В преддверии Крымского сезона! Севастополь. 17-й км. Треугольник

Пишет robinsya, 29.04.2011 12:10

В преддверии Крымского сезона! Севастополь. 17-й км. Треугольник (Скалолазание, гайдбук, описания, риск онсайт)

Не сегодня так завтра многие из вас уедут в Крым. Ну так вот вам еще один скалолазный район близ Севастополя для приложения своей спортивной энергии:))). Описанием района любезно поделился адепт Треугольника Андрей Скрипниченко. За что ему большое спасибо!
Материал опубликован в февральском "РИСК онсайт", № 48.

Пояснения к рисунку-схеме:
- Добраться можно на любом транспорте до остановки «Алсу», далее 25 минут пешком по тропе. Воду брать с собой.
- Благодаря северной экспозиции идеален для летнего лазанья, по этой же причине на скалах изобилие мхов.
- Маршруты пока не подписаны, но с помощью рисунка распознаются без труда.
- Маршруты 3; 4; 16; 17; 18; 19 – необходима веревка 60 м.
- Маршруты 5; 16; 18; 21; 23; 24 – в процессе очистки от мха.

Треугольник.

Андрей Скрипниченко
Вблизи Севастополя, а точнее в районе 17 км шоссе Севастополь – Ялта, на северо-западном склоне горы Чирка есть отвесные, невообразимой живописности известняковые обрывы. С дороги они выглядят массивным серым треугольником, за что и заслужили соответствующее название. С чистыми и теплыми скалами южного берега «Треугольник» не конкурирует, но местные скалолазы хорошо освоили этот район, да и не только скалолазы.
Большой карниз – изюминка «Маттерхорна»

Неподалеку от скал на северном склоне горы построен ЗКП флота (запасной командный пункт), ставший жертвой распада СССР и потому представляющий собой бесполезную грандиозную массу бетона.
Теперь это место паломничества диггеров и любителей подземных лабиринтов.

Со стоянок под скалами отлично просматривается вся долина – с озером и недостроенной промзоной, в которой в середине лета российские байкеры устраивают большое шоу. Много громкой музыки, огня и спецэффектов сопровождают выступления рок-музыкантов.
Основной массив

На Козырьке

Из любопытного:
В застойные брежневские времена неподалеку от скал в землянке собственного «изготовления» поселился колоритный субъект. Неизвестны его имя и фамилия, только все звали его Ежиком. Стоило его увидеть, как становилось понятно – это Ежик. Очень маленький, невероятно худой, с заостренными чертами обветренного, в оспинках, лица, смуглый от солнца и длительного употребления чифира, с жесткой щетиной неухоженных волос. Угнанный подростком во время войны в Германию, он сумел потом выжить в советских лагерях, отхватив себе на руке три пальца циркулярной пилой.

Такое членовредительство увеличивало срок, зато освобождало от тяжелых физических работ. Ходил он в больших резиновых сапогах на босу ногу и теплой болоньевой куртке в любую погоду. Жил собирательством грибов и ягод, которые менял в селах на продукты. Постепенно скалолазы (и особенно севастопольские спелеологи) стали оставлять у Ежика на хранение горы своих веревок и прочего снаряжения, отдавали ему остатки продуктов, а самое главное – побольше черного чая. Милиция часто арестовывала безобидного Ежика, если не выполнялся план по задержаниям.

Секция радиозавода: А. Скрипниченко, С. Рылов, Г. Уханов,1986 г.

История освоения района:
В 1980-е годы на 17 км много тренировалась севастопольская секция Морского завода. Ее душой тогда был Михаил Кальниченко – «человек-энергия» и его друзья – совершенно «железные» люди: Андрей Левин, Миша Бабич, Александр Савченко, Павел Копытцев.

Популярными на скалах «Треугольника» были тренировки связок. В это время самую красивую здесь скалу окрестили «Маттерхорном».
"Маттерхорн"

Скалолазные секции города были многочисленными, между ними постоянно устраивались соревнования. Морзаводцы часто бросали вызов секции радиозавода, в которой тон задавали Сергей Рылов, Гена Уханов, Тая Бушева, Николай Косецкий, и секции «Авангарда» – Саше Кучерявому и Николаю Сосновских. Чаще всех за подготовку соревнований брался Миша Бабич и в одиночку проделывал эту огромную работу. В то время в секции радиозавода, в отличие от остальных, был настоящий тренер Борис Михайлович Шилов – человек увлеченный, творческий, заражавший своей страстью всех окружающих.
Связка морзаводцев: А. Левин – А. Савченко, 1986 г.

Со временем в скалолазании появилась и стала основной дисциплина «лазанье на трудность» с нижней страховкой. А «домбайские связки», которые европейские скалолазы сразу окрестили «цирком на веревках», упразднили. Образовался дефицит подготовленных трасс с нижней страховкой. На 17-м км стараниями Сергея Рылова появились первый маршрут «Домкрат», который со временем стал интересней, потеряв ряд ключевых зацепов. Трассы били вручную (отсюда и большие расстояния между крючьями) и делали для своего употребления (неслучайно категория первой подготовленной трассы 7b).

Тем временем скалолазание развивалось. Все больше и больше. И теперь соревнования перекочевали в спортивные залы. Однако не всем скалолазам удалось разлюбить естественный рельеф. Похоже, не удалось это и Алексею Дырдину. Он продолжал приезжать на «Треугольник» и готовить маршруты. Так появились самые красивые линии: «Ежик в тумане» и «Синяя птица». А Миша Бабич стал автором самого сложного здесь маршрута – «Маттерхорн».

Михаил Бабич в самодельной беседке

Получился перекос в сторону сложных трасс, что подтолкнуло меня попробовать исправить ситуацию. Очень хотелось помочь нашим севастопольским детским тренерам – Марине Сосновских, Татьяне и Александру Ляпун – и сделать больше легких трасс. Только, как я ни старался, из десяти вновь подготовленных маршрутов лишь пять получились «шестерками». Скалы диктуют.

Андрей Скрипниченко. Пробивая «Бузиновый»

Зато появилась идея подготовить другой, совсем новый район, благо «белые пятна» на скалолазной карте Севастополя еще есть.

В 1984 году недалеко от эстакады на дороге Севастополь – Ялта в районе Ласпи в западной части горы Каланых-Кая провели чемпионат города. Нынче я вновь посетил этот сектор, скалы очень понравились, я даже разметил и начал готовить 11 маршрутов.

Но это уже новая история. Описание нового сектора читайте в апрельском «РИСК онсайт», № 49.

Эпилог
«Треугольник» на 17 километре никогда не станет популярней Никиты или Красного Камня. Может быть, потому под этой скалой еще можно встретить косулю, зайца или лису, а увитые плющом и лианами деревья дают прохладную тень даже в самые жаркие летние дни.