Сварог. Вершина, которая нас не пускает…

Пишет Zhigalov Aleksandr, 16.03.2015 19:48

Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)

И в Мире нет таких вершин,
Что взять нельзя…
В.Высоцкий.
Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)
На протяжении всего времени занятий альпинизмом мне очень редко приходилось отступать назад. Вплоть до выполнения нормативов 1-го разряда я ни разу не сворачивал с маршрута, находясь уже непосредственно на нем.

Впервые с этим я столкнулся в феврале прошлого года на Свароге. Тогда, отработав первый день по полной, весь лед и микст нижней части стены, мы вынуждены были дюльфернуть на следующий день, после ночевки в платформе, из-за болезни одного из 5-ти участников команды.

Прошел 1 год. Наша команда, уже в некотором измененном составе, готовится завершить начатое.Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)
С учетом прошлогодних наблюдений были внесены некоторые изменения. Они касались тактики, плана акклиматизации, снаряжения.

Первый период экспедиции – Ала-Арча. Мы с парнями прилетели в Бишкек, быстро забросились на Рацека, а там уже во всю идут Красноярские сборы, народ лазит на горы.

Мы идем на Коронскую хижину, заносим снаряжение, ночуем. Утром собираемся, лезем на Изыскатель 3Б. Спускаемся вечером на Рацека.

Полны энтузиазма. На следующий день идем на Учитель, к вечеру поднимаемся, ночуем на вершине. Погода портится. Утром еще темно, огни Бишкека внизу. Спускаемся через Рацека в город. Там отдых денек, стирка вещей, бургеры и кола.

Снова дорога в Арчу, подъем, ночевка на Рацека.

Затем выход на Коронскую, и подход под Корею. Наш объект маршрут Беззубкина. Протропили, поднесли железо.

Утром старт в 4:00. Небыстро лезем лед, в обед подходим к скалам. Погода не очень, сверху сыплют пылевые лавинки. Начинаем лезть скалу, лавины усиливаются, время идет. По прогнозу на завтра, самая плохая погода на недели (куда уж хуже). У нас с собой палатка, и по прикидкам полка для ночевки веревки через четыре вверху, смеркается. Два варианта – дюльфернуть, либо перевисеть под дождем лавин, с не самым лучшим прогнозом на завтра. Конечно, выбираем первый.

В 12:00 стоим под стеной. Ночуем в Коронской, и утром… солнце, штиль, небо голубое, погода супер!

Тут наша недоработка. Мы планировали выскочить на полку для ночевки засветло. Не думали, что потратим столько времени на нижнюю часть. К тому же рельеф скалы немного выбил из колеи своей разваленностью, и забрал кучу ценного времени.

Конечно, можно было бы упереться и ночевать на вису, но непонятно бы было, как мы выглядели бы на следующий день. Еще и постоянный душ сверху, а иногда и снизу и не утешительный «ложный» прогноз на завтра. Поэтому проушины и потихоньку вниз.

Первый этап экспедиции прошел.

Спускаемся в город, отдыхаем. Закупаем продовольствие. Через пару дней выезжаем на машине в Озгуруш. Там радушный прием у Абдукаима, упаковка вещей, выход в базовый лагерь ущелье Ашат.

Базовый лагерь, там же, где в прошлом году. Дрова, вода, быт. Через день первый выход к штурмовому лагерю. Заброска части снаряги и продуктов. Оказывается, наш базовый довольно далеко от штурмового (в прошлом году не заметили). Проходим чуть больше пол пути, бросаем заброску, спускаемся в базовый. Погода не очень.

Пытаемся выждать погоду. Никак. Через 2 дня берем остатки вещей, выходим пораньше. Проходим мимо заброски, забираем часть вещей и тащим все под стену, в штурмовой. Погода еще хуже. Снег, ветер. Бросаем все под стену, и вниз.

Начались суровые будни выжиданий. Мы готовы выйти со дня на день, но перспективы на погоду не слышны. Неделя пролетает за чтением книг, прослушиванием аудиокниг и поеданием продовольствия.

Наконец, прогноз из города обещают - 3 дня погоды. Стартуем с утра, идем и видим солнце и небо и погоду, но недолго. Забираем остатки заброски из-под снега и несем все в штурмовой.

