Горно-походная кухня. О продуктовой раскладке . Теория и практика.

Пишет isn, 31.10.2011 18:50

Здесь не был освещён этот раздел.
Поэтому, дабы не испытывать укоризну,
и очистить свою совесть хотя бы в отношении «хлеба насущного»,
выкладываю.

Что нужно знать о теории? -
О теории питания в горном походе:

Не слишком в неё углубляться.

Попытки буквально вычислить калорийность рациона
и согласовать с расходом энергии на маршруте – обречены,
т.к. точность методик и констант расхода энергии на те, либо иные операции сильно различаются в зависимости от многих факторов.
Калорийность и усваиваемость продуктов тоже имеют большие отклонения от указанных.

НО
Нужно иметь представление и контролировать:

1. Энергетический баланс.

Основной закон энергетического баланса:
Расход энергии организмом на поддержание жизнедеятельности и выполнение работы на маршруте
не должен превышать запаса энергии в продуктах питания
(с учётом усваиваемости)
более, чем на 70 000 ккал (безопасный для здоровья резерв организма).

70 000 килокалорий – усреднённая цифра, «колобки» могут позволить побольше,
«освенцим» - поменьше, соответствует примерно 10-15% массы тела.
Каждый, глядя в зеркало и на весы, решает для себя сам.
Нужно знать, что организм сожжёт не только лишний жир, но и кое-что из незадействованных мышц, печени и даже головного мозга,
поэтому не стоит увлекаться шибко-то.

Учёные установили: в 1 грамме жира – 9.3 ккал, в 1 грамме белка или углеводов – 4.1 ккал.
Поэтому 70 000 ккал – это где-то 8-15 кг массы тела.
По своему опыту знаю, что 5-6 кг своего обычного веса теряю безболезненно,
из них где-то 2 кг – это вода, остальное соответствует расходу жиров, почти не касаясь белковых запасов (печени, мозга, мускулатуры).
Определяю для себя безболезненный энергетический резерв: (3…4) х 9.3 ≈ 35 000 ккал.

2. Пища, которую не переварили вы, будет переваривать вас.

При недостатке пищи организм переварит и извлечёт из пищи максимум того, что в ней для него содержится.
При её избытке возьмёт только самое ценное и легкоусваиваемое,
Остальное недопереваренное будет отравлять организм.

3. Белково-жиро-углеводный (БЖУ) баланс.

Белки – это основной «стройматериал» организма, нужны для мышц, для крови (гемоглобин), для лимфы и т.д.
Углеводы – обеспечивают «быструю» энергетику организма (быстро и легко усваиваются, излишек выводится из организма либо откладывается в виде жиров), пищу, богатую углеводами, употребляют при высоких физических нагрузках.
Жиры – обеспечивают «медленную» энергетику организма (требуют для усвоения в 2 раза больше кислорода, чем белки и углеводы), обеспечивают в основном тепловой баланс организма, их употребляют в холодную погоду.

Для различных погодных условий, высоты и уровня физических нагрузок рекомендуют различный уровень БЖУ-баланса:
Поход в средней полосе летом БЖУ – 1 : 1 : 4
Поход в средней полосе зимой БЖУ – 1 : 2 : 3
Поход в средней полосе зимой БЖУ – 1 : 3 : 4
с высокими нагрузками
Поход на Кавказе летом БЖУ – 1 : 0.7 : 4
Поход в Средней Азии летом БЖУ – 1 : 0.7 : 5
на высотах более 4000 м

- для высокогорья (более 2000 м на Кавказе и 3000 м Средней Азии) повышают содержание белков для акклиматизации;
- для холодных погодных условий повышают содержание жиров;
- для высоких физических нагрузок – углеводов.

4. Белковый норматив.

Поскольку белки – основной материал, обеспечивающий жизнедеятельность и обменные процессы в организме, необходимо обеспечивать определённый уровень их содержания в рационе для поддержания здоровья и работоспособности.

Это где-то 1.2 – 2.0 грамма в сутки на 1 кг массы тела, меньшие значения – в полном покое, большие – при регулярной интенсивной работе.
Детям нужно ещё и на рост.

