25 лет

Пишет miraks, 19.09.2014 17:50

В 89 г. группой Новосибирского университета был пройден маршрут 6 к.с в районе Центрального Памира под руководством Юдина В.А..В идею похода было положено прохождение трех памирских семитысячников в одном маршруте.в задаче-максимум- три траверса-Корженевской.Коммунизма и Ленина.

Состав группы
1.Юдин Владимир Алексеевич-Мс СССР, чемпион СССР 1981 г.(рук.В.Соколенко) Даллее по тексту В.А.
2.Науменко Сергей Евгеньевич –врач,6 г.у, пик Корженевской,
3.Мешков Олег-6 г.у
4.Стас Вибе-завхоз 6 гу.
5. Михаил Подыминогин -6 г.гу
6. Нечаев Сергей- 6 гу
7.Миронов Сергей-5 гу,
Опыт и регалии указаны на момент начала похода.
Команда практически полностью сформирована из членов секции НГУ, прошла весь путь от новичков до участия в чемпионате СССР. Организатором и тренером секции был и является В.А.Юдин, человек-стратег .определяющий путь развития горного туризма в нашем городе. За все время подготовил более 20 мастеров спорта. Секция во многом держится именно на его организаторском таланте. а название НГУ в горном туризме является брендом ,Без ложной скромности, это один из самых сильных коллективов России. недаром воспитанники до сих пор занимают достойные места в чемпионатах России.
Руководителем в тот период времени В.А был жестким , ответственность была большая, достаточно большой риск- необстрелянные на большой высоте и такой маршрут. По опыту ,конечно он был намного нас выше, один маршрут 81 года под руководством легендарного Вильяма Соколенко чего стоит ( кстати, первый чемпионат СССР)Маршрут назван уникальным по новизне и сложности из 13 перевалов-12 первопроходов, включая «Австрийское ребро»-самый сложный маршрут на пик Ленина.(5 Б)
Концепцию похода он выразил так- я не хочу быть чемпионом среди инвалидов.
С.Е.Науменко- профессиональный доктор, кмн (тогда), единственный ,кроме руководителя имел высотный опыт. человек философичный и невозмутимый.
Олег Мешков- спортивный лидер. хороший лыжник. организовывал спортивную предпоходную подготовку. Основа –жесткий темповой бег.
Стас Вибе- завхоз, очень деловой и энергичный человек .В то время обеспечить доставание продуктов-целая наука в хитросплетениях соц.реализма.
Миша Подыминогин-крепкий участник с хорошим опытом.
Серега Нечаев-участник 6-ки 88 года, по итогам .которой хотя команду и сняли с чемпионата. тем не менее –заметили.
И я С.Миронов. не имевший ни особых регалий. ни высотного опыта(максимум Чимтарга(5700) в теплых Фанских горах правда, имелось огромное желание. Москва мою кандидатуру не пропустила, однако В.А. спросил- пойдешь- ответ был однозначным. так я и попал в команду.
В основном команда наша была набора 84 года, по возрасту мы были более-менее ровесниками (руководитель и С.Е.Науменко постарше конечно) Примерно в те годы ВА и решил сделать ставку на собственный коллектив .выращенный у себя и под себя и отказаться от « варягов». Росли мы в то время очень быстро-осенью пришел в секцию, летом уже пошел в 4-ку.,на след года уже в 5-ку.при чем летние 5-ки обычно проходили на Памире и были достаточно сложными и длинными. Памир-это все-таки расстояния и масштабы.
Пристрелочным было участие в чемпионате в 88 году, но тогда команду сняли с Чемпионата СССР (был такой окмментарий-«Некоторые походы,хотя и представляют собой заметные достижения в спортивном плане,имели обьективно опасные участки,прохождение которых признано ГСК неоправданным риском.Этим командам,вне зависимости от спортивных результатов(количества набранных баллов) присуждены последние места в своем классе походов)-Ветер Странствий №25), но внимание привлекла.
