Кайт-поход по Кольскому полуострову завершился!

Пишет press-RF, 27.03.2015 15:55

Первый кайт-поход по Крайнему Северу состоялся! Потренировавшись на Онежском озере, кайтеры отправились на Кольский полуостров.
О том, как это было, рассказывает Константин Епишин.

Рассказ о Кольском

- Ну как ваш поход?
- Успешно или нет?

Конечно же, хотелось коротко и гордо отвечать «ДА». НО приходится витиевато отмазываться.
К сожалению, кайт-походы слишком ветрозависимые.

Генератором идеи Кольского, как обычно, выступил Дима Ботов. Он еще в прошлом году погонял в этих местах, и описывал так, что я целый тазик слюней нацедил. Особенно эта вылазка полезна для подготовки к главному походу года Мезень-Воркута.

Итак, по порядку.
Кайт-поход по Кольскому полуострову завершился! (Воздух, кайт-походы, Крайний Север, кольский полуостров, кайты, зимний кайтинг)

5 марта

Навьюченные аки ослики, встречаемся на Ладожском. Дима, Никита и я. Все вовремя. Полностью забиваем багажом наш плацкарт и «доукомплектовываем» пару соседних не поместившимися рюкзаками.

Самый любимый момент: друзья в сборе, вещи разложены, городские проблемы удаляются под стук колес. Можно расслабиться, предаться безделью и мечтам. Всё было бы отлично, но Диме «подфартило» перед отъездом поймать какую-то бациллу. И всю дорогу болезного отпаивали чаем и лимонами в надежде на обычно быстрое выздоровление. В общем, подкалываем товарища и не унываем.

Скоро нас встретят в Мурманске, потом – микроавтобус до Туманного, дальше – 12 км на снегоходе через перевал и редколесье и еще дальше – автономка.

7 марта

13.00. Мы в Туманном. Небольшой городок из десятка достаточно длинных пятиэтажек (из которых половина пустует), садика, школы и нескольких сельских магазинчиков. Занимаемся опросом местного населения в поисках снегоходов и покладистых «погонщиков». Похоже, здесь все друг друга знают. Не мучаясь длительными поисками, получаем адрес Виктора, владельца снегохода, и идем к нему. Договорились. Единственное, что мужики посетовали на проблемы с бензином. Виктор подтягивает своего товарища Николая, и мы загружаем их сани Димой и вещами. Я и Никита едем следующей ходкой.

17.00. Мы в начале пути. Прощаемся с нашими «снегоходчиками». Ветер нещадно гнет кустарник. «Закапываемся» под сопочку и готовим ужин. Засыпаем под «треп» палатки и мечты о завтрашней погоде.

8 марта!

Поздравляем наших женщин с праздником и дарим им отдых от Нас!

Дима расклеился не на шутку. Звоним нашему онлайн доктору Прюцу за консультацией. Решаем дать Диме день выходиться. И пичкаем его антибиотиком (невзирая на всё его презрение к таблеткам).

А погода просто отличная. И ветер и солнце. Лучше и не придумать. Каждый занялся своим делом. Дима пошел побродить с «фотиком» и камерой. Никита решил разобраться со своим снаряжением. Я же расчехлил Ozone Frenzy 9м и поехал обследовать ближайшие сопочки. Взял с собой волокушу, дабы отрепетировать маневрирование на камнях и редколесье. Набивать тяжелым не стал. Только кайты и спальники.

Это моя первая каталка в гористой местности! Восторгу нет предела!!! Погода в «масть», кайт в «масть». Взлетаешь на сопку как на каком-то волшебном подъёмнике. Несёшься вниз так, что уши закладывает. Иногда пролетаешь по несколько метров. Кажется, что можно 200 км проехать, не напрягаясь. При всем этом надо учитывать рельеф. Стараться понять, где будет «турбула», где – усиление, а где – тень. Конечно, кайтинг на такой местности очень интересен и сильно отличается от катания на ледяных просторах озер и морей. Вскоре к этому празднику присоединился и Никита. После пары часов катания по ближайшим сопочкам стала понятна «оборотная сторона медали». Очень много камней, как видимых, так и скрытых. И это серьезная проблема для лыж и скорости перемещения по маршруту.

Полные впечатлений поехали в свою берлогу. Ужин, чай и спать. Дима вроде на поправку пошел. Завтра в путь!

