Фотоотчет по памирскому походу. Часть 3.

Пишет SRomanenkov, 11.11.2014 01:00

Фотоотчет по памирскому походу. Часть 3. (Горный туризм, пик Сомони, пик коммунизма, турклуб маи, ледник федченко, ледник бивачный, ГМС Федченко, ребро Абалакова, перевал Горбунова)
Третья часть фотовпечатлений по летнему памирскому походу команды турклуба МАИ.

Отдохнув в гостеприимном МАЛе вышли на пик Коммунизма. Провожавший нас начальник лагеря Алишер, в шутку предложил выдать группе сертификаты за восхождение, ведь спускаться нам на другую сторону горы. В планах подъем по маршруту Бородкина и спуск по Абалакову на юг.

Пики Хохлова и Коммунизма
Тень над пиком Четырех (6230)
В лагере узнали о том, что Бадахшан снова открыт. В турфирме заказали пропуска и попросили встретить группу в Ванче. Теперь можно было выходить из района не через непредсказуемый Киргизоб, а через спокойные, как нам казалось, ледники Бивачный и Федченко.
Подъем на пик Коммунизма по классике технически не сложен. На ребре Бородкина есть несколько крутых участков, но там провешены перила. Основная сложность попасть в погоду. Наш график был составлен так, чтоб к ее плановому ухудшению успеть подняться на Памирское фирновое плато и там пересидеть.

Выход на ребро Бородкина
Нижняя часть маршрута Бородкина напоминает снежно-ледовую эстакаду, выводящую на ребро. Это самое опасное место подъема, так как стандартный путь проходит под ледовыми сбросами. Возможности для маневра не много, в рюкзаках продукты на 12 дней восхождения и выхода из района, особо не побегаешь.
Погода испортилась раньше, чем предсказывал интернет. Уже с обеда первого дня восхождения облака опустились в долину, пошел снежок. Заночевали на стоянках 5300.

Утро после снегопада
Снегопад с восходом прекратился, но видимости нет. Здесь, на ребре, нам ловить не чего, вышли наверх. Тропу замело, она под снегом. Поднимались в прямом смысле наощупь. Тропежка по колено, шаг в сторону – проваливаешься глубже. Перила видны только на участках льда.
пик Хохлова (6685)
Не спеша пробиваясь наверх, вышли к небольшим сбросам. Куда двигаться дальше - не понятно. Пока перекусывали, сверху спустилось 3 человека, показав нам местоположение перил и оставив после себя траншею в снегу.

Сбросы в верхней части ребра Бородкина
После подъема на ледовую ступеньку пересекли снежный склон и начали забирать налево, пытаясь выйти на седловину в восточном гребне “грудей” и перевалить на плато.

Снега очень много. Тропящий постоянно проваливается по пояс. Распустили лавинные шнуры, видимость слабая. Второй раз засомневавшись в выборе пути удачно встретили спускающихся людей. По следам вышли на седловину, а затем, ориентируясь по навигатору, спустились на плато. На ночевку встали рядом с палаткой новосибирцев, которые планировали спускаться на следующий день. В преддверии серьёзной непогоды все уходят с горы.

Лагерь на ПФП
Пережидая непогоду, следующие 2 дня провели на Памирском фирновом плато. Зная прогноз, мы заранее планировали отсидку.
Погода нормализовалась. За последние дни выпало и намело много снега. В лагере одели снегоступы. Без них выйти на гребень пика Душанбе шансов не много. На горе никого, все группы ушли вниз. Поземка быстро заметает наши следы.

Пересекаем плато
пики Ленинград (6507) и Абалакова (6446)
Панорама ПФП с гребня пика Душанбе
Тропили, поочередно меняясь. После выхода на гребень Душанбе идти стало чуть легче. Места скопления снега часто удавалось обойти по фирну или скалам. В 15 часов вышли на площадки 6600. На пик Душанбе решили сегодня не идти и ночевать здесь. Рюкзаки тяжелые, снега много, смысла выматываться перед вершиной не было. Тише едешь – дальше будешь.
пики Корженевской - Хохлова
пики Москва (6785) и 30 летия Сов. государства (6447)
За несколько переходов вышли на пик Душанбе. На гребне задуло. Открылись потрясающие виды. Как на ладони плато Правды, Дарвазский хребет, пик Россия, Грузинский кулуар.