Поэтому .когда в 89 году стало известным о возможности прохождения 7-ков,ВА был морально к этому готов. и команда была, молодые. дерзкие. Был конечно, риск, еще не совсем обкатанные, но достаточно схоженные.
А готовиться начали с октября .
Корженева.
Белькандоу, Шапак- все описано .да и неинтресно,один нк, второй 3а. Места там конечно красивые, в советское время там турбазы были-люди ходили в плановые походы.
Началось все когда пришли на Фортамбек и пошли смотреть наш путь через «канализацию»-узкий проход в конгломератных скалах-и по этому проходу река течет –непонятно как идти-то. Ну да утро вечера мудренее. утром река спала и пошли мы в сумерках еще, стены висят ,камни в конгломерате- не очень комфортно, но зато идется бодряком.
(Перед Курай-Шапаком немного провалился в трещину и упал на ребро- занятный эффект, пока работаешь на маршруте оно не болело. стоило устроить полудневку- ходил полусогнутым.)
Выбрались на ледник-сходили на акклиматизацию и пошли и на гору. Как пошли так погода и испортилась, снега выпало много. Даже тропили местами без рюкзаков- одни тропят. вторые подтаскивают мешки. Перед горой ночевали близ вершины, ночью ветерок задувал, утром часа полтора кошку не мог найти, заровняло ее снегом. На вершину поднялись мин за 40,ветер хлещет, даже задерживаться не стали, сразу вниз ломанулись с вершины спустились метров на 100-150-остановились дух перевести- Науменко полез в рюкзак за чем-то. а ВА говорит. мужики-не уроните ничего.и так совпадает, что новенькая пуховка улетает в неизвестность. Пылкая тирада Сергея Егеньевича ,неправ ты ВА, зачем под руку говоришь?
Чуть ниже встретили парней из Сведловска- они отбирались в сборную профсоюзов на Южную стену Лхоцзе-недоуменный вопрос-вы откуда?-мы думали первые вышли.А ниже их уже паровоз, клиенты МАЛа и гидами. среди которых шел и Глеб Соколов.
Народа на ночевках 6300 было много-пообедали-поболтиали, полюбовались на буржуйские палатки. . Ночевали на спуске.ниже грота на 5500 .уже можно было не торопиться.
В МАЛе нас встретили земляки В.И. Прокопенко, С.Охонин, А.Плотников, Г.Князев. Отдали нам заброску. немного подкармливали. Мужики очень бодрые-мастера спорта, только на Коммунизм сходили. С Андреем и Геной позже в 95 весной на Победу ходили.
На поляне просидели дня 4.немного пересидели даже.а продуктов у нас в обрез-выход был один-ходили в гости,благо экспедиций было много, вся поляна была в палатках, сколько раз потом там был-такого количества народа не было даже рядом.
Погода стояла неустойчивая. поэтому несколько раз нам делали предложение может вам уже и хватит .Но желание еще было, хотя думалось и про разные варианты-может просто восхождение. вместо траверса-проще все-таки. Отговаривали нас достаточно активно. но безуспешно. решимость руководителя- была определяющей.
Миша Подыминогин отказался от дальнейшего продолжения. У него не все хорошо было с самочувствием ,я думаю он поступил правильно.
Коммунизм
В общем, просидев дня четыре на поляне Москвина пошли мы на Коммунизм, здесь-то я и понял. как хорошо заниматься альпинизмом- идут с легкими рюкзаками ,плюс сроки еще не сильно жмут. можно с утра поспать. глядишь. кто то протропит. Короче, только на подходе на груди где-то на 5800 нас догнали гиды и вышли вперед.
