Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

После наших приключений на Dent du Geant и счастливого возвращения на базу в кэмпинг Monte Bianco “La Sorgente”, мы, как и полагается во взрослом альпинизме, провели разбор полетов. Понадобилось часа три-четыре и парочка 3-х литровых пакетов Бургундского красного. Не скажу, что нас с Вовой сильно пинала остальная спортивная часть сбора, но на явные пробелы в подготовке указали строго.

Поскольку погода в этом году в районе Курмайора и Шамони никого не баловала, работу над ошибками решили провести в другом месте – в Бернских Альпах. Объект был выбран достойный – пик Айгер, а вот с маршрутом восхождения на эту гору-убийцу возникла заминка.

Еще в Москве я в вежливой форме предлагал всем участникам сбора тряхнуть песком по Хэкмайеру. Но старых коней просто так не возьмешь. Настоящих буйных поиграть в “русскую рулетку” летом на Хэкмайере не оказалось, поэтому остановились на двух вариантах – ребро Миттелледжи или западный склон по пути первовосходителей. Жребий решили бросить на месте по приезду в Гриндельвальд.

Сборы были недолгими, уговаривать никого не пришлось. Старт назначили на 8 утра 31-го июля. Через тоннель du Mont-Blanc въехали во Францию, пересекли вдоль Шамони и поехали в сторону Швейцарии на перевал. От напряжения в ожидании момента истины лица участников были те еще.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Границу со Швейцарией пересекли без проблем с нашими московскими номерами. На перевале было полно ларьков, продавали швейцарские абрикосы. В одном из таких видели продавщицу – уже немолодую мадам. Рядом с ларьком в тени загорал ее серебристый BMW Z4 кабриолет. Понятно, что если простая швейцарская продавщица каждый день ездит на работу на такой тачке, то цена у абрикосов соответствующая – 8 евро за кило.

Спустились с перевала в долину и покатили дальше в сторону Монтрё. Потом мимо Женевского озера по трассе А12 свернули на Берн и через полтора часа были уже в Интерлакене. Говорят, что здесь на Тунском озере великий и ужасный Ули Штек активно тренируется. Нам повезло, и мы его не застали.

Пробок на дорогах не было, что немного настораживало. Еще через полчаса мы въехали в Гриндельвальд и наступил момент разочарования. Айгер был почти полностью закрыт облаками. Планы на видеосъемку с видом на гору пришлось отложить до лучших времен.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Полдень. Пока искали стоянку для машины и разбирались с билетами на поезд до Юнгфрауйох, Вова нашел в фэйсбуке информацию от своих мюнхенских друзей о том, что они пару дней назад отскочили от Мюнха. Причина банальная - снега по развилку. Цвет воды в речке тоже не внушал нам оптимизма на счет состояния маршрутов. Как-то сам собой вариант по ребру Миттелледжи на Айгер стал отпадать, как нереальный. Последней каплей стала стоимость проезда на поезде от Гриндельвальда до конечной станции Юнгфрауйох.

Если вам кто-то говорил, что Швейцария дорогая страна – не верьте. Она очень дорогая, особенно ее железные дороги. Билет до Юнгфрауйох в два конца стоит целых 240 швейцарских франков или 200 евро, по-нашему. Так мы определились с маршрутом на Айгер – по западному склону, и купили всего за 68 франков билеты до станции Айгерглетчер и обратно. Аккурат после нее железная дорога входит в тоннель под Айгером и через пару остановок завершает свой путь на конечной станции, расположенной между вершинами Мюнх и Юнгфрау.

Поскольку прямой электрички от Гриндельвальда наверх нет, надо делать пересадку в местечке под названием Кляйне Шайдег (2061 м). Запас по времени у нас был приличный, но чтобы не рисковать, решили ехать не на последней лошади. Мали что, еще отменят, придется пешком топать от Кляйне до Айгерглетчера. А там без малого 300 м по высоте, да и подковы у коней уже не те, что раньше.

Чем занять свободные два часа перед поездом, мы нашли быстро. Не зря же 60% команды – выпускники Бауманки. Нас в школе учили, что с подъемом вверх на 1 км температура кипения воды падает примерно на 6 градусов, а вот цена бутылки воды возрастает на 5 и более франков. Поэтому мы завалились в ближайшую пиццерию с видом на Айгер рядом со станцией и устроили себе обед. Сэкономленные таким образом франки потом безжалостно пустили на подарки.

