Сварог "По Центру Большого Карниза". Описание маршрута

Пишет Костя Маркевич, 31.10.2014 11:14

04_Line 02_03_50127_S1_006

Как, вероятно, многие знают С 6 по 14 августа наша команда (Маркевич Константин, Скотников Дмитрий, Каликин Вадим и Дубровин Владислав) прошла непройденную северную стену п. Сварог (4960) по центру 15-и метрового карниза.
Сложность маршрута 6Б (1500 м, А3+)
- Перепад высот маршрута (ледник - вершина) - 1250 м
- Протяженность маршрута (бергшрунд - вершина) - 1500 м
- Протяженность основной стенной части (R9 – R29) - 700 м
- Протяженность участков 5 -6 к.сл - 650 м
- Средняя крутизна маршрута (бергшрунд - гребень) - 75⁰
- Средняя крутизна стенной части (R9 – R29) - 84⁰
- Средняя крутизна участка R12 – R29 - 87⁰

Полную версию отчета можно посмотреть по ссылке
Фотоальбом в Контакте
Скоро появится рассказ и ролик о восхождении, а пока есть Сюжет Новосибирского телевидения

Ниже краткое описание района и маршрута.

Краткий обзор района


Три основных района Туркестанского хребта: Каравшин, Аксу и Сабах - располагаются по соседству друг c другом и достижимы из одной точки - поселка Узгуруш. Каравшин самый восточный район и с лошадьми до него 2,5 дня. Подход из Узгуруша, а не из Воруха, хорош тем, что проходит через перевалы с красивыми видами и совмещает акклиматизацию. До базового лагеря в Аксу прямая дорога около 20 км. занимает 5-6 часов. Сабах (ущ. Ашат) - самый западный, путь к нему проходит сначала по магистральному ущелью Ляйляк (Ляйле-Мазар), а затем по ущелью. Ашат, с ишаками 12-15 часов (полтора дня) до БЛ у ледника, это в два раза дальше чем до Аксу, около 40 км. Иногда из-за весенних паводков может смыть мост через Ляйляк в его нижнем течении. Поэтому есть альтернативный вариант заброски через ущелье Аксу и далее через перевалы «Урям» 3770 (на схеме отмечен, как «Дальний») и «Ашат» 4200 (на схеме отмечен, как «Парус») ведущие в верхнюю террасу Ашатского ущелья. Мы забрасывались в район через перевалы «Урям» и «Ашат» 2.5 дня с ишаками.
К основным вершинам района относятся четыре вершины Ашатской стены п.Сабах (5300), п.Сварог (4960), п.Арго (4750), Диоскуры (4700) а также п. Парус с тремя вершинами – Западной (4850), Восточной (4800) и Главной (5053). Высоты вершин Ашатской стены требуют уточнения. Так, например, п. 4700 явно выше соседней вершины – п.4750… Ниже Паруса по правой и левой стороне ущ. Ашат находится множество известняковых вершин (Эврика, Прометей, Ашат и другие)
п. Сабах(5300). На главную вершину района было совершено пять успешных восхождений: четыре по северной стене (Плотников 1985 г 6А, Башкиров 1985 г 6А, Мошников 1986 г 6А и Васильев 2013 г 6Б) и одно восхождение в рамках траверса Ашатской стены (Петров 1990 г 6А). С. стена Сабаха самая протяженная в районе - около 25-30 веревок.
п.Сварог (4960) Северная стена Сварога наиболее отвесная в районе, перепад бергшрунд - вершина больше 1000 м., в левой части стены огромный карниз, о котором еще в начале 90 х ходили легенды. До нашего восхождения стена оставалась непройденной, в 1990 году Владимир Башкиров с командой пытались пройти ее, они шли тем же маршрутом, что и мы и дошли до основания карниза, так же была попытка команды Красноярских альпинистов зимой 2014 г. Больше попыток на стене не было. Высота пика на картах и в старых отчетах - 4810 м, по нашему высотомеру - 4960 м.
п.Арго (4750) По северной стене п. Арго проходит два маршрута: (Петрова 1989 г «по бастиону в правой части С. Стены» 6А и маршрут Кошеленко 2013 г по левой части стены «Алкорот» 5Б). Стена после подошвы очень отвесна, в верхней части много расщелин, залитых льдом. Центральная часть стены остается непройденной.
Диоскуры (4700) Замыкают Ашатскую стену на востоке Диоскуры (Поллукс - восточная и Кастор – западная), Высота пика по картам 4700, но он, явно, выше соседнего Арго. По расщелинам и кулуарам С. стены имеется лишь один маршрут - начало траверса Петрова 1990 г. 6А. Основная стена остается непройденной.
п.Парус Восточный (4800) На п.Парус В из ущелья Урям проложено четыре маршрута: Шорохов С «по северному гребню с перемычки» 4Б (первовосхождение) Корсуна «по С.гр.» 1990 г 4А (вероятно повтор маршрута Шорохова), Митюхина «по бастиону СВ стены» 1989 г 5Б, Загирняк «по правой ч. СВ стены» 1990 6А, а так же маршрут Итальянской команды 90х годов.
п.Парус Главный (5053) На Парус Гл существует один маршрут: Московец.Е «по южному ребру». 4А. СЗ стена остается непройденной.
п.Парус Западный (4850) На Парус З проложено четыре маршрута: Королев.А «по лопате С ст» 5Б, Егорова «по ЮЗ ребру» 1989 5Б, Кошеленко «по ЮЮЗ контрфорсу» 2008 5А и маршрут Красноярской команды «по лопате С ст» 2014 5Б (возможно, это повтор или вариант маршрута Королева). СВ стена – одна из наиболее монолитных в районе с перепадом около 900 м и крайне бедным рельефом остается непройденной.
На п.Ашат, Эврика, Прометей проложено довольно много маршрутов от 2Б до 5А к.тр.
В Сaбахе можно осуществить еще около 20-30 интересных первопрохождений высших категорий трудности, в то же время есть возможности для прохождения новых менее сложных маршрутов или повторения и классификации тех, что были сделаны в 80-90е годы и не классифицированы. Возможны как чисто скальные, так и комбинированные и ледовые маршруты протяженностью от нескольких веревок до 25-30. Есть варианты для зимних первопрохождений.
схема района
схема района

