В поисках зимнего лазанья

Пишет Nefedov Sergey, 15.06.2012 11:10

В поисках зимнего лазанья (Альпинизм, хибины, бастион вудьявра, вудъявра, вера, високосный день, headwall attack, сивера, sivera, sivera team, grivel, юкспор, скалы мгу, 2б, щель надежности, ребро жесткости, маршруты в хибинах, сотник, нефедов, романов, юшман)

В преддверии длинного снежно-ледового лета, сменяющего теплую известняковую весну, взгляд назад, в февральские Хибины.

История о том, как три "незнакомца" ходили первопроходы малых стен в малых горах.

Итак, Сергей Нефедов (СПб) и Алексей Романов (Москва) отправились за полярный круг, в окрестности города Кировска, Мурманская область, для того чтобы погрузиться в мир зимнего лазанья в горах-побратимах по духу знаменитому Шотландскому Бен-Невису. С Лешей мы виделись до этого 5 минут в жизни, наш общий друг - "Чапай".

Кто не знает, где находятся эти достопримечательные горы - поможет картинка.

Наши ежевечерние трансляции новостей в блог Сивера-тим были возможны благодаря WiFi в квартире 2Б, куда нас вписал Миша Гарькуша. Местно - питерская банда катателей на чем-то скользком по горам (наверное все-таки лыжи, но они такие широкие, что может и сноуборды), эрудированные ребята с отличным чувством юмора вписали нас жить в этот оплот заполярного дауншифтинга. Спасибо!

Мы привезли так много вещей, что в это трудно поверить. Вот что с людьми делает поезд!

Город, а особенно район 25 км, сильно заброшен.

День первый, 21 февраля 2012 года.

После того, как мы заселились в квартиру 2Б, мы сразу же пошли в цирк Ганешина, что левее перевала Географов, наметить линии для первопроходов.

Кажется это и есть нужный нам цирк. Фото Сергея Шестихина.

По пути у меня сломались крепления на лыжах... Но я терпеливо докатил их просто прижимая ногой лыжу к снегу.

Погода с утренней полусолнечности - полуоблачности изменилась на хибинский треш - белая мгла с сильным ветром и снегом, который иногда норовил сбить нас с ног. Так ничего и не увидев, но потоптав сугробы до окончания взлета к плато под перевалом, мы ушли вниз. Может быть завтра будет получше. На подъемах Алексей на своем скитур-комплекте был примерно в 2.5 раза эффективнее меня (со старыми туристическими прибамбасами и разваливающимися креплениями).

Этот тестовый выход занял у нас около 5 часов. Почувствовали снег, проверили экип (лыжи и одежду. Например, я не взял теплые перчатки и руки заморозил...). Первый мой выход в комплекте Юшман (куртка + штаны), который многие долго ждали от Сиверы. Надеюсь дождались все.

Пока улыбался на камеру, зубы заморозил. За спиной, вниз по склону, еще что-то видно. Вверх же не видно ничего...

Для меня было в новинку ходить в зимних условиях в одной "мягкой" куртке, без использования наружных "непромокашек" - стандартных мембранных штормовок. И надо сказать, что я просто доверился описанию, одел ее на комплект термобелья Вуйма и вышел из теплой квартиры в надвигающуюся заполярную пургу. По первому дню еще рано было делать выводы, но я не был продут ветром и при этом не испытывал мук холода или глобального потепления внутри костюма. Но мы все время двигались.

День 2 (22 февраля 2012).

Починив крепления на лыжах, собрались с вечера на ранний выход в Цирк Ганешина. Даже заказали такси. Такси застряло в сугробе около дома. Вытолкать не получилось. Заказали другое такси, до пансионата Тирвас. Это экономит около получаса - сорока минут пешего хода.

Отойдя от Тирваса 15 метров, у меня порвалась стропа на креплении, которую я вчера так старательно шил. Сразу подумалось: такси, крепление, 3 дня метели-снегопада (лавины). Мда... Леха сразу поддержал идею повернуть обратно. Решили идти на скалы над базой МГУ, я там не был, а Алексей сказал, что место достойное.

Скалы Юкспор. Вид с начала подъема по склону.

Вах-вах!!! Очень достойное.
Пока шли, обнаружили, что день будет солнечным. Да каким!
Тепло, ярко, а внизу пелена облака над суетой карьерной. Пока шли, обнаружили сугробы, в которых вязнут лыжи, а пешком по грудь. Камусов у меня нет, так что пришлось идти по грудь. Подъем мощный и далекий.

