История узбекского альпинизма: начало

Пишет shiha, 29.10.2013 22:15

История узбекского альпинизма: начало (узбекистан)

В течение нескольких лет понемногу собираю скудную информацию об истории ульпинизма в Узбекистане - коплю газетные вырезки, собираю воспоминания альпинистов уходящей эпохи, фотографии и другие свидетельства того времени. В связи с прошедшим на выходных юбилеем отечественного альпинизма решил предоставить часть собранной мной информации вашему вниманию. Возможно, многим будет приятно прочитать знакомые фамилии или увидеть фото...

Эта публикация только первая часть из запланированной серии. Сразу же оговорюсь - на летопись не претендую. Основная цель - собрать как можно больше информации по этому вопросу. Буду очень благодарен, если кто поделится воспоминаниями об описываемом периоде. Более поздние года буду разбирать позже.

Итак:

Альпинизм – что это? Вид ли спорта, как считают многие, не вдумываясь в суть, или разновидность активного отдыха? Скорее всего и то, и другое, и еще много чего. Общей же целью всех этих типов человеческой активности является восхождение на горные вершины.

С точки зрения спорта суть альпинизма есть в преодолении специфических препятствий, созданных природой (погодные условия, высота, форма рельефа), в процессе подъема на вершину. Критериями оценки спортивных достижений во время соревнований по альпинизму являются высота вершины н.у.м., техническая сложность преодоленного маршрута, а также характер его рельефа и протяженность.

В общих чертах в истории альпинизма можно выделить основные этапы, ставшие в дальнейшем вехами, определившими тенденции развития этого вида спорта на многие годы вперед. В частности – условным днем рождения альпинизма принято считать 8.08.1786 – день покорения М-Г.Паккаром и Ж.Бальма высочайшей вершины в Альпах – Монблана. Наравне с этим существует множество свидетельств тому, что восхождения происходили и задолго до этого дня, но – видимо – не из спортивного интереса. Следующим знаковым моментом можно считать покорение того же Монблана женщиной – М.Паради в 1809 году. Люди стремились все выше, выше, и вот – в 1851 г был взят первый семитысячник – пик Шилла (7025 м.) в Индии. Вскоре после этого – в 1857 году в Лондоне организовывается Альпийский Клуб, в 1862 году – Австрийский Альпийский Союз, в 1863 – Горный Клуб в Швейцарии, в 1869 – Немецкий Альпийский Союз, в 1881 – Зальцбургский клуб «Edelweiss», а в 1900 году было основано Русское Горное Общество. Такой размах принес свои плоды и в 1924 году участники английской экспедиции достигли высоты 8530 м при попытке подняться на Эверест. В 1950 году силами двух участников французской экспедиции – М.Эрцога и Л.Ляшеналя — была достигнута вершина первого в истории альпинизма восьмитысячника – Аннапурны (8091 м), а уже всего через три года – в 1953 – высочайшая точка планеты – Эверест (8850) – была покорена Э.Хиллари и Н.Тенцингом. В течение следующих 11 лет были покорены все 14 восьмитысячников планеты и альпинисты стали ставить перед собой задачи посложнее. В 1978 году П.Хабелер и Р.Месснер взошли на Эверест без кислорода. В 1985 году все высшие точки семи континентов были покорены Р.Бассом. А уже к 1986 году Р.Месснер поставил новый рекорд – побывал на всех 14 восьмитысячников планеты.

Историю узбекского альпинизма можно начать отсчитывать с тех пор, когда еще и Узбекистана-то не было, а именно – с 1865 года, когда по некоторым данным состоялось первое зафиксированное восхождение на Большой Чимган (3309 м) – вершину в отрогах Чаткальского хребта.

Группа альпинистов на вершине Большого Чимгана

Серьезное географическое освоение района Чимгана было начато в 1886 году экспедицией В.Ф.Ошанина, проводившего в это время исследования горных районов бассейна Чирчика.

А.С.Уклонский с группой туристов из Ташкента в Чимгане (1910 г.)

В начале тридцатых годов двадцатого века в городе Чирчик под руководством И.К.Рубанова была создана группа любителей горных походов.

В 1933 году группа чирчикстроевцев под руководством В.И.Баженова совершила восхождение на Большой Чимган.

Позже в Чирчике была создана горная секция под руководством В.И.Баженова. Ими активно осваивались ущелья и долины рек Угам, Кок-су, Пскем, Куласья, а также район Большого Чимгана. В 1936 году 12 участников Чирчикской горной секции провели сложнейший поход Бричмулла – Алма-Ата и 11 сентября взошли на пик Комсомол в Казахстане. В составе участников группы были: М.Селезнев (руководитель), В.Баженов (его заместитель), В.Яковлев, М.Айрапетов, Я.Савельев, В.Хромцов, Ю.Селезнев, Л.Зизенков.

Участники похода 1936 года

Летом 1937 года в Чирчике впервые в республике был открыт клуб альпинистов Чирчикстроя и два его представителя были делегированы в команду ЦС ДСО «Старт» для восхождения на высшую точку Алтая – Белуху (4670 м).

Владимир Иосифович Рацек под пиком Ленина

Следующим важным моментом стоит считать 1948 год, когда В.И.Рацек создает в Ташкенте секцию альпинизма при ОДО. В этой секции выросли известные позднее узбекистанские спортсмены-альпинисты и исследователи, прославившие республику замечательными открытиями и исследовательскими работами. Достаточно упомянуть одного из сильнейших альпинистов-высотников пятидесятых годов — Эдуарда Нагела, председателя ГосКом СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды; члена-корреспондента Академии Наук СССР – Ю.Израэля; альпиниста высотника, гоеграфа, исследователя ледников Средней Азии и Антарктиды, человека, который прошел Полюс Недоступности – В.Ноздрюхина. И прочие спортсмены-альпинисты – чемпионы Союза, носящие звания мастеров спорта: Ю.Вотрин, П.Карпов, В.Ковалев, В.Нарышкин, А.Королев, В.Эльчибеков.

История узбекского альпинизма: начало (узбекистан)

В.Сац-Дмитрук, В.Эльчибеков и О.Глембоцкий.

В 1950 году В.И.Рацек возглавил группу армейцев ТуркВО, которые в количестве 12 человек взошли на пик Ленина (7134 м). Это было самое массовое высотное восхождение на тот момент.

Таким образом есть основания считать, что первое массовое восхождение узбекистанцев состоялось 11 сентября 1936 года (хотя, возможно, что еще в 1933 году), а первое массовое высотное восхождение узбекских альпинистов было в 1950 году.

Спасибо за внимание! Всех ветеранов альпинизма (и не только их) - с юбилеем!!!