На плато еще один день просидели, не видно ничего-все сидят. После вынужденной дневки пошли вперед, только вышли гиды начали доктора спрашивать-СЕ пошел помощь буржуину оказывать. Клиент Серегу в кошках в палатку не пустил-стало понятно выживет.
На 6500 пообедали в компании Балыбердина и питерского гида-они вели клиентов на гору. Весной он по приглашению отца Олега Мешкова (МС по альпинизму. снежный барс Игорь Николаевич Мешков)посещал Академгородок и выступал в Доме ученых. Здесь попили вместе чаю, запомнился мне только один его вопрос-почему туристы так неэстетично выглядят(про нас было сказано-вы-то ничего)а вот наши питерские. на вертолетах прилетают- вроде деньги есть, а выглядят как бомжи(позднее в одном из интервью –он высоко отозвался о нашей команде, что мол таких можно и в Гималаи брать.
К слову сказать, мы туда потом и попадали.
)Ночевали на Душанбе.
На следующий день, вышли только мы и сделали попытку прорваться, но уж больно сильный ветер был. поэтому отступили обратно.
а дальше прекрасная погода и прошли мы траверс Коммунизма и на 7200 заночевали. В.А. правда.был против этой ночевки-ему казалось .что на 6900 будет удобнее, но мы настояли коллективно на этом месте.
После Коммунизма спустились на плато Правды и по гребню пика России на ледник России.
На леднике Россия-был занятный случай. уперлись в трещину метра 3,5 ,а обхода нет. Пришлось прыгать с инструментами ,прыгнул самый спрртсмен Олег Мешков.(хотя за пару дней до этого он сказал, у меня здоровье тренированное-оно кончается-справедливости ради, стоит заметить. что внешне окончание здоровья никак не проявилось)Вообще, нижняя чсть ледопада России, довольна опасна. пару раз только успевали проскочить. зашел за угол. а за спиной обвал. Поэтому шли почти бегом .не расхолаживаясь.
В конце концов, достигли мы ГМС Федченко-где нас должна ожидать заброска. на третью часть(пик ленина).Приходим .а ее нет. попытались поговорить с гмс-овцами. по поводу продуктов-предложен вариант-вы таскаете дрова с вертолетки. а мы что сможем вам дадим. Но на дрова нас хватило. где-то полчаса. что ли? ,хотя сначала, вроде как бодро побежали все. Акклиматизация есть ,а сил нету.
Делать нечего, через Кашал-Аяк и домой. На последнем перевале –произошел характерный случай. Один из участников поскользнулся и немного прокатился-мне показалось все достаточно безобидно, но по башке мы получили от руковода по полной-нельзя расслабляться на спуске- мы еще не дома. короче 0-если хотим до шлема добраться-не пить .не курить .не расслабляться(своровал цитату)
Уже в Ванче стало ясно, почему мы остались без продуктов-в группе .которая должна была принести заброску в лавине погиб участник.
Характерный момент-за весь маршрут мы не выпили ни грамма алкоголя- только на последней ночевке на РГО, перед самым выходом, немного приложились-все-таки у нас был литр спирта, который мы протаскали через две большие горы.
Где-то помнится то ли в душанбе что ли?-взвесились,каждый потерял примерно по 10 кг. а руководитель 12 =-вот она мера ответственности.
.Весной после подведения итогов Чемпионата, нам было присудили первое место в чемпионате СССР. Да и банкета тоже не было, не обмывали медали :))
Да. кстати, все кто продолжает ходить в горы. а это кроме Стаса и Миши остальные стали мастерами спорта .Трое стали докторами наук и профессорами.
И самое трагичное для читателей- не фотографирую и не очень интересуюсь фото. Поэтому если хотите-смотрите отчет)
А на следующий год было еще интереснее.