Пролезли единственную пробитую (спитами) трассу с нижней на онсайт. Еще 4 трассы с верхней на онсайт, и на одной я завис - жопа.
Трассы изумительные, верхние станции из старых спитов для верхней страховки уже готовы. Здесь занимаются альпинисты, вроде как скальная лаборатория (тренировочный полигон).

Леша на будущем маршруте "Квартира 2Б".

Особенностью дня стала трасса, свеженазванная "Ребром Жесткости". Я пролез эти ровные 30 метров с верхней страховкой с первой попытки, и такой эстетической, логичной и в то же время умеренно сложной линии я не видел очень давно. Ее можно пролезть тред, может и успею, но пробью болтами точно:( Иначе даже если пролезу тред, то следующий, кто это сделает, по предварительным оценкам приедет сюда лет через 28, а оболтованная она может привлечь прилично лазающих людей из тех альпинистов, что посещают Хибины.

Произошел наш своеобразный тест взаимодействия с Алексеем. Все отлично, и уровень лазания у него хороший, несмотря на то, что у него опыт только скалодромного драйтуллинга, но много горного и Хибинского опыта в загашнике.

Вечером в квартирку... Долго ругались с таксистом за каждую копейку. Лишь бы содрать побольше с приезжих, но что поделаешь.

Устали, завтра день отдыха. Мы присмотрели скалу над озером Большой Вудьявр, пойдем слегка прогуляемся, посмотрим, что там. Выглядит интересно. В инете и гайде информации по ней нет.

Та самая скала. Мы заметили ее в первый день, возвращаясь из облака назад в город. А она стояла ниже зоны облачности.

Сегодня моей дочке ровно месяц. Юбилей...

И вообще сегодня был незабываемый подарок погоды и обстоятельств!

День 3 (23 февраля 2012).

День отдыха. Утром спали до 10, тело ломит после вчерашнего лазания и тропежки снегов.

Созваниваемся с Максом Сотником из Белгорода, он мечтает полазать в Хибинах с инструментами, живет здесь уже второй месяц и часто бывает в этих местах, катает на лыжах и ходит на камусах в горку. В предыдущий день он сказал, что набрал 2500 метров высоты. Ого! Мы узнали друг о друге из сети и ни разу не виделись.

Макс

Мы встретились на озере у подножья горы (скалы) и пошли под начало стены. Снизу казалось, что она огромная, сблизи Леха сказал, что она длиной с веревку, как Красный камень в Крыму. Я подошел по уже крутому склону под самое начало, и она опять стала огромной и вертикальной. Ошибки быть не может - очень интересный объект для первопрохождений.

Причины:
1. Очень близкий подход из Кировска и района 25 километр. Не больше часа, а то и меньше (есть ли тропа, лыжня, или надо прокладывать).
2. Протяженность в 120-170 метров. Можно лазать даже в зимние дни, когда световой день короток и далекий подход и возвращение, как в классических цирках, делает восхождение чересчур дискомфортным (подходить надо почти в ночи, возвращаться тоже в темноте, ловить каждую светлую минутку). Здесь же все более по-человечески.
3. Отсутствие известных прохождений. Но мы еще выясняем.
4. Лавинная безопасность почти 100%
5. Во время низкой облачности можно лазать, скала часто открыта, в то время как в классических цирках - хоть глаз выколи.
6. Средний и сложный рельеф, никаких огородов, квинтессенция лазания. А это именно то, что нам нужно.

Итак, сделав рекогносцировку Бастиона Вудьявра, Макс предложил сходить в Скалистое ущелье. Здесь проводятся местные скалолазные соревнования, скалы очень красивые по его словам, до 40 метров и много щелей. Макс хотел их пробивать осенью, но не сложилось.

Природа, что встречалась нам по пути в таинственное ущелье.

Мы пошли, действительно оно того стоило, к тому же это один из немногих кусочков Хибин, где ни я ни Леха ни разу не были за свою богатую лыжно-туристическую жизнь в этих горах.

Мой пульсометр показывал уже 16 километров когда сел, хотелось бы еще и набор высоты суммарный узнать, но надо еще программы настроить. Решили, что до 20 км - день отдыха. Больше - аэробная тренировка. Думаю, будет до 20-ки:)

В общем здесь лазать зимнее лазание - можно пальчики облизать. Но видимо не в этот раз, времени и так мало. Получилось почувствовать себя первооткрывателем, несмотря на то, что здесь бывали тысячи людей. Тогда... первооткрывателем для драйтуллинга.

