На велосипеде по Балканам и не только

Пишет Alexanches, 23.11.2013 03:50

Так случилось, что один мой друг начисто провалил летний альпинистский сезон. Ну что ж, с кем не бывает?.. Для того чтобы спасти его репутацию и хоть как-то реабилитировать в глазах общественности было срочно необходимо эффектное спортивное мероприятие с претензией на экстрим...

Мы немного подумали и кое-что придумали. Местом проведения мероприятия были избраны Балканы (для достижения иллюзии экстрима было принято решение использовать тот факт, что у довольной большой части населения Европы страны бывшей Югославии до сих пор ассоциируются с вооруженными межэтническими конфликтами и высоким уровнем преступности). Также, в целях придания мероприятию спортивного вида мы оделись в велошмотки и взяли с собой велосипеды и велобаулы.

Старт велопробегу был дан в середине сентября, в замечательном городе Триест, на самом-самом востоке Италии, где мы сразу же заблудились. Выехать из жилой зоны оказалось непросто, но благодаря Игорю, проявившему в этом выезде недюжинные лингвистические способности, мы дорогу все же нашли и благополучно уехали в Словению.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Словения

В Словении сразу же стемнело, мы свернули с трассы в лес, распугали стадо диких оленей, поставили на поляне палатку и открыли коньяк.
День первый закончился.

На следующее утро мы встали пораньше, часов в одинадцать. Пересекли Истрию, въехали в Хорватию, посетили город Риека и заехали на остров Крк по автомобильному мосту. Повсюду туристы-пенсионеры, прохладная и спокойная вода в море, пейзажи как на открытках. Одним словом, никаким экстримом в Хорватии и не пахло. Нам это не подходило, и мы решили что условия необходимо ужесточить.

На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Остров Раб

Переправившись на остров Раб на пароме мы поставили палаточку на узком пляже, спускаться к которому пришлось по узкой крутой тропе, продираясь через кусты с велосипедом на плече. С удовольствием вкусив немного action’a, мы расположились на пляже, купались, пили вино, ели и поглядывали на какие-то смешные черные тучки, сползавшиеся со всех сторон. Расслабленность сыграла с нами злую шутку, ночью экстрим неожиданно продолжился, началась гроза, море разбушевалось до неприличия и к трем часам ночи мы проснулись от того, что палатку нашу снесло волной. Пришлось-таки переставить жилье подальше от воды.

Утром дрянная погода продолжилась, и мы стали валяться в сырой палатке и пить кофе. Где-то между третьим завтраком и первым полдником дождь прекратился, и небо начало проясняться. Вылезли из палатки, упаковали барахло и выползли назад на трассу.
Мы ехали по острову, делая короткие остановки с целью кражи ягод из располагавшихся по обеим сторонам дороги виноградников. Я даже пытался это делать не останавливаясь, прямо на ходу, но не очень успешно.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Без стыда и совести

Вновь два раза воспользовавшись паромом и проехав отрезок пути по континентальной части Хорватии мы очутились на острове Паг. Восточное побережье острова поразило своими почти космическими пейзажами с каменистой пустыней и практически полным отсутствием растительности. К счастью, западная часть его оказалась куда более приветливой. Тут был и знаменитый местный овечий сыр, и рыбная кухня, и местное вино.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)На пароме

Здесь была изобретена впоследствии многократно пригодившаяся техника потребления продукции в локальных винодельных хозяйствах. Зайдя в магазин, Игорь вначале бросал несколько фраз на сербохорватском, извлекая их из самолично составленного разговорника. Потом в разговор включался я. Через пару минут такой трескотни на чудной смеси хорватского, украинского и английского, мы все расслаблялись, расплывались в улыбках и чувствовали себя братьями, почти родными. И тут же Игорь отчетливо вопросительным тоном произносил английское слово «дегустейшн», после чего замолкал, глядя на хозяина в упор. Это чужеземное восклицание творило в частных винодельческих лавках чудеса, нам наливали все, всегда и везде.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Едем-катим

После острова Паг последовал курортный Задар и слабосоленое озеро «Vransko jezero». Здесь мы стали на ночлег. Хотя было еще рано, но уже намечался дождь и ехать дальше не хотелось. Заняться было нечем, от скуки я даже постирал вещи в озере, а сильнейший ветер сдул все потуги Игоря побросать спиннинг. После получаса занятия полнейшей ерундой на берегу он оборвал поводки и пришел к палатке, где мы опять начали есть и пить. Так закончился еще один день.

