Дата рождения Российского альпинизма 31 июля 1890 года. Предлагаем к обсуждению.

Пишет Shti, 02.01.2015 21:25

Федерация альпинизма Свердловской области просит всех, кого заинтересует поднятая в письме тема, высказать свое мнение по сути затронутого вопроса.

Предлагаем рассмотреть вопрос об утверждении даты зарождения РОССИЙСКОГО АЛЬПИНИЗМА.

Мы предлагаем датой Российского альпинизма считать 31 июля 1890 года.

Обосновываем данное утверждение следующими фактами, приведенными ниже.

Официальное письмо с данным предложением отправлено в Федерацию альпинизма России 1 октября 2014 года и находится на рассмотрении.

Не так давно альпинистская общественность России отмечала 90-летний юбилей Советского альпинизма (Казбек, 1923 г.) и совсем недавно по одному из Российских радиоканалов сообщалось о дате летосчисления мирового альпинизма (Монблан, 1786 г.).

Между этими историческими датами, по нашему глубочайшему мнению, не хватает еще одной - даты зарождения Российского альпинизма. К событиям, которые могли бы послужить отправной вехой, можно было бы отнести восхождение Г.Сарычева и других членов российской научной экспедиции на Ключевскую сопку в 1788 году, К. Хаширова на восточную вершину Эльбруса 22 июня 1829 года и А.Пастухова на западную вершину Эльбруса 31июля 1890 года. Два последних события отмечены в Большой Советской Энциклопедии.

При всем уважении к восходителям 1788 и 1829 годов, отдавая дань их воле и мужеству, особого внимания, на наш взгляд, заслуживает все же восхождение на Эльбрус Андрея Васильевича Пастухова в 1890 году. К такому выводу мы пришли по следующим соображениям:

- Во-первых, оно совершалось в период, когда подъем на горные вершины, имея прикладное значение, уже рассматривался, как самоцель, а слово "альпинизм" имело свое прямое значение - восхождение на горную вершину.

- Во-вторых, совершая восхождение на Эльбрус, Пастухов уже имел опыт восхождения на Казбек в 1889 году, а согласно документальной повести С.В.Чумакова под названием "Приют Пастухова", Андрей Васильевич с молодых лет интересовался горной тематикой, был знаком со многими зарубежными альпинистами, совершавшими восхождения на Кавказе.

- В-третьих, А.Пастухов был первым российским восходителем, поднявшимся на западную вершину Эльбруса, и первым из россиян, кто поднялся на его обе вершины.

-В-четвертых, даже в Большой Советской Энциклопедии А.Пастухов представлен как альпинист, а группа скал на склоне Эльбруса на высоте 4800 м., где он с участниками восхождения 1890 года ночевал дважды, и по сию пору называется "Приютом Пастухова".

Понятно, что в период, когда утверждалась дата зарождения Советского альпинизма, о достижениях и событиях Царского времени говорить было неуместно, но в наши дни мы не можем предавать забвению факты и имена, достойные памяти Россиян.

Возможно в процессе обсуждения этой темы будут предложены к рассмотрению иные события и представлены более веские доводы в пользу иных событий и имен, но важно только, чтобы сегодняшние поколения альпинистов знали и помнили своих предшественников, и особенно, пионеров горовосхождений того далекого времени. Представляется важным также, чтобы в обсуждении темы приняло как можно больше участников, а по завершению его была бы выпущена специальная брошюра с описанием всех рассмотренных событий, фактов и имён.

Комментарии к данной дате даёт также С.Н. Согрин. Один из известных путешественников, туристов, альпинистов. Участник поисковых работ в трагедии с группой Дятлова, совместно с Юдиным Юрием Ефимовичем. Его комментарий смотрите ниже.

С уважением,

Председатель РОО «ФАСО» М.Г.Морозов

Составил и подготовил Лапшин Л.П. (тел. 8-912-617-19-07)

Все предложения и пожелания можно высылать так-же на электронную почту: vitta_ann@mail.ru

1890 не логично.
"совершая восхождение на Эльбрус, Пастухов уже имел опыт восхождения на Казбек в 1889 году"
Значит, Пастухов начал альпинировать раньше 1890 года.
Да и дата восхождения Хаширова тоже имеет приоритет перед 1890.