Снега на пути к пику Коммунизма
Вышли к вершине. Подъем идет по длинному снежному склону в обход скальной вершинной башни. Участками проваливались по пояс. В таких местах первый тропил без рюкзака, потом возвращался и догонял группу. Снега на склонах много, но он в нормальном состоянии, лавинная опасность низкая.
пик Корженевской (7105)
Стремясь по минимуму набирать высоту с вещами, решили выходить не на классическую седловину в гребне, а на седловину восточнее, сразу к началу ребра Абалакова. Эта седловина носит название - перевал Горбунова (3Б*, 7380) и впервые была пройдена насквозь в 1988 году группой туристов МАИ под руководством Никиты Степанова и Сергея Фомичева.

На фоне Дарвазского хребта
Панорама на юг с перевала Горбунова. Правее центра кадра пики Революции и 26 Бакинских комиссаров
Последние метры перед выходом на гребень дались группе тяжело. Зато какое облегчение испытали наконец сбросив рюкзаки. Дальнейший подъем налегке. Перевалив через вершину в гребне вышли на классический маршрут подъема. Здесь еще сохранились выбитые в фирне следы предыдущих восходителей.

Вершина
Пик Ленина на горизонте
На вершине пика Коммунизма хорошо. Под ногами камушки, просторно, цветочки разве что не растут. Ощущения как в горах Урала, внизу горки да сопки.
Спустившись к вещам на седловину, начали спуск по, в верхней части снежно-ледовому, ребру Абалакова. Стараясь до вечера максимально сбросить высоту.
Начало спуска по ребру Абалакова
Сбросив порядка 350 метров по вертикали, мы с Ваней, идя последними, увидели, что первые 2 связки влезли в ледовые разрывы на ребре. Нам удалось обойти их выше по склону. Таким образом, обогнав группу, примерно на высоте 7000 метров мы уперлись в большую трещину, требующую навески перил через хлипкий мост. Уйти от группы вперед мы не могли, а ребята все еще копались в верхнем берге. Решили ночевать.

На заднем плане пики Фиккера - Революции - 26 Бакинских комиссаров
Стена пика Известий
В лагере у меня и у Миши сильная отдышка, из легких идет пена. Начался отек. Ложишься в спальнике, через 15 минут в легких булькает. Садишься, откашливаешься, все хорошо. Подышали парами спирта, укололись дексаметазоном, съели антибиотики. Через пару часов отпустило, удалось поспать. На следующее утро самочувствие хорошее. Выйдя из лагеря, я первым ушел вешать перила.

Утром группа немного заторможена, все-таки вторая ночевка на 7000. Но самочувствие у всех отличное. Продолжили спуск по ребру, перед скалами попав в неприятное переплетение трещин и бергов.
Перед скальными сбросами, на высоте 6400, остановились на обед. На скалах висят веревки прошлых экспедиций. Рядом с синтетикой старые пеньковые веревки-канаты, оставшиеся с восхождения команды Евгения Абалакова в 1933 году.

Вершина Коммунизма с юга
Начало скального участка ребра
После восхождения, на 40й день маршрута, чувствуется усталость. Вдоль первых веревок спустились пешком и лазанием, затем начали вешать перила. Ребро не очень крутое, но встречаются отвесные стенки. Не прочная плохая порода, летят камни.
пики Комакадемии (6419) и ОГПУ (6028)
К вечеру темп упал. Стало понятно, что до выполаживания ребра на высоте 5400 засветло не успеваем. Идею ночного спуска по разрушенным скалам сразу отмели. Решили ночевать на скальной полке на высоте 5900 м. Площадку очистили от льда и выровняли отдельными камнями. Заночевали в спальниках без палатки, пристегнувшись к перилам. Плохо работающие горелки не разжигали. Готовили на печке. Вместе с мусором отлично горит тут же срезанная со скал синтетика.

пик Гармо (6602)
На утро продолжили спуск. Дюльфернув еще с 3х скальных жандармов вышли к выполаживанию.

Дальнейший путь спуска идет через ледопад, над которым висят огромные ледовые сбросы. В результате крупного обвала льда с этих сбросов в 1971 году погибли участники воронежской команды. С ребра на ледник повесили 3 перильных веревки и быстро ушли дальше вниз, вскоре оказавшись в безопасном месте.

Ребро Абалакова (справа)
в. 6002
После спуска с пика Коммунизма мы настраивались на быстрый обзорный выход по памирским ледникам. Даже ища проход среди кальгаспор и прыгая через трещины в верховьях ледника Ошанина, мы не знали, что это все цветочки и самое интересное ждет впереди.

ледник Ошанина
Сераки ледника Ошанина. На заднем плане пик Коммунизма
Количество и величина трещин постепенно увеличились. Идти по леднику стало невозможным. Уйдя в правый ранклюфт попали в страшные ледово-каменные котлы. Из которых выбрались на большую боковую морену ледника. Пробежав по морене переход, уперлись в осыпные прижимы.

Каменно-ледовые дебри ледника Ошанина
Ребро Абалакова
По леднику пути нет, там ледопад и хаос сераков. Траверсировав склон, продолжили движение по правому ранклюфту. Участки скалолазания чередовались дюльферами по конгломерату и ледолазанием. Началось настоящее путешествие. Решили, что старое название ледника Ошанина – Сталина гораздо больше подходит его суровому характеру.

Обходим разрывы ледника
Спускаемся в карман. Дальше пути нет.
К вечеру вышли на слияние ледников Ошанина и Бивачного. Дальнейший путь не легче. Бивачный сильно порвало. Белые полосы молодых сераков сменяются старым черным льдом.

Сличние Бивачного и Ошанина
Ледник Бивачный
Полтора километровый участок ледника пересекали 4,5 часа. Уже в Москве от знакомых гляциологов я узнал, что на Бивачном в этом году произошла мощнейшая подвижка. В мае ледник сполз на 2,5 километра.

Ледник Ошанина и наш путь по левому (на фото) ранклюфту
Снежный заяц
Пересекаем Бивачный
Кусочек Каравшина на Памире - пик ОГПУ
Перейдя через ледник вылезли в живописный и ровный карман. В горах осень. Спускаясь по карману, прошли через поляны старых лагерей. Морены, отделявшей карман от ледника, сейчас нет. Ледник нависает и наползает на карман, поглощая его. Заночевали в пяти километрах от ледника Федченко, у ручья с вершины Стамеска.

Карман Бивачного
Как сказали гляциологи, слева кинематическая волна пульсации
За несколько переходов вышли на Федченко – самый большой долинный ледник мира. Подвижек здесь не было. Ледник как дорога. Пройдя по нему 15 километров вышли к ГМС им. Горбунова. День на Федченко один из самых тяжелых в походе. Думали будем бежать, наслаждаясь пейзажами, а приходиться терпеть. Группа устала.

Ледник Федченко
На ригеле справа - ГМС им. Горбунова
На метеостанции нашли немного продуктов, наши к этому моменту почти закончились. На станции беспорядок. Заночевали в палатке рядом. Вечером сходили в библиотеку на экскурсию, осмотрели помещения. В журнале посещений было приятно обнаружить записку группы с участием моей мамы от 1988 года.
ГМС на Федченко – уникальное сооружение. Но вряд ли здесь когда-нибудь снова будет вестись работа. Сейчас со всеми задачами справляется автоматическое оборудование, установленное рядом со станцией американцами.

ГМС им. Горбунова
Перевал Кашал-Аяк
В долину Ванча спустились через перевал Кашал-аяк. В последние годы было много информации о том, что перевал усложнился. Мы ничего подобного не заметили и прошли без веревок по центральной и левой частям ледопада.

В ледопаде перевала Кашал-Аяк
Ледопад перевала Кашал-Аяк
Путь по леднику РГО, на который мы спустились с перевала, муторный но спокойный. Упершись в трещины на леднике вылезли на морену, оттуда снова на ледник, затем в зеленый карман и так далее.

Верховья ледника РГО
Мост через реку Абдукагор смыло в 2011 году в результате подвижки ледника Медвежий. Сейчас на месте моста трос. У реки заросли облепихи.

Переправа по тросу через Абдукагор
В Поймазар пришли пешком, дороги последние несколько лет здесь нет.
Переночевав в Поймазаре в гостеприимном доме лесника нац. парка, утром уехали в Ванч, а оттуда по Памирскому тракту в Душанбе.

Огромная благодарность за гостеприимство Рано Умаровне Сабировой, компании Памир Пикс и начальнику МАЛа на поляне Москвина – Алишеру.

Фотографии мои и Андрея Потапенко

Спасибо! Все три части посмотрел не отрываясь с огромным интересом и удовольствием. Сразу в маршруте узнаётся мощнейшая тур. школа МАИ.

Грандиозно и здорово.

Восхищение!

Молодцы! Великолепные и фотографии! Приятно увидеть в хорошем качестве знакомые места.

10 ЭТО КРУТО

Это супер круто!!!! Молодцы мужики!

Никакого словарного запаса не хватит, чтобы выразить восхищение Вашим мужеством и упорством!

Нет слов, одни эмоции!

КРУТЕЙШЕ!!!! Больше ни как не сказать :)

Спасибо! Отличные фотографии.Посмотрел все три части с огромным удовольствием и интересом. Интересно, что в 88 нам спуск с Коммунизма по Абалакову как то очень легко дался. На Ошанина слегка побродили в ледопаде, а потом просто бежали по карману. Кажется, ближе к Федченко даже тропа была. Впрочем, мы все равно с вершины 4,5 дня до станции шли.И день по Федченко точно тяжелый был.

Жень, возможно 26 лет назад были целее перильные веревки и ими можно было пользоваться. Сейчас их обрывки указывали нам оптимальный путь спуска. Больше они уже ни на что не годные.

Петя, привет! До сих пор жалею, что не захватил кусочек абалаковской веревки в музейных целях. Просто в голову не пришло тогда. Провешенных веревок не помню там, может и были. А лестницу деревянную экспедиции Горбунова видели?

Привет! Идея спускаться по Абалаковским перилам мне нравится, но тогда она нам в голову, к сожалению, не пришла. Не в перилах дело. Я же объяснял, хоть Вы ходите от Важи до Обелиска за 2 часа, а мы за день, но круты мы невероятно! Потому и не помним ничего про сложности спуска.

Похоже изменилось до неузнаваемости не только внизу, но и само ребро. Я помню, что самым эмоциональным участком был длинный нож, о котором у вас ни слова, а перила которые мы там вешали, я снимал просто идя пешком вдоль линии спуска предыдущих участников иногда с нижней страховкой, а иногда и вообще без нее, т.к. участки не представляли никакой сложности.

Возможно, основное отличие в весе рюкзаков: мы шли предельно облегченные. Продуктов на спуск у нас не было вовсе, может быть поэтому мы и на подъеме не особенно нагрузились и на спуске щедро тратили сэкономленные силы, бежали еще как.

Сергей, спасибо что принёс кусок верёвки Абалакова для музея!

043Это снимок 1988 года. Заметьте как он похож на третье фото: тот же пик Четырёх и такая же тень над ним. Наверное эта пик - побратим немецкой горы Броккен.

и небо то же раньше было зеленее!

Надо было пойти и заночевать к западу от Эльбруса, неподалеку от Балкбаши. Что ж я дурак-то не додумался. Похожее фото (кроме палитры) получилось бы. А сперва ломал пару минут кочерыжку над местоположением источника света.

С хорошим походом!Вопрос к леднику Ошанина.Был там несколько раз,но никогда название Ошанина не слышал.Есть две ветви ледника Бивачного и небольшой ледник ,ведущий к стене Известий.Его ,по старой памяти,называли ледником Сталина.Откуда взялось название Ошанина?Может кто знает?

Мы тоже в походе интересовались происхождением "Ошанина".
По возвращении домой, Серёга откопал в Wiki вот эту статью.

на схеме Ляпина ледники вот так поименованны:
J-43-37
кстати, расположение перевала Горбунова (№3) на карте правильное, а высота (ок.7240) занижена.

Происхождение названий ледников надо смотреть в Каталоге ледников СССР.

Просто красавцы!!)

Я смотрю, не только Ошанина и Бивачный поменялись. Пер. Горбунова вырос на 180 м., - горообразовательный процесс, однако... Но самое интересное, как вам удалось найти седловину этого перевала? Насколько я помню, никакой седловины там не было, а был участок гребня, чисто формально объявленный перевалом, т.к. с этого места нам пора было спускаться на Абалакова.
Хороший маршрут, хорошие фотографии, приятно смотреть, читать, вспоминать! Спасибо!

Если быть формально точным, то GPS на перевале Горбунова показывал 7338. До вершины около 150 м набора. Явно выраженной седловины там действительно нет, просто пологий участок гребня, на восточной стороне - снежные мульды и широкие снежные поля. На самой седловине ровные осыпные площадки, было бы километра на три ниже, можно смело говорить - хорошие места для ночёвки :) Сложили небольшой тур.
Седловину вычислили по GoogleEfrth и Генштабу. И по факту это оказался простой и логичный перелаз через гребень.

Мне вот как то показалось, что если идти через Хохлова, то на ребро Абалакова можно выйти с более низкой точки по снежному полю.

Действительно, правильная высота седловины по GPS 7330. Цифру 7380 по ошибке взял с таблички на вершине посвященной восхождению Абалакова-Горбунова, которые по ребру вышли на восточную вершину (7380).

Седловина все-таки есть, может быть не сильно выраженная. На этом фото http://www.risk.ru/u/img/172/171540.jpeg она левее восточной вершины (7380). А здесь http://www.risk.ru/u/img/172/171557.jpeg левая вершина - это пик Коммунизма, затем идет седловина, через которую проходит классический путь подъема. А правее восточной вершины - "наша" седловина.
Не смотря на то, что перевал условный, его точку можно привязать к началу ребра Абалакова. Между собой мы это препятствие называли траверсом Коммунизма.

На восточное ребро пика Коммунизма можно выйти и с меньшей высоты, но это будет не начало ребра. Придется траверсировать снежные склоны.

Вид назад с высоты 6980

По вашей фотографии видно, что вы начали спускаться из точки ниже по гребню, может быть действительно с высоты 7200. Поднимаясь через Хохлова, скорее всего оставили вещи в первом удобном месте, откуда можно было уйти вниз, на восток.
0LWvLnscRw0
Мы начали спуск из под скал по центру фото.

Очень интересно, спасибо!

Красивый ледопад
Свезло

Обалдеть!
Огромное спасибо за рассказ и фото, получил громадное удовольствие!!!

За чудесные фото и лаконичное описание от всех зрителей - зрительский "Оскар" !Смотришь на статичную фотографии, а глаза воспроизводят сами по себе видеокартинку. Особенно передвижения по хаосу ледников. Впечатляет!

поздравляю с замечательным походом! Спасибо за замечательные фотографии. Спасибо, что спасли участника под Москвой с ангиной. Бог вас любит.

По поводу
"В лагере у меня и у Миши сильная отдышка, из легких идет пена. Начался отек. Ложишься в спальнике, через 15 минут в легких булькает. Садишься, откашливаешься, все хорошо. Подышали парами спирта, укололись дексаметазоном, съели антибиотики. Через пару часов отпустило, удалось поспать."
-почти все правильно делали. Лежать нельзя, но это интуитивно понимаешь. Антибиотики тут не нужны были совершенно, они скорее могут ослабить организм. А вот нитроглицерин был бы не лишним в такой ситуации.

"Причины проблем с легкими мне до сих пор не ясны. Никакой горной болезни к этому моменту уже не было и в помине. У меня проблемы выразились только в отдышке и отеке, физическое самочувствие отличное, хороший аппетит. В день восхождения мы с Мишей тропили побольше ребят, первыми были на вершине. Возможно, на подъеме надышавшись холодного воздуха, переработали, истощив организм, и он дал сбой."
-Выводы в конце совершенно правильные. А в начале была путаница. Отек -не совсем горная болезнь. Горная болезнь -не совсем отек. Но и то и другое -срыв адаптационных механизмов к гипоксии. И если то, что называют "горной болезнью" чаще всего является следствием недостаточной акклиматизации в начале пребывания в горах, то отеки являются срывом уже имеющейся акклиматизации. А сорвать ее можно как банальным заболеванием, так и резким набором новой высоты. Вот и все. Акклиматизация к высоте у вас была, так что перегрузка прошла удачно. А вот замечательному питерскому альпинисту Виктору Егорову в 1967 не повезло: "В «грузинском» кулуаре 23.07.67 на высоте 5.700 м (в 3-тье лагере) ночью группу накрыла лавина и тащила около 500 м. В результате – 8 тяжелораненых! Егоров отделался несколькими переломами. Его вывезли первым на вертолёте 29.07.67. В результате он «подхватил» воспаление легких и скончался в больнице – Душанбе" -http://www.alpklubspb.ru/mem/egorov.htm
Так вот я хочу сказать, что если Виктора, у которого была отличная физуха и акклиматизация товарищи по медицинскому стереотипу (заточенному на городские реалии) решили туго зафиксировать сломанное ребро, ограничив ему движение грудной клетки и легких, то они тем самым подписали ему приговор.Но точных подробностей манипуляций с Егоровым узнать правтически невозможно.

Спасибо, Олег за разъяснение моих недугов в той прошлой горной жизни 70 - 80-х годов.

Кажется, я догадываюсь, кто может выиграть ЧР в этом году. :-)

Респект фотографу, особенно за рабочие снимки!

Спасибо за отчет! А вот ваша группа в начале маршрута на пик Коммунизма:

10536578_810307522332929_6303555466128455084_o

Сергей, рад был прочитать про ваш поход и вновь увидеть ваши лица, хоть и на фотографиях :)

(с) Андрей из Украины... пересекались с вами на Моксвина. Всем мужикам - большой привет!

13-11-2014 10-51-41

Мужики - вы круты. Если о первых двух частях слышал от вас непосредственно на поляне Москвина, то третью часть читал из этого отчета.

Сергей, как вы думаете, сколько еще простоит трос на Абдукагоре? После 10-го года мост стал деградировать быстро.

Если новых природных катаклизмов в долине не будет, то трос прослужит долго. Даже если когда-то троса не станет, то остались опоры моста, на которых всегда можно будет организовать навесную переправу. Да и Абдукагор не произвел впечатления очень серьезной реки, ее вполне можно бродить.

Дима, тросы на Сарыджазе висят уже не один десяток лет, насколько я знаю. И, как оказалось несколько лет назад, вполне живы!

Спасибо! Отличные фотографии! Как будто с вами сходила. В избранное.

Прошу прощения
А это самй легкий путь на москвина пешком или нет?
Всегда думал что есть легкий. А тут что то нет энтузиазма повторять

Конечно, есть более лёгкий. Можно вдоль Муксу с приключениями на траверсах безумных конгломератов и тросовыми переправами. Можно через 3-4 простых перевала. Отчётов в сети полно. Займёт от 3 до 7 дней в зависимости от борзости тела и духа. У нас же была задача прийти в МАЛ не быстро, а с качественной акклиматизацией. Поэтому немного погуляли по окрестностям.

После такого, как наш, пути на Москвина самым легким будет сбегать на Корженеву-Коммунизма и довольным улететь домой.
А если серьезно, то есть несколько простых вариантов захода на Москвина из Девшара, занимающих от 4 до 7 дней. Самым быстрым (но не самым приятным) был вариант захода по правому берегу Муксу, затем переправа по тросу, перевал 2А и подъем вверх по леднику Фортамбек. В этом году пара групп не смогла найти трос через Муксу, возвращалась в Девшар и обходила участок вдоль реки через простые перевалы.

Сказать, что восхищён - значит ничего не сказать ! Не просто МОЛОДЦЫ, а ГЕРОИ-МОЛОДЦЫ !

Поздравляю команду с победой в аутдор проекте 2014! Не сомневался ни на процент в вашей победе. Рад за вас.