Более подробная информация о районе в статьях Юрия Кошеленко
Интервью журналу Риск о Сабахе и Ашате
Обзор района Сабах для любителей энтропии
Сабах 2013. Аргонавты, новая линия на Сабах и назвался парусом - Будь Им

01_50127_S1_032-33
Ашатская стена с вершины п.Сочи. Справа налево п.Сабах, п.Сварог, п.Арго, Диоскуры
02_dsc_0024-dsc_0028
Ашатская стена. п.Сварог и п.Сабах. Фото Георгия Сальникова
03_Line 01_7816
п.Сварог с ниткой маршрута. Фото Ю.Кошеленко со склонов п.Парус
04_Line 02_03_50127_S1_006
п.Сварог с ниткой маршрута. Фото из штурмового лагеря под стеной
05_Line 03_P1080206
п.Сварог с ниткой маршрута. Фото из-под стены
06
Вид на стену со склонов П.Сабах
07_IMG_1922-1930
Фото стены из штурмового лагеря с ниткой маршрута. Синим показан путь спуска
08_dsc_0015-dsc_0023
Основная стенная часть. Фото Георгия Сальникова
09
15-и метровый карниз в центральной части стены


Краткое описание маршрута


Низ маршрута – ледовый склон средней крутизны, по нему до разрушенного скального пояса из сланцевых пород (R0-R4). В обход разрушенных скал по косой снежно – ледовой полке со скальными выходами и далее по кулуару вверх и вправо до гребня (R4-R7). По гребню вверх до основания основной стенной части (R7-R9), здесь первый лагерь (в платформах на R9). По стене траверсом влево под карнизом в обход плит и далее вверх по пятерочным скалам до снежного поля (R9-R12). Через снежное поле до стены, далее по системе внутренних углов и косых полок вправо и вверх в направлении камина (R12-R15), здесь второй лагерь (в платформах на R15). По отколам, затем по внутреннему углу – камину вверх до плиты, по плите вверх и чуть влево до основания карниза (R15-R18). Начиная с основания карниза на R18 и до станции R25 по стене проходит тонкая слегка наклоненная вправо трещина, наш маршрут проходит по ней. (см крупное фото основной стенной части и фото участков). Однако, на карнизе и далее во внутреннем углу она полностью глухая, и забить или заложить в нее что-либо невозможно, хотя, глядя снизу на карниз до последнего момента кажется, что это не так… Для прохождения карниза было забито 22 спита! (Вынос карниза около 15 метров). Нависающий внутренний угол после карниза проходится по правой и левой граням, а начиная с R20 маршрут идется по щели. Иногда она переходит в небольшой внутренний угол с левой гранью до 70 см, которая постепенно сходит на нет. на участке R23-R24 трещина пропадает, а ко второй половине участка R24-R25 немного ложится и становится достаточно широкой. На фото №31,32,33 хорошо виден характер рельефа. Большинство трещин на участке глухие или совсем неглубокие. Для прохождения и страховки в основном используются якоря, многие из них удается забить только самыми кончиками, хорошо идут микро топорики, иногда мелкие френды, иногда приходится делать переходы на скайхуках… В целом много ненадежных точек, все станции приходится оборудовать спитами. Крутизна стены на участке R20-R25 от 80 до 95 градусов в среднем около 90. От R25 чуть вверх, дальше траверсом влево по полке под карнизом в обход плит до ледового кулуара выводящего на гребень. По гребню до вершины.


