Пишет Zhigalov Aleksandr, 03.11.2014 11:32

Республика Хакасия расположена на юге Сибири: на севере и востоке граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тывой, на западе – с Кемеровской областью. Столица – г. Абакан. Хакасия находится в Минусинской межгорной котловине: северо-восток – восток – Восточный Саян; юг - юго-запад – Западный Саян; запад – Кузнецкий Алатау.
поселок Черемушки

Расстояние до Москвы – около 4200 км, до г. Красноярска – около 500 км.

Хотя республика находится преимущественно в степной зоне, скальных выходов много. По составу пород скалы достаточно разнообразные: метаморфизованный песчаник, мрамор, гранит, известняк.
Хакасия, Мраморка, Альпинизм

Освоенных скал не так много: в черте города Абакана находится скалодром Самохвал – прибрежный скальный массив на берегу р. Енисей, составленный слоеной метаморфизованной осадочной толщей, в основе которой – песчаник с прослойками известняков. Высота до 30 метров. Скалы достаточно разрушенные, имеют нависания, карнизы.
Скалодром Компашка находится в 16 км от Абакана, доступен для подъезда на транспорте. Находится на берегу р.Енисей. Осваивается достаточно давно альпинистами, туристами и скалолазами г. Минусинска и Абакана. Высота скал достигает 25-30 метров, состав породы – очень крепкий метаморфизованный песчаник.
В г.Абаза есть скала Челпан, высота 100-150 м, состав гранит – сиенит. В пору расцвета альпинизма в Хакасии были попытки освоения этой скалы. Однако, в самой Абазе никогда не было серьезного объединения любителей гор и скалолазания, чтобы превратить эту гору в тренировочный полигон. Расстояние до Абакана около 200 км.
Хакасия, Мраморка, Альпинизм
Мраморные скалы (Мраморка) находятся в 20 км от г.Саяногорска (автотрасса на Саяно-Шушенскую ГЭС), рядом с дорогой. Это прибрежный выход разрабатываемого месторождения мрамора (Кибик-Кордонское).Хакасия, Мраморка, Альпинизм
Высота пригодных для лазания скал – около 180-200 м. В 90-е годы альпинисты г. Саяногорска регулярно проводили соревнования по скалолазанию уровня города с приглашением лазающих альпинистов из других городов Хакасии. В том же районе (г. Саяногорск, п. Майна и п. Черемушки) примерно в 5-7 км от автодороги есть монолитные гребневые выходы гранитных скал высотой до 10-12 м. Раньше там тоже проводились межсекционные соревнования саяногорских и абаканских альпинистов.

Про Мраморку мне хотелось бы рассказать подробнее.
В настоящее время небольшой круг ребят из соседних городов занимаются освоением Мраморки, как объекта для скалолазания и своего отдыха. Они пробивают скалолазные маршруты под нижнюю стаховку, также чистят трассы под верхнюю страховку.
Хакасия, Мраморка, Альпинизм
Находясь в прошлом году в Крыму, я понял, что наша Мраморка очень похожа на «Малые горы». А в этом году, на «Соколе», там же в Крыму мои догадки по схожести стен полностью подтвердились! Сразу после чемпионатов захотелось по приезду в Красноярск мчаться домой к родителям, на мою «Малую родину» чтобы сделать там очередной тренировочный альпинистский маршрут.
Итак, предлагаю вам посетить Сибирский уголок с Крымским отголоском! Ближайший район данного типа породы для Красноярского края, Хакасии.
В 2009г мы с Илюхой Николаенко наткнулись на старую шлямбурную дорожку, уходящую вверх по зеркалу. Пролезли 30м, и поняли что на то время нам это было не под силу. Дорожка идет 1,5 веревки и заканчивается шлямбуром с карабином. Спросили сторожил этих мест, нам сказали, была попытка пробить зеркало до верху, но так и не завершилась. В прошлом году, 15 ноября, мы с ребятами завершили начатый альпинистский маршрут «Пешеходный переход», 5Б к.сл. (по меркам г.Сокол,Судак)