Этот день отдыха нас добил...

Решаем завтра лезть на нашу стену. Мы наметили 3-4 логичных нитки, полезем ту, которая выглядит средней сложности. Втроем. Мы размножаемся:)

Вечером, вместо желанного отдыха, точу ледовое снаряжение. Точнее, микстовое. В качестве инструментов у меня карбоновые Quantum Monster, необычные очень легкие штуки, которых нет даже на сайте Гривеля. По опыту работы с ними на скалах, самое главное преимущество их легковесности - руки не устают, пока долго ищешь над головой очередной мизер. Это очень существенная деталь, когда лазаешь много, но при этом не крутишь четверки на потолке в рафинированных зальных условиях.

Кошки - неубиваемая классика от Гривеля, G14, перекрученные на монозуб.

День 4 (24 февраля 2012).

Наконец-то день настоящего восхождения. Лезли втроем, встретились на краю озера в 10 утра. В это же самое время нашу стену и склон осветило солнышко. Нам подсказали классный прогноз на сайте yr.no и мы теперь довольно точно подстраиваем наши планы для выбора Клайминг Дэй.

Лазание превосходное. Настоящий микст. Лед заменяет замерзший мох, который составляет около 50 процентов всех зацепов на маршруте. При этом крутизна участка не имеет значения. Остальная половина - скалы.

Я лидировал, Алексей собирал точки, страховал меня и Макса, а Макс лез с большим молотком и выковыривал то, что не удалось Лехе. Лезли параллельно: меня страховали через стакан а Макса через Гри-гри, и мы не собирались на станциях втроем.

Ключевой участок - большой внутренний угол и выход через мерзлые покрытые коркой фирна скалы на вершину. Это замороженный пояс представлял собой 3-сантиметровый слой прилепленного твердого слежалого снега, где было очень сложно найти места под страховку. Если бы не та случайная дырка в грязи, куда я засунул маленький эксцентрик, было бы не просто страшно, а еще и опасно облезать последний карнизик слева, где не было нормальных ног.

Вид на район "25 км".

Солнце частично растопило эти слои снега, и нас всех засыпало мелкими ледышками и кусками оттаявшего фирна, а мелкая пыль потом таяла на солнце и впоследствии замерзала, покрывая коркой льда людей и снаряжение. Камы уже плохо сжимались, ими нужно было стучать по скале. А веревки на вершине стояли просто колом, как в старые добрые времена, когда это было нормой даже для новых канатов.

Что касается пуховки, то это очень легкая штука, все мои друзья удивляются, когда примеривают ее вес в руке. При этом настоящая большая теплая толстая куртка. Очень приятно, когда знаешь, что она лежит в рюкзаке за плечами и что на страховке ты будешь в тепле.

И на десерт откапывание последней станции в снегу. На плато выходить смысла нет - там пусто, а веревка сложная, кто-то может сорваться и с верхней. Через ледоруб не пострахуешь. Пришлось в 5 метрах от вершины заняться ракопками. В груде камней, то ли смерзшихся, то ли просто лежащих друг на друге, приютились 2 камалота и якорь, и даже мои ледовые инструменты пошли в дело как усиление станции. И еще обмотал веревкой большой выступ, т.к. петли уже кончились. Да, это Хибины, детка.

P.S. Новый маршрут "Вера", 135 метров, Бастион Вудьявра. Онсайт, без применения и.т.о.
Сложность? Кто бы знал... Наша традиционная классификация тут не подходит.

Жмем на фото, чтобы она увеличилась. А потом жмем зум.

День 5 (25 февраля 2012) "Экватор" нашей поездки.

Опять день отдыха. Собираем болты и идем на скалы Юкспор, что над базой МГУ.
Двух аккумуляторов хватит ровно на 22 дырки под шлямбура, что равно почти двум трассам.

Полностью готов маршрут "Ребро жесткости" (М6, но мы в этом нифига не разбираемся, а даем по словесному описанию...) 15 оттяжек, 30 метров.
В следующий раз добью "Щель надежности" - довольно приятная простая трасса с ярко выраженным ключем, немного не хватило заряда в АКБ.

Mixt devil

Пока я колотил, парни лазали. Макс попробовал с верхней Ребро (мы забыли оттяжек, чтобы лезть с нижней).

Макс на Ребре

День 6 (26 февраля 2012).