Ахтунг! Белки при чрезмерном их потреблении вызывают отравление организма,
поэтому увлекаться ими более 2 грамм на килограмм массы тела в сутки не рекомендуют.

5. Энергозатраты.

На поддержание жизнедеятельности организма тратится
в полном покое лёжа – 1 ккал в час на каждый килограмм массы тела,
сидя – где-то в полтора раза больше, стоя почти в два раза больше
без учёта энергозатрат на обогрев в холод и охлаждение в жару.

Механическая работа:
На биваке
5. Работа землекопа - 760 ккал/час
6. Строительство из снега - 710 ккал/час

Цифры очень усреднённые, и именно так ими надо пользоваться:

7 час х 500 ккал/час + 0.5 час х 760 ккал/час + 16.5 час х (1.5 х 70 кг) ккал/час = 5600 ккал.

В среднем определили энергозатраты в походе 5000-6000 ккал/сутки,
в штурмовые дни до 8000 ккал.

Ахтунг! Энергозатраты более 8000 ккал/сутки НЕ БЕЗОПАСНЫ для здоровья.

6. Эмпирический принцип формирования продуктовой раскладки.

Поскольку основной ассортимент продуктов для похода ограничен, усреднили его по калорийности, усваиваемости до 350 ккал/100 грамм.
Опытным путём установили нормы:
- акклиматизационный период - 2500 ккал/сутки,
- штурмовые дни - 3000 ккал/сутки,
- восстановительный период - 3500 ккал/сутки.
Комментарий: в период акклиматизации и высоких физических нагрузок не стоит перегружать пищеварительную систему.

С учётом безопасного для здоровья резерва организма рекомендуют продуктов:
- в походах до 3-5 дней - не менее 500 грамм/сутки,
- более 7 дней - 650-800 грамм/сутки,
- длительные походы - 700-850 грамм/сутки питания повышенной
высоких категорий эффективности

С учётом всей вышеизложенной теории поступил следующим образом:

1. Составил таблицу с графами: продукт, вес, содержание Б-Ж-У, калорийность, усваиваемость, цена, объём.
2. Записал туда свой ассортимент в количестве, как обычно беру, заполнил графы, ориентируясь на справочную литературу (можно в Интернете).
3. Посчитал суммарную калорийность и Б-Ж-У (баланс Б-Ж-У оказался далёк от рекомендуемого).
4. Добавил в таблицу дополнительные графы: калорийность/цена, калорийность/объём, калорийность/вес и заполнил по каждому продукту.
5. Решил задачу Б-Ж-У баланса так, чтобы недостающее (оказалось белки) пополнить за счёт продуктов имеющих наилучшие соотношения по дополнительным графам.
Получилась определённая пропорциональность ассортимента.
6. Исходя из длительности маршрута (8 дней) и нормы (750 грамм/сутки) определил количество продукта по каждому наименованию.
7. Просто запомнил и пошёл на рынок, закупил там всё, ориентируясь на список, фасовку и по чутью, а по чутью я купил несколько больше, т.к. был голоден (особенно мяса аж в два раза больше).

7. Анализ энергетического баланса и продуктовой раскладки по результатам похода.

8. После похода по журналу и памяти восстановил расход продуктов на основном маршруте, примерно это было так:

Итого: 790 г/сутки,
Белков – 107 грамм/сутки, около 1.6 грамм на 1 кг массы тела – нормально.
Б-Ж-У – 1 : 1.3 : 3, с учётом осени неплохо.
Калорийность – 2990 ккал/сутки, практически штурмовой рацион (3000).
Коэффициент запаса по весу продуктов – 51%.
Коэффициент запаса по калорийности - 64%.

1. Не всегда удавался горячий ужин (мясо, каша, чай…).
2. После 2 дней начал экономить хлеб, компенсируя кашей.
3. Вес мяса в сыром виде (3.5 кг), орехов, изюма, кураги дан приближённо, т.к. в журнал записывал суммы.
4. Вес и калорийность мяса в готовом виде (2.5 кг) определил на глазок по таблицам для сырого мяса и готовых блюд и степени «ужарки».

9. Проверка основного уравнения энергетического баланса.