Описание маршрута по участкам


R0-R1 Снежный склон до 45 град. Бергшрунд. [Станция R1 над бергшрундом на 3 ледобурах]
R1-R2 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R2 на 3 ледобурах]
R2-R3 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R3 на 3 ледобурах]
R3-R4 Ледовый склон 50 м 60 град IV [ 6 ледобуров. Станция R4 на 3 ледобурах]
R4-R5 От станции вправо вверх по льду 15 метров 60 град, потом по скальной обледенелой полке 15 метров 60 град V к.с. выход на косую ледовую полку. Дальше по ней 20 метров до станции на льду.
R5-R6 Забирая правее в сторону провала в контрфорсе сначала по льду 65 град. 15 метров, потом по разрушенным скалам 35 метров 60 град IV выход к началу кулуара, выводящего на контрфорс. Всего 50 метров.
R6-R7 По ледовому 60 град IV. кулуару подъем до контрфорса 30 метров. Станция на камне. Хорошая площадка для палатки.
R7-R8 По крутым разрушенным крупноблочным скалам прямо над полкой 10м 80⁰ V далее по гребню (разрушенные скальные ступени) 40 м 50 град.
R8-R9 По снежно – ледовому гребню 60 метров 60 град подъем под скальную плиту, далее 5 метров влево – 2 шлямбура под платформы.
R9-R10 Траверс влево под карнизом по плите 17 м 70 град VI, затем через небольшой карниз выход на плиту, по плите влево и вверх ИТО на скайхуках 5 м (А3), далее лазанием через еще один карниз из больших разрушенных блоков (VI+) выход на косую снежную полку, по полке влево и вверх. Всего 40 м. Станция на полке
R10-R11 По ребру вверх и чуть вправо. Скалы сильно заснежены и залиты льдом. Лазание V+ и ИТО А1+ (на якорях и фифах) всего 50 м 80 град
R11-R12 По сильно заснеженным разрушенным скалам до большого снежного поля. 45 м 70 град IV+-V. Станция перед выходом на снежник.
R12-R13 По снежнику с выходами скал до стены 20-25 м 45 град III. Вверх и влево по стене по системе трещин под карниз 90 град, 20 м, VI+ А2-А3 (скайхуки, микро топорики). Станция в залитом льдом внутреннем углу под карнизом.
R13-R14 10 метров по залитому льдом углу 85 град VI, до выполаживания на полке. Косая снежно - ледовая полка вправо вверх (страховка на стене) 65⁰ + наклон самой полки 65⁰ . Далее траверс 20 метров, по ледовой полке и вверх 10 метров до станции в разрушенном внутреннем углу. Станция на переходе с полки на полку. Всего 45 метров V-V+.
R14-R15 Из внутреннего угла (5 метров) выход на косую снежную полку (страховка на скале). Наклонная полка то же что и предыдущий участок 25 м V. Станция – 2 шлямбура под платформы в основании скального внутреннего угла. Эта веревка сложнее предыдущей.
R15-R16 15 м VI по отколам до небольшого карниза. Далее по плите влево вверх, по внутреннему углу 15м до маленькой полки перед основанием большего внутреннего угла -камина (на ней крюк команды Башкирова.). По нему вверх 15м VI до откола на левой стороне угла. Станция во внутреннем углу. Всего 30 метров 85 град
R16-R17 VI A1 По внутреннему углу - камину 20м 90 град до выхода на большую полку, перед выходом на полку – карниз. На полке есть снег и возможна организация ночевки для штурмовой палатки. По полке вправо 7 м. Забит старый шлямбур.
R17-R18 Абсолютно гладкая плита 25м 80 град. Командой Башкирова пробита шлямбурная дорожка (около 20 шлямбуров, в которые не заходят большинство современных карабинов. Нужны ирбиса или стоппера). С полки 2 метра лазанием, далее ИТО по шлямбурам, сверху 2 перехода на дырочных скайхуках. Станция в основании карниза. От станции вверх забито еще 2 старых шлямбура, на верхнем дюльферная петля.
R18-R19 От станции полтора метра траверс влево, далее вверх по карнизу 6 метров 120 град и 15 метров по потолку 170 град А2.
R19-R20 Нависающий монолитный внутренний угол. От станции 2 метра вверх по левой стороне угла, далее по правой стороне 13 метров 95 град А3+ (скайхуки, микро топорики), затем переход на левую сторону угла к системе трещин, по ней 10 метров 100 град А2 (ИТО на якорях). На выходе из угла карниз, проходится на френдах. Всего 25 метров Станция сразу за карнизом на небольшой полочке. [Швеллер, 4 скайхука, 4 микро топорика, 2 спита, 8 якорей, 4 френда. Станция R20 на спите и 2 френдах]