Прекрасно отдохнув, на следующий день мы резво атаковали хорватские асфальты и проехали более чем 100 км до города Трогир, что неподалеку от Сплита. Уже начинало темнеть, и мы порядком подустали, но как назло никаких мест под ночевку не попадалось. Наконец впереди замаячил какой-то пляжик, и было решено падать на нем. Я так обрадовался, что от неожиданности наехал на что-то в темноте и пробил колесо. Пляж оказался частный, но хозяин уговорил нас не стесняться и разрешил переночевать под его пальмами. А с утра он еще вышел в море и по возвращению угостил нас четырьмя кефалями. Пока хозяин бороздил морские дали на моторке и проверял свои сети, Игорь нырнул и оторвал от его пирса несколько мелких устриц к завтраку. День обещал быть чудесным!
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Кефаль

Запаковав почищенную рыбу, мы поехали в Сплит. Здесь мы посетили дворец Диоклетиана и продуктовый рынок. Дальнейший план предусматривал переезд на пароме на остров Хвар чтобы получить хотя бы пару дней автономного существования, дикий экстрим все-таки, ххахахаа!
Вдоволь назагоравшись на острове, мы прихватили у местных ракии и переправились назад на материк. Следующей нашей целью была Босния, а именно – парк «Хутово Блато». Заехав в эту страну, мы моментально будто очутились дома. Я стал тут же сравнивать пейзажи с дедовским селом в Харьковской области, а Игорю вспомнился родной Букрин. На озере мы опять попытались ловить рыбу, но и тут нас ждало полнейшее фиаско.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Босния - все как дома!

Расстроились и решили возвращаться назад в Хорватию. Но и на границе нас на этот раз ждали развлечения. Бдительный пограничник решил, что государство Украина, как представитель «третьего мира» не может иметь безвизового режима с такой высокоразвитой страной как Босния. Он отобрал у нас паспорта и пошел докладывать начальству о задержании нарушителей. Пока он дозванивался в Центр и прокручивал на кителе дырку для ордена, мы терпеливо ждали. Через некоторое время все выяснилось, но пограничник нам пересечь границу на его посту все равно не разрешил. Пришлось вернуться назад и заехать на другой пропускной пункт. Здесь в наши паспорта вообще никто даже не заглянул.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Перед задержанием на границе

Мы уехали в Дубровник. Старый город оказался великолепен, но чересчур населен туристами, даже в низкий сезон.
Чего нельзя было сказать о Черногории, куда мы въехали к вечеру. Тут было пустынно, грязновато и совершенно неприветливо. Единственной радостью оказалось большое количество крабов в море, некоторые из которых послужили нам ужином.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Черногорские пляжи

Решили в Черногории не задерживаться, а сесть в автобус и ехать прямиком в Подгорицу (он же Титоград). Пейзажи, увиденные из окон разбитой рейсовой маршрутки, совершенно не воодушевили. Какое-то хаотичное неконтролируемое строительство на побережье, дурацкие рекламы на русском языке и обилие русскоговорящих (и никакими другими языками не владеющих) туристов создавало иллюзию поездки из Алушты в Судак.

Прибыв в Подгорицу, мы подкрепились местными буреками (пирогами с мясом) и взяли курс на Албанию. Скоро подъехали к границе. Тут стоит упомянуть, что все хорваты и черногорцы, которым мы говорили, что собираемся в Албанию тут же морщились и нецензурно удивлялись. Многие уверяли нас, что если нас там сразу не зарежут, то позже обязательно ограбят. Молодой хозяин придорожного магазина, уже почти на границе, просто пожал плечами, грустно посмотрел мне в глаза и тихо произнес: «Кто знает, может ничего с вами и не случится».
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Первые метры по албанской земле

Как выяснилось, все это клевета! Албанцы оказались невероятно дружелюбными людьми, кухня – вкусной и дешевой, пейзажи – красивыми, дороги – отличными, Тирана – великолепной! Всем рекомендую и сам обязательно еще поеду!
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)В Тиране

Немного иначе оказалось в Приштине. Косовские албанцы уже привыкли к иностранцам и с ними не сюсюкаются. Здесь все как в других балканских станах – заплатил, получил, отошел. Окончательно запутавшись в том кто есть ху, мы поехали в Скопье. Там все должно было быть ясно, славяне все-таки. И так и оказалось. В этой стране после отделения и нескольких вооруженных конфликтов ничего не поменялось за исключением появления нескольких гротескных памятников в центре города.
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)В Приштине

Насладившись ночевкой в хостеле и за завтраком выслушав от хозяина очередную лекцию, начинавшуюся словами «А вот при Тито…», мы поняли, что программу "экс-Югославия" выполнили, и нам захотелось назад в Евросоюз. Благо, ближайшая страна победившего европеизма – Болгария, была недалеко. Кручение педалей уже не вдохновляло, к тому же полил дождь. Посему, загрузили все в автобус «Скопье – София» и двинули на восток.

В Софии мы провели два чудных дня, скитаясь по храмам, паркам, вокзалам, кабакам и цыганским гетто (а таковых в Болгарии много). Путешествие шло к логическому концу, но спокойно убраться восвояси так и не получилось. Игорь не нашел вовремя аэропорт в Софии и в итоге не смог увезти весь инвентарь назад в Киев, а я опоздал на поезд в Белград и провел ночь безуспешно догоняя его на такси, но это уже совсем другая история… Скажу только что я был весьма удивлен когда узнал что в Болгарии надо было перевести время на один час вперед.

А велосипед мой так и остался на парковке в аэропорту Софии. Кому надо – берите! Дарю!

Все приведенные выше описания являются отражениями моего субъективного восприятия и с реальным положением вещей в перечисленных государствах ничего общего не имеют.

Искренне Ваши,
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Саня Садовский и Игорь Клочан

За снарягу спасибо:
На велосипеде по Балканам и не только (Путешествия, велотуризм, словения, болгария, македония, хорватия, черногория, босния, албания, косово, сербия)Экипировочный центр "Эверест" - Киев