Вес рюкзака: 32-25 кг.
Всего на маршруте: около 7.2 суток.
Ходовых: 56 часов по 500 ккал/час (не перетрудился).
Тяжёлых бивачных работ: 2 часа тоже по 500 ккал/час (не переломился).
Лёгких бивачных работ: 28 часов пусть по 200 ккал/час (как при прогулочной ходьбе).
Отдых: остаётся 87 часов.

Расход энергии = (56+2)х500 + 28х200 + 87х(1.5х70 кг) = 43700 ккал.
Расход энергетического запаса организма = 43700 – 21500 = 22200 ккал,
что соответствует 22200/9300 = 2.4 кг жира, если добавить ещё воды 1.5-2 кг,
то похудеть должен был килограмма на 4 с небольшим,
так оно и было, где-то между 3.5-5 кг не больше.

Выводы:

1. Всё сошлось с очень хорошей точностью (не смотря на и вопреки всему).
2. Горячее пропорции: мясо-каша-хлеб(свежий) = 1.3 : 1 : 1, 350-450 г/сутки
Мясо(сырое)-каша-хлеб(свежий) = 1.8 : 1 : 1.
3. Перекусы пропорции: орехи-изюм-курага = 3 : 2 : 1, 100-150 г/сутки.
4. К чаю (углеводная компонента): сгущёнка + халва + шербет + шоколад
Не менее 200 г/сутки.
5. Пропорции рациона: горячее-к чаю-перекусы = 3 : 2 : 1

Ты забыл указать список литературы, по которой составлены первые 5,5 пунктов.

Я же не считаю себя грамотнее А.Лебедева, чтоб ещё библиографию выкладывать.
А так сподобила меня брошюра А.Алексеева "Питание в турпоходе", и я спланировал и реализовал такой эксперимент.
Данные взял частично оттуда, частично в И-нете с разных сайтов, что-то помнил из "О вкусной и здоровой пище".

Кстати, нигде не видел, чтоб популярную теорию питания довели до логического конца,
я здесь сделал это в первом приближении (теория-эксперимент-результат).

Мне понравилась твоя "курсовая работа", поэтому попросил уточнение. Зачёт у студента принят:)

Враки. Я выложил ссылку на первоисточник, которым пользовался.

Что-то у меня сомнения про чрезмерное употребление белков.
Если вес 80 кг, то белков надо кушать не более 160 грамм. В мясном эквиваленте (следуя представленной табличке) получается не более пол-кило мяса в день.
Думаю, отравление мясом нам не грозит.

А вообще как-то не верится в отравление белками.
Коренные народы севера чукчи, эскимосы упоребляют в пищу только мясо. Судя по описаниям Амундсена, Фрейхена и др. они часто съедают довольно много мяса и ничего с нимим страшного не происходит.
Точно также ничего не происходит и с европейцами, вынужденными питаться и жить вместе с эскимосам.

"Думаю, отравление мясом нам не грозит." - в древности была такая казнь, когда заключённым давали только мясо.
За чукчей, эскимосов не знаю, но по европейцам и россиянам дают такие рекомендации.
Есть физиологические нормы питания для разных профессий,
так вот для мужчин, занятых тяжёлым физическим трудом ежедневная норма белка около 160 г/сутки, не более.

Никто не проверял состав пищи эскимосов на Б-Ж-У, а учитывая климатические условия нормы для них могут отличаться (холодно там).

На самом деле, рацион народов севера тщательно изучался как раз по той причине, что их питание вгонит в гроб обычного белого человека. У них там серьезные метаболические изменения, передающиеся по наследству ,которые призваны компенсировать баланс питания с практически полным отсутствием углеводов. Основное значение приобретает на глюкозное питание, а кетоновое.

PS Обычные люди на такое тоже могут перестроиться, но постепенно. Кстати, интересный пример сходного метаболизма - у хронических алкоголиков. Они по сути питаются кетоновыми производными спирта.

Говоря о норме белка, нужно обязательно иметь в виду, что этот белок должен быть полноценным (не кукуруза, например) и хорошо усваиваемым (что не скажешь о белке сои и бобовых - достаточно полноценных, но трудно усваиваемых). Полноценный - это когда аминокислотный состав употребляемого белка пропорционален таковому у человека. Самые полноценные и легко усваемые белки - яйцо, мясо, затем - молочные продукты и рыбопродукты.