R20-R21 От станции вверх по плите. 15 метров по трещине под средние и мелкие френды 80-85 град А1-А2 до полочки, после полочки трещина становится глухой, по ней еще 10 метров 85-90 град А2+ . Проходится в основном на якорях, правда большую часть удается забить только самыми кончиками, иногда идут мелкие френды. Всего 25 метров Станция на небольшом уступчике
R21-R22 Сразу от станции трещина переходит в небольшой внутренний угол, проходится по левой грани угла до полки (сам угол глухой) 12-15 метров 95 градусов (за счет наклона левой грани угла вправо, сама стена около 85-90 градусов) А2 (якоря, микро топорики, скайхуки). На полке есть снег , возможна организация сидячей ночевки. После полки угол переходит в трещину, по трещине 35 метров 95 градусов А2-А3. В основном трещина глухая, идется на ненадежных якорях, микро топориках, иногда удается заложить мелкие френды.
R22-R23 По трещине чуть меньше 25 метров 85 градусов А2. Трещина становится лучше, чем на предыдущих участках, хорошо идут якоря и мелкие френды. Станция перед выходом на плиту см фото №33
R23-R24 От станции еще 2 метра по щели до выхода на плиту, по плите влево вверх, на скайхуках (дырочных и рельефных) до отколов. По отколам (тонкие отслаивающиеся пласты породы) вверх и чуть вправо к левой части карниза ИТО на якорях забитых параллельно стене и скайхуках А3+. Всего по плите 20 метров 85-90 град. Под карнизом вверх и вправо, затем траверсом вправо до конца карниза ИТО А2 на френдах и швеллерах, затем вверх по разрушенному внутреннему углу 5м 90 град на полку, станция на полке. Всего около 30 метров.
R24-R25 С полки влево вверх по трещине 3 метра 80 град, затем траверсом вправо по плите к трещине (1 переход на швеллере и 1 на скайхуке) по трещине вверх до основания карниза 35 метров 95-70 град А2-А1. Станция под карнизом Всего 40 метров. Хорошо идут средние и большие френды
(В начале участка можно не уходить траверсом вправо, а идти влево по большому отколу лазанием см фото 34(2), до карниза, после карниза по полочке 2 метра влево до трещины, выводящей на станцию R26. Скорее всего, этот вариант будет более логичным)
R25-R26 От станции вверх по карнизу (якоря и френды) 12 м 90 град под нависание, затем траверс влево 13м , чуть вверх, до полки (перед полкой переход через широкую трещину, около метра, залитую льдом), по полке 2 метра влево до большого камня- откола. VI+ ИТО A2
R26-R27 Маятником иди приспустившись ниже через откол на снежно-ледовую полку, по полке влево через серию небольших кулуаров и траверсов до разрушенных скальных плит к началу большого кулуара (видно гребень). 20 м III. Станция в скальной плите
R27-R28 По серии микстовых скальных плит сначала влево, затем по ледовой полке вправо до начала ледовой речки. Микст, натечный лед 25 м 80 град V. Станция на скале справа от речки.
R28-R29 По ледовой речке, придерживаясь правых скал выход на фирновую полку, уходящую влево. Пересекая полку вверх до выхода на гребень. Выход через скальный пояс 2 метра. Выход на гребень слева от большой скалы – жандарма «уши». 50м 85⁰ V. Станция на гребне
R29-R30 Обходя жандарм слева, выходим на южную сторону горы. Двигаясь по осыпным полкам и пересекая 2 скальных кулуара, выходящих на гребень, доходим до начала снежного кулуара. 150 метров II Движение одновременное. По кулуару пешком поднимаемся примерно 30 метров, до удобного прогала в скале слева. По прогалу, через серию небольших полок и стенок по крупноблочной сыпухе выходим на гребень, 80 метров IV. Станция на валуне перед 15 метровым снежным склоном, выводящим на ребро. Далее по ребру и снежным полкам выходим на вершину (150 м, II) Вершина – снежное плато с большими скальными выступами. Контрольный тур – сломанный френд с банкой от фотопленки в скале слева (Первая скала после выхода на вершину.). Всего около 400 метров.