Ставим палатку под стеной, собираем платформу, развешиваем железо, тащим все под гору. Ночуем в палатке, всю ночь ощущаем «улучшение» погоды по трепанию тента на палатке.

Утром все бело. По стене метет и сыпет. Выходим. Лезем.

Тяжело лезем, метет отовсюду, сверху, сбоку, снизу. Не снимая маски и балоклавы, потихоньку проползаем вверх. Скорость низкая, проходим часть льда и скальные пояса, темнеет. Вешаем платформу на стеночке, ниже на 3 веревки, чем в прошлом году. Всю ночь платформу трепет и давит снегом сверху.

Утром подъем не по часам. На улице «конец света». А что делать?! Собираемся и ползем выше. По льду собираются хорошие снежные реки. Догребаем до прошлогодней ночевки. Вова остается вешать платформу, мы с Игоряном обрабатываем по максимуму, проходим весь лед, закрепляемся у начала скалы. Дюльферяем в платформу.

Домик уже висит как надо. Правда, вчера при прохождении карниза немного потрепало платформу, и всю прошлую ночь через дырку в верхнем левом углу во внутрь засыпало бодрящего снежку. Поэтому сейчас мы в 9 вечера штопаем ее в четыре руки, Вова изнутри, я снаружи, ставим заплатку, а Игорян в это время нарубает целый мешок льда на готовку.

Ночуем прекрасно. Сейчас платформа висит в стороне от основного снежного потока, поэтому не приходится барабанить по тенту, чтобы стряхнуть весь снег.

Утром встаем снова не по часам. На улице погоды, мягко говоря, нет. Каждый день связываемся с Балезиным по рации, и каждый раз получаем информацию, что погода сейчас уже хорошая. А завтра, послезавтра будет уже «средней паршивости» и так до конца месяца.

Сегодня у Наташи Игоря день Рождения, диктуем Балезину в рацию сквозь шум пролетающих лавин номер телефона и слова поздравления, обещает все передать (передал).

Ну что делать, завтракаем и двигаемся. Сегодня день замены. Прожумарили обработанные веревки, и лидирует теперь Игорян.

Бодро проходит веревку скалы, и доходит до того места, с которого в прошлом году мы начали уваливать. Работает дальше. Поджумариваем на эту косую полочку, скорость второго и третьего, мягко говоря, не высокая, уж очень большие кули. Решаем также оставить Вову с платформой, а сами обрабатываем выше, пока совсем не стемнело.

Сверху сыпет, как надо. Сегодня наихудшая погода на протяжении всего времени. Однажды, я помню, началась снежная речка сверху, и не кончалась, наверное, целый час, непрерывно шла и шла. В моменты, когда это немножко утихало, удавалось сделать несколько фотографий и видео съемок.

Обработали около веревки выше платформы, собрали промежуточные станции на шлямбурах, заведомо для дальнейших дюльферов, и поехали на отдых. Володя уже там организовал жилище. Горячий ужин, прослушивание музыки и здоровый сон. Но не совсем спокойный. Всю ночь платформу засыпало мокрым снегом. Приходилось постоянно скидывать его с тента. Однажды, все забылись сном, и под напором снега не выдержала дуга от палатки, которая стояла внутри для придания объма, сломалась в одном из мест соединения.

Тяжелое утро. Тяжелый пейзаж на улице. Сегодня планируем поработать без переезда, так как веревки позволяют обработать. Вову оставляем заниматься бытом, а сами жумарим наверх, разбирая лишние станции, собирая драгоценную снарягу для работы. Игорян с энтузиазмом вновь сегодня лидирует. Я вишу на страховке и пробиваю станции для дюльферов. Погода плохая. То, что ссыпается сверху, поднимает ветер снизу и проходит все сквозь нас. Поэтому одним и тем же снегом и льдом мы получаем по нескольку раз. Такой круговорот воды на стене получается.