А кто-нибудь проверял их среднюю продолжительность жизни, состояние здоровья, и, прежде всего, сосудов и суставов после 50 по сравнению с европейцами? При этом нужно брать, вероятно, эскимосов, потому что чукчи со времен царизма водкой балуются и чистую проверку устраивать, пожалуй, не на ком

А еще вам скажу, что в азиатских походах по сухим горам важно не экономить на соли. Помню, пошли мы однажды в Матчу и завхоз не добрал соли, подумав, что в советских сухих супах её достаточно. Но жидкость испарялась из нас так интенсивно, что после питья становилось легче идти, и эти супы пришлось еще и досаливать. Как мучительно было проходить пер.Кшемыш (2Б), поев абсолютно несоленой каши, и какой радостью для нас оказалась летовка пастухов с большими запасами соли...

Соль, чеснок и остатки приправы для баранины были, просто с т.зр. баланса Б-Ж-У они ничего не значат, поэтому не включал в этот отчёт.
Достаточно просто класть соль по вкусу, организм знает сколько ему надо.
Кстати, заметил, что вкус к соли возрос раза в 2-3 по сравнению, чем обычно.

Соль это не просто приправа, соль это баланс электролитов, которых никогда нехватает в условиях высоких нагрузок.

Показать комментарий

По опыту сухари,горчица,сало,чеснок и побольше :)
На перекус на водяной бане топим шоколад,кидаем в него изюм,орехи, курагу.Делим на порции,закатываем шарики в тонкую фольгу

Несколько лет ходим в 2-3 недельные горные походы на 500г в день, и прекрасно все участники себя чувствуют. Хороший способ облегчить рюкзаки и нагрузку на длительных маршрутах. Главное сделать питание разнообразным. Однообразие в питание, как например гречка каждый день, утомляет людей быстрее. Не кидайте все специи в один котел, пусть каждый участник насыпет сам себе в тарелку те специи, которые ему по вкусу. Наблюдение за вегетарианцами в длительном походе, на высоте и под большими физическими нагрузками, показывает, что отсутствие в питании мяса и замена его орехами. крупами, сыром не влияет на их самочувствие и работоспособность. Заметила, что проблемы в питании часто сидят у людей в головах, а не в желудках. Это мои наблюдения и опыт, может кому-то он пригодится.

+100. Один очень сильный и известный альпинист, например, придерживается мнения, что питание на сложных маршрутах ( к базовому лагерю не относится) - должно быть невкусным.

".........проблемы в питании часто сидят у людей в головах, а не в желудках......... "
Вот именно, если известным альпинистам нравится голодать и питаться невкусно и балдеть от своей крутости - их право,

А мне нравится хорошо и вкусно питаться и получать от этого удовольствие, я ж в отпуске.

Ну Вы и покушать... 790 г/день... Нет, я когда-то и на 900 ходил, конечно, но сейчас дней 20 спокойно живется на 500 и еще чуть-чуть остается. По идее, можно и до 450 безболезненно ужаться. Потеря веса 4-5 кг - у меня не так много чего сбросить есть)) Из сублиматов у нас только ягоды на компоты и смесь овощей в суп - можно считать, что и нет.

Грешен, люблю покушать и не жалею на это даже время.
Можно, конечно, ужаться в весе, если подсушить мясо в морозилке, высушить хлеб, добавить в рацион сухого молока,
уменьшив долю мяса и т.п.
Но уменьшать пайку?! - я возражаю.

В этом году на первые 18 дней взяли по 600 г/день, на остальные 15 и 11 дней - по 700 г/день. Все питались сытно, никакого дискомфорта.

"Все питались сытно, никакого дискомфорта." - Очень некорректная формулировка для группового похода.

В этом смысле у меня был чистый эксперимент: хороший запас продуктов, и пайку и ассортимент регулировал сам,
так и то, были напряги с хлебом, холодные ужины...