9 марта

Быстрый завтрак и дооолгие сборы. К новым волокушам еще не привыкли. Вещи не нашли еще свои места. На сборы, складывания и перекладывания ушло часа полтора. Отрепетировали. Достаем снаряжение. Дима и Никита - «Джокеры 11», я – «Frenzy 9».

Стартовали почти синхронно. Дима пошел первый, я вторым, Никита замыкающим. Курс бакштаг. На пологих сопочках всё было хорошо. Не быстро, но ровно и уверенно продвигались по маршруту. Постепенно рельеф изменился. Сопки стали покруче, ветер усилился и стало ощутимо «турбулить». Джокеры поменяли на «Flysurfer Outlaw 6». Я продолжил на «Frenzy 9». Когда меняли кайты, подъехал какой-то дикий рыбак из Туманного на снегоходе. Пофотографировал нас и уехал в сторону дома. Мы продолжили начатое.

Еще через час пути ветер усилился до 15-18 м/с. На вершинах сопок очень много выступающих камней. Стало просто опасно идти. Перед очередным подъемом Дима уронил кайт и долго пытался стартовать. Мы с Никитой ждали его на сопке между камней, завесив кайты в зенит. Ни паркануться, ни съехать вниз на помощь товарищу. Да и стоять на «рванине» между камней стрёмно. В общем, кое-как уложили кайты, дождались Диму и двинулись дальше.

Ветер усилился уже настолько, что Никита не рискнул стартовать с вершины. Спустился на озеро и там только расправил крыло. Еще пара перевалов, и ландшафт стал выравниваться. Но и ветер усилился. Еще час пути и паркуемся на ночлег возле реки Рында. Хоть воды нормальной попьем.

Быстро упаковались и сразу же начали копать место под палатку. Как лениво было махать лопатой! Кто бы знал. Сразу вспомнилась армия в Мурманской области с бесконечными снегопадами. Но старания окупились с лихвой. Спали в тишине и без залетающего снега, несмотря на ураганный ветер. К утру ветер стих метров до 7-10.

10 марта

Еще один очень неприятный сюрприз! Никита заболел! Надо принимать решение. Или выжидаем день-два и продолжаем маршрут, или возвращаемся обратно. К тому же, по времени был четкий лимит, перебор которого ставил под угрозу предстоящий основной поход Мезень-Воркута. Звонок на большую землю: - Олег, что с ближайшим прогнозом? - Парни, у вас есть день, чтобы вернуться. Дальше пять дней ветер 18-22…

Понимаем, что здесь это будет больше… Снимаем лагерь и через «не хочу» выдвигаемся в обратную сторону. Шли по большей части галфвиндом, иногда «лавируясь». Обратно прошли без остановок и приключений достаточно быстро. Палатку поставили на обжитом нами месте. Ужинали, когда уже стемнело. Ночь подарила нам чистое звездное небо с красивым ярким северным сиянием.

11 марта

Никита всю ночь кашлял, и утро здоровья ему не добавило. По расписанию автобус из Туманного в Мурманск уходит 13 марта в 7 утра. Решили сегодня отдохнуть и завтра на кайтах или пешком добраться до посёлка, переночевать в гостинице и послезавтра утром – на автобус. А сегодня можно попытаться пробиться против ветра через кустарники до Туманного. «Пробить» завтрашний маршрутик.

Никита с Димой решили прогуляться пешком. Я достал любимого «Френзю». Идти в Туманный – строго против ветра 8-10 м/с. В начале пути очень много кустарника. Под кайтом очень тяжело. Сильно не разгонишься. Получалась средняя скорость пешехода. Но по мере подъема на перевал деревьев становилось меньше, простора больше и ветер сильнее и менее рваный. Через 4-5 км можно уже было в удовольствие кататься. Пугал только прогноз, обещавший ураганный ветер. Может, синоптики на этот раз ошиблись…

Еще через час с небольшим я остановился в паре километров от ближайшей пятиэтажки. Тропа проложена. Завтра вполне можно доехать на кайтах! Обратная дорога по ветру заняла каких-то полчаса и была легкой. Катил практически всю дорогу по снегоходному следу между кустов. Очень вовремя вернулся. Уже минут через 15 пришёл сильный, порывистый ветер со снежными зарядами. Не обманули синоптики.

В этот вечер легли рано. Из палатки выходить совсем не хотелось. Всю ночь ветер пытался вырвать наше укрытие с насиженного места.

12 марта

Позавтракали, собрали лагерь и нацепили «сбрую». Ветер попутный, но рваный и сильный. На грани того, что могут себе позволить наши кайты и силы. Кое-как, поочередно падая и путаясь в кустах, проехали треть пути. На перевале ветер так разыгрался, что стало периодически переставлять. Хорош! Баста! Сворачиваем кайты и дальше пешком.