Спасибо, Сергей Петрович! :)

Ага,тебя и втою команду с успешным прохождением маршрута.фотки клевые.Революция просто обалденно выглядит с 26 комиссарами

Сергей Петрович, а давайте рассказ об этом походе на собрании секции в НГУ сделаем? Молодежь должна знать ориентир!

К Владимиру Алексеевичу :))

А вообще, подумать надо. В принципе мероприятие получилось в некотором отношении знаковое, после этих лет не помню никаких запретов, все уже достаточно свободно шло, по крайней мере с точки зрения свободы выбора маршрутов и прохождения.
Счас соберусь еще про 90 на ваяю, писать не умею, думаю даже устно проще было бы излагать- печатное слово, как цензор:))

Сергей Петрович, Вы не совсем правы. На семитысячники туристов выпускали и раньше. В 1980 моей команде не хватило высотного опыта и на Ленина не пустили, но пик Дзержинского (6713 м.) разрешили. В 1981 меня выпустили на траверсы пика Абалакова-ПФП-пик Хохлова-пик Коммунизма, а Колю Волкова на траверс Орджоникидзе-Пионерская правда-Известия-Хохлова и траверс Корженевской. Правда в тот трагичный год, нам этого сделать не удалось. Наш маршрут закончился траверсом Абалакова, а группа Коли Волкова закончила первым траверсом. В 1984 сборную команду МАИ-МГУ выпустили на Коммунизма через Душанбе и маршрут мы прошли. В 1988 пустили на Корженеву и траверс Коммунизма по маршруту: подъём по Бородкину-ПФП-седло Хохлова-Коммунизма-спуск по ребру Абалакова на Бивачный, и маршрут мы прошли. А в 1989 вместо заявленных траверсов Хан-Тенгри с севера на юг (через западное седло на восточное) и Победы с Дикого на Чон-Терен, из-за погоды нам пришлось ограничиться только восхождениями на обе вершины. Наверное, у Вас просто недостаточно информации.

Орг. Частью занимался юдин, поэтому информация есть такая- он вполне определенно говорил об этом- спрошу у него,если что, то никого в заблуждение вводить не хотел. Знаю только , что в 84 и по- моему в 86 он ходил на корженеву и коммунизм подпольная, хотя мог бы вроде и вы пуститься.
Поэтому, если неправ- извините

А осталась хоть какая-нибудь информация по вашему траверсу Абалакова?

Хоть Никита и пишет, что его на 7К пускали всегда, но мне кажется, что именно после нашего маршрута 88 г. и других стали пускать, и сняли ограничения дурацкие вроде запрета выхода на вершины, но с разрешением выхода на "панорамные пункты", превышающие перевал не более, чем на 300 м. Это ограничение повлекло появление перевала 7200 и панорамного пункта 7495 неподалеку от него...
Кстати, тот маршрут (88г МАИ Степанов, Фомичев) даже в деталях похож на Ваш: насколько я помню, мы должны были спускаться через п. Россия, но появился демон-искуситель Божуков, пообещавший "с той стороны Коммунизма" забрать нас и вертолетом забросить на Ачикташ. Вертолет, однако, не прилетел, и вместо 3-го 7000 за сезон мы получили приятную прогулку без продуктов на ГМС Федченко и спуск через Кашал-Аяк.

PS как буднично открылась одна из главных тайн риска... "МС, Барс, Чемпион" вдруг представился. Очень приятно.

Могу сказать, что не один я такой:))главное интрига.
В другом месте( на риске) прочитал , что выпускались - таки на обзорные точки ипрочее, все- таки не на пик коммунизма или корженевской ,что поделаешь времена такие были. Зато с 89 не было уже этих проблем.

Да, ваш поход тогда прогремел, помню. Один из самых сложных высотных маршрутов в истории горного туризма.

Мощно. Прочитал вслух жене. Просит продолжения)))

Постараюсь

Спасибо!
Ждем продолжения.
f42
f10a (1)
фото из вашего отчета

Ага, я самый мелкий справа на коммунизме.еще Стоят справа налево мешков Олег , Сергей нечаев .сидят справа налево- юдин, вибе

Вот этот отчет, по-видимому.

Оно и есть.

Посмотрел этот замечательный отчёт и подумал, что Вы наверное единственный неофициальный чемпион СССР.

Все может быть-но это неважно