Как мы "покиргизили" этой зимой. Ала-Арча - Ашат 2015

Пишет SDmL, 24.03.2015 10:55

Отчет об экспедиции в Ашатское ущелье команды СКА Зеленоград

Цель мероприятия – совершение зимнего первопрохождения маршрута на пик Сабах (5300м) в Ашатском ущелье (Туркестанский хребет). Характер предполагаемого маршрута – ледово-микстовый, стиль восхождения - fast and light. по возможности, в режиме non stop.

Идея
После спуска со Сварога, сидя в базовом лагере под горой в ожидании погонщика лошадей, мы дружно начали придумывать планы на зиму. Обычно зима сразу же подразумевает Ала-Арчу, Корею, первопроходы на нее и на соседние горы. И так продолжается из года в год. Надоело как-то уже. А вот прямо сейчас такая погода хорошая и вид на Ашатскую стену такой красивый, манящий! И так родилось предложение сходить на Сабах зимой по ледовым рекам, которых, казалось, хоть отбавляй на северной стене. Подумали мы этот вариант и отложили в долгий ящик. А в декабре встретились с Костяном и решили-таки организоваться и поехать в Ашат. Но вдвоем, т.к. никто больше не собрался. По срокам выбрали конец февраля (думали, что погода получше, день подлиннее и не так холодно – как же мы ошибались). Костян предложил вариант разминки в Арче (никуда от нее не деться!), и разминка состояла из двух первопроходов на пик Семенова-Тянь-Шанского и на 6 башню Короны. Он давно присмотрел эти линии, и теперь была возможность их забороть. На том и порешили, билеты купили – едем. В Ала-арчу с Костяном собрались его друзья, Костя и Наташа за тройками и четверками, а заодно в планах было присоединиться к нам на первопроход СТШ.

В Ала-Арче.
13 февраля собрались все в аэропорту Бишкека и дружной толпой покатили в Арчу во главе с Артуром Усмановым за рулем. А ведь он предупреждал о снежной обстановке в районе! Закупились продуктами в супермаркете «Народный» и сразу рванули в лагерь. Там все перекидав и сложив вещи, мы сразу поднялись на стоянки Рацека. Ох, вот был подъем так подъем! Мы же собрали железа на 2 первопрохода, один из которых явно имел микстовую часть наверху, а также взяли еды на 10 дней! В общем «Конец толкания» наступил не быстро. Переночевали в хижине и на утро почувствовали себя гораздо лучше. Не спеша двинулись со всем барахлом на хижину «Наука».

Подъем на науку

Пришли к вечеру, т.к. с середины подъема снега было уже по колено. Но это нас мало смутило, и на следующий день мы выдвинулись на маршрут Акимова 3б (1 Башня короны). Мы с Костяном пробежали относительно быстро эту ледовую лопату, Наташа с Костей чуть помедленнее, но в целом в пределах разумного и без происшествий. Погода была пасмурная, но без осадков, что радовало несказанно. На следующий день – отдых и просушивание вещей, которые успели уже отсыреть. В этот же день мы с Костей сходили на пупырь напротив «Семена» и просмотрели маршрут в телеобъектив. Оказалось, что весь маршрут – ледовый, как мы и хотели! Узкий кулуар просматривался снизу до полки, а предвершинная башня, предположительно, обходилась слева, и нитка не просматривалась.

На пупыре. Ветер…

На леднике в день отдыха. Тоже ветер…

Звонок домой

Готовим орудия к бою

В общем, решили выдвигаться в 5 утра в составе боевой четверки, без бивуака и только с перекусом. Утром вышли вовремя и, пока дотропили по кулуару до начала льда, рассвело. Погода стояла отличная, работалось бодро. Шли двумя независимыми связками. За 3 веревки до выхода на полку встретились микстовые скалы, где мы с Костяном оставили перильную веревку для второй связки и ушли на полку с одной веревкой.

В начале микстового участка

На полке

Зря. Костя с Наташей отстали и подошли на полку только часа через 2. Все вместе мы решили, что смысла в 5 вечера двигать неизвестно сколько веревок до вершины не имеет смысла, и начали неспешный спуск по ледовому склону в сторону Байчечекея.