Прошли 2/3 пути. Никита бредёт уже еле живой. Всю пешую часть маршрута я беседовал со своей ленью. Лень говорила:
– Ветер уже подстих, доставай свою тройку и кати, а не тащи эту ужасную волокушу в гору.
Я ей:
– А как же друзья?
Лень:
– Отвезешь свою поклажу, вернешься и поможешь Никите.
Я:
– Но они же опытные и, тем не менее, не «рыпаются».
Лень:
– Им просто лень одевать лыжи и доставать кайты.

Убедила!!!

Пока коллеги пешим строем удаляются, я быстро достаю тройку Infinity и делаю пробный проход. Даже на ветер получается! Ух!!! В 2 минуты обгоняю Никиту, по ходу сообщаю, что щаз вернусь. На траверзе с Димой начинаю упираться в борьбе с ветром (галфвинд и стягивает по ветру) и … отстегивается лыжа…

Крича неприличные слова, пролетаю мимо Димы сквозь кустарник в мягкий, но холодный сугроб. Волокуша по той же траектории, но застревает в кустах. Цел и невредим, но опозорен! Лень заткнулась.

Остаток пути догонял друзей пешком спокойно, хотя ветер иногда скисал (или мне так казалось).

Когда входили в посёлок, солнце уже почти село. Вот так и закончился наш поход.

Теперь немного о снаряжении.

Кайты – основной набор «Джокеры» 16 и 11. Плюс «штормовые» «Flysurfer Outlaw 6» и Ozone Frenzy 9. 16-метровые даже не доставали. Одиннадцатые на турбуле и рванине ведут себя скверно. Это отличные кайты для равнины, но не для гор. Outlaw и Frenzy отлично держатся в турбуле. Особенно мне понравился в этих условиях Frenzy. Очень простая стропная и чудесное свойство распутываться из, казалось бы, безнадежных узлов.

Лыжи downhill 207 и 217. На такой местности очень хотелось пересесть на что-нибудь поменьше.

Волокуши использовали старой, испытанной конструкции из армированного ПВХ. Все наши сомнения относительно их живучести на камнях и кустарниках оказались развеяны. Никаких сколь-нибудь серьезных царапин или потертостей не обнаружили. Новый элемент – замки с двух сторон волокуши (типа ликтрос-ликпаз) требует незначительной доработки, но, в целом, работает хорошо. Волокуши изготовил наш старый боевой друг Сергей Петрушко – специалист по ПВХ лодкам.

Спальники брали синтепоновые из соображений быстрой просушки.

Комплект одежды подбирал Дима Ботов в Red Fox. Все вещи использовались ежедневно по полной. Ничего лишнего. Не пожалел ни о едином грамме взятого.

Рукавицы-краги Zip Mitten THL удачной конструкции. Снимал только на стоянке. Если надо освободить руку – не надо снимать рукавицу. Достаточно потянуть молнию, и рука свободна. Если жарко – так же расстегнул молнию и рукавица вентилируется. Выглядит она не очень теплой, но это впечатление обманчиво. Большую часть пути я проделал в полурасстёгнутых.

Под кайтом шли в курточке виндблок Defender III и сверху ветровка Alpine Ascent. Не стесняет движений, не жарко даже при активном управлении кайтом, и в то же время ни разу не почувствовал холода в движении.

Подшлемник WB II сделан так, что не сбивается и не ограничивает обзор. Очки с ним ни разу не запотели.

Пуховая куртка Baltoro XX использовалась на стоянках и не оставляла холоду ни единого шанса добраться до наших тушек. При этом, как и положено пуховику, в транспортном положении отнимала весьма скромное пространство и вес.

Брюки виндблок Camp WB II быстро сохнут на ветру и солнце.

В целом, этот поход как этап подготовки к походу Мезень-Воркута был очень полезен. Кроме выявленных полезных мелочей, он придал уверенности в успешности предстоящего мероприятия. Спасибо всем, кто помогал, сочувствовал и верил!

Полный маршрут похода есть здесь.

3 апреля спортсмены отправляются во второе грандиозное кайт-путешествие по маршруту Мезень-Воркута, а это почти 900 км! Пожелаем кайтерам оптимального ветра и отличного самочувствия!

Подробнее о команде - здесь.

Компания Red Fox - экипировочный спонсор кайт-походов по Крайнему Северу.