Русское горное общество — организация, созданная на рубеже XIX-XX веков с целью объединения географов и любителей альпинизма в России.
Инициатором создания Русского горного общества (РГО) выступил Александр Карлович фон Мекк , брат директора Московско-Казанской дороги, большой любитель гор. Он же был избран первым председателем РГО.
Инициаторы создания общества писали; Альп у нас нет, и потому "альпийским" обществом мы назвать себя не можем
Устав Русского горного общества был представлен 18 мая 1898 года в канцелярию Московского генерал-губернатора. После длительных бюрократических процедур устав общества при содействии П. П. Семёнова-Тян-Шанского был утверждён 24 декабря 1900 года.
В уставе Общества были определены две основные задачи:
- всестороннее изучение гор и распределение сведений о них;
- облегчения знакомства с горной природой путем путешествий, экскурсий и восхождений.

С Новым Годом!

1. Дата утверждения устава РГО- 24 декабря 1900 года - дата основания российского альпинизма. 100-летие отмечалось в Санкт-Петербурге в 2000 году в зале Русского географического общества. Мне повезло принять участие в этом торжественном собрании
2. Понимая и принимая на 100% имя и роль А.В. Пастухова в зарождении альпинизма России, предлагается увеовечить его имя, присвоив РГО (ФАР - если последует логика приемственности) его имя.
3. Дате 31 июля 1890 года, опять же по ранее выдвинутой инициативе питерских коллег альпинистов-ветеранов - предлагается присвоить на высшем официальном государственном уровне - ДЕНЬ ВЕРШИНЫ РОССИИ. Данная инициатива совпала по времени с атакой на США 11.09.2001г. и на тот момент была вытеснена с повестки
4. Где то на этой площадке, ранее, я выдвигал инициативу выработки положения, правил вручения нагрудного знака - за восхождение на три вулкана - Арарат, Казбек, Эльбрус памяти А.В. Пастухова. Надеюсь эту инициативу разовьет ФАР, при условии, если примет имя А.В. Пастухова
5. И конечно необходимо на официальном уровне, при участии академических научных и общественных организаций - увековечить даты первовосхождений на Казбек, Эльбрус - в том числе при участии К. Каширова

А В Пастухов.  Гора Машук

Казбек Эльбрус Арарат покоренные А В Пастуховым

Скалы Пастухова  4800 м

Вид с пика Терскол.  До Эльбруса не менее  20 километров!

Дворец царя Гвидона

Фото из экспедиции на Эльбрус в январе 2006 г.

Понимая и принимая на 100% имя и роль А.В. Пастухова в зарождении альпинизма России, предлагается увековечить его имя, присвоив РГО (ФАР - если последует логика приемственности) его имя.

РГО не может носить имя Пастухова, т.к. Географическое общество занимается не одними лишь горами...
ФАР не может ни при каких обстоятельствах стать "преемницей" РГО :)

РГО (горное) и РГО (географическое) - это разные общества
Если Русское географическое общество и ныне функционирует, под патронажем ВВП и председательством СКШ, то общество которое горное - похоже после его жизни с приставкой пролетарскОЕ - представилось. Т е - исторически потерялось при насильственной смене формаций (то бишь революций)

Я полагаю международного дня альпинизма вполне достаточно. Зачем дробится?Так можно дойти до того что в каждом регионе России свой день альпинизма будет. Понятно что приближенным к всяким федерация это выгодно-лишний повод освоить бабло.

Так надо или нет ?! Надо, уважаемый "Burzum", надо !!! Надо устанавливать исторические даты и в стране, и в республиках, и в городах,
и в семьях !!! И не для того, как Вы пишете, чтобы "освоить бобло", а для того, чтобы раз от раза вспоминать свою историю, своих славных и,
порой, героических предков и, чтобы не раствориться в "безнравственно-либеральном киселе".

Уважение к прошлому А.С.Пушкин относил к одной из отличительных черт образованности. Не тяните нас, уважаемый "Burzum", не туда.
Мы хорошо знаем что бывает с теми странами и людьми, которые либо забывают, либо перевирают даты и события.

А теперь по существу. Предлагаю выписку из главы "Машук" документальной повести С.В.Чумакова о жизни и приключениях военного топог-
рафа Андрея Васильевича Пастухова:

"Чувствуя приближение последнего часа Пастухов попросил оставить его именно здесь, навсегда, "чтобы видеть Эльбрус и Казбек".
Не каприз больного - беспрекословное высокое моральное право нужно было иметь на такую просьбу. Современники исполнили ее. "

Так давайте и мы будем помнить и чтить имена всех наших первопроходцев и в предметной дискуссии устанавливать исторические
даты. Уж лучше с опозданием, чем никогда.

С уважением, Леонид Лапшин.