Маршрут «Пешеходный переход» 5Б, Жигалов А.В., Шевченко Г.С., Фролов Е.П., Красноярск-Черемушки – 2013г Хакасия, Мраморка, Альпинизм
От г.Саяногорска на автобусах, идущих по маршрутам 2, 2а - 20 км в сторону пгт. Черемушки, остановка «Форелевое хозяйство». От остановки 300 метров пешком, в сторону Саяногорска по главной дороге, затем поворот налево на второстепенную дорогу. Подход под стену, на большую поляну. Тут можно оставить лишние вещи, развести костер. Имеется стол со скамейками и костровище. До берега р.Енисей около 200 м.
От поляны по тропе вдоль стены, в направлении Саяногорска. Затем тропа кончается, через заросли и бурелом подход под маршрут. Начало по кушерям, слева на 5 м от большого внутреннего угла, в 10 м от земли начинаются старые шлямбура.
R0-R1 30м. Полки с травой, кушеря, простое лазанье. Стенка со старыми самодельными алюминиевыми шлямбурами, перестежка. Затем шлямбурные дорожки раздваиваются, идти по правой. Три шлямбура и с последнего ржавого стального шлямбура вверх по трещине через полки на фифах, страховка якоря. Станция на травянистой полке на двух шлямбурах, сблокированных куском основной веревки, рядом есть еще два старых алюминиевых шлямбура. (10м, III, 55°; 20м IV- V, 60°).
R1-R2 45м. От станции шаг под карниз, слева над карнизом забит лепесток в гудящий откол. С него переход на старые стальные шлямбура с большим ухом, в которое входит два карабина. Осторожнее со шлямбурами, некоторые забиты не до конца, но все же держат. Выход на травянистую полочку, можно собрать промежуточную станцию на 3-х стационарно забитых скальных крючьях и одном шлямбуре, в который входят только карабины типа «Ирбис». Затем крутая стенка со старыми шлямбурами, некоторые выглядят весьма ненадежно, но на прохождение держат. Перестежка. Шлямбура заканчиваются, несколько шагов вверх слегка влево на фифах, якорях. Стенка выполаживается, переходит в серию наклонных полок, плит. По полочкам вправо вверх. Хорошо видны трещины под якоря. Затем 2 шага на скайхуках (дырки 10мм), Вправо через травяные полки выход к станции на новых шлямбурах «Венто», сблокированных опрессованным тросом. Слева от станции на стене висит дорожный знак «Пешеходный переход». (20м, VI, А0, 70°; 15м, VI, 80°, А1; 5м, VI, 85°, А2; 7 м, V- VI, 65°,А3)
R2-R3 40м. От станции траверс вправо вверх на скайхуках во внутренний угол, по углу на якорях, забит старый скальный крюк. После крюка выход из угла вправо, шаг на скайхуке, на наклонные полочки с травой. Затем на фифах по полочкам, щелям сначала вправо, затем общее направление вверх влево на карниз, точки ненадежные. Затем на маленькой стеночке шаг на рельефе под карниз. Под карнизом имеется хорошая щель под камалот BD - 0,75, затем слева от карниза по отколу на маленьких камалотах BD - 0,50, 0,25 вверх вправо под внутренний вертикальный угол с травой. По внутреннему углу к стенке. От стенки траверс вправо около 10м, серия полок и «бараньих лбов», можно пройти лазанием, либо ИТО на скайхуках. Точки страховки плохие. Станция справа, на контрофорсе, полочка, два шлямбура, сблокированные тросом. (15 м, VI, 85°,А3; 15 м, VI, 80°,А2; 10 м, V, 65°)
R3-R4 45м. От станции вертикально вверх по внутреннему углу, затем по стенке вправо вверх 2 шага на скайхуках к новому шлямбуру «Венто». От шлямбура по старым скальным крючьям вверх слегка вправо. По внутренним углам вверх на фифах, якорях, точки ненадежные, местами встречаются дырки под скайхуки 10 мм. После чередование полок и стенок, очень скудный рельеф. Выход на полку с разваленными глыбами. С большой глыбы вверх на якорях, 5 м на полочку, с полочки влево вверх, дырка под скайхук, и на фифах выход на большую полку. С нее по стенке вправо вверх лазаньем 5 м , выход на полку еще больше, с деревом, на нем петля, станция ( 20 м, VI, 80°, А2-А3; 25 м, V, 65°)
R4-R5 15м. От дерева вправо вверх, по кушерям к другому, более большому дереву. На нем тоже есть петля. Вершина здесь. (15м, III, 35°)
Спуск по пути подъема. Двух веревок по 50 м хватает, чтобы спускаться от станции до станции. Наиболее быстрый, безопасный и логичный спуск.
Фото маршрута "Пешеходный переход":Хакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, Альпинизм

В этом году, 30 октября пролезли альпинистский маршрут «По грядкам справа от зуба», 5Б к.сл. (по меркам г.Сокол,Судак)