Сегодня день не так насыщен событиями, как предыдущие. Мы с Максом ходили на скалы Юкспора, чтобы добить оставшиеся трассы, фактически первые приличные трассы для лазания с нижней в Хибинских горах.

Теперь полностью готовы маршруты:
1. "Ребро жесткости", 30 метров.
2. "Квартира 2Б", 28 метров.
3. "Щель надежности", 26 метров.
4. Пробита станция на старом "спитовом" маршруте. Мы дали ему название "Old School", 15 метров примерно.

У нас осталось 6 шлямбуров (было 50). Если придем сюда лазать, добьем еще кое-что.
Леха ходил смотреть соседние скалы, говорит самый раз для новичков в режиме "скальной лаборатории".
Завтра по прогнозу солнечный день, идем на Бастион делать еще один первопроход, наверное по самой вертикальной, местами нависающей, гладкой части.

Уже во всю обсуждаем следующую поездку в эти края. Возьмем базовую палатку и поставим лагерь в цирке, или в Ганешина, или под Отколом, или под Поясами. Если будет снежно, забросимся снегоходом, с дровишками или какой-нибудь керосиновой печкой, или/и с генератором, чтобы был свет и другие блага цивилизации. И будем фигачить. Может это будет в ноябре, может уже следующей зимой-весной. Но лучше если соберемся бандой человек на 4-6. Это были мысли из февраля. Даты Winterclimbing Camp Pro и других мероприятий в Хибинах зимой уже анонсированы здесь.

День 7 (27 февраля 2012).

Сайт ур.но нас не подвел. Солнце, даже не верится, что мы лазаем в феврале. Я бывал тут и в начале февраля, и в начале марта, и в начале апреля. Но такой хорошей погоды на протяжении недели не припомню. Не сглазить бы.

Итак, наше освоение маленьких стен маленьких гор (Парралель с Панковским проектом "Большие стены маленьких гор") продолжается. Из трех мега-логичных маршрутов на Бастион Вудьявра мы теперь идем на самую гладкую, вертикальную, бесснежную стенку.

Первая веревка

Первая веревка оказалась сложнее, чем просто подлаз под начало сложностей. Но зато тут еще встречался мох, за который так хорошо цепляются клювы наших ледорубов. 30 метров. Станция на удобной полочке на двоих людей.

Вторая веревка - подвисающий лоб, издали гладкий и внушающий сметение в наших умах. На деле оказалось достаточно зацеп. После него шла снежная полка и еще одна стеночка. На большой полке удобная станция на 10 человек:) 45 метров.

На второй веревке

Третья веревка - фактически долаз. 30 метров. Отсюда можно уже уходить к вершинному кресту и идти домой, но мы решили атаковать вершинную башню, на которую смотрели уже столько дней, по более сложному маршруту. Я прогулялся под башней по снежной террасе (обложка поста), и выбрал приятную щель с карнизиком. Тут мы и провели оставшиеся световые часы, лазая в режиме тред-одноверевочного маршрута. Я "ступил", пытаясь продвинуться в параллельной гладкой щели, где никак было не пристоить инструменты, завис, и вылез через правый микрорельеф. Со второй попытки вылез чисто.

Старт верхнего питча: один молоток в подхват-откидку, другой в зубах.

Вот полезная штука: Grivel Double Spring. Резинка внутри трубчатой стропы. Удержит инструмент в случае падения, не путается со снаряжением. 2 муфтованных карабинчика на которых написано, что держат они около 700 кг. Такую же, но одинарную штуку использую для скального молотка.

Середина этой веревки

В целом весь новый маршрут мы назвали Headwall attack.
Очень рекомендуем!

P.S. Я начинаю любить эти странные железяки - эксцентрики. И еще сегодня вечером показывали зеленое северное сияние!!!

Фотография Валентина Жиганова

День 8 (28 февраля 2012).

"Типа день отдыха". Первый раз за 8 дней. Но все равно мы попали в гости к Алексу Кузмицкому у него на квартире в Кировске, а потом сходили на разведку "Щели" около городского склона.

Метров 10-14. Есть тред-ход по щели и 3 варианта сложных по мизерам под верхнюю. Есть еще скалка подальше, тоже тред-щель и красивый ход с верхней. Все подвисает.

Завтра лезем маршрут между "Верой" и "Хедвол Атак" - самый протяженный, но не самый крутой на нашей стеночке. Оторвемся за это положилово на нависании вершинной башни.