Красивый берг на спуске

Пришли в хижину уже затемно. По дороге мы с Костяном решили сделать вторую попытку в двойке через день. Костя с Наташей собрались на Плотникова.

В день отдыха. Костя, Наташа, Костя, Дима

Отдохнув денек, мы с Костяном выдвинулись на маршрут в 4 утра. Быстро пробежав по уже натоптанному нижнюю часть кулуара, мы зацепились за лед и по дыркам добежали к 13.00 до полки. Не останавливаясь, везде одновременно, прошли еще 5 веревок льда и 2 веревки предвершинных микстовых развалов. На вершину выскочили в 3 часа дня. А там такая красот! Виды потрясающие. Самая высокая точка района, как никак. На вершине - фотографируемся, делаем селфи на go-pro, съедаем шоколадку без чая.

На вершине

И вот мы уже самовыворачиваемся по ледовым ручейкам в сторону большого пешеходного кулуара. Ох, как не близко он был. По пути дюлферяем по карнизам и ледопадам. Костя идет первым, я кручу выверт – отработанная схема, ни разу не застряла веревка, хотя много дюлюферов из-за угла. И вот, наконец, пешеходный кулуар. Неспешно спускаемся по пояс в снегу и приходим в хижину через 13 часов после выхода из нее. Получилась-таки неплохая и логичная 5а на красивую гору. Много льда, немного микста и куча удовольствия! Пришли засветло и остаток дня наблюдали спуск товарищей с Плотникова.

П. Семенова Тянь - Шанского (4875) с нитками маршрутов. Наш маршрут №10 на фото.

На следующий день переходим на Коронскую хижину через провал в гребне Короны. Ох уж это и переход был! С тяжелыми рюкзаками, по пояс в снегу да на крутом склоне! На леднике встречаем группу питерцев и понимаем, что ночь в хижине будет тесной, но теплой!

Коронская хижина. Быт

Вечером собираем рюкзаки на завтра – первопроход на 6 Башню Короны по кулуару между 5 и 6 Башнями. Заодно слушаем рассказы Вити Коваля про зимнюю Нанга-Парбат и Леши Лочинского про Тамсерку. Ребята собираются лезть маршрут Семилеткина на Свободную Корею. Наши боевые товарищи – Ната и Костя тоже готовятся к маршруту на вершину Двурогая по маршруту 4б. И так, дружной толпою, мы покидаем в 4 утра Коронскую хижину. Погодка на улице, мягко говоря, нелетная! Дует ветер и метет метель так, что ничего не видно с фонарями. В медвежий угол тропим в темноте, ориентируясь на еле видимые очертания Кореи и Байлян-Баши. У 6 Башни разделяемся. Начинаем вползать в кулуар и уже на входе начинаются они! Пылевые лавины! Они собираются со всех стен обеих башен и текут нехилым потоком прямиком по нашему уууузкому кулуару! В непогоду это место выглядит уж очень мрачно.

Но по льду-то нормально идется, без особых задержек. А вот как только мы подходим к основанию камина, тут начинаются пляски с бубнами. Костян пробует лезть по ледовому ручейку, ширина которого не превышает 15 см, а скальные борта кулуара не позволяют влезть в камин целиком, только боком. Приходится ИТО-шить на якорях по скалам. И это под непрекращающимся потоком снега, напор которого всё увеличивался.

Пролез Костян в итоге 20 метров за час, и решили мы валить вниз, т.к. ночевать там было негде, да и не было у нас ни бивуака, ни еды. Ведь fast and light же! Ругаясь на весь кулуар, Костя вбил дюльферный якорь, и мы поехали вниз вместе с потоком снега. Спустились под гору уже затемно. Увидели в темноте огоньки наших ребят на спуске с Двурогой в самом начале кулуара и потопали к хижине. Естественно, все наши следы замело и пришлось заново тропить. Я опять вспомнил, как мы с товарищем вот так же в ночь возвращались из медвежьего угла в такую же погоду! И думал я тогда, в январе 2012, что нафиг сюда больше не пойду! В итоге, ночью притропили к хижине, ориентируясь на фонарик, который повесили для нас питерцы. Они не пошли на маршрут из-за тех же лавин и правильно сделали, ведь на следующий день была прекрасная погода! А мы пошли вниз, в Бишкек, на отдых и просушку всего! Артур довез всю нашу дружную команду до забронированной квартиры, и наша Арчинская разминка на этом закончилась.