С Новым Годом!
1. В 1788 г восхождение на Ключевскую сопку (4688 м) Даниил Гаусс + 2
2. В 1829 г на Восточную вершину Эльбруса (5621 м) поднялся Килар Каширов
В «Спутнике альпинизма», изд.1957 г., стр.5 – «Это восхождение принято считать
началом истории русского альпинизма».
3. 27.09.1929 г. на Большой Арарат (5137 м) поднялся Иоганн Паррот + 5
4. 06.08.1850 г. на Б.Арарат поднялась группа военных топографов во главе с
генералом Иосифом Ходзько. 5 дней на вершине измерения («Побежденные вершины»,
1951 г. стр.426-439)
и так далее - несколько восхождений на Капыджик, Казбек, Донос-Мта,Тебулос-Мта.
И все же началом русского альпинизма, видимо, надо считать восхождение на
высшую точку страны, т.е. Западная вершина Эльбруса (5642 м) и если это был
А.Пастухов, то 31 июля 1990 года.
Французы не считают дату создания своего Альпийского клуба началом своего
(и даже мирового) альпинизма, а считают именно восхождение на высшую точку Франции.
Можно и надо отмечать создание организации РГО, но это не начало альпинизма.

Крымско-Каказский горный клуб — организация, созданная в России в 1890 году с целью
"Всестороннего научного исследования Таврических гор и прилегающих к ним предгорий, степей и морей";
"Поощрения к посещению и исследованию этих местностей учеными, художниками и туристами";
"Охраны редких горных видов растений и животных, исторических памятников и всяких достопримечательностей"

С Новым годом, друзья! Желаю всем здоровья и интересного сезона 2015г.
Никаких дат не предлагаю. Историческая информация по Дагестану.
Май 1849г. Топограф( военный топограф- Кавказская война) Сергей Тимофеевич Александров( 25 лет)- вершина Базардюзи(4466м). Повторил восхождение в июле этого же года и прожил на вершине в палатке 18 дней, ведя наблюдения. Затем еще дважды в сентябре и октябре поднимался на вершину. Заболел и наблюдения не закончил. В 1851 году его работу завершил прапорщик М.П. Близнецов. А.В. Пастухов посетил с. Куруш летом 1892г. и в сентябре взошел на г.Шахдаг( 4250м) в сопровождение двух всадников Дагестанского полка (аварцы из сел Хунзах). Тригапункт советских времен еще стоит на вершине Базардюзи. Конечно, это не альпинизм, а военная топография. ( Пик Военных Топографов)

Первым в России обществом, ставившим своей целью «направить русских туристов к познанию красот и богатств своей великой родины» был Крымский горный клуб. Устав которого был утвержден министром внутренних дел 25 января все того же 1890 г. Позже этот клуб стал называться Крымско-Кавказским горным клубом. До этого никогда и никем подобные цели не ставились. Речь шла только о научных исследованиях, охране редких горных видов растений и животных, поддержке местных отраслей с-х, горной промышленности и т.д.

сентябрь-2001
По поводу организации РГО /Русского Горного Общества/ :
Собрание Московских учредителей РГО состоялось 20 декабря 1897 г., подго-
товили Устав общества и 18 мая 1898 г. представили его на утверждение в
канцелярию Московского генерал-губернатора.
Устав РГО был утвержден г.министром 24 декабря 1900 г. с определением
адреса Совета Общества: г.Москва, Обухов пер. 6 (квартира А.К.фон-Мекк).
Учредительное собрание членов РГО состоялось 23 апреля 1901 года
в Москве в Малом зале Политехнического музея и эту дату можно было
бы считать зарождением РГО, но (!) на серебрянном значке Общества стоит
год 1900 по дате утверждения Устава или по каким-либо другим причинам
(например, представители России участвовали в конгрессе альпинистов в
Париже 12-15 августа 1900 года), следовательно, необходимо считать датой
зарождения РГО 1900 год ! (без числа и месяца).
1900 рго-1

Комментарии Сергея Николаевича Согрина. Одного из известных путешественников, туристов, альпинистов. Участника поисковых работ в трагедии с группой Дятлова, совместно с Юдиным Юрием Ефимовичем.

К истории зарождения Российского альпинизма.

