал выше в тексте. Но даже у нашей версии шатра есть ряд весомых плюсов.
- мы около 20 дней из 40 готовили на печке в палатке. Если бы взяли каркасную палатку, пришлось бы утром, в сильный минус готовить на улице.
- В такой палатке перед выходом в непогоду можно всем полностью собраться, даже, надеть кошки. Вылезти, собрать палатку и пойти.
- Утром можно дежурить, не вылезая из спальника.
Палатка устроена так, что чем сильнее ветер, тем сильнее ветровые грани прижимает к цк. Такую палатку ветром никуда не сорвет. Нас подвела старая ткань, с этой палаткой к моменту нашего похода ходили 4 месячных похода + еще столько же 7-10 дневных. С этой же палаткой ходили на Шпицберген, на север Полярного Урала, там, в тундре, дует тоже не слабо, и не разу ни каких проблем.
Мы не строили ветрозащитных стенок, т.к. было жалко сил и времени на это занятие.

Я не уверен, что при тех ветрах не порвало и не поломало бы полусферу или палатку другой конструкции. Чтобы сравнивать нужно сходить зимой на Памир с другой палаткой.

Я первый раз хожу с Николаевским шатром. И был удивлен насколько он ветроустойчив! Проблемы с палаткой начались после того как сломался ЦК, связанный из палок (лыжи оставили внизу при восхождении на Революцию), и порвал в свою очередь купол палатки. А что было бы с каркасной палаткой при таком ветре и без ветрозащитной стенки? Думаю переломало бы дуги...

Да, если первые две части описания маршрута воспринимались, как романтика с редкими казусами, то эту часть воспринял, как самоиспытание и беспретендентную тягу к достижению поставленной цели на грани возможного. Фактически ГЕРОИ! Мало кто способен на такое.... Фотки замечательные, но само описание не хуже. Спасибо!

Красотища!!! Сильная команда !

Замечательный поход!!!
Замечательный рассказ!!
Суперные фотографии!!!!
Кто не был зимой на Памире - врядли может понять крутизну того что Вы сделали!!!
Восхищаюсь!!!

Спасибо, Вам БОЛЬШОЕ!!! Очень красиво!
Сориентируйте на месте фото 106857_full.jpg, что на заднем плане?

Это хребет, разделяющий ледники Абдукагор (его приток Клин) и Федченко, вероятнее всего вершины не хоженые, либо хоженые с притоков ледника Федченко. По центру кадра, скорее всего, выглядывает пик 5870.

По поводу нехожености вершин был не прав. Смотрите комментарии к посту http://www.risk.ru/users/leb/15637/

Ачуметь.....
Молодцы мужики!

Вот и узнала всю правду о походе.Больше не отпущу ни за что.

Ну что же Вы, такого сына-героя вырастили, а теперь "неотпущу"? Он же ОРЁЛ! А не птенчик :) А орлов в гнёздах уже не держат, их выпускают на волю, на простор! Моя мама тоже первые походов 100 за меня волновалась, а потом привыкла :))) Такими сынами, как Ваш гордиться надо! Иначе кем гордиться и кого в пример ставить? Таких уже ничем от походов не удержишь.... Сам такой.... Спасибо Вам за СЫНА!

Боюсь, теперь он перестанет Вас спрашивать)))

ух, как же скучаю по большим горам!..
спасибо!)

Нереально круто! Спасибо за качественный рассказ и отличные, полноразмерные фото!

Сурово!Круто! Достойно! Терпение вам не занимать))

Молодцы, честно говоря, как первое сообщение о походе увидел, был почти уверен, что не удастся - слишком уж большие напряги для такой малой группы. Чего стОит только копание траншеи на пер. Революции с пер. Вертикаль. Там и летом-то такое сыпучее все, что ну, а зимой даже представить сложно.
Круто, одним словом!

Однозначно в избранное... Спасибо за фото!

Молодцы. Не монстры - просто Профессионалы. За снимки в таких условиях -отдельное спасибо.

Серега, будем на Вас равняться))) Отличные фотографии!

Сергей, спасибо за честный рассказ и за сочные фото! Прокатился на машине времени - помолодел на семнадцать лет!

Особо внушает решение подниматься на пик Революции. Крепкие нервы!

Мы на двадцать второй день в его сторону даже не смотрели.

И Вам спасибо за присланную информацию о походе
В первый нормальный день после пурги, мы как раз вспоминали Ваш
"глаз циклона", когда увидели ровно над перевалом Абдукагор такое:

"Самое главное что домой все вернулись здоровыми, отдохнувшими и набравшимися впечатлений, которых хватит до следующего похода."
вот это да...
Ребята, вы-молодцы, вы раздвигаете горизонты для всех остальных собратьев.
Спасибо за ваши свершения. Думаю, многие по-хорошему вам завидуют.

Обалденный фоторепортаж.
Красотища неописуемая....поход супер!!!

ну, вот, а я то-думал, что мой петцелевский инструмент совсем потерялся... Мы там с Мансуровым были в августе 2009. Так что Игоря и от меня с Днем Рождения..

Алексей, спасибо. Новый ешё не купили?

Купили. На Тянь-Шань летом 2010 с ним уже ходили и на Саяны.. Не потеряли..

Уникальное путешествие, СИЛЬНО!! и фотографии великолепные! Забавно ,что карифеи -лыжники из ЦМКК ребят не выпускали в спортивный поход, когда в группе оказалось только четверо... Похоже, только такой командай можно было такое сделать..

Потрясающе интересно!

Не перестаю вами восхищаться!