В планах на четверг, наш последний, 10-ый день в Хибинах, лазание с фотографом Сергеем Шестихиным. Его фотка, застуканного с девушкой в скотче, ниже.

День 9 (29 февраля 2012).

Високосный день. Погода по прогнозу - "Г". Так и оказалось. Около -12, ветер, влажность и снег. За ночь навалило около 7-10 см. пушистого свежака.

На старте

Мы лезем по центру Бастиона, между Верой и Хедвол Атак.
Самый длинный маршут из трех. Но нижняя часть простая, лежит больше чем другие. Нам в такую погоду - самый раз.

Фигачим быстро, лишь бы не замерзнуть. Но ветер вытягивает тепло быстрее. На станциях и посреди веревки отмахиваем руки, лезем уже в пуховках (предчувствуя такой поворот событий, взял любимый ультралегкий "Кебрик", 310 грамм), но зато проскакиваем до полки разделяющей стену и вершинную башню очень быстро.

На башне очень забористая веревка, приходится лезть около 6-8 метров над полкой без страховки по нависающей щели с помощью "домкратов" из инструментов. Пятый размер камалота оставили дома... На фотографии это место - верхняя "балда" со щелью.

Зато выход на плато - прямо у креста. Обвязываю вокруг кучи камней, фундамента креста, веревку - станция готова. Блокирую ее с парой больших камней неподалеку.

Макс на страховке

Леша вылезает последний, как космонавт с другой галактики.

Маршрут назвали "Високосный день". Около 170 метров протяженности.

Вот так лезешь, лезешь, а потом на вершине ларек с чипсами и какой-то бородатый дядька барыжит гексами:

Вечером вздремнули, так разморило после холодной стужи в домашнем тепле.

Потом взяли такси и поехали к Максу в Кировск смотреть видео о зимнем лазании в Бен Невисе (Шотландия). Наша цель - понять, как соотносятся картинки на видео с заявленой сложностью маршрутов. Оказалось, что закаленные нашими карельскими скалами и хибинским опытом мы уже могли трезво оценить, что ждало бы нас на этих маршрутах, если бы мы лезли их сами. В итоге - запутки и непонимание, а в чем там понт? Поэтому классифицировать наши маршруты по их системе мы не будем, пока сами там не полазаем. Чтобы не наводить сумбур.

Завтра на фотосессию.

День 10 (1 марта 2012).

Финальный день поездки. Вечером - в поезд.

Сегодня мы лазали в отвратительно влажной, снежной и серой погоде, грубо говоря - внутри облака, наползшего на город и окрестности. Руки безбожно мерзли, у фотографа Сергея пропал в тумане козырный бэкграунд в виде городских пятиэтажек и дымящих труб.

Макс на "Квартира 2Б".

Пролезли с нижней те трассы, что набили намедни. Понравилось! Но под солнышком, что грело скалу несколько дней до этого, снег растаял и потом сублимировался в лед, который занял объем всех трещин на маршрутах. Так что оказалось, что при таких условиях лазать было гораздо жестче.

Теперь могу сказать про Юшман больше, под конец-то поездки. Как в танке. Настолько хорошо защищает места контактов с окружающей средой (рукава, капюшон и пояс), что даже при активной двигательной деятельности эта герметичность сохраняется. Очень хорошая подвижность в плечевом поясе. Это важно когда руки то вверху, то сбоку, то снизу. Отличная сочетаемость с обвязкой. Нет "пузыря" над поясным обхватом. Лазал в диапазоне температур от -5 до -15, при ветре и высокой влажности тоже. Штаны - непродуваемые, очень эластичные, что подходит для всех этих высоких задираний ног и накатов, при этом стильный, почти строгий вид, а не броские альпинистские самосбросы.

Я на "Ребре жесткости" дотянулся с ключевых мизеров до хапалок.

Вот такое вот необычное приключение. Или обычное, но просто очень позитивное.

Обращаем внимание на сугробы.

ТОПО

Как найти скалы Юкспор:

Маршруты на Юкспоре:

Слева направо:
4 Олд Скул, 3 Щель надежности, 2 Квартира 2Б, 1 Ребро жесткости.

Помимо всего прочего, много полезных советов по технике Хибинизма напечатано в Журнале РИСК онсайт №55.

Выражаю большую признательность Grivel и Sivera:

Что мне нравится, так это то, что возможна обратная связь между теми, кто снаряжение тестит и теми, кто его производит.
Когда снаряжение работает хорошо, трудно придумать пути для его улучшений, но это возможно.