В Ашате.
По предварительному плану у нас был задуман перелет в Баткен из Бишкека, а там на машине до Озгоруша – места, откуда начинался пеший трекинг в Ашатское ущелье. Но в итоге мы разыскали частного таксиста, который согласился прокатить нас на глазастом мерседесе через всю Киргизию до Баткена, да еще и недорого. На этом мы сэкономили денег и не заморачивались с упаковкой груза для самолета. В Бише решили все накопившиеся дела, посидели в интернет-кафе, купили продуктов в Ашат, поискали, но так и не нашли мембранную куртку для Костяна. Замок на своей куртке Костян сломал на Семене и очень переживал по этому поводу, но в итоге решил лезть в двух теплых куртках – Поларе и синтетике, что сэкономило еще достаточно средств. А их нам хватило впритык. В 4 утра выехали из Бишкека и покатили в сторону Туркестанского хребта, попутно обозревая потрясающие окрестности и досыпая недоспанное. По пути дорогу нам преградил камнепад, но последствия мы с другими водителями быстро раскидали к обочине и поехали дальше. В Баткен приехали уже поздно вечером и, получив от Жунусбека пропуска, сели в машину компании Batken Trevel Service, поехали в горы – в селение Озгоруш. Погонщик Нуридин – хозяин дома, встретил нас радушным приемом и вкусным ужином. Поели и сразу легли спать, на завтра наметили выход в 9.00. Как же хорошо мы выспались! Встав, плотно поев и погрузив вещи на двух лошадей, мы вышли в сторону Ашатского ущелья. С утра стояла отличная погода, что придавало уверенности, хотя прогноз был не самым оптимистичным. Что подтвердилось во второй половине дня, когда всё небо затянуло низкими облаками, пошел мелкий снежок, и стало прохладно. Достаточно быстро протопали до входа в Ашат и внизу встретили ребят из Красноярска. Они спускались из ущелья после неудачной попытки восхождения на Сварог. Понарассказывали они нам жути! И видео такое же показали! 3 недели непогоды в ущелье. Это нам оптимизма явно не прибавило. Но не возвращаться же обратно. Да и не может же непогода быть вечно. Конечно нет! Наверное… Ну с такими невеселыми мыслями мы к вечеру дошли до первого коша и встали на ночевку. Правда кони дошли несколько ниже, и мы еще потаскали вещи на себе метров 500. Как оказалось, кони по лавинным кулуарам не ходят… Или погонщики не хотят.

Как мы "покиргизили" этой зимой. Ала-Арча - Ашат 2015 (Альпинизм, сабах, сварог, зима, первопроход, маркевич, скотников) Ночлег местных охотников

В Ашатском ущелье

На следующее утро, собрав основное барахло, мы выдвинулись под стену. Шли долго и тяжело, но было бы хуже, не протропи до нас Краснояры тропу! За это им большое спасибо. Снега в ущелье было много, и тропу то и дело переметала снежная крупа. Но зато погода начала улучшаться, и мы увидели голубое небо, Сварог вдалеке. И настроение наше улучшилось!

Донесли вещи практически до ABC и быстрым шагом сбежали к базлагу. Устали очень, но зато на следующий день нести совсем немного вещей, так что больше спускаться не будем – только наверх! С утра встали при совсем хорошей погоде – практически идеальной. На небе ни облачка, ветра нет и морозно. Быстро собравшись и спрятав оставшиеся вещи под ближайшее дерево (памятуя летний опыт с кражей странного набора вещей из нашего лагеря под Сварогом), мы двинулись наверх, под стену Сабаха. Сказочной красоты виды открылись нам при ярком свете солнца и абсолютно чистом небе! Всё-таки это самое красивое ущелье, которое я когда-либо посещал в горах.