Вопрос, подготовленный мастером спорта СССР по альпинизму и скалолазанию Леонидом Петровичем Лапшиным и поставленный Федерацией альпинизма Свердловской области о дате зарождения Российского (Отечественного) альпинизма, вполне уместный и своевременный. Прошла эпоха тоталитарного режима, когда в угоду ему попирались многие даты и события нашей истории. А недавнее празднование 90-летия Советского альпинизма как Отечественного вызвало неоднозначную реакцию у многих альпинистов, в том числе и у старшего поколения Советских альпинистов.
Абсолютно не отрицая и не умоляя даты 1923 года, как даты восхождения на Казбек группы студентов Тифлисского Университета под руководством профессора Николадзе и зарождения Советского альпинизма, а, возможно, и грузинского, считаю, что ее следует считать промежуточной датой.
Что тогда считать началом? Однозначного ответа нет и быть не может. Какую бы дату мы не приняли, всегда найдутся оппоненты, которые будут предлагать другие даты рождения Российского Отечественного альпинизма. Так можно дойти до того, что Петр Первый был первым альпинистом, совершив восхождение на гору Броккен в Германии в 1697 году. При установлении таких дат необходимо учитывать множество сопутствующих факторов, а главное, последствий, к которым это событие привело, для аргументированного принятия этой даты за начало отсчета такого начинания.
В зарождении Мирового и Российского альпинизма есть много общего, что позволяет провести аналогии и остановиться на одной конкретной дате. Прежде всего, этой датой следует считать восхождение конкретного человека на вершину своей страны, а не создание горных сообществ любителей. Таким событием в дореволюционной России было восхождение военного топографа Андрея Васильевича Пастухова на высшую точку Кавказа - на Западную вершину Эльбруса в 1890 году. Подчеркивается именно высшая точка, поскольку восхождение Пастухова на Казбек годом раньше таковым не считалось. (Этот факт признает и БСЭ, называя А.Пастухова уже альпинистом). Эта дата стала знаменательной, несмотря на то, что были известны восхождения на Ключевскую Сопку в 1788 году Даниила Гаусса и последующие восхождения на Арарат и Восточную вершину Эльбруса, предшествовавшие восхождению А. Пастухова.
Первое восхождение в 1786 году, совершенное местным охотником Жаком Бальма и врачом Мишелем Паккаром на высшую точку Альп и Франции на вершину Монблан, в частности, стало началом зарождения мирового альпинизма. И это было принято несмотря на то, что были более ранние известные восхождения. В частности в 1519 году на вулкан Попокатепетль.
Что общего между восхождением на Монблан в 1786 году и на Эльбрус в 1890–м? Что может позволить их считать началом зарождения альпинизма. Они послужили отправным моментом началу повышенного интереса людей к миру высоких гор. Для этих целей создаются горные общества и клубы, как в Европе, так и в России, где приоритетным стало научное изучение природы гор, а во вторую очередь организация прогулок в горы с целью знакомства с удивительными их красотами. Для этого энтузиастами прокладывались тропы, сооружались указатели, строились приюты. Экскурсанты обслуживались проводниками и вьючным транспортом.
Со временем отдельные энтузиасты этого движения стали ставить своей целью восхождения на вершины, как самоцель. Так постепенно рождался спортивный альпинизм с его специфичной техникой, снаряжением, обмундированием. Усложнялись задачи по прохождению более трудных маршрутов. Стали практиковать выезды в другие горные системы, как Европейские альпинисты, так и Российские. Не буду перечислять всех Российских деятелей и первопроходцев. Они общеизвестны альпинистской общественности. Для примера стоит упомянуть лишь создателя Российского горного общества в 1900 году Александра Карловича Фон Мекка, который совершал восхождения на Кавказе и в Альпах, поднявшись на Монблан.
Надо отдать дань справедливости и отметить, что А.В.Пастухов совершал свои восхождения на Эльбрус, Казбек и др. вершины Кавказа, уже зная опыт зарубежных альпинистов, встречался с ними в горах, и был знаком со многими из них. Поэтому помимо своих основных задач как топографа, он совершал восхождения и готовился к ним как альпинист. Известно, что Пастухов при подъеме в горы использовал «гвозди» на ботинках (прообраз кошек). Знал элементы техники горовосхождений той эпохи.
И еще один аргумент. Позже Пастухов совершил восхождение и на Восточную вершину Эльбруса, на склонах которого группа скал называется «Приют или скалы Пастухова».
По завещанию Пастухова похоронен он на горе Машуке с видом на Эльбрус. Поэтому, нисколько не умаляя достижений предшествующих восходителей, отдавая дань их мужеству, предлагаю считать датой зарождения Российского альпинизма восхождение А.В.Пастухова на Западную вершину Эльбруса 31 июля 1890 года.