Маршрут «По грядкам справа от зуба» 5Б, Жигалов А.В., Фролов Е.П., Иванов Т.П. Красноярск-Черемушки – 2014гХакасия, Мраморка, Альпинизм
От поляны по тропе вдоль стены, в направлении Саяногорска. Затем тропа кончается, через заросли и бурелом подход под маршрут. Начало по травяным полкам, в направление большого белого разрушенного карниза, основание зуба.
R0-R1 40м. Чередование полок с травой и небольших стеночек, простое лазанье. Затем выход на полку и переход в заросший внутренний угол. Для страховки идут камалоты BD № 3,4. Угол продолжается, переходит в стенку, выход на полку через большой куст акации. Влево по полке, станция на контрофорсе на двух шлямбурах, сблокированных куском веревки, с карабином для дюлфера. (20м, III, 45°; 20м IV- , 60°).
R1-R2 40м. От станции в вверх право за ребро, по кочкам травы выход на полку под большой белый потек, вытекающий из-под карниза. Тут есть старый скальный крюк. По травяной полке траверс вправо 7м, переход во внутренний угол. Вверх по углу, через полочки 8 м, встречается старые крючья. По полочке переход вправо в наклонный угол с травяной полкой. По углу влево вверх, рельеф очень разрушенный, много кочек и живых камней, перед станцией 3 м вертикальной стенки с живыми камнями, напряженное ИТО, лазание. Станция справа от угла на шлямбурах, сблокированных репшнуром. (15м, III-IV, 40°; 10м, V+, 70°, А1; 12м, V+, 70°, А2; 3 м, VI, 80°,А3)
R2-R3 45м. От станции влево вверх по полкам под большой карниз. Обход карниза справа, аккуратно, на стене много гудящих плит. Над карнизом стенка с хорошими трещинами под якоря и фифы, встречаются старые крючья. По старому железу вверх, затем стенка переходит в наклонные полки, влево вверх, выход на контрофорс на вершину «зуба». Тут большая полка станция на двух шлямбурах, сблокированных веревкой, есть скальный крюк. (10 м, VI, 75°,А2; 15 м, V, 65°; 20 м, IV, 45°)

R3-R4 30м. От станции вверх через стеночку 2 м на полку. По полке к основанию стены. Начинать слева от контрофорса в 2-х м по тонкой трещине на фифах и якорях вертикально вверх 15 м. Затем чередование стенок с заросшими травой полками, общее направление влево вверх. Выход на полочку, тут станция на двух шлямбурах сблокированных куском веревки. (15 м, VI, 80°, А2; 15 м, V+, 70°)
R4-R5 45м. Вверх во внутренний угол, по щели на маленьких камалотах 7м. Затем угол нависает разваленными блоками. Тут маятник на камалоте влево около 2х м, выход на дырки под скайхуки (6мм).2 шага на скайхуках к новому шлямбуру «Венто». От шлямбура слегка вправо и вертикально вверх около 10-ти метров по тонкой трещине в белой породе мрамора, есть титановый крюк с петлей. Затем по нависающему внутреннему углу с разрушенными участками вверх, ИТО на фифах, якорях и камалотах, местами нужны камалоты BD № 3,4. Затем угол наклона уменьшается, порода становится более монолитной. Выход по наклонным плитам за перегиб. Станция справа на плите на двух шлямбурах, сблокированных куском веревки. (10 м, VI, 75°, А1; 15 м, VI, 80°,А2-А3; 10м, VI, 85°, А3, 10м, VI, 60°, А1).
Спуск по пути подъема. Двух веревок по 45 м хватает, чтобы спускаться от станции до станции. Наиболее быстрый, безопасный и логичный спуск.
Фото маршрута "По грядкам справа от зуба":Хакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, АльпинизмХакасия, Мраморка, Альпинизм

Хочется сказать, что данные маршруты специфические. Рельеф на стене тоже очень особенный. Ценителям лазанья с надежными точками могут резко не понравится. Кроме того много зарослей травы, кочек, кустов, "живых" плит и камней. Страховка исключительно на якорях, и редко на камалотах. Много скайхучных дырок. Хакасия, Мраморка, Альпинизм

Правила хорошего тона: - Процитирую своего друга Васю Терехина http://www.risk.ru/blog/203270
Друзья напоминаю, что на Мраморке действуют «правила хорошего тона» точно такие, как и в других "малых горах", например в Крыму. Т.е. после того как маршрут пройден, в него запрещается вносить какие либо изменения (шлямбура, дырочные скайхуки и т.д.). Если участок маршрута пройден свободным лазаниьм, а под ИТО рельефа нет, то уж либо лезьте, либо извиняйте. Если кидать молоток, то кидать, а не долбить дырочную дорогу. Спасибо за понимание!

Подробней о нас можно узнать в группе ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/mramorka

Информация о скальных и горных районах Хакасии взята от Председателя Региональной молодежной общественной организации «Федерации альпинизма и скалолазания Республики Хакасия» Сергея Крайтора.