Привал на месте летнего лагеря

И летом во время экспедиции на Сварог у меня были такие же мысли. Наверх шлось очень легко, и мы засветло поставили ABC под большим камнем, откуда до начала маршрута было метров 300. Но по пути, когда мы сидели на месте летнего базового лагеря, с Сабаха сошла большая лавина (громыхнуло на всё ущелье – видимо отвалился карниз с гребня) и прямо по предполагаемой нитке подъема! Тут мы и призадумались: а не подождать ли нам денек под горой и не понаблюдать за снежно-ледовой лопатой, по которой нам предстояло лезть? Заодно и отдохнем от заброски. Сказано – сделано. И мы целый день смотрим на гору, тропим тропу под берг, собираем снарягу и просто валяемся под ярким солнцем, которое то вынырнет из-за Сварога, то зайдет за Сабах. В общем мало этого солнца было на ABC. Но оно в этот день было. Ну и на этом хорошая погода заканчивается…

Как мы "покиргизили" этой зимой. Ала-Арча - Ашат 2015 (Альпинизм, сабах, сварог, зима, первопроход, маркевич, скотников) Просмотр маршрута

Так и не дождавшись новых сюрпризов от горы, планируем выход на следующий день в 3 часа ночи. Заготовив завтрак заранее, ложимся спать в нашу супер фаст энд лайт палатку BD Firstlight. Чтоб она неладна была! Генератор конденсата в любых условиях. (Никому не нужна отличная палатка? Дешево отдадим, две штуки) Сидя дома, мы нарисовали на фотографии горы две предполагаемые нитки маршрута, одна из них по центру стены, другая по снежно-ледовой лопате до скал, далее по внутреннему углу, по ледовому ручейку до вершины. Но это было видно на летней фотографии. В реальности, на месте, смотря в телеобъектив, мы увидели гораздо меньше льда, чем планировали. Вырисовывалось много микста и несколько ночевок на мифических полках, на которые мы надеялись. Оказалось все совсем иначе. С утра бодро пройдя протоптанное, мы перелезли один берг, затем второй, и подошли к скалам. До этого страховаться не было возможности – крутой снежный склон и до льда не докопаться. Переход на снежную лопату оказался гораздо интереснее, чем смотрелся снизу. Пришлось пролезь на инструментах хорошие скалы и заглаженные плиты, в которые очень редко заходили якоря, и они были полностью засыпаны снегом, что существенно замедлило движение. Но вот мы на лопате и побежать бы нам, но не тут то было! Льда то нет, а есть крутой лавиноопасный склон, который надо траверсировать под линией отрыва снежных досок. До льда мы так и не докопались, шли одновременно несколько веревок до скал, метров 20 по скалам на правой части доски - и вышли на нормальный лед! Хватаем фифы и побежали… метров 50… А потом опять снег. Без страховки в это день мы прошли веревок 10 в общей сложности! Редкие ледовые поля мы встречали с большой радостью, ведь туда можно закрутить бур. Их мы за 20 веревок по лопате закрутили штук 10. Ах да, про погоду. Она испортилась. Совсем. И понеслись лавины. Ко второй половине дня снежные реки уже не прерывались и давили уже с нормальной силой. Но вот вниз уже как-то не хотелось по пути подъема. К 18.00, перебравшись через третий берг и сделав станцию на трех бурах, мы подошли под скалы. Сверху по кулуару со стены собирались серьезные пылевые лавины, которые практически исключали движение по скалам в этот день. Да и темнело уже. А мифической полки на 70 градусном склоне, переходящем в скалы, не наблюдалось.