И еще два откровения для нас сделала Швейцария. Как вы думаете, где больше всего японцев можно встретить, после Японии конечно? Да, да, именно там, в окрестностях Гриндельвальда. Именно эта неугомонная восточная публика наполняет тропы, поезда, и даже вертолеты. Наперевес с дорогущей оптикой японцы активно делают бюджет небольшому региону Швейцарии.
А вот вторая новость – это то, что оказывается, все местные кондукторы в поездах ходят исключительно в маммуте. После этого Игорь, как самый ярый поклонник данной фирмы в нашей команде, автоматически стал кондуктором.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Приехали в Кляйне Шайдег. Айгер по-прежнему в облаках. Визуально на станции не обнаружили ни попутчиков, ни конкурентов. Желающих заняться альпинизмом в такую погоду не оказалось. Пересели в другой поезд и поехали на Айгер. Практически трамвай du Mont-Blanc номер два. Или один.

Станция Айгерглетчер (2320 м) встретила нас легким туманом. Недолго думая, перенесли свои задницы и весь наш восходительский скарб максимально подальше от платформы вправо, метров на 600-700. Ставить палатки и разводить костры в округе почему-то запрещено. Ближе к вечеру облачность стало растягивать, показался западный склон во всей красе. Справа не прекращали идти небольшие лавинки и текли снежные реки.

Поставили две палатки на краю морены. Вроде со станции нас не видно. Народу никого, если не считать двух людей, спускавшихся слева по скальным террасам. Оказались любители виа-ферраты, спешили на последнюю электричку. И такое, оказывается, есть на Айгере.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

С началом пути подъема по западному гребню (али склону) вроде как определились. Верхняя же часть склона была вся белая, значит снега там достаточно. Хотя на классических фото, что северная стена, что западный склон – оба черные.

Поужинали. То ли от волнения, то ли от осознания предстоящего момента, народ отказался от боевых 30 капель на ночь. Ну, думаю, началось. Подъем назначили на 3:50, а выход на 5 утра. Ночь просвистела, как пуля, но будильник сработал четко. Прихожу на место кухни рядом со второй палаткой, ставлю кипятить воду.
Вдруг слышу голос Жени из палатки – “У нас проблемы, кто-то спер всю нашу еду!”. Ну и шуточки у тебя с утра?!. Последовал короткий рассказ о том, как он в одиночку под непрекращающийся храп своих соседей по палатке всю ночь боролся то ли с медведем, то ли с лисой. Хищник оказался сильнее человека, и пакет с продуктами из палатки перекочевал на улицу.
Под свет фонарей нашли разбросанные по морене остатки нашей еды. Два батона копченой колбасы, пачка французского сыра и хлеб были съедены или унесены зверем. Остались только пакеты овсянки, чай, конфеты и еще какая-то мелочь – настоящая пища для самца.
Позавтракав, чем бог послал, точнее, что эта кицунэ нам оставила, свернули лагерь, взяли с собой по бутылочке воды, и не спеша вышли на восхождение в 5:20 утра.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Тропа в нижней части хорошо промаркирована и идет по террасам слева направо и наоборот. Меньше, чем за час поднялись на 2650 м. Тут неплохое место под палатки, где-то рядом та самая виа-феррата, да еще натянут трос над пропастью для любителей пощекотать себе нервы. Отдохнули немного и двинулись дальше по тропе, которая постепенно ушла налево к огромному снежнику.

Траверсировали снежник и уперлись в скалы. Началось блуждание и легкое лазание по таким же террасам, как внизу. Через полчаса вышли на наклонное поле.

Перед нами узнаваемый на всех фото скальный треугольник с вертикальными зеркалами. Лезь на эти стены никто не испытывал никакого желания. Поэтому решили траверсом вправо обогнуть всю эту неприятность и подойти к большому кулуару западного склона справа.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Правда по этому мусоросборнику периодически несется всякая гадость сверху вниз от потоков рек до лавин. И в этот ответственный момент самый зоркий из нас Игорь увидел висящие в правой части треугольника перила. Плавно подрулили к веревкам, вылезли по ним на гребень. Высота – 2900 м.

Дальше по гребешку вышли на верхнее поле склона. Местами встречаются туры. На верхнем поле видны протоптанные поколениями любителей горы тропы. По ним медленно поднимаемся до площадок под палатки. Высота 3100 м. Подошли с Вовой к краю северной стены. Завораживающее зрелище. Маршрут Хэкмайера (его средняя часть) виден, как на ладони. Два ледовых поля и траверс стены к “бивуаку смерти”. Справа вверху на стене заметили висящий на веревке баул. Видимо чья-то неудачная попытка.

Побрели вправо вверх по западному склону. Еще несколько зигзагов и мы оказались на небольшой площадке с нишами в склоне. Решили здесь перекусить, отдохнуть и собраться всем вместе.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

И тут случилось де-жавю. Подлетает тот самый, только красный, геликоптер. Из иллюминаторов какие-то незнакомые люди приветливо машут нам рукой – правее поворачивай, правее. Оказались японские толстосумы на экскурсии. Время около 9 утра, высота – примерно 3200 м.