Спуск с маршрута


Начало спуска правее выхода на гребень (см крупное фото стены с ниткой маршрута). Мы планировали спуститься напрямую до R24 за несколько дюльферов, от R24 до платформ на R15 все станции были оборудованы для спуска, а с R22 до R15 оставались провешенные перила. Из-за полного отсутствия видимости, на первых двух дюльферах мы ошибочно забрали правее, однако на третьем дюльфере очень большим маятником нам все же удалось выйти на R24 (первой оборудованной для спуска станции). Дальше спуск до R15 по пути подъема. Мы рекомендуем оставлять провешенные для спуска перила на участках R20-R17’ т.к. из-за очень сильного нависания и огромного выноса карниза может быть весьма затруднительно достать до стены на спуске… Спуск от R15 до R9 напрямую по плитам 4 дюльфера. От R9 спуск по льду до ледника на самовывертах и одна станция на якорях в разрушенных скалах. При прохождении разрушенного сланцевого скального пояса следует быть очень аккуратным, т.к. это очень(!) камнеопасный участок. Имеет смысл собраться всей командой под защитой скал и только после этого продолжать спуск.
Все спусковые станции собраны минимум на двух точках, одна из которых шлямбур или спит. (3 станции от гребня до R24, R24, R22, R21, R19, R17’, R15, 3 станции между R15 и R9, R9)