Верх «Лопаты». Начало скальной части

Пришлось копать и долбить во льду свою микро-полку. Получилось приемлемо для полутора человек. Но нас-то двое! И она постоянно уменьшалась во время строительства –парадоксально, но лавины засыпали полку с той же скоростью, что мы её делали. Как эти лавины надоели! Кое-как поставив наш генератор конденсата на оставшееся от полки пространство, попутно насыпав в него достаточно снега, мы залезли вовнутрь и стали пытаться хоть как-то обустроить свой быт на ночь. А объем внутреннего пространства постепенно уменьшался, прибывающий снег вытеснял инородные предметы с горы с поразительной настойчивостью. Наконец, забив на обустройство, мы решили поесть и лечь спать, ведь завтра предстояла сложная техническая работа. Но тут случился непредвиденный казус! Костян передает мне кастрюлю от горелки от MSR-реактора со словами: «Набери снега, только аккуратнее, ручка отваливается». Я беру в руку кастрюлю, высовываю ее наружу и… Ну, в общем, нет теперь у нас никакой кастрюли! И нет никакой тары для кипячения! Фаст энд лайт, как никак… А чай пили мы последний раз в 3 утра. Началась экспериментальная часть задачи: вскипяти воду без кастрюли. Сначала грели воду в пластиковом стаканчике и растворяли там аскорбинку. Для ускорения процесса пробовали греть на ложке, в ледобуре, и т.д. Но все это было слишком долго и малыми порциями. А надо было еще поесть как-то. И тут я выдал гениальную идею. У нас с собой было два газовых баллона. Остаться должен только один :). В общем, посушив всё, что только можно, на горелке, сгенерировав достаточно конденсата, мы вскрыли баллон 230 грамм и, подвергнув его кипячению и обжигу, получили отличную кастрюлю для приготовления кипятка! Вдоволь накипятив воды и поев, мы легли ногами в один спальник, сверху надели новенькие пуховки от наших партнёров БАСК и отлично проспали до утра. Проснувшись, мы с трудом растолкали сжавшиеся стены палатки и стали обсуждать дальнейшие действия. План был прост – если интенсивность лавин уменьшится или пропадет, то мы лезем дальше до верху, по ночи, и ночуем на вершине. Баллон-то теперь один. Выглянув из палатки, мы поняли, что пора убираться с горы, так как объем и интенсивность снега увеличились за ночь в 1,5 раза. Если лезть вверх, то светило максиму две веревки в день, а у нас их всего две и возможность вырыть следующую полку была только в 8-10 веревках выше.

Утро. Наш просторный дом

В общем, линяем вниз. Решили дюльферять на другую сторону контрфорса. Спуск многообещающе начался по ледовой речке, и сначала мы даже подумали, что стоило лезть здесь, по хорошему льду. Однако, вскоре ледовая речка закончилась карнизом, за которым нас ждали 6 дюльферных веревок отвесных плит с карнизами… И лавины….

Наверное, уже надоело про них читать, но только они и заполняли наше пребывание на горе в течение всей попытки восхождения. Поэтому извиняйте! К 5 вечера мы, наконец, перепрыгнули нижний берг и пешком доползли до ABC.

После спуска.

Костян даже веревку не сбухтовал, а просто волочил вдоль горы. Как же мне хотелось прицепиться к ней и поехать за буксиром. Разложив палатку, мы изготовили вторую кастрюлю из пустого баллона (пару баллонов мы оставили в ABC перед восхождением), и вдоволь напившись киселя и чая, легли спать – мокрые, продрогшие, зато живые и здоровые.
Дальше был спуск со всем барахлом, мокрым и тяжелым, до первого коша. Погода в этот день была хорошей первую половину. Она, поиздевавшись над нашим сознанием до обеда, опять сомкнула туман и тучи над Ашатской стеной и больше не размыкала их. Так что, как я думаю, мы поступили правильно, приняв решение спускаться. Ведь нужно было еще найти спуск, которого мы не знали, с вершины в такую пургу и туман. Ну и в планах у нас был быстрый подъем на гору, а не осадная тактика.

На спуске

Базовый лагерь у нижнего коша

На следующий день нас ждал с двумя ослами Нуридин, и мы быстро и без происшествий спустились в селение, а оттуда сразу уехали в славный город ОШ, где нас ждал душ, сухая кровать, и нормальные тарелки вместо газовых баллонов!

По дороге в Узгуруш

Выражаем благодарность нашим спонсорам и партнерам, которые поддержали данное мероприятие:

СКА Зеленоград

Федерации альпинизма Самарской области

Компания НПФ Баск за предоставленное снаряжение

Федерация альпинизма и скалолазания города Москвы

Хронология экспедиции на сайте Зеленоградского альпклуба

Команда:
Маркевич Константин
Скотников Дмитрий

Как мы "покиргизили" этой зимой. Ала-Арча - Ашат 2015 (Альпинизм, сабах, сварог, зима, первопроход, маркевич, скотников) Сабах 5300м Летнее фото с нитками маршрутов

Мы не сдаемся и следующей зимой планируем повторную попытку первопрохождения нового маршрута на Сабах!