Рельеф пошел не очень. В большом нависающем внутреннем углу стенки облеплены сухой глиной в виде корки выветривания, приходится выгребать весь мусор из щелей, и после этого подбирать нужный номер камолота. Игорян лихо загоняет якоря направо и налево. Пару раз он вместе с кусками замерзшего конгломерата летит вниз, повисает на своих точках. Немного напоминает Ак-Каю. Мы с ног до головы в песке, как будто выползли из песчаного карьера. Работали в этот день не долго, веревка выше и на дюльфера. Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)Ак-Кая 2013г

Пока ковырялись, Вова с помощью длинного ледобура и изоленты восстановил сломанную вчера ночью дугу. Натопил воды, высушил спальник и вещи, в общем быт организовал на пятерочку. Подсчитал газ и продукты, и по раскладам у нас еще 6-7 дней можно себе ни в чем не отказывать. Потом придется в чем-то отказать, но не критично.

Снова горячий ужин, прослушивание музыки. Отбой сегодня по расписанию.

Утром встаем по часам в 6:00. Планируем переезд сегодня и обработку дальнейших веревок. Все как обычно, сбор вещей. Не зря говорят, переезд хуже пожара. Долго копаемся. На улице поднялся ветер, ну а снег, как и понятно, не прекращался.

Сегодня лидировать моя очередь, поэтому беру один баул и пошел на жумарах вверх. За мной выдвигается Игорян с баулом. И завершает шествие Володя с парапланом, ну то есть с платформой.

Я подошел к крайней верхней станции. Повесил баул, начал развешивать на себя железо. Игорян подо мной на станции ниже. Вова же легкими перелетами с крылом подходит еще к одной станции ниже Игоряна. По его тону в голосе понятно, что сейчас ему не сладко.

Я развешал железо, зову Игоряна подходить и смотрю вниз. В этот момент Вова на станции пытается укротить платформу, но в какую-то секунду происходит отделение первой ступени… И платформа, поймав поток, устремляется вниз. Игорян не видя всего, улыбаясь смотрит вверх, у меня вырвалось только – П л а т ф о р м а…!!! И тычу пальцем вниз. И улыбки исчезли на лицах.

Как выяснилось позже, именно в этот ветреный день мы сняли с платформы одну локалку, для оборудования дальнейших станций, которая была второй самостраховкой к ней. Большой карабин с муфтой тоже унесли в дни обработки, поэтому сегодня туда встегнули маленький карабин с муфтой.

Некоторое время висим и смотрим. Затем бью второй шлямбур, блокирую оба, забираю все железо и на дюльфера. Начали дюльферять в 11:00, под стеной стояли в 17:00.

Чем ниже мы приближались к земле, тем сильнее и больше становились пылевые лавины. Крайний дюльфер был совсем дикий. Сначала я копал яму в снегу чтобы добраться до льда. Затем закрутил буры, и начал делать проушину. В этот момент сверху пошел поток снега, все буры и проушину завалило. Я снова раскапываю, их снова засыпает. Парни подъехали сверху, в один момент думали, что бросим бур здесь. Но на несколько секунд речка кончилась, мне этого хватило, чтобы заправить расходник в проушину, завязать узел и встегнуть веревку. После этого новая снежная река.

Благополучно все сняли за собой, вытянули веревки. Платформа лежала недалеко у начала маршрута, целая и невредимая. Пока мы лезли, выпало немереное количество снега внизу.

Пробиваясь сквозь сугробы, мы медленно приползли к штурмовому лагерю, поужинали, забрали палатку, разобрали платформу и двинулись вниз с неподъемными рюкзаками.

Приползли в верхний кош в 12:00. Упали спать. Утром проснулись от холода и пошли в базовый.Сварог. Вершина, которая нас не пускает… (Альпинизм)

Ночевка в базовом и на следующий день спуск в Озгуруш. По пути встретили Костю Маркевича и Диму Скотникова, они забрасывались на верх, готовились совершить первое зимнее восхождение на Ашатскую стену, на вершину Сабах по ледовому маршруту.

В общем, что еще сказать? Почти полтора месяца работы, получение серьезных навыков. Каждый сделал для себя определенные выводы, получил неплохой урок. Опыт приходит с годами и то, что нам предоставляется испытать на себе, в определенной степени делает нас сильней.

Хочется поблагодарить наших дорогих партнеров и спонсоров, без которых наши проекты и мероприятия могли бы не состояться. Так же их экипировка и снаряжение позволяют нам безаварийно, комфортно и красиво переносить всевозможные погодные условия:

Академия зимних видов спорта г. Красноярска
Красноярская краевая спортивная федерация альпинизма