После небольшого отдыха продолжили подъем по западному склону, постепенно забирая вправо к началу большого кулуара. Наша команда "2 + 3" плавно перешла в классику жанра "3 + 2". Передовую тройку по-прежнему возглавлял Вова, поскольку только у него был трек маршрута на смартфоне, да и скалы ему по душе. Правда, мы уже давно шли своим путем. Эти шершавые скалы склона и бесконечные полочки, пока еще сухие, довольно быстро закончились. Мы подошли к снегам. Связались. Потом по кулуару пролезли еще одну веревку и вновь оказались на краю северной стены.

Дальше предстояло тупо месить снега. Достали кошки, которые Валя предлагал оставить внизу на полочке. Дождались двойку. Высота примерно 3400 м, время –10:35 утра.
Вова вежливо предложил сменить его, потому как снега – это не его стихия. Пришлось мне выйти вперед. Правда здоровье уже не то, и хватило меня ненадолго – веревки на три, не больше. Зато мы вновь косым траверсом вправо под нависающими стенами второго треугольника вышли на очередной скально-снежный гребешок.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Впереди просматривался обычный снежно-ледовый склон, упирающийся в очередную скальную стену на западном гребне. Туда и направились, применяя высотную технику со сменой ведущего. При хорошем состоянии маршрута здесь видимо было тоже, что и на нижних полях склона – теплые и шершавые скалы. Нам повезло больше, пришлось топтать снега со льдом.

У стенки в ранклюфте решили подождать нашу двойку. Заодно обнаружили там бутылку из под шампанского. Видимо народ отмечал успешное восхождение на спуске. Пока ожидали Валю с Женей, я решил вновь потоптать западный склон. Обогнул справа нашу стенку и увидел макушку горы. Точнее хотелось верить, что это ОНА. Прямо вверху надо мной виднелась очередная черная стенка на западном гребне. От нее вправо к вершине на фоне неба уходил снежный западный предвершинный гребешок.

Из склона торчали изогнутые лавинами металлические костыли для страховки. Передо мной же был огромный снежный предвершинный кар горы, слева и справа обрамленный снежными гребнями. В этот момент снизу подошел Вова и сказал, что народ устал бороться со снегами и желающих продолжать насилие над организмом не осталось. Пора валить вниз, пока не поздно, иначе холодная ночевка нам обеспечена.
Время было половина второго дня. До вершины по этим снегам с нашими возможностями не меньше двух часов. Жаль. Не дошли-то совсем чуть-чуть, каких-то 150-200 м по высоте. Были бы кони по-моложе, думаю, согласились бы на холодную.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Погода начала резко портиться, подтверждая реноме Айгера. Начался легкий мокрый снег под раскаты грома. Относительно быстро мы свалили по своим ступеням вниз до скал. А там уже по склону текли полноводные реки. Мокро, сыро и противно. Чтобы не сильно рисковать заложили четыре спортивных в верхней крутой части скального склона.
Состав связок поменялся в очередной раз. Теперь Вова вместе с Женей первыми нащупывали путь спуска. А Игорь, Валя и я (замыкающий) пытались не сильно отстать от лидеров побега. Когда тройка спустилась к площадкам на 3100 м, двойки уже не было видно. Расслабленные мы пошли вниз к перильным веревкам. И тут случился абсурд. В какой-то момент я потерял из виду туры, которые были при подъеме, и начал метаться в поисках пути спуска.

Везде было круто, хотелось опять связаться, а мы ведь поднимались сюда без всяких веревок. И тут нас снова выручил зоркий глаз Игоря. Он опять увидел сверху висящие внизу перила. Те самые. Через полчаса мы были уже на нижнем поле, а двойка ожидала нас на стоянках 2650 м.

К месту базового лагеря все спустились засветло. Правда разрыв по времени между первым и последним составил около часа. Уже ночью выпивая свои заслуженные 50 грамм, мы наблюдали, как эта сволочь кицунэ гордо прошла мимо наших палаток по снежнику. В темноте мы смогли различить у нее только один облезлый хвост. “Молодая еще” - подумали мужики, и пошли спать.

Кицунэ на страже Айгера (Альпинизм)

Утром первой лошадью мы уехали вниз в Кляйне Шайдег и дальше в Гриндельвальд. Там позавтракали, взяли на парковке нашу машину и поехали обратно в кэмпинг Monte Bianco “La Sorgente”, что в Италии недалеко от Курмайора.