А вообще, Вам бы, Андрей тоже сделать отчёт по типу моего, объединяющий продуктовый и ходовой,
тогда можно сравнивать и смотреть, выявлять достоинства и недостатки, исправлять ошибки и улучшать.
У Вас это лучше получится и результат более устойчивый (на группе), можно и взвесить всё и всех (до и после),
поручите кому-нибудь, у Вас же команда.

Уменьшить раскладку до 500 г/сутки - это не есть абсолютная цель, это легко достигается за счёт сублимации, большей доли жиров (сала),
сахар вместо шербета и халвы...
и уменьшения суточной нагрузки - надо сравнивать в комплексе.

Формулировка очень корректная. Она утверждает истину: "все питались сытно, никакого дискомфорта", которая имеет практическое приложение, а именно, в следующий раз будем делать примерно так же. :))

Теперь про похудание.

В экстремальных походах степень похудания сильно зависит от стресса, от привычки-непривычки. В двух мероприятиях одного масштаба при первом попадании в такое можно похудеть на 15 кг, а при втором попадании - на 10 кг. Разница в 50 % , не обусловленная энергетическими балансами.

Вот в начале походов (первые 18-24 дня) мы придерживаемся примерно такой раскладки:
Типовая 600-гаммовая раскладка моих команд 2007 - 2011 гг. на 6 человек на 12 дней.

А потом переходим на более тяжелую раскладку.

Если кому интересно, предлагаю посмотреть нашу программу расчета раскладки продуктов. Составляли мы ее несколько лет, исходя из опыта других и собственных наблюдений. Несмотря на небольшой вес дневной нормы в среднем 500г день себя чувствовали сытыми и дискомфорта не ощущали. http://hdd.tomsk.ru/file/yrkjebiy
Откройте страничку программы "Продукты"

Скачал пока Вас не спаманули, ссылку на ресурс нужно делать по форме, а то зайдёт кто-нить и
по "доброте душевной" будет тыкать "фу, спам".

Попробую разобраться в Вашей раскладке, форма очень неудобная для анализа (это упаковочный лист),
по сладкому нет данных о весе.

Чтоб я не мучился: на сколько дней, всё ли было съедено?

Извиняюсь, еще не разобралась с формами ссылок на ресурс, исправлюсь. А пока можете, если не трудно это сделать за меня.
Упаковочный, фасовочный листы можно не смотреть. Открывайте внизу страницу "Продукты"
и там все видно, можно менять количество людей, количество дней в походе, граммы продуктов в блюдо и т д, и программа сама все рассчитает. В походе используем три вида дней: "облегченный" - в начале похода, когда с собой есть еще продукты с дороги, "норм" - на основные рабочие дни и "сытный" на дни отдыха или восстановления в долине. Если не нравится, можно использовать только один вид.

Попробую, но только не сегодня и не завтра,
с большим трудом как-то разобрался с раскладкой А.Лебедева,
когда не знаешь нюансы и особенности - тяжело и не очень приятно этим заниматься.

Скажите, Вам интересно было бы увидеть детальный анализ раскладки А.Лебедева?

Интересная информация, думаю в походе пригодится)))

Понравился "цифирьный" подход к делу! :)
Мы крайние несколько лет ходим в пеше-водные на Путорана, где приходится сильно ужиматься по весу - катамаран несем на четверых. Поэтому раскладка получается скорее всего недобирающей, причем по всем составляющим - надо посчитать. Из-за постоянного голодняка, несмотря на дополнение меню пойманной красной рыбой, в 2010 решил использовать для улучшения рациона сублимированное мясо и сыр, сделанные по следующему рецепту
http://mr-markov.narod.ru/pohods/2004/lindex.html - смотреть в самом-самом конце.
Всем очень понравилось, особенно сыр - я брал пармезан джюгас. Не знаю как в целях альпинизма, а для горных походов, мне кажется, это было бы полезно.

Сыр действительно интересный рецепт, если он после сушки хорошо хранится, то хорошее подспорье,
надо будет попробовать.

Спасибо!Статья очень полезная во всех смыслах!

Новые и старые продукты питания Питание в экстриме.Испытано на Тянь Шане, Памире, Гималаях, Каракоруме. Любые варианты по размеру, составу порции и порций в упаковке.