Профиль
фото_01
Траверс на участке R9-R10
фото_02_01
фото_02_02
Первый лагерь R9
фото_03
Вид на стену с R12
фото_04
R12-R13
фото_05
Станция R14
фото_06
R14-R15
фото_07
R15-R16
фото_08
фото_09
фото_10
R16-R17
фото_11
Начало обработки карниза R18-R19
фото_12
фото_13
Плита R17-R18 и карниз R18-R19
фото_14
фото_15
фото_16
фото_17
фото_18
фото_19
фото_20
Обработка карниза
фото_21_01
фото_21_02
GOPR0164 copy
Под карнизом
фото_23
Вид с R19 на карниз
фото_24
фото_25
Снимаем оттяжки и уши спитов после прохождения карниза
фото_26
Работа на карнизе
фото_27
Вид вниз с кромки карниза
фото_28
фото_29
Внутренний угол на R19-R20
фото_30
Вид с R20 вниз
фото_31
Вид на стену с R21
фото_32
R22-R23
фото_33
R23-R24
фото_34_2
Начало участка R24-R25
фото_35
Траверс на R26-R27
фото_36
R27-R28
фото_37
На гребне
06_50127_S1_0030
06_50127_S1_0031
фото_38
На спуске
фото_39_01
фото_39_02
В штурмовом лагере перед восхождением и в день спуска

126


Комментарии:
3
Браво!

4
На всякий случай дополню схему района. Отмеченный перевал с Ашата на Урям называется Шутка, отмеченный перевал с Ашата на Кырк-Булак - Солнечный, отмеченный перевал между правыми притоками Кырк-Булака (к западу от пика Сабах) - Сабах Западный.

2
И еще на той же схеме давно гуляющая ошибка во взаиморасположении ледников Ашат и Урям. Урям заходит далеко за восточную часть Ашатской стены.

4
Аааа!!! Действительно браво!
Что стена, что фото, что парни - круть!!!

5
Вот настоящее избранное. Настоящая золотая страница альпинизма России.
И отличная статья, с такими фотографиями, обзором района.
Спасибо!

7
Фотки карниза просто улёт! :)

5
красиво все очень!

5
Ну парни молодцы!. Так всё разложили по полочкам с помощью фотографий, что и текстовых описаний не надо. . Настоящая энциклопедия!. Особенно по прохождению карниза!

3
Классное восхождение и обалденный фотоотчет!!!

6
Great Roof на ЭльКапе отдыхает!

1
1958?

4
С горой!

5
классные фотки!

5
Антигравитация!
Фантастический маршрут и отчет!

9
Если бы по итогам года Риск проводил конкурс на самый интересный, полезный и высокопрофессиональный пост . то этот отчёт несомненный кандидат на 1 место!

3
МОЛОДЦЫ !!!
До сих пор не могу перевести дух!
Ночью, во сне - стопроцентно буду рядом с ВАМИ на стене :-) - так продралО-О-О!!!
Фантастика!

2
Кремни!
Чем снимали?

3
Снимали много чем: пленочный carl zeiss, canon 450d, gopro 1,2,3

9
Некоторые фото достойны журнала Climbing )

12
Восхождение года! Красиво, нетривиально и, что очень важно- бюджетно! Мужики показали, как можно делать Большие дела за Скромные деньги. Прекрасный пример для подражания!

2
Отлично! Красавцы!

3
Вдохновляете! Искренний респект!

3
молча встаю и снимаю каску..

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru