Outdoor-проект-2014: Сaucatalog Михаила Голубева

Пишет robinsya, 24.11.2014 04:18

Outdoor-проект-2014: Сaucatalog Михаила Голубева (Горный туризм, мы в общесте, bask company, хрустальный пик, восхождения, риск.ру, события, фар, risk.ru, хрупик-2014)
Пик Кавказ

Многие из вас знакомы с чудесными фотографиями Кавказа Михаила Голубева. Но не все знают, что эти фото - часть работы над электронным каталогом фотографий перевалов, вершин и других объектов Кавказских гор.
Подробнее о проекте мы узнаем от самого Михаила Голубева.

Сaucatalog

Фотопутешествия Михаила Голубева на Риске

Информация о проекте

Михаил Голубев

Проектом caucatalog я начал заниматься году в 2003. К тому времени я сходил преимущественно на Центральном Кавказе несколько походов в качестве участника и начинающего руководителя. Фактически для личного пользования решил сделать простой сайт с фотографиями перевалов своего авторства и из интернета, чтобы было проще прорабатывать будущие походы, а также не держать информацию в голове.

То, что походов будет много, я не сомневался – горный туризм тогда уже прочно затянул меня, как и стремление изучить новые как для себя, так и вообще новые в туристском смысле районы, места гор Кавказа. Сайт назвал незамысловато – от сочетания слов Caucasus catalog – каталог (фотографий перевалов) Кавказа. Сначала это был вручную созданный каталог нескольких десятков перевалов, но очень скоро я понял, что нужна автоматизация добавления в каталог новых данных.

Будучи программистом, написал «заточенную» конкретно под сайт базу данных, которая позволяет очень быстро «набрасывать» на фотографии перевалы, вершины и т.д., и «генерить» html-файлы сайта. После чего остается их и сами фотографии определенным образом по FTP загрузить на сайт, и база обновлена. За вот уже более 10 лет база собрала почти 12 тысяч фотографий, на которых отображены почти 3000 «объектов» - не только перевалов, но и вершин, долин, ледников и т.д. на территории от Краснодарского края до Северной Осетии, а также гор Грузии.

Шхельда

Источником фотографий были как мои отчеты о порядка 50 походах на Кавказе, так и доступные мне как члену Московской МКК другие отчеты о походах. И, разумеется, просто интернет. Кроме того, регулярно на почту самые разные люди присылают свежие и ретро фотографии с редкими ракурсами, я выкладываю их в базу, и это настоящий эксклюзив.

Второй немаловажной частью сайта стал раздел «Схемы», в котором можно скачать склеенные общедоступные «генштабовские» листы масштаба 1:100000 на районы Западного Кавказа, Центрального, Северной Осетии и «Южного Кавказа» - Грузии. Главной «фишкой» этих схем является их значительная нагруженность дополнительной информацией: отметками перевалов, вершин, надписями необозначенных на «генштабе» долин, ледников и т.д. В общем, эти схемы – мощный географический дубликат базы фотографий, вместе с которой мне, а сегодня и большому числу руководителей горных походов, очень просто разработать маршрут, буквально увидеть его. Как минимум, общую идею.

Также базу и схемы можно использовать, чтобы узнать категорию трудности, высоту того или иного перевала. В отличие от текущей, довольно старой, редакции Перечня перевалов, в каталоге сайта гораздо больше перевалов, с более точными высотами и иногда с уточненными категориями трудности.

Камни на повороте долины Чаухи к одноименному перевалу

Сайт caucatalog.narod.ru я заодно использовал и как место публикаций отчетов или ссылок на отчеты обо всех своих походах, путешествиях по горам Кавказа. Отчеты, а их около 50, всегда стараюсь писать подробные, полезные для читателя, который готовится провести поход в тех же местах – порой редкохоженных, либо вообще первопройденных или заново пройденных мной после долгого постсоветского «забытия».

Четвертый раздел сайта – «Фотоальбомы». Здесь расположены ссылки на подборки красивых пейзажных фотографий, сделанных мной в походах, путешествиях. В основном это «фоторассказы» на Риске.ру. Они дополняют соответствующие технические отчеты в том смысле, что позволяют увидеть, какие красоты есть в тех или иных уголках Кавказа.

Одно время я увлекался «коллекционированием» информации о цветах, растущих в горах Кавказа. На сайте есть страничка, где расположены фотографии 89 видов цветов с расшифровкой (увы, не полной) их названий – простых и латинских.

Есть также и страничка, посвященная озёрам: фото и подпись с названием и местоположением. Вести ее я перестал в 2008 году, и все никак руки не доходят сделать новый каталог озер Кавказа. На сегодняшний день, думаю, это будет 300-400 озер, у которых я побывал и сфотографировал.

Бирюзово-голубое озеро Абуделаури

На страничке «Стихи, песни и проза о горах» собрано 41 текстовых произведений о горах – Кавказа и вообще: как мэтров: Пушкина, Лермонтова, Высоцкого, Визбора, так и менее известных авторов.

Итого, в целом caucatalog сейчас – это «мини-интернет» про горы Кавказа. Конечно, большая часть информации может быть найдена поисковиками, но на сайте она удобно структурирована в нечто комплексно-едино-целое.

Как я уже говорил, изначальная цель сайта была «переложить» из головы в интернет всё то, что я знаю по горы Кавказа. И теперь, когда этой информации целое небольшое море, когда трудно вспомнить, к примеру, сколько и каких перевалов соединяют долины Учкуланичи и Мурсалы, или как выглядит перевал Суакалар с севера, или как надо проходить перевал Чебурашка – всё легко вспомнить/узнать с помощью «каукаталога».

Ночевка под пер. Чаухи

Рад, что сегодня этот проект востребован большим числом людей. Он не только помогает в подготовке к походам, но может и дать новые идеи маршрутов, а кроме того, вполне возможно, кому-то когда-то подсказал какие-то нюансы, связанные с безопасностью – например, на каком-нибудь редком снимке виден камнеопасный кулуар, про который нигде нет информации, и который снизу не видно.

Казбек

Михаил Голубев отвечает на вопросы Риск.ру

- Работа над этим каталогом - отнимает время и силы. Откуда мотивация для этого?:)

Отнимает немного времени. Если говорить о базе фотографий, в течение длительного времени (полгода, а то и год) я собираю интересный материал как из своих походов, так и из найденных/увиденных в интернете или присланных мне энтузиастами. И для обновления (перегенерации) базы требуется посидеть пару выходных, чтобы в написанной мной специально под это дело программе "набросать" перевалы на фотки, сгенерировать html-файлы базы и обновить сайт.

Схемы Кавказа в одно время отняли много времени - все-таки на 4 больших района нанести сотни перевалов и других объектов. Это было сделано с помощью ГИС, что сильно упростило задачу. Но, повторюсь, времени тогда заняло много. Но теперь карты в основном наполнены информацией, и их обновление дело буквально пары часов, когда накапливаются новые данные для корректировки.

Третья часть сайта - ссылки на мои отчеты и фотоальбомы о походах. Тут время занимает их написание. Но это для меня не рутина, а приятное дело. В чем-то наверно схожее с написанием книг.
Что касается мотивации - раз начал это дело, и развил до таких масштабов, жалко забрасывать. Да и некий азарт появился. Есть на сайте такая карта (10 Мб)
Wiw - where I were - где я был. Там отмечены все места гор Кавказа, где я был, и, соответственно, изучил. И где не был - там прозрачно-пурпурная территория. Вот туда хочу обязательно сходить, и дополнить базу и схемы фотографиями и перевалами. Вот такое хобби - совмещение походов с изучением районов.

Кстати, сами походы занимают гораздо больше времени, чем работа над сайтом :).

Язык ледника Лардаад (Адиш)

- Поскольку мы обычно в конкурсе рассматриваем проекты уходящего года, расскажите, где вы побывали в уходящем году и чем интересным пополнилась коллекция?

В этом году получилось не как обычно. Много походов, но небольших.
Не знаю, стоит ли перечислять в интервью. На caucatalog.narod.ru в разделе Фотоальбомы, если прокрутить страничку вниз, есть фотоальбомы от ранних до недавних. Вот там в нижней части раздела как раз 8 фоторассказов и про 2014 год. Скоро, кстати, появится 9-й про ноябрьское Приэльбрусье.

Если кратко, то в январе и марте были небольшие "прогулки" в Приэльбрусье, в мае - Приказбечье в Грузии, в июне поход в "северных Безенги". Надо сказать, что с этого года я решил попробовать свое туристское хобби как работу. Потому в июле в качестве гида клуба pohodnik.info я провел очень красивый поход из Дигории в Балкарию. Был неожиданно удивлен, какие хорошие и спортивные люди могут быть в коммерческом туризме. Дай им "технику" - и можно брать в 3-4-ки.

А в августе в качестве гида очень перспективной на мой взгляд компании Кавказ Explorer (http://caucasus-explorer.com/) провел трек Приказбечье - из Казбеги по Кистинке через Чаухи в Шатили. Какое давно забытое приятное ощущение первооткрывать людям горы, видеть у них восторг и другие сильные эмоции от вещей, которые для меня кажутся обычными!

После этого похода я сходил "для души" в новый для себя район "простой" Сванетии - через простые перевалы вдоль Безенгийской стены с юга. Просто восторг! И много полезной информации для Базы и схем. Как и в предыдущих походах этого года.

Ледник Зарешо-Халде, вершины Лакуца-Лаарткол(?), Джанги, Шота Руставели, Шхара

- В любом деле должна быть система. Как построена (работает) ваша?

Как я уже говорил, я написал специальную программу, которая очень упрощает подготовку материалов для сайта. Устроена она так.
Есть база данных, включающая:
- данные об объектах (перевалы, вершины,...) - к.т., высота и т.д.,
- данные о фотографиях (порядковое имя файла, авторство, комментарий),
- данные о том, какие объекты есть на каждой фотографии.
Есть программа, которая позволяет редактировать данные каждого из трех видов, а также по нажатию буквально одной кнопки создавать новый html-контент базы. Остается только перезалить файлы на сайт.
Остальное на сайте - дело несложной ручной работы с html.
- Можете ли назвать кого-то, кто принимал бы активное участие, помогал
собирать каталог?

Таких людей много, и я им очень благодарен!
На сайте есть и страничка с перечислением их всех.
Кстати, посчитал - оказывается, это 101 человек!

- Как водится, изучая что-то так пристально, познаешь до сих пор тебе неведомое. Что вы для себя открыли о Кавказе, работая над этим проектом?

Сложно сказать. Кавказ разнообразен и прекрасен. Наверно это.
Мне раньше казалось, что вот-вот, и изучу все закоулки, и, так сказать, приступлю к новому району - очень хочется побывать на Тянь-Шане и Памире - но вот затянуло. После КБР и КЧР открыл для себя С.Осетию, а теперь, пару лет назад - Грузию, в которой еще просто море белых для меня, а порой и для туризма, пятен. На горы Азии просто нет времени, лето-то не резиновое, а идти в новый район в межсезонье неправильно.

Вид на Коштантау

- Поговорим немного о туризме. Этот вид спорта (равно как и образ жизни) завязан на обмен информацией. Насколько этот вопрос решен в век интернета?

У всех разные цели, задачи и смыслы в походах. На мой взгляд, 80% руководителей, официальных и нет, просто проходят интересный им поход, и оставляют впечатления и фотографии на своем компьютере. Наверно, делятся ими в соцсетях, но я с ними (соцсетями) не дружу.
Отчеты о походах пишут руководители спортивных групп, да и то не всегда.
И иногда бывают очень интересные материалы.

Московский горклуб "оцифрован" на tlib.ru. Но сколько ценных отчетов доинтернетной эпохи пылятся в бумажном виде в других городах! Знаю, что составитель подробных схем-листов Кавказа Вадим Ляпин специально ездит по городам, штудирует библиотеки турклубов, и черпает данные для своих схем. Большое ему спасибо! И, кстати, с его великолепных схем я позаимствовал немало информации :).
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что в век интернета, конечно, информация гораздо доступнее, и планирование и проработка похода существенно облегчены. Часто достаточно одних подробных космоснимков для этой цели.

Добавлю - вот на Риске тысячи пользователей. Многие из них ходят в горы тем или иным способом, наверняка немало на Кавказ. А сколько на риске публикаций про свои походы? Единицы. А было бы интересно почитать. Такая вот для рисковчан критика :)

Суллукол-Баши

- Какие вопросы ставит современный мир перед туристским сообществом?

Честно говоря, не вижу разницы между современным и каким-то "прежним миром". Горы как стояли, так и стоят - остается в них пойти. А от разных вопросов, связанных с официальным, неофициальным, коммерческим туризмом и т.д., я далёк. Сам хожу и так, и сяк, и эдак.

- Как вместе с движением прогресса меняется туризм как явление?

Современные достижения в "железе" облегчают рюкзаки и преодоление сложных перевалов и т.д. GPS помогает ориентироваться, а интернет - искать информацию о районе, перевалах, тропах и т.п. Спутниковая связь увеличивает безопасность. А теперь скажу, что все это я знаю в теории :). Для моих невысоких категорий походов, до 4, мне хватает коломенской статики, старой доброй восьмерки с жумаром и все такое. Ориентируюсь легко по распечаткам своих схем. Спутник на Кавказе в большинстве случаев не то что лишний, но не так важен, как в больших горах - почти везде полдня, и ты дошел до людей.
А, про интернет это я погорячился, конечно, знаю не в теории :)

- И от общего к частному... Есть ли план походов на следующий год?

Да, конечно. Как я говорил, пробую себя в качестве коммерческого гида - давно пора хобби превращать частично в работу. Потому в мае, июле и на стыке августа и сентября будут интереснейшие, но технически простые треккинги в горах Кавказа как в России, так и в Грузии.

Конкретно это майский поход вдоль Скалистого хребта в С.Осетии, июльские "Из Дигории в Балкарию" и "По озёрам Карачая" от pohodnik.info, а в конце августа и начале сентября два одинаковых похода по невероятному по красоте маршруту в Сванетии вдоль Безенгийской стены с юга. Все эти маршруты своей разработки. Будет интересно!
В промежутке - исследовательский поход "для себя" в малоизученных уголках Грузии.

Вид с перевала Вахушти на вершину Цурунгал

- По каким "белым пятнам" Кавказа хотите собрать информацию в будущем?

Вопрос как раз в тему моего предыдущего ответа :).
Как видно на карте пройденных мной маршрутов в одном из предыдущих ответов, мое внимание на ближайшие годы преимущественно Грузии. Если со Сванетией я в целом "разделался" (хотя Тетнульд, Штавлер и Лайла ждут!), то в других районах еще "поле непаханное". А еще есть южная Грузия, Армения и НКР. Но и в России немало мест, которые хотелось бы посетить - западнее Архыза в сторону Черного моря, и на восток от Осетии: Ингушетия, Чечня, Дагестан. Но это пока районы с несколько "тревожным фоном", хотя рационально я знаю, что в горах там безопасно - всё под контролем пограничников, как и в остальных республиках.

Эх, остается взяться за голову и подумать - когда же доберусь Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Камчатки, не говоря о более дальних красивых горах? :)
Но, никто меня не заставляет держаться в рамках Кавказа - если держусь, то, значит, это нравится и не напрягает.
Уже столько накопилось материалов, обновить бы базу до нового года. А на новый год - снова на Кавказ...

Фотографии Михаила Голубева

Оставайтесь с нами! Следите за презентациями номинантов!

Информация о премии

Напоминаю, что вручать премию мы будем на торжественном вечере Федерации альпинизма России 6 декабря в Санкт-Петербурге.